Классный час 1 сентября россия – Классный час на тему: Урок России(1 сентября) | скачать бесплатно

Классный час «Россия-Родина моя» на 1 сентября

Классный час «Россия — Родина моя»

Цель:

познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граждан России;

развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: компьютерная презентация

Ход классного часа

  1. Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)

  1. Про какое дерево говорят:

«Мерзнет, дрожит на ветру»? (Осина)

3. Живет в лесу работник –

Лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. Вежливое слово. (Спасибо.)

5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики.

(Пенал.)

6. Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза.)

Какое слово получилось по вертикали?

р

е

к

а

о

с

и

н

а

д

я

т

е

л

с

п

а

с

и

б

о

п

е

н

а

л

б

е

р

е

з

а

Ученики. Получилось слово «Родина».

Учитель. Правильно! Молодцы!

(Пишет слово «Родина» на доске.)

Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой красивой стране — России, о её символе, о правах граждан нашей великой Родины. Прослушайте песню «С чего начинается Родина»? и подготовьте ответ на вопрос: «С чего начинается Родина»?

Звучит песня «С чего начинается Родина?». (Слайд 1- 12)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

Ответы учащихся.

— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

Ответы учащихся.

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.

(Ю. Яковлев)

— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь. (Слайд15,16, 17 ).

-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?

Ответы учащихся.

Верно к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. (Слайд 18). Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса. (Слайд 19, 20, 21).

Учитель показывает слайды Москвы, пейзажей русской природы, а в это время учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева «Россия».

…Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь»

— Вот она, какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

Ответы учащихся.

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет более 145 миллионов человек. (Слайд 21) А как всех их можно назвать, одним словом?

Ответы учащихся.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.(Слайд 22)

В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт- Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: (Слайд 23) «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?

Ответы учащихся.

— Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

Ответы учащихся.

— В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.

Слайд №

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (Слайд 24- 31)

В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов.

А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

Ответы учащихся.

— Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность — учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?

Ответы учащихся.

— Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, (Слайд 32) Государственный Флаг (Слайд 33) Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Поднимите руки те, кто может описать государственные символы.

Ответы учащихся.

Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. (Слайд 34) На груди орла на красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета». Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного Флага Российской Федерации. 22 августа 1991 года в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.

На протяжении нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) — веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской — Пресвятой Богородицы; красный — державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество

Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают слайды с их изображением.

А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России. (Слайд 36)

Учащиеся слушают Государственный гимн России.

— Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.

Шопенгауэр говорил: «самый распространенный вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.

Как называется наша страна?

Как называются люди, живущие в нашей стране?

Что такое Конституция?

Какой город является столицей России?

Какие символы государства вызнаете?

Ответы учащихся.

— Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.

Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо все нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях — наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

infourok.ru

Классный час на тему «1 сентября – урок России»

МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа № 6»

Классный час

«1 сентября – урок России»

3 класс

Учитель начальных классов:

Куприянова Наталья Николаевна

2018-2019 учебный год

г. Заинск

Классный час в 3 классе на тему: «1 сентября- урок России»

Цели и задачи:
1.Формировать уважительное отношение к культуре родной страны -России.
Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств к любви и преданности своей Родины.
2. Расширять кругозор обучающихся об окружающем мире, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
4. Учить детей культурному поведению во время внеклассного мероприятия, работать в группах.
5.Развивать творческое воображение детей .

Материалы и оборудование:
1.Презентация
2. Карта России
3.Карточки: со словами «Россия», «Отечество», «Отчизна», «Родина»;
род, родители, родня, родословная, родина;
карточки с деформированными пословицами о Родине;
конверты с заданием для каждой группы;
рисунок ромашки (лепестки ромашки).

Ход занятия
I.Вводная часть, подведение к теме занятия.
Россия, Русь, Родина, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека.
Русь – «голубоглазая» и златоглавая, и полевая, задремавшая и буйственная.
Это край дождей и непогоды. Это наш замечательный островок Родины.Мы поговорим о том, что такое Родина, как по — разному мы можем назвать её. Посмотрите на глобус и на карту мира. Это изображен наш общий дом – планета Земля.

II.(Российская Федерация) – наше Отечество, наша Родина. Подумаем, что обозначают эти слова?

ОТЕЧЕСТВО, — Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества.

ОТЧИЗНА-страна, в которой родился; отечество, родина.

РОДИНА — Месторождения кого-либо.

3.Страна, в которой человек живет, дом в котором он растёт, где березка и яблонька у родного порога, место, где жили его предки – всё это и есть
Родина, то есть родное место человека.

4.Послушайте, как говорит об этом К. Д.Ушинский в тексте «Наше
Отечество».

«Наше Отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным
нам языком, и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку;
как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…»

5.Много есть на свете и кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него родина. Давайте послушаем стихи поэтов о Родине. (дети читают стихи о Родине)

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень.
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня, Россия, ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

6.Учитель. У каждого человека есть родственники. Давайте найдем «родственников» слову «родина».
(На доске группа родственных слов: род, родина, родители, родить, родня, родословная). Как вы понимаете смысл каждого слова?
7. Продолжим разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем одно государство отличается от другого?
(символикой, разным языком -речью, обычаями, традициями, праздниками, географическим положением, историей, названием)

III.Ребята, приготовили страницы из истории России.
— Наша Родина очень великая и огромная. Природа нашей большой страны очень разнообразна. В ней много лесов, полей, равнин и холмов, больших и малых рек и озер, и заснеженных горных вершин, и ярких южных пейзажей.
— Наша земля дает людям все, что необходимо для жизни – плодородные почвы для посевов, пастбища для скота, лесные угодья и залежи полезных ископаемых. Все это богатства и сокровища нашей страны России.

IV. Но самое большое, самое главное богатство страны – это люди.
Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди – россияне. Но национальности у россиян разные. Россия – единое многонациональное, демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей. Каждый народ имеет свои обычаи, традиции,
свой язык. И в народе говорят:
«Дружба народов велика – будет Родина крепка». Народы разных национальностей в нашей стране равноправны. Об этом записано в Конституции нашей страны.

VI. Государственные символы.
1.Кроме Конституции каждый гражданин нашей страны (даже, если он и маленький) обязан знать государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете? (Герб, Флаг, Гимн)

2.Государственный флаг Российской Федерации –появился бело-сине-красный триколор в России в 1693 году: Петр 1 использовал его в качестве «флага царя Московского». А с 1705 года трехцветное полотнище становится торговым флагом России. С тех пор бело-сине-красный триколор рождался три раза. Последний раз это произошло в 1991 году.

Как вы думаете, что обозначает каждый цвет флага?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
3. Что изображено на гербе?
— Что такое Герб?
Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году.
Впервые еговвел великий князь московский Иван III Васильевич. Но почему у орла 2 головы?

Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток.
Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» — символ могущества страны.

4. Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна написал С. Михалков на музыку А. Александрова.
Слушать и исполнять его нужно стоя.

С символикой России мы познакомились. Среди отличий одного государства от другого вы называли еще обычаи, традиции русского народа.

VIII.Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки о Родине.
(задание «Собери пословицу». Дети составляют пословицу по группам,
объясняют смысл.)
Всякая птица свое гнездо любит.Всякому мила своя сторона.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за нее постоять.

Издавна на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым.

IX.Загадка.
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой. (Береза)

Почему БЕРЁЗА-символ России.
В переводе на русский язык название дерева означает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех известных духов и именно ее образ ассоциировался у людей с березкой).
Кроме того, растение это изначально ассоциировали со здоровьем и плодородием и лишь после его стали считать символом женского начала и красоты.

X. Что, по – вашему, объединяет нас всех, присутствующих здесь?
(Мы — россияне. — А каким должен быть– россиянин?
— Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор? (миролюбивый)
— Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности?
(ответственный)
— Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)
— Человек ,всегда готовый помочь в трудную минуту (отзывчивый)
— Человек, умеющий героически защищать интересы государства и еготерриторию (мужественный)

XI.Итог занятия.Рефлексия.
• Как называется наша Родина?
• Как называют людей, живущих в России?
• Почему к Москве у нас особое отношение?

Обращаем внимание на рисунок ромашки, расположенный на доске, каждое
государство имеет символ –цветок. И таким символом России является
ромашка.
Почему символом России является ромашка?

РОМАШКА- символ русской природы. по старинным русским преданиям ромашка вырастает там где упала звезда. Существует легенда, по которой в давние времена ромашки служили зонтиками маленьким степным гномикам, и ведь не промокали гномики под ними.
Из ромашек плетут венки, ну и конечно же это первый советчик в гаданиях «любит-не любит»
А самое удивительное, что ромашка — прародительница крупноцветковых хризантем.

Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в России, своим друзьям?
Написать пожелание на лепестке ромашки и соединить в ромашку, по группам.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

infourok.ru

Классный час «Урок России -2018»

Сценарий 1 сентября Урок России

1.      Организационный момент.

          Дорогие дети. Вот и наступил долгожданный день – 1 сентября. Я еще поздравляю всех с этим замечательным днём. Посмотрите вокруг – это наш класс, в котором мы будем учиться четыре года. Он чистый, светлый, красивый. Будем стараться, чтобы он оставался таким целый год.

 Дорогие ребята! Сегодня у вас торжественный и важный день: вы пришли учиться в школу. Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить «Этот ученик, ученица, школьники и школьницы».

Школа станет для вас вторым домом, вы найдёте много новых друзей. Школьные годы — это самые чудесные и весёлые годы. Они так интересны. Что вы без конца будете удивляться! Особенно запоминается и остаётся надолго в памяти то, что происходит в первый раз. Пусть будет в вашей школьной жизни всё хорошо.

— Дорогие дети, вы переступили порог чудесной страны. Путешествуя по ней, вы узнаете много интересного и увлекательного.

Отгадайте загадку:

Стоит весёлый светлый дом,
Ребят проворных много в нём;
Там пишут и считают,
Рисуют и читают!

Дети:  Школа.

Учитель: 

— Кто напишет это слово на доске? (школа)

— Сегодня в школе  — праздник. Кто знает, как называется он? (1 сентября — День знаний)

— 1 сентября — День знаний. Первый урок – урок знаний, на котором вы узнаете все, что необходимо знать каждому ученику.

Вместе нам предстоит учиться не только читать, писать и считать, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять.  А чтобы со всем этим мы смогли справиться, наверное, надо нам друг с другом познакомиться.

2. Знакомство.

— Давайте все дружно назовем своё имя (называют) Не получилось.

 — Давайте все шёпотом назовём свои имена (называют) Снова не получилось.

 — Да, ребята. Вместе хорошо играть, петь, иногда читать стихи, а вот говорить лучше по одному. Это первое школьное правило. Человеку становиться особенно приятно, когда его слушают.

Давайте ещё раз познакомимся, но немного по – другому.

А чтобы нам с вами познакомиться, я предлагаю поиграть в игру «Наши имена». Я буду называть имена, а те, кто услышит свое имя, будут ко мне выбегать. (продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети)

-Вот у нас получилась команда.

-Будем дружить?

— Будем уважать друг друга?

— Будем доверять друг другу?

-Значит будем одной командой? (ответы детей)

Я предлагаю вам посадить наше классное «Дерево дружбы», которое поможет нам подружиться. Для этого каждому из вас необходимо обвести свою ладошку, написать на ней свое имя, раскрасить ее и мы вместе приклеим ее на «Дерево дружбы». (Дети работают, учитель помогает)

— Смотрите, какое красивое, пышное дерево мы с вами посадили. Я надеюсь, что с каждым днем оно будет становиться выше, крепче, так же, как будет крепнуть наша с вами дружба!

3. Правила первоклассников.

— Сегодня вы стали первоклассниками.

— А теперь скажите мне первоклассники, кто из вас уже умеет читать? (дети отвечают хором)

— Вот я и проверила, кто запомнил первое школьное правило.

А как сказать, чтобы я сразу узнала, кто умеет читать? Верно, поднять руку.

— Чем занимаются ребята в школе? Расскажите, что вы знаете о школе от друзей, родителей, соседей?

— Молодцы! Итак, вы пришли в школу, а знаете ли вы как нужно вести себя в классе, на уроке. (Выслушиваются мнения детей).

— Что надо сделать, если хочешь ответить? (Поднять руку)

— Если хочешь выйти из класса? (Поднять руку и спросить разрешения)

— Ребята, запомнили правила поведения? Замечательно! А давайте-ка проверим. Я буду читать вам четверостишия про поведение в школе, если вы согласны с тем, что надо именно так поступать, вы поднимаете руки и говорите «И я!» . Если не согласны и не будете так поступать, молча машете пальчиком. Договорились? Поехали!

Все домашние заданья

Буду четко выполнять.

На урок без опозданья

Буду утром прибегать.

 

Дома ручку не забуду

И тетрадь, и карандаш.

А забыл — реветь я буду

На весь класс, на весь этаж.

 

На уроках обещаю

Не шуметь и не болтать.

Если и ответ не знаю,

Буду руку поднимать.

 

А во время перемены

Обещаю не шуметь,

Не сбивать людей и стены,

Не толкаться, как медведь.

 

Буду ловким, буду смелым,

Буду я в футбол играть.

Значит, буду то и дело

Мячик в окна забивать.

 

Буду умным и веселым,

Делать добрые дела,

Чтоб меня родная школа

Как родного, приняла.

— Молодцы, что запомнили правила поведения.

4.Презентация

День знаний, отмечает вся наша страна. Скажите вместе, как она называется? (Россия) Верно.

Слайд «Россия»

– Посмотрите на экран, какая огромная наша страна! Ребята, по своей территории Россия больше, чем любая другая страна на Земном шаре.

Слайд «Президент России»

– А знаете ли вы человека, портрет которого только что появился на экране? Кто он? (Президент России – Владимир Владимирович Путин.)

– Молодцы, правильно!

Слайд «Герб. Гимн. Флаг»

– А что вы видите сейчас на экране? (Герб, гимн и флаг России.) Правильно. Ребята, знаете ли вы, каким одним словом можно назвать всё это? (Дети затрудняются ответить.) Запомните, герб, гимн и флаг – это основные символы любой страны, а проще говоря, символика.

– Ребята, Россия – это наша общая большая Родина.

– Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький родной уголок – например, поселок, в котором он родился, улица, на которой проживает, милый сердцу дом, школа, в которую он ходит или ходил когда-то. Из таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина, село, улицу, дом и школу называют малой родиной человека.

– Ребята, как называется наше село? 
– На экране вы видите с детства знакомые вам уголки нашего села. Школа.

Наша школа богата историей и своими традициями. Есть светлые торжественные страницы, но есть и скорбные, жестокие.

Выпускник нашей школы Грушев Михаил погиб в Чечне в 2000 году. И это тоже наша история, наша боль.Одна из «горячих» точек России, ее боль — Чечня.Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга». Война – явление жестокое, страшное. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.

ВЕДУЩИЙ 2.

Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и солью кровяной.
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Кроткое названье Аллерой. Закрою карту, снова открываю.
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она – та точка роковая,
Кто знал её вчера? Она — Чечня.

ВЕДУЩИЙ 1: Эта война началась утром 11 декабря 1994 года. В этот день, который до сих пор не принято отмечать в календаре, началась первая Чеченская война. Она имеет разные названия и никогда не именовалась войной официально. Называемая как угодно: боевые действия, антитеррористическая операция, она уносила тысячи жизней ваших сверстников, ушедших выполнять свой Долг. Она имела начало, но не имеет  конца.
В ходе конфликта погибло очень большое количество людей с обеих сторон. Боевики провели массу террористических актов.

Песня « Кукушка»

ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня мы хотим вспомнить о нашем земляке, погибшем на Чеченской кровавой войне – о Грушеве Михаиле.

Здесь прошло его детство. Любил играть в футбол, бегать по лесу, мастерить что-нибудь; в общем был таким как все мы. Тарас был простым российским парнем: любил природу, музыку, своих родных, любил своих родителей и мечтал прожить долгую и счастливую жизнь. Одним словом Миша очень любил жизнь.

ВЕДУЩИЙ 2: Миша с малых лет занимался различными видами спорта. Многочисленные дипломы и грамоты подтверждают это. Был уважительным, трудолюбивым, сильным. И везде ему сопутствовал успех. Конечно, это было результатом упорного труда, тренировки его воли. После окончания средней школы поступил в высшее командное училище.

Страшную весть услышали родители холодным мартовским утром. “Ваш сын погиб при выполнении боевого задания…”. Слёзы застлали глаза, слёзы отчаяния, беды, горя. Эти скупые строки больно откликнулись в сердцах родных, близких, одноклассников. Никого не оставил равнодушным “Груз-200”. Весь посёлок облетела трагическая весть о гибели Миши. В августе 2000 года жители нашего посёлка прощались со своим земляком.

Учащиеся:

1.Он ушел из жизни слишком рано!

Погибать не думал в том бою,

Но была смертельной эта рана.

Больше не стоял солдат в строю

3.Нет солдата… Он герой посмертно.

Это был последний его бой.

4. Боль утраты люди не могли унять.

Всё село солдата проводило:

Всё село пришло «прощай» сказать.

5.О Михаиле будем помнить вечно.

Он погиб для мира на Земле.

Благодарны безгранично, бесконечно

Всем, погибшим ради нас в Чечне!

Ведущий 1: 12 лет прошло с того дня, как не стало весёлого, жизнерадостного парня, очень любившего жизнь.

Учитель: Вот мы и узнали о человеке, который может быть примером для всех.

Учитель: 

В добрый путь, ребята! 
В вечный поиск 
Истины, добра и красоты, 
Чтобы явью стали в вашей жизни, 
Самые заветные мечты! 
Шагай по ступенькам знаний смело! 
Помни, ученье – это серьезное дело!

— Я еще раз поздравляю вас с началом школьной жизни, желаю быть добрыми, честными, хорошо учиться, найти много новых друзей. Пусть вас сопровождают терпение, труд и большие успехи, а каждый новый день станет страницей самой увлекательной книги. – Я постараюсь помочь вам справиться с первыми трудностями школьной жизни, я просто уверена, что вы станете достойными учениками нашей  школы.
Уважаемые родители! Сегодня ваш ребенок стал первоклассником. Я поздравляю вас с этим замечательным событием. Верю, что школьные годы станут и для вашего ребенка, и для вас чудесным временем, принесут вам радость, счастье, удачу.

infourok.ru

Сценарий классного часа на 1 сентября Классный час на тему «Россия – Родина моя» 8-9 Класс

Сценарий классного часа на 1 сентября для учащихся 8, 9 классов.

Классный час на тему «Россия – Родина моя»

Цели классного часа: воспитание патриотических чувств учащихся; расширение знаний о государственной символике России.

Подготовка классного часа

1. Класс оформляется в соответствии с темой урока. На доске — флаг России, герб России, российские гербы прошлых эпох (по возможности).

2. Аудиозаписи (CD, DVD) Гимна России, песни «С чего начинается Родина?».

Действующие лица

Ведущий. Ведущая. Архивариус. Чтецы.

Ход праздничного мероприятия

Ведущий. Сегодня, в День знаний, мы хотим признаться в любви своей Родине — России. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле.

Чтец.

Распростерлись в дымке синей

Величавые края –

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!

Если ж вороги посмеют

К нам прийти из-за морей,

Только брови потемнеют

У твоих богатырей.

Равной нет тебе по силе,

У тебя везде друзья, —

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!

Автор: А. Прокофьев

Ведущая. Любовь к Родине — важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но ведь даже у больших рек есть исток — маленький ключик, из которого река берет свое начало.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» — слова Михаила Матусовского, музыка Вениамина Баснера.

Чтец.

Что значит Родина моя? —

Ты спросишь, я отвечу:

— Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Все это — Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Автор: Н. Полякова

Ведущий. Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова? Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писал: «Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина».

Ведущая. С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Знаете ли вы, что является символами государственности России? (Флаг, герб и гимн.)

Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах… Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности, будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.

Ведущий. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине.

Одним из главных символов любого государства является герб. Герб России — двуглавый орел. Более пяти столетий он олицетворяет нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов! Не правда ли, архивариус?

Архивариус. Герб России — самый древний государственный символ. Впервые двуглавый орел появился на нашем гербе при Иване III, во второй половине XIV века. Русь только недавно освободилась от монголо-татарского ига и желала дать понять всем своим соседям, что великий князь не уступает в могуществе другим правителям. С тех пор каждый, кто когда-либо оказывался на троне, стремился внести свои изменения в гербовою печать. Расскажем о некоторых из них.

Гербовая печать 1497 года имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати Иван III велел изобразить всадника, поражающего копьем дракона. Двуглавого орла, помещенного на оборотной стороне, Иван III позаимствовал у Священной Римской империи.

В период правления Ивана Грозного двуглавый орел с оборотной стороны переносится на лицевую. А в 1562 году щит с всадником переместился на грудь двуглавого орла.

Важные изменения в государственном гербе происходят во времена правления Романовых. Так, при царе Михаиле Федоровиче появляются три короны. Впоследствии решили, что они являются символами трех княжеств: Казанского, Астраханского, Сибирского.

При Петре I в гербе появляются изображения ордена Андрея Первозванного. Сам орел изображается не с простыми, а с императорскими коронами, изменяется и цвет герба: золотой цвет заменяется на черный.

Рис. Малый герб Российской империи

Новые значительные изменения были внесены в царствование Павла I. Связано это было с тем, что в 1798 году император принял под свое покровительство остров Мальта, где было рыцарское государство — Орден святого Иоанна Иерусалимского. И хотя впоследствии остров был захвачен Великобританией, Павел перевел Мальтийский орден в Россию. Символами этого ордена были белый равноконечный крест с расширяющимися концами (мальтийский крест) и корона магистра. В российском государственном гербе мальтийский крест был расположен на груди двуглавого орла под щитом со всадником. Верхний конец креста венчала корона магистра Мальтийского ордена. Одновременно из герба были исключены знаки ордена Андрея Первозванного.

Александр I уже на второй месяц царствования мальтийский крест отменил. Изображение орла было при этом очень разнообразно: он мог иметь одну или три короны, держать в лапах не только скипетр и державу, но и венок, факел и молнии. При императоре Николае I крылья были украшены гербами земель: Казани, Астрахани, Сибири, Польши, Финляндии.

При Александре II в середине XIX века была проведена геральдическая реформа. Количество гербов на крыльях орла увеличивается. Реформа также изменила направление движения всадника на щите, теперь он стал смотреть влево от зрителя, что соответствовало европейской традиции. После Февральской революции 1917 года на печати Временного правительства использовался двуглавый орел, нарисованный художником Иваном Билибиным.

Рис. Печать Временного правительства России

Летом 1918 года в Государственном гербе РСФСР утверждаются новые политические символы: красный щит, на котором изображены перекрещенный серп и молот и восходящее солнце — как символ перемен.

Эти символы потом вошли в Герб СССР, который обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик. В 1993 году указом Президента Российской Федерации официально закреплен исторический герб России. Так двуглавый орел вернулся на свое место.

Государственный герб России можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Орел — символ вечности России, глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, а три короны над его головами — союз народов, из которых состоит Россия. Правой лапой орел держит скипетр. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В левой лапе орла — держава, которая представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр, держава служили знаками власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.

Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он победил змея. Черный змей — символ зла. Всадник, поражающий копьем змея, — не только эмблема Москвы, но и символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

Рис. Герб Российской Федерации

С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображен на паспорте граждан Российской Федерации, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках. Величие нашей Родины и ее символов выразил в своем стихотворении заслуженный работник культуры Российской Федерации Виктор Крючков.

Чтец.

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя,

Когда метель — то я снежинка,

В ручье — я капелька ручья,

Из этих капелек-росинок

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

Мы возвратили герб старинный,

Россия, в нем твои черты:

И красный — сколько красоты!

В нем белизна твоих буранов

И синева твоих озер,

Твои надежды, муки, раны

И вечный огневой задор.

Россия — тройка, песня, птица,

Страна с особенной судьбой,

Должна Россия возродиться,

И возродимся мы с тобой.

Еще одним важнейшим атрибутом государства, символом государственного и национального суверенитета является флаг. Слово «флаг» греческого происхождения, означает сжигать, озарять, гореть. Государственные флаги, как и гербы, являются символами государства. Они поднимаются над правительственными зданиями и дипломатическими представительствами, их помещают на автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственный флаг чтят как святыню. Указом президента Бориса Ельцина от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации. Согласно этому Положению Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнее — белого, среднее — синего, нижнее — красного цветов. Цвет полос российского флага несет в себе глубокий смысл. Белый цвет всегда символизировал свободу, синий — Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный — державность. Есть и другое толкование символики цветов, которое говорит, что белый — символ правды, мира, благородства и чистой совести; синий — неба, верности, целомудрия, духовности и веры; красный — красоты, мужества, отваги, любви, защиты веры и людей, героизма и великодушия. Цвет полос нашего флага также связан с народными представлениями о красоте. В русском народном искусстве сочетание белого, красного и синего цветов — праздничный мотив. Русские крестьяне часто использовали эти цвета в своей одежде и для украшения домов. Те же цвета замечаем мы и в русской архитектуре, например: белые соборы и красные стены Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском Селе под Санкт- Петербургом.

Ведущий. Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, судов, Генеральной прокуратуры, Центрального банка. Бело-сине-красный флаг насчитывает 300-летнюю историю и за свою жизнь претерпевал, как и герб, некоторые изменения.

Архивариус. В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича началось строительство Каспийской флотилии. Царь приказал отпустить на флаги «червленую», белую и лазоревую материю. Как тогда располагались эти цвета относительно друг друга — неизвестно. Долгое время флаги в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение бело-сине-красных цветов ввел Петр I. Под этим флагом в 1697-1698 годах отправилось Великое посольство в европейские страны. В 1858 году Александр II утверждает в качестве государственного флага черно-желто-белое полотнище. Однако Александр III вернулся к бело-сине-красному флагу. Император недолюбливал Германию, а черный, желтый и белый были традиционны именно для Германии. В 1914 году в левый верхний угол полотнища помещают императорский штандарт. В 1917 году символом революционной борьбы становится красный флаг. После образования СССР на красном флаге в верхнем левом углу помещается изображение серпа и молота. Спустя 74 года к нам снова вернулся бело-сине-красный флаг.

Ведущая. В особенно торжественных случаях — при вступлении в должность президента и других государственных руководителей, при подъеме флага и других официальных церемониях — исполняется государственный гимн. Слово «гимн» образовано от греческого гимнос — восхваление, торжественная песнь. Особая торжественность и праздничность гимнов пробуждает и усиливает национальное и государственное самосознание, а в международных делах ритуал исполнения государственных гимнов служит выражением высших почестей представителям иностранной державы. Россия длительное время не имела официально установленного гимна. Вплоть до конца XVII века во время церковных праздников, государственных церемоний и всевозможных торжеств общегосударственного значения хор «государственных певчих дьяков» исполнял православные церковные песнопения гимнического характера. Лишь в 1815 году появился первый официальный государственный гимн России.

Одержав победу над французами в Отечественной войне 1812 года, Россия как никогда нуждалась в собственном государственном гимне. Почти вся Европа пользовалась тогда мелодией британского «Боже, храни короля». В 1816 году Александр I утвердил первый официальный гимн России на мелодию британского гимна со словами Василия Андреевича Жуковского. Гимн получил название «Молитва русских». Второй гимн России связан с именем композитора Алексея Федоровича Львова. Свое название гимн получил по первой строке «Боже, царя храни».

Боже, царя храни.

Сильный, державный,

Царствуй на славу,

На славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, царя храни.

Приобретая мировую популярность, русский гимн исполнялся за границей в качестве самостоятельного произведения.

В марте 1917 года в качестве гимна исполнялась «Рабочая марсельеза», музыка Клода Жозефа де Лиля (автор французской «Марсельезы»), стихи Петра Лавровича Лаврова (но это не перевод). Вот первый куплет:

Отречемся от старого мира,

Отряхнем его прах с наших ног!

Нам не нужно златого кумира,

Ненавистен нам царский чертог.

Мы пойдем к нашим страждущим братьям,

Мы к голодному люду пойдем,

С ним пошлем мы злодеям проклятья –

На борьбу мы его позовем.

Припев:

Вставай, подымайся, рабочий народ!

Иди на врага, люд голодный!

Раздайся клич мести народной!

Вперед, вперед, вперед, вперед, вперед!

Одновременно появляется идея об использовании в качестве гимна «Интернационала» (слова Эжена Потье, перевод Аркадия Яковлевича Коца, музыка Пьера Дегейтера). Началась борьба двух гимнов. «Интернационал» победил 10 января 1918 года. Новый гимн Советского Союза был создан на музыку Александра Васильевича Александрова, слова сочинили Сергей Владимирович Михалков и Габриэль Аркадьевич Эль-Регистан. Впервые он прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. После распада СССР недолгое время гимном была «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки. «Обзавестись» словами этот гимн не успел: в XXI век Россия вступила с обновленным советским гимном. Гимн исполняется на государственных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, мужчины — без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

Звучит Гимн России.

Ведущий. «Россия не только государство… Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не легла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях.

Ведущая. Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Ведущий. Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Ведущая. Россия — это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Ведущий. Россия — страна неслыханных богатейших сокровищ, которые таятся в ее глухих недрах.

Ведущий. «Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима — Византии и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве» — так написал о России художник, писатель и философ Николай Рерих.

Ведущая. И все это наша Родина! Мы гордимся ею и любим ее!

Чтец.

В сердце ты у каждого,

Родина — Россия,

Белые березки, колос золотой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

И. Черницкая

Дополнительный материал для проведения классного часа

Если учитель располагает временем на уроке, можно провести небольшую викторину или конкурс стихотворений о Родине.

Викторина для школьников

1. Что такое геральдика? (Историческая дисциплина, изучающая гербы.)

2. В каком году на гербе появился двуглавый орел? (В 1497 году Иван III поместил двуглавого орла на оборотную сторону. В период правления Ивана Грозного двуглавый орел с оборотной стороны переносится на лицевую.)

3. Когда появился трехцветный флаг? (В период царствования Петра /.)

4. Что обозначают цвета на флаге? (Белый — цвет свободы, синий — Богородицы, красный символизирует державность.)

5. Что такое гимн? (Гимн — торжественная песнь.)

6. Кто автор современного Гимна России? (.Музыка Александра Александрова, слова Сергея Михалкова.)

7. Какой праздник отмечается 12 июня (День России), 22 августа (День Государственного флага Российской Федерации), 12 декабря (День конституции Российской Федерации)?

Стихи о Родине

* * *

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к Отеческим гробам.

Автор: А. Пушкин

* * *

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мягкой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Автор: С. Есенин

Единственное

Покуда я живой –

Мне нет второго крова,

Нет матери второй

И нет отца второго.

И край родной — один,

И он чужим не станет,

И греть мне до седин

Он сердце не устанет.

Одно село, Где я

Рос трудною порою,

И небо у меня –

Одно над головою.

Я верить им привык

И быть за них в ответе.

Кого,

Когда не их,

Еще любить на свете!

Автор: Ф. Васильев

Мне о России надо говорить

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: Россия!

Сильнее всех имен произнести,

Сильнее матери, любви сильнее,

И на устах отрадно пронести

К поющим волнам, что вдали синеют.

Не раз наедине я был с тобой,

Просил участья, требовал совета,

И ты всегда была моей судьбой,

Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,

И в грудь вошел, и в кровь мою проник,

И если б он в груди моей погас,

То сердце б разорвалось в тот же миг!

Автор: А. Прокофьев

* * *

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Автор: А. Толстой

* * *

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж

Своей прошедшей славою горды.

Где нашу землю посохом ни тронешь, —

Повсюду есть минувшего следы…

Зарыли в землю много ржавой стали

Все, кто у нас попировал в гостях.

Как памятник стоит на пьедестале,

Так встала Русь на вражеских костях.

К нам, древней славы неусыпным стражам,

Взывает наше прошлое, веля,

Чтоб на заржавленном железе вражьем

И впредь стояла русская земля!

Автор: Д. Кедрин

* * *

О России петь — что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь — что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь — что тоску забыть,

Что любить, что бессмертным быть.

Автор: И. Северянин

Родина

Россия — Родина моя,

Холмы, дубравы и долины,

Грома морей и плеск ручья,

Прими, Россия, слово сына!

Ты стала всем в моей судьбе,

А мне за жизнь свою, признаться,

Как к матери, в любви к тебе

Не доводилось объясняться.

Я только помню черный пал

И полк коленопреклоненный,

Когда он клятвой отвечал

В беде на твой призыв священный.

Я только помню тех ребят –

Безусых, синеглазых, русых,

Что под звездой фанерной спят

В лесах у Мги и Старой Руссы.

Россия — Родина моя!

Есть на земле края иные,

Где шум лесов и звон ручья

Почти такие ж, как в России.

Но небу одному равна

Над головой своей по шири,

Ты первой названа, страна,

Надеждой мира в целом мире.

Автор: С. Орлов

doc4web.ru

Классный час «1 сентября — День Знаний. Урок Мира и дружбы»; 1 класс — Классные часы 1 сентября — 1 Сентября

Основная школа № 133

Классный час

на тему:

« 1 сентября – День Знаний.

Урок Мира и дружбы»

Провела

учитель начальных классов

Убитаева Майра Аскербековна

г. Жезказган 2018 г

Классный час на тему: 1 сентября – День Знаний. Урок Мира и дружбы.

Задачи:

1.Образовательные: Познакомить учащихся с нравственными понятиями: «дружба», «Любовь к Родине». Учить отгадывать загадки, выразительно читать.

2.Развивательные: Развивать речь, память, декламировать стихотворения, мышление, эмоции радости, внимание.

3.Воспитательные: Воспитывать уважение, любовь, гордость за Родину, дружелюбие к народу России.

Тип урока: праздничное внеклассное мероприятие.

Методы и приемы: беседа, игровая ситуация, методы художественного исполнения, объяснение, демонстрационный метод.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Психологический настрой.

— Звенит звонок всё громче, всё сильней!

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей – уроки начинаются!

Учитель:

— Здравствуйте, ребята! Я очень ждала встречи с Вами, думала о вас. Целый год мы будем неразлучны в учебе, играх, экскурсиях. Каждый день я буду говорить вам: «Здравствуйте, ребята!» И вы в ответ будете здороваться со мной. В классе принято на приветствие учителя отвечать наклоном головы, стоя при этом у своей парты. Давайте попробуем!

2.Знакомство с классом.

Учитель:

— Вас дети много, а мне хочется познакомиться с вами, удивить и порадовать. Герои из волшебной сказки часто говорил: «Я не волшебник, я только учусь», а потом творил чудеса. Из какой сказки этот герой? ( «Золушка»).

— У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно слышит и разговаривает с чьим – то маленьким сердечком: «Тук – тук! Тише, ребята! Это чье – то сердечко зовет меня к себе. (учитель подходит к ученику, кладет ладонь на грудь малышу)

— Как громко оно стучит, похоже, что оно выстукивает мне его имя. Знакомьтесь,ребята, это … (учитель «слушает сердечки» у других учеников). Остальные дети поименно называют себя.

— Расскажите, ребята, что видите на доске? (на доске висит ватман)

— Вам, дети, кажется, что это самый обычный белый лист? Я же говорила вам, что я немножко учусь волшебству! Сейчас вместе с вами мы сотворим небольшое чудо. (парафином написаны слова).

Мама мир Казахстан Родина

Жизнь дружба Россия

( Выходят двое детей. Смоченной в акварели ваткой закрашивают облачко и читают слова).

— Почему, как вы думаете, именно эти слова поставлены рядом?

Ученики:

Мама подарила жизнь ребенку.

Дружба между детьми и взрослыми любой национальности приводит к миру на Земле.

Родина – это дом, мама, школа. Казахстан и Россия два государства, которые живут в дружбе, согласии. Наша Родина Казахстан, но наши сердца всегда открыты к дружбе с другими странами. Солнце – кун, Родина – Отан, земля – жер, друг – жолдас, мама – ана.

Стихотворения о Родине.

1.Мир в каждом доме,

В каждой стране.

Мир – это солнце на нашей земле.

Мир нужен взрослым и детям

Всем странам на свете!

Погаснет снова солнце вечером

А солнце дружбы никогда!

Пускай шагает человечество

Дорогой мира и труда

Давайте все возьмемся за руки

И будем дружбой дорожить.

Под флагом разноцветной радуги

Должна планета наша жить.

2. Мы ребята смелые

Всё для мира сделаем.

Всю планету нашу

Будем украшать.

Мирными делами счастье добывать.

3. – Что для жизни нужно? Солнце, солнце.

— Что для дружбы нужно? Сердце, сердце.

— Что для сердца нужно? Счастье! Счастье!

— Что для счастья нужно? Мир! Мир!

Учитель:

— Друзья, мечта прекрасна,

Друзья, мечтайте смело!

Но вредно и опасно

Мечтать, не зная дела.

Мы скажем вам три слова

Что вас повсюду ждут

Запомните: основа

Учёба, знанья, труд.

Физминутка.

— Карусели, карусели,

Мы с тобой в машину сели –

И поехали, и поехали…

— Карусели, карусели,

В вертолет с тобой мы сели

И поехали, и поехали…

— Карусели, карусели,

На лошадку с тобой сели.

И поехали, и поехали…

— Карусели, карусели,

В самолет с тобой мы сели

И поехали, и поехали…

— Карусели, карусели.

Все за парты тихо сели.

Учитель:

— Какие дела вас ждут в школе?

(читать, писать, дружить, любить Родину)

Ученик:

— Хлеба купить попросили Андрея

Вот и пошел он читать не умея.

Вывесок много, а мальчик один

Входит несмело Андрей в магазин.

Кто – то в халате и молвит Андрею.

— Сядьте, я бороду вашу побрею!

Только тогда, покраснев от стыда

Понял Андрей, что попал не туда.

(чтение букв и слов: мир, книга, мама)

Учитель: Кто читает, тот много знает.

Загадки о школе.

1.Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

2. У сосны и ёлки

Листики – иголки.

А на каких листочках

Растут слова и строчки? (тетрадь)

3. Я всех знаю, всех учу

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Надо грамоте учиться. (книга)

4. Белый комочек растаял –

На доске следы оставил. ( мел)

5. Быстрый конек

По белому полю бегает,

За собой следы оставляет (ручка)

Учитель:

— А вы, ребята, приготовили все вещи для школы?

— Я хочу проверить, как вы готовились к школе. Я буду Вам задавать вопросы, а вы, когда это нужно будете хором отвечать:

«Это я, это я, это все мои друзья»

— Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

— Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?

— Кто мороза не боится,

На коньках летит, как птица?

— Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

— Кто из вас, из малышей

Ходит грязный до ушей?

— Кто домашний свой урок

Выполняет ровно в срок?

— Кто из вас, хочу узнать,

Любит петь и танцевать?

— Кто из вас не ходит хмурый

Любит спорт и физкультуру?

— Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

— Кто из вас такой хороший

Загорать идёт в галошах?

— Кто из вас, скажите прямо

Любит папу, любит маму.

Закрепление.

— Я от всего сердца желаю вам, дети, хорошо учиться, расти сильными и здоровыми,

дружить друг с другом. В добрый путь!

pedsovet.su

Урок (классный час)на 1 сентября Россия, устремленная в будущее.

Единый урок на 1 сентября.

Не каждая страна мира имеет столько поводов для гордости за свою Родину, как люди России. Российская Федерация является самым большим государством по площади на земном шаре, среди наших сограждан много известных полководцев, писателей, изобретателей. Итак, давайте разберемся, чем гордится Россия.

Начнём с того, что название нашей страны — Россия — сохранилось со времён Петра I, который основал империю со столицей в Петербурге.

Так возникла Великая Россия – одно из сильнейших государств того времени. 

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина». (К. Д. Ушинский)

Конечно, говоря о России нельзя не упомянуть о её флаге….

Современный флаг нашей Родины – бело-сине-красный триколор тоже связано с именем Петра I.

 

Ещё одним символом государственности является герб. Герб с изображением двуглавого орла, на груди которого на щите размещен Георгий Победоносец, поражающий змея.

Гимн России 

 

Чем гордится Россия, как не своей столицей! Москва является одним из крупнейших и красивейших городов мира.  

В Москве одна из самых больших по протяженности линий метро в мире! В Москве множество архитектурных и исторических памятников. Кремль, Красная площадь, Покровский Собор, Новодевичий монастырь и другие.  

Одним из самых значимых символов является Московский Кремль. 

Кремль – это крепостное укрепление.

А ты знаешь, что сначала Кремль был деревянный, а затем каменный?

Одно из самых знаменитых сооружений Московского Кремля – Спасская башня, на которой расположены куранты. Бой этих курантов является воззванием к единству всех россиян.

 

Знаменитые ученые, которые подарили миру огромное число ценных изобретений, законов, среди россиян имеются в достаточном количестве.

… и многие другие.

Знаменитые российские деятели культуры и искусства известны всему миру.

Это и художники…

И композиторы…

А ещё в России есть самое самое… 

Самое большое в мире болото — Большое Васюганское болото. Его площадь составляет 53-55 тыс. кв.км.

Самое глубокое озеро на планете Земле — озеро Байкал (глубина достигает 1642 м).

Байкал является ещё и самым крупным хранилищем пресной воды на планете.  

Самые древние горы в мире — Уральские горы, которые разделяют Россию на Европейскую и Азиатскую части…

В России находится единственный горячий источник, богатый полезными свойствами минеральных вод в Ессентуках и известный своими гидросульфидными ваннами.

А ещё…

Россия является родиной всемирно известных драгоценных камней, таких как: алмаз, топаз, Лунный камень, цитрин, циркон, турмалин, опал. В России, также впервые был обнаружен редкий драгоценный камень Александрит. Она так названа в честь русского царя Александра.

Россия стоит на 1 месте по нефте- и газодобыче, по запасам торфяных и лесных ресурсов, алмазов, питьевой воды и поваренной соли.

Россия занимает 1 место по разведанным запасам каменного угля, железной руды, серебра, золота, меди, свинца.

Россия занимает 2 место в мире по добыче нефти (1 место занимает Саудовская Аравия).

И это ещё не всё…

В России самый большой в мире ледокольный флот…

Флот — это большое количество кораблей и членов их экипажа как правило под единым командованием. 

Первое место в мире по числу оснащённых троллейбусами городов.

Первое место по количеству телевизионных станций.

Первое место в Европе по числу пользователей интернета.

Первое место в мире по открытию химических элементов в XXI веке

Первое место по разным национальностям

-Главным языком является — русский язык.

-Ещё у нас есть свой родной язык-кумыкский.

И есть у нас своя малая родина – Дагестан. Это наш родной дом, где мы родились и растем.

Мы гордимся своей Родиной!

infourok.ru

Классный час 1 сентября «Конституция РФ. Государственные символы России»

Классный час 1 сентября «Конституция РФ. Государственные символы России»

Цель:

— познакомить учащихся с Конституцией и символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

— показать, что государственная символика – это общечеловеческая, государственная ценность;

-воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства и других  стран; любовь к Родине.

Оборудование: карта России, флаг, герб России, запись гимна, плакаты для оформления класса.

Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу. Хочу вам пожелать здоровья, успехов в учёбе, ведь впереди у нас с вами, ребята, новые уроки, сложные задачи, трудные диктанты.

✓ Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

✓ Кто является главой нашей страны?

«Родина»- мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас.

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая прозрачная до дна,

И серёжки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Итак, я приглашаю вас на поле знаний – «Поле чудес».

День Знаний  мы сейчас откроем,

Чудо–игру здесь устроим.

Повернитесь все друг к другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: «Ура!»

Игру начать уже пора!

Тема нашей игры: «Государственные символы страны».

Во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны.

Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем не ответил на этот вопрос. Однако без сомнения ответы будут разными. Кто-то вспомнит бескрайние просторы-луга, поля, леса; кому-то на ум придут сувениры: матрёшки, самовары, медведи…Любители русской старины расскажут о древнем московском кремле, о знаках царской власти: скипетре, короне, державе. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей малой родине – городу, котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

А сейчас мы определим игроков. Я вам предлагаю отгадать загадки. Будьте внимательны!

По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА)

На столе стоитпузатый.

Носик-кран его горбатый.

Рядом пряники, конфеты…

Загудит вдруг, как ракета,

Запыхтит, из носа – пар!

Тульский это…(САМОВАР)

Кукла – символ материнства
И семейного единства.

Сарафан её одёжка,
Вся из дерева… (МАТРЁШКА)

 

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР)

Итак, встречайте первую тройку игроков. Это……Внимание, задание!

Это музыкально – поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом, например, во время поднятия государственного  флага, во время праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. В переводе с греческого означает торжественная песня.

 При исполнении этой песни люди встают. Мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

гГ

и

м

н

Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

(Звучит гимн России).

 

Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки композитор Александров. Текст утвержден президентом Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.

Во главе Державы,

Избранный по праву

На четыре года

Волею народа. (ПРЕЗИДЕНТ)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою… (страну)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

 А сейчас я приглашаю вторую тройку игроков. Внимательно послушайте задание.

Это эмблема государства, изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города.

Зашифрованное слово происходит от немецкого «Эрбе» — наследство. Их символичному смыслу в древние века предавалось огромное значение.

Г

Е

Р

Б

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард. Орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, птица злая,

Подобье потеряв своё,

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копьё.

Везде орёл, везде с ним слава!

Везде он гордый, впереди-

Крестом увенчана держава,

Святой Георгий на груди…

   Появился наш герб во времена правления Ивана 3 князя всея Руси в 1497 г. У нас очень красивый герб. На нем, на красном фоне изображен двуглавый золотой орел. Орел-символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Российская эмблема воспринимается однозначно: орёл – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе и в Азии. Поэтому одна голова смотрит на восток, другая – на запад при едином теле – едином направлении.

Орел символизирует собой незыблемость и верность православия с  древней поры. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружеских народов  — русских, украинцев и белорусов.

Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии. Которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

Символ мудрости и власти.

Отгоняющий напасти,

Что крыла свои развёл…

Он — двуглавый птах — … (ОРЁЛ!)

Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский… (КАРАВАЙ)

Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины. (МАСЛЕНИЦА)

К игровому полю выходят следующие игроки….. Внимание, задание!

       Это слово  греческого происхождения от слова  «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности славяне имели свои слова для его обозначения. Наиболее древнее «стяг». В русской дружине стягом называли длинный шест с куском яркой ткани, на котором был изображён языческий бог.

ф

л

а

г

        

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота,

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак –

Доблестный, трёхцветный наш российский флаг!

Днём рождения бело-сине-красного флага принято считать 20 января1705 года. В этот день от имени царя Петра 1 был издан приказ о принятии государственного флага.

На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый- благородство, откровенность. Синий – верность, честность, безупречность, целомудрие, красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.

Позже этим полосам придали значение содружества трёх восточных народов — белорусов, украинцев и русских.

Государственные флаги развиваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. В праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел.

Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти символы величия и могущества России достались вам от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.

Итак, супер игра!

Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется– основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно. 12 декабря отмечается 23 — летие её принятия в РФ.

к

о

н

с

т

и

т

у

ц

и

я

Конституция – это основной закон, в котором изложены основы устройства государства, самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Эти правила долгое время остаются постоянными и неизменными, и каждый гражданин должен их знать. Конституцию приняли 12 декабря 1993г. всенародным голосованием. В календаре есть праздник, который отмечается 12 декабря и называется он «день Конституции». Мы все должны запомнить эту дату, дату в честь основного закона, который мы с вами должны знать и соблюдать.

— Посмотрите вот, так выглядит наша с вами Конституция. Она состоит из двух разделов. В первом разделе есть следующие главы: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент РФ», «Федеральное собрание», «Правительство РФ», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр конституции». А во второй главе: «Заключительные и переходные поправки».

Только закон и исполнение его может обеспечить нам порядок. Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.

 

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

Где можно увидеть изображение герба России?

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг —

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный … (ФЛАГ!)

Где вывешивается Государственный флаг?

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава. (ГИМН)

Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?


         Быть гражданином России – это большое счастье, высокая честь. Её гражданам присущи любовь к Родине, забота о её процветании, ответственность за её судьбу.

Задание: придумать герб своей семьи.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *