Ординатура для провизоров – Пять острых вопросов по аккредитации провизоров

Где может продолжить обучаться провизор после завершения обучения в ВУЗе? Существуют ли интернатура, магистратура, ординатура, аспирантура для провизоров?

Интернатура и магистратура — это ступени, следующие за бакалавриатом, тогда как высшее образование провизора — специалитет.

Студент фармацевтического факультета по окончании обучения проходит государственные экзамены, по результатам которых получает диплом (подтверждает факт прохождения вуза), и затем государственную аккредитацию, по результатам которой получает сертификат (подтверждает факт получения профессиональных компетенций).

1) По результатам аккредитации студент может подавать документы в ординатуру, которая в фармации предусмотрена по трём направлениям: 

  • управление и экономика фармации (будущие заведующие аптек, складов, организаторы снабжения МЧС и тому подобное),
  • фармацевтическая технология (заведующие отделами экстемпоральных лекарственных форм в производственных аптеках, первостольники рецептурных отделов, а также сотрудники фармацевтических заводов — в последнем случае менее востребованы, чем выпускники химических факультетов со специализацией в химической технологии),
  • фармацевтический анализ (аналитики производственных аптек, центров контроля качества лекарственных средств, исследовательских центров, заводов и так далее — во всех случаях, кроме аптек, так же менее востребованы, чем химфаковцы-аналитики),

— таким образом, выпускник-провизор после ординатуры мало где нужен, кроме аптеки. Оно и неудивительно, потому что к работе в иных организациях наше фармацевтическое образование попросту не готовит, о чём прекрасно известно работодателям.

2) Кроме того, можно подать документы в аспирантуру — достаточно диплома, хотя вряд ли вы будете конкурентоспособны на фоне ребят с сертификатом, чьи практические навыки подтверждены формально. Аспирантура — это многолетняя дорога в преподавательскую и/или научную деятельность. Заниматься только преподаванием, как правило, вуз не даёт, так как заключает договор эффективного контракта, согласно которому сотрудник обязан публиковать энное количество научных статей ежемесячно/ежегодно. В аспирантуру, что примечательно, можно поступать по любому направлению, хоть на гинекологию, но ваши шансы на успешную сдачу экзамена по чуждому направлению стремятся к нулю. Специфичными для фармации являются аспирантуры по фармацевтической технологии, управлению и экономике фармации, фармацевтической химии и (!) фармакогнозии (последние два — это одно направление, прошу заметить). Однако не все вузы предоставляют все эти аспирантуры, в отличие от ординатур.

3) Если вы не хотите работать в аптеке или заниматься научной деятельностью, с дипломом и сертификатом на руках можно после нескольких лет за первым столом в аптеке наравне с выпускниками училищ пойти в медицинское/фармацевтическое представительство, журналистику, уйти в косметологи или делать ноготочки, реснички и иже с ними.

thequestion.ru

Ординатура | Пятигорский медико-фармацевтический институт (ПМФИ)

Прием на обучение по программам высшего образования – программам ординатуры в 2018 г.

 

Начало приема документов поступающих – 02 июля 2018 года.

 

Прием документов поступающих лично и через операторов почтовой связи осуществляется по адресу:357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, д. 11

 

Прием документов ведется с 09.00 до 15.00 с понедельника по пятницу.

 

Окончание приема документов – 10 августа 2018 года.

 

Вступительное испытание (тестирование) проводится 13 июля, 30 июля и 10 августа 2018 года на базе Центра аккредитации специалистов с 9.00 до 11.00 по адресу: г.Пятигорск, улица Кучуры, дом 1

 

Прием документов в электронной форме (через средства факсимильной связи, электронную почту, интернет) не проводится!

 

Сроки зачисления на обучение по программам ординатуры в 2018 году.

 

16 августа 18.00 — окончание приема оригиналов документов установленного образца или заявление о согласии на зачисление  с приложением заверенной копии указанного документа на места с возмещением стоимости обучения.

17 августа — издание приказа о зачислении на места с возмещением стоимости обучения.

 

Контактная информация по вопросам поступления граждан:

Телефон: 8-8793-34-20-76, 8-906-498-12-56

 

По вопросам оформления приглашений, виз и регистрации  иностранных граждан обращаться:

Телефон: 8-8793-32-04-46

Электронная почта: [email protected]

 

Всем ординаторам, поступившим на места с полным возмещением затрат, необходимо заключить договоры на обучение

17.08.2018 г.  с 10.00 до 15.00 по адресу:  (Приемная комиссия)

с 20.08.2018 г. по 22.08.2018 г. с 9.00 до 15.00 договоры заключаются по адресу: г. Пятигорск, улица , каб. 117

(Денисенко Ирина Эдуардовна)

В связи с проведением ученого совета ПМФИ вступительное испытание (тестирование) в ординатуру 13.07.2018 г. будет проводиться в 12.00 часов (по адресу: )

Сбор поступающих в 11.30 по адресу: (1 этаж, приемная комиссия)

www.pmedpharm.ru

Что нужно знать о процедуре аккредитации провизоров

Летом текущего года завершилось обучение провизоров в интернатуре уже по новым правилам. Все молодые специалисты прошли процедуру государственной итоговой аттестации. Известно, что по специальности провизор обучение заканчивается тем, что после аттестации всем вручают сертификаты специалиста. Однако подготовка фармацевтических кадров сегодня имеет свою особенность.

С прошлого года систему профильного образования по этой специальности начали приводить к новому формату, с процедурой аккредитации. В данной ситуации это означает, что в завершившемся учебном году при получении высшего образования в указанной сфере дипломированные специалисты всего год учились по соответствующей специальности в интернатуре. В итоге они смогли получить сертификат специалиста.

С учебного года 2017/2018 всем, кто окончил вуз по специальности «Фармация», необходимо будет получить последипломное образование в ординатуре, которая продлится уже два года. По ее окончании предусмотрена аккредитация провизоров. Прошел ее – получи соответствующий документ.

Только теперь это не сертификат специалиста. Документ называется свидетельством об аккредитации специалиста в сфере фармацевтической деятельности. Сама специализация может быть разной. Например, может быть специализация по «Фармацевтической технологии» либо «Управлению и экономике фармации». Таков следующий этап в подготовке. Первый же этап предполагает обучение в вузе с получением первичной аккредитации. Теперь 

фармацевтическое образование будет именно таким.

Первичная аккредитация требуется, когда выпускник собирается поступить в ординатуру, а также когда провизор готовится к фармацевтической деятельности, то есть торговле в своей сфере – как розничной, так и оптовой. В том случае, когда у провизора нет планов в дальнейшем заняться фармацевтической деятельностью, он может не подавать заявление на аккредитацию.

В целом же сертификат провизора получить в Москве, как и в других городах страны, сегодня не проблематично. Отметим, что не относится к фармацевтической деятельности труд в области маркетинга (скажем, в качестве медицинского представителя), как и работа в компании, которое специализируется на производстве лекарственных препаратов.

Документ о первичной аккредитации (свидетельство), который получают по завершению обучения в вузе, действителен не более пяти лет. В данный промежуток времени обладатель этого документа вправе работать в фармацевтической отрасли по специальности. В частности, он вправе выполнять обязанности рядового провизора либо провизора-технолога.

Понятно, что есть особый смысл продлить сертификат провизора, поскольку специалист, который не прошел ординатуру, может забыть о карьерном росте. Ведь он не имеет возможности претендовать на административную должность. Скажем, не сможет занять место заведующего аптекой. И даже не вправе претендовать на место завотдела в аптеке.

Для сертификата провизора по любой специализации предусмотрен период действия в 5 лет. А потом, когда этот срок истечет, предстоит очередная аккредитация, которая проводится периодически. И к ней следует готовиться сразу же. Да, вы прошли в ординатуре специализированную аккредитацию. Да, вы стали, например, провизором-технологом. Однако вам предстоит еще одна 

аттестация провизоров.

Конечно, пять лет – это достаточно большой период. И все-таки за это время необходимо набрать такое количество кредитов, которое необходимо. А именно, 250 ЗЕТ/250 академических часов. Только в этом случае вас допустят к очередной аттестации.

xn--l1abe4a.xn--p1ai

Ординатура для провизоров должна стать одногодичной — Новости

Публикации – Новости

28.11.2016

Ординатура как важная часть фармацевтического образования должна быть актуализирована и модернизирована.  Такое мнение прозвучало на круглом столе «Современная фармация – грани развития», прошедшего 25 ноября в рамках 18-й Международной выставки Pharmtech&Ingredients.

В ходе круглого стола студенты профильных вузов — участники образовательного проекта PharmtechTutor, смогли «из первых рук» узнать  об актуальных  для отрасли профессиях, а также прояснить для себя вопросы, связанные  с продолжением образования. Особенно волновала студентов тема ординатуры.

Напомним, что в ходе реформирования системы высшего образования в области фармации  для провизоров введена аккредитация и отменена  интернатура, а ординатуру  (по аналогии с ординатурой для врачей) было предложено сделать двухгодичной. 

«Эксперты отрасли не видят смысла в двухгодичном обучении в ординатуре провизоров, — отметила заместитель директора по научной работе Института фармации и трансляционной медицины  ПМГМУ им. И. М. Сеченова, профессор кафедры промышленной фармации, эксперт, д. фарм. н. Наталья Пятигорская.  – Цель развития фармацевтического образования — поиск новых образовательных траекторий, значительное расширение компетенций выпускников, повышение уровня их знаний. Существующая сегодня система образования затянута, сложна и предполагает сложный путь выхода в профессию. Важно упрощать систему,  сделать ее более логичной на всех уровнях. Мы ратуем за оптимизацию ординатуры. Важно, чтобы провизоры-ординаторы получали более качественные и прикладные знания и были нужны работодателю не по формальному признаку. Необходимо,  чтобы ординатура выпускала действительно готовых к работе и востребованных на производстве специалистов. Один из путей: давать возможность ординаторам проходить ординатуру на рабочих местах, чтобы получать знания, актуальные для работодателей, без отрыва от производства».  

Елена Григорьева, фото Игоря Чунусова

«Фармперсонал»

 

pharmpersonal.ru

Обязательной интернатуры для заведующих аптек не будет

04 Декабря 2015

Обязательной интернатуры для заведующих аптек не будет

Серьезную заинтересованность среди специалистов аптечной розницы вызвала информация, прозвучавшая из уст представителя Росздравнадзора на одном из отраслевых мероприятий. Речь шла о том, что согласно новому приказу Минздрава все заведующие аптеками и руководители структурных подразделений должны окончить интернатуру. В результате документ, который ранее не привлек особого внимания, подвергся более пристальному изучению и вызвал вопросы. Эксперты пояснили: принципиальных новшеств он не привнесет — требование к управленцам проходить интернатуру существовало и ранее. При этом представители розничного бизнеса сомневаются в необходимости такого образования.

 
Сообщение начальника Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирины Крупновой о том, что заведующий аптечным учреждением и начальник структурного подразделения должны иметь интернатуру, прозвучавшее на II Всероссийском конгрессе «Фармацевтическая деятельность в РФ: производство и обращение лекарственных средств, лекарственное обеспечение 2015», вызвало интерес как у аудитории конференции, так и у читателей «ФВ».
 
Новые квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» закреплены приказом Минздрава России № 707н от 08.10.2015, вступившим в силу 7 ноября с.г. Согласно пиказу заведующие аптеками и руководители структурных подразделений должны иметь высшее образование по специальности «Фармация» и подготовку в интернатуре по специальности «Управление и экономика фармации». Дополнительное образование — профпереподготовка по специальности «Управление и экономика фармации» руководителей аптечных организаций.
 
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ № 415н от 07.07.2009, действующему до вступления в силу нового документа, заведующий-провизор, заместитель заведующего-провизора должны обладать высшим профобразованием по специальности «0600108 Фармация», послевузовским или дополнительным образованием на уровне интернатуры по специальности «Управление и экономика фармации» или профессиональной переподготовки руководителей аптечных организаций по специальности «Управление и экономика фармации».
 
Можно сделать вывод, что теперь интернатура стала обязательным этапом основного образования, в то время как ранее она занимала статус послевузовского или дополнительного образования наравне с профпереподготовкой.
 
Эксперт, пожелавший остаться неназванным, увидел в новшестве некую финансовую поддержку учебных заведений.
 
Если специалист изначально не прошел интернатуру на бюджетном отделении вуза, то теперь он лишен права получить образование бесплатно.
 
По мнению эксперта, гораздо более сильную теоретическую базу получают первостольники и зав. аптеками в ходе обучения, организованного руководством аптечной сети.
 
Ничего не изменилось?
«Никаких изменений, по большому счету, новый приказ не внес. Профессионалы розницы очень удивлены ажиотажем вокруг приказа 707н», — отметил коммерческий директор фармкомпании «Мицар-Н» Артур Беленко. Он напомнил: до сих пор действуют нормы приказа Минздрава России № 66н от 03.08.2012, которым четко установлено, что интернатура необходима только специалистам со стажем работы менее 10 лет.
 
«Эту норму никто не отменяет. Приказ 707н не распространяется на сотрудников аптек, которым по приказу 66н не нужна интернатура», — пояснил г-н Беленко.
 
Приказ, утративший силу, по сути не совсем соответствовал своему названию, уточнила исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты (НФП) Елена Неволина. «Приказ № 707н, в отличие от приказа 415н, дает понимание, какие требования предъявляются к каждой специальности.
 
Однако в нем не написано, как быть лицам, получившим образование до того момента, когда появилась интернатура как послевузовское образование.
 
Специалист, у которого истекает срок действия сертификата, должен идти в интернатуру, прежде чем его продлить, или может сразу идти на ресертификацию по той специальности, по которой работает?» — отметила г-жа Неволина. С этим вопросом НФП намерена обратиться в Минздрав. «ФВ» не удалось получить комментарий министерства.
 
О пользе дополнительного образования
Обсуждение нового приказа Минздрава в очередной раз вылилось в обсуждение необходимости интернатуры для руководителей аптек.
 
«Профессия фармацевта-провизора сегодня нивелирована — аптеки давно превратились в торговлю готовыми препаратами. Своими нормативно-правовыми актами Минздрав по сути запрещает аптекам рекомендовать пациентам лекарства. При этом требует, чтобы за первым столом стояли люди с высшим специальным образованием, прошедшие необходимую подготовку.
 
Зачем интернатура сотруднику аптечного учреждения площадью от 30 до 200 м2, который просто следит за документами, выпускаемыми Минздравом, за санитарным состоянием объекта и руководит подчиненными, в чьи задачи входит выдача готовых ЛП по просьбе посетителя или по рецепту?» — рассуждает Артур Беленко.
 
По мнению Елены Неволиной, специалисты со стажем более 10 лет обладают всем необходимым опытом работы, поэтому им достаточно переподготовки без интернатуры.
 
Собственно, положение о том, что данная категория сотрудников не должна проходить интернатуру, действительно никто не отменял. Однако четкого понимания, каким образом будут продлеваться сертификаты сотрудников, окончивших вуз, к примеру более 15 лет назад, и не имеющих интернатуры, пока в отрасли нет.
 
Госпожа Неволина уточнила, что специалисты, которые завершат обучение в 2016 г. и будут получать сертификат аккредитации, могут сразу пройти аккредитацию на должность провизора и провизора-технолога. «При желании можно пойти в ординатуру «Управление и экономика фармации», через год получить специализацию, сдать первичную специализированную аккредитацию и получить возможность работать на одной из руководящих должностей либо получить специализацию «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» и аккредитоваться по специальности провизора-аналитика. Это соответствует философии, заложенной нами в профстандарты», — отметила глава НФП.

ano.sibfarm.com

Профессию фармацевта надо спасать

В 2016 г. будет запущена модель непрерывного образования специалистов в области фармации. С 1 января будущего года стартует первичная аккредитация выпускников очного отделения медицинских вузов, изъявивших желание заниматься фармдеятельностью.

Через два года подобная процедура ждет специалистов со средним фармобразованием. К 2021 г. — началу вторичной аккредитации — все они должны прийти с неким кредитом баллов, который станет новым пропуском в профессию. Исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты (НФП) Елена НЕВОЛИНА рассказала «ФВ», каким образом будет проводиться аккредитация, и поделилась своими рассуждениями о современном образовании и особенностях работы фармацевта.

— Чем вызвана необходимость аккредитации?

— Сегодня вуз учит студента 5 лет, потом ординатура — снова в вузе, затем вуз сам оценивает знания слушателя и дает сертификат специалиста. Выпускник приходит в компанию, ему предлагают забыть все, что дали в институте, и через корпоративный департамент образования учиться продавать лекарственные препараты. В течение долгого времени образовательный процесс не менялся.

Часто встречаются ситуации, когда выпускник знает много, но не знает того, что нужно.

Благодаря аккредитации профессиональное сообщество оценивает работу вуза, поскольку оно является потребителем той услуги, которую оказал вуз, подготовив специалиста.

— Кого и в какие сроки коснется аккредитация?

— Летом 2016 г. начнется аккредитация выпускников с высшим фармобразованием — очников. После этой процедуры выпускник вуза может сразу приступить к работе.

Аккредитацию обязаны проходить лишь те, кто хочет заняться фармдеятельностью. Понятие «фармацевтическая деятельность» раскрыто в 61-ФЗ, оно подразумевает аптеки, в том числе ветеринарные, и оптовые организации. Производство лекарственных средств — отдельный процесс.

У выпускника вуза есть возможность сразу поступить в ординатуру (она будет годичная) и получить специальность «Управление и экономика фармации» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Мы профессиональным стандартом решили предусмотреть, что студента, окончившего ординатуру, там «поднатаскают» по таким предметам, как экономика, управление, он сразу сможет идти на руководящую должность. Сегодня студент тоже может сразу пойти в интернатуру по управлению и экономике фармации, но по существующим нормативным документам на должность руководителя его можно взять только через 5 лет. Если в аптеке нет должности заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения, то это невозможно. Было несколько случаев, когда вопрос решали через суд.

Специалистов со средним образованием первичная специализированная аккредитация ждет с 2018 г. С 2021 г. пройдет вторичная аккредитация.

 

О самом важном — как все будет

— Какие вопросы чаще всего задают представители отрасли накануне аккредитации?

— В первую очередь, всех волнует, что будет с теми, у кого заканчивается сертификат. С 2016 г. аккредитация коснется только выпускников вузов. Те, у кого истек срок сертификата, будут до 2021 г. проходить ресертификацию. Затем их ждет вторичная аккредитация. К моменту вторичной аккредитации специалист должен будет в течение 5 лет набрать некий кредит, скорее всего, это будет 250 баллов — по 50 каждый год. С середины 2016 г. стартует программа непрерывного фармацевтического образования, это будет в том числе и модульное образование.

Безусловно, будет активно использоваться дистанционное обучение. У нас часто говорят, что конференции платные, однако я отвечу, что очень часто мы делаем все-таки бесплатные конференции, где представители научно-педагогического сообщества подробно рассказывают об изменениях в нормативно-правовом регулировании. Активный специалист может сам выступить на конференции как докладчик и получить дополнительные баллы в свое портфолио, более глубоко изучить какую-то тему и поделиться с коллегами.

— Как будет выглядеть процедура?

— Сдав экзамены, выпускник вуза должен написать заявление о своем желании пройти аккредитацию. Проводить ее будет комиссия из трех сопредседателей, представляющих профессиональное сообщество, образовательную организацию и работодателя. Возможно, это будут органы управления здравоохранением территории, какая-то организация типа «Опоры России» или «Деловой России», региональная организация, созданная по предпринимательскому принципу, либо крупный предприниматель, крупная аптечная сеть.

Аккредитуемому предстоит решить тестовые и ситуационные задачи, продемонстрировав практические навыки, в том числе и по оказанию первой медпомощи, в рамках того, чему его научили и что он имеет право делать, не являясь медработником. Предусмотрено, что в каждом вузе будет создана учебная аптека.

Навыки общения, способность предотвратить конфликтные ситуации можно оценивать, только моделируя некую ситуацию. Мы будет стоять на том, чтобы при аттестации выпускник имел право пользоваться любой справочной литературой.

— На основании каких документов будет проводиться аккредитация?

— Сегодня уже практически на выходе базовый стандарт по специальности «Провизор», который дает право выпускнику после первичной аккредитации работать в должности провизора либо провизора-технолога. Стандарт для провизора-организатора будет актуален только в 2017—2018 гг., потому что тот, кто сейчас поступает в ординатуру, закончит ее только через год. Пока название документа — «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». Третий стандарт — «Провизор-аналитик».

Все они прошли согласование в Министерстве труда, общественные обсуждения, впереди — несколько этапов, в том числе утверждение в Совете по профессиональным квалификациям — он был создан именно по специальности «Фармация». Теперь мы можем громко заявить, что есть такая специальность в России, она сохранена. Возглавляет совет Александр Дмитриевич Апазов.

Мы надеемся, что базовый стандарт провизора увидит свет до конца года. Мы не говорим, что он идеален, но должен быть документ, который бы соответствовал потребностям рынка труда. Мы имеем всего 2225 лицензий на производственные аптеки (менее 2%) при 155 тыс. аптек готовых форм. Занимаются ли эти аптеки изготовлением ЛП, неизвестно, но лицензию они имеют. В большинстве больничных аптек развито изготовление препаратов.

Специалисты все равно нужны.

 Есть мнение, что специалисту, изготавливающему лекарства, необходима интернатура. Практики категорически не согласны.

В советские времена в рецептурном отделе лекарства готовили люди со средним фармобразованием, напоминают практики.

Неужели за 5 лет не научат готовить лекарства, которые сегодня востребованы, при том, что количество лекарственных форм значительно сократилось?

— Что станет итогом прохождения аккредитации для специалистов? Кто будет выдавать документы?

— Итогом будет свидетельство об аккредитации, которое выдается один раз и дальше будет продлеваться. Выдавать документ будет комиссия, которая провела аккредитацию.

Если выпускник считает, что его, мягко говоря, завалили, он может подать апелляцию в апелляционную комиссию. Если человек понимает, что еще слаб в обращении с нормативно-правовыми документами, через три месяца он может повторно пройти первичную аккредитацию.

— Видите ли вы моменты аккредитации, не совсем понятные в реализации на практике?

— Оценочные средства аккредитации поручили разрабатывать учебно-методическому объединению по расширенной специальности «Фармация». На сегодня профессиональное сообщество не видело эти наработки и не может оценить, насколько они соответствуют профессиональному, а не образовательному стандарту и насколько там заложена философия базового профстандарта. Я надеюсь, этот вопрос разрешим. Национальным центром по аккредитации медработников определена первая медицинская академия. Надеюсь, мы в ближайшее время найдем возможность все наработки обсудить.

Перспективы профессии

— Согласны ли вы с мнением о девальвации профессии провизора?

— Сегодня крупными аптечными сетями руководят так называемые менеджеры. Мы понимаем, без прибыли аптека не может существовать. Найти баланс интересов очень сложно, потому что, как только аптека начинает оказывать полноценную фармацевтическую помощь — изготавливать детские лекарственные формы, отпускать наркотики онкобольным, она сразу становится неэффективной. За счет чего ей все эти функции выполнять? За счет повышения наценки на медикаменты. Люди, которые пользуются готовыми лекарственными формами, выбирают аптеку, где цена меньше. Получается, конкуренция в основном ценовая. А ведь вопросы конкуренции остро связаны с профессией.

В этом году в Пятигорской академии будет выпуск провизоров-технологов — 455 человек.

А лицензий на производственную деятельность восемь. Вопрос: как эти 455 человек проходили производственную практику? Либо они по пять минут были в аптеке, либо вообще там не были.

Мы будем поэтапно добиваться, чтобы невыполнение работодателем требований к специалистам, заложенных в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, расценивалось как грубое нарушение с лишением лицензии. Мы не готовим столько специалистов, сколько у нас аптек.

— Как вы относитесь к отмене заочного образования по специальности «Фармация»?

— В этом году будет последний выпуск заочников по специальности «Фармация». Я поинтересовалась соотношением численности студентов очного и заочного отделений и заметила существенную разницу. В Томской области на очном отделении обучаются 66 человек, на заочном — 169, в Омской — 316 заочников и 19 очников, в Саратовской — 129 и 44, в Самаре, в частном учреждении «Медицинский университет «РЕАВИЗ» — 212 студентов на заочном, 4 — на очно-заочном (вечернем). Ставропольский институт непрерывного медицинского и фармацевтического образования нынче будет выпускать двух человек, при этом на заочном обучении — 6 человек. С одной стороны, мы были против полной отмены заочного образования — это была перспектива продолжить обучение для специалиста со средним фармобразованием.

Но, как показывают наши данные, не всегда высшее заочное образование стремятся получить люди, уже имеющие образование.

А когда речь идет о выпускнике школы, возникает вопрос, насколько эффективна данная форма обучения и кого мы получим на выходе.

Елена Мекшун, фото Игоря Чунусова

Газета «Фармацевтический вестник» № 40 (827) 8 декабря 2015 г.

nacpharmpalata.ru

Всё об аккредитации для фармацевтов и провизоров

С 2016 года в России введена новая система аккредитации для провизоров и фармацевтов — Владимир Давыденко выяснил все ее подробности

В 2016 году в России начала работу система непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Одной из ее составляющих стала аккредитация, которую вскоре, вместо сертификации, будут проходить все фармацевты. Владимир Давыденко выяснил, как первую аккредитацию прошли выпускники фармфакультетов и к каким новшествам нужно готовиться сотрудникам российских аптек.

Наши эксперты

Елена Неволина

исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия»

Ирина Джупарова

заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета

Разговоры об обязательной аккредитации фармацевтов и провизоров начались уже давно. Еще в 2011 году правительством был принят закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2016 года право на работу в медицине и фармации специалисты должны подтверждать свидетельством об аккредитации.

Однако сама по себе эта процедура — лишь верхушка айсберга структурных реформ всей отрасли. В последующие годы в недрах Минздрава и профессионального сообщества шла работа по созданию новых стандартов обучения для каждого направления подготовки будущих врачей и фармацевтов. Именно на их основе будет проходить аккредитация. Пока что завершены и официально опубликованы только два таких документа: «Стоматология» и «Фармация». В ближайшее время авторы обещают создать профстандарты по всем остальным видам медицинской и фармацевтической деятельности вплоть до стандарта для фарминспектора.

Инициатива снизу

О том, что систему подготовки кадров для фармацевтики пора менять, первыми заговорили сами представители отрасли. По словам исполнительного директора «Аптечной гильдии» Елены Неволиной, активно участвовавшей в разработке профильного стандарта для провизоров, с каждым годом всё более очевидным становился разрыв между получаемыми в вузах знаниями и навыками, необходимыми для реальной работы:

«Мы давно слышим претензии от работодателей из‑за того, что выпускники вузов не приспособлены к практической деятельности и их приходится доучивать на местах. В образовании действительно наблюдалась довольно странная ситуация, когда молодой фармацевт учился 5 лет в институте, а после выпуска не имел права работать провизором — нужно было сдать дополнительный экзамен и получить справку, что его могут принять в качестве среднего фармперсонала, то есть фармацевта. Потом год интернатуры, и только после этого он приходил в аптеку полноценным провизором. Такое положение дел подрывало престиж высшей школы, ведь в случае среднего образования студент учился 3–4 года, сразу получал сертификат специалиста и мог приступать к работе. Выходило, что подготовка тех же кадров в вузах у нас идет дольше, а значит, не так эффективна. Это становилось проблемой не только для работодателя, но и для бюджета, чьи средства расходовались нерационально».

В результате уже в 2016 году выпускники фармацевтических вузов, сдав традиционные экзамены на глубину усвоения образовательной программы и получив диплом, стали проходить процедуру аккредитации, демонстрируя свои знания на практике. Пока это коснулось тех, кто решил работать в оптово-розничном фармбизнесе.

Три шага к профессии: аккредитация выпускников медицинских вузов

По задумке разработчиков, первичная аккредитация студентов состоит из трех этапов: тестирования, проверки практических навыков в симулированных условиях и решения ситуационных задач. Перечень вопросов для первого этапа опубликовали заранее, и у будущих фармацевтов была возможность потренироваться до наступления часа икс. Тест состоит из более чем 3 200 тестов, каждый из которых содержит 4 варианта ответа. Для удобства подготовки студентов во всех пунктах верный ответ разместили под буквой «А». Во время самой аккредитации подсказки, разумеется, исключены. На выполнение заданий дается 90 минут.

Успешно сдав тесты, студенты-фармацевты должны показать свое владение практическими навыками профессии. Для этого им необходимо правильно и последовательно выполнить 5 заданий (на каждое дается по 10 минут), которые случайно подбираются компьютером из базы. Всего таких заданий 245, их перечень также был опубликован заранее и не будет изменяться.

Выпускников могут попросить, например, провести приемочный контроль товара, определить условия хранения лекарств и разместить их по нужным полкам или изготовить лекарственный препарат по рецепту. Входят в перечень и задания на оказание первой медицинской помощи при острой лёгочной и сердечной патологии.

Всё это студентам предлагается делать не за партой, а на специальных станциях, имитирующих рабочие зоны аптеки, начиная с отдела приемки и заканчивая помещением для отпуска товаров и консультирования посетителей.

Наконец, третий этап первичной аккредитации предполагает решение ситуационных задач, или мини-кейсов. Здесь аккредитуемый получает 3 задания, которые содержат 5 вопросов, предусматривающих устный ответ. Каждая задача (всего их 236) моделирует определенную рабочую ситуацию и поведение в ней сотрудников аптеки. Вопросы могут быть направлены на обоснование этого поведения, указание свойств упомянутых в тексте ЛП, перечисление необходимой документации и другое. Для подготовки студентам дается час, для ответа — не более 30 минут.

Правильность выполнения выпускниками заданий на всех трех этапах оценивает специальная комиссия, состоящая из представителей профессиональных некоммерческих организаций, сотрудников региональных Минздравов или работодателей и, конечно, преподавателей образовательных учреждений. По словам Елены Неволиной, такой состав оптимален и позволяет каждому получить свое: работодатели видят уровень будущих кадров, а вузы — оценивают качество осуществляемой ими подготовки.

На случай если студент проваливает какой‑то из этапов, разработчики системы также предусмотрели механизм пересдачи. Как рассказала заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета Ирина Джупарова, у каждого выпускника есть несколько вариантов:

«Во-первых, ребятам дается по три попытки на каждый этап аккредитации: не сдал сегодня — можешь прийти завтра и послезавтра. И только если неудача постигла выпускника трижды на одной и той же ступени, он признается не прошедшим испытание. В таком случае пересдать можно будет лишь спустя 11 месяцев. Однако всё это время он сможет работать, правда, не провизором, а фармацевтом. Для этого нужно обратиться в специальную комиссию по допуску к фармдеятельности при вузе и, пройдя еще одну проверку знаний, получить разрешение. Кроме того, студент на любом этапе аккредитации имеет право не согласиться с решением комиссии и подать апелляцию на него».

Начали, не закончив

На момент выхода нашего материала для выпускников этого года аккредитация уже позади. И вплоть до самого ее начала на местах не было полного понимания, как именно всё будет проходить.

«Нам приходилось ждать появления документов для каждого этапа на сайте Методического центра аккредитации Минздрава. То есть процедура проходила буквально «с колес», — говорит Ирина Джупарова. — Неудивительно, что мы столкнулись с определенными трудностями.

Например, в день проведения тестирования в ряде вузов частично или полностью не открывалась база с ответами на содержавшиеся в тестах вопросы. Похожие проблемы возникали и на других этапах. В некоторых университетах из‑за неполадок на сервере Центра пришлось начинать третий этап, не дождавшись результатов второго.

Сложности были и при подготовке к проведению аккредитации. Так, в НГМУ нам спешно пришлось обустраивать учебную аптеку, которая необходима для выполнения практической части заданий. Деньги на это выделило Министерство здравоохранения, однако времени было немного. Изначально мы хотели открыть аптеку в составе симуляционного центра, но пока пришлось развернуть ее на кафедре фармацевтической технологии».

Несмотря на то что система уже действует, трудности есть и на самом высоком уровне, признается Елена Неволина:

«Пока разработчикам не удалось достичь полного взаимопонимания с Минздравом. Его отраслевой департамент одобрил разработанные для аккредитации профстандарты, а юридический сделал много замечаний. Авторы нововведений хотят поменять существующую систему, например, отменить противоречащий стандартам Приказ № 451, который утверждает квалификационный справочник. Он не устраивает всех практиков, но правовой департамент настаивает на сохранении этого и многих других неактуальных для новой парадигмы документов. То есть, по сути, предлагает не менять старое на новое, а подогнать стандарты под уже имеющиеся акты. Нужно время, чтобы правовой департамент министерства понял систему, отталкивающуюся от профессиональных потребностей».

С учебой по жизни: как будет проходить аккредитация фармацевтов и провизоров

Первичная аккредитация выпускников фармацевтических и медицинских вузов, о которой мы говорили ранее, — не единственное звено в новом порядке. Аналогичную процедуру предстоит пройти и взрослым, уже работающим фармацевтам. Причем не один раз. Одновременно с аккредитационной системой в России разрабатывалась концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО). Теперь для успешной работы в отрасли специалистам нужно будет регулярно повышать квалификацию, проходя различные курсы и участвуя в конференциях, то есть постоянно обучаясь чему‑то новому. Аналогичная практика давно используется в странах Запада. По словам Елены Неволиной, такая система много эффективнее простого продления сертификатов, так как наши вузы занимались подготовкой к пересертификации достаточно формально и нередко все решали деньги, уплаченные за курсы повышения квалификации.

Первыми в систему непрерывного медицинского образования войдут выпускники этого года и работающие фармацевты, получившие сертификат специалиста после 1 января 2016. Остальные присоединятся к ней по мере обновления своих профессиональных лицензий.

Аккредитовывать действующих сотрудников отрасли начнут только в 2021 году, когда работа над новой системой будет окончательно завершена и сама она пройдет должную обкатку. До этого времени всем будут продлевать сертификаты специалиста. Далее все фармацевты и провизоры будут обязаны проходить эту процедуру раз в пять лет.

Не занимаясь всё это время повышением собственной квалификации, успешно переаккредитоваться будет нельзя, так как обязательным требованием для этого является наличие у фармацевта и провизора портфолио, отмечает Елена Неволина:

«Все пять лет между аккредитациями специалисты будут получать зачетные единицы за дополнительное образование. Всего их будет 250 — по 50 на каждый год. Две трети баллов будут приходиться на вузовские программы и одна треть — на тренинги, семинары, конференции профессиональных организаций. Но только при условии, что их площадки будут аккредитованы в специальной системе непрерывного образования Минздрава. Национальная фармацевтическая палата уже подала заявку на включение в эту систему, и ее эксперты будут проводить оценку мероприятий на пригодность для портфолио. Мы будем следить, чтобы они соответствовали содержанию разрабатываемых профстандартов. Активная деятельность начнется с сентября. Чтобы часто не отрывать специалистов от работы, упор в системе НМФО будет сделан на заочные и дистанционные формы обучения, например вебинары. Это должно успокоить тех, кто опасался противодействия новой системе работодателей, которым невыгодно часто отпускать своих сотрудников на выездные мероприятия».

При прохождении очередной аккредитации специалист должен будет предъявить портфолио на оценку, после чего будет допущен к тестированию. Состав экзаменационной комиссии еще определяется, как и то, кто будет оценивать портфолио. Разговора о включении в число аккредитационных заданий практики пока не идет — предполагается, что свое дело состоявшиеся в профессии люди знают хорошо. Однако ситуационные задачи опытным фармацевтам решать все‑таки придется. В случае провала взрослые, как и студенты, смогут пройти испытание повторно или обжаловать решение комиссии. Но разработчики уверены: это будет большой редкостью — фармацевтам будет попросту стыдно выставлять себя в неприглядном свете перед работодателем, не говоря уже о риске лишиться должности.

И еще один интересный нюанс: однажды полученное свидетельство об аккредитации останется у специалиста на всю жизнь. При очередном прохождении этой процедуры в него просто добавят соответствующие записи из портфолио и результаты тестов. То есть у российских фармацевтов появится своего рода зачетная книжка, в которой будет отражен весь их профессиональный путь.

www.katrenstyle.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *