Основные направления налоговой политики на 2018 2020 годы – Минфином России подготовлен проект основных мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2018

Содержание

Налоговая политика в РФ на 2018-2019 года

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации были опубликованы основные направления, которые аргументируют налоговую политику нашего государства. В данном случае идет речь, про бюджетные показатели на 2016-2018 года. Отметим, что публикация данной информации стала уже своего рода традицией в вопросе налогообложения, а также администрирования налогов на ближайшие несколько лет. Стоит сказать, что данная информация не относится к нормативной. При этом с ее помощью существует возможность определить какое направление движения, имеется в данной области.

Бюджетные показатели на 2016-2018 годы

До 2018 года был заявлен основной вектор развития налогообложения до 2018 года. Отметим, что в течение очередного периода, который продлится три года, приоритетным для правительства Российской Федерации будет недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономическую составляющую государства. По всей видимости, это должно положительно влиять на деятельность предпринимателей. При этом хочется, чтобы налоговая политика государства не подвергалась увеличения, а постепенно подвергалась снижению. К сожалению, до 2020 года данная задача поставлена не была.

Текущее состояние налоговой политики в РФ.

Перед тем как определить, какие показатели налоговая политика России будет иметь к 2020 году, необходимо определить, на каком конкретно этапе находится ситуация сегодня. Прежде всего, следует сказать о том, что принципиальных отличий между налоговыми поступлениями в Российской Федерации, по сравнению с предыдущими годами не появилось. Все также, как и в прошлые года, налогообложение и пошлины которые связаны с обложением нефти, газа и нефтепродуктов сохранились и составляют приблизительно 30% от общего количества налоговых изъятий. Налоги от нефтегазового сектора способны обеспечить порядка трети всех доходов, являющихся совокупными.

К сожалению, как и раньше, существует высокий уровень налоговой нагрузки. Он может наблюдать по таким налогам как акцизы, налоги на прибыль, НДС, а также НДФЛ. Если сравнивать это с экономическими процессами, которые наблюдаются в других государствах, то уровень нагрузки экономики в нашем государстве значительно больший, чем в других странах входящих в Евразийский экономический союз.

Это может говорить про достаточно низкий уровень конкуренции, который сложился в стране. Поэтому, это может говорить только про то, что в России необходимо создать более лучшие условия позволяющие инвестировать иностранным компаниям и соответственно, положительно влиять на экономический рост.

Если же говорить про налоговые условия при ведении предпринимательской деятельности в нашей стране, то в отчете за 2016 год, наше государство занимает только 62 место. Бюджетные показатели говорят о том, что:

  1. По налогообложению мы занимаем 49 место.
  2. По количеству регистрируемых предприятий 34 место.

Прогноз на 2018 год

Базовая стоимость экспортируемого газа может быть посчитана как экспортная стоимость газа, которая определяется базовым вариантом среднесрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации.

Прогнозируя бюджетную политику на 2018 год, необходимо отметить, что государством была установлена базовая стоимость нефти, которая находится на уровне 40 долларов США за один баррель (марка Юралс).

В связи с тем, что имеется значительная подвижность оценки равновесия уровня стоимости нефти в условиях которые ускоряют технологические изменения, а также беря во внимание факт того, что уровень накопленных резервов является ограниченным, был выбран именно показатель на уровне 40 долларов США. Под базовым курсом понимают:

  • курс российского рубля к доллару США, который соответствует стоимости нефти;
  • включение перечня показателей прогноза;
  • экономическое развитие государства.

В основных направления проведения налоговой политики государства, проводится анализ принятых решений. Он позволяет определить основные моменты данного анализа.

В нашем материале мы рассмотрим, где пройдут Европейские игры в 2019 году.

Здесь мы подробнее расскажем про программу реновации в столице на будущие годы.

Более подробно о том, чей год наступит в 2019 году, мы расскажем в нашем материале.

Бюджетная политика до 2020 года

Самые худшие показатели имеет бюджетная политика, связанная с управлением государственным долгом. Отметим, что к 2016 году данные показатели снизились до 3 баллов. При этом в дальнейшем показатель увеличивается до 4-х баллов к 2020 году. Подобная динамика обусловлена тем, что имеется значительное плановое увеличение государственного долга, а также трудности, которые связаны с его погашением в связи с тем, что плановые доходы были сокращены.

Будущее и настоящие бюджетной политики России.

Для того чтобы повысить качество данного направления нужно удерживать стабильную и плановую динамику, а также изменения объемов государственного долга для того чтобы провести самую взвешенную долговую политику.

Нельзя не сказать и про то, что показатели качества бюджетной политики будут сокращены. Это объясняется тем, что бюджетное сальдо будет уменьшено с 5 до 3,5 баллов за период с 2014 по 2019 года. Это связано с дефицитом бюджета в связи с растущими доходами, покрытие которых запланировано только на 2020 год.

Для того чтобы повысить качество по этому направлению, нужно:

  1. Поддерживать стабильность бюджетного сальдо.
  2. Достигать профицитности сальдо.
  3. Сокращать дефицитное сальдо, при его наличии.

Если же говорить про показатель качества бюджетной политики до 2020 года, то в области доходов он имеет оценку практически неизменную. Во всем плановом периоде она составляет 4,7 баллов. При этом, данный показатель является достаточно низким, так как необходимо постоянно поддерживать предельный уровень, а также обеспечивать стимулирование роста.

Заключение

В целом, налоговая политика нашего государства на 2018-2020 год имеет не самые худшие перспективы, несмотря на имеющиеся экономические проблемы, в том числе и международные санкции. К тому же, необходимо понимать, что прогнозы сбываются далеко не всегда и в один момент все может резко изменится. Кризис 2008 года является в данном случае отличным примером.


Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

god-2019.ru

Новости — Правительство России

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об основных направлениях бюджетной политики и об основных параметрах федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Продолжаем наши подготовительные совещания в рамках бюджетных процедур.

На отдельных отраслевых совещаниях мы пришли к определённым решениям по расходам на развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, оборонки, по финансированию социальной сферы, по мерам поддержки региональных бюджетов. Вчера мы с частью присутствующих здесь коллег обсуждали вопросы прогноза социально-экономического развития, налоговую и таможенно-тарифную политику. Сегодня рассмотрим предложения Минфина по основным направлениям бюджетной политики и более детальные бюджетные проектировки, которые подготовлены по итогам этих отраслевых совещаний. Ещё раз в укрупнённом виде пройдёмся по развилкам. В середине сентября, после рассмотрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам, мы обсудим бюджет на заседании Правительства, как это полагается. И в целом до 1 октября планируется внесение в Государственную Думу всего бюджетного пакета. Прошу всех это учитывать, имея в виду, что времени остаётся немного.

Участники совещания

  • Список участников совещания об основных направлениях бюджетной политики и об основных параметрах федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, 31 августа 2017 года

На какие моменты хотел бы обратить внимание?

Первое. Мы договорились, что исходим из базового варианта прогноза. Факторов неопределённости действительно хватает. Надо спокойно, без завышенных ожиданий их учитывать. И внутренние проблемы, конечно, существуют, и внешние вызовы, которых не стало меньше. В этих условиях сдержанная, аккуратная бюджетная политика – это, наверное, оптимальный вариант для того, чтобы сохранить уровень государственного долга на приемлемом уровне, обеспечить устойчивость и сбалансированность всей финансовой системы. В последние годы, несмотря на множество негативных факторов, надо признаться, мы к бюджетной стабильности привыкли и воспринимаем её как само собой разумеющееся. Но это совсем не так. Прежде всего это результат нашей с вами совместной работы и жёсткой бюджетной политики, которую Правительство проводило все эти годы, хотя это было непросто.

Контекст

  • Совещание о параметрах прогноза социально-экономического развития и об основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, 30 августа 2017 года

  • Совещание о расходах федерального бюджета на 2018–2020 годы в части обеспечения программ регионального развития, 25 июля 2017 года

  • Совещания о расходах федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в сфере национальной обороны, а также национальной безопасности и правоохранительной деятельности, 25 июля 2017 года

  • Совещание о расходах федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения, 19 июля 2017 года

  • Совещания о расходах федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части промышленности, транспорта, связи, энергетики, науки, природных ресурсов, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, 17 июля 2017 года

  • Совещание о расходах федерального бюджета на 2018–2020 годы в части жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства, 13 июля 2017 года

  • Совещание о расходах федерального бюджета на 2018–2020 годы в части физкультуры, спорта, туризма и молодёжной политики, 12 июля 2017 года

  • Совещание о расходах федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части сбалансированности бюджетов субъектов Федерации, 11 июля 2017 года

Целевые ориентиры остаются прежними: четырёхпроцентный уровень инфляции, постепенное снижение бюджетного дефицита. Новый бюджет также это будет учитывать.

Второе. Бюджет должен быть сбалансирован. Это позволяет уверенно финансировать социальные обязательства. Зарплаты, стипендии, пенсии и пособия должны быть гарантированы бюджетными ресурсами, что бы ни происходило с ценами на нефть. Хотя там есть разные предположения.

Сейчас мы с этой задачей в целом справляемся, в том числе благодаря резервам, которые мы создавали. В новом бюджете также должны быть предусмотрены необходимые средства. Для этого мы приняли два важных решения. Одно из них касается нового бюджетного правила. Так называемая цена отсечения на нефть марки «Юралс» фиксируется и ежегодно, начиная со следующего, 2018 года, будет индексироваться на 2%.

Во-вторых, мы объединяем ресурсы наших суверенных фондов. Фонд остаётся один – Фонд национального благосостояния. Теперь в него будут направляться все дополнительные нефтяные «сверхдоходы». При этом целевое использование, назначение средств Фонда национального благосостояния не меняется.

И наконец, третье. Вчера на совещании мы отмечали определённые позитивные сдвиги, которые наметились в экономике. По этому поводу есть разные оценки. По данным Минэкономразвития, во II квартале рост ВВП ускорился до весьма уже неплохих цифр. Но пока эти тенденции не являются устойчивыми, чтобы можно было говорить о качественном изменении экономической ситуации. Это нужно иметь в виду. Мы обсудили тем не менее, что нужно сделать, чтобы закрепить такого рода позитивные сдвиги, и в смысле налогового, и в смысле таможенно-тарифного регулирования. Бюджетная политика также должна стимулировать изменения и развитие реального сектора, то есть промышленности и сельского хозяйства, создавая условия для долгосрочного экономического роста.

У нас используется проектный подход. Я вчера тоже проводил совещание по этому поводу. Ещё раз хочу отметить, что новые проекты, приоритеты новые мы создавали именно для того, чтобы сконцентрировать на них финансирование. Это нужно иметь в виду и отраслевым ведомствам, и нашим общеэкономическим ведомствам, и руководству Правительства, когда мы принимаем решения о том, что сохраняем для финансирования, а что не сохраняем. Очевидно, что приоритеты на то и приоритеты, что они должны финансироваться в преимущественном порядке. 

government.ru

Основные направления бюджетной политики на 2018 2020 годы

Бюджетная политика 2018

Бюджетная политика – ее основой являются стратегические решения, направленные на решение социальных вопросов государства. Именно она определяет те размеры финансовых ресурсов, которые необходимы стране для того, чтобы за счет средств государственной казны обеспечивать программы, направленные на развитие экономики, социальные программы.

Основные  принципы

Главными целями, которые стоят перед экспертами, разрабатывающими план финансового развития государства на ближайшие годы, является обеспечение наполняемости казны средствами, назначение приоритетных направлений их использования.

Главные принципы:

  • это экономическая политика государства;
  • принцип сбалансированной экономики;
  • носит плановый характер.

Главные направления

Направлениями, ставшими главными в бюджетной политике России на 2016 2018 является проведение реформ, мер, позволяющих:

  • укрепить межбюджетные связи;
  • обеспечить стабильность связей межбюджетных отношений;
  • осуществить повышение доходности казны;
  • гарантировать поддержку экономики страны путем реализации мер, направленных на улучшение налоговой, кредитной дисциплины.

Задачи на 2016-2018 год:

  1. Стабильность экономики: снижение уровня дефицита казны, принятие мер, направленных на снижение инфляции.
  2. Комплексный подход к разработке стратегических решений, реализация которых позволит стабилизировать экономику в условиях кризиса позволяет обеспечить эффективное распределение ресурсов, выбрать правильные пути направления развития государства. Стабилизация экономики позволит вернуться к разработке планов, предусмотреть повторное ухудшение экономической ситуации.
  3. Разработка инструментов, направленных на поддержку инноваций. Бюджетная политика 2016 2018 должна обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвестиций. Мерами, которые позволят создать благоприятную среду для инвестирования, являются обеспечение макроэкономической стабильности, создание условий на рынке, где гарантированно будут защищены права собственности, конкуренция, у потенциальных инвесторов не будет для осуществления деятельности административных барьеров.

Приоритетными направлениями на 2018 год являются:

  • поддержка деятельности новых предприятий;
  • инвестирование в налоговую сферу;
  • разработка и реализация налоговых мер, направленных на преодоление последствий кризиса;
  • принятие мер, направленных на поддержку представителей среднего и малого бизнеса.

Изменения в налоговой сфере

Налоговая сфера, главным ее направлением является разработка мер, направленных на повышение объема поступлений в бюджет. Планом предусмотрено повышение заработной платы работникам до среднего показателя по отрасли. Кроме того, планом предусмотрен ряд мер, реализация которых позволит вывести из тени заработные платы, сократить размер задолженности по выплатам зарплаты, повысить наполняемостью бюджета от поступления средств в виде налогов.

Основными задачами налоговой политики является:

  • разработка и реализация мер, направленных на улучшение системы контроля налогов, поступающих в казну;
  • обеспечение планомерного повышения уровня заработных плат в регионах, повышение уровня благосостояния населения страны;
  • выведение из тени бизнеса, легализация предпринимательской деятельности и, как следствие, повышение уровня наполняемости бюджета;
  • принятие мер, направленных на борьбу с укрывательством доходов и нежеланием населения платить налоги.

Сфера доходов населения

Главные направления бюджетной политики, разработанной на 2016-2018 годы, основываются на тех прогнозах, которые были сделаны ведущими эксперты, и обеспечивают стабилизацию экономической ситуации, планомерное повышение уровня доходов населения как в отдельных регионах, так и в государстве в целом.

Можно выделить следующие цели в предстоящих 2016 2018 годах:

  • обеспечение эффективной и сбалансированной работы системы финансирования регионов;
  • снижение размера финансирования тех отраслей, которые перестали приносить доходы;
  • обеспечение финансирования в необходимом объеме медицинских, образовательных государственных учреждений;
  • поиск новых решений, реализация которых позволит повысить эффективность управления государственными средствами;
  • создание системы, обеспечивающей эффективное распределение средств бюджета.

Сфера доходов населения

Одной из задач властей, согласно разработанной бюджетной политике, является уменьшение размера расходов на обеспечение тех отраслей, которые перестали приносить доходы и перенаправление средств на финансирование предприятий, деятельность каких приносит реальные доходы.

Для реализации тех мер, которые были разработаны планом экономического развития страны и бюджетной политикой, важно постоянно находить пути совершенствования существующих механизмов обеспечения, применять новые рычаги влияния на работу государственных предприятий. В планах на ближайшее будущее:

  • внедрение эффективной системы контроля по планированию деятельности предприятий;
  • обеспечение контроля качества предоставления муниципальными предприятиями платных услуг;
  • введение единого электронного бюджета.

С введением электронного бюджета повышается эффективность контроля расходов и наполнения бюджета, который будет учитывать все источники получения дохода.

Образование

Образование

В 2018 году запланировано решение проблем финансирования из бюджета образовательных структур. Согласно бюджетной программе все расходы образовательных учреждений будут покрываться за счет бюджетных средств. Кроме того, предусмотрено погашение за счет бюджетных средств задолженности таких организаций. Однако процесс погашения долгов будет проходить постепенно.

Одной из острых проблем, решить которую должны разработанные меры, является обеспечение высоких результатов работы всех государственных органов, снижение уровня расходов на их содержание, что позволит сократить размер дефицита государственного бюджета. Реализация таких мер позволит не только обеспечить достойную жизнь населению страны и постепенно увеличивать размер ежемесячно выплачиваемой заработной платы.

Денежная политика государства разрабатывается на три ближайших года.

2018year.net

Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Библиографическое описание:

Ткач Е. В. Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №2. — С. 9-12. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/83/3086/ (дата обращения: 23.12.2018).



В статье рассматриваются перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Отмечается, что основные направления» предполагают, что основополагающим принципом любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности — то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Делается вывод, что устанавливаемые принципы формирования соответствующих направлений государственной политики, а также подходы к налогообложению организаций, безусловно, существенно повлияют на деловой климат в нашей стране, а работа по совершенствованию доктринальных подходов к формированию государственной политики в части налогообложения коммерческих организаций должна быть продолжена.

Ключевые слова: налоговая политика, фискальная политика, налогообложение организаций, налоговые расходы, налоговые льготы, налоговое бремя, фискальная консолидация.

Российская налоговая система, как известно, развивается в русле тех доктринальных направлений, которые закрепляются ежегодно в документах, ранее именованных «Основными направлениями налоговой политики». Эти документы принимаются Министерством финансов РФ по результатам широкого межведомственного диалога, с привлечением Федеральной налоговой службы РФ. Публикация проекта документа, которая происходит ежегодно в 3–4 кварталах, вызывает широкий общественный и исследовательский резонанс; на основе системного анализа положений документа делаются попытки уточнить перспективы налогообложения по направлениям и секторам, в частности, развития налогообложения коммерческих организаций.

Конец 2017 года был ознаменован публикацией Проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также «Основные направления…» [1] (как показывает опыт, данный документ будет утвержден без существенных изменений). Кардинальным отличием документа от его предшественников стала попытка объединить все направления фискальной политики нашего государства в единый документ. Однако, данный аспект вовсе не исчерпывает новации, предлагаемые «Основными направлениями…», которые, помимо прочего, затрагивают фундаментальные основы фискального управления на государственном уровне.

Как отмечается в документе, «формирование федерального бюджета на 2017–2019 гг. осуществлялось на основе программы фискальной консолидации, предусматривающей постепенное сокращение ненефтегазового дефицита (на 2,8пп до 6,6 % ВВП в 2019 году). При этом, в соответствии с лучшей мировой практикой, причем меры по мобилизации доходов не предусматривают роста налоговой нагрузки, а сосредоточены на повышении собираемости и отдачи от государственных активов. Такая структура программы консолидации минимизирует возможные отрицательные последствия в краткосрочной перспективе и способствует ускорению потенциальных темпов роста на среднесрочном горизонте» [1].

При этом, в качестве одного из принципов фискальной консолидации, который обеспечил успешное преодоление кризисных явлений в финансовой системе отдельных государств выступило положение о том, что оптимизация расходов всегда менее болезненна и наносит меньший ущерб социально-экономической системе страны, нежели чем повышение налоговой нагрузки. Как отмечается, «увеличение налоговой нагрузки обычно более значительно искажает функционирование отдельных отраслей и рынков. Кроме того, повышенная нагрузка имеет тенденцию сдерживать рост наиболее эффективных секторов, перераспределяя средства в пользу текущего потребления и субсидий менее самостоятельным производствам. Предпочтения правительства в пользу повышения налогов повышают неопределенность относительно будущей конфигурации налоговой системы, приводят к росту реальных процентных ставок и сжатию инвестиционной активности» [1].

Помимо сокращения бюджетных расходов, обеспечить фискальную консолидацию применительно к налогообложению коммерческого сектора экономики также призвана оптимизация налогового администрирования. Работа по совершенствованию налогового администрирования ведется также и в отношении администрирования налогов и сборов с физических лиц, однако именно в сфере администрирования налогов и сборов с коммерческих организаций, оптимизация позволит обеспечить приток дополнительных средств в бюджет.

В данной части уже сделано множество перспективных шагов, включая введение института контролируемых иностранных компаний, внедрение автоматизированного комплекса «НДС-2», развертывание системы ЕГАИС, обустройство и функционирование не имевших прежде аналогов центров обработки данных. Следует отметить, что на текущий период намечена полная синхронизация процедур и процессов налогового администрирования, осуществляемого Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ) и Федеральной таможенной службой РФ (ФТС РФ) [5]. Речь идет о сфере, где пересечение контрольных функций двух ведомств, несовершенство законодательство и другие негативные процессы приводили к недополучению колоссальных сумм налогов и сборов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ [6].

Параллельно осуществляется, и подлежит совершенствованию, работа по снижению уровня коррумпированности среди налоговых служащих.

Что же касается собственно налогообложения коммерческих организаций, то «Основные направления» предполагают, что основополагающим принципом любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности — то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.

Принципиально важными в контексте налогообложения коммерческих организаций представляются положения документа, связанные с пересмотром системы налоговых льгот. «Основные направления…» содержат достаточно объемное приложение, в котором детально проанализированы налоговые расходы бюджета РФ, их влияние как на развитие экономики, так и на бюджетную устойчивость, и сделаны многочисленные рекомендации по поводу политики государства по установлению налоговых льгот и преференций (налоговых расходов бюджета), реализация которых, безусловно, приведет к значительной трансформации фискальных условий ведения бизнеса в России.

При этом, как отмечается в «Основных направлениях…», для бизнес-сообщества «помимо налоговых условий, также важна и предсказуемость таких элементов фискальной системы как неналоговые платежи и налоговые льготы» [1].

В этой связи, в части неналоговых платежей совместно с деловым сообществом будет завершена работа по систематизации и законодательному закреплению единых правил их установления и взимания — своего рода кодекс неналоговых платежей (разработан проект федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [2]). Это должно, с одной стороны, сделать условия ведения бизнеса более прозрачными и предсказуемым, а с другой — повысить эффективность администрирования таких платежей. По результатам создания нормативной базы, регулирующей такие платежи, планируется, по возможности, сократить количество неналоговых платежей и упростить процедуры их администрирования.

В «Основных направлениях» также отмечается, что оптимизация налоговых льгот также представляет особую важность, учитывая тот факт, что в отличие от прямых бюджетных расходов контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности бюджетной и налоговой политики, и снижения эффективности государственной экономической политики в целом. В этом году уже проделана работа по инвентаризации и систематизации в едином документе всех льгот и освобождений, выделение в их структуре налоговых и неналоговых расходов, оценке их объема за исторический и прогнозный периоды и разнесению таких налоговых расходов по отдельным госпрограммам. Следующая задача — внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы [1].

Обсуждая предлагаемые новации в части пересмотра системы налоговых льгот для организаций, представляется целесообразным присоединиться к мнению ряда исследователей о том, что декларируемые в предыдущих «Основных направлениях налоговой политики» мероприятия по «упорядочению налоговых льгот» неизменно вели к скрытому росту налогового бремени, поскольку настоящие «уклонисты» от налогов и сборов под такие сокращения не подпадали [4].

В самом документе отмечается, что в 2016 году внесены изменения в Налоговый кодекс, устанавливающие ограничения переноса убытков по налогу на прибыль организаций, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 50 % налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода, в том числе для налогоплательщиков консолидированной группы налогоплательщиков. Кроме того, введен мораторий на увеличение количества действующих консолидированных групп налогоплательщиков, что обеспечивает большую стабильность доходной базы субъектов Российской Федерации.

Отменена льгота по налогу на имущество организаций в части движимого имущества, установленная на федеральном уровне. Ее применение с 1 января 2018 года на территории субъекта Российской Федерации возможно только по решению этого субъекта Российской Федерации (так называемое «правило 2 ключей»). Этот же подход применен в отношении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в части имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море.

Что же из конкретных мер по упорядочению льгот по налогам и сборам, взимаемым с коммерческих организаций предлагается в новых «Основных направлениях…»? В частности, предлагается распределить действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их передачи на региональный уровень: льготы, отменяемые на федеральном уровне с 1 января 2018 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года. Кроме того, предлагается установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, а также разработать общую методологию оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к «налоговым (неналоговым) расходам» [1].

Важно отметить, что оценка параметра налоговой нагрузки на бизнес в результате реализации приведенных мероприятий в «Основных направлениях» не приводится, что выглядит особо странным на фоне масштабного исследования других вопросов, связанных с функционированием существующей системы налоговых расходов бюджета. Необходимость пересмотра данной системы представляется нам безусловной, о ней говорилось многими специалистами [3]. Однако, хотелось бы верить, что установление мораториев на налоговые льготы, их масштабная отмена, не приведут к скрытому повышению налоговой нагрузки на бизнес. Как известно, отсутствие единой методологии определения налоговой нагрузки (налогового бремени), дает возможности манипулировать данным показателем в любых целях; не хотелось бы, чтобы ужесточение налоговой среды функционирования бизнеса было оправдано ложными утверждениями о сохранении налогового бремени на прежнем уровне.

Среди мероприятий, предусмотренных в «Основных направлениях», которые следует оценить положительно в контексте создания фискальных условий для развития российского бизнеса, особо отметим предложения по налоговому стимулированию инвестиционной активности бизнеса.

Как отмечается в документе, сейчас в российской экономике наблюдается скромное начало восстановительной фазы инвестиционного цикла, что делает особенно актуальными меры и стимулы, направленные на ускорение инвестиционных программ (отложенных в период кризиса). В этой связи предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет — то есть право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. Такой налоговый вычет будет предоставляться по решению субъекта Российской Федерации по принципу «двух ключей» [1].

Хотелось бы, опять же, верить, что соответствующие мероприятия удастся реализовать, и поддержку получат именно те бизнес-субъекты, которые в ней нуждаются.

Таким образом, «Основные направления» предусматривают ряд кардинальных перемен, прежде всего, в философии бюджетной и налоговой политики. Устанавливаемые принципы формирования соответствующих направлений государственной политики, а также подходы к налогообложению организаций, безусловно, существенно повлияют на деловой климат в нашей стране. Положительно оценивая ряд рекомендаций, изложенных в документе, представляется целесообразным высказать умеренную настороженность по поводу влияния практической их реализации на налоговый климат в нашей стране и ведение бизнеса в целом. Так, имеются сомнения в том, что кардинальный пересмотр системы налоговых льгот не будет сопровождаться ростом налоговой нагрузки на бизнес, а бенефициарами соответствующих мероприятий выступят предприятия, которым действительно отведена роль драйверов российской экономики. В связи с этим, как думается, работа по совершенствованию доктринальных подходов к формированию государственной политики в части налогообложения коммерческих организаций должна быть продолжена.

Литература:
  1. Основные направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Проект//Сайт Минфина РФ. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695, дата обращения 20.12.2017.
  2. Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (подготовлен Минфином России) [Электронный документ]. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  3. Голицынская Ю. Д. Налоговые льготы как средство достижения целей налоговой политики: проблема понимания с точки зрения концепции налоговых расходов//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — № 2–1 (29). — С. 44–49.
  4. Круговцова Е. В. Влияние уровня налогового бремени на экономическую привлекательность страны//Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). -С. 1–3.
  5. Кузьменко А. С. Пути совершенствования налогового администрирования: опыт российских налоговых органов и стран-членов ОЭСР//Вестник научных конференций. — 2017. — № 2–4 (18). — С. 66–70.
  6. Мантусов В. Б. Таможенное администрирование в интеграционных объединениях на современном этапе развития мирохозяйственных связей//Вестник Российской таможенной академии. — 2017. — № 2 (39). — С. 22–29.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая нагрузка, направление, льгота, РФ, фискальная консолидация, налоговая политика, государственная политика, Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование.

Похожие статьи

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале…

налоговая система, налоги, налоговая нагрузка, налоговые платежи, налоговые отчисления, регулирование экономики.

налоговый потенциал, бюджетная система, поступление, налоговое планирование, налоговая система, Российская Федерация, налоговая нагрузка

Налоговая политика России и основные направления ее развития

Российская Федерация, налоговая система, налоговая политика, патентная система налогообложения, налоговая нагрузка, недвижимое имущество, двойное налогообложение, экономическая система, Россия… Налоговый контроль как элемент управления

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале…

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор.

российская налоговая система, прибыль организаций, эффективность налогообложения, налог, доход, консолидированная

Развитие системы налогового администрирования

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое

Место налогового администрирования в налоговой системе России отражено на рисунке 1. Рис. 1. Место налогового администрирования в налоговой системе РФ.

Льготы по налогам и сборам как элемент налоговой политики

налоговая политика, доходная часть бюджета, налоговая политика государства, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое воздействие, налогообложение. Понятие, признаки налоговых льгот | Статья в журнале…

Совершенствование реализации налоговой политики РФ

налоговая политика, доходная часть бюджета, налоговая политика государства, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое воздействие, налогообложение.

Отраслевая налоговая политика: цели, субъекты, объекты

Ключевые слова: отраслевая налоговая политика, налоговая политика, налоговая нагрузка. Как известно, налоговая политика государства ориентирована не только на фискальные цели, но и на решение социально-экономических задач…

Систематизация и классификация налоговых льгот

льгота, налоговая система, специальный налоговый режим, налоговая амнистия, налоговое льготирование, налоговый кредит, отдельная категория налогоплательщиков, Россия, РФ, категория граждан.

К вопросу совершенствования налоговой системы и налогового

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Совершенствование налогового администрирования как метод…

moluch.ru

Появился проект Основных направлений …в том числе «налоговой политики» на 2018 и 2019–2020 гг.

 

Комментарий от А.В. Брызгалина: То, что у нас с 2017 г. не три подготовительных документа к проекту бюджета на очередной год (о бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике), как было всегда ранее, а один, или вернее единый, следует из поправок в Бюджетный кодекс РФ, которые были внесены в него Федеральным законом от 28.03.2017 № 48-ФЗ.

Однако, как мне кажется, первый опыт подготовки «объединенного» документа оказался не совсем удачным. Во-первых, странно, что текста проекта нет на сайте Минфина (во всяком случае я там ничего не нашел; может быть плохо искал?).

Во-вторых, из документа исчезла четкость  и сейчас содержание «о налогах» размазано по

тексту документа как каша по столу. Поэтому для того, чтобы узнать, что Минфин планирует на будущее «по налогам», надо читать всё-всё-всё и по крупицам выковыривать из этого довольно таки объемного документа, то, что нас интересует.

Что же касается существа «налоговой политики» не предстоящие годы, то вот несколько ключевых позиций:

 

— цитата из текста: «Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере [имеется в виду налоги, конечно же; вставка моя] является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы», что означает «создание системы  администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса» [курсив не мой]. Иными словами, основой налогового контроля будет цифровой контроль за налогоплательщиками. Тут еще возникает вопрос, а кто будет делить налогоплательщиков и бизнес на «добросовестных» и «недобросовестных», и как это вообще можно делать, но это тема «отдельного плача»;

— как считает Минфин, основной упор в налоговой политике ближайших лет необходимо сделать на «выведении экономики из тени» (такие идеи раскиданы по тексту «Основных направлений…» в нескольких местах). То есть налоги от теневого бизнеса – это главный резерв бюджетной системы?;

— в документе очень расплывчато и очень осторожненько прописана «фискальная девальвация» – основная идея нынешней налоговой перенастройки (снизить страховые взносы, но повысить НДС). Якобы в связи с тем, что «экономика будет из тени выходить», увеличится и фискальная нагрузка на бизнес (ну, правильно), поэтому, что бы снизить отрицательный эффект – лучше понизить страховые взносы. По тексту это называется «создание дополнительного экономического стимула для обеления – путем изменения структуры налоговой нагрузки»;

— Минфин вновь высказался о неналоговых платежах, в плане того, что они «обременительны» для бизнеса, а кроме того, что необходима «систематизация и законодательное закрепление их установления и взимания – своего рода кодекс неналоговых платежей» [жирный курсив – не мой].

 

Кроме вышеуказанных, документ содержит еще массу налоговых положений, посвященных и КИКам, и акцизам, и рассрочкам уплаты недоимок, и уточнению налогового платежа самими налоговиками, и об ЕСХН и др.

Можно было бы конечно подробно изучить этот документ и проанализировать его досконально, одно не надо забывать, что это только лишь проект [жирный курсив на этот раз мой], и документ должны обсудить еще и депутаты ГосДумы, и чиновники Правительства, и представители профильных ведомств, поэтому не исключено, что окончательный текст «Основных направлений…», в части налоговой тематики может существенно измениться.

Поэтому, думаю вернуться к этому вопросу после того, как Минфин представит Правительству окончательный вариант.

zakon.ru

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2018

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2018 — 2020 ГОДЫ


В целях реализации бюджетного процесса в Республике Алтай, в соответствии с Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Алтай» Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2018 — 2020 годы (далее — Основные направления).

2. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Республики Алтай осуществлять планирование расходов своих бюджетов в соответствии с Основными направлениями.

3. Министерству финансов Республики Алтай при формировании проекта республиканского бюджета Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов руководствоваться Основными направлениями.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Алтай при формировании местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай, министра финансов Республики Алтай О.В.Завьялову.

Исполняющий обязанности
Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
Н.М.ЕКЕЕВА

Одобрены
Постановлением
Правительства Республики Алтай
от 18 августа 2017 года N 207

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2018 — 2020 ГОДЫ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2018 — 2020 годы разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Алтай» и в целях составления проекта республиканского бюджета Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

I. Бюджетная политика


1. Бюджетная политика Республики Алтай (далее — бюджетная политика) в очередном бюджетном цикле обеспечивает преемственность основным целям и задачам, одобренным Правительством Республики Алтай в предшествующем периоде.

Эффективное управление государственными финансами сохраняет свою актуальность в качестве основного приоритета бюджетной политики на период 2018 — 2020 годов, поскольку в сложившихся экономических условиях обеспечение обязательств Правительства Республики Алтай, включая первоочередные обязательства социальной направленности, предполагает организацию системного подхода к процессам планирования и исполнения республиканского бюджета Республики Алтай (далее — республиканский бюджет).

Эффективное управление государственными финансами создает условия для решения основной задачи бюджетной политики по повышению эффективности использования бюджетных средств республиканского бюджета, в рамках которой необходимо продолжить работу по таким агрегированным направлениям бюджетной политики, как сохранение сбалансированности республиканского бюджета и развитие межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в Республике Алтай (далее — муниципальные образования).

Для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета будет продолжена плановая реализация мероприятий по следующим ключевым направлениям:

а) исполнение расходных обязательств исключительно в рамках полномочий Республики Алтай с уточнением объемов бюджетных ассигнований республиканского бюджета в связи с изменением контингента получателей и уменьшением расходных обязательств ограниченного срока действия, с увеличением бюджетных ассигнований в связи с ежегодной индексацией оплаты труда на прогнозный уровень инфляции;

б) оптимизация бюджетной сети;

в) осуществление расходов на государственное управление в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации;

г) осуществление нормированных закупок для государственных нужд Республики Алтай;

д) сохранение режима экономии бюджетных средств республиканского бюджета за счет результатов конкурсных процедур;

е) повышение качества предоставления государственных услуг с расширением альтернативных механизмов оказания государственных услуг с использованием конкурентных способов организации оказания государственных услуг;

ж) предоставление мер социальной поддержки с соблюдением принципов адресности и установлением критериев нуждаемости;

з) оптимизация инвестиционных расходов с учетом очередности и с возможным использованием типовой проектно-сметной документации при строительстве новых объектов социально-культурной сферы;

и) предотвращение образования дебиторской задолженности;

к) повышение эффективности предоставления из республиканского бюджета субсидий с соблюдением общих правил их предоставления, предусматривающих заключение соглашений по типовой форме, установление показателей результативности и механизмов возврата средств в случае их недостижения;

л) осуществление отдельного учета расходов в сфере информационно-коммуникационных технологий, на основании положений нормативных правовых актов Правительства Республики Алтай, регулирующих отношения в указанной сфере.

2. Развитие межбюджетных отношений, как одно из направлений бюджетной политики, будет способствовать сохранению сбалансированности местных бюджетов Республики Алтай, для этого планируется:

а) концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований;

б) повышение качества бюджетного планирования посредством установления Правительством Республики Алтай общих правил предоставления субсидий муниципальным образованиям, включая определение единых сроков их распределения и предоставления, предельного размера софинансирования исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

в) осуществление мониторинга соблюдения условий соглашений, заключенных муниципальными образованиями с высоким уровнем дотационности, которые предусматривают показатели социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов.

3. Отдельным направлением бюджетной политики в 2018 — 2020 годах станет развитие проектных принципов в государственном управлении с их интеграцией в структуру государственных программ Республики Алтай. В совокупности с результативным бюджетированием применение проектных принципов обеспечит эффективность межведомственного взаимодействия, направленного на достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Алтай.

В 2018 — 2020 годах будет продолжена работа по повышению финансовой грамотности населения, а также по обеспечению публичности и доступности информации о планировании и результатах исполнения республиканского бюджета.

4. В Республике Алтай получили развитие отдельные элементы инициативного бюджетирования, для их дальнейшего развития необходимо сформировать нормативную правовую базу, предусмотрев механизмы общественного участия как в определении направлений расходования средств, так и в реализации проектов инициативного бюджетирования и контроле за ходом их исполнения.

5. Одним из ключевых направлений бюджетной политики является проведение эффективного управления государственным долгом, направленного на сохранение уровня государственного долга Республики Алтай и расходов на его обслуживание на безопасном для республиканского бюджета уровне. В этой связи будет продолжена работа по поэтапному снижению объема государственного долга Республики Алтай.

II. Налоговая политика


6. В среднесрочной перспективе проводимая налоговая политика Республики Алтай (далее — налоговая политика) ориентирована на дальнейшее совершенствование законодательства Республики Алтай о налогах и сборах с продолжением курса на создание благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Алтай, стимулирование инвестиционной привлекательности Республики Алтай.

Главными стратегическими ориентирами будут являться стабильность и предсказуемость налоговой политики.

В 2018 — 2020 годы следует продолжить работу по совершенствованию патентной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В качестве одного из направлений налоговой политики должно быть организовано проведение подготовительных мероприятий по переходу с 1 января 2020 года к применению на территории Республики Алтай порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, включая проведение оценки финансово-экономических последствий для местных бюджетов в Республике Алтай, а также налогоплательщиков.

7. Немаловажным направлением налоговой политики является такой элемент фискальной системы, как налоговые льготы и преференции (или налоговые расходы). Будет продолжена работа по оценке эффективности отдельных налоговых льгот и преференций, установленных законами Республики Алтай, с реализацией мероприятий, направленных на плановое сокращение с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, установленных некоторыми законами Республики Алтай.

В 2018 — 2020 годах в целях реализации системного подхода к оценке налоговых льгот и преференций необходимо осуществлять оценку их эффективности в соответствии с концепцией налоговых расходов. Указанной концепцией предусматривается оценка налоговых расходов на соответствие установленным критериям целесообразности и результативности осуществления налоговых расходов.

В целях оценки эффективности принимаемых в Республике Алтай мер налогового стимулирования необходимо обеспечить проведение мониторинга реализации нормативных правовых актов Республики Алтай в данной сфере.

8. К числу первоочередных мер по увеличению налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай относятся:

а) улучшение качества администрирования налоговых доходов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Республики Алтай;

б) осуществление взаимодействия органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай и территориальных органов федеральных органов государственной власти в Республике Алтай в целях повышения роли имущественных налогов в формировании консолидированного бюджета Республики Алтай, в том числе в соответствии с установленным Правительством Республики Алтай планом мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Алтай;

в) реализация мер, направленных на вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность, сокращение неформальной занятости;

г) проведение ежегодной оценки эффективности использования налоговых льгот и преференций, установленных законами Республики Алтай. В случае выявления по результатам указанной оценки неэффективных налоговых льгот должна осуществляться подготовка предложений по их сокращению (отмене). Установление законом Республики Алтай новой налоговой льготы по региональным налогам должно осуществляться на ограниченный период времени с одновременной отменой одной или нескольких ранее установленных налоговых льгот с целью недопущения роста общего объема недополученных доходов консолидированного бюджета Республики Алтай в результате действия налоговых льгот, установленных законами Республики Алтай;

д) повышение уровня собираемости налогов посредством реализации мероприятий, направленных на сокращение задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Со стороны исполнительных органов государственной власти Республики Алтай должна быть обеспечена реализация мероприятий, направленных на увеличение налогового потенциала Республики Алтай.

docs.cntd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *