Итоговое сочинение по литературе 11 класс в 2018 году
В 2017–2018 учебном году учащиеся 11 класса должны будут написать итоговое сочинение – своеобразный допуск к ЕГЭ. Пишется эта работа в декабре. Основных тематических направлений будет пять. О том, какие это направления, станет известно в августе – сентябре 2017 года. Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам большое внимание надо уделить чтению художественной литературы, из которой будут браться аргументы как на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2017, так и летом 2018 года на ЕГЭ по русскому языку и литературе.
СОДЕРЖАНИЕ
Темы прошлых лет
Конкретные формулировки тем итогового сочинения учащиеся узнают лишь на самом экзамене.
Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:
- Время.
- Дом.
- Любовь.
- Путь.
- Год литературы в России.
- Разум и чувство.
- Опыт и ошибки.
- Честь и бесчестие.
- Победа и поражение.
- Дружба и вражда.
Зачем понадобилось итоговое сочинение?
Начиная с 2014 года, одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Возникает вопрос: зачем ввели данный вид экзамена?
- Чтобы воспитать личность школьника.
- Расширить границы выпускника в изучении русского языка и литературы, научить грамотно формулировать и излагать свои мысли.
- Позволить будущему абитуриенту подать результаты декабрьского сочинения в вуз и получить добавочные баллы к остальным, полученным на ЕГЭ.
Как грамотно написать сочинение?
Необходимо знать порядок написания частей сочинения.
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
- Вступление вводит в сочинение. Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме.
- После вступления все, о чем говорилось в первой части, нужно раскрыть во второй, основной части работы. Основная часть – это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.
В основной части важно сохранять грамотные переходы между абзацами. Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. То есть каждое высказывание, каждый факт необходимо аргументировать.
Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.
Желательно цитировать, можно приблизительно с использованием косвенной речи.
Важно не перескакивать на пересказ текста. Нужно не пересказывать, а анализировать!
Как можно меньше «лить воды»
Не нужно писать шаблонными фразами, сложными оборотами. Например, не надо говорить: «это имеет большое значение». Если эта тема поднята в сочинении, то и так понятна ее важность. Или похвала писателю: «Пушкин – великий писатель». Естественно, великий. Это знают все, в том числе и экзаменаторы. Соответственно, не нужно об этом говорить.
Третья часть – заключение. Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.
Самая короткая часть – это заключение.
Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.
Как выбрать тему?
Ученикам 11 класса предлагается 5 тем. Как выбрать нужную? Часто выпускники пугаются и думают, что ничего не знают. В этот момент необходимо собраться и посмотреть:
- какое художественное произведение запомнилось лучше всего;
- какую критическую литературу и о каком произведении вы знаете;
- формулировка темы должна быть понятна;
- сделать выбор в пользу какой-либо темы.
Порядок работы
Сочинение сначала пишется на черновике. Также необходимо составить план. Это главное в написании данного вида работы. В плане нужно полностью прописать вступление и заключение. Основную часть можно подробно не прописывать – важно написать тезис и доказательства, основные фразы сочинения.
Основная часть времени, заложенная на сочинение, должна быть потрачена на черновик.
После надо переписать набело, избегая ошибок и клише.
Обращать внимание на то, чтобы фразы были простые. Чем проще сочинение, тем его легче читать и тем меньше ошибок будет в работе.
По окончании работы надо несколько раз перечитать сочинение. Написал – сдал. Так не надо делать! Обязательно проверять минимум 2 раза:
- Первый раз полностью прочитать и задать себе вопрос: раскрыта ли заданная тема? Когда пишется сочинение, надо постоянно сверяться с темой, задавать себе вопрос: а точно ли я говорю именно об этом, даю ответы на нужные вопросы?
- Второй раз проверять на грамотность, пользуясь разрешенным на экзамене орфографическим словарем.
Критерии оценивания итогового сочинения
Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям:
1 | Соответствие теме |
2 | Аргументация с привлечением литературного материала |
3 | Композиция и логика |
4 | Качество письменной речи (речь, стиль) |
5 | Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика) |
Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.
Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.
О времени и результатах экзамена
На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).
Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.
Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:
Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!
Итоговое сочинение — Литература — 11 класс
Итоговое сочинение в 11 классе (2017 – 2018)
.
Цели и задачи введения сочинения по литературе в 11 классе … проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…
.
Дата написания и пересдачи, место проведения: Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. 6 декабря 2017
6 декабря 2017 – первая волна (выпускники).
7 февраля 2018 – пересдача (резерв).
16 мая 2018 – вторая волна (выпускники прошлых лет, абитуриенты).
Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения является
Время написания – 3 часа 55 минут . Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Тематические направления 2017-2018 учебного года:
1.«Верность и измена»,
2.«Равнодушие и отзывчивость»,
3.«Цели и средства»,
4.«Смелость и трусость»,
5.«Человек и общество».
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Формулировка задания:
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем соч
инений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Критерии оценивания сочинения «зачет» – «незачет
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Критерий №1 «Соответствие теме» .
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» .
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция».
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи».
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность» .
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость» Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства» Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали .
4. «Смелость и трусость» В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество» Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Выбор темы сочинения
*Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной.
*Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.
*Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.
Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста
Напишите черной вариант работы
Продумайте композицию работы. Напишите план сочинения
Подберите произведение (-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения
Сформулируйте свою точку зрения ( тезис ) по данному вопросу
Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения
Напишите окончательный вариант работы
Композиционная и логическая структура сочинения
Композиционная структура
Логическая структура
Вступление
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Основная часть
Тезис 1
Заключение
Вывод . Обобщение по всей теме
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Список литературы к направлению
«Смелость и трусость»
1. В. Быков. «Сотников». «Журавлиный крик» 2. Л. Н. Толстой. «Война и мир» 3. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» 4. Б. Васильев. «А зори здесь тихие…» 5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» 6. М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон»
Список литературы к направлению «Верность и измена» 1. А. Н. Островский. «Гроза». 2. Л. Н. Толстой. «Война и мир». 3. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». 4. А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» 5.М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» 6. М. Шолохов. «Тихий Дон» 7. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Капитанская дочка»
Список литературы к направлению
«Равнодушие и отзывчивость» 1. Л. Н. Толстой. «Война и мир». 2. Ф. И. Достоевский. «Преступление и наказание». 3.И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» 4. М. А. Булгаков. «Записки юного врача» 5. В. Астафьев. «Людочка» 6. Солженицын «Матренин двор» 7. А. П. Чехов. «Крыжовник» 8. в. Шукшин «Чудик» 9. К. Паустовский. «Телеграмма»
10. Ф. Абрамов «Пелагея». «Алька»
Список литературы к направлению «Цели и средства» 1. Л. Н. Толстой. «Война и мир» 2. А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ». «В круге первом» 3. М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон» 4. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» 5. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» 6. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» 7. В. Шукшин. «Сапожки» 8. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Список литературы к направлению
“ Человек и общество» 1. И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» 2. А.И. Куприн «Олеся» 3. И. Гончаров «»Обломов» 4. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» 5. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» 6. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» 7. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
8. А. Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре»
multiurok.ru
Статья «Как успешно написать итоговое сочинение по литературе в 11 классе»
Методика подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения по литературе
Сейчас в Интернете можно найти немало материалов по подготовке к написанию итогового сочинения по литературе. Педагоги активно делятся своим опытом. На сайте ФИПИ также можно найти подробные методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения.
Я хочу предложить свой опыт подготовки учащихся выпускных классов к итоговому сочинению. Я готовила выпускников 11-го класса к сочинению по литературе в 2017/2018 учебном году. Приходилось отыскивать материал по пособиям прежних лет, самостоятельно искать пути решения проблемы. Этот опыт для меня ценен тем, что приёмы, «добытые» в процессе этого творческого поиска, оказались полезными не только в плане подготовки к выпускному сочинению, но и при обучении написанию сочинению учащихся, начиная уже с пятого класса. А начинать учить школьников писать сочинения нужно, конечно же, не в 10 или 11 классе, а значительно раньше.
Сейчас я работаю в 5-м классе и на практике применяю эту методику. Так, например, уже в этом учебном году в 5-м классе я предлагала учащимся-пятиклассникам написать сочинения на такие темы: «Герасим – молчаливый раб или немой бунтарь?» (По рассказу И.С. Тургенева «Муму»), «Что Жилин постарается забыть, а Костылин ещё долго будет вспоминать, вернувшись из плена?» (По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»). А ведь, как известно, на сочинении в 11 классе на экзамене не предлагаются узко заданные формулировки. Тема должна давать простор для рассуждений учащихся. А этому нужно учить уже в 5-классе. Итоговое сочинение – это лишь финал пути, начало которого в 5-м классе.
Известно, что на экзамене предлагается 5 направлений, в рамках которых экзаменуемым будут предложены темы сочинений. В чём я вижу задачу педагога, который готовит учащихся к этому экзамену?
Ответ прост: нужно постоянно учить школьников писать сочинения на протяжении всех школьных лет, предлагать им интересные темы для сочинений, требующие не однозначных ответов и готовых решений, а будоражущих мысль, вызывающих к дискуссии, требующих выразить собственную жизненную позицию. Тогда, мне кажется, у учащихся реже будет возникать желание лезть за готовыми сочинениями в Интернет.
Расскажу сначала об общих положениях обучения написанию сочинения, а затем более подробно коснусь того, как я это делала в 11 классе.
Я не буду подробно останавливаться на жанровых особенностях школьных сочинений: есть немало литературы на эту тему. Для меня важнее рассмотреть возможные подходы в работе над сочинением-рассуждением.
Разработка основной части
Первым этапом в работе над рассуждением является обдумывание темы, т.е. её логический анализ: способ формулировки темы, её грамматическое (синтаксическое) оформление.
Формулировки тем рассуждения можно свести к трём видам: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Тема-суждение – самая лёгкая: в формулировке прямо выражено идея рассуждения. Например, «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…» (В.Г. Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова)». Самостоятельность и оригинальность пишущего выражается в этом случае только в подборе аргументов для обоснования идеи рассуждения расположении материала.
Тема-вопрос предполагает бо’льшую самостоятельность пишущего. («Каково основное настроение лирического героя стихотворений М.Ю. Лермонтова о родине?» «Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?» (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова).
Тем не менее, вопрос предполагает конкретный ответ, который и станет тезисом будущего сочинения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы, каждый «по-своему» расположит материал внутри главной части, и, таким образом, появятся оригинальные, не похожие одно на другое рассуждения на одну и ту же тему.
Тема-понятие – самая трудная и самая интересная, в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения. Например, «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова». Она даёт широкий простор для самостоятельности. Автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам формулирует основную идею рассуждения, проявляя, таким образом, свою творческую индивидуальность.
Чтобы пишущий мог проявить свою творческую индивидуальность в работе над сочинением-рассуждением, он кроме знания материала должен иметь ясное представление о взаимосвязи между темой, идеей и содержанием рассуждения.
Тема рассуждения всегда содержит проблему, которую пишущий обязан разрешить. Разрешение этой проблемы и есть идея рассуждения. Основная идея должна быть сформулирована в сочинении чётко, ясно, категорично. Тезис рассуждения представляет собой, таким образом, прямой ответ на вопрос темы.
Напомню, что темы могут быть сформулированы по-разному: в виде вопроса, понятия или готового суждения. Если тема дана в виде понятия, значит, содержание темы не выявлено, потому что в понятии ничего не отрицается и ничего не утверждается. Следовательно, надо выявить содержание понятия. А как это сделать? Надо перевести понятие в плоскость вопроса. Ответ на этот вопрос и станет тезисом (суждением), которое потом будет доказываться в сочинении. Тема-суждение представляет собой грамматически оформленное предложение, что-то утверждающее или что-то отрицающее относительно предмета суждения.
Таким образом, как бы ни была сформулирована тема сочинения, правила построения рассуждения одни и те же, т.к. отражают лишь отдельные этапы в раскрытии темы-понятия. (Понятие – вопрос – суждение). Это позволит им избежать «незачёта» по такому важному критерию оценивания сочинения, как «Соответствие теме».
Если тема является цитатой, следует указать, кому принадлежит высказывание, когда, по какому поводу, в какой ситуации оно было сделано.
Эти положения, на мой взгляд, являются принципиальными в плане овладения методикой написания сочинения. Учащиеся должны иметь чёткие представления об этапах работы над темой. Это: 1) определить тип темы; 2) сформулировать задачу, которую ставит тема перед пишущим, т.е. сформулировать вопрос, заключённый в теме; 3) дать точный ответ на вопрос темы, сформулировав тезис рассуждения; 4) найти в формулировке тезиса слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства; 5) подобрать аргументы для обоснования тезиса суждения.
Следующий критерий оценивания экзаменационного сочинения – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Главная часть рассуждения представляет собой логическое доказательство. Доказательство – это процесс доказывания истинности какой-либо мысли. Доказательство состоит из трёх частей: тезиса, аргументов, способа доказывания, способа развёртывания аргументов. Надо определить, как можно расчленить мысль, заключённую в предложенной теме, на составные части.
Допустим, надо обосновать тезис Сегодня плохая погода. Аргументы: 1) солнца нет; 2) идёт дождь; 3) дует холодный ветер. Оформим наше доказательство в связное суждение: Сегодня плохая погода: солнца нет, идёт дождь, дует холодный ветер. Каким способом мы обосновали наш тезис? Сначала выдвинули тезис (общую часть), потом назвали три частные мысли, обосновывающие общую мысль, т.е. шли от общей мысли к частным. Такая форма доказывания называется дедуктивной.
Это же доказательство можно оформить в связное рассуждение по-другому: солнца нет, идёт дождь, дует холодный ветер. Словом, погода сегодня плохая. Сначала мы назвали аргументы, затем ту мысль, которая ими подтверждается. Такая форма доказывания называется индуктивной.
Итак, учащиеся должны чётко представлять, что такое рассуждение. Рассуждение – это такое сочинение, в котором автор утверждает определённую мысль и обосновывает её ценность. Далее, чтобы мысль в главной части развёртывалась чётко и ясно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Доказательством называется установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых ими была доказана раньше, или настолько очевидна, что не требует доказательств.
Экзаменуемый обычно имеет дело с темой, допускающей дедуктивный путь её раскрытия. Значит, главную часть сочинения он строит как доказательство с заранее сформулированным тезисом рассуждения.
Какие аргументы могут быть в распоряжении автора экзаменационного сочинения? Их много: факты, составляющие содержание художественного произведения, собственные суждения, появившиеся в результате чтения литературы или от соприкосновения с окружающей жизнью, теоретико-литературные понятия, высказывания выдающихся деятелей литературы и науки, положения литературно-критических статей. Поэтому очень важно при изучении произведений художественной литературы обращаться к литературной критике.
Подбирая аргументацию, учащийся должен соблюдать следующие правила:
1) тезис, для обоснования которого подбираются аргументы, должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства;
2) в качестве аргументов могут быть использованы только такие суждения, истинность которых легко доказать в рамках данного сочинения, или такие, которые не требуют доказательства, воспринимаются как аксиомы.
Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения
Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения могут быть правильно написаны только при одном условии: если главная часть содержит основные элементы рассуждения – тезис и аргументы.
Вступление в сочинении-рассуждении нужно, во-первых, для того, чтобы подготовить читающего наше сочинение к восприятию рассуждения, во-вторых, без него бывает невозможно раскрыть тему. Иногда вступление может отсутствовать, т.е. сочинение-рассуждение можно начать прямо с утверждения тезиса. Но чаще всего без вступительной части построить рассуждение нельзя. Необходимость вступления определяется самой логикой: в самом тезисе (в его формулировке) есть такое понятие, которое требует предварительного выяснения. Вступительная и заключительная части вводят в само рассуждение и заканчивают, завершают его.
Виды вступления.
Вид вступления | Особенности | Темы сочинений |
Историческое | Дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений. | «Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)». Во вступлении может быть дан анализ особенностей России первой четверти XIX века (война 1812 года, царствование Александра, его реформы, отношения с европейскими государствами). |
Аналитическое | Содержит рассуждение о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие сочинения. Демонстрирует способность к критическому мышлению. | «Гражданственность и народность лирики Н.А. Некрасова». Разумеется, самое уместное начать сочинение с характеристики понятия «гражданственность», с описания его признаков. Это сразу даст возможность доказать, что лирика Н.А. Некрасова обладает всеми названными признаками «Проблема гуманизма и особенности ее художественного воплощения в романе А.А. Фадеева «Разгром»». Поразмышляйте о том, как содержание понятия «гуманизм, то есть любовь к людям», зависит от конкретной социально-политической ситуации. |
Биографическое | Содержит сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. | «Любовь — это сердце всего» (В.В. Маяковский). Здесь будет уместно вспомнить об отношениях поэта с Лилей Брик и ее влияние на творчество В.В. Маяковского. |
Сравнительное | Позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении. | «Лишние люди в произведениях А.С. Пушкина и Лермонтова». Можно начать с рассказа о поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда, в котором впервые появился герой, разочарованный в жизни и в людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, ставший одним из родоначальников галереи» лишних людей» в мировой литературе. |
Лирическое | Является универсальным, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом. Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, исторический или культурный деятель его личность и творчество. | «Мой любимый современный писатель, поэт или драматург». |
Предложим учащимся средства оформления вступления.
Средства оформления вступления | Примеры |
Назывное предложение или ряд назывных предложений | Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется. |
Риторический вопрос | Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта? |
Риторическое восклицание | Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства! |
Вопросно-ответное единство | Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского. |
Цитата | Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам – эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом». |
Афоризм | «О времена! О нравы!» — воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста. |
Виды заключения
Вид | Содержание | Пример |
Заключение-вывод | Важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного | |
Заключение-следствие | Литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников |
Обращаю внимание учащихся на ключевые слова темы и вступления. Использование общих ключевых слов темы (слов одной семантической группы) во вступлении, основной части и заключении придаёт цельность сочинению, не позволяет «уйти» от темы.
Вот пример задания, предложенного учащимся на уроке подготовки к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова. Проанализируйте вариант вступления и заключения сочинения на тему «Из пламя и света рождённое слово…» и найдите общие с темой ключевые слова или слова одной семантической группы.
Время, когда Лермонтов вошёл в литературу, было тяжёлым. «Понадобилось не менее десяти лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое и всеобщее уныние…», — писал А.И.Герцен. Он имел в виду время, наступившее после восстания декабристов. И как необходимо было людям услышать слово, которое воспламеняло бы сердца и давало светлую надежду. Таким словом для современников стало слово М.Ю.Лермонтова.
………………………………………………………………………………………………………………
Среди всеобщего уныния, охватившего Россию после поражения восстания декабристов, пламенно и страстно прозвучал голос молодого поэта, оставшегося для нас навсегда двадцатисемилетним…
Отобрав, таким образом, текстовый материал, учащимся необходимо составить черновой вариант плана рассуждения и записать его с разнообразными примечаниями. И, наконец, написать сочинение по выбранной теме.
videouroki.net
Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2018: стали известны темы
Стали известны направления для итогового сочинения, которое выпускники будут писать 6 декабря этого года. Напомним: сочинение оценивается по системе зачет-незачет, и является допуском для сдачи ЕГЭ.
Всего Федеральный институт педагогических измерений составил пять примерных направлений. Точные темы выпускники узнают уже на самом экзамене. Для каждого часового пояса будут составлены свои варианты. Писать сочинение надо с опорой на прочитанную литературу, но можно использовать книги не из школьной программы.
1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
2. «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
3. «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
4. «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
5. «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Те ученики, кто получил «незачет» на сочинении, получат еще две попытки пересдачи — 7 февраля и 16 мая.
www.crimea.kp.ru
Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2018
По окончании 11 классов выпускники сдают два обязательных экзамена. В декабре учащиеся пишут итоговое сочинение по литературе. Причем писать обязаны все. Получается, что обязательных экзамена три, а не два. Сочинение является своеобразным допуском к ЕГЭ, учитывается при поступлении в гуманитарные ВУЗы.
Критерии оценивания работ учащихся: «зачет» или «незачет». Проверяются работы педагогами-филологами школ, где обучаются выпускники. Дата проведения экзамена назначается на декабрь, для того, чтобы учащиеся успели до начала ЕГЭ переписать работу, в случае «провала» или болезни.
Этот вид аттестации был рекомендован Президентом РФ с 2014 г. с целью:
- повышения уровня грамотности выпускников;
- мотивации к изучению отечественной и зарубежной литературы;
- приобретения навыков излагать мысли и выражать чувства в письменной форме;
- повышение способности думать и размышлять.
При написании сочинения требуется применять аргументы, опираясь на литературное произведение. Учащимся предоставляется пять направлений для работы. Направления меняются:
Направления тем в 2014-2015 г. | 2015-2016 г | 2016-2017 г. |
1. «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» | «Время» | «Честь и бесчестие» |
2. «Недаром помнит вся Россия…» | «Дом» | «Опыт и ошибки» |
3. «Чем люди живы?» | «Любовь» | «Разум и чувства» |
4. «Вопросы, заданные человечеству войной» | «Путь» | «Дружба и вражда» |
5. «Спор поколений: вместе и врозь» | «Год литературы» | «Победа и поражение» |
В 2017 г. формулировка направлений расширена, включает два противоположных понятия. Учащиеся получили возможность обширного выбора литературных произведений для выполнения работы. Можно использовать художественную отечественную литературу, зарубежную литературу, устное народное творчество, публицистику, мемуары, если их содержание способствует раскрытию темы. Направления тем 2018 года можно узнать в сентябре на сайте ФИПИ.
Для подготовки учащимся заранее предоставляют примерные направления тем. Дают список литературы для прочтения. Темы сочинения оглашаются непосредственно перед экзаменом.
Оценивание работ осуществляется по критериям:
- Знание литературных произведений.
- Соответствие сочинения, выбранной теме.
- Умение учащихся аргументировать и обосновать свое мнение (основываясь на литературное произведение).
- Умение созвать композицию, логически излагать мысли.
- Уровень словарного запаса: правильно использование понятий и терминов, отсутствие клише, разнообразие словоформ.
- Правописание: грамматика, пунктуация, орфография.
- Фактическая точность.
Подготовка к написанию сочинения включает:
- чтение художественной, публицистической литературы;
- изучение устного народного творчества;
- чтение мемуаров;
- практику написания сочинений.
Для приобретения навыков рекомендуется писать две-три работы в неделю. Только используя личный опыт и учитывая собственные ошибки, можно достичь хороших результатов. Можно найти в интернете примеры и шаблоны сочинений, но их можно использовать как образец. Заучивать и переписывать чужие работы не стоит. Педагоги легко распознают такие «подмены».
Узнать результаты сочинения учащиеся могут в своем образовательном учреждении, а также на портале «Госуслуги», там же можно увидеть копию своей работы.
При поступлении в учебное заведение учитываются баллы, полученные за сочинение. Вместе с другими документами в гуманитарные ВУЗы предоставляется текст работы, которые оценивается по 10-ти бальной шкале. Эти баллы прибавляются к остальным. Чем больше баллов, тем выше рейтинг абитуриента.
В некоторых случаях учащиеся пишут изложение:
- инвалиды, дети с ограниченными возможностями;
- проходящие лечение, реабилитацию на дому или в санатории;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы.
year2018.net
Итоговое сочинение: как писать
Чтобы написать хорошее итоговое сочинение 6 декабря, не обязательно исписывать сейчас тонны бумаги и знать все произведения школьной программы.
Из этой статьи вы узнаете, как составлять план сочинения, откуда брать аргументы, каким требованиям нужно соответствовать.
Требования
Какого размера должно быть сочинение?
ФИПИ рекомендует 350 слов – примерно столько помещается на листе A4, если печатать 12 шрифтом Times New Roman. При подсчете учитываются не только основные части речи, но и вспомогательные: предлоги, союзы, частицы, междометия. Минимальный порог – 250 слов: за меньшее количество поставят незачет.
Какого объема цитаты можно брать?
Прямые и косвенные цитаты не должны превышать 50% вашего текста.
Как оформлять цитаты?
После каждой цитаты обязательно указывайте в скобочках автора и произведение, на которое ссылаетесь. Прямые цитаты не забывайте заключать в кавычки.
Что нужно писать в итоговом сочинении?
В первом абзаце вы раскрываете личное отношение к теме – это ваш тезис. «Я считаю, что любовь – это единственное, на что может опереться человек в самые трудные минуты. Она вдохновляет на жизнь и борьбу…».
В следующих 2–4 абзацах вы доказываете свой тезис. Для этого вам понадобятся примеры из литературных произведений школьной программы. «Чтобы разыскать Мастера, Маргарита пошла на сделку с дьяволом. Живя одним желанием – встреться с возлюбленным, она выполняла все поручения Воланда…»
В последнем абзаце вы делаете вывод – как можно использовать ваш тезис в реальной жизни или о чем людям нужно помнить в связи с этим тезисом. «Опора на любимых очень помогает, например, при подготовке к итоговому сочинению. Кажется, что все романы в голове перепутались, рука и двух слов написать не может, но стоит вспомнить о человеке, который тебя всегда поддерживал…»
Что нужно сделать, чтобы поставили зачет?
Оценка выставляется по пяти критериям. Чтобы получить зачет, сочинение должно удовлетворять первому и второму критериям (они обязательные) и дополнительно удовлетворять одному из оставшихся критериев.
-
Соответствие теме. Хоть это и звучит банально, но итоговое сочинение должно соответствовать теме. Должна быть понятна цель вашего текста: было – так (тезис), стало – так (выводы). Не следует увлекаться отступлениями и лить воду. Каждое предложение должно работать на раскрытие темы.
-
Аргументация с привлечением литературного материала. Необходимо сослаться хотя бы на один литературный источник. Произведение может быть отечественным или зарубежным, художественным или публицистическим. Но просто упомянуть его название в сочинении нельзя – нужно использовать в аргументации сюжетную линию, конкретные события, характеры героев или авторскую позицию. Также запрещено искажать содержание произведения.
-
Композиция и логика рассуждения. Здесь проверяется, насколько вы логично соотносите в сочинении тезис и доказательства или тезис и выводы; действительно ли из одного следует другое. Нелогичный текст производит впечатление разрозненных утверждений, которые по отдельности понятны, но вместе кажутся бессмысленными.
-
Качество письменной речи. Вы должны точно выражать мысли, умело чередовать синонимы, применять грамматические конструкции и термины. Признак низкого качества речи – нельзя понять сами предложения: слова противоречат друг другу, их соседство кажется нелепым.
-
Грамотность. Условие прохождения критерия – не более пяти ошибок на каждые 100 слов. К ошибкам относятся грамматические, орфографические, пунктуационные.
Аргументы
Любой роман или повесть классика способны дать нужные аргументы для сочинения. Но одни произведения касаются темы сочинения напрямую, то есть своими основными эпизодами, а другие косвенно. Чем ближе основная тема произведения к теме сочинения, тем ярче иллюстрация тезиса и ценнее аргумент. Приведем по три ярких литературных примера на каждое направление тем.
Верность и измена
-
Гавриил Троепольский, «Белый Бим Черное ухо». Тема произведения: верность собаки своему хозяину и жестокость людей (читай – предательство или измена людей принципам гуманизма).
Однажды Иван Иванович заболел – сказалось полученное на войне ранение. Его повезли в московскую больницу для проведения операции. Его собака по кличке Бим осталась под присмотром старушки-соседки. Вскоре Бим затосковал, отказался от пищи и стал убегать на улицу в поисках хозяина. На пути ему попадались жестокие люди: его били, оставляли привязанным к дереву в лесу. Попадались и добрые люди, которые его выхаживали, дарили ласку и беспокоились о его судьбе. По наговору одной жительницы Бима хватают ловцы бездомных животных. Когда Иван Иванович выписался из больницы, то нашел своего четвероного друга в машине ловцов, но «две снежинки упали на нос Бима и… не растаяли». Пес от многочисленных злоключений и упадка сил скончался.
-
Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени». Одна из тем произведения: предательство доверительных отношений (читай – измена негласному обещанию).
Грушницкий – боевой товарищ главного героя повести Печорина. Он рассказывает Печорину о тайной влюбленности в Мэри и просит у него совета. Печорину не нравился Грушницкий, и от скуки он решает воспользоваться его открытостью: высмеивает его, принижает в глазах возлюбленной, а вскоре и вовсе соблазняет Мэри.
-
Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита». Одна из тем произведения: верность возлюбленному.
Ради любви к Мастеру Маргарита пошла на сделку с дьяволом. Ради него она покинула роскошную жизнь в доме нелюбимого мужа. Она прошла все испытания, устроенные ей Воландом, – летала на метле над Москвой, принимала тысячи висельников и убийц на Балу Сатаны, после бала гордо умалчивала о своей заветной мечте увидеть Мастера.
Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/scm6MOKlLrs
Человек и общество
-
Лев Толстой, «Война и мир». Одна из тем произведения: роль человека в историческом процессе.
В основных главах романа, но больше всего в эпилоге автор раскрывает связь отдельной личности с общими для всех событиями истории. Рождается утверждение: «Царь есть раб истории». Чем выше общественный статус человека, чем больше, казалось бы, от него должно зависеть, тем отчетливее видна предопределенность и неизбежность его судьбы. Историческое событие, по мнению писателя, в действительности складывается из противоречивых и разнообразных устремлений миллионов людей, живущих в одно время. История зависит не от воли одного или нескольких людей, а от воли всего человечества, то есть является несознательным «роевым» процессом. Автор показывает эту зависимость на примере часового механизма: «Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений… – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения.., то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества».
-
Александр Грибоедов, «Горе от ума». Тема произведения: судьба человека передовых взглядов в обществе ретроградов.
У Чацкого передовые свободолюбивые взгляды. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит он в разговоре с Фамусовым. Он презирает Молчалина, для которого главными добродетелями являются «умеренность и аккуратность». Иметь свое мнение, не прислуживаться, не считаться с чинами и регалиями – все это идет вразрез с устаревшим укладом жизни и взглядами фамусовского общества. Чацкого не понимают и объявляют сумасшедшим.
-
Федор Достоевский, «Преступление и наказание». Тема произведения: цена морального эксперимента.
Раскольников на почве нищеты и теории об особых людях, «право имеющих», убивает старуху-процентщицу и нежданную свидетельницу. Тем самым он преступает общий для всех людей моральный закон – «не убий». Он полагал, что одно несчастье сможет принести счастье многим, но совесть не позволяет ему удержать груз содеянного. Благодаря Соне Мармеладовой герой находит способ избавиться от мук – раскаивается и принимает наказание.
Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/cmX2xf09Cws
Цели и средства
-
Федор Достоевский, «Преступление и наказание». Тема произведения: пренебрежение правом на жизнь одного во имя лучшей жизни многих.
В одном произведении поднимается много тем, поэтому мы снова в качестве аргумента взяли роман Достоевского. Только теперь посмотрим на него под другим углом. Раскольников преследовал цель – избавить себя и своих близких от гнета нищеты, преклонения перед богатыми и властными людьми. Он считает свое положение недостойным себя, но вместо того чтобы добиваться цели долгим и упорным трудом, решает сделать одно, как ему кажется, большое дело, которое разом снимет все его проблемы. Выбранное Раскольниковым средство, как мы знаем, не оправдало себя.
-
Александр Пушкин, «Пиковая дама». Тема произведения: хрупкость успеха, добытого нечестным путем.
Герман пытается раскрыть секрет трех карт. Его знает старая графиня. Герман влюбляет в себя ее воспитанницу Лизу, получает доступ в дом старухи и однажды проникает в ее спальню. От испуга старуха умирает. Позже к главному герою является приведение графини и говорит: «Я пришла к тебе против своей воли, но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…» Обещание жениться Герман не исполняет. На играх со знаменитым картежником-миллионером Герман два дня подряд использует выведанный секрет, его богатство растет, а на третий день допускает оплошность: вместо туза ставит на даму деньги. Это значило проигрыш. Герману мерещится, что пиковая дама усмехается и подмигивает ему и что она похожа на графиню. Разорившийся главный герой попадает в лечебницу для душевнобольных, где «бормочет необыкновенно скоро: – Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»
-
Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев. Тема произведения: поиск богатств как самоцель и как средство.
Остап Бендер и Ипполит (Киса) Воробьянинов ищут сокровища. Они спрятаны в одном из 12 стульев, которые затерялись в разных уголках страны. Для Остапа эта авантюра – приятная игра. На вопрос Кисы, зачем Остапу 60 тысяч, тот отвечает: «Из принципа!» И хотя это сказано не без сарказма, в дальнейших приключениях героев мы видим, что Остапу не столь важна цель, сколько путь к ней, красота «игры». Он никогда в лоб не крадет стул, для него это «низкий сорт, нечистая работа». Он все время как будто играет перед невидимой публикой: постоянно приговаривает: «Лед тронулся, господа присяжные-заседатели», а Воробьянинову как-то сказал об их предприятии, что «наступает последний акт комедии «Сокровище моей тещи». Остап смело мог бы воспользоваться тайной своего компаньона и единолично присвоить все его богатства, однако «без него не так смешно жить» – встречаем мысль главного героя в романе.
Другое дело – Киса. Для него сокровища – самоцель. Когда он увидел стул в руках отца Федора, то не придумал ничего оригинальнее, чем подбежать и молча дернуть его себе. В комнате Изнуренкова Киса «сразу же забыл об Уголовном кодексе, о наставлениях Остапа и подскочил к стулу». В конце Киса и вовсе теряет из-за сокровищ голову и решается на убийство «технического руководителя концессии».
Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/vhs2ppyPDuA
Равнодушие и отзывчивость
-
Варлам Шаламов, «Плотники». Тема произведения: человечность в бесчеловечной среде.
Заключенные колымского лагеря Поташников и Григорьев назвались плотниками, чтобы их хотя бы на несколько дней послали на более легкие работы в теплую столярную мастерскую. Они никогда не держали топоров и пил, не представляли себе столярной работы совершенно, но только обман мог уберечь их от смерти. Пожилой инструментальщик Арнштрем сразу понял, что горе-столяры соврали, но начальству об этом не сказал. Наоборот, он угостил их хлебом и отдал им выточенные самим топорища.
-
Лев Толстой, «После бала». Тема произведения: непринятие всеобщей жестокости.
Главный герой повести Иван Васильевич влюбляется в Вареньку. Вечером на балу он любуется своей избранницей, мечтает о совместном будущем с ней. Ее отец, полковник по званию, тоже на балу и выглядит в глазах Ивана Васильевича как «красивый, статный, высокий и свежий старик», как заботливый отец, который не покупает себе модных сапог, «чтобы вывозить и одевать любимую дочь».
Ранним утром после бала главный герой наблюдает на улице картину, которая рушит его идеалы. По приказанию полковника солдаты избивают шпицрутенами (специальными прутьями для телесных наказаний) другого солдата. Спина провинившегося уже представляет собой «что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное», но полковник не слышит его мольбы. Более того, отец Вареньки бьет одного из солдат в строю за то, что, по его мнению, тот недостаточно сильно ударил виновника.
Перевоплощение полковника из красивого статного старика в бессердечного экзекутора настолько потрясают Ивана Васильевича, что он теряет любовь к Вареньке. Герой отказывается от планов на счастливую семейную жизнь с дочерью столь жестокого человека, теряет перспективы на военном поприще, но обретает собственные нравственные ориентиры.
-
Александр Пушкин, «Евгений Онегин». Тема: одиночество из-за равнодушия к чувствам другого.
Евгений Онегин – молодой столичный аристократ. Ему наскучила пустая жизнь его окружения, и он решает переехать в деревню, доставшуюся ему после смерти дяди. Здесь он знакомится с дочерью местного помещика Татьяной Лариной. Она влюбляется в Онегина, пишет ему нежное письмо. Девушка интересна Онегину, но он отказывает, поскольку «не создан для блаженства» (для семьи):
«Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас… »Девушка страдает. На ее именины в доме собираются многочисленные гости. Сосед по деревне и приятель Онегина Владимир Ленский, влюбленный в сестру Татьяны Ольгу, уговаривает своего друга поехать на именины вместе с ним. Видя волнение Татьяны, «кучу народу» и «всякого такого сброду», Онегин злится на Ленского:
«Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слез
Давно терпеть не мог Евгений:
Довольно их он перенес.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить».Евгений танцует с Ольгой, чем вызывает у Владимира ревность. Эта ссора заканчивается дуэлью, на которой Ленский погибает. Онегин покидает деревню и странствует без цели. Через два года он возвращается в Петербург, где к своему изумлению встречает Татьяну – уже замужнюю светскую даму. Онегин теряет голову, посылает Татьяне любовные письма, но ответ ее не оставляет Евгению ни малейшего шанса:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/dqO16besEHM
Смелость и трусость
-
Александр Куприн, «Гранатовый браслет». Тема произведения: смелость в любви.
Вера Шеина опасалась счастья и выбрала надежный брак без потрясений. Она вышла замуж за веселого и приятного Василия, с которым было просто, но великой любви с ним она не испытала. Только после самоубийства безответно влюбленного в нее Георгия Желткова, видя его мертвое тело, Вера поняла, что возвышенная любовь, о которой говорят с трепетом, о которой мечтает каждая женщина, навсегда прошла мимо.
-
Николай Гоголь, «Тарас Бульба». Тема произведения: смелость как верность отчизне.
Остап и Андрий – сыновья Тараса Бульбы. Оба храбрые молодые казаки, не жалеющие себя в битве. Однако младшему Андрию суждено погибнуть без чести, а старшему Остапу – как истинному герою. Андрия сгубила его слабость к женщине, которую он толком и не видел, но полагал, что любит больше себя самого и отчизны. «Крепко задумался Бульба. Вспомнил он, что велика власть слабой женщины, что многих сильных погубляла она, что податлива с этой стороны природа Андрия». Он предал отца, брата, товарищей и перешел на сторону врага, поддавшись чарам прекрасной панночки. Среди казаков страшнее деяние трудно себе представить, и поэтому во время битвы у осажденного города Тарас просит казаков заманить Андрия в лес. При виде грозного отца «затрясся он всем телом и вдруг стал бледен». Со словами «я тебя породил, я тебя и убью» Тарас стреляет в Андрия, и тот погибает.
В том же сражении Остап в пылу отчаянной неравной схватки попадает в плен. Тарас Бульба получает тяжкие ранения и теряет сознание. Оправившись, отец собирается в Варшаву, чтобы разведать судьбу любимого сына, но поспевает лишь на казнь Остапа. Молодой человек перед эшафотом призывает других пленных казаков не дать услышать «еретикам», как мучается «христианин». Своим примером он показывает, как стойко и безмолвно можно сносить предсмертные мучения. «Добре, сынку, добре!» – приговаривает Тарас Бульба. Превозмогая боль, Остап кричит: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» Отец из толпы откликается: «Слышу!»
-
Антон Чехов, «Человек в футляре». Тема произведения: боязнь непостижимости жизни.
Беликов постоянно прячется от жизни в «футляр». Даже в хорошую погоду он надевает калоши, теплое пальто на вате, берет с собой зонтик, который непременно держит в чехле. Нож перочинный и часы тоже носит в чехлах. Лицо свое прячет в поднятый воротник, носит темные очки. «Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой».
Беликов хорошо понимает только постановления и газетные статьи, в которых оговариваются запреты. Он всегда хвалит прошлое и то, чего не было. Символична и профессия Беликова – учитель древнегреческого языка – языка, на котором уже не говорят, который нужен только для понимания древних литературных источников.
Беликов боится всего вокруг. Даже такое светлое, казалось бы, событие, как женитьба, только лишь возможность стать женатым человеком, приводит его к тревожным мыслям: «…женитьба – шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло. Это меня так беспокоит, я теперь все ночи не сплю. И, признаться, я боюсь: у нее с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий. Женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Девиз Беликова по жизни: «Как бы чего не вышло».
Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/cXLbFN8O5SY
Пишем план сочинения
Мы вспомнили конкретные примеры из художественной литературы. Советуем перечитать отдельные эпизоды из этих и других произведений, входящих в программу 9–11-х классов. Лучше брать электронные версии текстов, чтобы с помощью поиска Ctrl + F быстро находить конкретные события, описания и мысли персонажей.
Обязательно потренируйтесь перед итоговым сочинением. Прямо сейчас запритесь в комнате, включите приятные монотонные звуки вроде шума прибоя и удобно расположитесь за столом. Не пишите сразу текст. Наметьте на листочке план.
-
Тезис – сформулируйте одним-двумя предложениями ваше отношение к теме сочинения (или ваш ответ, если тема сочинения дана как вопрос).
-
Источники аргументов – составьте список из 1–5 произведений, которые у вас ассоциируются с темой.
-
Аргументы – вспомните или найдите в отобранных произведениях подтверждения для своего тезиса. Перепишите эти эпизоды своими словами и дополните небольшими цитатами.
-
Выводы – сформулируйте одно-два предложения о применении вашего тезиса в реальной жизни.
План сочинения готов. Теперь по нему можно писать текст, добавляя пояснения, вводные слова и предложения.
www.examen.ru
Процедура написания итогового сочинения в 11 классе
Проведение итогового сочинения (изложения)
Где проводится экзамен
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях (школах, лицеях), реализующих образовательные программы среднего общего образования.
Для выпускников прошлых лет проведение итогового сочинения возможно вне образовательных организациях, в специальных подготовленных местах, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
НАЗАД
Подготовка к написанию, инструктаж
Обучающиеся рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке.
До начала итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации проводят инструктаж обучающихся, в том числе:
- о правилах оформления итогового сочинения (изложения),
- о продолжительности проведения итогового сочинения (изложения),
- о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения).
НАЗАД
Заполнение бланка регистрации и выполнения итогового сочинения
Члены комиссии образовательной организации выдают обучающимся, выпускникам прошлых лет бланки регистрации и два бланка для выполнения итогового сочинения (изложения) (приложение 1).
По указанию членов комиссии образовательной организации обучающиеся, выпускники прошлых лет заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы (текста) и тему итогового сочинения (изложения).
Члены комиссии образовательной организации проверяют правильность заполнения обучающимися, выпускниками прошлых лет регистрационных полей бланков. По завершении заполнения регистрационных полей бланков всеми обучающимися, выпускниками прошлых лет, члены комиссии образовательной организации ознакомляют обучающихся, выпускников прошлых лет с темами итоговых сочинений (текстами изложений).
НАЗАД
Озвучивание тем сочинений и выполнение работы
После ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с темами итоговых сочинений (текстами изложений), члены комиссии образовательной организации объявляют начало проведения итогового сочинения (изложения) и время его окончания, фиксируют его на доске (информационном стенде), после чего обучающиеся, выпускники прошлых лет приступают к выполнению итогового сочинения (изложения).
В случае нехватки места в бланке для выполнения итогового сочинения (изложения), по запросу обучающегося, выпускника прошлых лет члены комиссии образовательной организации выдают ему дополнительный бланк. При этом номер дополнительного бланка указывается в предыдущем бланке для выполнения итогового сочинения (изложения). По мере необходимости, обучающимся, выпускникам выдаются черновики.
НАЗАД
Что можно использовать на итоговом сочинении
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо регистрационного бланка и бланков ответом, находятся:
- ручка;
- документ, удостоверяющий личность;
- при необходимости лекарства и питание;
Иные вещи обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют в специально выделенном в аудитории месте для личных вещей обучающихся, выпускников прошлых лет.
В день проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещено иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
НАЗАД
Завершение написания сочинения, сдача бланков
За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации сообщают обучающимся, выпускникам прошлых лет о скором завершении итогового сочинения (изложения).
По истечении времени итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации объявляют окончание итогового сочинения (изложения) и собирают бланки регистрации и бланки с итоговыми сочинениями (изложениями) у обучающихся, выпускников прошлых лет.
Собранные бланки регистрации и бланки с итоговыми сочинениями (изложениями) члены комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации.
Обучающиеся, выпускники прошлых лет, досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки и покидают образовательную организацию, не дожидаясь завершения окончания итогового сочинения (изложения).
НАЗАД
www.egeigia.ru