Критерии сочинения по истории егэ 2018 – ЕГЭ по истории. Критерии оценки сочинения по истории

Содержание

ЕГЭ по истории. Критерии оценки сочинения по истории

Задание 25 (11 баллов)

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

  1. 1) 1325–1462 гг.;
  2. 2) 1645–1676 гг.
  3. 3) 1924–1953 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.

Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.

Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.

Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.

Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 3. Причинно-следственные связи.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.

Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.

Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно- следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 4. Историческая оценка событий.

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.

Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.

Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий.

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.

Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.

При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5. Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.

Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл.

Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.

Критерий 7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.

Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов. Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.

 

11ege.ru

КРИТЕРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ В ЕГЭ 2018

Поиск Лекций

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

 

Одно из самых сложных заданий в Едином государственном экзамене по истории – задание №25, которое также называется историческим сочинением. За это задание можно получить целых 11 первичных баллов, следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл в ЕГЭ по истории необходимо научиться писать историческое сочинение.

В задании 25 Вам будет предложено на выбор три периода, один из которых относится к разделу «Древности и средневековье», один к «Новой истории» и один к «Новейшей истории». Вам необходимо написать сочинение об одном из этих периодов, строго учитывая его хронологические рамки.

Вопрос о том, как писать историческое сочинение в ЕГЭ по истории почти всегда возникает у выпускников, которые решили сдавать ЕГЭ по истории. В сети существует множество материалов на эту тему, однако на проверку большинство сочинений оказываются слишком большими по объему, и содержат информацию, которую просто невозможно запомнить. Чтобы подготовиться к сочинению по истории хорошо знать предмет недостаточно — нужно активно посещать подготовительные курсы, читать историческую литературу и ходить на занятия по повторению школьных предметов.

 

КРИТЕРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ В ЕГЭ 2018

Так как написать хорошее сочинение? Прежде всего, необходимо учитывать те критерии, которые содержатся в самом ЕГЭ. Ниже они приведены с небольшими пояснениями. Итак, в сочинении необходимо:

указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. Таким событием в зависимости от периода может являться: война, битва, революция, проведение какой-либо политики, принятие того или иного закона, образование или развал государства, формирование политического движения и т.п. Диапазон исторических событий очень широк. Главное не ошибиться и выбрать именно те события, которые входят в выбранный вами временной период, иначе они не будут оценены.

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При этом авторы ЕГЭ поясняют, что при характеристике личности необходимо указать конкретные действия этой личности (принятие закона, проведение политики, присоединение той или иной территории и т.п.), в значительной степени повлиявшие на ход и/или результат указанных событий (процессов, явлений).

Иными словами, недостаточно просто назвать личность (правителя, государственного, культурного или общественно-политического деятеля) и перечислить его заслуги. Необходимо, показать, как именно эта личность или ее действия повлияли на указанные Вами события и какую роль она сыграла в указанных Вами процессах.

*Пояснения на 2018 г. (!): Формулировка требования, оцениваемого по критерию К2 (исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории), была дополнена следующим положением: «При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)». Данное изменение было внесено для того, чтобы в процессе написания сочинения выпускники произвели более тщательный отбор исторического материала, который они используют в сочинении. Кроме того, данное изменение привело к конкретизации критериев оценивания и сделало более четкой проверку работ.

указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть при характеристике события нужно не просто назвать его (например, Октябрьская революция в России), но и указать его причины (например, усталость народа от войны, нерешённость национальных конфликтов, падение авторитета Временного правительства и др.). При этом, для того, чтобы лучше выделить причинно-следственные связи в Вашем тексте, используйте приведенные ниже (и подобные им) конструкции:

1) Это было обусловлено рядом причин, а именно…

2) К этому привело…

3) На (данное событие) оказало большое влияние…

4) Причинами (события) являются…

6) В результате (данного события) произошли следующие изменение в..

7) Итогом преобразований стало…

8) (Данное событие) явилось началом…

*Пояснения на 2018 г. (!): Требование, проверяемое по критерию К3, которое в экзаменационной работе 2016 г. было сформулировано так: «указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории», в 2017 г. было представлено в следующем виде: «указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период». Целью внесения этого изменения было дать возможность выпускнику выходить за нижнюю границу выбранного периода при указании причинно-следственных связей.

используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В данном случае Вас просят вписать выбранный Вами период в общий исторический контекст т.е. показать, как именно данный период повлиял на последующие.

Пример:

«В результате монгольского нашествия русские земли попали политическую и экономическую в зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве.»

*Пояснения на 2018 г. (!): Если ранее необходимо было дать оценку всего периода, причем в соответствии с формулировкой это могла быть обобщающая оценка без указания влияния этого периода на историю России, то в 2017 г. нужно было показать именно влияние событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России.

Также немаловажным критерием исторического сочинения является внешний вид текста. Тест должен содержать последовательное и связное изложение материала, представлять полноценную работу, а не отрывочные положения.

 

ШАБЛОН И ПЛАН ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ

При написании исторического сочинения мы рекомендуем Вам придерживаться следующего шаблона, что существенно упростит Вам жизнь и сделает написание сочинения более понятным.

Введение

Во введении напишите название периода (например, эпоха дворцовых переворотов, смутное время и т.д.), укажите правителя или правителей. В нескольких словах опишите ситуация в стране в начале периода, здесь же отметьте основные события, явления и процессы.

Основная часть

1. Укажите один, из названных Вами во введении, исторических процессов. Используя вводные конструкции укажите, его причины, а также особенности развития.

2. Выберите исторического деятеля, участвовавшего в указанном Вами процессе и раскройте его роль, помня о критериях сочинения. Не забывайте приводить как можно больше исторических фактов и дат (но только, если Вы в них абсолютно уверены!)

3. Укажите к чему привело, описанное Вами событие, процесс или явление, а также как оно повлияло на другие события, явления или процессы.

Повторите пункты 1-3 для описания второго исторического процесса.

Заключение

В заключении, основываясь на фактах, указанных Вами в эссе, сделайте вывод о значении данного периода для истории России. Укажите, как историки оценивали данный период и/или, опираясь на факты, дайте собственную оценку его роли в истории.

 

Не забудьте после написания еще раз проверить свое сочинение на соответствие всем критериям!

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

7 критериев исторического сочинения ЕГЭ от ФИПИ / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • 7 критериев исторического сочинения ЕГЭ от ФИПИ

Критерии оценивания:

 

К1 Указание событий (явлений, процессов) — 2 балла

  • Правильно указаны два события (явления, процесса) 2 балла.
  • Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1 балл.
  • События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0 баллов.

 

К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории — 2 балла

  • Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России — 2 балла.
  • Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)) — 1 балл.
  • Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы — 0 баллов.

 

К3 Причинно-следственные связи  — 2 балла

(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) 

  • Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период — 2 балла.
  • Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период — 1 балл.
  • Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны — 0 баллов.

 

К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России — 1 балл

  • Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков — 1 балл.
  • Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана — 0 баллов.

 

К5 Использование исторической терминологии — 1 балл

  • При изложении корректно использована историческая терминология — 1 балл.
  • Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы 0

 

К6 Наличие фактических ошибок — 2 балла

(1 или 2 балла по критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов) 

  • В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки — 2 балла.
  • Допущена одна фактическая ошибка — 1 балл.
  • Допущено две или более фактические ошибки — 0 баллов.

 

К7 Форма изложения — 1 балл

(1 балл по критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов) 

  • Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) — 1 балл.
  • Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — 0 баллов.

 

Максимальный балл 11


 

Решай задание 25 по истории.

bingoschool.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭЕГЭ 2018. История. Демонстрационный вариант (проект) Критерии оценивания за задание № 25 и баллы

Критерии оцениванияБаллы
К 1Указание событий (явлений, процессов)2
Правильно указаны два события (явления, процесса)2
Правильно указано одно событие (явление, процесс)1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно0
2.Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших

на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

2
Правильно  названы  одна-две  исторические  личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного

действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат  названных  событий  (явлений,  процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса))

1
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована /

охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях

(явлениях,  процессах)  данного  периода  истории  России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на

ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

Исторические личности не названы

0
К 3Причинно-следственные связи

По данному критерию не засчитываются причинно- следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

2
Правильно  указаны  две  причинно-следственные  связи,  характеризующие причины возникновения событий (явлений,

процессов), происходивших в данный период

2
Правильно  указана  одна  причинно-следственная  связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений,

процессов), происходивших в данный период

1
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны0
К 4Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России1
Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков1
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме  или  на  уровне  обыденных  представлений,  без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана

0
К 5Использование исторической терминологии  1
При  изложении  корректно  использована  историческая терминология1
Все  исторические термины,  понятия  использованы некорректно.

ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы

0
К 6Наличие фактических ошибок.

1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

2
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки2
Допущена одна фактическая ошибка1
Допущены две или более фактические ошибки0
К 7Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

1
Ответ  представлен  в  виде  исторического  сочинения (последовательное, связное изложение материала)1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений0
Максимальный балл11

istoricheskij-portret.ru

КРИТЕРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ В ЕГЭ 2018. ШАБЛОН И ПЛАН ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ИСТОРИИ. ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2018 ГОДА

КРИТЕРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ В ЕГЭ 2018

Так как написать хорошее сочинение? Прежде всего, необходимо учитывать те критерии, которые содержатся в самом ЕГЭ. Ниже они приведены с небольшими пояснениями. Итак, в сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. Таким событием в зависимости от периода может являться: война, битва, революция, проведение какой-либо политики, принятие того или иного закона, образование или развал государства, формирование политического движения и т.п. Диапазон исторических событий очень широк. Главное не ошибиться и выбрать именно те события, которые входят в выбранный вами временной период, иначе они не будут оценены.

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При этом авторы ЕГЭ поясняют, что при характеристике личности необходимо указать конкретные действия этой личности (принятие закона, проведение политики, присоединение той или иной территории и т.п.), в значительной степени повлиявшие на ход и/или результат указанных событий (процессов, явлений).

Иными словами, недостаточно просто назвать личность (правителя, государственного, культурного или общественно-политического деятеля) и перечислить его заслуги. Необходимо, показать, как именно эта личность или ее действия повлияли на указанные Вами события и какую роль она сыграла в указанных Вами процессах.

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть при характеристике события нужно не просто назвать его (например, Октябрьская революция в России), но и указать его причины (например, усталость народа от войны, нерешённость национальных конфликтов, падение авторитета Временного правительства и др.). При этом, для того, чтобы лучше выделить причинно-следственные связи в Вашем тексте, используйте приведенные ниже (и подобные им) конструкции:

1) Это было обусловлено рядом причин, а именно…

2) К этому привело…

3) На (данное событие) оказало большое влияние…

4) Причинами (события) являются…

6) В результате (данного события) произошли следующие изменение в..

7) Итогом преобразований стало…

8) (Данное событие) явилось началом…

— используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В данном случае Вас просят вписать выбранный Вами период в общий исторический контекст т.е. показать, как именно данный период повлиял на последующие.

Пример:

«В результате монгольского нашествия русские земли попали политическую и экономическую в зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве.»

Также немаловажным критерием исторического сочинения является внешний вид текста. Тест должен содержать последовательное и связное изложение материала, представлять полноценную работу, а не отрывочные положения.

ШАБЛОН И ПЛАН ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ИСТОРИИ

При написании исторического сочинения мы рекомендуем Вам придерживаться следующего шаблона, что существенно упростит Вам жизнь и сделает написание сочинения более понятным.

Введение

Во введении напишите название периода (например, эпоха дворцовых переворотов, смутное время и т.д.), укажите правителя или правителей. В нескольких словах опишите ситуация в стране в начале периода, здесь же отметьте основные события, явления и процессы.

  1. Основная часть

  2. Укажите один, из названных Вами во введении, исторических процессов. Используя вводные конструкции укажите, его причины, а также особенности развития.

  3. Выберите исторического деятеля, участвовавшего в указанном Вами процессе и раскройте его роль, помня о критериях сочинения. Не забывайте приводить как можно больше исторических фактов и дат (но только, если Вы в них абсолютно уверены!)

  4. Укажите к чему привело, описанное Вами событие, процесс или явление, а также как оно повлияло на другие события, явления или процессы.

  5. Повторите пункты 1-3 для описания второго исторического процесса.

Заключение

В заключении, основываясь на фактах, указанных Вами в эссе, сделайте вывод о значении данного периода для истории России. Укажите, как историки оценивали данный период и/или, опираясь на факты, дайте собственную оценку его роли в истории.

Не забудьте после написания еще раз проверить свое сочинение на соответствие всем критериям!

ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2018 ГОДА

Период 1598-1613 (Смутное время)

Период конца XVI века и начала XVII в отечественной истории носит название Смутного Времени. В это время российскому государству пришлось столкнуться с политическим, экономическим и социальным кризисами, приведшими страну на грань краха.

В этот период можно выделить немало политических деятелей, чьей основной задачей было удержать власть в своих руках в условиях голода, частых восстаний и иностранной интервенции. После кончины последнего государя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, страной правил, избранный Земским собором,  Борис Годунов (1598-1605), влиятельный боярин и ранее ближайший советник царя Федора.

С началом его правления многие историки связывают на начало Смуты. Последствия политики опричнины, проводимой Иваном IV, а также голод 1601-1603 годов сильно ослабили экономику и вызвали волну недовольства среди населения, которая привела к смертям, грабежу и многочисленным восстаниям, например, восстанию Хлопка (1603). Все вышеуказанные события так или иначе способствовали росту недовольства правлением Бориса и усилению его соперников.

Ситуация ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, предъявившего свои права на престол от имени «чудом спасшегося» наследника Дмитрия Иоанновича. Заручившись поддержкой части крестьян, некоторых отрядов казаков и бояр, Лжедмитрию вместе с польским отрядом удалось  закрепиться в Москве.

К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора. Царствование самозванца было недолгим и характеризовалось курсом на сближение с Польшей и проведением множества реформ, которые одобрили далеко не все слои населения. Подтверждение указов, закрепощающих крестьян, венчание по католическому обычаю — всё это подрывало сложившийся образ «правильного» царя и надежду на лучшее будущее при новом государе.

Очередной боярский заговор, организованный Василием Шуйским, одним из самых влиятельных бояр, покончил с правлением Лжедмитрия. Россия при Шуйском и последующим правлением бояр (Семибоярщина) столкнулась новыми крестьянскими волнениями (восстание Ивана Болотникова), а также с польско-шведской интервенцией.

В итоге Русь ещё долго не могла восстановиться после Смутного Времени. Первый шаг к восстановлению русской государственности был положен в 1613 году, когда на Земском соборе Михаил Фёдорович Романов был избран и приглашен на царство. Завершилась же Смута лишь в 1618 году после подписания Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой.

Смута начала XVII века – одна из самых тёмных эпох в истории российского государства. Многочисленные кризисы, нестабильность власти и слабость на политической арене привели к иностранным вторжениям и потере некоторых территорий на западе и северо-западе Руси. С другой стороны, в условиях Смутного Времени оказалось, что страна оказалась способна противостоять оккупации, голоду и кризису власти, ведь в итоге члены Земского Собора пришли к компромиссу и выбрали нового государя.

 

infourok.ru

Историческое сочинение в ЕГЭ по истории 2018

Немного об историческом сочинении в ЕГЭ по истории

Одно из самых сложных заданий в Едином государственном экзамене по истории – задание №25, которое также называется историческим сочинением. За это задание можно получить целых 11 первичных баллов, следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл в ЕГЭ по истории необходимо научиться писать историческое сочинение.

В задании 25 Вам будет предложено на выбор три периода, один из которых относится к разделу «Древности и средневековье», один к «Новой истории» и один к «Новейшей истории». Вам необходимо написать сочинение об одном из этих периодов, строго учитывая его хронологические рамки.

Вопрос о том, как писать историческое сочинение в ЕГЭ по истории почти всегда возникает у выпускников, которые решили сдавать ЕГЭ по истории. В сети существует множество материалов на эту тему, однако на проверку большинство сочинений оказываются слишком большими по объему, и содержат информацию, которую просто невозможно запомнить. Чтобы подготовиться к сочинению по истории хорошо знать предмет недостаточно — нужно активно посещать подготовительные курсы, читать историческую литературу и ходить на занятия по повторению школьных предметов.

Критерии исторического сочинения в ЕГЭ 2018

Так как написать хорошее сочинение? Прежде всего, необходимо учитывать те критерии, которые содержатся в самом ЕГЭ. Ниже они приведены с небольшими пояснениями. Итак, в сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. Таким событием в зависимости от периода может являться: война, битва, революция, проведение какой-либо политики, принятие того или иного закона, образование или развал государства, формирование политического движения и т.п. Диапазон исторических событий очень широк. Главное не ошибиться и выбрать именно те события, которые входят в выбранный вами временной период, иначе они не будут оценены.

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При этом авторы ЕГЭ поясняют, что при характеристике личности необходимо указать конкретные действия этой личности (принятие закона, проведение политики, присоединение той или иной территории и т.п.), в значительной степени повлиявшие на ход и/или результат указанных событий (процессов, явлений).

Иными словами, недостаточно просто назвать личность (правителя, государственного, культурного или общественно-политического деятеля) и перечислить его заслуги. Необходимо, показать, как именно эта личность или ее действия повлияли на указанные Вами события и какую роль она сыграла в указанных Вами процессах.

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть при характеристике события нужно не просто назвать его (например, Октябрьская революция в России), но и указать его причины (например, усталость народа от войны, нерешённость национальных конфликтов, падение авторитета Временного правительства и др.). При этом, для того, чтобы лучше выделить причинно-следственные связи в Вашем тексте, используйте приведенные ниже (и подобные им) конструкции:

1) Это было обусловлено рядом причин, а именно…

2) К этому привело…

3) На (данное событие) оказало большое влияние…

4) Причинами (события) являются…

6) В результате (данного события) произошли следующие изменение в..

7) Итогом преобразований стало…

8) (Данное событие) явилось началом…

— используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В данном случае Вас просят вписать выбранный Вами период в общий исторический контекст т.е. показать, как именно данный период повлиял на последующие.

Пример:

«В результате монгольского нашествия русские земли попали политическую и экономическую в зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве.»

Также немаловажным критерием исторического сочинения является внешний вид текста. Тест должен содержать последовательное и связное изложение материала, представлять полноценную работу, а не отрывочные положения.

Шаблон и план исторического сочинения по истории

При написании исторического сочинения мы рекомендуем Вам придерживаться следующего шаблона, что существенно упростит Вам жизнь и сделает написание сочинения более понятным.

Введение

Во введении напишите название периода (например, эпоха дворцовых переворотов, смутное время и т.д.), укажите правителя или правителей. В нескольких словах опишите ситуация в стране в начале периода, здесь же отметьте основные события, явления и процессы.

  1. Основная часть
  2. Укажите один, из названных Вами во введении, исторических процессов. Используя вводные конструкции укажите, его причины, а также особенности развития.
  3. Выберите исторического деятеля, участвовавшего в указанном Вами процессе и раскройте его роль, помня о критериях сочинения. Не забывайте приводить как можно больше исторических фактов и дат (но только, если Вы в них абсолютно уверены!)
  4. Укажите к чему привело, описанное Вами событие, процесс или явление, а также как оно повлияло на другие события, явления или процессы.
  5. Повторите пункты 1-3 для описания второго исторического процесса.

Заключение

В заключении, основываясь на фактах, указанных Вами в эссе, сделайте вывод о значении данного периода для истории России. Укажите, как историки оценивали данный период и/или, опираясь на факты, дайте собственную оценку его роли в истории.

Не забудьте после написания еще раз проверить свое сочинение на соответствие всем критериям!

Пример исторического сочинения в ЕГЭ по истории 2018 года

Период 1598-1613 (Смутное время)

Период конца XVI века и начала XVII в отечественной истории носит название Смутного Времени. В это время российскому государству пришлось столкнуться с политическим, экономическим и социальным кризисами, приведшими страну на грань краха.

В этот период можно выделить немало политических деятелей, чьей основной задачей было удержать власть в своих руках в условиях голода, частых восстаний и иностранной интервенции. После кончины последнего государя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, страной правил, избранный Земским собором,  Борис Годунов (1598-1605), влиятельный боярин и ранее ближайший советник царя Федора.

С началом его правления многие историки связывают на начало Смуты. Последствия политики опричнины, проводимой Иваном IV, а также голод 1601-1603 годов сильно ослабили экономику и вызвали волну недовольства среди населения, которая привела к смертям, грабежу и многочисленным восстаниям, например, восстанию Хлопка (1603). Все вышеуказанные события так или иначе способствовали росту недовольства правлением Бориса и усилению его соперников.

Ситуация ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, предъявившего свои права на престол от имени «чудом спасшегося» наследника Дмитрия Иоанновича. Заручившись поддержкой части крестьян, некоторых отрядов казаков и бояр, Лжедмитрию вместе с польским отрядом удалось  закрепиться в Москве.

К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора. Царствование самозванца было недолгим и характеризовалось курсом на сближение с Польшей и проведением множества реформ, которые одобрили далеко не все слои населения. Подтверждение указов, закрепощающих крестьян, венчание по католическому обычаю — всё это подрывало сложившийся образ «правильного» царя и надежду на лучшее будущее при новом государе.

Очередной боярский заговор, организованный Василием Шуйским, одним из самых влиятельных бояр, покончил с правлением Лжедмитрия. Россия при Шуйском и последующим правлением бояр (Семибоярщина) столкнулась новыми крестьянскими волнениями (восстание Ивана Болотникова), а также с польско-шведской интервенцией.

В итоге Русь ещё долго не могла восстановиться после Смутного Времени. Первый шаг к восстановлению русской государственности был положен в 1613 году, когда на Земском соборе Михаил Фёдорович Романов был избран и приглашен на царство. Завершилась же Смута лишь в 1618 году после подписания Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой.

Смута начала XVII века – одна из самых тёмных эпох в истории российского государства. Многочисленные кризисы, нестабильность власти и слабость на политической арене привели к иностранным вторжениям и потере некоторых территорий на западе и северо-западе Руси. С другой стороны, в условиях Смутного Времени оказалось, что страна оказалась способна противостоять оккупации, голоду и кризису власти, ведь в итоге члены Земского Собора пришли к компромиссу и выбрали нового государя.

 

godege.ru

Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

Содержание статьи: 

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения. 

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему. 

В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть первую историческую личность и её дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть вторую историческую личность и её дела. 
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.  

Важно!

— Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов. 

— Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное — это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории. 

 

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1019 — 1054 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика периода». Выполняем:

Период правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054) оставил яркий след в истории Руси. Как и всякий сильный и талантливый правитель, Ярослав Мудрый провел множество преобразований, коснувшихся большинства сторон жизни государства: экономики, культуры, укрепления международных позиций Руси и пр. Он правил долго и многое успел осуществить.

 

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события с указание исторической личности, участвовавшей в нем». 

Ярослав Мудрый занял киевский престол в результате войны со своим братом Святополком Окаянным. Святополк печально знаменит тем, что ради власти убил своих братьев Бориса и Глеба (ныне причислены к лику святых), чем начал междоусобную войну. Последним сражением этой войны стала битва на реке Альте (1019 г.), во время которой войска Ярослава окончательно разгромили рать Святополка. Ярослав стал киевкий князем и приступил к восстановлению единства Руси, потерянного в междоусобной борьбе с братом. Получилось у него это не сразу, потому что другому брату, Мстиславу Тмутараканскому удалось отвоевать себе право на половину Руси. Однако в 1036 г., после смерти Мстислава, Русь снова обрела цельность.     

 

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого событиями с указанием исторической личности, участвовавшей в нем».

В годы своего правления Ярослав принял первый письменный свод законов на Руси «Русскую Правду», окончательно разгромил печенегов, начал развивать образование. При Ярославе как никогда возросла мощь Киева, соперничавшего с Константинополем. В городе был отстроен Софийский Собор и Золотые ворота. Русь получила широкое международное признание. Все это, возросший авторитет государства, позволили Ярославу впервые на Руси назначить митрополитом русского по происхождению человека — Илариона. Иларион помимо того, что был митрополитом, прославился также как религиозный мыслитель и деятель русской духовной культуры. Он написал знаменитое «Слово о законе и благодати». В этом произведении Иларион объяснял, чем Новый Завет важнее Ветхого, проводил мысль об истинности христианской веры. Следствием утверждения Илариона митрополитом стало увеличение независимости русской церкви от византийской, что фактически означало признание того факта, что Русь выходит из-под влияния иного государства и заявляет о своем равенстве с Византией, а следовательно и со всеми остальными сильнейшими государствами Европы того времени.

 

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны». 

Итоги правления Ярослава Мудрого неоднозначны. С одной стороны, Русь достигла своего наивысшего могущества, стала богаче, культурно развитее. С другой — косвенным последствием правления Ярослава стала начавшаяся после его смерти междоусобная война. Историки называеют одной из ее причин закон о престолонаследии, принятый Ярославом Мудрым. Согласно новому правилу, теперь престол передавался не от отца к сыну, а к старшему в роду (очередный порядок престолонаследия), что породило огромное количество споров и претензий.  

 

 

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили. 

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок. 

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать. 

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия). 

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век. 

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)    

 

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 11. 

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. 

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются. 

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг. 

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

egevmeste.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *