Огэ по литературе структура – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (9 класс) на тему: Структура оценивания ОГЭ по литературе в 9 классе. | скачать бесплатно

Содержание

Персональный сайт Белянкиной Светланы — ОГЭ-9 по литературе

Структура КИМ по литературе

Экзаменационная работа по литературе для выпускников IX классов 

состоит из двух частей. 

В части 1 работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе.

В части 2 даются темы сочинений. При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо выбрать один из них).

 

Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; 

второй  – анализ лирического стихотворения (или басни).

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по 3 задания для каждого варианта), 

направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. 

Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. 

Каждый из первых двух вопросов предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает 

не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением 

или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений). 

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, 

может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. 

 Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 или 1.2.3) – 5 баллов.

Второй вариант части 1 экзаменационной работы в структурном отношении, а также в распределении времени на выполнение заданий идентичен первому, 

но ориентирован на текст лирического стихотворения (или басни)

что определяет специфику заданий к тексту, выявляющих особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра).

В целом на выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений

, требующие развернутого письменного рассуждения.

Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов 

(если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 120 минут). 

Первая тема (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; 

Вторая тема  (2.2) относится к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение (или басня) включено во второй вариант части 1. 

В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).

Темы 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 

(древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.).

 

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

belocvet.ucoz.ru

Ответы на вторую часть по литературе

В 2018 году вторая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают одну из четырех тем и пишут сочинение. Объем – не менее 200 символов.

Ниже перед вами четыре варианта сочинений для ответа на задание 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 как пример ответа на задание части 2 ОГЭ по литературе в 2017 году.

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите текст, по которому нам предстоит писать сочинение.

Сочинения к ОГЭ по литературе


 

Разбираем задание 2.1

Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 

Пример сочинения для задания 2.1

Поэма «Мертвые души», написанная в годы разгула николаевской реакции, поразила всю Россию. В «Мертвых душах» дана широкая социальная панорама первых десятилетий прошлого века. Читая «Мертвые души», мы сначала смеемся. Однако смех скоро уступает место раздумьям, становится горько и больно за Россию. Комическое в поэме лишь более ярко оттеняет общую трагическую картину русской действительности.

Центральное место в произведении отведено образам помещиков и чиновников. Неприглядные портреты сменяются другими, еще более неприглядными, ужасающие картины быта провинциальной России следуют одна за другой. Гоголь описывает в «Мертвых душах» не какие-то редко встречающиеся уголки России. Он показывает типичные картины самой обычной жизни помещиков, чиновников на обширных пространствах страны.

Мертвящее впечатление производят эти картины. Города в запустении, в них царствует произвол чиновников-взяточников и пошлая обывательщина. Между городами разбросаны нищие деревни, похожие издали на «кучи старых дворов». Среди деревень стоят дворянские усадьбы, где паразитически живут и властвуют маниловы, коробочки, плюшкины, собакевичи и им подобные. Они давно утеряли человеческий облик и не живут, а коптят небо – ленивые, грубые, без мыслей и без чувств, страдающие разве что от обжорства плодами чужого труда. Паразитизм, корыстолюбие, духовное убожество свойственны не только помещикам, но и другим слоям так называемого «образованного» общества.

В среде городских чиновников, показанной Гоголем в «Мертвых душах», процветает угодничество перед высшим по чину, взяточничество, мелкие обывательские интересы, сплетни. Правители города не обременяют себя заботами о городском благоустройстве, но очень ревностно занимаются своим обогащением. Тот же полицмейстер – неисправимый взяточник, который чувствует себя в лавках местных купцов полным хозяином.

С иронией отзывается Гоголь и об уровне образованности городских чиновников, подчеркивая, что некоторые из них совсем ничего не читают. Под стать мужской части городского общества были и дамы, основным занятием которых были виртуозные сплетни да мечтания о чинах и богатстве.

Образы крестьян и положение народа описаны скупо. Но и то немногое, что показывает Гоголь, говорит о пагубном влиянии крепостного права, делающего крестьян темными и забитыми. Так по кирпичикам складывается ужасающая картина жизни помещичьей России. Поэма Гоголя стала разоблачением не отдельных пороков и недостатков, а всего общественного строя – лживого, основанного на угнетении и бесчестности; пронзительным обвинением всего существующего жизненного уклада России в середине XIX века.


 

Разбираем задание 2.2

Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих лирических произведениях?

Пример сочинения для задания 2.2

Творческое сознание Ф.И. Тютчева формировалось в атмосфере любомудрия – движения мысли и творчества, которое зародилось в Московском университете, где учился поэт. Будучи профессиональным дипломатом и прирожденным психологом, в своих произведениях Тютчев нередко обращается к философским темам бытия.

Многие стихи поэта посвящены размышлениям о непознаваемости мира, о жизни и смерти, о роли человека во Вселенной, о судьбе. 

Так, в стихотворении «День и ночь» (1839 г.) поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи. День – это иллюзия, лишь оболочка для истинного мира, который открывается ночью. Ночь – это символ хаоса, первородной стихии, откуда всё пришло и куда всё уйдет. Ее невозможно понять до конца, как и человеческую душу, но именно поэтому ночь, так пугая, одновременно и манит нас.  

Еще одна философская категория – судьба, рок – нашла отражение в лирике Тютчева. Так, тема судьбы-рока развивается в стихотворении «Море и утёс» (1848 г.), где противопоставление фатума и человека носит метафорический характер. Разыгравшееся море – это бунтарская природа человека, но стихия разбивается о неприступный утес – символ судьбы. И волна успокаивается, усмиряется, как человек, уставший бросать судьбе вызов.

Значительное место в лирике Тютчева занимают произведения, посвященные единству природы и человека. Поэт проводит между человеком и окружающим миром параллель, но говорит, что людям необходимо учиться у природы противостоять невзгодам жизни, принимать все изменения смиренно и с радостью. Тютчев часто использует в своих произведениях прием олицетворения, делая с его помощью природу живой, одухотворенной. Именно это мы видим в произведении «Есть в осени первоначальной» (1857 г.). Настроение стихотворения немного грустное, но умиротворенное. После летних трудов в природе наступил покой. Еще далеко до зимних бурь, поэтому есть время насладиться отдыхом. Всё в природе спокойно проживает свою жизнь, одно время года сменяет другое. Увядающая красота окружающего мира не печалит, а лишь дает надежду на будущее возрождение. Именно поэтому, по мнению Тютчева, природа должна стать идеалом для человека.

Таким образом, в лирике Ф.И. Тютчева нашли отражение философские идеи непознаваемости мира, давления судьбы над человеком, неразрывной связи природы и человека.

Мария Ким. 9 класс (2016 г.)


 

Разбираем задание 2.3

Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 

Пример сочинения для задания 2.3

Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение многогранное, энциклопедичное. Так, затронув все стороны русской жизни, особенно точно и ярко А.С. Пушкин создал картину жизни русского человека, принадлежавшего высшему сословию.

Евгений Онегин – молодой человек восемнадцати лет, но в столь юном возрасте он уже пресыщен жизнью, устал от развлечений, которыми заполнен весь его день. Он родился и вырос в Петербурге, роскошная жизнь привела к тому, что Евгений с детства не привык ни в чем себе отказывать. Вся его жизнь нацелена лишь на получение удовольствий: клубы и театры, званые обеды и ужины, балы, одежда по последней моде. Образование герой получил поверхностное, так как учил его гувернер-француз, сам не отличавшийся большими познаниями в науках. Но даже этого достаточно в обществе, где вращается Онегин. Он читает Адама Смита, разбирается в политэкономии, но, к сожалению, нигде не может использовать свои знания:

Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.

Его не увлекает литература:

Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.

Искусство также не интересует: звезда балета того времени, знаменитая Евдокия Истомина, вызывает у Онегина зевоту. 

Но, по мнению, автора, главный герой не виноват в том, что он так избалован. Онегин, перефразируя название романа М.Ю. Лермонтова, – «герой своего времени». Именно эпоха, по мнению Пушкина, сформировала Евгения. Обратимся к истории и вспомним, что это было время после декабристского восстания, когда в стране, управляемой Николаем I, был введен ряд жестких мер, имевших целью пресечение любого вольнодумия. Именно николаевская эпоха вошла в историю как эпоха циркуляров, предписаний, строгой дисциплины и военной муштры. Белинский пишет, что Онегин – добрый малый, каких немало среди людей, но одновременно он сильно отличается от окружающих своим умом и незаурядностью. Как человеку незаурядному, мыслящему, ему трудно было где-либо приложить свои таланты, и, не поставленный в условия, когда необходимо работать, чтобы прокормить себя, он все свои силы направляет на получение жизненных удовольствий. Таким образом, Онегин, человек эгоистичный сам по себе, попав под влияние эпохи, становится заложником сложившейся социально-экономической ситуации, то есть «эгоистом поневоле». 

Так, мы видим, что Евгений с целью как-то занять себя, избавиться от скуки пытается писать, читает произведения различных авторов, но… Не приученный к постоянному труду, бросает все дела, едва приступив к ним. Казалось бы, герою представился прекрасный случай изменить свою жизнь – отъезд в деревню, но и там, начав прогрессивные изменения и заменив барщину оброком, за что крестьянин-раб «судьбу благословил», Онегин вскоре охладевает ко всему. 
«Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» – так говорит о нем Белинский.

Разочаровавшись в жизни так рано, Онегин и другим людям приносит лишь несчастья и боль: из-за его малодушия и неспособности противостоять мнению света погибает Ленский. Татьяна Ларина, продолжая испытывать чувства к Евгению, выходит замуж за нелюбимого человека. Но, вчитавшись внимательнее в пушкинские строки, умный читатель понимает: все, что он видит в начале романа, лишь внешняя сторона жизни героя, так как суета и пошлость общества не убили в нем чувства. Белинский, характеризуя Онегина, кроме определения «эгоист поневоле», дал ему и еще одно – «страдающий» эгоист. И действительно, он тяжело переживает смерть Ленского, погибшего по его вине. Он сумел по достоинству оценить печальную и молчаливую Татьяну, разглядеть ее богатый внутренний мир, ее самобытность, искренность. Хотя и достаточно жестко, но герой честно признается девушке, что не создан для брака и не хочет обманывать ее, так как не сможет сделать счастливой. Несколько лет спустя, вернувшись в Петербург и вновь повстречав Татьяну, Онегин влюбляется в нее. Мы видим, каким искренним чувством горит его письмо-признание, как он страдает от отказа. Но и здесь герой во многом ведет себя эгоистично: его в первую очередь заботят собственные эмоции, а не то, как Татьяна, замужняя женщина, переживает сложившуюся ситуацию.

Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что Белинский, называя Онегина «эгоистом поневоле», имел в виду то, что он, безусловное порождение своего времени, будучи умным и незаурядным человеком, так и не смог найти свое жизненное призвание, ничего не совершил для мира. А «страдающим эгоистом» его делает неспособность отказаться от условностей общества, которое он презирает, и любовь, отвергнутая вначале и так мучившая героя в конце романа.


 

Разбираем задание 2.4

Изображение войны в лирике русских поэтов второй половины ХХ века. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося).

Пример сочинения для задания 2.4

Великая Отечественная война – событие, навсегда разделившее историю нашей страны на две части: до и после. Тема войны нашла отражение во всех видах творчества: и в кино, и в живописи, и в музыке, и, конечно же, в литературе. Особенно ярко «звучит» война в лирике советских поэтов.

В своем сочинении рассмотрим, как события Отечественной войны отобразились в произведениях Булата Окуджавы, для которого война стала одной из главных тем. Это и неудивительно, так как после девятого класса он добровольцем ушел на фронт. В понимании поэта война – это не только боль физическая, в первую очередь это боль от переживаний, разлук, потерь.

Вся «военная» поэзия Окуджавы проникнута гуманистическим пафосом – оставаться человеком даже в самые тяжелые времена.

«Вы наплюйте на сплетников, девочки,/ Мы сведем с ними счеты потом…» – так говорил он.
Поэт навсегда останется в нашей памяти как автор стихов о «неофициальной войне». В лирике Окуджавы почти нет громких патриотических призывов, наоборот, в ней говорится о трудностях, о неудобствах военного быта:

Звенят комары.
Звенят, звенят:
Возле меня.
Летят, летят –
Крови моей хотят.

(«Первый день на передовой»).

А еще о вполне понятном страхе смерти… и о том, как бывает стыдно после такого страха:

Мне немного лет…
гибнуть толку нет…
я ночных дозоров не выстоял…
я еще ни разу не выстрелил…
И в сопревшую листву зарываюсь
и просыпаюсь…
Я, к стволу осины прислонившись, сижу,
я в глаза товарищам гляжу-гляжу:
а что, если кто-нибудь в том сне побывал?
А что, если видели, как я воевал?

(«Первый день на передовой»).

В стихотворении «До свидания, мальчики» Окуджава находит очень точные образы, чтобы показать жизнь простых людей, их страдания, любовь, которая из-за тягот войны должна была прерваться. Так, образ белых платьиц, раздаренных младшим сестренкам, как нельзя лучше передает боль осознания, что счастье так и не состоялось:

Ах, война, что ж ты подлая сделала!
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

(«До свидания, мальчики»)

Не обходит стороной поэт и нелицеприятные стороны разлук. Так, в стихотворении «Песенка о солдатских сапогах» говорится об измене:

А где же наши женщины, дружок <…>
Они встречают нас и вводят в дом,
Но в доме пахнет воровством.

(«Песенка о солдатских сапогах»)

Таким образом, мы видим, что Окуджава затрагивает все человеческие переживания.

Конечно, поэт показывает и трагические стороны войны. Смерть, неотъемлемый атрибут войны, в его стихах представлена зримо и ясно. Но даже когда звучат у поэта призывы быть стойкими и умереть, если надо, то и они лиричны, оттенены нежностью и надеждой на возвращение:

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими!
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

(«До свидания, мальчики»)

Но бывает и так, что надежды нет… Тогда поэт показывает, как смерти противостоит мужество простых солдат, описывая состояние которых, поэт находит такие точные образы и определения, что ты понимаешь: смерти нет, пока есть такие люди на земле:

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

(«Нам нужна одна победа»)

В заключение хочется сказать, что Окуджава, увидевший войну, будучи еще совсем юным, до конца жизни переосмысливал сущность этой трагедии. Война для поэта – это причина «расчеловечивания» людей, поэтому, описывая в своих стихах ее быт, трудности, показывая изнанку войну, он призывал лишь к одному – оставаться человеком в самых бесчеловечных условиях.

Мария Ким. 9-й класс (2016 г.)

Вернуться к части 1

www.examen.ru

План и материалы подготовки к ОГЭ по литературе 2018 года

Настоящая Политика конфиденциальности определяет, каким образом Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф собирает, использует, хранит и раскрывает информацию, полученную от пользователей на веб-сайте godege.ru («Сайт»). Данная политика конфиденциальности относится и к Сайту, всем поддоменам Сайта и всем продуктам и услугам, предлагаемым Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф .

Эта страница содержит сведения о том, какую информацию мы или третьи лица могут получать, когда Вы пользуетесь нашим Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам информации о себе.

Настоящая Политика конфиденциальности распространяется непосредственно на этот Сайт и на информацию, получаемую с его помощью. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, которые могут содержать упоминание о нашем Сайте и с которых могут делаться ссылки на Сайт, а так же ссылки с этого Сайта на другие сайты сети Интернет.

Получаемая информация

Когда Вы посещаете Сайт, мы определяем IP адрес, имя домена с которого Вы к нам пришли (например, «yandex.ru») и страну регистрации данного ip , а так же фиксируем все переходы посетителей с одной страницы Сайта на другую.

Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить пользование Сайтом. Сайт собирает только общую информацию, которую Ваш браузер предоставляет добровольно при посещении Сайта.

Сайт применяет стандартную технологию «cookies» («куки») для настройки стилей отображения Сайта под параметры экрана монитора. «Куки» представляет собой данные с веб-сайта, который сохраняет на жестком диске Вашего же компьютера. В «cookies» содержится информация, которая может быть необходимой для настройки Сайта, — для сохранения Ваших установок вариантов просмотра и сбора статистической информации по Сайту, т.е. какие страницы Вы посетили, что было загружено, имя домена интернет-провайдера и страна посетителя, а также адреса сторонних веб-сайтов, с которых совершен переход на Сайт и далее.

Также данную технологию использует установленные на Сайте счетчики компании Yandex/Rambler/Google и т.п.

Технология «Cookies» не содержит никаких личных сведений относительно Вас. Чтобы просматривать материал без «cookies», Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы она не принимала «cookies», либо уведомляла Вас об их посылке (настройки браузеров различны, поэтому советуем Вам получить справку в разделе «Помощь» и выяснить как изменить установки браузера по «cookies»).

Кроме того, Сайт использует стандартные возможности (журналы) веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей хост-сервера, рейтинги и счетчики посещаемости от сторонних организаций (yandex.ru, top100.rambler.ru, top.mail.ru и др.). Мы используем эту информацию для того, чтобы определить сколько человек посещает Сайт и расположить страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта с используемыми Вами браузерам, и сделать содержание Сайта максимально полезным для посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Также мы можем собирать личную идентификационную информацию от пользователей, когда пользователь посещает наш Сайт, регистрируется на Сайте, оформляет заказ, заполняет формы и в связи с другой активностью на Сайте. Пользователя могут попросить при необходимости указывать имя, электронный адрес, номер телефона, данные кредитной карты. Пользователи могут, однако, посещать наш Сайт анонимно. Мы собираем личную идентификационную информацию пользователей, только если они добровольно предоставляют нам такую информацию. Пользователи всегда могут отказаться в предоставлении личной идентификационной информации, за исключением случаев, когда это может помешать пользоваться отдельными функциями Сайта.

Как мы используем собранную информацию

Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф может собирать и использовать личную информацию пользователей для следующих целей:
— Для улучшения обслуживания клиентов. Предоставляемая вами информация помогает нам реагировать на запросы клиентов более эффективно;
— Чтобы персонализировать пользовательский опыт. Мы можем использовать информацию для определения кто из посетителей Сайта наиболее заинтересован в услугах и ресурсах предоставляемых на нашем Сайте;
— Для улучшения нашего Сайта. Мы можем использовать обратную связь, которую Вы предоставляете, чтобы улучшить наши продукты и услуги;
— Для обработки платежей. Мы можем использовать информацию о пользователях при оформлении заказа для оформления платежей и только для этого. Мы не делимся этой информацией с третьими лицами, за исключением тех случаев, когда необходимо для предоставления услуг;
— Чтобы отправлять пользователям информацию, которую они согласились получать на темы, которые, как мы думаем, будут представлять для них интерес;
— Чтобы отправить периодические сообщения электронной почты, которые могут включать новости компании, обновления, информацию о продуктах и услугах и т.д. Если пользователь хотел бы отказаться от получения последующих писем, мы включаем подробное описание инструкции по тому, как отписаться в нижней части каждой электронной почты или пользователь может связаться с нами через наш Сайт.

Как мы защищаем вашу информацию

Мы принимаем соответствующие меры безопасности по сбору, хранению и обработке собранных данных для защиты их от несанкционированного доступа, изменения, раскрытия или уничтожения Вашей личной информации (имя пользователя, пароль, информация транзакции и данные, хранящиеся на нашем Сайте).

Общий доступ к личной информации

Мы не продаем, не обмениваем или не даем в аренду личную информацию пользователей. Мы можем предоставлять общие агрегированные демографические данные, не связанные с личной информацией, нашими партнерами и рекламодателями для целей, описанных выше. Мы можем использовать сторонних поставщиков услуг, чтобы помочь нам управлять нашим бизнесом и Сайтом или управлять деятельностью от нашего имени, например, проведение рассылки или статистические и иные исследования. Мы можем делиться этой информацией с этими третьими лицами для ограниченных целей при условии, что Вы дали нам соответствующие разрешения.

Изменения в политике конфиденциальности

Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф имеет право по своему усмотрению обновлять данную политику конфиденциальности в любое время. В этом случае мы опубликуем уведомление на главной странице нашего Сайта и сообщим Вам об этом по электронной почте. Мы рекомендуем пользователям регулярно проверять эту страницу для того, чтобы быть в курсе любых изменений о том, как мы защищаем личную информацию, которую мы собираем. Используя Сайт, Вы соглашаетесь с принятием на себя ответственности за периодическое ознакомление с Политикой конфиденциальности и изменениями в ней.

Ваше согласие с этими условиями

Используя этот Сайт, Вы выражаете свое согласие с этой политикой. Если Вы не согласны с этой политикой, пожалуйста, не используйте наш Сайт. Ваше дальнейшее использование Сайта после внесения изменений в настоящую политику будет рассматриваться как Ваше согласие с этими изменениями.

Отказ от ответственности

Помните, политика конфиденциальности при посещении сторонних Сайтов третьих лиц, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов.

Как с нами связаться

Если у Вас есть какие-либо вопросы по политике конфиденциальности, использованию Сайта, или иным вопросам, связанным с Сайтом, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф

godege.ru переулок Васнецова 9 строение 2, 5 этаж г. Москва
+7 (495) 970-99-66
[email protected]

godege.ru

Курсы русского языка для школьников в Москве

Общая информация

ОГЭ по литературе — один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. Сам экзамен хотя и носит название теста, фактически сводится к всего пяти вопросам, каждый из которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа. Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному экзамену в 9-м классе до введения ОГЭ по литературе.

Структура теста ОГЭ по литературе

Тест ОГЭ по литературе состоит из двух частей.

Часть 1 — это группа заданий, в которых требуется провести анализ стихотворения или отрывка из произведения, приведенных в тесте. Всего в первую часть входит 3 вопроса для каждого стихотворений или отрывков. Таким образом, вы сможете выбрать, по какому фрагменту произведения или стихотворению вам будет проще ответить на все четыре вопроса. Второй вариант вопросов выполнять не нужно. Первые три задания предполагают ответ на поставленный вопрос в объеме 3–5 предложений.

Часть 2 — представляет собой небольшое сочинение на одну из пяти предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы сочинений выбираются по произведениям школьной программы, никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.

Для успешной сдачи этого вида экзамена наши курсы предлагают пройти программу « Подготовка к ОГЭ по литературе»,состоящую из 3-х уровней : Сочинение 1 уровень, Сочинение 2 уровень, Сочинение 3 уровень.

Сдать ОГЭ и ЕГЭ на отлично — цель,
быть грамотным — стратегия всей жизни.

Сочинение 1 уровень

Базируется на русской литературе «золотого века» (1 половина XIX века) и отвечает на вопросы — как выбрать тему из числа предложенных? С чего начать работу и чем закончить? Как сделать речь связной, логичной и последовательной?

Продолжительность: 36 ак. ч. (12 занятий по 3 ак. ч.)

Сочинение 2 уровень

Практические навыки написания сочинения отрабатываются на произведениях 2 половины XIX века. Здесь решаются более сложные задачи: углубление знаний по истории и теории литературы, прививаются навыки работы со сложными литературоведческими терминами, повышается общая речевая культура и, конечно же, продолжается работа над жанром и стилем сочинения.

Наша цель будет достигнута, если учащиеся перестанут бояться чистого листа и начнут самостоятельно, учитывая наши рекомендации, составлять письменные высказывания на литературные темы, т.е. писать сочинения.

Так можно ли научить писать сочинения? Мудрые говорят, что научить нельзя, можно научиться. Так что не ждите вдохновения, а приходите к нам за практическими навыками написания сочинений.

Продолжительность: 36 ак. ч. (12 занятий по 3 ак. ч.)

  • Бесплатное входное тестирование;
  • Все учебные материалы входят в стоимость;
  • Промежуточный и итоговый контроль знаний, умений, навыков;
  • Решение тестов;
  • Подготовка к самостоятельным и контрольным работам;
  • Подготовка к ОГЭ;
  • Индивидуальный подход к каждому;
  • Связь с родителями.

intensiv.ru

Разбор задания №4 ОГЭ по литературе


Сочинение


В четвертом и последнем задании ОГЭ по литературе учащимся необходимо написать небольшое сочинение (объем — не менее двухсот слов) по одной из четырех предложенных тем. Как правило, две темы относятся к поэзии, а две – к прозе. Эксперты советуют задолго до экзамена определиться, анализом какого типа произведений будет заниматься ученик – для этого нужно написать несколько работ и по прозе, и по поэзии, а затем (желательно с помощью учителя или репетитора) определить, что получается лучше. После этого можно целенаправленно готовиться к анализу выбранного типа произведений – писать сочинения и читать готовые анализы по темам, приведенным в пособиях для подготовки.

Мы приводим два примера – один по прозе и один по поэзии.

Также нужно хорошо знать литературные термины и умело применять их в работе – если этого не делать, можно потерять два первичных балла. Сочинение обязательно должно быть хорошо структурировано – иметь введение, постановку проблемы, выражение авторской и собственной позиций и выводы. Еще очень поможет выписывание и запоминание цитат из различных произведений; можно просто применять их во время написания «тренировочных» работ и запоминать, ведь это также оценивается отдельным критерием и приносит баллы. Однако можно не цитировать все дословно, что сложно для больших произведений, а пересказывать отдельные сюжетные ходы.

Темы могут быть самыми разными – анализ образа героя или какого-либо события из сюжета, объяснение названия произведения или выбора автором открытого финала, проблематика стихотворений или объяснение каких-либо точек зрения о смысле произведения. Чтобы хорошо написать сочинение, просто знать сюжет недостаточно.

Система оценок

Ответ оценивается по нескольким критериям; максимально за него можно получить 12 баллов.

К1 – Глубина раскрытия темы и содержательность суждений. 3 балла по данному критерию ставят, если ученик полностью раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию и приводя обоснованную собственную точку зрения при отсутствии фактических ошибок. 2 балла ставят при выполнении вышеизложенных условий и наличии 1-2 фактических ошибок либо неполной аргументации собственного мнения. 1 балл получают за ответ, в котором тема раскрыта не целиком: или без учета позиции автора, или без обоснования написанных положений, или при наличии 3-4 фактических ошибок. Если допущено 5 и более фактических ошибок, либо тема сочинения не раскрыта – ответ оценивается в 0 баллов.

К2 – Уровень владения теоретическим материалом. Если в анализе произведения учащийся правильно использует литературные термины, он получает 2 балла по этому критерию. При наличии 1-2 ошибок либо при упоминании терминов без их использования непосредственно в анализе ставится 1 балл. Если допущено более 2 ошибок в терминах либо они не используются вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию.

К3 – Обоснованность привлечения текста произведения. 2 балла ставят, если ученик разносторонне использует текст произведения в виде цитат или пересказов отдельных его фрагментов. 1 балл получают в том случае, если текст привлекается, но без прямой связи с приводимыми тезисами. Если же работа написана без привлечения текста, ученик получает 0 баллов за этот критерий.

К4 – Композиционная целостность и логичность изложения. Если части работы логически связаны между собой и в ней отсутствуют необоснованные повторы, ученик получает 2 балла. При наличии нарушений логической стройности работы и отступлений от темы эксперт ставит 1 балл по этому критерию. В 0 баллов оценивается тот ответ, в котором не прослеживается целостной композиции.

К5 – Соблюдение речевых норм. Если ученик допустил 1-2 речевые ошибки или не допустил их вообще, он получает 3 балла; при наличии 3 ошибок в речи ставят 2 балла, 4 – 1 балл, 5 и более – 0 баллов.


Примеры сочинений по заданию №4 ОГЭ по литературе


Сочинение по прозе

Каким предстаёт чи­нов­ни­че­ство в ко­ме­дии Н.В. Го­го­ля «Ревизор»?

Действие поэмы Н. В. Гоголя «Ревизор» происходит в уездном городе N. Произведение написано в жанре социально-политической комедии – в нем обличаются такие явления общественной жизни, как взяточничество, казнокрадство, злоупотребления властью, произвол и пренебрежение по отношению к народу. Все эти черты характерны для чиновников, описанных в «Ревизоре».

Самым главным в городе является Городничий. Он довольно сообразителен и совсем неглуп, однако грубость и взяточничество характерны и для него, однако он оправдывает себя, говоря о казнокрадстве и чиновничьем беспределе, что «так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Другие описанные в произведении чиновники мало чем отличаются от своего руководителя. Например, судья Ляпкин-Тяпкин, прочитавший за свою жизнь 5-6 книг и поэтому считающийся образованным мужчиной, предпочитает брать взятки борзыми щенками и не считает это чем-то зазорным.  Земляника – попечитель богоугодных заведений – наживается за счет больных: он не выдает им лекарств, говоря, что они и так «как мухи выздоравливают». Земляника готов написать донос на своих сослуживцев – видно, что этот человек ставит свои интересы и желание «выслужиться» перед ревизором превыше всего. Почтмейстер постоянно читает чужие письма, говоря, что это – «преинтересное» занятие.

Н. В. Гоголь очень ярко описал образ каждого чиновника, однако вместе эти люди создают облик той власти, которая, по мнению автора, управляла страной в то время. Совместный образ чиновничества со всей его лживостью, подлостью и корыстью  — сатирическое отражение современной писателю действительности.


Сочинение по поэзии

Каким предстаёт в ли­ри­ке Ф.И. Тют­че­ва образ моря? (По двум–трём сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта.)

Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт девятнадцатого века. В своей лирике он часто обращался к теме природы; в некоторых его произведениях перед читателями предстает образ моря.

В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…», написанном в 1865 году и относящемся к позднему творчеству поэта, основная тема – человек и стихия природы. Это произведение можно отнести к пейзажно-медитативному жанру. Лирический герой восхищается красками моря и обращается к нему, говоря:

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

Писатель использует прием олицетворения: в первой строфе герой обращается к морю на «ты», будто разговаривает с живым существом, а далее будто смотрит на него со стороны, не переставая при этом считать его живым:

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

При прочтении стихотворения перед читателем предстает картина вечернего моря, которое восхищает лирического героя, желающего слиться с величественной стихией.

Похожие мотивы наблюдаются и в стихотворении «Ты, волна моя морская». Здесь лирический герой прямо говорит о том, что его душа слилась с  морем:

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Однако это произведение имеет метафорический романтический смысл – считается, что оно адресовано любимой женщине поэта Е. Денисьевой.

Стихотворения поэта, посвященные морю, описывают все великолепие водной стихии. Ф. Тютчев мастерски передает игру красок и даже звуки морской воды, благодаря чему у читателей возникает ощущение единения с природой.

spadilo.ru

Разбор заданий №1,2 ОГЭ по литературе


Анализ прозы или поэзии


В первом и втором задании ОГЭ по литературе ученику предлагается 2 варианта – либо анализировать отрывок из прозы, либо – стихотворение. В тексте задания каждого задания приведен вопрос, связанный с анализом произведения. То есть всего задается два вопроса – ученику нужно дать на них развернутые ответы, перед этим выбрав из двух предложенных произведений то, с которым он будет работать. Вопросы связаны с темой и проблемой произведения, его лирическими героями и их поступками, видах и функциях используемых автором средств выразительности.

Ответ должен состоять из 3-6 предложений и опираться на приведенный отрывок из текста; если нужно, можно даже процитировать оттуда некоторые фразы. Часто задания связаны с объяснением применения автором художественных средств выразительности, поэтому в них также нужно хорошо разбираться. Считается, что легче анализировать стихотворение.

Система оценок

Всего за первые два задания можно набрать 6 баллов – по 3 за каждый ответ. Оценка производится по двум критериям:

  1. Глубина приводимых суждений. Если ученик приводит связный и прямой ответ, опираясь на позицию автора, хорошо формулирует собственную точку зрения и приводит к ней аргументы, используя текст не для пересказа, а для подтверждения сказанного, при отсутствии фактических ошибок и неточностей он получает 2 балла по этому критерию. 1 балл ставят, если девятиклассник, поняв суть вопроса, не дает прямой ответ, либо неточно передает авторскую позицию, либо приводит только свою точку зрения, либо аргументирует не все положения ответа, вместо анализа занимается пересказом либо допускает 1-2 фактические ошибки. В иных случаях ответ по данному критерию оценивается в 0 баллов.
  2. Следование речевым нормам. При наличии 1-2 речевых ошибок ученик получает 1 балл, если же таких ошибок больше 2 – 0 баллов.

Разбор типовых вариантов заданий №1 и №2 ОГЭ по литературе


Первый вариант заданий

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…

 Н. В. Гоголь «Шинель»

Какие приемы использует писатель для создания ощущения неизменности и однообразия жизни Башмачкина?

Жизнь петербургского мелкого чиновника Акакия Акакиевича очень однообразна – в ней ничего не изменяется, и Башмачкин сам смирился с этим, желая только, чтобы его оставили в покое и не трогали. Его и так почти не замечают – писатель говорит, что сторожа не обращали внимания на появление Башмачкина, «будто бы через приемную пролетела простая муха». Для того, чтобы обратить на это внимание читателя, Н. В. Гоголь во время описания служебной карьеры героя использует в тексте повторы, пугающие своей неизменностью: та же должность, то же положение, одно и то же место – изменениям нет места в жизни Акакия Акакиевича. Он проживает ее несколько неопределенно – человек «без прошлого и будущего», никак не реагирующий на все происходящее вокруг: «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме».

Каким предстаёт характер Башмачкина в приведённом фрагменте?

Автор неслучайно назвал своего героя Акакий Акакиевич – в переводе с греческого имя Акакий означает «незлобивый, не делающий зла» — получается, что Башмачкин наделен этим качеством вдвойне. Он – кроткий и безответный человек: когда молодые сослуживцы подсмеиваются над ним, Акакий Акакиевич не обращает на это внимания, лишь иногда, если его сильно отвлекали от дела, говоря: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Можно сказать, что он любит свою работу, заключающуюся в переписывании документов: никогда не делает ошибок, не пропускает службу, не отказывается от данных ему бумаг. То, что никто не знал, когда он поступил на службу и вообще каких-либо подробностей его жизни, говорит о том, что у Башмачкина не было близких людей – это кроткий, тихий и одинокий человек.


Второй вариант заданий

ВОЛНЫ И ЛЮДИ

Волны катя́тся одна за другою

С плеском и шумом глухим,

Люди проходят ничтожной толпою

Также один за другим.

Волнам их неволя и холод дороже

Знойных полудня лучей;

Люди хотят иметь души… и что же? –

Души в них волн холодней!

(М. Ю. Лермонтов, 1830—1831)

Какие чувства вызывает у поэта мир людей?

М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Волны и люди» сравнивает людей с волнами, ведь они, как и волны, «проходят ничтожной толпою также один за другим». Он говорит, что души у людей холоднее, чем у волн. Поэта возмущает бездушие и безразличность людей, он считает, что человеку нельзя быть таким холодным, бессердечным и ничтожным, а нужно быть отзывчивым и небезразличным, приносить пользу другим, думать не только о своих интересах, но и о других людях.

Как композиция стихотворения помогает автору раскрыть свой замысел?

Главный принцип, на котором основана вся композиция стихотворения – сравнение. В первой строфе автор противопоставляет шум и плеск, сопровождающие движение волн, с бесшумным движением людей, однако указывает и на общую черту – и люди, и волны движутся «один за другим». Во второй строфе он сравнивает холодность людских душ с холодностью волн – «души в них волн холодней». Таким образом, сравнение людей с холодными волнами раскрывает идею автора – разочарование миром людей, одиночество лирического героя среди холодной и равнодушной толпы.


Третий вариант заданий

…О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…

(М. В. Ломоносов, 1747)

Почему в оде восшествию на престол императрицы Елизаветы М. В. Ломоносов обращается к молодому поколению?

Ключевые темы, затронутые поэтом в оде – наука и труд. Поэтому М. В. Ломоносов и обращается к молодому поколению с призывом посвятить жизнь служению науке и стране:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Также поэт говорит, что наука полезна для людей всех возрастов, и молодые могут вскоре прославить Отечество упорным и тяжелым трудом.

Какие художественные средства придают оде торжественное звучание?

Ода – торжественный монолог в стихотворной форме, посвященный какому-либо значимому событию. Поэтому в ней часто применяются ораторские приемы – восклицательные предложения, обращения:

 …О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Также поэт часто использует усеченные формы прилагательных, эпитеты, метафоры и даже призывы к действию например:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

spadilo.ru

ОГЭ (ГИА) по литературе 2016Сатурния

По окончании 9-го класса российским школьникам предстоит сдать обязательные государственные экзамены как минимум по трем предметам, включая русский язык и математика. Можно предположить, что найдется немало ребят, которые выберут для прохождения государственной итоговой аттестации литературу. Причем многие отдадут ей предпочтение вовсе не потому, что любят читать. Просто готовясь к экзамену по этому предмету, они одновременно будут готовиться к написанию сочинения в 11-м классе. С примерами лучше заранее ознакомиться.

Основные моменты

Как и все другие ОГЭ (ГИА), экзамен по литературе сдается не устно, а в форме теста. Правда, состоит он всего из четырех вопросов.

На выполнение отводится 3 часа 55 минут.

Во время экзамена разрешат пользоваться художественной литературой.

Успешно выполнив все задания, максимально можно заработать 23 балла.

Первый блок вопросов

Первые три вопроса нацелены на проверку способности экзаменуемого анализировать художественный текст. Ученику на выбор будут предложены для анализа два текста: один – прозаический или драматургический, другой – стихотворный. К каждому тексту прилагаются три вопроса. Отвечать нужно только на те, которые следуют после выбранного. Нельзя взять два вопроса из одного варианта, а один – из другого.

С помощью первых двух вопросов проверяется умение понять авторский замысел и сформулировать его, иллюстрируя примерами из произведения или хотя бы с опорой на него. За хорошие ответы можно заработать по 3 балла.

В третьем задании ученику предложат сравнить исходный текст с другим. Искать его не придется, он будет тут же, в задании. Анализ демонстрационных вариантов ГИА по литературе позволяет предположить, что отрывок из эпического произведения придется сравнивать с эпическим, а лирическое произведение – с лирическим. Тема в сравниваемых произведениях, скорее всего, будет одна и та же, а вот авторский замысел – разный. Максимальный балл – 5.

Сочинение

В четвертом задании школьникам будет предложено написать сочинение на одну из четырех тем. Желательно, чтоб его объем был не меньше 200 слов, но на самом деле допускается и объем в 150 слов.

Главный параметр, который будет учитываться при проверке сочинения, — это содержание. По два балла могут принести хорошее владение литературоведческими терминами, умение к месту приводить цитаты, логичность изложения мыслей и отсутствие речевых ошибок. Отсутствие или небольшое количество (до 5) речевых ошибок принесет еще от 1 до 3 баллов.

Грамотность при проверке сочинения и ответов на вопросы не оценивается.

Источник: http://uchitelya.com

nsaturnia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *