Новые требования к рабочей программе 2019 – Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе с изменениями на 2017-2018 г.

Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.

ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).

В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание. Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

Структура рабочей программы по ФГОС на 2017-2018 учебный год

Методические рекомендации по составлению рабочих программ 2017-2018 предусматривают разделение учебного плана на перспективный (на срок освоения ООП основного общего образования) и годовой (на текущий учебный год).

Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:

  • краткая характеристика обеих частей учебного плана;

  • формы промежуточной аттестации учеников;

  • подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;

  • аннотации учебников и учебно-методических комплектов;

  • применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.

В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:

  • определяется обязательный для освоения федеральный компонент;

  • предусматривается вариативность обучения, что реализуется через региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

При этом определяется следующее соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) и компонентом образовательного учреждения:

  • на федеральный компонент отводится не менее 75% нормативного времени, которое закладывается для освоения образовательных программ общего образования;

  • на региональный (национально-региональный) – не менее 10%;

  • на компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

В пояснительной записке также указывается характеристика учебных предметов, формы промежуточной аттестации и пр.

Региональный и компонент образовательного учреждения являются наиболее специфичными элементами учебного плана по ФКГОС. В базисном учебном плане прописываются конкретные рекомендации относительно содержания этих структурных частей документа. Так, в разрезе организации предпрофильной подготовки в 9 классе вводится изучение дисциплин краеведческой направленности.

Согласно рекомендациям ФГОС по составлению рабочих программ на 2017-2018 формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана используется:

  • для увеличения количества учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;

  • введение специальных курсов, на которых реализовываются потребности детей и родителей, в том числе по этнокультурным дисциплинам;

  • для других видов воспитательной, учебной, спортивной и пр. деятельности учеников.

Что касается рекомендаций БУП по региональному компоненту и компоненту образовательного учреждения, то замдиректора может использовать их для:

  • углубленного изучения предметов; введения новых предметов, образовательных модулей, факультативных занятий, практикумов, спецкурсов;

  • организации групповых и индивидуальных занятий;

  • разработки и внедрения индивидуальных образовательных программ;

  • организации самостоятельной работы учеников в библиотеках, лабораториях, музеях.

Согласно требованиям ФГОС, образовательным учреждениям следует делать рабочие программы частью школьной документации. Эти документы составляются на основе примерной программы курса, стандартов ФГОС, а также рекомендованного Минобрнауки РФ комплекта учебников. Также следует принимать во внимание учебный план школы и положение ОУ. Допустимо вносить изменения в примерную программу или составлять авторскую.

Документ включает такие составляющие:

  • титульный лист с наименованием образовательного учреждения, названием предмета, класса, должности и ФИО автора, его квалификационной категории и срока, на который рассчитана программа;

  • пояснительная записка с данными об авторе, комплекте используемых учебников, задачами и целями педагога на учебный год, а также планами по работе с детьми одаренными, с ОВЗ;

  • сетка календарно-тематического планирования включает наименование, количество часов, темы разделов, формы занятий по темам.

Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные госорганы, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут изменять учебный план и график образовательных организаций.

Принципы и рекомендации по составлению рабочих программ на 2017-2018

Требования к рабочим программам в 2017-2018 году должны обязательно учитываться при составлении документа. Согласно СанПиНа 2.4.2.2821–10, образовательная недельная нагрузка должна быть равномерно распределена по времени, при составлении расписания предметы гуманитарного профиля следует чередовать с естественно-математическими.

Максимальный объем аудиторной нагрузки и общий объем не должны превышать требования, которые установлены в табл. № 3 СанПиН 2.4.2.2821–10. Требования о максимально допустимой недельной нагрузке касаются только аудиторной нагрузки.

В рабочей программе конкретизируется содержание учебного предмета или внеурочного курса в соответствии с целями ООП, частью которого она и является. Программу разрабатывает учитель, а регламент ее разработки и утверждения регулируется локальным нормативным актом под названием Положение о рабочей программе. В этот документ включается:

  • реализуемые к объему содержания рабочих программ подходы;

  • структура программы с учетом требований ФГОС общего образования (по уровням), которые уточняются согласно целям ООП, уровня методического обеспечения, инновационной практикой педагогов и пр.;

  • сроки разработки и порядок согласования программ; подходы к определению периода, на который разрабатываются программы;

  • порядок внесения изменений в рабочие программы.

Требования к рабочим программам с учетом нового закона об образовании предполагают, что педагоги будут избегать прямого копирования примерных программ, будут как можно больше учитывать индивидуальные особенности детей, используемые методы обучения, а также роль предмета в достижении общих образовательных результатов.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя, их перечень включается в содержательный раздел ООП. Аннотации к рабочим программам приводятся в приложении к ООП и на официальном сайте. Это указывается в Требованиях к структуре официального сайта образовательного учреждения, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. При внесении изменений в рабочие программы это утверждается приказом о внесении изменений в ООП.

Особенность учебного плана на 2017–2018 годы

Действующие на сегодняшний день требования к рабочим программам по ФГОС 2017-2018 установлены приказом Минобрнауки. Согласно приказу, программы должны быть максимально упрощенными, рабочими документами. С учителя следует снять часть административной нагрузки, которая необходима для подготовки программы. При этом педагог получил право отступать от рекомендуемых программ, использовать новые стандарты оценки знаний и обучения.

Ранее существовало 8 обязательных пунктов, которые должны отражаться в программе. Сейчас их осталось три для урочной деятельности:

  • основное содержание предмета;

  • запланированные результаты;

  • разбивка курса по отдельным темам и указание часов, необходимых для их усвоения.

В итоге должен получить менее объемный документ, который не только снимет нагрузку с педагога, но и повысит эффективность образовательного процесса.

Для внеурочной деятельности обязательными элементами будут:

  • содержание курса;

  • способы изучения обучающимися;

  • формы проведения занятий;

  • планируемые результаты;

  • тематическое планирование.

Когда программа разработана, администрация школы проверяет ее и включает в учебный процесс. Вносятся изменения в перечень учебников, если в этом возникает необходимость. Документы должны утверждаться не позднее 31 августа. В течение года в программу могут вноситься корректировки относительно особенностей и периодов изучения разделов.

Согласно новым стандартам, учителя не ограничиваются классическими видами занятий. Рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы, фронтальные методы работы, наглядные пособия и пр. При оценке учитываются не только предметные, но метапредметные и личностные знания.

Разработка учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования

Образовательная организация, переходящая на ФГОС среднего общего образования, берет за основу учебные планы из примерной ООП. Они отражают перечень, трудоемкость, распределение по времени и последовательность учебных предметов, внеурочных курсов. Под профилем понимают способ организации образовательного процесса для старшеклассников, который учитывает их интересы и возможности.

Учебный план профиля включает:

  • обязательные предметы;

  • предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;

  • предметы, изучаемые на углубленном уровне;

  • элективные курсы.

Предусмотрено пять профилей: гуманитарный, естественно-научный, технологический, социально-экономический, универсальный.

В таблице 1 подробно рассматривается каждый.

Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования

Сферы деятельности по профилю

Предметные области

Предметы для углубленного изучения

Элективные курсы

Технологический

Производственная, инженерная и информационная

Математика и информатика. Естественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Информатика. Физика

Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии

Математика и информатика. Естественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Химия. Биология

Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект

Гуманитарный

Педагогика, психология, общественные отношения

Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки

Иностранный язык. История. Право

Психология. Индивидуальный проект

Социально-экономический

Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. География. Экономика

Индивидуальный проект

Универсальный

Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. История

Технология. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Иностранные языки

Иностранный язык

Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки

Русский язык. Литература. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Биология

Индивидуальный проект

Русский язык и литература

Русский язык. Литература

Индивидуальный проект

Планирование элективных курсов представлено в таблице 2.

Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору

Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

68

Литература

Б

204

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

У

408

Информатика

Б

136

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

136

Естественные науки

Химия

У

340

Биология

У

204

Биофизика

Э

68

Общественные науки

История (Россия в мире)

Б

136

Теория познания

Э

68

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Б

204

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

68

Индивидуальный проект

Э

102

Курсы по выбору общеразвивающей направленности

Экология психо-эмоциональной сферы человека

68

Эффективная коммуникация

68

Навыки работы с медиатекстами

102

ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 496 часов – 21%

Сокращения в таблице:

Б – предмет для изучения на базовом уровне;

У – предмет для изучения на углубленном уровне;

Э – элективный курс.

При расчете недельной аудиторной нагрузки учитываются требования СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, учебная неделя может включать 5 или 6 дней. От ее продолжительности зависит максимальная нагрузка на учащихся 10-11-х классов:

По требованиям ФГОС среднего общего образования, количество учебных занятий на одного обучающегося за два года составляет не менее 2170 и не более 2590.

Авторы примерной ООП среднего общего образования строят учебные планы исходя из 35 учебных недель в год.

Таблица 3. Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественнонаучного профиля при пятидневной учебной неделе

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

10-й класс

11-й класс

Русский язык и литература

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

6

6

Информатика

2

2

Иностранные языки

Иностранный язык

2

2

Естественные науки

Химия

5

5

Биология

3

3

Биофизика

1

1

Общественные науки

История (Россия в мире)

2

2

Теория познания

1

1

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Индивидуальный проект

2

1

Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью

Эффективная коммуникация

1

1

Навыки работы с медиатекстами

1

2

Итого в неделю

34

34

Всего за два года обучения

2312

multiurok.ru

Требования к рабочей программе по предмету (ФГОС ООО)

Требования к рабочей программе по предмету (ФГОС ООО)

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (5 – 9 классы), а не на учебный год

Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

Части программы отдельного учебного курса

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Поясняющая часть

Описание места предмета в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета (курса)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

Предметная часть

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения;

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Рабочие программы составляются для всех учебных предметов (курсов)

Основных (входящих в состав учебного плана ОУ)

Факультативных

Интегрированных

Элективных

Любых курсов по выбору

Курсов в рамках внеурочной деятельности

Курсов в рамках дополнительного образования

Отсутствие Примерной программы не является основанием для отсутствия Рабочей программы

  • Закон «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Поясняющая часть

Пояснительная записка

формирование системы … знаний

Цели изучения данного предмета (курса)

познание на конкретных примерах многообразия…

познание сущности и динамики главных процессов…

понимание главных особенностей…

Каждый учитель задает цели конкретно для себя и своих учеников.

формирование навыков и умений…

воспитание уважения, сознательного отношения к…

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством…

развитие… компетенций, посредством…

Не нужно описывать цели, в которых не уверен и которые не понимаешь!

формирование качеств мышления, необходимых для…

развитие устойчивого интереса к…

формирование у школьников умений применять… знания для…

приобретение опыта разнообразной деятельности в…

Поясняющая часть

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Краткое (в одном-абзаце) описание сути изучаемой науки

… —  учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о….

Школьный курс … — это…

Курс … является частью науки о …. Поэтому…

Второй абзац может указывать на актуальность данного курса для данного возраста учащихся

В современном мире необычайно актуальны знания о …. Поэтому…

Подростковый возраст отличается…. Поэтому…

Особенно необходим этот раздел для факультативных, интегративных, элективных, профильных и иных «нетрадиционных» курсов!

Поясняющая часть

Описание места предмета (курса) в Учебном плане ОУ

Краткое описание взаимодействия данного предмета (курса) с другими предметами учебного плана

В какой момент начинают изучать курс?

Является ли он продолжением изучения данного предмета в начальной школе?

Сколько времени отводится на изучение данного предмета (курса)?

Как распределяется учебное время по классам средней школы?

В какую образовательную область входит предмет (курс)?

Какие иные предметы (курсы) поддерживают данный предмет (курс)?

Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса.

Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!

Предметная часть

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения обязательных учебных предметов описаны в двух документах :

В Стандарте

Личностные и метапредметные результаты описаны для всей ООП целиком, а предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета

В Примерных учебных программах

Личностные, метапредметные и предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета

Но Стандарт – это закон, а Примерная программа – документ рекомендательный

Для всех необязательных курсов результаты описываются на основании Стандарта

Например :

Неравенства

Выпускник научится:

  • понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
  • применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться :

  • разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
  • применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Предметная часть

Содержание учебного предмета (курса)

Основу данного раздела составляет содержание « Фундаментального ядра » Стандарта

Прежние учебные программы

Новые учебные программы

Содержание располагается в хронологическом порядке

Содержание распределяется по смысловым блокам

Программа одновременно является упрощенным тематическим планированием

Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса

В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!

Предметная часть

Тематическое планирование

Этот раздел Рабочей программы предназначен для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.

Тематическое планирование составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!

Поэтому тематическое планирование должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.

Поэтому у разных учителей не только могут, но и должны быть разные по форме планирования.

Предметная часть

Тематическое планирование

Необходимые графы

Тема

Количество часов

Основной вид учебной деятельности

Отрабатываемые УУД

На отдельных предметах могут добавляться графы: фонетика, лексика, чтение, аудирование, письмо, основные факты, литературные (музыкальные, художественные) произведения и пр.

Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ (основных, элективных, факультативных, дополнительных, профильных) как в рамках урочной, так во внеурочной деятельности.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общесвенное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Предпосылки и причины обраования государства у восточных славян. Ва центра славянской государственности – Новгород и Киев. Фомирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье.

Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье.

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Предметная часть

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Все описания оснащение того или иного курса, данные в Примерных программах по предмету, носят рекомендательный характер.

В своей Рабочей программе каждый учитель описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в данном образовательном учреждении. Это то, с помощью чего он планирует достичь результата.

Предметная часть

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .

Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

Титульный лист Рабочей программы

Титульный лист Рабочей программы должен быть составлен по правилам составления документов

Обязательные реквизиты документа

Автор документа

Место составления документа

Время составления документа

Утверждаются Рабочие программы отдельно от ООП ТОЛЬКО руководителем образовательного учреждения!

multiurok.ru

Требования к рабочим программам по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Требования к рабочим программам по ФГОС»

Требования к рабочим программам по ФГОС

В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе с изменениями на 2017-2018 г.

Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.

ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).

В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание. Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

Структура рабочей программы по ФГОС на 2017-2018 учебный год

Методические рекомендации по составлению рабочих программ 2017-2018 предусматривают разделение учебного плана на перспективный (на срок освоения ООП основного общего образования) и годовой (на текущий учебный год).

Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:

  • краткая характеристика обеих частей учебного плана;

  • формы промежуточной аттестации учеников;

  • подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;

  • аннотации учебников и учебно-методических комплектов;

  • применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.

В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:

  • определяется обязательный для освоения федеральный компонент;

  • предусматривается вариативность обучения, что реализует

multiurok.ru

Требования к рабочим программам по ФГОС

Требования к рабочим программам по ФГОС

В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе с изменениями на 2017-2018 г.

Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.

ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).

В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание. Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

Структура рабочей программы по ФГОС на 2017-2018 учебный год

Методические рекомендации по составлению рабочих программ 2017-2018 предусматривают разделение учебного плана на перспективный (на срок освоения ООП основного общего образования) и годовой (на текущий учебный год).

Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:

  • краткая характеристика обеих частей учебного плана;

  • формы промежуточной аттестации учеников;

  • подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;

  • аннотации учебников и учебно-методических комплектов;

  • применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.

В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:

  • определяется обязательный для освоения федеральный компонент;

  • предусматривается вариативность обучения, что реализуется через региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

При этом определяется следующее соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) и компонентом образовательного учреждения:

  • на федеральный компонент отводится не менее 75% нормативного времени, которое закладывается для освоения образовательных программ общего образования;

  • на региональный (национально-региональный) – не менее 10%;

  • на компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

В пояснительной записке также указывается характеристика учебных предметов, формы промежуточной аттестации и пр.

Региональный и компонент образовательного учреждения являются наиболее специфичными элементами учебного плана по ФКГОС. В базисном учебном плане прописываются конкретные рекомендации относительно содержания этих структурных частей документа. Так, в разрезе организации предпрофильной подготовки в 9 классе вводится изучение дисциплин краеведческой направленности.

Согласно рекомендациям ФГОС по составлению рабочих программ на 2017-2018 формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана используется:

  • для увеличения количества учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;

  • введение специальных курсов, на которых реализовываются потребности детей и родителей, в том числе по этнокультурным дисциплинам;

  • для других видов воспитательной, учебной, спортивной и пр. деятельности учеников.

Что касается рекомендаций БУП по региональному компоненту и компоненту образовательного учреждения, то замдиректора может использовать их для:

  • углубленного изучения предметов; введения новых предметов, образовательных модулей, факультативных занятий, практикумов, спецкурсов;

  • организации групповых и индивидуальных занятий;

  • разработки и внедрения индивидуальных образовательных программ;

  • организации самостоятельной работы учеников в библиотеках, лабораториях, музеях.

Согласно требованиям ФГОС, образовательным учреждениям следует делать рабочие программы частью школьной документации. Эти документы составляются на основе примерной программы курса, стандартов ФГОС, а также рекомендованного Минобрнауки РФ комплекта учебников. Также следует принимать во внимание учебный план школы и положение ОУ. Допустимо вносить изменения в примерную программу или составлять авторскую.

Документ включает такие составляющие:

  • титульный лист с наименованием образовательного учреждения, названием предмета, класса, должности и ФИО автора, его квалификационной категории и срока, на который рассчитана программа;

  • пояснительная записка с данными об авторе, комплекте используемых учебников, задачами и целями педагога на учебный год, а также планами по работе с детьми одаренными, с ОВЗ;

  • сетка календарно-тематического планирования включает наименование, количество часов, темы разделов, формы занятий по темам.

Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные госорганы, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут изменять учебный план и график образовательных организаций.

Принципы и рекомендации по составлению рабочих программ на 2017-2018

Требования к рабочим программам в 2017-2018 году должны обязательно учитываться при составлении документа. Согласно СанПиНа 2.4.2.2821–10, образовательная недельная нагрузка должна быть равномерно распределена по времени, при составлении расписания предметы гуманитарного профиля следует чередовать с естественно-математическими.

Максимальный объем аудиторной нагрузки и общий объем не должны превышать требования, которые установлены в табл. № 3 СанПиН 2.4.2.2821–10. Требования о максимально допустимой недельной нагрузке касаются только аудиторной нагрузки.

В рабочей программе конкретизируется содержание учебного предмета или внеурочного курса в соответствии с целями ООП, частью которого она и является. Программу разрабатывает учитель, а регламент ее разработки и утверждения регулируется локальным нормативным актом под названием Положение о рабочей программе. В этот документ включается:

  • реализуемые к объему содержания рабочих программ подходы;

  • структура программы с учетом требований ФГОС общего образования (по уровням), которые уточняются согласно целям ООП, уровня методического обеспечения, инновационной практикой педагогов и пр.;

  • сроки разработки и порядок согласования программ; подходы к определению периода, на который разрабатываются программы;

  • порядок внесения изменений в рабочие программы.

Требования к рабочим программам с учетом нового закона об образовании предполагают, что педагоги будут избегать прямого копирования примерных программ, будут как можно больше учитывать индивидуальные особенности детей, используемые методы обучения, а также роль предмета в достижении общих образовательных результатов.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя, их перечень включается в содержательный раздел ООП. Аннотации к рабочим программам приводятся в приложении к ООП и на официальном сайте. Это указывается в Требованиях к структуре официального сайта образовательного учреждения, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. При внесении изменений в рабочие программы это утверждается приказом о внесении изменений в ООП.

Особенность учебного плана на 2017–2018 годы

Действующие на сегодняшний день требования к рабочим программам по ФГОС 2017-2018 установлены приказом Минобрнауки. Согласно приказу, программы должны быть максимально упрощенными, рабочими документами. С учителя следует снять часть административной нагрузки, которая необходима для подготовки программы. При этом педагог получил право отступать от рекомендуемых программ, использовать новые стандарты оценки знаний и обучения.

Ранее существовало 8 обязательных пунктов, которые должны отражаться в программе. Сейчас их осталось три для урочной деятельности:

  • основное содержание предмета;

  • запланированные результаты;

  • разбивка курса по отдельным темам и указание часов, необходимых для их усвоения.

В итоге должен получить менее объемный документ, который не только снимет нагрузку с педагога, но и повысит эффективность образовательного процесса.

Для внеурочной деятельности обязательными элементами будут:

  • содержание курса;

  • способы изучения обучающимися;

  • формы проведения занятий;

  • планируемые результаты;

  • тематическое планирование.

Когда программа разработана, администрация школы проверяет ее и включает в учебный процесс. Вносятся изменения в перечень учебников, если в этом возникает необходимость. Документы должны утверждаться не позднее 31 августа. В течение года в программу могут вноситься корректировки относительно особенностей и периодов изучения разделов.

Согласно новым стандартам, учителя не ограничиваются классическими видами занятий. Рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы, фронтальные методы работы, наглядные пособия и пр. При оценке учитываются не только предметные, но метапредметные и личностные знания.

Разработка учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования

Образовательная организация, переходящая на ФГОС среднего общего образования, берет за основу учебные планы из примерной ООП. Они отражают перечень, трудоемкость, распределение по времени и последовательность учебных предметов, внеурочных курсов. Под профилем понимают способ организации образовательного процесса для старшеклассников, который учитывает их интересы и возможности.

Учебный план профиля включает:

  • обязательные предметы;

  • предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;

  • предметы, изучаемые на углубленном уровне;

  • элективные курсы.

Предусмотрено пять профилей: гуманитарный, естественно-научный, технологический, социально-экономический, универсальный.

В таблице 1 подробно рассматривается каждый.

Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования

Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии

Математика и информатика. Естественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Химия. Биология

Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект

Гуманитарный

Педагогика, психология, общественные отношения

Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки

Иностранный язык. История. Право

Психология. Индивидуальный проект

Социально-экономический

Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. География. Экономика

Индивидуальный проект

Универсальный

Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. История

Технология. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Иностранные языки

Иностранный язык

Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки

Русский язык. Литература. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Биология

Индивидуальный проект

Русский язык и литература

Русский язык. Литература

Индивидуальный проект

Планирование элективных курсов представлено в таблице 2.

Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору

У

408

Информатика

Б

136

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

136

Естественные науки

Химия

У

340

Биология

У

204

Биофизика

Э

68

Общественные науки

История (Россия в мире)

Б

136

Теория познания

Э

68

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Б

204

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

68

Индивидуальный проект

Э

102

Курсы по выбору общеразвивающей направленности

Экология психо-эмоциональной сферы человека

68

Эффективная коммуникация

68

Навыки работы с медиатекстами

102

ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 496 часов – 21%

Сокращения в таблице:

Б – предмет для изучения на базовом уровне;

У – предмет для изучения на углубленном уровне;

Э – элективный курс.

При расчете недельной аудиторной нагрузки учитываются требования СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, учебная неделя может включать 5 или 6 дней. От ее продолжительности зависит максимальная нагрузка на учащихся 10-11-х классов:

По требованиям ФГОС среднего общего образования, количество учебных занятий на одного обучающегося за два года составляет не менее 2170 и не более 2590.

Авторы примерной ООП среднего общего образования строят учебные планы исходя из 35 учебных недель в год.

Таблица 3. Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественнонаучного профиля при пятидневной учебной неделе

6

6

Информатика

2

2

Иностранные языки

Иностранный язык

2

2

Естественные науки

Химия

5

5

Биология

3

3

Биофизика

1

1

Общественные науки

История (Россия в мире)

2

2

Теория познания

1

1

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Индивидуальный проект

2

1

Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью

Эффективная коммуникация

1

1

Навыки работы с медиатекстами

1

2

Итого в неделю

34

34

Всего за два года обучения

2312

infourok.ru

Требования к рабочим программам по ФГОС, Мокшанова Ираида Викторовна

Требования к рабочим программам по ФГОС

В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе с изменениями на 2017-2018 г.

Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.

ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).

В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание. Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

Структура рабочей программы по ФГОС на 2017-2018 учебный год

Методические рекомендации по составлению рабочих программ 2017-2018 предусматривают разделение учебного плана на перспективный (на срок освоения ООП основного общего образования) и годовой (на текущий учебный год).

Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:

краткая характеристика обеих частей учебного плана;

формы промежуточной аттестации учеников;

подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;

аннотации учебников и учебно-методических комплектов;

применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.

В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.

www.prodlenka.org

Новые требования к рабочим программам 2016-2017 / МБОУ «ООШ с. Б. Гусиха»

1 февраля начат приём заявлений в 1 класс на 2019-2020 уч. год

17.08.2016

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения. Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью. Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения  

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы.

 Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС , рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить школьную документацию. Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методической документации.

Она включает в себя:

1. Титульный лист  

На нем указывается:

  • полное наименование учебного заведения;
  • название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
  • автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
  • срок, на который она утверждается.

2. Пояснительную записку

 Она должна содержать:

  • информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
  • цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
  • в каждом классе есть «особенные» дети, одаренные или с УВЗ. В программе необходимо пописать методы работы с ними.
  • в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.

3. Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять:

  • из общего названия раздела,
  • количества часов, выделяемых на его изучение;
  • далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, так же указывается количество часов. обязательно необходимо указать планируемые результаты.

Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок. обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии….

 Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки – исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.

приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.

деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.

учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

 стандартов нового поколения ФГОС;

 примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую. Особенности рабочей программы Рабочая программа учителя – это авторский документ.

Не смотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

 Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений….

bogus.okis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *