№ |
Критерии оценивания ответа |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. |
0 |
|
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет |
2 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста |
1 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, несформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста |
0 |
|
К3 |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет |
1 |
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 |
|
К4 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) |
3 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. |
2 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. |
1 |
|
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе. |
0 |
|
II |
|
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
К6 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. |
|
|
III |
Грамотность |
|
K7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
допущено не более 2-х ошибок |
2 |
|
допущены 3-4 ошибки |
1 |
|
допущено более 4-х ошибок |
0 |
|
K8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
допущены 1—3 ошибки |
2 |
|
допущено 4—5 ошибок |
1 |
|
допущено более 5-ти ошибок |
0 |
|
К9 |
Соблюдение языковых норм |
|
грамматических ошибок нет |
2 |
|
допущены 1—2 ошибки |
1 |
|
допущено более 2-х ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
допущено не более 1-й речевой ошибки |
2 |
|
допущены 2—3 ошибки |
I |
|
допущено более 3-х ошибок |
0 |
|
К11 |
Соблюдение этических норм |
|
этические ошибки в работе отсутствуют |
I |
|
допущены этические ошибки (1 и более) |
0 |
|
К12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют’ |
1 |
|
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале |
0 |
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) |
23 |
www.egeigia.ru
Критерии сочинения ЕГЭ | Экзамены легче с MAXIMUM
Сочинение в ЕГЭ по русскому языку — основная часть экзамена. Эксперты подготовили список критериев для сочинения в ЕГЭ, по которым происходит оценивание данной части. В ходе подготовки к экзамену школьник должен ознакомиться с предъявляемыми требованиями к тексту. Рассмотрим тезисно данную информацию, подробное описание критериев оценки сочинения ЕГЭ по русскому языку вы можете изучить на официальном сайте ФИПИ.
rusrepet.ruИтак, по каким критериям оценивается сочинение в 2016 году?
- Формулировка проблем представленного (исходного) текста. За соблюдение данного критерия начисляется 1 балл.
- Комментарий к сформулированной ранее проблеме. Приведение двух примеров из исходного текста для подтверждения затронутой автором проблемы. Если экзаменуемый правильно обозначит проблему, укажет два примера и не сделает фактологических ошибок, то “заработает” 3 балла.
- Правильное отражение авторской позиции и отношения к исходному тексту. 1 балл за соблюдение данного пункта.
- Аргументация мнения экзаменуемого и приведение двух примеров, подтверждающих его. Один пример приводится из литературы, второй пример на усмотрение школьника указывается как на основе жизненного опыта, так и на основе прочитанного материала. Данный критерий сочинения в ЕГЭ считается для многих школьников одним из самых сложных. За соблюдение критерия сдающий получит 3 балла от эксперта.
- Речевое оформление сочинение также имеет значение: за цельность повествования, связность по смыслу и последовательность изложения начисляется дополнительно 2 балла.
- Текст должен быть “богатым” на речевые выражения, точным и выразительным. За соблюдение данного пункта при отсутствии речевых ошибок ( критерий номер 10) школьник получит еще 2 балла.
- Следующие критерии сочинения направлены на оценку уровня вашей грамотности. Соблюдение норм орфографии — отдельное требование к тексту. За него начисляется 3 балла.
- Соблюдение правил пунктуации позволит заработать еще 3 балла.
- Если в тексте соблюдены языковые нормы, то это плюс 2 балла к оценке.
- Отсутствие речевых ошибок — 2 балла.
- Отсутствие ошибок относительно этических норм — 1 балл.
- Последний критерий при оценивании сочинения в ЕГЭ по русскому языку — отсутствие ошибок фактического характера. За выполнение данного пункта начисляется 1 балл.
maximumtest.ru
Требования к сочинению на ЕГЭ по русскому языку и критерии оценивания
Какие предъявляются требования к сочинению на ЕГЭ, и критерии оценивания данной части экзаменационной работы
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ
Для того чтобы достойно выполнить одно из наиболее трудных заданий экзамена (часть 2) — написать сочинение, вам следует хорошо знать требования, предъявляемые к этому виду работы, и критерии оценивания сочинения.
Важно подчеркнуть, что сочинение, которое вам предлагается написать, требует не только понимания текста — источника, но и умения сформулировать собственную мысль по поводу текста, развить ее в аргументирующих суждениях, подтвердить в заключительной формулировке. Предлагаемая работа должна иметь довольно жёсткую композиционную структуру.
В сочинении вам нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста. При этом не рекомендуется увлекаться цитированием данного для анализа текста. Напротив, вы должны овладеть некоторыми средствами аналитического описания речевого произведения, предполагающими его значительную перефразировку.
Далее вам предлагается сформулировать позицию автора (рассказчика), а также выразить согласие или несогласие с его точкой зрения и объяснить причины согласия или несогласия. Фактически, говоря о согласии или несогласии, следует выразить свою точку зрения на поставленную в тексте проблему.
Наконец, вам предстоит изложить доводы — аргументы в защиту высказанной вами точки зрения. Рекомендуется привести два аргумента на основе имеющихся у вас знаний — жизненного и читательского опыта. Подчеркнём, что две ссылки на произведения русской литературы — два литературных аргумента — демонстрируют кругозор выпускника и дают ему шанс получить высокие баллы за сочинение.
Аргументы из жизни сложны, поскольку требуют от учащегося умения представить «жизненную ситуацию» как общественно значимое явление, оценить эту ситуацию объективно и изложить так, чтобы проверяющий эксперт понял: данный ученик умеет видеть в частном явлении общее и от общего переходить к частностям. Кроме того, «жизненная ситуация» должна быть изложена кратко и в то же время ясно для читающего сочинение эксперта. Как показывает практика, «аргументы из жизни», требующие журналистских навыков, — труднопреодолимая для учащегося задача, поэтому лучше использовать в поиске аргументации свой читательский опыт.
Другое дело — аргумент-указание на какое-либо значимое историческое событие. Такой «аргумент из жизни» следует признать правомерным и желательным. Учащийся упоминает важное событие, эпоху, соотнесённую с ним, и деятелей, участвовавших в нём. В случае корректного исполнения данной задачи: точного указания факта, времени, участников — вы получите искомый балл за аргумент.
Назад
Напомним:
- объём сочинения должен составлять не менее 150 слов. Следует, однако, иметь в виду, что сочинение, претендующее на высокий балл, скорее всего несколько превысит этот объём. Как показывает практика, оптимально удовлетворить всем требованиям удаётся в тексте, содержащем до 300 слов;
- работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается;
- пересказанный или переписанный исходный текст без творческой переработки — анализа, комментария, собственных умозаключений — оценивается нулём баллов;
- следует писать сочинение аккуратно, разборчивым почерком и ориентировать его на эксперта, оценивающего текст. Выпускник должен хорошо знать критерии проверки и оценки сочинения (задания С1).
Назад
КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ СОЧИНЕНИЕ
Сочинение оценивается по трём позициям: с точки зрения содержания, с точки зрения речевого оформления и грамотности. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить за письменную работу, равно 23.
Содержание
Для того чтобы ваше сочинение удовлетворяло критерию К1, вам необходимо выделить и правильно сформулировать одну из проблем исходного текста и не допустить фактических ошибок, связанных с пониманием и формулированием проблемы. Если вы корректно сформулировали выделенную в тексте проблему, вы получаете 1 балл.
После того как проблема сформулирована, вам необходимо её прокомментировать с опорой на текст: вы должны показать своё умение анализировать исходный текст и излагать, не пересказывая, его содержание с использованием аналитических описательных средств. При этом важно, чтобы вы комментировали именно ту проблему, которую сформулировали, без фактических ошибок и искажений содержащейся в тексте информации. За корректно выполненную комментирующую часть вы получите 2 балла по критерию К2, но, если в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста, — 1 балл. Комментирующая часть сочинения должна завершиться тезисом, в котором вы излагаете позицию автора текста по рассматриваемой проблеме. Позицию автора текста можно назвать также «главной мыслью текста» или «точкой зрения автора». Важно иметь в виду, что сформулированная в сочинении проблема исходного текста и точка зрения автора должны перекликаться друг с другом, причём в изложении главной мысли должен быть представлен некоторый ответ на проблемный вопрос, поставленный вначале. Если вы выразили позицию автора чётко и грамотно, то получаете 1 балл по критерию КЗ.
Далее вам следует осуществить переход ко второй части сочинения — аргументирующей. При этом, во-первых, вы соглашаетесь с автором либо корректно возражаете ему, во-вторых, включаете в текст сочинения свою точку зрения.
• В следующей части работы вы обосновываете своё мнение по проблеме двумя аргументами, которые вам следует извлечь из своего читательского или жизненного опыта. Предполагается, что один из доводов явится примером из известного вам литературного произведения, другой будет основан на факте, имевшем место в жизни. За корректное выполнение данной части работы вы получаете 3 балла по критерию К4. Если же вы лишь частично выполните поставленную задачу, то есть приведёте один аргумент из художественной литературы, вы получаете 2 балла. Если ваш аргумент основывается на жизненном опыте, вы получаете 1 балл. Если аргументы в вашем сочинении вообще отсутствуют, баллы за данную часть работы вам не начисляются.
Назад
Речевое оформление
• По критерию К5 сочинение оценивается с точки зрения смысловой цельности (целостности), речевой связности и последовательности изложения. Для того чтобы сочинение характеризовалось цельностью, оно должно иметь одну главную мысль, которая объединит все другие, сопричастные ей мысли. Иными словами, вы не должны уходить от темы, напротив, вам нужно чётко следовать избранному пути, заявленному в формулировке проблемы исходного текста. Чтобы текст сочинения был связным, важно следить за тем, чтобы переход от одной подтемы к другой был плавным и содержал речевые средства, характеризующие связность.
Последовательность изложения в данной работе достигается чётким следованием составленному плану и заботой о том, чтобы последующее логически вытекало из предыдущего. Чрезвычайно актуально в связи с этим напомнить о важности не только общей идеи вашего сочинения, объединяющей все мысли, в нём содержащиеся, но и о разграничении мыслей — о разделении текста на абзацы, свидетельствующие о движении, развитии ваших мыслей, об их логическом порядке. Кроме того, чрезвычайно важно создать также небольшое заключение, которое ещё раз подчеркнёт главную идею вашего текста и продемонстрирует то, что именуется цельностью и последовательностью мысли. Если ваш текст представляет собой связное речевое целое, в котором отсутствуют логические ошибки, вы получаете 2 балла. В случае частичного выполнения условий цельности, связности и последовательности — 1 балл. Если в вашей работе не просматривается коммуникативного замысла — общей идеи, она оценивается нулём баллов.
Ваша работа будет оцениваться также по критерию точности и выразительности речи — Кб. Точность речи — это использование в данном конкретном тексте слов, адекватных выражаемому смыслу. Для того чтобы выполнить это условие, вам необходимо иметь представление о синонимии, антонимии, паронимии в русском языке. Не следует употреблять в своём тексте жаргонных, просторечных, диалектных, а также некоторых заимствованных слов, которые не мотивированы условиями контекста. Выразительность речи достигается за счёт уместного использования языковых средств и их разнообразия. Следует помнить, что в поле зрения проверяющего будет не только лексика, но и грамматика сочинения: в вашей работе должны быть различные структуры предложений, простых и сложных, что будет свидетельствовать о вашем языковом развитии и культурном развитии в целом. Если ваше сочинение характеризуется точностью выражения мыслей и разнообразием грамматических структур, вы получаете по данному критерию 2 балла. Если ваш текст построен на однотипных грамматических конструкциях, хотя и достаточно точен по языку, вы получаете 1 балл. Если ваша речь бедна и невыразительна, отличается скудостью грамматического строя, баллы по этому критерию вам не начисляются.
Назад
Грамотность
Орфографическая грамотность оценивается по критерию К7. Орфография — это правописание, то есть правильное написание слов, закреплённое в словарях и справочниках. Орфографическая ошибка — это нарушение правил правописания. При проверке сочинения ошибки в правописании делятся на грубые и негрубые: две негрубые ошибки считаются одной полнозначной ошибкой. К негрубым ошибкам обычно относят трудные случаи правописания, которые являются спорными даже для специалистов, а также те орфограммы, которые редко встречаются в школьной практике. Учитывается и однотипность ошибок: при повторяемости однотипной ошибки учитывается лишь одна ошибка. Если в вашей работе не зафиксировано орфографических ошибок, вы получаете 3 балла по критерию К7; если же обнаружены 2 ошибки, вы получаете 2 балла; если 3-4 ошибки — 1 балл; более 4 ошибок — 0 баллов.
• Если в вашем сочинении нет пунктуационных ошибок, то есть ошибок на знаки препинания, или допущена одна негрубая ошибка, вы получаете 3 балла по критерию К8. В том случае, если вы допустили не более 3 ошибок на пунктуацию, вы получаете 2 балла; если вы сделали 4-5 ошибок, вы получаете 1 балл; если в вашей работе обнаружено более 5 ошибок, по критерию К8 вам баллы не начисляются.
• Критерий К9 существует для того, чтобы оценить использование и построение языковых единиц в вашей работе — слов, словосочетаний и предложений. При отсутствии языковых ошибок экзаменуемый получает 2 балла, при наличии более двух ошибок — ноль баллов.
Грамматическая ошибка — это ошибка в образовании формы слова, в структуре словосочетания, в построении предложения. Типы грамматических ошибок представлены, в частности, в целом ряде заданий части 1 ЕГЭ.
• Проверка сочинения по критерию К10 анализирует речевые нормы вашей работы. Речевая ошибка — это неверное использование языковой единицы, прежде всего слова. Данный критерий перекликается с критерием Кб и предусматривает более детальный просмотр сочинения с точки зрения употребления слов. Так выясняется, различает ли автор сочинения оттенки значений тех или иных слов; употребляет ли слова в свойственных им значениях или нет; допускает ли необоснованные повторы; нарушает ли сочетаемость лексических единиц; использует ли литературную лексику или допускает наличие просторечий, диалектизмов или жаргонизмов; видит ли разницу в паронимах; не ошибается ли в выборе антонимов; адекватно ли приводит фразеологизмы. Если вы не допустили речевых ошибок или допустили одну ошибку, вы получаете 2 балла, если вами допущены 2 или 3 ошибки, ваша работа оценивается 1 баллом. Если в работе более трёх ошибок, она оценивается нулём баллов по данному критерию.
• Критерий К10 проверяет сочинение с точки зрения этичности пишущего. Если вы с уважением отзываетесь об авторе и его позиции, избегаете резких, категоричных выводов, не допускаете жаргонной и бранной лексики, то вы получаете 1 балл за сочинение по данному критерию.
• Оценка сочинения по критерию К12 означает проверку вашего текста с точки зрения того, насколько корректно вы использовали материал, приведённый в аргументах: цитаты, даты событий, факты биографии автора, героев, фамилии, отчества и т.д. Отсутствие ошибок прибавляет к имеющимся у вас баллам ещё 1 балл; наличие ошибок приводит к оценке «ноль баллов» по данному критерию.
Назад
www.egeigia.ru
Критерии оценки сочинения ЕГЭ по литературе (часть C)
Написать сочинение по литературе, которое бы высоко оценила комиссия, не так уж и просто. Дело в том, что каждую экзаменационную работу оценивают одновременно по нескольким критериям. Вот почему при написании сочинения важно помнить о каждом из них.
Рекомендуемый объем сочинения на ЕГЭ по литературе — 150-200 слов. Очень важно здесь правильно распределить свое время: из 235 минут, отведенных на весь экзамен, уделите сочинению не менее 120 минут. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 14. Запомните основные критерии, по которым происходит оценивание ЕГЭ по литературе, и непременно проверьте свою работу на соответствие этим критериям.
По каким критериям комиссия выставляет баллы
- Соответствие содержания сочинения заявленной теме. Здесь очень важно не отходить от указанной темы сочинения и всегда возвращаться к ней, даже если вы делаете в процессе небольшие отступления. В случае, если тема сочинения указано правильно и авторская позиция в ней изложена наиболее полно, сочинение оценивается в три балла. Если тема раскрыта не до конца, по этому критерию работа получает два балла. Если работа написана по теме, но авторская мысль передана неверно, работа получит всего один балл. Если же комиссия сочтет, что сочинение написано не по теме, то работа будет оценена в 0 баллов, и сочинение дальше проверять не будут.
- Использование текста в качестве аргументации. Если выпускник анализирует в работе несколько текстов (два или больше, если речь идет о лирических произведениях), воспроизводит ключевые фрагменты и не допускает при этом ни единой ошибки, работа оценивается в три балла. При допущении нескольких ошибок или использовании всего двух лирических текстов, за работу ставят два балла. Один балл экзаменуемый получает в том случае, если допущены некоторые ошибки в сочинении, работа выполнена на уровне пересказа без привлечения цитат, но фактические ошибки при этом отсутствуют. Если же приведенные отрывки не соответствуют заданной теме или в тексте допущено более трех ошибок, работа может быть оценена в ноль баллов.
- Композиционная целостность и логичность. Если в тексте отсутствуют повторы и не нарушена последовательность, то автор имеет все шансы получить три балла. Неоправданные повторы и отсутствие логики в изложении может испортить результат, и в итоге вы получите по этому критерию два балла. Если замысел композиции присутствует, но главная мысль не развита или нарушена связь частей сочинения, скорее всего вы получите один балл. Ноль ставят за грубые ошибки в изложении мыслей, за нарушение последовательности и отсутствие связей между частями сочинения.
- Соблюдение норм русского языка. Если ошибки в тексте отсутствуют, вы получите три балла. За две-три ошибки ставят два балла, а четыре ошибки могут обернуться одним баллом. Если ошибок в тексте больше, то вы получите 0 баллов за эту часть сочинения.
С этого года в систему и процесс ЕГЭ по литературе внесено много изменений. Это значит, что ЕГЭ по литературе в 2019 году будет проходить иначе нежели в предыдущие годы. Основное изменение касается ответов на вопросы: если раньше выпускнику было достаточно выбрать один из вариантов или дать краткий ответ, то отныне каждое задание будет требовать развернутого ответа, подкрепленного аргументами.
Система оценивания ЕГЭ по литературе
С 2009 года баллы ЕГЭ не переводятся в стандартные школьные оценки. Однако школьникам и их родителям все равно привычнее оценивать свои результаты по пятибалльной шкале. Поэтому система перевода баллов в оценку все-таки негласно сохранилась. Вы можете использовать ее для себя, чтобы понимать, какому результату соответствует набранный вами за ЕГЭ балл.
Предмет
Литература
Итак, результат от 0 до 31 баллов — это старая-добрая “двойка”. От 32 до 54 баллов — это оценка “три”. Оценке четыре соответствует количество баллов от 55 до 66. А “пятерка” — это результат выше 67 баллов.
В таблице ниже представлено, сколько первичных баллов дает каждое задание:
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Максимальный балл за выполнение задания |
---|---|
Задание 1.Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 1 |
Задание 2. Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 1 |
Задание 3.Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 1 |
Задание 4.Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 1 |
Задание 5.Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 1 |
Задание 6.Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 1 |
Задание 7.Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 1 |
Задание 8.Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 6 |
Задание 9.Эпические, лироэпические, драматические произведения. | 10 |
Задание 10.Лирические произведения. | 1 |
Задание 11.Лирические произведения. | 1 |
Задание 12.Лирические произведения. | 1 |
Задание 13.Лирические произведения. | 1 |
Задание 14.Лирические произведения. | 1 |
Задание 15. Лирические произведения. | 6 |
Задание 16.Лирические произведения. | 10 |
Задание 17.1. По древнерусской литературе или литературе XVIII в. — первой половины ХIХ в. | 14 |
Задание 17.2.По литературе второй половины ХIХ в. | |
Задание 17.3.По литературе конца ХIХ—ХХ в. | |
Задание 17.4.По литературе ХIХ в. — начала XXI в. |
Всего: 58 баллов.
Что нужно знать для подготовки к ЕГЭ по литературе
Конечно, каждый выпускник самостоятельно формирует план и регулирует ритм подготовки к экзамену. Однако общими для всех остаются следующие правила:
- Читайте как можно больше художественной литературы и критических статей. Если позволяет время, ознакомьтесь и с внепрограммными произведениями авторов, включенных в экзаменационный список;
- Регулярно пишите тренировочные сочинения. Не так уж важно, будете вы делать это самостоятельно, под присмотром учителя или в компании одноклассников. Самое главное — довести написание таких сочинений до автоматизма, хорошо поняв их суть, задачу и структуру;
- Занимайтесь всегда: дома, в школе и на курсах подготовки к ЕГЭ. Используйте любую возможность для получения новых знаний и упорядочивания в голове уже имеющихся;
- ЕГЭ по литературе — это проверка ваших знаний не только в области русской литературы, но также русского языка, истории и других дисциплин. Иными словами, выпускник должен быть всесторонне подкован и иметь представление о ключевых исторических событиях в жизни страны и за ее пределами;
- Следите за изменениями, которые регулярно происходят в системе: так, ЕГЭ по литературе 2019 будет существенно отличаться от всех предыдущих версий экзамена. Обязательно расспросите тех, кто уже прошел это испытание и получите от них основные рекомендации по подготовке;
- Ознакомьтесь с демонстрационными вариантами. Еще один способ встретить надвигающийся ЕГЭ во всеоружии — узнать о нем заранее во всех подробностях. Смотрите вопросы, выполняйте задания, обсуждайте с друзьями;
- Не забывайте отдыхать! Да-да, не ЕГЭ единым…В общем, помните о том, что лучше всего воспринимает новую информацию отдохнувший, сытый и восполнивший недостаток сна человек. В стрессе же организм отказывается работать в полную силу и может подвести вас в самый неподходящий для этого момент.
Читать похожие статьи
ruseducenter.ru
Как теперь писать Сочинение по русскому языку в ЕГЭ 2019
Единые госэкзамены, которые являются формой проверки знаний выпускников одиннадцатых классов и, одновременно, вступительными экзаменами в вузы, постоянно развиваются и совершенствуются. Фактически не бывает ни одного года, когда ЕГЭ абсолютно соответствовал бы прошлогоднему.
Периодически меняются задания, уточняются критерии проверки работ, правила организации ЕГЭ и т.д. Один из обязательных ЕГЭ для каждого выпускника — это ЕГЭ по русскому языку. Одним из заданий этого экзамена является сочинение, критерии проверки которого в будущем году несколько меняются. Каковы новые требования к сочинению во время ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, что понятно о новых требованиях по демоверсии экзамена по предмету.
КАК БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬСЯ СОЧИНЕНИЕ В ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Главная цель изменений, которые введены — сочинение в ЕГЭ по русскому языку должно быть результатом собственной работы и собственных рассуждений выпускника, а не текстом, написанным по шаблонам.
В последние годы одиннадцатиклассники активно зарабатывали себе дополнительные баллы за сочинение, используя так называемые банки аргументов. Такие банки содержали аргументы из литературы, которые можно было подготовить заранее и использовать во время сочинения те, что более или менее уместны.
Выпускники списывали готовые аргументы, получали гарантированные баллы, а сочинения представляли собой шаблонные, неинтересные работы.
Разумеется, аргументы, основанные на читательском и жизненном опыте, важны и сегодня. Свое отношение к позиции автора текста нужно обосновывать, в том числе примерами из литературы. Но заработать много баллов при этом уже не удастся.
Теперь за аргументы вместо 3 баллов можно получить только 1 балл. А вот авторский комментарий “подорожал”. Теперь вместо максимальных 3 баллов за комментирование можно заработать до 5 баллов в ЕГЭ по русскому языку.
Для того, чтобы заработать эти пять баллов, в сочинении нужно:
- дать собственный комментарий по сформулированной проблеме,
- проиллюстрировать мысль двумя примерами из предложенного текста,
- раскрыть значение этих примеров-иллюстраций,
- объяснить, какая смысловая связь существует между этими примерами.
Для того, чтобы проделать эту работу и заработать высокие баллы за сочинение к ЕГЭ по русскому языку, в 2019 году выпускникам нужно будет потрудиться. Практика показывает, что в прежние годы комментирование сводилось к пересказу текста, что в корне неверно. Путем зубрежки и натаскивания этому не научиться, школьникам нужно уметь думать и анализировать. Так что высокие баллы за сочинение достанутся только тем, кто научится это делать.
НОВЫЕ КРИТЕРИЯ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание к сочинению оценивается индивидуально. Всего предусмотрено 12 пунктов, которые разделены на 3 блока. Первый из них
посвящен изложению темы, второй – речевому оформлению (то, насколько связно и логично составлено эссе), третий – оценка грамотности.
Изменения 2019 коснулись критериев оценивания первого блока.
Было | Стало |
---|---|
К2 – 3 балла | К2 – 5 баллов |
Комментирование проблемы с опорой на исходный текст, наличие 2 примеров, которые важны для понимания. | Комментирование проблемы с опорой на исходный текст, наличие 2 примеров, которые важны для понимания, пояснение приведенных примеров, выявление смысловой связи между ними. |
К4 – 3 балла | К4 – 1 балл |
Выражение своего мнения к позиции автора и проблеме текста, подача не менее 2 аргументов, взятых из публицистической или научной литературы. | Выражение своего мнения к позиции автора и проблеме текста, обоснование собственного мнения. |
Обязательное аргументирование своих мыслей хоть и убрали из задания, но все же, умея дополнить работу примерами из других произведений, выпускник может повысить оценку по К4.
При этом школьники мало обрадуются повышению баллов в критерии к сочинению в пункте К2, ведь поиск аргументов ничуть не сложнее подачи собственных комментариев. По статистике, комментарии дают меньше половины экзаменуемых. Теоретически баллы, которые можно получить за пункты К2 и К4 увеличились (всего 6), а фактически вероятности того, что за К2 поставят максимум, нет.
Но в изменениях 2019 года есть и свои плюсы. Теперь выпускные эссе будут действительно творческими, а не шаблонными работами с заранее заготовленными аргументами из литературы.
КАК НАПИСАТЬ ХОРОШЕЕ СОЧИНЕНИЕ
Если с блоком 3 все достаточно просто и полученные балы по нему будут зависеть от того, насколько хорошо выпускник знает правила русского языка, то к блокам 1 и 2 надо подготовиться.
Самое простое – писать эссе по тексту, который содержит риторический вопрос, это и будет проблема, поставленная автором. Вторая подсказка – рассуждения. Часто проблема определена в первых или последних предложениях.
Комментарии можно дать в форме собственного риторического вопроса, над которым задумаются те, кто будет читать выпускное эссе. Далее логично вписать позицию автора, как возможный ответ на поставленный вопрос (эта часть оценивается в пункте К3 критериев к сочинению ЕГЭ).
После этого можно переходить к комментированию проблемы при помощи примеров из самого задания. Умея анализировать написанное, с этим легко справиться, ведь дополнительных знаний не потребуется. Главное помнить, что примеры-доводы должны быть логически связаны между собой.
worknet-info.ru