Огэ 2019 литература список произведений – Список литературы для подготовки к ОГЭ в 2019 году

Список для подготовки к ОГЭ по литературе (по версии ФИПИ) — 131 книга

Из русского фольклора:

Русские народные сказки:
1. Волшебная.
2. Бытовая.
3. О животных.
4. Былина на выбор.

Из древнерусской литературы:

5. Слово о полку Игореве.
6-8. Три произведения разных жанров по выбору.

Из русской литературы XVIII в.:

9. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
10. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
11-12. Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям».
13. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Из русской литературы первой половины XIX в.:

14-17. И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей».
18-19. В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое».
20-21. В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь».
22. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
23-40. А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня».
41. А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы».
42. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
43. А.С. Пушкин. «Повести Белкина».
44. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
45-59. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел».
60. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
61. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
62. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
63. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».
64. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
65. Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».

Из русской литературы второй половины XIX в.:

66. А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору.
67. И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору.
68-72. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весенний день…», «Чародейкою-зимой…».
73-77. А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Ласточки пропали…», «Ещё весны душистой нега…», «На заре ты её не буди…».
78-80. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…».
81-83. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».
84. Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору.
85. Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору.
86. Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».
87-90. А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий».

Из русской литературы XX — начала XXI в.:

91-92. И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька».
93-95. А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…».
96-98. В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся».
99-101. С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…».
102. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
103. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»).
104-105. В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик».
106. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
107-119. Проза второй половины XX в. — Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору).
120-125. Поэзия второй половины XX в. — И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов (Стихотворения не менее чем трёх авторов, по выбору).

Из зарубежной литературы:

126-127. Гомер. Поэмы: «Илиада», «Одиссея»(фрагменты).
128-129. У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет».
130. Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору.
131. И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст»(фрагменты).

www.livelib.ru

Список произведений для подготовке к ОГЭ по литературе

1. Слово о полку Игореве

2. Ломоносов М.В.
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны, 1747 года»
Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

3. Фонвизин Д.И.
Комедия «Недоросль»

4. Державин Г.Р.
Стихотворение «Властителям и судиям»
Стихотворение «Памятник»
Стихотворение «Река времён в своем стремленьи…»

5. Карамзин Н.М.
Повесть «Бедная Лиза»

6. Крылов И.А.
Басня «Волк на псарне»
Басня «Квартет»
Басня «Листы и корни»
Басня «Осёл и Соловей»

7. Жуковский В.А.
Баллада «Лесной царь» (сайт «Литература для школьников»)
Стихотворение «Море»
Стихотворение «Невыразимое»
Баллада «Светлана» (сайт «Литература для школьников»)

8. Грибоедов А.С.
Комедия «Горе от ума»

9. Пушкин А.С.
Стихотворение «Анчар»
Стихотворение «Бесы» (сайт «Литература для школьников»)
Стихотворение «Вакхическая песня»
Стихотворение «Зимнее утро»

Стихотворение «Зимняя дорога»
Стихотворение «И.И.Пущину»
Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
Стихотворение «К морю»
Стихотворение «К Чаадаеву» (сайт «Литература для школьников»)
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
Стихотворение «Не пой, красавица, при мне…»
Стихотворение «Няне»
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге»
Стихотворение «Пророк»
Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор..»)
Стихотворение «Туча»
Стихотворение «Я вас любил, любовь ещё быть может…»
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Поэма «Цыганы»
«Повести Белкина»: Выстрел. Метель. Гробовщик. Станционный смотритель. Барышня-крестьянка
Роман «Евгений Онегин»
Роман «Капитанская дочка»

10. Лермонтов М.Ю.
Стихотворение «Ангел»
Стихотворение «Бородино» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Дума» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «И скучно и грустно»
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
Стихотворение «Листок»
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Парус»
Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал») (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Пророк»
Стихотворение «Родина»
Стихотворение «Смерть поэта» (сайт «К уроку литературы»)

Стихотворение «Три пальмы» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Тучи»
Поэма «Мцыри» (сайт «К уроку литературы»)
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Роман «Герой нашего времени»

11. Гоголь Н.В.
Комедия «Ревизор» (сайт «К уроку литературы»)
Повесть «Шинель»
Поэма «Мёртвые души»

12. Островский А.Н.
Пьеса «Свои люди – сочтёмся!»
Пьеса «Снегурочка»

13. Тургенев И.С.
Сборник «Записки охотника»
Повесть «Ася»
Повесть «Вешние воды»
Повесть «Первая любовь»

14. Тютчев Ф.И.
Стихотворение «Весенняя гроза»
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

Стихотворение «Ещё шумел весёлый день…»
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…»
Стихотворение «С поляны коршун поднялся…»
Стихотворение «Чародейкою Зимою…»

15. Фет А.А.
Стихотворение «Вечер»
Стихотворение «Ещё весны душистой нега…»
Стихотворение «Ласточки пропали…»
Стихотворение «На заре ты её не буди…»
Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

16. Некрасов Н.А.
Стихотворение «Душно! Без счастья и воли…»
Стихотворение «Железная дорога» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Тройка» (сайт «К уроку литературы»)

17. Салтыков-Щедрин М.Е.
Сказка «Дикий помещик» (сайт «К уроку литературы»)
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (сайт «К уроку литературы»)

Сказка «Премудрый пискарь»

18. Достоевский Ф.М.
Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»
Повесть «Бедные люди»
Повесть «Белые ночи»

19. Толстой Л.Н.
Рассказ «Кавказский пленник»
Повесть «Детство»
Повесть «Хаджи-Мурат»

20. Чехов А.П.
Рассказ «Смерть чиновника»
Рассказ «Толстый и тонкий»
Рассказ «Тоска»
Рассказ «Хамелеон»

21. Бунин И.А.
Рассказ «Косцы»
Рассказ «Танька»

22. Блок А.А.
Стихотворение «О, весна без конца и без краю…»
Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Стихотворение «О, я хочу безумно жить…»

23. Маяковский В.В.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Стихотворение «Прозаседавшиеся»
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

24. Есенин С.А.
Стихотворение «Берёза»
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…»
Стихотворение «Пороша»

25. Шолохов М.А.
Рассказ «Судьба человека»

26. Твардовский А.Т.
Поэма «Василий Тёркин» (сайт «К уроку литературы»)

27. Шукшин В.М.
Рассказ «Срезал»
Рассказ «Чудик»

28. Солженицын А.И.
Рассказ «Матрёнин двор»

11ege.ru

Темы сочинений к ОГЭ по литературе

 

«Слово о полку Игореве»

1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести «Слово о полку Игореве»).
2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами, заканчивается прославлением  князя? (По повести  «Слово о полку Игореве»).
3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».

М.В. Ломоносов

1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?

Г.Р. Державин

1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?
2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов).
3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина?
5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

Д.И. Фонвизин

1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Н.М. Карамзин

1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? 
3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).

В.А. Жуковский

1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору).

А.С. Грибоедов

1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 
8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

И.А. Крылов

1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).

А. С. Пушкин

1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»).
4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
12.  Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»).
13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?
14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? 
22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин»).
28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?

М.Ю. Лермонтов

1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3.  Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и поэзии?  (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»).
8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести и достоинства человека? 
10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»?
21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Н.В. Гоголь

1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?
2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика?
4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех — единственное «честное, благородное лицо, действовавшее»  в комедии «Ревизор».
10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова? 
14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»? 

Ф.И. Тютчев

1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

А.А. Фет

1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы  в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору).

Н.А. Некрасов

1.  Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении  Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

Л.Н. Толстой

1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
3.  Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После бала»? 
4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала» играет приём контраста?

Ф.М. Достоевский

1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере одного произведения по Вашему выбору).

М.Е. Салтыков-Щедрин

1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин?  (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?

И.С. Тургенев

1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).

А.П. Чехов

1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по Вашему выбору).
5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6.  Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?

А.А. Блок

1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

С.А. Есенин

1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?
4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).

И.А. Бунин

1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».
4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?
5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?

В.В. Маяковский

1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. 
2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?
3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?

А.Т. Твардовский

1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).
3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата»).
5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней?

В.И. Шукшин

1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).
4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).

М. Шолохов

1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?
2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).

А.И. Солженицын

1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? 
2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»).
3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?
5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века

1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору).
4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору).
10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного из поэтов по Вашему выбору). 
11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

 

 

literarus.ru

ОГЭ-2019. Литература. Система оценивания экзаменационной работы.

Система оценивания экзаменационной работы.

Основание: демоверсия ФИПИ 2019 г.

 (проект опубликован 24.08.2018 г.)

 

 

Часть 1

Критерии оценивания заданий 1.1.1 и 1.1.2,

1.2.1 и 1.2.2, требующих написания связного ответа объёмом 3–5 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится

0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов. Если по Критерию 2 («Аргументированность, привлечение текста произведения») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 («Фактологическая, логическая и речевая точность ответа») работа не оценивается, в протокол проверки ответов по Критерию 3 выставляется 0 баллов.

БаллыКритерии
  1. 1. Соответствие ответа заданию.
2Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена.
1Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена .
0Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей
  1. Привлечение текста произведения для аргументации .
2Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют .

 

1Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,

И/ИЛИ

допущены одна-две фактические ошибки.

0Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ

допущено более двух фактических ошибок .

  1. Логичность и соблюдение речевых норм.
2Отсутствуют логические, речевые ошибки
1Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок .
0Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).
6Максимальный балл

 

Критерии оценивания сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объёмом 5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по Критерию 1

(«Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов.

Если по Критерию 2 («Сопоставление произведений») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 («Фактологическая, логическая и речевая точность ответа») работа не оценивается, в протокол проверки ответов по Критерию 3 выставляется 0 баллов.

БаллыКритерии
  1. Сопоставление произведений.
2Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена.
1Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция искажена.
0Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
  1. Привлечение текста произведения для аргументации.
4Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют.
3Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании,

И/ИЛИ

допущена одна фактическая ошибка.

2Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

ИЛИ 

для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,

И/ИЛИ

допущены две фактические ошибки.

1Для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

И/ИЛИ

допущены три фактические ошибки.

0Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений,

И/ИЛИ

допущены четыре или более фактические ошибки.

  1. Логичность и соблюдение речевых норм.
2Отсутствуют логические, речевые ошибки
1Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок.
0Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).
8Максимальный балл

 

 

Критерии оценивания заданий 2.1–2.4, требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)

Критерий 1 («Соответствие сочинения теме и её раскрытие») является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется.

По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов.  При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее  200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

 

БаллыКритерии
  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3Сочинение написано на заданную тему,  тема раскрыта глубоко, многосторонне,  авторская позиция не искажена.
2Сочинение написано на заданную тему,  тема раскрыта поверхностно, односторонне,  авторская позиция не искажена.
1Сочинение написано на заданную тему,  тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена.
0Тема не раскрыта.
  1. Привлечение текста произведения для аргументации.
3Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.  (в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше двух стихотворений), фактические ошибки отсутствуют.
2Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки (в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше двух стихотворений),

ИЛИ

для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют (в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше двух стихотворений).

1Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании ( без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ

для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки,

И/ИЛИ 

в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно стихотворение.

0Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ

при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки.

  1. Опора на теоретико-литературные понятия.
2Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют .
1Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ

допущена одна ошибка в использовании понятий

0Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий.
  1. Композиционная цельность и логичность.
3Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
2Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения; но  допущены одна-две логические ошибки.
1В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО  отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения

И/ИЛИ

допущены три-четыре логические ошибки.

0В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла, И/ИЛИ

допущено более четырех логических ошибок .

  1. Соблюдение речевых норм.
2Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок.
1Допущены три-четыре речевые ошибки.
0Допущены пять или более речевых ошибок.
13Максимальный балл за сочинение.

 

literatura-ege.ru

Список необходимой литературы к ОГЭ по литературе

  Список произведений, по которым могут формулироваться задания КИМ по литературе основного государственного экзамена (ОГЭ) (цитируется по fipi.ru).

 

1. «Слово о полку Игореве».

 

2. М.В. Ломоносов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должна быть «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).

 

3. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

 

4. Г.Р. Державин. Сборник лирики (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям»).

 

5. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

 

6. И.А. Крылов. Сборник басен (обязательно в сборнике должны быть басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей»).

 

7. В.А. Жуковский. Стихотворения (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Море», «Невыразимое»). Сборник баллад (обязательно в сборнике должны быть баллады: «Светлана», «Лесной царь»).

 

8. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

 

9. А.С. Пушкин. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня»).
   Поэма «Цыганы».
   Роман «Евгений Онегин».
   «Повести Белкина».
   Роман «Капитанская дочка».

 

10. М.Ю. Лермонтов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел»).
   Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
   Поэма «Мцыри».
   Роман «Герой нашего времени».

 

11. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».
   Повесть «Шинель».
   Поэма «Мёртвые души».

 

12. А.Н. Островский. Сборник пьес (обязательно в сборнике должны быть пьесы: «Свои люди – сочтёмся!»; «Снегурочка»).

 

13. И.С. Тургенев. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Ася», «Первая любовь», «Записки охотника»).

 

14. Ф.И. Тютчев. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день…», «Чародейкою-зимою…»).

 

15. А.А. Фет. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…», «Еще весны душистой нега…», «На заре ты ее не буди…»).

 

16. Н.А. Некрасов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…»).

 

17. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сборник сказок (обязательно в сборнике должны быть сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»).

 

18. Ф.М. Достоевский. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Белые ночи», «Бедные люди»).

 

19. Л.Н. Толстой. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат», «Детство»).
Рассказ «После бала».

 

20. А.П. Чехов. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»).

 

21. И.А. Бунин. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть «Танька», «Косцы»).

 

22. А.А. Блок. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»).

 

23. В.В. Маяковский. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»).

 

24. С.А. Есенин. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…»).

 

25. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

 

26. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».

 

27. В.М. Шукшин. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Срезал», «Чудик»).

 

28. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».

 

29. Проза второй половины XX в. Сборники произведений следующих писателей: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.

 

30. Поэзия второй половины XX в. Сборники лирики следующих поэтов: И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.

multiurok.ru

ОГЭ 2019 Литература. Кодификатор

Литература. 9 класс

ПРОЕКТ

Государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования в форме
основного государственного экзамена (ОГЭ)

Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения основного
государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ
подготовлен Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

2

Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения основного государственного
экзамена по литературе (далее – кодификатор) является одним из
документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ. (далее –
КИМ). Кодификатор представляет собой систематизированный перечень
требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов
содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования
по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении Федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»).
Кодификатор состоит из двух разделов:
– Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на
основном государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ»;
– Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся,
достижение которого проверяется на основном государственном экзамене по
литературе».
В раздел 1 кодификатора включен материал из следующих подразделов
стандарта: «Основные теоретико-литературные понятия» и «Литературные
произведения, предназначенные для обязательного изучения».
Включение в кодификатор перечня теоретико-литературных понятий
позволяет использовать в формулировках заданий определенный набор
терминов, не выходя за пределы обязательного минимума содержания
основных образовательных программ. Кроме того, данный перечень дает
возможность более объективно оценить ответы экзаменуемых по критериям
проверки и оценивания выполнения заданий.
В кодификатор включены художественные произведения, знание
которых проверяется с помощью КИМ, составляющих содержательный
корпус примерной программы основного общего образования по литературе.
В кодификатор не вошли элементы содержания, выделенные курсивом
в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных
образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не
включено в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки
выпускников», т.е. не является объектом контроля.
Включение в кодификатор литературных произведений осуществлено
с учетом важнейшей особенности стандарта – наличия в нем разных уровней
детализации учебного материал. Стандарт основного общего образования
предоставляет широкие возможности для реализации индивидуальных
творческих решений: в 70% случаев дается право выбора произведений,
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Литература. 9 класс

3

поскольку в перечне они конкретно не указаны (названы только авторы). Для
разработки КИМ необходима конкретизация списка художественных
текстов. Данная конкретизация осуществлена с учетом содержания
учебников по литературе, рекомендованных и допущенных Министерством
образования и науки Российской Федерации.
В приведенной ниже таблице показано, как разные уровни детализации
учебного материала реализованы в кодификаторе.

1

2

3

Уровень детализации учебного
материала в стандарте
Названо имя писателя с указанием
конкретных произведений.
Например:
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от
ума»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений
Онегин»
Дан перечень произведений с
указанием
на
обязательное
изучение помимо названных еще
двух (или трех) произведений по
выбору.
Например:
А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер»,
«Учись у них – у дуба, у
березы…»,
а
также
три
стихотворения по выбору.
А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть
чиновника», «Хамелеон», а также
два рассказа по выбору
Названы раздел программы или
имя
писателя
без
указания
конкретных
произведений:
определено только количество
художественных текстов, выбор
которых предоставляется автору
программы или учителю.
Например:
«Русский фольклор»;
Г.Р. Державин. Два произведения
по выбору.
А.Н. Островский. Одна пьеса по
выбору.
Ф.М. Достоевский. Одна повесть

Особенности кодификатора
Произведения
кодификатор

включены

в

Кодификатор
конкретизирует
перечень
произведений
(добавляются
два
или
три
произведения,
которые
традиционно изучаются в основной
школе, т.е. включены в примерные
и
авторские
программы
и
рекомендованные учебники).
Все конкретизированные
произведения помечены значком
«*»
В ряде случаев кодификатор также
конкретизирует
название
произведения
(это
касается
произведений
малых
жанров:
стихотворений и рассказов). Все
конкретизированные произведения
помечены значком «*».
Если в школьной практике не
сложилась традиция изучения
конкретного
произведения,
кодификатор
сохраняет
формулировку стандарта и не дает
конкретизации.
Формулировки
заданий контрольной работы по

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Литература. 9 класс

по выбору

4

Определен список имен писателей,
и указано минимальное число
авторов, произведения которых
обязательны для изучения: выбор
писателей
и
конкретных
произведений из предложенного
списка
предоставлен
автору
программы или учителю.
Например,
таким
образом
построены разделы «Проза второй
половины
XX века»;
«Поэзия
второй половины XX века»)

4

данным
разделам
позволяют
экзаменуемому
самостоятельно
привлекать
изученные
им
произведения
Кодификатор
сохраняет
формулировку стандарта и не дает
конкретизации.
Формулировки
заданий контрольной работы по
данным
разделам
позволяют
экзаменуемому
самостоятельно
привлекать
изученные
им
произведения

Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по
представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть
экзаменационной работы. При отборе лирических стихотворений в КИМ
могут быть включены не только стихотворения, названные в кодификаторе,
но и другие стихотворения отечественной поэзии. В часть 2 экзаменационной
работы могут быть включены темы сочинений как по названным в
кодификаторе произведениям, так и по творчеству писателей, чьи
произведения не названы в кодификаторе (указано только писательское имя,
например, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, писатели ХХ века).
В последнем случае формулировка задания не содержит указания на
конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый). В ряде
случаев формулировка задания не содержит указания на конкретное имя
писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый).
Например, экзаменуемый, если это позволяет формулировка задания, может
привлекать произведения 1990–2000-х годов (имена писателей новейшей
отечественной литературы могут быть не названы в кодификаторе).
Специального комментария заслуживают раздел 2 «Русский фольклор»
и раздел 8 «Из зарубежной литературы». Непосредственно по данным
разделам задания в КИМ не формулируются, однако предполагается, что при
выполнении ряда заданий экзаменуемые могут привлечь указанный
литературный материал для выстраивания аналогий.
КИМ разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1
элементов содержания, но и с опорой на требования к уровню подготовки
выпускников,
сформулированные
в
Федеральном
компоненте
государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Проверяемые в рамках ОГЭ требования включены в раздел 2 кодификатора.
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Литература. 9 класс

5

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на
основном государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ
В первом столбце указан код элемента содержания, для которого
создаются проверочные задания. Во втором столбце жирным курсивом
указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие
элементы.
Код
контролируемого
элемента
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2

Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова
Художественный образ
Фольклор. Жанры фольклора
Литературные роды и жанры
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея,
проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;
лирическое отступление; конфликт; система образов, образ
автора,
автор-повествователь,
литературный
герой,
лирический герой
Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении:
эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный
размер, ритм, рифма, строфа
Из русского фольклора
Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных –
по одной сказке)
Одна былина по выбору
Из древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве»
Три произведения разных жанров по выбору
Из русской литературы XVIII в.
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»*
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Литература. 9 класс

4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

5.6
5.7
5.8
5.9
5.10

5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
5.16
6
6.1
6.2
6.3

6

Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и
судиям»*
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Из русской литературы первой половины XIX в.
И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни»*, «Волк на псарне»*,
«Квартет»*, «Осел и Соловей»*
В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»*
В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»*
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем
Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное
мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой
убор…»), «И.И. Пущину»*, «Пророк», «Зимняя дорога»,
«Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас
любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы»,
«Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не
пой, красавица, при мне…»*, «Вакхическая песня»*
А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»*
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта»,
«Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума»,
«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три
пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И
скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,
«Родина», «Пророк», «Тучи»*, «Листок»*, «Ангел»*
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Из русской литературы второй половины XIX в.
А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
Ф.И. Тютчев.
Стихотворения:
«С
поляны
коршун
поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя
гроза»*, «Еще шумел веселый день…»*, «Чародейкоюзимою…»*

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Литература. 9 класс

6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
7
7.1
7.2

7.3

7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9

7.10

8
8.1

7

А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у
березы…», «Ласточки пропали…»*, «Еще весны душистой
нега…»*, «На заре ты ее не буди…»*
Н.А. Некрасов.
Стихотворения:
«Железная
дорога»,
«Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли…»*
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*,
«Премудрый пискарь»*
Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»*
А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон»,
«Тоска»*, «Толстый и тонкий»*
Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.1
И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*
А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без
краю…»*,
«О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах,
о славе…»*
В.В. Маяковский.
Стихотворения:
«Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче»*,
«Хорошее
отношение
к
лошадям»*,
«Прозаседавшиеся»*
С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза»*, «Пороша»*, «Край
любимый! Сердцу снятся…»*
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы:
«Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*)
В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов,
В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер,
Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин,
А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.
(Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)
Поэзия
второй
половины
XX
в.
И.А. Бродский,
А.А. Вознесенский,
В.С. Высоцкий,
Е.А. Евтушенко,
Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем
трех авторов, по выбору.)
Из зарубежной литературы
Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)

1
Если формулировка задания 2.1–2.4 позволяет, то экзаменуемый может опираться на произведения
новейшей отечественной литературы 1990-х–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Литература. 9 класс

8.2
8.3
8.4

8

У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору
И.-В. Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты)

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся,
достижение которого проверяется на основном государственном
экзамене по литературе
КИМ разрабатываются с опорой на важнейший раздел стандарта
основного общего образования – «Требования к уровню подготовки
выпускников». В кодификаторе эти требования цитируются не в полном
объеме; изъяты следующие позиции, не проверяемые в рамках ОГЭ:
– умение выразительно читать произведения (или фрагменты), в том
числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
– умение строить устные высказывания в связи с изученным
произведением;
– умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
– умение использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: поиска нужной информации
о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная
литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших
общеобразовательные программы
основного общего образования по литературе
В результате изучения литературы выпускник должен:
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова,
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять
тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику
изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств;
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Литература. 9 класс

2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
3
3.1
3.2

9

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать
их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
владеть различными видами пересказа;
строить письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать
свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинения;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных
произведений

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

freedocs.xyz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *