План подготовки к ОГЭ по биологии за 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Цель: Подготовка к успешной сдачи ОГЭ по биологии учащихся 9 класса.
Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий и 2015 год.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ
п/пТемы занятий
1
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2
Тема 2. Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды.
Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза.
Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса.
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Транскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Лишайники.организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
4
Тема 4. Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
5
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6
Тема 6 .«Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.
№ п/п
№ заня-тия по теме
Коли-чество занятий
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии
1
1
Биология как наука. Методы биологии
Тема 2. Признаки живых организмов
4
1
2.1. Клеточное строение организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.
2
2
Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.
3
2.2. Признаки живых организмовПризнаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
2
4
Ткани, органы, системы органов растений и животных. Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы
7
1
3.1. Царство Бактерии Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.
1
2
3.2. Царство Грибы.
Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.
1
3
3.3. Царство Растения.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.
2
4
Основные семейства цветковых растений. Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
5
3.4. Царство Животные
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.
2
6
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
7
3.5. Учение об эволюции органического мира Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Практическая работа № 3:«Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»
1
Тема 4. Человек и его здоровье
16
1
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
1
2
4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»
1
3
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
1
4
4.4. Дыхание. Система дыхания.
Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»
1
5
4.5. Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.
1
6
4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
1
7
4.7. Обмен веществ и превращение энергии Обмен веществ и превращение энергии. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
1
8
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
1
9
4.9. Покровы тела и их функции.
Покровы тела и их функции.
1
10
4.10. Размножение и развитие организма человека. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
2
11
Практическая работ № 7:«Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»
12
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
1
13
4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8:«Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»
1
14
4.13. Психология и поведение человека. ВНД.
Психология и поведение человека. ВНД.
1
15
4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
1
16
4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Практическая работа № 9:«Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»
1
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
4
1
5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
2
2
Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
3
5.2 Экосистемная организация живой природы.
Экосистемная организация живой природы.
1
4
5.3 Учение о биосфере
Учение о биосфере. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
1
Тема 6. «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»
2
1
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного варианта ОГЭ текущего года»
2
Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ОГЭ текущего года. Практическая работа № 12: «Решение демонстрационного варианта 2016 года».
infourok.ru
ОТВЕТЫ К ВАРИАНТАМ — ОТВЕТЫ — БИОЛОГИЯ ОГЭ 2018 — Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И.
ОТВЕТЫ
ОТВЕТЫ К ВАРИАНТАМ
№ задания | Номер варианта | ||||||
С комментариями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
2. | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 |
3. | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 |
4. | 1 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 |
5. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 |
6. | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
7. | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 |
8. | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 |
9. | 4 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 |
10. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 |
11. | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
12. | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 |
13. | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 4 |
14. | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 |
15. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 |
16. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
17. | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | 2 |
18. | 1 | 3 | 1 | 4 | 4 | 4 | 3 |
19. | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 4 | 4 |
20. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
21. | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 1 |
22. | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 1 | 3 |
23. | 136 | 245 | 246 | 123 | 346 | 356 | 346 |
24. | 135 | 146 | 256 | 135 | 124 | 134 | 235 |
25. | 122121 | 312231 | 212121 | 121122 | 121221 | 112221 | 112212 |
26. | 32154 | 146253 | 32145 | 135246 | 6743152 | 3271546 | 2413 |
27. | 3165 | 8346 | 73164 | 24568 | 24316 | 328671 | 2468 |
28. | 12432 | 21211 | 23423 | 31221 | 13423 | 22441 | 31323 |
Вариант с комментариями
29.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Лучевую симметрию имеют гидра, медузы, коралловые полипы 2) Двустороннюю симметрию имеют, например, рак, бабочка, медведь (три любых животных) 3) Органы у животных с лучевой симметрией тела располагаются равномерно вокруг основной оси, а у двустороннесимметричных ось делит тело на правую и левую половины | |
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит ошибок | 3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит ошибок ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержатся незначительные биологические ошибки | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
30.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Дефицит земли в России составляет 2,3 гектар на человека 2) Этот дефицит объясняется неэффективным использованием ресурсов. Используется и продается в основном сырье 3) В Японии большая численность населения и маленькая территория при высокой интенсивности экономики | |
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит ошибок | 3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
31.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Энергозатраты тренировки — 900 ккал 2) Рекомендуемые блюда: мороженое с шоколадным наполнителем, двойной МакМаффин, салат овощной, чай с сахаром (две чайные ложки) 3) Калорийность рекомендованного обеда 878 ккал, количество белков — 48 г | |
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит ошибок | 3 |
Ответ включает два из названных выше элементов, и не содержит ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
32.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Белок — это основной строительный материал для тела 2) Из него состоят мышцы, связки, внутренние органы 3) Белок может использоваться в качестве источника энергии | |
В ответе правильно указаны два критерия и не содержится биологических ошибок | 2 |
В ответе указано один из критериев и не содержится биологических ошибок ИЛИ указаны два критерия, но содержатся незначительные биологические ошибки | 1 |
В ответе указан только один правильный критерий и содержатся биологические ошибки ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Вариант 1
29.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) И в гормональной регуляции, и в процессах пищеварения участвует поджелудочная железа 2) Адреналин не может заменить тироксин, так как гормоны строго специфичны 3) Молочные, сальные, потовые | |
Ответ правильный и полный, содержит все вышеназванные элементы | 3 |
В ответе допущена ошибка в одном из элементов | 2 |
В ответе допущена ошибка в двух элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
30.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) От лета к осени сырая масса пчел увеличивается 2) Сухая масса накапливается в больших количествах. У уссурийских пчел этот показатель в % для сырой массы равен 18%, а для сухой массы — 26% 3) У северных пчел сухая масса относительно больше. Она накапливается к зиме | |
Ответ правильный и полный, содержит все вышеназванные элементы | 3 |
В ответе допущена ошибка в одном из элементов | 2 |
В ответе допущена ошибка в двух элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
31.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Энергозатраты 855 ккал 2) Рекомендуемые блюда — двойной МакМаффин, салат овощной и салат «Цезарь», рожок вафельный 3) Общая калорийность 870 ккал | |
Ответ правильный и полный, содержит все вышеназванные элементы | 3 |
В ответе допущена ошибка в одном из элементов | 2 |
В ответе допущена ошибка в двух элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
32.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Жиры откладываются в запас 2) Углеводы при их избытке превращаются в жиры | |
Ответ включает два из названных выше элемента, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Вариант 2
29.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Млекопитающие обладают особенностями строения и поведения, которыми другие классы животных не обладают. Например, живорождением и вскармливанием детенышей молоком, дифференциацией зубов, развитой корой головного мозга, волосяным покровом 2) Полное разделение крови обеспечило теплокровность и интенсивный обмен веществ 3) Растительноядные животные имеют более длинный кишечник, так как растительная пища дольше переваривается | |
Ответ правильный и полный, содержит все вышеназванные элементы | 3 |
В ответе допущена ошибка в одном из элементов | 2 |
В ответе допущена ошибка в двух элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
30.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Самый большой прирост урожая дала герань 2) Углекислый газ проникает через устьица листьев 3) Углекислый газ необходим для синтеза органических веществ и от его количества зависит урожайность растения | |
Ответ правильный и полный, содержит все вышеназванные элементы | 3 |
В ответе допущена ошибка в одном из элементов | 2 |
В ответе допущена ошибка в двух элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
31.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Количество калорий, затраченных в течение тренировки — 495 ккал 2) Рекомендуемые блюда: картофель по-деревенски и Кока-кола 3) Калорийность рекомендованного ужина — 485 ккал, количество углеводов — 80 г | |
Верно указаны энергозатраты теннисиста; приведено рекомендуемое меню, указаны калорийность ужина и содержание углеводов в нём | 3 |
Верно указаны энергозатраты теннисиста, приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность ужина и содержание углеводов, но в меню не учтено требование, что в него должен входить сладкий напиток ИЛИ верно указаны энергозатраты теннисиста, приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны неверно калорийность ужина и/ или содержание углеводов | 2 |
Верно указаны только энергозатраты теннисиста | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
32.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Необходимо учитывать и химический состав пищи 2) Разные пищевые продукты содержат различное количество витаминов, органических и неорганических веществ | |
Ответ включает два из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Вариант 3
29.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Легкое улитки находится в мантийной полости 2) Улитка — растительноядное животное 3) Морщинистое строение ноги увеличивает ее поверхность, а влага облегчает скольжение по листу | |
Ответ правильный и полный, содержит все вышеназванные элементы | 3 |
В ответе допущена ошибка в одном из элементов | 2 |
В ответе допущена ошибка в двух элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
30.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Верно указаны следующие элементы ответа: 1) Все рыбы относятся к классу Костистые рыбы 2) Жаберные лепестки необходимы для поглощения растворенного в воде кислоро |
compendium.su
Подготовка к огэ по биологии. Биология как наука. Методы биологии: теория и практика
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Биология – наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.
Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Ботаника — наука о растениях,
Зоология – наука о животных,
Микология — о грибах,
Вирусология — о вирусах,
Микробиология — о бактериях.
Анатомия — наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных — строение животных.
Морфология — наука, изучающая внешнее строение организмов
Физиология — наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека.
Цитология — наука о клетке.
Гистология – наука о тканях.
Систематика — наука, о классификации живых организмов. Классификация — разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.
Палеонтология — наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.
Эмбриология – наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.
Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.
Этология – наука о поведении животных.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Селекция — наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.
Эволюционное учение – изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.
Антропология – наука о возникновении и развитии человека.
Клеточная инженерия — направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.
Генная инженерия — направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).
Бионика — направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.
Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.
ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Метод – это способ познания действительности.
1. Наблюдение и описание.
2. Измерение
3. Сравнение
4. Эксперимент или опыт
5. Моделирование
6. Исторический.
ЭТАПЫ научного исследования
Проводится наблюдение над объектом или явлением
на основе полученных данных выдвигается гипотеза
проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)
проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
теорией или законом
СВОЙСТВА ЖИВОГО
Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии — важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.
Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является наличие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.
Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.
Раздражимость — способность организма реагировать на внешние или внутренние воздействия.
Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.
Наследственность и изменчивость.
Наследственность — свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.
Рост и развитие.
Рост — количественные изменения (например, увеличение массы).
Развитие — качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).
Саморегуляция — способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности — гомеостаз.
Приспособленность (адаптация)
Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм – реакция организма на длину светового дня).
Уровни организации жизни
Номер | Название | Чем представлен | Примеры |
VI | Биосферный | Совокупность всех экосистем | |
V | Экосистемный (биогеоценотический) | Система популяций разных | Саванна, тундра |
IV | Популяционно- | Совокупность популяций, | Медведи белые, |
III | Организменный | Организм как целостная система | Бактерия, обезьяна |
II | Клеточный | Клетка и её структурные компоненты | Эритроциты, митохондрии, хлоропласты |
I | Молекулярный | Органические и неорганические вещества | – белки, углеводы; – вода, ионы солей |
Тестовые задания в формате ОГЭ
Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция
2. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью
1) описания органов растений 2) сравнения растений разных природных зон
3) наблюдения за ростом растения 4) эксперимента по фотосинтезу
3. В какой области биологии была разработана клеточная теория?
1)вирусологии 2) цитологии 3)анатомии 4) эмбриологии
4. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод
1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания
5.На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?
1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования
6. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?
классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования
7. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
1) моделирование 2) измерение 3) эксперимент 4) наблюдение
8. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.
Определите длину насекомого на 30-й день его развития.
1) 3,4 2) 2,8 3) 2,5 4) 2,0
9. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова
10. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция
11. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.
1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь
12. В какой области биологии была разработана клеточная теория?
1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии
13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения
14. Примером применения экспериментального метода исследования является
1) описание строения нового растительного организма
2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями
3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки
4) формулирование положения на основе полученных фактов
15. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.
Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.
Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
Время после введения бактерий в культуру, мин. | Число бактерий в колбе 1 | Число бактерий в колбе 2 |
20 | 18 | 20 |
40 | 36 | 40 |
60 | 72 | 80 |
80 | 140 | 160 |
100 | 262 | 314 |
120 | 402 | 620 |
140 | 600 | 1228 |
1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?
3) Чем можно объяснить полученные результаты?
Литература
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждение. М.: Дрофа, 2013.
Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.
«Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] – URL:http:// oge.sdamgia.ru
xn--j1ahfl.xn--p1ai
БИОЛОГИЯ ОГЭ 2018 — Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И.
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену
Как работать с учебными материалами
Виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. БИЛОГИЯ — НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
1.1. Биология как наука
2. ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
2.1. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организма
2.2. Одноклеточные и многоклеточные организмы
3. СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
3.1. Систематика царства Бактерии, Грибы
3.2. Царство Растения
3.3. Царство Животные
3.4. Эволюция органического мира
4. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
4.1. Место человека в системе органического мира. Размножение и развитие организма человека
4.2. Питание человека
4.3. Дыхание человека
4.4. Внутренняя среда организма. Иммунитет
4.5. Кровеносная и лимфатическая системы
4.6. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Выделение. Покровы тела
4.7. Опора и движение
4.8. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека
4.9. Органы чувств, их роль в жизни человека
4.10. Психология и поведение человека
4.11. Санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. Факторы риска. Профилактика. Первая доврачебная помощь пострадавшему человеку
5. ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
5.1. Экологические факторы
5.2. Экосистемы
5.3. Биосфера
ТИПЫ ЗАДАНИЙ БАЗОВОГО УРОВНЯ
Задания с выбором трех верных ответов из шести
Задания на установление соответствия объектов, процессов, явлений природы
Задания на установление правильной последовательности биологических процессов и явлений
Задания на включение в текст пропущенных терминов из предложенного перечня
Примеры практических заданий
ЗАДАНИЯ СО СВОБОДНЫМ ОТВЕТОМ
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2018
ВАРИАНТ С КОММЕНТАРИЯМИ
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
ВАРИАНТ 3
ВАРИАНТ 4
ВАРИАНТ 5
ВАРИАНТ 6
ОТВЕТЫ
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
ОТВЕТЫ К ВАРИАНТАМ
compendium.su
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену — ВВЕДЕНИЕ — БИОЛОГИЯ ОГЭ 2018 — Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И.
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые школьники! Эта книга представляет собой учебное пособие, предназначенное для самостоятельной подготовки к Государственной итоговой аттестации — основному государственному экзамену (ОГЭ) по биологии. Мы надеемся, что вы выбрали этот предмет для сдачи экзамена не потому, что он показался вам легким по сравнению с остальными предметами. Если это так, то вы основательно заблуждаетесь. Экзамен по биологии имеет смысл сдавать только в том случае, если вы интересуетесь предметом и хотите заниматься им дальше. Тогда наша книга поможет вам подготовиться к этому серьезному шагу в вашей школьной жизни.
Итак, что же собой представляет этот экзамен? Мы не будем перечислять содержание каждого параграфа из учебников по ботанике, зоологии, биологии человека и общим биологическим закономерностям. Мы только обозначим разделы, которые вам предстоит повторить перед экзаменом.
— Первый блок «Биология как наука» проверяет знания о научных методах, применяемых в биологии (наблюдение, моделирование, эксперимент, описание, измерение), о роли биологии в жизни общества, о понимании биологической картины мира. Нужно знать и о том, чем занимается каждая из биологических наук. Например, анатомия — это наука о строении организма, а генетика — наука, изучающая законы наследственности. Также надо знать о предмете изучения ботаники, зоологии, экологии, эволюционного учения и т.д.
— Второй блок «Признаки живых организмов» проверяет знание материала о клеточном строении организмов, функциях клеток и тканей, о строении органов и систем органов. В этом же блоке проверяется знание таких признаков живых систем, как рост, развитие, способность к обмену веществ, раздражимости, саморегуляции, приспособленности к окружающей среде. В этом же разделе проверяется знание таких понятий, как наследственность и изменчивость, размножение. Некоторые задания этого блока проверяют ваши знания о приемах выращивания и разведения растений и животных.
— Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, требующие от учащегося знаний об отличительных признаках основных царств живой природы. Вы должны уметь сравнивать эти царства друг с другом, давать их общую характеристику, классифицировать таксономические группы растений и животных в соответствии с правилами систематики. В этом же разделе проверяются знания о процессе эволюции органического мира и биологическом разнообразии, которое является основой устойчивости биосферы и результатом эволюции.
— Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, проверяющие знания о происхождении человека, его биосоциальной природе, строении и функциях его органов и систем органов. В этот блок входит практически все содержание учебника «Биология человека».
— Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы. В этих заданиях проверяется усвоение таких понятий, как экосистема, популяция, вид, функциональные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты), экологические факторы, экологические проблемы человечества, современная естественнонаучная картина мира.
В экзаменационные работы последних лет постоянно вносятся некоторые изменения. К особенностям экзаменационной работы в 2018 г. следует отнести такие изменения, которые проверяют умения учащихся интерпретировать простые графические данные (задание 20) и анализировать статистические данные таблиц и делать из них определенные выводы (задание 30). Это интересные задания, побуждающие человека к размышлениям, анализу и применению собственных знаний в новой ситуации. Подробнее мы разберем эти задания в дальнейшем.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих 32 задания. Первая часть содержит 28 заданий, из которых 22 задания с выбором одного правильного краткого ответа, 2 задания с выбором трех правильных ответов, 1 задание на соответствие терминов, понятий, процессов, 1 задание на последовательность событий, 1 задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму и 1 задание на работу с текстом, имеющим пропуски. Вторая часть содержит 4 задания с развернутым ответом. Одно задание — это ответы на вопросы после прочтения текста, второе — на умение работать с таблицей и делать определенные выводы из статистических данных. Третье задание проверяет умение составить меню определенной калорийности для спортсменов, туристов, обычных школьников. Четвертое задание — это вопрос со свободным ответом.
По уровню сложности все задания распределены следующим образом: (Б) базовый уровень — 22 задания, (П) повышенный уровень — 8 заданий, (В) высокий уровень — 2 задания. Задания имеют сквозную нумерацию с 1 по 32 и разделены на две части — часть 1 и часть 2. Общее время выполнения работы — 180 минут.
В пособии также приведены 6 вариантов ОГЭ 2018.
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену
Итак, вы решили сдавать экзамен по биологии. Естественно, сразу возникает несколько вопросов: когда начать подготовку, с чего начать подготовку, по каким учебным пособиям заниматься, как заниматься?
Будем отвечать по порядку. Начинать подготовку к этому экзамену необходимо с 1 сентября нового учебного года. Ведь вам предстоит повторить курсы 6—8 классов и хорошенько усвоить курс 9 класса. Это достаточно серьезная работа. Начать нужно с правильного подбора учебников и учебных пособий. Но для этого необходимо точно понимать, что именно спрашивается в экзаменационных работах. Это важно потому, что некоторые учебники могут содержать намного больше материала, чем необходимо для экзамена, некоторые — меньше. Поэтому сначала приобретите пособие, содержащее несколько вариантов ОГЭ, и познакомьтесь внимательно с учебным материалом, который подвергается проверке. На многих сайтах Интернета есть материалы ОГЭ по биологии, в которых отражено все проверяемое содержание. Стоит набрать в поисковике «ОГЭ по биологии — спецификация», и вы найдете необходимый материал. Далее необходимо выбрать понятное учебное пособие, в котором содержится и теоретическая часть учебного материала, и даются тематические тренировочные задания. Сейчас таких пособий достаточно много, и каждый может выбрать себе то, которое его больше устраивает. Ни в коем случае не следует забывать про школьные учебники, ибо, как правило, только в них вы сумеете найти и основные сведения по каждой теме, и, что главное, хорошие рисунки.
Теперь мы попытаемся ответить на вопрос: «Как заниматься?»
От правильного понимания этой проблемы зависит ваш успех. Поэтому, прежде всего, составьте с помощью учителя или родителей собственный план занятий. Имейте в виду, что времени на подготовку всегда не хватает, поэтому не откладывайте эту работу. Распределите учебный материал таким образом, чтобы вы могли повторить его в течение года не менее 2 раз, а лучше 3—4 раза. План этот может выглядеть следующим образом:
Сентябрь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.
Октябрь — биология животных и решение тематических заданий.
Ноябрь — биология человека и решение тематических заданий.
Декабрь — общие закономерности, материал первого полугодия и решение тематических заданий.
Январь — биология как наука, биология растений и решение тематических заданий.
Февраль — биология животных и решение тематических заданий.
Март — биология человека и решение тематических заданий.
Апрель — общие закономерности и решение тематических заданий.
Май — повторение и решение вариантов ГИА по самым разным изданиям.
compendium.su
ОГЭ-2018 по биологии, 10 вариантов работ для подготовки к экзамену / Г.И. Лернер
Уважаемые школьники и учителя!
Вашему вниманию предлагается учебное пособие, которое поможет вам познакомиться с формулировками заданий будущего экзамена, подготовиться к нему и успешно его сдать. Настоящий сборник тренировочных заданий содержит 10 вариантов тренировочных экзаменационных работ. Формулировка заданий полностью соответствует спецификации контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации (ГИА) по биологии. Проработав этот материал, вы сможете уверенно сдавать итоговый экзамен. И даже если не все типы заданий окажутся в экзаменационной работе — ничего страшного. Как говорил великий русский полководец А. Суворов: «Тяжело в учении — легко в бою». Вы будете готовы к выполнению работы практически любой сложности.
В новом учебном году варианты заданий государственной итоговой аттестационной работы по биологии за основную школу (9 класс) существенно не изменятся по сравнению с предыдущим годом. Выполнение практических заданий потребует от учащихся внимательности и навыков работы с гербариями, определителями, моделями и другими средствами определения признаков различных биологических объектов. Возможны некоторые изменения среди заданий части 1 и 2. Они станут несколько сложнее, но интереснее, и опять же их выполнение требует особой внимательности и умения анализировать.
Подготовка к итоговой аттестации требует от учащихся систематических занятий уже с 1 сентября. Ни в коем случае нельзя упускать время. Материал, который нужно повторить и проработать заново, достаточно объёмен. Поэтому поработать с ним придётся не один раз. Вот несколько советов учащимся, которые могут быть полезны при подготовке к экзамену:
1. Начинайте подготовку с повторения материала по биологии растений, животных и человека.
2. Одновременно внимательно изучайте необходимые разделы курса «Общие закономерности жизни».
3. Работая с вариантами этой книги, внимательнейшим образом читайте вопросы к заданиям и не приступайте к их решению до тех пор, пока окончательно не поймёте смысла вопроса.
4. Выбирая правильный ответ, постарайтесь доказать самим себе его правильность.
5. Работайте систематически с теми учебниками и учебными пособиями, которые вам порекомендует учитель.
6. Обязательно обращайте внимание на рисунки. В экзаменационной работе заданий с рисунками достаточно много.
7. Постарайтесь выполнять задания части 2 по нескольку раз в течение года. Это необходимо для выработки внимания и навыка работы с разными объектами.
Автор выражает благодарность кандидату психологических наук Е.В. Чудиновой за активное участие в подготовке текстов к заданиям части 2 и учителю биологии школы № 1934 О.С. Дмитриевой — автору нескольких заданий 1-ой части.
В связи с возможными изменениями в формате и количестве заданий рекомендуем в процессе подготовки к экзамену обращаться к материалам сайта официального разработчика экзаменационных заданий — Федерального института педагогических измерений: www.fipi.ru
www.egeigia.ru
ОГЭ биология 2019 книги для подготовки.
Для учеников девятых классов, выбравших для тестирования на ОГЭ 2019 биологию, мы собрали учебную литературу и книги с тестами по этому предмету, где можно посмотреть варианты заданий и ответы к ним за 2017, 2015, 2016 годы.Биология входит в число экзаменов, которые учащиеся 9 класса могут выбрать в качестве дополнительных — для перехода в профильный класс, поступление в колледж и училище соответствующей специализации.
Материал состоит из нескольких блоков:
— задания с 1 по 28 представлены тестовыми вопросами, ответ на них нужно дать в виде одного варианта или последовательности;
— в финальной части экзамена идут задания (с 29 по 32), ответ на которые должен быть развернутым.
Структура КИМов будет следующей:
Блок |
Уровень |
Тип заданий |
Кол-во |
№1 |
базовой сложности |
краткий ответ (цифра) |
22 |
повышенной сложности |
множественный выбор (3 из 6 ответов) |
2 |
|
повышенной сложности |
установить соответствие |
3 |
|
повышенной сложности |
установить последовательность биологических процессов |
1 |
|
№2 |
повышенной сложности |
работа с текстом |
1 |
высокой сложности |
анализ статистических данных (таблица) |
1 |
|
высокой сложности |
решение прикладных задач |
2 |
|
Всего: |
32 |
Продолжительность испытания сто восемьдесят минут.
В2019 году переводится в оценку согласно таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:
Оценка |
Тестовый балл |
5 |
37-46 |
4 |
26-36 |
3 |
13-25 |
2 |
0-12 |
Также в этом году каждый регион РФ имеет право самостоятельно устанавливать пороги для оценок, приняв соответствующее решение в установленном порядке.
Физика
Химия
Русский язык
Математика
Английский язык
География
Информатика
История
Литература
Обществознание
eksmo.ru