Мцко что такое – МЦКО

МЦКО

200 тыс. школьников являются активными пользователями бесплатного сервиса самопроверки знаний «Мои достижения». Значит, современным детям компьютер нужен не только для игр и общения в мессенджерах или соцсетях?

В «Моих достижениях» (myskills.ru) они по собственной воле заняты учёбой. О том, что мотивирует учеников, «АиФ» рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.

По всем предметам

Инна Алейникова, «АиФ»: Павел Владимирович, у современных школьников так много контрольных и самостоятельных, зачем как-то ещё проверять знания?

Павел Кузьмин: Москва на протяжении восьми лет развивает систему независимой диагностики. Дети, учителя и родители привыкли, что в школах проводят диагностические работы. Кроме того, в городе есть сеть центров независимой диагностики, куда можно прийти 365 дней в году и проверить свои знания по любому предмету. Но нам важно было создать сервис, который позволял бы человеку сделать это, не выходя из дома, с любого электронного устройства и в удобное время. Так родилась идея «Моих достижений». Ученик регистрируется, выбирает необходимую ему контрольную работу и после выполнения получает детальную картину своих результатов. И ребёнок видит, какие темы вызвали у него затруднения, над чем нужно поработать и, наоборот, в каких областях он молодец. Дефициты и успехи наглядно представлены на диаграммах.

– Диагностическими материалами охвачены все школьные предметы?

– Да, все, и у нас тысячи вариантов заданий – такого нет ни в одном другом сервисе в России.

– Детям какого возраста вы предлагаете пользоваться «Моими достижениями»?

– Диагностики готовы для всех – от начальной школы до 11-го класса. Есть интереснейшие задания для младших школьников: на работу с простейшими объектами, географической картой, на проверку навыков грамотной работы с текстом и др.

Недавно мы внедрили новый тип непростых заданий, когда к готовому ответу нужно подобрать правильный вопрос.

С помощью сервиса дети проводят лабораторные и исследовательские работы. Мы будем расширять блоки физики, химии, географии, где нужно высказать гипотезу и проверить её, проведя эксперимент.

Также мы публикуем варианты ОГЭ и ЕГЭ, сотрудничая с Федеральным центром тестирования и Федеральным институтом педагогических измерений, который разрабатывает варианты государственной итоговой аттестации. Задания для вариантов таких диагностик нам предоставляют из общего банка, поэтому что-то аналогичное непременно попадётся в июне на настоящем экзамене. Пользоваться сервисом могут все российские школьники, но у москвичей есть некоторые привилегии – у них проверяют задания с развёрнутым ответом.

Очень интересный диагностический блок появился благодаря согласию наших коллег, проводящих известные международные исследования качества образования. Они предоставляют нашему сервису варианты из мирового банка заданий.

И в «Моих достижениях» можно потренироваться за несколько дней до проведения крупных московских диаг­ностик, проходящих в школах. Наши версии похожи на те работы, которые потом получают дети. Заранее оценив уровень своей подготовки и поработав с пробелами, ребёнок будет избавлен от волнения, ведь хорошая подготовка – залог уверенности на любой проверочной работе.

В сервисе есть адаптивный тренажёр, система сама выбирает задания сложнее либо легче, чтобы школьник отработал затруднения и мог идти дальше. Пока тренажёр наиболее глубоко проработан по математике.

В перспективе появится серия работ для дошкольников. Малышам наверняка будут интересны задания, связанные с окружающим миром, физическими понятиями, которые начинают осознавать в дошкольном детстве.

– В случае ошибки компьютерная программа подсказывает школьнику, как нужно было решать задачу?

– В целом «Мои достижения» – это не сервис обучения, подобных и так много. К примеру, «Московская электронная школа» с огромными объёмами отлично изложенного обучающего материала. Мы, являясь элементом МЭШ, нацелены на объективную самопроверку. Ты получаешь знания удобным для тебя способом и периодически узнаёшь, на каком уровне находишься сейчас.

Нет причин списывать

– У московских школ разные образовательные программы. Как это учитывают диагностики?

– Программы могут быть разными, но у них общие темы. Когда ребёнок находит в сервисе тему «Квадратные уравнения», он может быть уверен, что эта диагностика проверяет весь блок, посвящённый квадратным уравнениям.

– Кто видит результаты проведённой диагностики? Эти данные публичные?

– При регистрации ребёнок вправе не указывать, из какой он школы. Мы не хотим, чтобы в сервис приходили потому, что кем-то велено. Школу указывают только дети, которые участвуют в конкурсах, организуемых в «Моих достижениях». Увидит ли итоги учитель или родитель, решает школьник. Сами мы не передаём данные в школы. И это очень важно: ребёнок проверяет себя для себя самого, а не для кого-то другого, он получает реальную оценку собственных знаний, тем самым теряется необходимость списывать или ждать подсказки.

– Диагностики рассчитаны на индивидуальное выполнение или могут выполняться коллективно?

– У нас проходят конкурсные диагностики, где участвуют школьные команды. Но большинство диагностик индивидуально.

– Как часто пополняется банк заданий?

– Он пополняется ежедневно силами методистов, тестологов, ведущих московских учителей, представителей вузов – тех, кто знает, как должна правильно выглядеть независимая работа для самопроверки. В диаг­ностической работе в отличие от сборника задач обязательно учитываются сложность каждого задания и время выполнения, а элементы содержания не дублируются. Задания проходят жёсткий контроль.

– Кто проверяет работы ребят – компьютер или человек?

– Задания с кратким ответом или с выбором ответа проверяет автоматизированная система. Задания с развёрнутыми ответами, где требуется вдумчивая проверка трактовки событий и фактов, смыслов и основных идей, которые пытался изложить ребёнок, проверяют люди. Сейчас мы развиваем искусственный интеллект и «обучаем» нейросеть проверять диагностические работы, но в данное время эксперты работают гораздо качественнее электронного разума.

У нас есть эталон проверки. Прежде чем взяться за детские работы, эксперт должен сам сдать экзамен и допустить расхождение с эталоном оценивания не более чем на 1,5%. Это очень высокий московский уровень требований. Мы отбираем лучших специалистов. Поэтому школьники, чьи работы изучают эксперты, могут не сомневаться, что получили проверку высочайшего уровня.

Телефон, планшетили компьютер

– Какие технические средства нужны школьнику для прохождения диагностики?

– Это телефон, планшет или компьютер, всё происходит на экране. Для заданий с говорением нужны микрофон и наушники. Есть задания, где текст набирается на клавиатуре. Предусмотрены и ответы, написанные на бумаге, сфото­графированные и загруженные в Сеть, эксперты будут работать со снимком. Сервис построен на самой современной платформе. Мы работали с партнёрами, которые занимаются разработками в области компьютерной графики и созданием удобной среды для пользователя.

– С какой периодичностью вы советуете детям проверять себя?

– По крайней мере 2–3 раза в год по каждому предмету – в начале, середине и конце учебного года.

– Вы наверняка ведёте статистику достижений ребят…

– Мы действительно отслеживаем результаты. И я могу сказать, что у тех, кто постоянно пользуется сервисом «Мои достижения», положительная динамика стопроцентно есть. У детей хорошая мотивация: они помнят свой старт, увидели свой прогресс, понимают, к чему стремятся. А это важно и для учебной, и для реальной жизни.

Источник: Аргументы и факты.

mcko.ru

МЦКО

28 сентября в 13.30 в рамках первой в этом учебном году онлайн-встречи участники обсудили тему «Характеристики образовательного процесса в дошкольных группах как основа планирования, реализации и анализа образовательной деятельности».

Тамара Будже, старший методист отдела качества дошкольного образования Московского центра качества образования, осветила комплекс характеристик современного дошкольного образования. Слушателям было предложено совместно ответить на вопросы о том, что такое планируемые результаты, объем и содержание образования с детьми-дошкольниками.

Педагог-организатор Школы № 998 Ольга Исса представила вниманию слушателей опыт своей педагогической команды, позволяющий сохранить целостность и неразрывную взаимосвязь педагогического мониторинга и планирования образовательной деятельности. В своем вступлении педагог раскрыла основные отличия знаний и компетенций, формируемых у детей дошкольного возраста. Очень интересным моментом выступления стало представление такой формы детско-взрослого взаимодействия, как «Календарь необычных Дней рождения и событий». Создавая подобный календарь, дети принимают непосредственное участие в планировании и реализации образовательного процесса.

Другой, не менее интересный и яркий опыт детской активности в выборе содержания собственного образования был представлен воспитателем Школы № 1220 Татьяной Маковкиной. Используемое коллегами ситуативное планирование в дошкольных группах вызвало бурный эмоциональный отклик участников онлайн-встречи. Воспитатель на ярких практических примерах показала, как любой воспитанник, независимо от возраста, темперамента и иных индивидуальных особенностей, может стать основоположником любой темы и вида деятельности всей группы, что по праву делает его субъектом образования.

В работе онлайн-семинара приняли участие представители образовательных организаций Москвы, Московской области, Воронежской области, Волгоградской области, Тульской области.

Посмотреть запись интернет-трансляции встречи и найти материалы вебинара можно по ссылке: http://connect.mcko.ru/p4hmzsfpdg7/

Вопросы и пожелания, связанные с тематикой будущих вебинаров, можно присылать на электронный адрес: [email protected]

mcko.ru

МЦКО

Система образования сегодня одна из наиболее динамично развивающихся систем. Образование неотделимо от развития науки, производства, информационных технологий, ведь дети, которые живут в новых условиях, не могут с интересом посещать «старую школу».

Несмотря на изменение роли школы, учитель продолжает быть ее неотъемлемой частью. Сегодня ставка в школе делается не на отдельных учителей-предметников, показывающих высокий уровень качества образования. Востребованы команды специалистов, обеспечивающие высокие результаты учеников.

Для планирования учебной работы в школе мне как директору важно знать уровень подготовки работающих у меня специалистов не только с точки зрения владения методикой преподавания дисциплины, но и владения предметом. Квалифицированность педагогического состава является решающей при расстановке кадров для преподавания профильных предметов и учитывается при определении необходимых направлений курсов повышения квалификации.

Специфика учительской профессии в необходимости ежедневно повышать свой профессиональный уровень и демонстрировать его, учиться учить современных детей. И у педагогов Москвы для этого созданы все условия.

С прошлого учебного года учителям системы образования города Москвы стала доступна возможность пройти тестирование в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Для педагогов дошкольного образования проводится метапредметная диагностика 4-го класса; учителям начальных классов предлагается метапредметная диагностика 7-го класса; для учителей основной и старшей школы — тренировочные тестирования в формате ЕГЭ и ОГЭ.

Такое тестирование — это возможность продемонстрировать общественности уровень владения предметом. Тестирование воспринимается учителями в качестве пробы себя как профессионала по предмету. Особенно стремятся пройти независимую диагностику педагоги, работающие в 9-11-х классах, потому что они получают возможность посмотреть изнутри на процедуру государственной итоговой аттестации, к которой готовят детей. Задача грамотного педагога — научить школьников не только решать задания, но и правильно распределить силы и время на экзамене. Научить этому, имея лишь представление о процедуре проведения экзамена, трудно. Учителям, прошедшим тестирование, легче объяснить, как рационально распределить время, отведенное на экзамен, помочь справиться с экзаменом с психологической точки зрения.

Учителя, которые посетили центр, поделились такими своими впечатлениями: «Использование контрольных измерительных материалов и бланков ответов федерального центра тестирования в полной мере соответствует спецификациям итоговой аттестации», «Условия проведения тестирования максимально приближены к ситуации реального экзамена, в частности, всем пришлось оставить вещи в индивидуальных камерах хранения, взяв на экзамен паспорт и ручку», «Экзамен проходил под оком видеокамер, но это нисколько не мешало».

Работы участников диагностики обрабатываются так же, как и на настоящем экзамене. Задания, предполагающие развернутый ответ, проверяют сертифицированные эксперты. По итогам выполнения работ участники получают свидетельство Московского центра качества образования.

Хотя участие в подобном тестировании абсолютно добровольное, но все больше педагогов понимают, что эта процедура необходима для них. А потому стремятся ее пройти и получить сертификат. Для кого-то этот документ — подтверждение его знаний, для других он может стать основой для работы над повышением своей квалификации.

Мы проанализировали количество педагогов, которые прошли тестирование в Центре независимой диагностики, из школ межрайона.

Роман ДЕМИДЕНКО, директор школы №1985
«УГ Москва», №42 от 18 октября 2016 года

mcko.ru

МЦКО

Министерство образования и науки РФ: Минобрнауки России и Правительство Москвы заявили о взаимодействии по проекту «Российская электронная школа»

12 сентября в Москве состоялась торжественная церемония подписания Соглашения о взаимодействии между Минобрнауки России и Правительством Москвы по вопросам, связанным с формированием открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа». Соглашение подписали Мэр Москвы С.С. Собянин и Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

– Московская электронная школа – уникальный проект, который представляет собой инновационный инструмент для участников образовательных отношений. Сейчас он успешно используется образовательными организациями Москвы и, безусловно, станет важным элементом «Российской электронной школы» и цифровой образовательной среды, которая формируется в Российской Федерации, – отметила Ольга Юрьевна.

Подробнее: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/10934

Московский центр качества образования: Участники форума «Город образования» приняли участие в благотворительной зарядке

Благотворительная зарядка, которая была организована Молодежной ассоциацией руководителей образовательных организаций города Москвы, Фондом «Врачи, инновации, наука – детям», Национальном детском онкологическом центре имени Димы Рогачева и образовательным проектом «УчимЗнаем», состоялась в субботу, 9 сентября, на территории ВДНХ в завершающий день форума «Город образования». Спортивное мероприятие под девизом #зарядкавоблаго было нацелено на поддержку образования детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах.

Далее: https://mcko.ru/articles/1022

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Иностранные эксперты высоко оценили качество московской образовательной системы

Новейшие методики и проекты изучают на Московском международном форуме «Город образования». Поделиться опытом приехали профессионалы из более чем 40 городов мира и 70 регионов России.

Эксперты из Австрии, Южной Кореи и других стран высоко оценили московскую образовательную систему, а также заинтересовались опытом в проведении школьных олимпиад. С актуальными новинками в области учебного оборудования, основного и профессионального обучения зарубежные специалисты познакомились на Московском международном форуме «Город образования». Он проходит с 7 по 9 сентября в павильоне № 75 на ВДНХ.

Подробнее: https://www.mos.ru/news/item/29058073/

Официальный Портал Мэра и Правительства Москвы: Москва заняла первое место на школьной олимпиаде мегаполисов

В соревнованиях приняли участие команды школьников из 26 стран мира.

Учащиеся из Москвы, Гонконга и Шанхая стали победителями II Московской олимпиады школьников крупных городов и столиц мира, доложил на заседании Президиума Правительства Москвы руководитель Департамента образования Исаак Калина.

«По всем предметам московские школьники входили в тройку призеров, и поэтому общекомандное место, так как ни одного провала у команды Москвы не было, в отличие от других команд, она выиграла с небольшим разрывом в пять баллов. Второе и третье места, вы видите, заняли команды Гонконга и Шанхая, которые традиционно являются победителями всех международных олимпиад. В данном случае нам удалось все-таки на пять баллов опередить команду Гонконга и значительно опередить команду Шанхая», – отметил он.

Далее: https://www.mos.ru/mayor/themes/15299/4265050/

РИА Новости: Международные эксперты: учителю полезно ходить на чужие уроки

Около 700 педагогов и экспертов в сфере образования из России и зарубежных стран приняли участие в III Международной конференции «Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение», проходившей в рамках форума «Город образования» в Москве.

Открывая конференцию, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов подчеркнул важность опыта, накопленного в городах мира по эффективному управлению образованием, созданию высокотехнологичных образовательных практик. «Такой опыт мог бы быть полезным и для поселковых школ России», – отметил глава ведомства.

Далее: https://ria.ru/sn_edu/20170911/1502469995.html

Учительская газета: Глава ЮНЕСКО призвала всех совершенствовать навыки, необходимые для участия в цифровом обществе

В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже прошла конференция, посвященная Международному дню грамотности. В этом году он был посвящен важному значению цифровых технологий в укреплении системы образования и улучшении качества жизни в целом. В послании по этому поводу Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова призвала вооружать молодых людей навыками, необходимыми для «жизни в цифровом мире».

«Цифровые технологии проникают во все сферы нашей жизни, коренным образом меняя нашу работу, учебу и общение», – заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в своем послании. Она призвала всех к переосмыслению и совершенствованию навыков, необходимых для участия в цифровом обществе.

Далее: http://www.ug.ru/news/22883

Newtonew: Soft skills: гибкость, а не мягкость

Что такое гибкие навыки и почему их не стоит называть «мягкими»? На развитие каких навыков стоит сделать упор, и при чём тут ваша карьера?

Термин «soft skills» является одним из хитов динамично меняющегося мира. Эксперты форсайт-сессий, Герман Греф, спикеры важнейших экономических форумов страны и мира считают своим долгом упомянуть в своём выступлении «тот самый» комплекс навыков.

С одной стороны, ажиотаж вокруг «гибких навыков» радует (по крайней мере, специалистов доп. образования, которые уже давно занимаются проведением навыковых тренингов). Однако вместе с ростом популярности понятия возрастает риск «заболтать», исказить, излишне упростить действительно актуальную и глубокую тему

Подробнее: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost

Дайджест подготовлен Московским центром качества образования

mcko.ru

МЦКО

Онлайн-встреча по теме «Вариативность работы с детьми дошкольного возраста – основа формирования социально значимых качеств личности» состоялась 5 апреля на базе Московского центра качества образования. Посмотреть запись трансляции можно по ссылке: http://connect.mcko.ru/p8fs4oix6r5/.

Педагоги московских школ и специалисты Городского психолого-педагогического центра поделились с участниками вебинара своим опытом работы.

Представители Школы №982 имени маршала бронетанковых войск П. П. Полубоярова, методистОксана Абеляни воспитательГульнара Залбекова,раскрыли тему патриотического воспитания дошкольников через программу «Юные кадеты», которая реализуется в их школе уже третий год.

Об особенностях вариативных форм работы с воспитанниками рассказала педагог-психолог Школы №1544 Ирина Щипкова. На занятиях по знакомству с неизвестными словами совместно работают воспитатель и педагог-психолог. Такая форма в полной мере позволяет поддержать детскую любознательность и инициативу, познавать окружающий мир, не только физический, но и виртуальный, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

«Занятия-спектакли» практикуют специалисты Школы №46. Старший воспитатель Елена Ложкина рассказала о становлении такой идеи, о целях и задачах различных выставок, об организации предметно-пространственной среды. Одним из примеров интерактивной экскурсии, которая прошла относительно недавно, рассказала воспитатель Ирина Головлева. «Косметическое путешествие» не оставило участников вебинара равнодушными.

Также участники вебинара оценили рейтинг игр Екатерины Олендаревы, учителя-логопеда Школы №1306 – «Школа молодых политиков». Педагог активно использует настольно-печатные игры в своей работе с детьми разного возраста.

Валентина Григорьева, учитель-логопед Школы №345 имени А.С. Пушкина, — сторонник кейс-метода в работе с воспитанниками с особыми образовательными возможностями. С помощью кейс-стади дошкольники могут проявить себя в качестве настоящих ораторов, журналистов, или детективов. Эти профессии требуют правильно и чётко выражать свои мысли, высказывать предположения, строить гипотезы, аргументировать свою позицию. Огромное удовольствие, как отметила педагог, дети получают от фото-кейсов, где главными героями являются сами воспитанники.

О социально-образовательном проекте «Доброград» рассказали старший методист Ольга Абрамова и методист Марина Писарева, представители Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы. Суть данного проекта заключается в знакомстве детей, родителей и педагогов с жизнью людей с ограниченными возможностями здоровья. Что такое шрифт Брайля, как излагать свои мысли с помощью жестовой речи и просто ли прогуляться по улицам города при помощи трости? Обо всём этом рассказывают специалисты ГППЦ в развивающемся городе «Доброград». Все участники вебинара отметили значимость данного проекта.

В работе онлайн-встречи приняли участие 420 участников из Москвы, республик Татарстан и Адыгеи, Воронежской, Московской и Саратовской областей.

Предложения по тематикам будущих вебинаров можно отправлять на электронный адрес: [email protected].

Заключительная онлайн-встреча цикла вебинаров по направлению «Качество дошкольного образования» состоится 26 апреля в 13.30 на тему:«Дошкольное детство как первый шаг в непрерывное и открытое образовательное пространство».

mcko.ru

МЦКО

Эксперты из Франции и Сингапура оценили разработки столичного образования. Студенты колледжа № 21 готовятся к чемпионату «Абилимпикс». Проходит очный этап олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка». Прошёл демонстрационный экзамен в компетенции «Электроника». Роль управляющего совета в школе обсудили в прямом эфире программы «Вызов: азарт и опыт». Состоялся концерт для ветеранов педагогического труда. Все самое интересное из сферы образования – в материалах корреспондентов Московского образовательного телеканала.

http://mosobr.tv/programs/release/4432

Эксперты из Франции и Сингапура оценили разработки столичного образования

Эксперты сразу из двух государств, Франции и Сингапура, оценили разработки столичного образования. В Московском центре качества образования гостям рассказали о предпрофессиональных проектах, которые реализуются в школах Москвы. Им показали оборудование, которое используется на ежедневных занятиях.

Студенты колледжа № 21 готовятся к чемпионату «Абилимпикс»

В Технологическом колледже № 21 работает настоящая кузница специалистов. Здесь проходят подготовку региональные эксперты чемпионата «Абилимпикс». На базе колледжа участники чемпионата соревнуются в компетенциях мебельщик, плотницкое дело, столярное дело, кузовной ремонт.

Отборочный этап чемпионата «Абилимпикс» начнётся в апреле. А за ним последует и отборочный этап WorldSkills. Так что впереди у студентов только новые победы и яркие впечатления.

Проходит очный этап олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка»

Участники олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» встретились на очном этапе соревнований. В индивидуальном туре педагогам было предложено выполнить 10 заданий на знание математических основ информатики и программирования. Уровень сложности сопоставим с задачами Всероссийской олимпиады школьников.

Всего в индивидуальном туре участвовал 361 учитель информатики. Дальше пройдут только 120 педагогов. В ближайшие выходные их ждет уже командный хакатон по программированию.

Прошёл демонстрационный экзамен в компетенции «Электроника»

Что такое электромагнитные волны и принципы работы микросхем — это знают студенты столичных колледжей, которые изучают электротехнику. Показать на практике полученные знания ребята смогли на демонстрационном экзамене в компетенции «Электроника», который проводится по стандартам WorldSkills.

Роль управляющего совета в школе обсудили в прямом эфире программы «Вызов: азарт и опыт»

«Может ли управлять школой управляющий совет?» Этот вопрос в прямом эфире программы «Вызов: азарт и опыт» обсуждали директор школы № 2070 Ольга Афанасьева и директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. Дуэль вышла по-настоящему увлекательной. Соперники не сдавали свои позиции. Но зрители выбрали сторону «азартных».

Состоялся концерт для ветеранов педагогического труда

Более 900 ветеранов педагогического труда пришли на концерт Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого. Два часа незабываемого весеннего настроения подарили зрителям участники хора. Это музыкальный подарок ветеранам от Департамента образования города Москвы и Городского Совета ветеранов педагогического труда.

mcko.ru

МЦКО

21 декабря министр столичного правительства, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина проанонсировал новый проект, который стартует в московских школах в следующем учебном году. Называется проект «Академические классы» и направлен на получение детьми научных знаний. Как в целом сегодня выстроена система обучения подрастающего поколения, глава ведомства и директора общеобразовательных комплексов города обсудили в редакции «Вечерней Москвы».

В пресс-центре редакции газеты «Вечерняя Москва» состоялась встреча членов редколлегии и дирекции издания с руководителем Департамента образования города Москвы Исааком Калиной и директорами московских школ.

Как изменилась система столичного образования в последние годы, почему школы Москвы занимают лидирующие позиции в престижных рейтингах, какими чертами должен обладать идеальный директор и можно ли сравнивать советскую систему образования с сегодняшней?

На эти и другие вопросы вместе с главой ведомства ответили директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин, директор школы № 1253 Наталья Акулова, директор школы № 417 Татьяна Данилина, директор школы № 1282 Василий Долматов и руководитель пресс-службы Департамента образования Мария Ермакова. «ВМ» публикует несокращенную версию беседы.

РАБОТАЕМ ПОЛНОСТЬЮ «ЗА СТЕКЛОМ»

В основе всего лежит образование – это краеугольный камень создания гражданского общества и общества в целом. Департамент сосредоточен на новшествах. Корреспонденты газеты, по словам главного редактора «Вечерней Москвы» Александра Куприянова, наблюдают за всеми изменениями, которые происходят в образовании. К тому же следить за работой департамента, по словам Исаака Калины, сегодня очень легко.

Практически 100 процентов работы департамента сегодня осуществляется в абсолютно открытом режиме, – сказал Исаак Иосифович. – То есть можно или на сайте посмотреть, если это что-то текстовое, или во время селекторов, которые идут жестко по циклограммам, абсолютно рассчитанные. Все видят, все могут смотреть. Более того, у нас уже несколько лет абсолютно уникальная, как мне объяснили мои коллеги, ситуация: даже аттестация директоров и кандидатов в директора идет в открытом режиме с трансляцией в интернете.

Поэтому я уверен, что мои коллеги уже приучены к тому, что мир прозрачен, мир стеклянный. Я вспоминаю: лет 20 назад, не помню на каком телеканале, была передача, которая нас всех шокировала тогда, называлась «За стеклом ». А оказывается, просто кто-то очень дальновидный объяснил, какой будет наша жизнь. Вот теперь мы работаем полностью «за стеклом».

Поэтому за нами следить очень легко. Что касается мира реального: вы зря его делите с миром гаджетов. Сегодня 90 процентов рабочих мест – не знаю, хорошо это или плохо – это жизнь рассудит, связаны с виртуальным миром, с гаджетами.

Правда, по мнению главного редактора «Вечерней Москвы» Александра Куприянова, важно не потерять ощущения самой реальности, чтобы оставалась возможность сделать что-то своими руками. Хотя прогресс, безусловно, ушел далеко – сегодня уже изобретен компьютер, который способен воспроизводить запахи. Да и шелест страниц, по заверению Исаака Калины, умные машины уже могут воспроизводить.

– Лет 30 назад, когда я был учителем, выражаясь обыденным языком, гонял своих учеников от автоматов. Помню, тогда 15-20 копеек в них надо было бросить, чтобы джойстиком подвигать. Я им говорил: «Вы что делаете? Зря время тратите! Идите и учите математику, физику!» А сейчас, когда попадаю в реальную жизнь, то вижу людей, работающих на экскаваторах, бульдозерах, сварочных аппаратах. Более того – на медицинском аппарате «Да Винчи» тоже работают джойстиками.

Теперь думаю: вот откуда эти 12-летние мальчишки знали, что их будущая профессиональная деятельность будет связана с этими уникальными движениями джойстиками? Поэтому я очень уважительно отношусь к тому, что выбирают наши дети. У меня есть такое ощущение, что у них есть седьмое – десятое чувство, которое у нас, взрослых, уже атрофировалось, – чувство будущего.

Я все время говорю: «Давайте посмотрим, во что играют наши дети!» Потому что мир их сегодняшних игр, скорее всего, станет потом реальным. Поэтому нам всем хочется, и мне в первую очередь, чтобы наши дети, внуки хорошо знали, понимали и уважали наш мир, нашу жизнь. Но, думаю, если встречно мы не будем так же сверхуважительно относиться к тому миру, в котором им нравится жить, то вряд ли они будут с интересом относиться к нашему миру. Думаю, тут никаких противоречий нет.

Но уверен, что, если мы хотим, чтобы наши дети, внуки, правнуки понимали ту жизнь, которую мы прожили, нам нужен огромный встречный интерес, причем уважительный. Нам нужно жить своей взрослой, реальной жизнью и при этом внимательно следить за тем, во что играют наши дети. И я уже более 30 лет пытаюсь исправить ту ошибку, когда я гонял их от тех автоматов.

ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ СОЗДАНЫ РАВНЫЕ УСЛОВИЯ

Московские школы признаны одними из лучших в мире по итогам национального исследования PISA. Факторов, которые принесли столь весомый результат, немало. Основными из них директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин назвал свободу и ответственность каждой столичной школы. Он напомнил, что в этом году в исследовании PISA принимали участие 72 страны мира. Проходило оно одновременно и в Москве.

– При этом было принято решение, что участвуют не отдельные школы, а все образовательные учреждения, в которых учатся 15-летние подростки, – рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин. – Поэтому все 609 наших образовательных организаций – а это более 42 тысяч детей, присоединились к исследованию. Результаты всех организаций были признаны достоверными международными экспертами.

Сейчас, когда мы можем сравнить результаты по математической и читательской грамотности, столичные школы вошли в шестерку самых сильных образовательных систем мира. Это говорит о том, что Москва показывает качество образования, сравнимое с лучшими мировыми стандартами. В столице мы полноценно реализуем федеральный стандарт. Также созданы условия для всестороннего развития школьников.

При этом доступно образование сегодня для детей из малообеспеченных и социально незащищенных семей и тех, кто входит в группу риска.

– То есть столичные школы умеют работать с разными детьми, разным контингентом, они умеют добиваться высоких, качественных показателей, – отметил Кузьмин.

С такой позицией солидарна директор школы № 1253 Наталья Акулова. Она сделала акцент на то, что в каждой московской школе созданы равные условия для получения навыков и знаний.

– И это не зависит от района, где располагается общеобразовательное учреждение, – уточнила Акулова. – Запущены суперпроекты, которые позволяют детям получать предпрофессиональное образование. Это инженерный, академический, кадетский классы. Это не просто названия, а настоящие бренды с серьезным содержанием.

Только в этом году более 60 столичных школ были оснащены уникальным оборудованием. К примеру, у школьников есть возможность освоить азы профессии врача – для этого в одном из классов установлены специальные медицинские манипуляторы. В целом за последние годы запущено множество проектов, которые позволяют детям проявить себя, изучить город.

Поддержала позицию коллег и директор школы № 417 Татьяна Данилина. Она отметила , что у учеников сегодня появилась мотивация учиться лучше. К примеру, участие в российских и международных олимпиадах дает возможность поступить ребенку в вуз, получить дополнительные баллы. А кроме того, это еще и престижно. Ведь участие в олимпиадах – это защита чести своей школы, страны.

Свое мнение по этой теме высказал руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина:

– Наверное, все важно, о чем говорили коллеги. Но мне кажется гораздо более важным то, что за последние годы директора московских школ перестали искать себе оправдания низких результатов своих учеников. Помню, шесть лет назад было почти две тысячи школ, процентов 90 из них, как только выходил слабый результат, находили тысячу и одну причину: «Финансирование у нас маленькое, другое, контингент у нас не тот, статус не тот…» Заканчивалось тем, что у каждого была сама себе выписанная индульгенция.

И это передавалось учителям, ученикам. И наступал грех уныния. «Мы такие, какие есть, и ничего другого нам не надо». Видимо, сработали все факторы, но сегодня я уже не слышу таких слов от директоров. Они поняли, что индульгенция «сгорела», и что надо быть не хуже других. И доказательством этому является еще один фактор.

У нас, на удивление для многих стран, очень плотные результаты школ. Обычно выборка дается так: 10 школ – хорошо, 20 школ – никак, кто-то в середине. А у нас школы, которые показали результаты где-то на уровне 300-й, почти вплотную приближаются к лидерам города. И даже те, кто находятся в пятой сотне, недалеко отстали от лидеров.

Тот факт, что директора, а через них и коллективы, перестали искать оправдания плохим результатам и начали искать способы добиться хороших, – очень важный фактор. Может быть, он даже важнее всех остальных.

ОТНОСИТЬСЯ С УВАЖЕНИЕМ

Можно ли сравнить советскую систему образования и нынешнюю? Такой вопрос задал генеральный директор газеты «Вечерняя Москва» Георгий Рудницкий.

– Я больше всех обязан помнить советскую школу, – сказал Исаак Калина. – Я и ученик, и учитель тех времен. Как ученик я искренне ей благодарен за то, что она была. Но при этом из моей возрастной когорты окончили среднюю школу 51-52 процента.

И знания тех, кто не попал в 10-й класс, никто никак не проверял. Если мы сегодня посмотрим на качество образования 50 процентов нынешних старшеклассников, то я уверен, что оно будет не хуже, чем было у нашего поколения. А у второй половины, которая учится сегодня, сдает контрольные, ЕГЭ, раньше не было этого испытания. Теперь о вузах. Из моего поколения поступили 17,5 процента.

А сегодня не попасть в вуз сложнее, чем попасть. Думаю, что такое сравнение нынешней и советской систем образования просто несопоставимо. Это разные системы координат. Та школа учила тех, кто хотел учиться, а сегодняшняя школа учит всех. И это уникальное явление. Думаю, что учителя старшего поколения должны с уважением относиться к педагогам сегодняшнего дня. Потому что вторые умеют то, чего, к сожалению, не умел я, что не умели мои учителя.

Прежде чем критиковать нынешних учителей, нужно понять, что это совсем иная школа, даже по составу. Она учит всех и каждого, и полезные работники получаются не только из школьных отличников. Разные системы координат, точки отсчета, я бы их не сравнивал.

НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЦА

Грамотно управлять школой – тоже целое искусство. Формально, чтобы занять кресло директора, достаточно пройти аттестацию. Что еще нужно знать и уметь хорошему директору, рассказал Исаак Калина.

– Чтобы стать хорошим руководителем, нужно уметь читать и считать. Это качества любого управленца. Что значит «уметь читать»? Это значит понимать текст, выбирать из него ключевые моменты, пользоваться ими. А «считать» – потому что руководитель и обязан создавать результативную, эффективную организацию.

А ее невозможно создать, если ты не измеряешь, не считаешь, не прогнозируешь. Думаю, что директор школы – такой же руководитель, как и любой другой. Мне повезло, я стал директором школы, когда существовало действо под названием «партхозактив». Это было изумительное мероприятие, на котором я, будучи директором школы, сидел рядом с директором огромного завода, с командующим армией и другими людьми. И вот там мы все были равны. Мы учились друг у друга, невзирая на то что работали в разных отраслях.

Думаю, что сегодня этого, наверное, не хватает. Но мы стараемся, чтобы с нашими директорами встречались люди из самых разных областей и направлений. То есть, когда я сказал, что директору нужно уметь считать и читать, я имел в виду очень высокий уровень развития.

Нужно ли иметь педагогическое образование? Формально оно сейчас не является обязательным для того, чтобы занять место директора. Но практика показывает, что наличие педагогического образования, когда есть личный опыт работы в качестве учителя, заместителя директора, помогает.

Но бывало и такое, что и без этого люди становились директорами. Причем неплохими. Но, как правило, они все равно тут же поступали в вузы на заочное отделение и получали соответствующее образование. Ведь очень плохо, если ты не понимаешь, что должен делать твой подчиненный. Есть отрасль – гостиничное хозяйство. И руководитель отеля, как правило, сам занимал разные должности – убирал номера, был за стойкой в ресторане. Считается, что лучший менеджер отеля тот, кто умеет все делать. И я думаю, что директор по крайней мере провести школьный урок обязан уметь.

РЕЙТИНГ ПОМОГАЕТ ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Каждый год в столице составляется рейтинг лучших московских школ. Такая система отражает усилия общеобразовательных учреждений, которые направлены на благо детей. Такую позицию выразила директор школы № 1253 Наталья Акулова.

– Рейтинг учитывает персональную работу с каждым ребенком, – сказала она. – Важно, что во главе сферы образования сегодня становятся не цифры, а интересы детей.

Кроме того, добиться высокой позиции в рейтинге школ благодаря усилиям только одного человека невозможно.

– Это работа всего коллектива, – пояснила директор школы № 417 Татьяна Данилина. – И мы постоянно работаем над проблемными точками.

Рейтинг, по мнению директора школы № 1282 Василия Долматова, – полезная вещь в управленческом отношении. Школы начинают работать, доказывать свою эффективность.

– У нас нет и, надеюсь, никогда не будет рейтинга худших или лучших школ, – сказал руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина. – У каждого ученика лучшая школа та, в которой он учится. У нас рейтинг вклада школ в обеспечение в городе массового качественного образования школьников. И этот показатель просчитывается очень легко. Рейтинг – это не только ЕГЭ, контрольные. Это многофакторный анализ. Рейтинг – это стимул для школы работать с каждым учеником.

Чем сложнее педагогическая задача, тем больше требуется усилий, тем ценнее успех и тем выше рейтинговый балл. Каждый ученик может повысить рейтинговый балл школы, и ни один ребенок не может его снизить. Это идеология московского рейтинга.

Это вклад школ в массовое, качественное школьное образование. Приведу пример. Все результаты ребенка-инвалида утраиваются. Сейчас прошел конкурс «Абилимпикс», на котором ученики школ руками делали многое. Они принесли высокие баллы. Это вклад школы в качественное образование, которое эти дети имеют право получать.

ЗАДАЧИ И ИЗМЕНЕНИЯ

Говоря о задачах на будущее, Исаак Калина подчеркнул:

– Все задачи поставлены в Федеральном законе об образовании. Это такой горизонт, к которому можно только приблизиться. Мы не задачи ставим. Мы помогаем прокладывать маршрут к тем задачам, которые прописаны в Законе об образовании. Департамент образования Москвы скорее выполняет роль лоцмана. А задачи в Законе об образовании великолепно обозначены.

Что же касается изменений, которые пережили столичные школы за последнее время, то, по мнению главы Департамента образования, о них нужно говорить, но в правильном ключе.

– Не считаю, что произошли какие-либо принципиальные изменения. Как работали, так и работаем, только лучше, – сказал Исаак Калина. – Школы объединялись еще в 1990-е годы в Москве. Потом этот процесс остановился, потому что помешали финансисты. Когда только сказали, что сумма финансирования зависит не от числа директоров, а от числа учеников, тогда ситуацию изменилась. Долго в это не верили.

Сейчас у меня нет финансового управления. Почему? Есть формула, по которой любой второклассник может рассчитать бюджет своей школы.

И мы добавить, как и отнять, ничего не можем. Я нашел главное изменение – теперь ничего в жизни школ не зависит от департамента. Финансирование, место в рейтинге – все по формулам. Аттестация директора, его зарплата – строго по формуле. Поэтому было 439 чиновников, сейчас осталось 106. Это главное изменение – школы стали независимыми от департамента. Это называется «стали взрослыми». Школы знают правила работы. А наша работа одна – не давать нарушать эти правила. И мы с этим стараемся справляться.

Татьяна Данилина, директор школы № 417:

– Что изменилось внутри школы – стал иным учитель, теперь он ориентирован на свой конкретный результат.

От качества образования в том числе зависит его благосостояние. Учитель идет в ногу со временем, все мы учимся. Сегодня поменялся стиль, отношение к процессу образования. Педагог видит в учениках равных участников образовательного процесса. У самого учителя есть познавательные интересы в предметах – он может участвовать в профессиональных конкурсах мастерства, получая за это дополнительные бонусы.

Открытость системы образования, школы для детей и родителей для всего социума, города. Все прозрачно, доступно, понятно и за каждую цифру можно спросить. Каждый ребенок может принять участие в любом мероприятии, в том числе с помощью гаджетов. И в этом также заключается важное изменение.

Василий Долматов, директор школы № 1282:

– Самостоятельность, ответственность, нацеленность на результат – ключевые моменты в изменениях в работе школ. Они порождают конкурентную среду, и школы понимают, что нужно работать.

Екатерина Петрова, «Вечерняя Москва»

mcko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *