Когда юрьев день в 2019 – Традиции праздника Егорьев день — 6 мая и 9 декабря

Содержание

На Юрьев День 9 декабря 2018 не забудьте поздравить своих друзей и коллег с именинами

Юрьев день отмечается 9 декабря 2018 года. Известное выражение: «вот тебе бабушка и Юрьев день» символизирует в народе обманутые ожидания и несбывшиеся надежды. В этот день празднуют свои именины Юрии, Георгии и Егоры.

Юрьев день исторически праздновали на Руси

Юрьев день, традиционный православный праздник в честь Святого Георгия (Егория, Юрия) Победоносца. Это важная дата в народном и церковном календарях и памятный день связанный со многими историческими событиями страны с давних времён. Георгий Победоносец считается покровителем Москвы, его изображение было на гербе Московского государства, Георгиевский крест считался самой высокой и престижной воинской наградой в царской армии. Важно, что День Святого Георгия стал первым исконно русским праздником который внесли в православные Месяцесловы.

В 2018 году Юрьев день будет отмечаться 9 декабря. 9 декабря – Юрьев день, Егорий зимний, Георгий осенний, Юрий холодный. По старому календарному стилю эта дата попадала на 26 ноября. День Святого Георгия в календарном году празднуется дважды: Егорий Вешний(6 мая) и Егорий Зимний (9 декабря). Вешний знаменует победу весны, после длительного периода борьбы зимы и весны.

Юрьев день являлся серьёзным периодом крестьянско земледельческого календаря. Природный цикл делал свой переход к календарной зиме, завершались полевые работы. С этой даты труженики начинали утеплять к зиме окна и погреба, оббивать утепляющими материалами двери в сени, готовить хозяйственные постройки к долгой зиме. 9 декабря, по народным приметам, люди ходили слушать в колодцах воду: если тиха, зима будет теплая; слышен шум – следует ожидать сильных морозов и вьюг. Работать в этот праздник запрещалось, и крестьяне были уверены, что можно рассердить Святого покровителя, если этот запрет нарушать. Егорий зимний покровительствовал диким животным, и считалось, что именно в этот день волки собираются в стаи, это особо опасно при нападении и начинают выискивать свою добычу.

Юрьев день, его исторические корни

Юрьев день, от 26 ноября по старому стилю, неделя до и после этой даты крестьяне имели право уйти от своего хозяина помещика, предварительно выполнив все свои обязательства по отношению к нему. Царь Иван Грозный в 1581 году своим указом ввёл «заповедные лета», крестьянам временно запретили переходить от помещика к помещику. Юрьев день был отменён Соборным уложением 1649 года, крестьяне потеряли все свои права, и до 1861 года их положение было крепостным.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Автор: Алёна Починок

Поделитесь Вашим мнением.

www.piterburger.ru

Юрьев день отмечают 9 декабря 2018 года

Юрьев день или как иначе называют праздник, Егория Холодного отмечают 9 декабря 2018 года. Это день освящения в Киеве храма и мужской обители, построенных Ярославом Мудрым в честь святого Георгия, имя которого было дано светлому князю при крещении.

В Юрьев день крестьянам разрешалось переходить от одного хозяина к другому

До установления на Руси крепостного права Егорий Холодный считался сроком возможного перехода крестьян от одного помещика к другому. Нужно было лишь предупредить бывшего хозяина о своем желании за неделю до Юрьева дня, уплатить владельцу земли за «пожитое» и с чистой душой отправляться в другую вотчину на поиски лучшей доли.

Соборное уложение 1649 года раз и навсегда запретило подобные «вольности», закрепив крестьян за владельцами тех земель, на которых они до сей поры проживали хоть и скудно, но свободно.

С этого времени пошли гулять по свету горькие поговорки, сохранившиеся и до наших дней: «Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре, да и засел, как бирюк, в норе», «Сряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

История праздника Юрьев день, который отмечают 9 декабря

История гласит, что у дворян было принято строить храмы в честь своих небесных покровителей. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый также повелел выстроить церковь в честь святого Георгия, чьим именем он был назван при крещении.

Для строительства выбрали место недалеко от Киевского Софийского храма. Освящение храма было 26 ноября 1051 года. Князь завещал праздновать каждый год это событие. Так этот день является особой датой в православном календаре и в настоящее время.

Традиции праздника Юрьев день

Традиции. 9 декабря — день памяти святого Георгия Победоносца, которого в народе называют Егорием или Юрием и вторые именины которого приходятся на 6 мая (Юрий теплый). Считалось, что с этого дня по деревням начинают бродить волки за добычей. В это же время забираются в свои берлоги медведи на зимнюю спячку.

После Юрия холодного люди, по обычаю, выходили к колодцам «слушать воду». Если не слышно было плеска воды — это предвещало теплую зиму. В этот день перед путешествием обязательно служили молебен о благополучии на предстоящий путь. К Егорьеву дню принято было конопатить окна и погреба.

Народные приметы на 6 декабря 2018 года

Человек, собирающийся 9 декабря в дальнюю дорогу, должен был заказать молебен в церкви. Тогда поездка будет удачной и ничего дурного в пути не случится.

С этим днем связаны такие приметы
  • Если выпало много снега, то к маю всё растает и травой порастёт.
  • Если день холодный, то и зима морозной будет.
  • Если недалеко от людского жилища воет волк, то грядёт похолодание.
  • Увидеть в этот день иней – к хорошему урожаю.
  • Северный ветер дует – к заморозкам.
  • Человек, рождённый 9 декабря, по гороскопу Стрелец. Эти люди имеют сложный характер. Они замкнутые и необщительные, из-за чего им сложно сходиться с людьми. В качестве талисмана им подходит хризоберилл, который помогает привлечь внимание противоположного пола и добиться успеха в делах.

    echudo.ru

    6 мая 2019 – Егорьев день

    Когда будет Егорьев день в 2019 году?

    Егорьев день или, как еще называют этот праздник, Егорий Вешний, который отмечают 6 мая, посвящен святому Георгию Победоносцу. В народной традиции его обычно называют Егорием или Юрием.

    Традиции празднования Егорьева дня

    Особое почитание Георгия Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после воинской победы основал Юрьевский храм недалеко от Новгорода.

    А в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. Во время освящения культового сооружения 26 ноября княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать праздник Георгия Победоносца по всей Руси. Его иконы хранятся во многих православных церквях.

    Образ этого святого считается символом высочайшей воинской доблести, покровителем нашей армии. Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. К нему обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений.

    В народе его почитают также как покровителя землепашцев, скота. Неслучайно Егорьев день на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище.

    Люди читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.

    Крестьяне верили, что в Егорьев день этот святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует. Хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу.

    В Егорьев день пастухов одаривали подарками и кормили в поле яичницей. К этому празднику пекли каравай, первый кусок которого давали пастуху, а оставшийся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту.

    К праздничному столу хозяйки готовили обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

    Поверья и приметы на Егорьев день

    Считалось, что если поваляться утром по «юрьевской росе», то будешь здоровым и счастливым. А если выгнать на рассвете на луг веткой вербы скотину, то это пойдет ей на пользу. При этом приговаривали:

    «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

    Верба – первое растение, которое оживает с наступлением весны, крестьяне верили, что ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота.

    С Егорьевым днем также было связано немало погодных примет. Считалось, что в этот день весна на землю сходит. Говорили: «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Юрий на порог весну приволок».

    По этому дню судили о будущем урожае. Бытовали поговорки: «На Егория мороз – будет просо и овес», «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха в поле не выезжает».

    vstretim-prazdnik.com

    Юрьев день в 2018 году отметят 9 декабря и 6 мая

    Этот праздник православные будут отмечать 23 апреля 2018 года. У него есть несколько названий: Юрий холодный, день Георгия Победоносца. Праздник посвящен годовщине освящения Собора Георгия Победоносца, что стоит в Киеве. Этого великомученика считают покровителем земледельцев, воинов.

    История праздника

    Святой Георгий Победоносец пострадал от рук правителя Диоклетиана. Перед обезглавливанием мученика пытали в течение восьми дней.  Георгий известен тем, что убил копьем жестокого змея, который совершал набеги на земли языческого царя. Чтобы умилостивить змея, приходилось отдавать ему людей. И вот жребий выпал на дочь самого царя. Тогда явился Георгий с копьем в руках и убил дракона. С приходом этого святого местные жители обратились в христианскую веру.

    В старину дворяне строили храмы в честь тех святых, о которых они знали и которых почитали. Знаменитый князь Ярослав Мудрый был назван при крещении в честь святого Георгия. И в его честь велел построить церковь. Она была воздвигнута недалеко от Софийского Собора. По старому стилю сие событие произошло 26 ноября 1051 года, и с этого дня стали отмечать праздник Юрьев день.

    В честь весеннего праздника крестьяне выгоняли свой скот пастись на луга. До начала правления Бориса Годунова крестьяне на Юрьев день могли перейти к другому помещику, но Годунов отменил это правило. Некоторые славянские народы только после Юрьева дня разрешали себе есть свежую зелень, пить молоко. 9 декабря отмечают именины Егор, Юрий и Георгий.

    Чудеса Георгия Победоносца

     Согласно собранной информации, Георгий родился в Палестине, в богатой, христианской семье. В самом начале жизненного пути, он был одним из любимцев императора Диоклетиана, но когда начались волнения бедных, он встал на их сторону. Отдал все свое имущество им, за что был схвачен и подвержен пыткам. Но всякий раз его жуткие раны исцелялись. Ничто не заставило отречься от Иисуса, тем более, что во сне он пришел к Георгию и обещал рай.

    Императрица стала умолять святого, чтобы тот простил грехи супруга. Те чудеса, которые она увидела в исполнении Георгия, заставили ее поверить в существование христианской веры. Диоклетиан ответил на всё казнью и Георгия, и императрицы. Известно, что и после смерти Святой Георгий творил чудеса: описанная выше победа над змеем, воскрешение человека.

    Приметы и почитание Святого Георгия на Руси

    Святой Георгий считается покровителем домашнего скота, защитником от болезней и хищников. Кроме того, благодаря своей силе и мужеству, великомученик защищает воинов. Его почитают и путешественники, и некоторые семьи цыган.

    На Юрьев день весной крестьяне катались на первой росе. Считалось, что это даст сил и здоровья на всю жизнь. В этот день проходили церковные службы, которые заканчивались угощением в кругу семьи. Затем выходили на игрища. Девушки выбирали красивого парня и вместе с ним ходили, напевая обращение к святому Юрию. Потом отламывали части пирога, чтобы хватило каждой желающей. У кого из девушек окажется больше начинки, та и должна была выйти замуж осенью.

    Приметы на Святого Георгия часто сбывались. Например, если весной (23 апреля) закукует кукушка в еще голом лесу, то год будет неудачным для сельского хозяйства в целом. Если же человек услышал кукушку, а у него в кармане в этот момент были деньги, то и весь год будет денежным.

    Девушка могла спросить у птицы, долго ли еще останется в отцовском доме. Если кукушка молчала, значит, намечалось скорое замужество. По тому, сколько прокуковала, определяли число лет до свадьбы.

    Награды от Георгия Победоносца

    Екатерина Великая в годы своего правления издала указ о создании Ордена Святого Георгия Победоносца. Всего было четыре степени, и награждали им только самых сильных, отважных, проявивших себя воинов. Кроме того, выплачивалась дополнительная пенсия. Но Ордена можно было лишиться, если поведение офицера порочило его честь.

    2005 год охарактеризовался учреждением акции «Георгиевская ленточка». Она посвящена памяти ветеранов Великой Отечественной войны.

    Резюме:
    В 2018 году Юрьев день отмечается 23 апреля.
    Существует множество примет на Юрьев день.
    9 декабря отмечают именины Юрий, Георгий и Егор.

    Расскажите о нас друзьям:

    kalendar2018.ru

    Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

    По новому стилю 9 декабря в России отмечается Юрьев день. Дата, когда, в течение полутора столетий в XV – XVII веках, крестьяне могли переходить от одного барина к другому. Отмена Юрьева дня закрепила крепостное право, а заодно породила невеселую поговорку, означающую неудачу и попадание впросак.

    В 1497 году был принят Судебник, дозволявший крестьянский выход всего раз в году

    Сказать, что Юрьев день кем-то особенно «отмечается», значило бы сильно погрешить против истины. Про него мало кто вспоминает. Даже и поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — знак несбывшихся надежд – в наши дни редко можно услышать, хотя разного рода неудач и разочарований и в нашу эпоху бывает вполне достаточно. Те лапотные крестьянские дела, что называется «быльем поросли». А когда-то это значило еще как много.

    Неделя до и неделя после

    Начало неблагому делу закрепощения крестьян было положено при Иване III – первом государе всея Руси, окончательно сбросившем ордынское иго. Само по себе это, вообще-то, довольно грустно. 1480 год – знаменитое стояние русской и монгольской ратей на реке Угре, столь славно и бескровно завершившееся в нашу пользу. А 17 лет спустя принимается Судебник 1497 года, дозволявший «крестьянский выход» всего раз в году. Укрепление державы шло по линии ужесточения.

    На принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели — неделя до Юрьева дня и неделя после

    Однако даже и один раз в году – это много. Это значит, что настоящей «крепости» еще не было. Крестьянин, недовольный тем, как барин обращается с ним, мог, заплатив все положенные подати этому барину и казне, отбыть к другому феодалу. А землю можно было оставить и взять в другом месте: земли было много, людей на ней – куда меньше, чем в ХХ веке, и земельный вопрос такой решающей роли еще долго не играл.

    А по многу раз в год такие переходы устраивать – тоже, в общем-то, не дело. И в наши дни менять работу по нескольку раз в год хорошим тоном не считается: такого летуна нигде особенно не ждут (еще отдельный вопрос — все ли могли с налогами рассчитаться в срок; тоже, небось, далеко не все).

    Естественно, что такой переход разрешен был поздней осенью, по завершении всех полевых работ. На самом деле, на это давался не один день, что было бы крайне неудобно – а две недели. Но центральной датой взят был день рождения святого Георгия Победоносца, покровителя воинов и земледельцев, по старому стилю — 26 ноября, а по новому — 9 декабря (до нового стиля в 1497-м было еще как до звезды небесной).


    Фото: М. Блинов/РИА Новости

    Собственно, день мог с равным успехом именоваться и Юрьевым, и Георгиевым, и Егоровым. Потому что Георгий, Юрий и Егор считались вариациями одного и того же имени. Даже в XIX веке еще было так, и в русской классике встречаются причудливые вариации – причем, не обязательно Егор был из «простых», а Георгий – из знатных. У Чехова в «Цветах запоздалых» есть даже «князь Егорушка», что немного странно звучит для современного уха.
    Но когда уже в брежневские времена герой фильма «Москва слезам не верит» говорит, что его называют «и Гоша, и Жора, и Юра» — этому верится хуже. В ХХ веке это уже имена четко разные. Остается допустить, что Гоша, как человек общительный и игривый, представлялся по-разному в разных компаниях.

    Но как бы там ни было: на принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели — неделя до Юрьева дня и неделя после. Довольно, чтобы сделать выбор.

    Вина Грозного и вина тишайших

    Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

    А вот с отменой Юрьева дня у историков полной ясности нет. Создается такое впечатление, будто несколько государей задним числом пытаются это злое дело друг на друга свалить.

    Новым судебником 1550 года двадцатилетний Иван Грозный подтвердил Юрьев день, только вдвое увеличил т.н. «пожилое» — налог за пользование землей и помещичьим инвентарем. Тогда еще сам Иван был «не пожилой», да и не Грозный еще.

    Известный советский и российский историк Руслан Скрынников, занимавшийся Иваном Грозным плотно и отнюдь не бывший его поклонником, тем не менее, считал необходимой историческую справедливость и отвергал стройную версию, возлагавшую на тирана ответственность за окончательное закабаление крестьянства. Вот что он писал:

    «Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».

    «В ходе дискуссии были выдвинуты две основные концепции, — отмечал далее Скрынников. — Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая — в теории «безуказного» закрепощения. Известный русский историк В.Н. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 г. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был утерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать».

    Однако в противовес мнению Татищева, «В.О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни (задолженность крестьян, «старожильство», тягло) положили конец крестьянским переходам».

    Один из корифеев уже советской исторической науки Б.Д. Греков «создал стройную концепцию, согласно которой, в XVI веке в России появилась материальная база крепостного права — барщинная система, после чего Иван IV в 1581 г. издал указ о «заповедных летах». Понятие «заповедь» означало «запрет», а именно — запрет на крестьянский выход в Юрьев день».


    Фото: РИА Новости

    Напоминая об этом, Скрынников, со своей стороны, заметил: «Новейшие исследования выявили ошибочность представления о широком развитии барщины в России в XVI в. Детальный анализ источников привел автора этих строк к заключению, что при жизни царь Иван Грозный не издавал никакого указа об отмене Юрьева дня».

    Закабалил же крестьян, по-видимому, все же его сын Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

    Первым источником, четко сформулировавшим нормы «заповедных лет», как отмечал Руслан Скрынников, была царская жалованная грамота городу Торопцу в 1590 году. Царь разрешил властям Торопца вернуть в город тяглых людей, которые «с посаду разошлись в заповедные леты». Речь идет не о крестьянах, а о посадских, т.е. горожанах.

    Также известно, что «в 1588 г. новгородский помещик Иван Непейцын затеял тяжбу с соседним монастырем. Он потребовал возвратить ему двух крестьян, Ваську и Трешку Гавриловых, на том основании, что они «збежали в заповедныя годы из-за Ивана из-за Непейцына из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лямицах».

    Эта информация поступила к историкам из первых переписей, точнее, описаний местности и населения обжитой на тот момент русской земли.

    «К 1593-1597 гг. было завершено составление писцовых книг в главнейших уездах страны и в 1597 г. издали первый развернутый крепостнический закон, — писал профессор Скрынников. — Он не содержал пункта, формально упразднявшего Юрьев день. Но закон подтвердил право землевладельцев на розыск беглых крестьян в течение пяти «урочных лет».

    То есть, поменять судьбу все-таки было можно, проведя где-нибудь в бегах пять лет. Датой же окончательного закрепощения крестьян считается 1649 год. Изданное тогда Соборное Уложение царя Алексея Михайловича предписывало бессрочно разыскивать беглых крестьян «с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил».

    Цари-крепостники, в отличие от Ивана Грозного, прославившегося карами в адрес собственной знати, имеют хорошую репутацию. Алексея Михайловича звали Тишайшим, хотя при нем и случилось восстание Степана Разина, а Федор Иванович пользовался народной любовью. Царь-освободитель Александр II, отменивший крепостное право в 1861 году, никакой особой любовью не пользовался и через 20 лет был убит народовольцами. Впрочем, дарованная им свобода оказалась далеко не полной. Разделаться с крепостничеством красиво и однозначно российскому правящему классу не удалось.

    Всех когда-нибудь да объегорили

    Остается добавить, что своего рода «отмена Юрьева дня», уже для городского населения, имела место в 1940 году, когда 26 июня президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

    Понятно, что надвигалась война (как раз тогда Гитлер только что разгромил Францию). Но отменен указ сей был уже после смерти Сталина и крови людям попортил немало.

    Ныне все это – дела давно минувших дней. Степень свободы в современном обществе несравнимо большая. Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» имеет крайне малое хождение. Чаще встречается глагол «объегорить», тоже имеющий отношение к Юрьеву дню – но не в том смысле, что царь и знать обездолили крестьян, отняв свободу. «Объегорить» значило обмануть барина при уплате податей.

    Леонид Смирнов

    mir24.tv

    Фильм Юрьев день: фото, видео, список актеров

    Российский драматический триллер «Юрьев день» от режиссера Кирилла Серебренникова и сценариста Юрия Арабова. Фильм, получивший ярлык «русский Сайлент-хилл»,  вышел на экраны в 2008 году, вызвав неоднозначные отзывы критиков и зрителей.

    В центре сюжета картины — известная оперная дива, которая по воле случая оказывается прикованной к полузабытому городку в провинции. Главную роль исполнила Ксения Раппопорт. Также в фильме снимались Тимофей Трибунцев, Владислав Абашин, Сергей Сосновский и др.

    Сюжет фильма Юрьев день

    Оперная певица Любовь должна в скором времени покинуть Россию, чтобы начать новую — звездную — жизнь в Германии. Перед отъездом Люба хочет показать своему сыну-первокурснику городок, который является ее малой родиной.

    Приехав в Юрьев-Польский, полузабытый населенный пункт в Волгоградской области, Люба в первый же день теряет своего сына. Во время изучения местных архитектурных красот юноша бесследно исчезает, оставив оперную диву один на один со своим ужасом.

    Чтобы отыскать сына, Люба вынуждена перечеркнуть всю свою прежнюю жизнь и начать новую, полную смирения и страданий. Работая поломойкой в российской глуши, она уже едва ли может представить себя на сцене в Германии.

    Кирилл Серебренников, режиссер: «Знаете, я буддист. Для меня это абсолютно буддистский фильм, он прежде всего говорит о сострадании и милосердии. Это одна из главных буддистских ценностей».

    • Съемочная группа фильма Юрьев день

    • Режиссер: Кирилл Серебренников
    • Сценарий: Юрий Арабов
    • Продюсеры: Бенни Дрехсель, Наталья Мокрицкая, Мила Розанова и др.
    • Оператор: Олег Лукичев
    • Композитор: Сергей Невский
    • Актеры: Сергей Медведев, Ксения Раппопорт, Тимофей Трибунцев, Владислав Абашин, Сергей Сосновский, Роберт Вааб, Дмитрий Поднозов, Игорь Хрипунов, Наталья Батрак, Юрис Лауциньш, Юрий Гумиров, Татьяна Кузнецова и др.

    www.vokrug.tv

    ЮРЬЕВ ДЕНЬ — Советская историческая энциклопедия

    (осенний) — церк. праздник в честь св. Георгия 26 нояб. ст. ст., совпадавший с окончанием годового цикла с.-х. работ. Получил известность в связи с ограничением и отменой права крест. переходов в ходе закрепощения крестьян в 15-нач. 17 вв. С завершением объединения рус. земель ст. 57 Судебника 1497 ограничила в общегос. масштабе крест. переход неделей до и после Ю. д. с выполнением ряда финанс. обязательств и юридич. условий. Нормы о Ю. д. подтверждены ст. 88 Судебника 1550. Отмена права перехода тяглых крестьян (затем бобылей и тяглых горожан) произошла в результате введения заповедных лет и др. юридич. мер в кон. 16 в. В сов. науке существуют разные точки зрения по указ. вопросам. Одни (Б. Д. Греков и др.) считают, что указ 1580 о заповедных годах был введен на всей терр. гос-ва в 1581, другие (С. Б. Веселовский и первоначально В. И. Корецкий) полагают, что указ постепенно распространялся по стране, третьи (В. И. Корецкий) датируют его 1581, но исключают из сферы его действия юж. р-ны, четвертые относят введение заповедных лет к первым годам правления Федора Ивановича в кон. 1584-85 (Р. Г. Скрынников). Корецкий связывает окончательную отмену Ю. д. с несохранившимся указом 1592/1593, др. ученые — с указом 1597 о сроке сыска беглых крестьян, исходившим из признания запрета переходов. Запрет перехода в Ю. д. сохранился и в 17 в. (см. Соборное уложение 1649), хотя указы 1601-02 временно восстановили переход для нек-рых категорий крестьян.

    =====

    Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Пути развития феодализма, М., 1972; Корецкий В. И., Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй пол. XVI в., М., 1970; Скрынников Р. Г., Заповедные и урочные годы царя Федора Ивановича, «ИСССР», 1973, No 1.

    =====

    В. Д. Назаров. Москва.

    Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me

    gufo.me

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.