План итогового сочинения. » Рустьюторс
Как писать итоговое сочинение?
План сочинения.
1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент 1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент 2
8. Микровывод
9. Заключение
Вступление.
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тезис.
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
— Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
— Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
— Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Связка.
Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
Микровывод.
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характ
rustutors.ru
примеры структуры, подготовка тезисов и аргументов
Как успешно написать итоговое сочинение по литературе? Этим вопросом задается, пожалуй, каждый школьник. Для начала разберемся, что вообще представляет собой такая форма письменной работы.
Изложение мыслей или мнения по какому-либо вопросу с приведением тезисов, а также аргументов в пользу того или иного утверждения — это залог получения отличной оценки. Написание итогового сочинения по литературе 11 класс является одним из обязательных испытаний, в частности, для допуска к ЕГЭ. В статье мы подробно объясним, как успешно составить план итогового сочинения.
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Как писать сочинение по литературе?
На уроках русского языка и литературы письменное изложение мыслей является одной из форм проверки умений и навыков учащихся. Для того, чтобы оно получилось грамотным и интересным, необходимо придерживаться нескольких пунктов.
Тема
Как начать сочинение по литературе? Сперва нужно задуматься и выбрать подходящую тему. Если учащемуся предоставляется несколько вариантов на выбор, внимательно просмотрите каждый и подумайте, какой из них наиболее привлекателен для вас.
Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.
Если же вам не предоставили выбора, то и в этом случае можно написать качественный и интересный текст.
Вступление
Возможные виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе:
- Академическое: «Вершиной творчества автора стало произведение …, о котором и пойдет речь.»
От первого лица: «Тема … была выбрана мной не случайно.»- Цитатное: «Что вы, что вы над собой сделали!» — вопрошает Соня Мармеладова. Стоит задуматься над этими словами, ведь эта крылатая фраза может быть применена ко всем героям романа Достоевского».
Очень выгодно смотрится работа, вступление которой начинается с риторического вопроса. Этот ход можно использовать не только во вступительной части, но и в других структурных элементах текста.
Тезис
После выбора темы приступайте к составлению тезисов. Что такое тезис? Это краткая формулировка вашей главной мысли или идеи. Например, если тема сочинения звучит как: «Что такое дружба», то тезисом к ней может быть следующее утверждение: «Дружба – это союз нескольких людей, основанный на полном доверии и взаимовыручке».
Аргументы
Любой тезис требует аргументов. Утверждение можно как подтвердить, так и опровергнуть. Аргументы к итоговому сочинению следует формулировать объективно.
То есть, если вы являетесь радикальным сторонником определенной идеи, а тема звучит как «Спорт: аргументы за и против», нельзя придерживаться только одной точки зрения и полностью опровергать другую.
Необходимо привести минимум по 2-3 аргумента, как в пользу данного тезиса, так и против.
Оценка
В некоторых изложениях требуется не просто аргументировать высказывание, но и выразить собственное мнение по этому поводу. В таком случае необходимо четко сформулировать свое отношение к какой-либо идее, при этом не принимая строгой позиции «за» или «против». Например: «Я согласен с автором в данном вопросе, однако нельзя отрицать существование противоположной точки зрения».
Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.
Как закончить сочинение?
В завершении изложения необходимо подвести итог всего сказанного. Здесь нужно обобщить основные выводы и перефразировать вступление, подводя тем самым логический итог.
Оформление
К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста.
Структура итогового сочинения
После выделения основных тезисов и аргументов, необходимо структурировать свои мысли в соответствии с типовым планом работы. Оформлять текст следует в соответствии со следующим планом:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение / вывод.
Основная часть состоит из:
- тезис;
- аргументы за;
- аргументы против;
- личное мнение.
Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки.
План итогового сочинения
Цитаты
Каждый тезис в сочинении по литературе необходимо подкреплять примерами. Это могут быть выдержки из художественных текстов, строки из стихотворений, а также цитаты поэтов, писателей или литературных критиков.
Цитаты для итогового сочинения необходимо оформлять в соответствии с правилами оформления прямой речи в русском языке. Если фраза приводится не полностью, пропущенные слова в высказывании замещаются многоточием.
Речевые клише и слова-связки
Для оформления логической связи высказываний, каждое предложение нового абзаца должно содержать слова-связки. Они помогают создать логический переход от одного предложения к другому, не теряя нити повествования.
Как выразить актуальность проблемы, раскрываемой автором:
- В своем произведении писатель поднимает важную на сегодняшний день проблему…
- Писатель затрагивает актуальную проблему…
- Одна из проблем, рассматриваемых автором, касается…
- Поднимаемая автором проблема остается актуальной и в наши дни
- Среди всех проблем, предложенных в тексте, для меня наиболее актуальной является …
- Проблема … всегда была актуальна для человечества…
- Публицист отмечает важность…
- Тема … прослеживается во всем творчестве писателя…
Как установить тему и идею
- Автор статьи раскрывает тему…
- В произведении рассказывается о…
- Тема …, которую развивает автор, близка каждому…
- Тема текста близка и понятна всем…
Как обосновать авторскую позицию:
- Следующее утверждение точно выражает авторскую точку зрения: …
- Позиция автора такова: …
- Автор занимает … позицию …
- Эта мысль выражает точку зрения писателя: …
Как выразить собственное мнение:
- Трудно не согласиться с публицистом …
- Невозможно отрицать правоту автора …
- Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
Объем сочинения
Строгие требования к объему написанного текста предъявляются, как правило, только на государственном экзамене в 11 классе. Итоговая экзаменационная работа должна содержать не менее 350 слов.
Внимание! Если количество слов не превышает 250, вся работа оценивается в ноль баллов. Максимальное количество слов не устанавливается.
Примеры
Проанализируем образец сочинения по литературе, написанного учеником 11 класса:
Как видим, первый абзац является введением и, вместе с тем, тезисом. Второй абзац также приводит еще один тезис, кратко формулирующий определение понятия истории. В следующих частях текста учащийся дает аргументы, подкрепляющие ранее приведенный тезис.
Фраза «как я думаю», употребленная в предпоследнем абзаце работы, вводит личную точку зрения учащегося. Последний абзац с использованным клише «подводя итог», вводит заключающее предложение.
При этом автор использует риторические вопросы («Ведь кем мы будем без знания своей истории?», цитирование, эпитеты (стойкий, мужественный, непоколебимый) и другие художественные приемы. Использование таких средств создания экспрессивности позволяет выстроить полную композицию текста. Объем работы также соответствует заявленному минимуму.
Общие рекомендации
Подведем итоги. Подготовку к сочинению по литературе следует начинать с изучения деятельности автора, произведение или биография которого будет описываться в тексте.
Для успешного написания итоговой работы, необходимо четко определиться с темой. Она должна вызывать интерес и быть знакомой учащемуся.
Для того, чтобы работа содержала все необходимые структурные элементы, составьте план, которого будете придерживаться в процессе работы. Он должен состоять как минимум из трех пунктов: введение, заключение, основная часть.
Не забудьте об использовании слов-связок, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.
В начале работы обязательно сформулируйте один или несколько тезисов. Тезис является своеобразным индикатором того, что учащийся понимает то, о чем пишет; и может сформулировать проблему по предложенной теме. Каждый тезис подкрепляется аргументами, либо опровергается при помощи использования все тех же аргументов «против».
Цитаты для итогового сочинения также могут быть использованы в качестве аргументов, однако следите за правильным оформлением цитирования в тексте.
Если о проведении итоговой работы вас предупредили за несколько дней, следует подготовиться заранее. Для этого можно воспользоваться учебной литературой о данном авторе или аналогичной практикой. Аналогичная практика представляет собой уже готовые работы учащихся, оцененные высоким баллов в ходе проверки. Их можно проработать и взять за основу.
Списывать отрывки из чужого текста крайне не рекомендуется. Экзаменатор точно выявит плагиат в вашей работе. Если же подобное случится на ЕГЭ, весь экзамен будет оценен в ноль баллов. Примеры сочинений по литературе в декабре можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, а также на любом тематическом портале сети Интернет.
Итоговое сочинение: общие рекомендации
Готовимся к итоговому сочинению 2017/2018. План сочинения, критерии оценивания.
Вывод
Текст пишите вдумчиво. После написания, тщательно проверьте его на наличие грамматических, синтаксических и орфографических ошибок. Особое внимание уделите проверке написания имен собственных, названий произведений и прочего. Отличное написание сочинения по литературе в 11 классе станет залогом поступления ученика в выбранный ВУЗ.
Это интересно! Проблема статуса и место индивидуума в мире: человек и общество — сочинение рассуждение
uchim.guru
План итогового сочинения » Рустьюторс
План итогового сочинения.1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент №2
8. Микровывод
9. Заключение
Вступление.
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тезис.
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
— Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
— Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
— Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Связка.
Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
Микровывод.
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Рекомендуем ознакомиться с разделом сайта ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ
rustutors.ru
Итоговое сочинение по литературе план написания
Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:
- Какой должна быть структура (план) сочинения?
- Из каких частей оно должно состоять?
Попытаемся ответить на них.
ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
- Вступление.
- Основная часть.
- Первый тезис+аргумент.
- Второй тезис+аргумент.
- Третий тезис+аргумент.
- Заключение.Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.
Источник: sochitog.ru
Составляем план к сочинению
«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «. я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует! ». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное.
Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.
Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению.
– Можно ли отступать от плана?
– Разумеется!
– Так, а смысл писать, если отступать от него?
– Ваши незначительные отступления – это контролируемый процесс. У вас будут поставлены границы, вам будет ясна первоначальная мысль и понимание того, к чему надо прийти. А когда вы уже погружены в написание, то всегда готовы к тому, чтобы привнести в сочинение что-то такое, о чем сразу и не задумывались.
Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
Основная часть всегда разбивается на подпункты.
Порассуждаем на примере такой темы: «Из двух друзей всегда один раб другого » (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени”». Основную часть. как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее:
1. Неспособность Печорина к дружбе.
2. Печорин и Максим Максимыч.
3. Печорин и Грушницкий.
4. Печорин и доктор Вернер.
Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится.
В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет.
Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно.
«В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.
Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:
1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.
2. Во введении также можно порассуждать:
b. Вспомнить факты из биографии писателя;
c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.
5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении.
Источник: neznaika.pro
Как писать итоговое сочинение? Разбор по абзацам
ПАМЯТКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (350 слов)
ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Сочинение состоит из трех основных частей:
- Первый тезис+аргумент.
- Второй тезис+аргумент.
- Третий тезис+аргумент и т.д.
Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!
Ниже приведены примеры всех элементов сочинения.
Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.
Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.
(перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом)
Источник: vopvet.ru
Как написать итоговое сочинение?
В первую среду декабря все ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение. Выпускнику предлагается пять тем сочинений. из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена. Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления. в рамках которых будут даны темы. В 2018/2019 учебном году даны следующие направления: «Разум и чувство». «Честь и бесчестие». «Победа и поражение». «Опыт и ошибки». «Дружба и вражда».
Данное сочинение было введено совсем недавно, поэтому многие выпускники задаются вопросом: «Как же писать это сочинение? ». В данной статье мы подробно ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2018/2019 гг. мы подробно ознакомились в предыдущей статье . Повторяем, что для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы выпускник раскрыл предложенную тему. написав не менее 250 слов. и привёл хотя бы один литературный аргумент.
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только по одному из заявленных тематических направлений. Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.
1. Алгоритм работы над сочинением
Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент. подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.
Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:
2. Как работать с черновиком и планом сочинения
Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике. а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями. сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа ; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.
На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений. необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):
Например, раскрывая тему «Что слушать: разум или сердце?». следует ответить на вопрос «К чему должен прислушиваться человек, принимая решение: к разуму или к чувствам?». В результате можно сформулировать следующие тезисы:
Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения — это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.
Приведём два примера составления плана:
3. Работа над композицией сочинения
Критерием оценки сочинения №3 является композиция. т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.
Традиционно выделяют три части сочинения:
1) вступление. задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть. в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение. в котором подводится итог, обобщается написанное.
Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:
Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры (один или несколько)
Микровывод (обобщение написанного)
Логический переход к новой мысли
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Логический переход к новой мысли
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
В качестве примера приведём анализ структуры сочинения на тему «Любить природу — значит любить родину (М. Пришвин)» :
Сегодня всё чаще и чаще начинают говорить об экологической катастрофе, грозящей человечеству. Слишком долго люди бездумно вмешивались в естественный ход природных явлений. Слишком самонадеянно человек назвал себя царём природы и решил подчинить её себе. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — провозгласил Базаров, а вслед за ним и многие поколения безоглядно кроили и перекраивали мир, не задумываясь о последствиях.
Основная часть
Тезис 1
Однако не все равнодушно взирали на происходящее. Многие писатели уже давно предупреждали людей о грозящей беде. Один из них — Валентин Григорьевич Распутин. Всем своим творчеством он утверждает мысль, что только в согласии с природой, в единстве с землёй, которая тебя взрастила, можно постичь смысл человеческого бытия, достичь гармонии в самом себе. В каждом своём произведении он пытается объяснить читателю эту простую истину.
Наиболее интересной в этом плане мне кажется повесть «Прощание с Матёрой». В центре внимания автора трагическая история гибели целого края: на наших глазах уходит под воду мир со всеми своими традициями, легендами, языком и верой. Вместе с героями повести мы прощаемся с деревней Матёрой.
Тезис 2
Доказательства, примеры
Само слово «Матёра» символично: мать, родная земля. Однако герои повести по-разному относятся к родной деревне. Старики: Дарья, Настасья, Катерина, Сима — не могут смириться с жестоким и неразумным решением. Дарья с горечью думает о своей ответственности перед предками, о родном крае, который не смогла уберечь. Её сын Павел хоть и жалеет родной остров, но уже смирился, работает бригадиром в новом совхозе, обживает новый дом, а внук Андрей и вовсе забыл о своих корнях, собирается работать на строительстве той самой плотины, из-за которой гибнет Матёра. Так на примере трёх поколений семьи Пинигиных автор показывает, как человек постепенно отдаляется от родной земли.
Тезис 3
Доказательства, примеры
Особую тревогу автора вызывают люди, которые добровольно губят Матёру. Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с матёринцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища. Распутин метафорически называет этих героев «обсевками», сравнивая с голыми местами на пашне, куда не упало зерно. В их души не упали семена добра. На примере таких персонажей писатель показывает, что может произойти с человеком, который теряет связь с родиной.
Тезис 4
Доказательства, примеры
Особую роль в повести играют символические образы. Гордостью матёринцев является «царский листвень» — старое дерево, одиноко стоящее на холме. По преданию, его корни — это опора острова, тот стержень, на котором держится жизнь. Как ни стараются его уничтожить, могучее дерево несокрушимо, неподвластно ни топору, ни огню. Писатель считает, что человек не властен над силами природы, никогда не подчинит её своей воле, не изменит её вековых законов.
Тезис 5
Доказательства, примеры
Символичен и финал повести. Павел, Петруха и Воронцов блуждают в тумане, не могут найти путь к уже утраченному дому, где остались их матери. Так Распутин хочет напомнить нам, что, оторвавшись от своих корней, мы будем блуждать во мраке, не находя вокруг нравственных ориентиров.
И сегодня, через десятилетия после выхода повести в свет, мы видим, как прав был писатель. Но всё же я с надеждой смотрю в будущее, желая, чтобы люди одумались: не разрушали, а созидали, сохраняли живой первозданную красоту природы.
3.1 Как писать вступление
Варианты вступления
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.
XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла. Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.).
Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку дано иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь: решает, как поступить в конкретной ситуации, какому делу посвятить себя, к какой цели стремиться. Чем же руководствоваться при выборе: чувствами или разумом?
Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «В чём заключается смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.
«Величайшая победа – это победа над самим собой», – сказал кто-то из древних мудрецов. Задумаемся над этой фразой. О какой победе идёт речь? С кем или с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь.
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
Вступление должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
3.2 Как писать основную часть
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом.
Поскольку мы говорим о написании сочинения-рассуждения, необходимо обратить внимание на типичную структуру абзаца текста-рассуждения:
Я думаю, одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины.
Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России.
Иллюстративная часть (доказательства, примеры)
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А Есенин, А.А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Наверное, это одно из самых ярких признаний в любви своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.
Обратите внимание на то, что текст, вписанный в таблицу, представляет собой один абзац с абзацным отступом только в первом предложении.
Новый абзац — это новая мысль. так или иначе связанная с предыдущей. поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли) ;
● однако, между тем, в то время как, тем не менее(отношения противоречия, противопоставления) ;
● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же(причинно-следственные отношения) ;
● обратимся к. вспомним также, остановимся на. перейдём к. необходимо остановиться на. необходимо рассмотреть.(переход от одной мысли к другой) ;
● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.итог, вывод) .
Использование литературных аргументов
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.
Вы можете брать литературный материал для аргументации своего мнения из нашего сборника аргументов . в котором приведены аргументы по направлениям «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».
3.3 Как писать заключение
Варианты заключения
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.
Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, разум, не направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и чувства, знания и нравственности, рассудка и совести. Только в поиске этой гармонии и заключается путь к истине.
Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.
Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
Призыв к читателю
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.
Итак, мудрый человек не почивает на лаврах после победы, но и не опускает руки после поражения. Давайте же идти вперёд, к поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни уныние не сбивают нас с верного пути.
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.
«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», — сказал однажды Марк Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы.
Заключение должно подводить итог всей вашей работе. логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер .
4. Типичные ошибки в сочинении
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
Источник: xn--80aff1fya.xn--p1ai
Загрузка…
2018-2018.ru
Пишем правильно итоговое декабрьское сочинение: шаблон, шпаргалки, план, структура, баллы
Для выпускников российских школ начинается один из самых важных периодов в учебном году. 5 декабря 2018 года им предстоит написать итоговое сочинение по русскому языку, которое является допуском к ЕГЭ.
С собой ученикам разрешается взять лишь письменные принадлежности. Результат данного экзамена учитывается по желанию абитуриента и вуза. Переписать итоговое сочинение можно будет 6 февраля и 8 мая 2019 года.
ДАТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018—2019 ГОДУ
В утвержденном регламенте указано: датой написания итогового сочинения в 2018 году выбрана первая среда декабря. Дополнительными датами выбраны первые среды февраля, мая 2019 года. Дополнительные даты — это сроки, когда сочинение могут написать школьники, по уважительной причине не участвовавшие в написании 5 декабря, получившие «незачет», нарушившие дисциплину, за что их удалили с испытания.
Так, датами написания сочинения в 2018—2019 году выбраны:
- 5 декабря — заявку нужно было подать включительно до 21 апреля;
- 6 февраля — заявку нужно подать включительно до 23 января;
- 8 мая — заявку нужно подать включительно 24 апреля.
Сочинения пишут в школах, в которых учатся испытуемые. В классы их запускают в 09:00, и в 10:00 они приступают к написанию. За одной партой может сидеть только один ученик, и всех рассаживают в шахматном порядке. Участников ознакамливают с инструкцией. Итоговое сочинения нужно написать за 3 час. 55 мин.
СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?
По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет».
Аргументы приводят из любого произведения, как отечественного, так и зарубежного автора: прозы, стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего. Исключение — пословицы и поговорки.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.
На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.
Список литературы:
- «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
- «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
- «Географ глобус пропил» А. Иванова.
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
- «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
- «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
- «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.
Хрестоматийные произведения по этой тематике:
- «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
- «Два капитана» В. Каверина.
- «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
- «Дон Кихот» М. Сервантеса.
- «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
- «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
- «Обломов» И.А. Гончарова.
- «Судьба человека» М.А. Шолохова.
- «На дне» М. Горького.
- «Алые паруса» А. Грина.
- «Три сестры» А.П. Чехова.
МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).
Литература:
- «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С, по информации на 14:48:24. Пушкина.
- «Месть» А.П. Чехова.
- «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
- «Сотников» В. Быкова.
- «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
- «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.
Литература:
- «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
- «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
- «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
- «На дне» М. Горького.
- «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Победитель» А. Грина.
- «Слепой музыкант» В. Короленко.
- «Последний лист» О. Генри.
- «Улыбка» Р. Брэдбери.
- «Картина» Л. Гранина.
ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ
Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.
Литература:
- «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
- «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
- «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
- «Гроза» Н.А. Островского.
- «Отверженные» В. Гюго.
- «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
- «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
- «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
- «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Детство», «На дне» М. Горького.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ
Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.
Примерные темы итогового сочинения 2019:
- Почему возникает конфликт поколений?
- Могут ли дети учить родителей?
- «Человек без мечты, как птица без крыльев».
- Заветная мечта и жестокая реальность.
- Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
- Месть – проявление силы или слабости?
- Что важнее – искусство или ремесло?
- Может ли творец быть ремесленником?
- Что дает людям искусство?
- Добрыми людьми рождаются или становятся?
- Бывает ли оправданная жестокость?
- Человек как воплощение доброты и жестокости.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:
- объем не менее 250 слов;
- самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).
Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:
- Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
- Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
- Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.
- Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
- Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.
КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ
Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:
Заголовок 1 | Заголовок 2 | Заголовок 3 | Заголовок 4 | Заголовок 5 |
---|---|---|---|---|
kjlhjk | yyuityu | adczxc zxc | sadfasedf | sdfgsdf |
mn,bnm, | gjhkghjk | vzxcvxzc | g xcvvcb | g sdf fsg |
gjhkjbnm, | nmbnmg | vaszdf asdf | dsfg sdf | xcv xcv g |
,bnm,b | hjkgyui | zxc zsdxf | sert wert | sdfg sdfg |
Практические советы
Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.
При написании итогового сочинения в 2018—2019 году используйте такую методику:
- Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
- Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. (89.169.72.61). Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
- Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
- Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
- Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.
ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2018—2019 УЧЕБНОМ ГОДУ
Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:
Как связаны между собой понятия «…» и «…»?
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).
- тема-утверждение;
«…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя). Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, …
Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…
- тема-ключевые слова.
«…» и «…». Что значит…? А к чему может привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?
Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 1-2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения). Аргументы можно подтвердить своими словами или жизненными примерами:
- формулировка главной мысли;
Я считаю, что…
На мой взгляд, …
Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно яро об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название).
Автор описывает…
Поэт размышляет о…
Писатель акцентирует внимание на…
Писатель наводит на мысль…
Заключение состоит из 60-70 слов, подвести итог размышлений по теме.
Подводя итоги, я хочу сказать…
В заключении можно сказать…
Подводя итоги написанному, хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
echudo.ru
План итогового сочинения | Ege-Helper.Ru – онлайн подготовка к ЕГЭ
Придерживайтесь, пожалуйста, следующего алгоритма:
- Вводная часть
- Принцип
- Связующее звено
- Первый довод
- Микровывод
- Второе связующее звено
- Второй аргумент
- Второй микровывод
- Резюме
А теперь подробнее.
Вводная часть задаёт ориентировку на предстоящие размышления, приближает к тезису, обговаривает ключи темы сочинения, возможно, приводит определение и позволяет обсудить о значении сих явлений и событий в жизни людей.
Принцип, или тезис, задаётся темой сочинения. Например, название статьи “Почему Пьер Безухов пошёл воевать?” подразумевает тезис-ответ в контексте самой статьи. Заглавие же в виде метафоры подразумевает расшифровку метафоры в тезисе. Цитата в заголовке темы предполагает её пояснение в тезисе.
Связка – переход от одного фрагмента сочинения к другому. Переход от принципа к доводам должен быть плавным, логика должна быть сохранена, никакой спонтанности перескакивать с вопроса на вопрос не стоит.
Микровывод. Резюмируйте свои мысли – это поможет вам не оступиться с обсуждаемой темы.
Доводы важны при анализе конкретных персонажей, их поступков, либо произведения в целом. Не пользоваться аргументацией – значит, лишить сочинение обоснования, одними тезисами и резюме не отделаешься.
План анализа персонажа
Придерживайтесь следующего алгоритма:
1. Название литературного произведения, ФИО автора и имена рассматриваемых персонажей, подтверждающих принцип, излагаемый в тексте.
2.Внешние и внутренние качества, черты персонажа, мнение окружающих о нём, соцположение, роль и место в обществе других героев произведения.
3.Черты характера персоны, нравственность обсуждаемого героя.
4. Как проявляет себя данный человек, с чем сталкивается и что предпримет, с кем или чем не может ужиться.
5. Обсуждение действий, подтверждающих тезис в вашем сочинении.
6. Авторское мнение о герое и его действиях.
7. Ваше читательское мнение об этом же персонаже (опционально).
ege-helper.ru
Логическая структура, абзацное членение, задачи | Пример: |
А II Логический переход (представляются писатель и произведение, на основе которого будут строиться рассуждения по выбранной теме). | Мне пока трудно судить о сложностях взаимоотношений, ведь у человека в моем возрасте слишком мало опыта, поэтому в поисках ответов обращаюсь к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». |
А III Анализ произведения Тезис 1 (представляется один из аспектов авторской мысли)
Развитие мысли (показывается, как в произведении представлено авторское отношение к проблеме)
Доказательства, примеры (представляется аргументация, выполняется анализ ситуации, поступков героев…)
Микровывод (обобщается написанное.) |
С первых же страниц становится ясно: конфликт «отцов» и «детей» – это не рядовая семейная ссора, а серьезная общественная проблема. Особенно остро она проявляется в спорах непримиримых противников – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова. Эти герои противопоставлены друг другу по внешности, привычкам, образу жизни. Они спорят обо всем: о роли аристократии и о русском народе, о значимости искусства и о традиционных ценностях. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся важнейшими чертами народной жизни, умиляют его. Базаров критикует рабскую покорность народа, его предрассудки. Павел Петрович упоминает о Шиллере и Гете, Базаров, отвергает искусство… Все это показывает, насколько серьезны противоречия, возникающие между поколениями. Спор аристократа Кирсанова и разночинца Базарова заканчивается дуэлью. |
А IV Анализ произведения Тезис 2 (показывает следующий поворот авторской мысли).
Доказательства, примеры (представляется аргументация, выполняется анализ ситуации, поступков героев…)
Микровывод (определяется позиция писателя по представленной проблеме). |
И.С.Тургенев отмечает: одна из причин разногласий в том, что молодость и зрелость по-разному воспринимают явления внешнего мира. Вспомним эпизод, когда Аркадий и Николай Петрович Кирсановы по пути домой любуются весенним пейзажем. Как по-разному их волнует весна! Как драматична несовместимость чувств отца и сына! Автор подчёркивает различие психологической природы юности и зрелости: для Аркадия весна связана с предчувствием счастья, с надеждами на будущее, а мысли Николая Петровича о прошлом. Его весна уже далеко, в ней остались и невозвратимая юность, и былое счастье. Очередное возрождение природы пробуждает в старшем Кирсанове воспоминания о покойной жене, думы о скоротечности жизни. Аркадий не может понять своего отца, потому что у него нет жизненного опыта: он ещё не познал обманутых надежд, любви, утрат. |
А V Анализ произведения Тезис 3
Развитие мысли Доказательства, примеры
Развитие мысли Доказательства, примеры
Микровывод |
В романе показана и нравственная причина конфликта поколений. Молодежь не проявляет должного почтения к старшим. Так, Аркадий бестактно ведет себя, узнав о новой привязанности отца. Забыв о деликатности, он «великодушно» признаёт его право на личную жизнь. «Отцы», в свою очередь, не желают идти на компромисс. Павел Петрович, не испытавший родительских чувств, вообще не способен прощать молодым людям их ошибки и принимать то новое, что они вносят в жизнь. Таким образом, мы видим, что в конфликте повинны обе стороны. |
А VI Анализ произведения Тезис 4 (вывод, авторская позиция).
|
Писатель считает, что преодолеть разобщение поколений помогут отеческая и сыновья любовь, терпимость и доброта. Благодаря этим чувствам и качествам Кирсановы в конце концов стали счастливой, дружной семьёй. |
А VII Тезис 5 Вывод: позиция ученика (представление собственного суждения).
| В наши дни люди по-прежнему живут «врозь», а спор поколений ведётся так же остро, как и во времена И.С. Тургенева. Но я уверена, что каждая семья должна стремиться к миру и согласию, что конфликт поколений возможно разрешить! «Отцы» и «дети» способы вместе выстраивать жизнь, объединяя усилия в совершенствовании общества. |
vopvet.ru