Какой год у евреев наступил – Смысл, традиции и дни наступления 5779 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире

Содержание

Какой год в Израиле — Эйлат Израиль 2019: экскурсии и отели

Европейский Новый год в Израиле начали отмечать только около 25 лет назад. Евреи, вернувшиеся на историческую родину из стран бывшего СССР, привезли эту традицию с собой. Празднуют его достаточно скромно, ведь 31 декабря и 1 января в Израиле обычные будни.

Еврейский Новый год – Рош ха-Шана

У евреев есть свой праздник, символизирующий наступление нового года – Рош ха-Шана (голова года). Это одно из наиболее почитаемых в Израиле событий, празднуется несколько дней. Праздник окутан древнейшими религиозными традициями и обрядами.

Туристов интересует, какой годв Израиле сейчас и когда отмечают Новый год в Израиле по иудейским традициям, ведь у этого праздника нет определенной даты. Рош ха-Шана высчитывается ежегодно по еврейскому календарю. Встречают его в новолуние месяца Тишрей — это сентябрь, начало октября. Когда весь мир встречал Новый 2017 год, в Израиле летоисчисление превысило уже 5000 летний рубеж.

Чтобы вычислить какой год в Израиле сейчас, нужно знать, что летоисчисление иудеи ведут со дня сотворения мира. Поэтому в 2018 году в Израиле наступил 5779 Рош ха-Шана 10 сентября (вечером 9-го), а в 2019 году – 5780 Рош ха-Шана 30 сентября.

Новый год у иудеев знаменует завершение Господом процесса сотворения мира. В этот период Бог судит всех людей, принимает решение кому умирать и определяет благосостояние всех на следующий год. Иудеи верят, что Господь прислушивается к молитвам в эти дни, и выносит более милосердные решения. С наступлением Рош ха-Шана все верующие подводят итог перед собой и перед Господом о деяниях прошедшего года.

Как отмечают еврейский Новый год в Израиле

Помимо обязательного посещения синагоги евреи обмениваются поздравлениями, дарят чисто символические подарки и собираются за семейным праздничным столом. Вся пища на Рош ха-Шана носят символический характер: — яблоки и халу подают с медом, чтобы, будущий год стал сладким; — обязательно подается рыба с головой, чтобы быть не в хвосте, а во главе; — лук — порей – на иврите схож с глаголом отсечь. Нужно съесть кусочек лука, чтобы отсечь все болезни; — свекла и финики – на иврите эти слова схожи с глаголами убраться, истребить. Чтобы противники убрались с жизненного пути; — морковь – символизирует богатство; — гранат – для преумножения всех хороших дел.

Религиозные традиции на Рош ха-Шана

С наступлением Рош ха-Шана Творец вершит небесный суд, отмечает все человеческие поступки. Поэтому обязательное пожелание для каждого еврея на Новый год – благостной записи в Книге жизни. По иудейской вере Адам согрешил именно 1 Тишрея. И каждый Рош ха-Шана Творец судит всех потомков Адама. Поэтому в праздничные дни во всех синагогах страны Израиль играют на шофаре. Евреи верят, что услышав эту музыку, Господь будет более милосердным.

Завершается Новый год у иудеев великим Йом-Кипуром. Это День Искупления, когда Бог подводит итоги по жизненным деяниям каждого еврея. Это день поста, запрещается даже пить воду. Весь день Йом-Купура иудеи проводят в молитвах, прославляя Господа.

В течение Рош ха-Шана совершаются интересные обряды: — Ташлих – символичный обряд, переводится как «грехи в воду». Возле реки, озера, моря нужно прочитать определенную молитву и бросить в воду символический мусор из своего кармана. — Капорот – обряд приношения символической жертвы. Совершается в ночь перед Йом-Кипуром. У мужчин в роли жертвы выступает петух, у женщин – курица. Птиц просто вертят над головой.

Новый год у иудеев проводится в молитвах, обдумывании своих деяний за прошедший год. Он сопряжен с древними религиозными обрядами и обычаями. Рош ха-Шана мало похож на празднование европейского Нового года с фейерверками, концертами и гуляниями.

israel-eilat.ru

Летоисчисление в Израиле

То, что Израиль удивительная страна и уникальная, говорилось неоднократно. В Израиле, и только в нем, есть, чего нет в других странах. Израиль – колыбель трех мировых религий. Только в Израиле есть место, где был захоронен и воскрес Иисус Христос, место, где он родился – город Вифлеем, только в Израиле есть икона Божьей Матери, на которой она улыбается – Богоматерь Вифлеемская, ведь на всех других иконах Божья Мать изображена строгой, задумчивой. И это не полный перечень всех диковинок страны. Но, пожалуй, одной из самых отличительных черт Израиля является его календарь, то есть израильтяне живут абсолютно в другом летоисчислении в Израиле.

И если во всем мире живут по одному летосчислению, то в Израиле в одной единственной стране мира – по другому. Во всех странах, в том числе и в России и в Украине, используется григорианский календарь, в котором летоисчисление ведется от рождества Иисуса Христа.

Надо заметить, справедливости ради, что светский Израиль живет также по григорианскому календарю, а вот религиозный Израиль, то есть религиозные евреи используют в своей жизни для летосчисления календарь исторический, так называемый иудейский, по которому отсчет времени идет не от Рождества Христова, а со времен Адама и Евы.

Официальный календарь государства Израиль – календарь иудейский, ведущий летоисчисление Израиля практически от времен первых людей. В Израиле сегодня по иудейскому календарю не совсем 2012 год, сегодня в Израиле 5773 год. Немного странно, правда? Однако так и есть! Мало того, согласно иудейскому календарю государство Израиль живет в необозримо далеком будущем, чем все остальное человечество.

Что же это за летоисчисление в Израиле? Иудейский календарь – это календарь Солнечно- Лунный. На новолуние в иудейском календаре приходится первое число каждого месяца. Число месяцев в году разное, это может быть год, в котором 12 месяцев, а может быть год, в котором будет 13 месяцев. Количество месяцев в иудейском году зависит от того, какой это год – обычный или високосный. От того, какой год, зависит и количество дней в году. Если год високосный дней в нем – 388, если год обычный, то в нем – 355 дней. Причем количество дней приблизительное и в том и в другом случае.

Начинается год по календарю в Израиле не первого января, как во всех странах мира, а осенью в Тишрей месяце. Кстати, Новый год в Израиле, никакой не Новый год, самый обычный, не праздничный и не выходной день. Правда в последнее время, в связи с тем, что из стран бывшего СНГ приехало в Израиль на постоянное место жительства много людей, которые привыкли отмечать новый год в январе, в Израиле появляется новая традиция – праздновать Новый год. Многие магазины и базары, фирмы устраивают новогодние и рождественские распродажи, новогодние базары, где можно купить все атрибуты обычного нового года: елку, елочные игрушки и так далее.

Месяц Тишрей в календаре летосчисления в Израиле в григорианском календаре не соответствует точно какому-либо месяцу, иногда он приходится на сентябрь, иногда на октябрь. День иудейского Нового года – Рош-а-Шана всегда разный – он каждый год вычисляется раввинами Израиля. Рош-а-Шана исчисляется исходя из числа месяцев в году, из числа дней в данном году, исходя из новолуния и других факторов.
В иудейском календаре по летоисчислению в Израиле, годы бывают правильные и не правильные. Правильным считается год, когда в нем 12 месяцев, а в каждом месяце по 29 или по 30 дней. Есть достаточные и недостаточные месяцы. В достаточном – есть один дополнительный день, а в недостаточном месяце, который называется – кислев, дней на один меньше.

Праздники по еврейскому календарю тоже очень сложно определяются и высчитываться. Ни один еврейский праздник не имеет фиксированной, четкой даты, к примеру, как в России, Украине, да и в других странах мира. Рассчитать праздничные дни в Израиле – это очень большое искусство, познать которое дано не каждому. Еще один интересный факт – еврейский день начинается не так как у всех – утром, начинается еврейский день – вечером. К примеру, вечер пятницы, это, по сути – суббота. Кстати, новые сутки, то есть начало новых суток высчитывается специально практически до секунды. В общем, все не просто, что еще раз подтверждает уникальность страны, ведь даже летосчисление в Израиле отличное от мирового!

Надо сказать, что в быту евреями используется все же григорианский обычный, вернее привычный всем календарь.

Религиозные евреи живут по календарю иудейскому, историческому. И даже работая на компьютерах, религиозные евреи настраивают их на грегорианский календарь, но называют, шутя, к примеру – «2012 не нашей эры».

Надо сказать, что до Петра 1 в России летоисчисление велось также от сотворения мира, но когда на престол в России свзошел царь Петр – все изменилось! С 1700 года с 1 января летоисчисление в России стало вестись от Рождества Христова. Когда в России началось летосчисление по григорианскому календарю, в России был 7208 год от сотворения мира.

Осенью 2012 года в Израиле по летоисчислению Израиля начнется 5773 год.

Арабы кстати, также живут по своему календарю. Это лунный календарь, в котором в одном месяце 28-29 дней. В арабском году соответственно меньше дней и год короче. Интересно, что в связи с этим день рождения человека в течение всей его жизни может быть в разные времена года.

Израиль также живет согласно лунному календарю, но отличается от арабского тем, что в Израиле в определенные периоды добавляется к году високосный месяц под названием Веадар.

Следовательно, в Израиле весенние месяцы – весенние, летние – летние, и так далее. И еще в Израиле имеет два года – религиозный, который начинается с марта-апреля, календарный – начинается с сентября.

Летоисчисление в Израиле – это отличительная особенность государства. Так повелось из спокон веков, благодаря сохраненным традициям Израиль до сих пор живет по иудейскому календарю, начиная новый год в сентябре, а день с вечера!

Loading…

www.pro-israel.ru

Как был сформирован еврейский календарь? — вопросы раввину

Шалом, уважаемый Реувен!

Это очень интересный вопрос. Действительно, стоит иногда задуматься над тем, что кажется нам очевидным, — так ли это? Однако еврейское летосчисление достаточно обосновано, как мы вкратце покажем ниже.

Прежде всего, рассмотрим начало книги Берейшит. О каждом человеке, являющемся звеном в цепочке от Адама до Авраама, мы можем точно сказать, когда он родился и сколько прожил. Например, Шет родился, когда Адаму было 130 лет, а его сын Энош родился, когда Шету было 105, и так далее, как ясно сказано в 5 главе. Так же можно проследить все события вплоть до Исхода из Египта и Дарования Торы. Первым же днем летосчисления принято считать 1 Тишри, когда был сотворен Адам (Сангедрин, 38 б) Дальнейшая история, кроме упоминания даты строительства Храма в Танахе, подкрепляется непрерывной устной традицией. Таким образом, нам достоверно известно, какой сейчас год от Начала.

Календарь — дело более сложное, не зря мудрецы называются в Танахе «знатоки времен» (Эстер 1:13). Когда вся еврейская жизнь была устроена по правилам и не было помех, начало нового месяца, его продолжительность и продолжительность года устанавливались каждый раз в соответствии с ситуацией.

Происходило это следующим образом: если находились два свидетеля, видевшие нарождающуюся луну на тридцатый день месяца и их показания проходили проверку в Большом Бейт-дине Иерусалима, то мудрецы объявляли новый месяц в этот день. Таким образом, предыдущий получался 29-дневным. Если же свидетельства не было, то новый месяц объявлялся на следующий день. Соответственно, прошлый месяц становился меубар — расширенным, 30-дневным.

По мнению некоторых комментаторов, мудрецы всегда учитывали астрономические расчеты и следили за тем, чтобы очередность месяцев вписывалась в общую схему, которая предполагает, что начало нового месяца совпадает с днем, когда «нарождается» луна. Кроме того, есть правило Торы, что месяц Нисан должен быть весной — в то же время года, что и Исход из Египта, и праздник Песах. Поэтому иногда следует добавлять дополнительный месяц в еврейский год, чтобы уравновесить разницу между 12-ю лунными месяцами и солнечным годом, которая составляет около 10-12 дней. Решение о добавлении месяца принималось мудрецами по обстоятельствам. Скажем, если они видели, что весна еще далеко, а месяц Адар подходит к концу, они объявляли второй Адар[1]. (Именно месяц Адар удостоился того, что его иногда удваивают — может быть, чтобы продлить евреям время особой радости, в соответствии с известным положением «Начинается Адар — умножаем веселье»?)

Помимо этого, в Талмуде в нескольких местах рассказывается о дополнительных схемах, которые были внесены мудрецами в календарь исключительно для удобства. Например, нехорошо, если Йом-Кипур выпадет на пятницу или на исходе Субботы. Самой известной из таких схем, сохранившейся в нашем календаре, является Ло АДУ Рош, ве-ло БаДУ Песах, что означает: Рош а-Шана никогда не выпадет на 1,4 и 6 день недели, а Песах — на 2,4 и 6.

Впоследствии, когда мудрецы увидели, что вскоре возможности принимать свидетельства не будет (а главное, не будет смихи — передачи раввинских полномочий, без которых невозможно освятить новый месяц) и народ Израиля все больше рассеивается по разным странам, Гилель Несиа, правнук рабби Йеуды а-Наси, рассчитал календарь на будущие времена. Он вычислил, с какой периодичностью следует добавлять дополнительные месяцы и какие месяцы следует сделать 29 — или 30-дневными, чтобы все условия календаря сохранялись. Воспользовавшись упомянутыми выше схемами, он создал, можно сказать, общую формулу календаря, так, чтобы никто уже не должен был корректировать его[2]. Собрав Бейт-дин, он объявил и освятил все месяцы на многие столетия вперед — до тех пор, пока не восстановится еврейская жизнь в полном объеме — дай Б-г, поскорее, в наши дни!

С уважением, Овадья Климовский


[1] Тора не дала нам названий месяцев, только отметила, что месяц Исхода — весенний. Пребывая в вавилонском галуте (изгнании), мудрецы позаимствовали местные названия месяцев, открыв в иностранных словах скрытый смысл, связывающий эти названия с еврейскими понятиями. Есть и иносказательные расшифровки названий, например, АВ расшифровывают как Элуль Ба — грядет Элуль.

[2] Не станем упоминать здесь о различных версиях календарей, существовавших во времена Второго Храма, так как в основном этими версиями пользовались различные секты. Мы же вкратце хотели осветить происхождение того календаря, которым сегодня пользуется весь еврейский народ.

toldot.ru

Какой год сейчас у еврее?

Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию. Продолжительность месяца определяется средним промежутком между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа. Поэтому часть месяцев состоит из 29 дней и часть из 30. Месяцы тишрей, шват, нисан и ав всегда «полные» и состоят из 30 дней. Месяцы тевет, адар (не в високосном году) , ияр, тамуз и элуль — «неполные» и состоят из 29 дней. в месяцаххешван и кислев иногда содержитсч в обоих по 30 дней, иногда — в обоих — по 29 дней, а иногда в хешване — 29, а в кислеве — 30. Каждый 19-тилетний солнечный цикл включает семь високосных лет : 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й. В високосный год добавляется тринадцатый месяц адар-бет (дополнительный адар) . В этом случае первый адар (адар-алеф) содержит 30 дней, а адар-бет — 29. 5758 год был первым годом солнечного цыкла, то есть нынешний 5763-й год. Вот все месяца еврейского календаря по порядку: тишрей, хешван, кислев, тевет, шват, адар, нисан, ияр, сиван, тамуз, ав, элуль.

29 сентября, после захода солнца, наступит 5769 год в Израиле у коренных евреев. Равины смотрят по звёздам. Когда появляется первая звезда на небе, тогда и наступает новый год.

touch.otvet.mail.ru

Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Источник:

Еврейский календарь (ивр. הלוח העברי‎‎, לוּחַ שָׁנָה — луах шана; буквально `таблица`, `годичная таблица`) — ежегодный календарь, используемый в еврейской традиции для определения еврейских дат и праздников. По нему определяются также памятные даты, соответствующие части Торы для публичного чтения, даты бар-мицвы, йорцайта и пр. Официальный календарь в Израиле, наряду с григорианским.

Начальная точка отсчёта

Летосчисление в книге Берешит начинается от потопа[1], затем велось от исхода из Египта[2], но книги Царств, Пророки и книга Хроник чаще всего датируют события годами правления монархов Иудейского или Израильского царств[3], а в период персидского владычества (с 539 г. до н. э.) — годами царствования персидских властителей[4].

В эпоху эллинизма евреи стали вести счет годам по летосчислению Селевкидов (от 7 декабря 312 г. до н. э.), которое именовалось в раввинистической литературе миньян hа-штарот (буквально `расчет для [официальных] документов`) и приводилось нередко с указанием соответствующего года по другим системам летосчисления[5].

Несколько раз на протяжении этой эпохи вводилось также другое летосчисление: от начала правления Шимона Хасмонея (142 г. до н. э.), от первого года Иудейской войны I (66 г. н. э.) и восстания Бар-Кохбы («эра Свободы Израиля», 131 г. н. э.).

В раввинистической литературе (а изредка и в современной) встречается счет лет от года разрушения Второго Храма (миньян ле-хурбан hа-баит), то есть от 69/70 г. н. э. В 8 в. евреи начали вводить упоминаемое в Талмуде летосчисление «от сотворения мира» (ли-вриат hа-олам; по нему исчислены даты на некоторых надгробиях 9 в.), однако летосчисление селевкидов удерживалось в еврейских общинах Европы до 12 в., а восточных стран (в том числе, видимо, и Эрец-Исраэль) — до 16 в.

Счет годам от начала мироздания, принятый ныне всеми еврейскими общинами мира, исходит из данных Седер Олам рабба, еврейской летописи, в которой сведена воедино вся библейская и послебиблейская хронология вплоть до середины 2 в. н. э. В этой системе летосчисления момент новолуния первого месяца при сотворении мира (исходный момент всех расчетов молада) приходился на 5 часов и 204 халаким[6] (11 минут, 20 секунд) пополудни второго дня недели (по юлианскому календарю понедельник в октябре 3761 до н. э.).

В еврейском календареведении это новолуние, обозначаемое (с 10 в. по респонсам Саадии Гаона и Хая бен Шриры Гаона) аббревиатурой בהר»ד (бахарад), в которой числовые значения букв (2, 5 и 204) фиксируют день и время его наступления. Оно называется также молад тоху (`новолуние хаоса`), поскольку, согласно сохранившемуся в мидраше преданию, создание упорядоченного мира началось 25 элула[7], то есть за пять дней до истечения года хаоса. (Т.о. сотворение Адама приходилось на 1 тишрей второго года от сотворения мира; в раввинистической литературе новолуние этого тишрей называется молад адам) Согласно вычислениям, молад бахарад в точно том же сочетании дня недели, часа, минут и секунд повторяется лишь через 689 427 лет (36 288 календарных циклов), хотя раз в 247 лет (циклов) молад почти совпадает по времени с бахарадом.

До 1-го Никейского собора (325 н. э.) христиане вслед за иудеохристианами пользовались еврейским календарем, затем перешли на юлианский. В 5 в. свой расчет по Библии эры «от сотворения мира» произвел монах Панодор из Александрии. Его дата (5493/92 до н. э.) была принята в Византии с поправкой в 16 лет (5509/08 до н. э.), и от последней велось летосчисление на Руси после ее крещения вплоть до указа Петра I (15 декабря 1699 г.) о введении в России юлианского календаря и летосчисления по христианской эре (от рождения Иисуса).

Общая структура еврейского календаря

Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь то 29, то 30 дней, год может начинаться только в определенные дни недели.

Но наиболее резкое отличие еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая: все системы основаны на некотором периоде, в основу их положен некоторый цикл, в течение которого средний календарный год (или месяц, если он измеряется по луне) приближается к истинному.

Например, юлианский календарь имеет четырехлетний цикл, в течении которого для согласования календарного и истинного солнечного годов вводится один дополнительный день; григорианский календарь имеет период 400 лет (4х 100, т.к. годы 1700,1800, 1900 — невисокосные, а 1600 и 2000 — високосные).

Из лунных календарей, например, турецкий имеет цикл 8 лет, а арабский — 30 лет. Еврейский же календарь вообще непериодический, он основан не на цикле определенной повторяющейся последовательности годов, а на специальных вычислениях, о которых см. ниже. Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях никакой периодичности не наблюдается.

Единицы измерения времени

В Талмуде принято деление суток на 24 часа, а часа (по Птолемею) на 1080 долей (халаким; 3 и 1/3 секунды). Амораи Шмуэль Ярхинаа (буквально `луновед`) и Адда бар Ахава в 3 в. установили, что лунный месяц (синодический, то есть период между ближайшим повторением определенной фазы луны; в данном случае — новолуния) длится 29 суток, 12 часов и 793 доли (= 44 минуты и 3 1/3 секунды), что максимально отвечает современным расчетам среднего синодического месяца (29 суток, 12 часов, 44 минуты и 3 секунды).

Они же определили длительность солнечного года как 365 суток, 5 часов и 997 12/19 доли (приблизительно 55¼ минут), то есть более точно, чем принято для юлианского календаря (365¼ суток; ныне принят средний тропический год — 365 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд). Каждое из четырех времен года (ткуфа) по расчетам рабби Шмуэля[8] длится в среднем около 91 суток и 7 с половиной часов (по рабби Адде — 91 сутки, 2 часа и 451 1/3 доли).

В 4 в. Гилель II установил ряд календарных правил, в том числе введение лунного цикла греческого астронома Метона (5 в. до н. э.), по расчетам которого 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (125 по 30 дней и 110 по 29 дней), на основании чего семь лет этого цикла получали по 13 месяцев, что сводило воедино лунный и солнечный календари и устраняло неизбежное при пользовании только лунным календарем перемещение праздников из одного времени года в другое (как это происходит у мусульман).

Месяцы еврейского календаря

Вот два стиха из Торы, в которых говорится о календаре.

«Месяц этот вам начало месяцев, первый он вам из месяцев года». Шмот, 12:2
«Сегодня вы выходите в месяц весенний». Шмот, 13:4

Оба относятся к тому самому месяцу, в который евреи вышли из Египта и в который мы с тех пор ежегодно празднуем Песах, к месяцу нисан. Т.о. первый месяц года всегда должен приходиться на весну. Из выражения «месяцев года», употребленного в стихе мы можем заключить также, что в году должно быть целое число месяцев, что отнюдь не очевидно, например, месяц или год не содержат целого числа недель. Тора также требует чтобы месяц содержал целое число дней, т.к. в Торе есть выражение «ходеш ямим» = «месяц дней».

Еврейский календарь лунный. Например, в 104-м псалме читаем:

Он сотворил луну для (определения) времен, солнце знает закат свой.

Также, одинаковы в написании слова יָרֵחַ (йареах — `луна`[9]) и יֶרַח (йерах — `месяц` в смысле отрезка времени; например, Втор. 21:13), а слово חודש (’ходеш’ в Быт. 29:14 — `месяц`; в I Сам. 20:5 — `новомесячье`) из приведённой выше цитаты и Шмот происходит от слова חדש (‘хадаш’ — `новый`).

Выражение «месяц этот» говорит, что начало месяца можно определить по наглядному признаку, на который можно «указать пальцем»[10]. Поэтому новый месяц начинается, когда мы впервые видим новую луну в лучах вечерней зари — день ведь начинается с вечера, как сказано «И был вечер, и было утро — день один»[11].

В дальнейшем переход к оседлому образу жизни после завоевания Ханаана и утверждение храмового культа со связанными с ним праздниками требовали согласования отсчета лунных месяцев с чередованием времен года, то есть с солнечным годичным циклом. Но они с этим циклом не соотносятся: один год длится 12,368 месяцев, поэтому число месяцев в году не может быть постоянно, как не может быть постоянно и число дней в месяце, поскольку месяц содержит в среднем 29 дней 12 часов 44 минуты 2,78 секунды. Эти два соотношения — дней с месяцами и месяцев с годами — и подлежат согласованию.

Следует заметить, что в других календарях, как правило, тоже фигурируют единицы времени, примерно равные лунному месяцу и солнечному году и, по-видимому, ведущие от них свое происхождение. Например, в христианском календаре год солнечный, однако месяц всегда имеет фиксированное число дней и не зависит от луны, т. е. является чисто условным; в мусульманском календаре месяц лунный, а год состоит просто из 12 месяцев, т. е. он условный и не связан с солнцем. В Еврейском же календаре обе эти еденицы времени сохраняют связь с наблюдаемыми явлениями — появлением новой луны и наступлением весны. Однако такое согласование месяцев с годом есть также и в других календарях, и неправильно считать, что в этом самая существенная характеристика Еврейского календаря.

Названия месяцев

Месяцы в Библии обычно обозначаются порядковыми числительными: «в первом месяце»[12], «в пятом месяце»[13], «в двенадцатом месяце»[14]. Некоторые из них идентифицированы с ханаанейскими названиями: «месяц зив, он же второй месяц»[15], «месяц эйтаним, он же седьмой месяц»[16], «месяц бул, он же восьмой месяц»[17].

В так называемом Гезерском календаре месяцы названы главным образом по видам сельскохозяйственных работ: сбора урожая, сева, позднего сева/или последнего дождя, сбора фруктов, льна, жатвы ячменя, общей жатвы, обрезки ветвей, лета (или конца года). Т.е. в эпоху Первого храма месяцы у израильтян еще не получили устоявшихся наименований. Согласно Талмуду[18], принятые в еврейском календаре названия месяцев были усвоены израильтянами в период пленения вавилонского. От вавилонян они заимствовали и астрономические познания, позволившие им создать основу принятого поныне у евреев лунно-солнечного календаря.

В Библии встречаются только семь идущих из Вавилонии названий месяцев еврейского календаря: нисан[19], сиван [20], элул[21], кислев (Зх. 7:1), тевет[22], шват[23] и адар [24].

Названия остальных месяцев иногда с обозначением их порядковым числительным, появляются наряду с предыдущими в рукописях еврейской общины Элефантины, в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в свитках Мураббаата (см. Мёртвого Моря Свитки) времени восстания Бар-Кохбы.

Месяц (в скоб. — устар. название,
упоминаемое в Танахе)
Число днейВавилонское названиеМесяцы григорианского календаря
в обычном годув високосном году
Нисан (Авив) נִיסָן30Нисанумарт–апрельапрель–май
Ияр (Зив) אִיָּר29Аяруапрель–маймай–июнь
Сиван סִיוָן30Симанумай–июньиюнь–июль
Тамуз תַּמּוּז29Ду’узуиюнь–июльиюль–август
Ав אָב30Абуиюль–августавгуст–сентябрь
Элул אֱלוּל29Улулуавгуст–сентябрьсентябрь–октябрь
Тишрей תִּשְׁרֵי (Эйтаним)30Ташритусентябрь–октябрь
Хешван, חֶשְׁוָן
Мархешван (Буль)
29 или 30Арахсамнаоктябрь–ноябрь
Кислев כִּסְלֵו29 или 30Кислимуноябрь–декабрь
Тевет טֵבֵת29Тебетудекабрь–январь
Шват שְׁבָט30Шабатуянварь–февраль
Адар אֲדָר29Адаруфевраль–март
Адар бет* אֲדָר ב’29Адарумарт–апрель

* только в високосном году

Установление нового месяца

В эпоху Второго Храма новый месяц устанавливался Санhедрином по свидетельским показаниям [25], после разрушения Второго Храма календарь высчитывался мудрецами, хоть они и не хотели открывать это знание, потому что установление новолуния по свидетельским показаниям имело больше святости, ведь в установлении календаря участвовал весь народ.

Детали вычисления календаря. Виды годов

В еврейском календаре аналогичным понятию астрономического новолуния, но несколько отличающимися от него, является понятие «молед». Промежуток времени от одного моледа до другого по оределению принимается равным 29 дней 12 часов 44 минуты 1 хелек (хелек= 1/18 мин.)Так как этот промежуток времени, как мы уже об этом говорили, практически равен среднему сидерическому месяцу, молед всегда приходится нановолуние молед, таким образом — это «среднее новолуние».

Для определения продолжительности всех месяцев в году достаточно определить, в какой день будет следующий Новый год; при этом всегда известно из 19-летнего цикла, високосный ли данный год, и выбор приходится делать из трех дней: для простого года его продолжительность может составлять 353,354 или 355 дней, а для високосного 383,384 или 385 дней. Если в году 353 или 383 дня, то Хешван и Кислев оба неполные; если 354 или 384 дня, Хешван неполный а Кислев полный; и если 355 или 385 дней, Хешван и Кислев оба полные.

Четыре правила

Существуют следующие четыре правила, позволяющих определить, на какой день приходится очередной Новый год — Рош hа-Шана.

1. Новый год должен начинаться не раньше моледа — так же как и любой другой месяц (но он может начинаться и через несколько дней после моледа).

2. Новый год не может прийтись на воскресенье, среду или пятницу. Если бы год начинался в среду или в пятницу, то Йом Киппур был бы соответственно в пятницу или в воскресенье, т.е. в день, соседний с Субботой. В результате получилось бы два дня подряд, когда запрещена всякая работа, включая приготовление пищи — а такой порядок жизни признан Мудрецами слишком тяжелым для общины. Если же год начинался бы в воскресенье, то Гошана-Раба (седьмой день праздника Суккот) прищелся бы на Субботу. Поскольку в Суккот мир судится по поводу воды — т.е. основы жизни — на очередной год, и в последний, седьмой день, суд заканчивается, то в день Гошана-Раба установлены специальные процедуры с ветвями ивы. Если Гошана-Раба прийдется на Субботу, то эти процедуры должны были бы быть отменены, а это может повредить благоприятному решению Суда.

3. Новый год должен быть установлен так, чтобы на следующий год так же можно было выполнить два предыдущих требования. Можно легко математически показать, что больше, чем на год вперед, заглядывать не нужно. Более того, требование «заглядывания на еще один год вперед» существенно только в том случае, когда из соображений первых двух требований Новый год может прийтись на вторник или четверг, причем год простой.В этом случае, если мы выберем вторник, то следующий год сможет начаться только в Субботу исходя из второго требования,но иногда это может противоречить первому требованию. В таких случаях начало данного года устанавливают не на вторник, а на четверг.

4. Если первым трем требованиям удовлетворяют два дня (нетрудно видеть, что больше двух быть не может), то выбирается, естественно, более ранний из них. Таким образом всегда найдется ровно один день, удовлетворяющий всем четырем требованиям.

Согласно закону, вычисление календаря может производиться только специальным судом из больших Мудрецов, выдающихся в своем поколении. Суть же вычисления современного Еврейского календаря, заповедного нам Сангедрином Рабби Гилеля II. сводится к следующему.

Исходя из известного времени моледа, относящегося к данному Новому году, прибавляя к нему умноженный на 12 (или на 13) промежуток между двумя моледами, получаем день и время моледа для следующего Нового года. Затем, исходя из описанного выше четырех правил, устанавливаем дату Нового года, после чего, исходя из полученной длительности года, определяем длительность Хешвана и Кислева и устанавливаем начала всех месяцев.

Типы годов

Перечислением нетрудно установить, что существует всего 14 типов годов, где внутри каждого типа годы не различаются по длине и распределению месяцев, и по дням недели, на которые приходятся все их дни. Принята система обозначения, при которой каждый тип года обозначается тремя буквами, из которых первая обозначает день недели, на которой пришелся Новый год, вторая — длительность года (Хешвана и Кислева) («хет» — «хасера» — неполный — 353 или 383 дня, «каф» — «кисидра» нормальный — 354 или 384 дня, «шин» — «шлема» — полный — 355 или 385 дней) ; третья — день недели, на который пришлось первое Нисана.

Зная тип данного года можно определить все его данные: дни недели, на которые приходятся различные даты и праздники, число Суббот, отрывки из Торы и Пророков, чтение которых приходится на тот или другой день и т.д. Поэтому «компактные таблицы» еврейского календаря могли бы быть построены так: сначала приводится 14 календарных таблиц на 14 типов годов, а затем указывется последовательность, какой год от Сотворения Мира принадлежит к какому типу. Последовательность эта, как мы уже говорили, будет непериодической.

Единственным элементом, различающимся у различных годов одного типа, будут дни, на которые приходятся текуфот — т.е. место данного календарного года по отношению к солнечному году. Поскольку обычные еврейские календари предназначены также и для того, чтобы переводить различные даты в даты гражданского солнечного года, то реально календарь делают отдельно на каждый год.

Обновление календаря

Реформа календаря и ее проекты, диктуемые стремлением достичь максимального соответствия календарного года с астрономическим и постоянного совпадения дней недели с определенными датами всех месяцев года, рассматривались с 19 в. разными международными инстанциями; ныне они обсуждаются экономическим и социальным советом ООН. Предложенные до настоящего времени проекты единодушно отвергаются всеми течениями иудаизма, поскольку ни один из них не может не противоречить Галахе (в силу неизбежности включения в проектируемый всемирный календарь «пустых» вненедельных и внемесячных дней, что неминуемо привело бы к перемещению субботы по всем дням недели, а праздников по различным датам месяцев). Вместе с тем в силу принципа, что Галахе следует считаться с международными нормами, принятыми «в пользу человечества», религиозные авторитеты признали линию перемены дат, не противоречащей Закону.

Современное состояние еврейского календаря

В еврейском календаре простой год состоит из 12 лунных месяцев; в високосном году прибавляется дополнительный месяц. Как простые, так и високосные годы бывают:

  1. правильные, когда все 12 месяцев состоят попеременно из 30 и 29 дней;
  2. достаточные, когда один из 29-дневных месяцев имеет 30 дней и
  3. недостаточные, когда один из 30-дневных месяцев состоит из 29 дней.

Таким образом:

Типы годовДней в простом годуДней в високосном году
Правильный354384
Достаточный355385
Недостаточный353383

Продолжительность еврейского года (будет ли он правильный, достаточный или недостаточный) определяется днём, на которое падает 1-е число месяца тишрей и 1-е число месяца нисана. Так как праздник Песах празднуется 14-го нисана, который должен быть весенним месяцем, то для согласования лунного года с солнечным в еврейском календаре принят цикл в 19 лет (малый цикл), в котором 7 лет високосных. Номера високосных годов в 19-летнем цикле — 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

В основание всего еврейского календаря положено определение первого новолуния (новолуние мироздания), которое, по еврейским вычислениям, имело место в 3761 до н. э., в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни. Час в еврейской традиции делится не на минуты и секунды, а на 1080 частей (число, заимствованное из «Альмагеста» Птолемея и кратное всем однозначным делителям, кроме 7), а каждая часть — на 76 мгновений.

Нееврейские календари

Кроме установленного еврейского календаря в Израиле в разное время находили применение и отличные от него (в Кумране, Самарии и проч.).

См. также

Календарь в Интернете, добавка для Гугл-календаря и т.д.

Ссылки

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Календарь в ЭЕЭ

www.ejwiki.org

Какой сейчас год по еврейскому календарю?

  • 5771 год.

    Только вернее было бы написать не quot;еврейскийquot;, а quot;религиозный календарь иудеевquot;.

  • Еврейский календарь — это 12 лунных месяцев, именно так считают месяцы евреи.

    У евреев есть даже разделение года на достаточный, недостаточный и правильный в зависимости от количества лунных дней в месяце.

    А вообще сейчас пять тысяч семьсот семьдесят пятый год по еврейскому календарю.

  • В Израиле официально действует наряду с Григорианским, также религиозный календарь иудеев, который ещ называют еврейским. По этому календарю отмечаются иудейские праздники, в которые читают соответствующие части Торы, отмечают дни рождения и дни памяти умерших. По этому календарю сейчас идт 5573 год.

  • В настоящее время по состоянию на апрель 2014-ого года, согласно иудейскому лунно-солнечному религиозному календарю, мы живм в 5774-ом году. Вообще, конечно, для меня безумная какая — то цифра. Календарь состоит из трх основных периодов: библейский, послебиблейский и талмудический.

  • По григорианскому календарю 2012-2013 год это 5773 год по еврейскому календарю, а 2013-2014 год 5774 год по еврейскому календарю. Первый месяц в иудаизме Нисан, с него начинается отсчет всех религиозных праздников.

  • На текущую дату (07 октября 2014 года) по еврейскому календарю прошло уже две недели 5775 года от сотворения мира. Сейчас — первый месяц года — тишрей и с 9 октября начнется неделя суккот — еврейского праздника кущей.

  • Сейчас 5774 год по Еврейскому календарю. Вообще еврейский календарь в электронном виде можно посмотреть здесь или здесь. А следующий год начнется 14 сентября 2015. Причем год по еврейскому календарю начинается в разные даты григорианского календаря.

  • Если считать по еврейскому календарю, нужно считать от дня сотворения мира, получается, что сегодня 5774 год по Еврейскому календарю. Этот год начался 5 сентября 2013 года. И продлится он до 25 сентября следующего года.

  • Сегодня 20 декабря 2014 года, а по еврейскому календарю сегодня Ханука пять свечей, Недельная глава называется Микец, 28 кислева 5775 года. Вот так.

    Посмотреть любую дата в еврейском календаре можно здесь.

    Это очень интересное летоисчисление, года в еврейском календаре бывают правильными, достаточными и недостаточными.

    Там все очень сложно, поэтому я даже не поняла как вообще в еврейском календаре считаются года и дни, потому количество дней в году них больше.

    А по этой ссылке можно узнать праздники, главные еврейские и прочитать еще многое интересное о жизни по еврейскому календарю и пообщаться с ребе можно.

  • Сейчас 5775 год, он соответствует нашему 2014/2015 году, месяц тишрей. Интересно, что в иудейском календаре появлятся 13 месяц в високосном году; этот календарь непериодический, базирующийся на вычислениях.

  • 5774 год. По этому календарю , по религиозному календарю иудеев сейчас 5775 год идет. Он не так давно начался . А именно 25 сентября. Именно так а не иначе потому что они считают с сотворения мира всего.

  • info-4all.ru

    Рош ха-Шана (Еврейский Новый год) 2019: какого числа начинается

    В иудейской канонической традиции, как и в мусульманской, что интересно, большинство праздников отмечаются с вечера – до вечера. Что не удивительно, ведь если в других культурах день начинается с утра (астрономический, естественно, с ночи, конкретно, с 24/00-часов), то у евреев день принято отсчитывать с заката.

    Кроме того есть одна важная особенность – действует совершенно особый календарь, некий сплав лунного и солнечного, ставший своеобразным мостиком между естественной традицией народа и современными реалиями окружающего мира.

    По сути, календарь в Израиле официально принят лунный, но с добавочными месяцами, корректирующими различия между ним и григорианским. Поэтому логично, что и еврейский Новый год (Рош ха-Шана) каждый год припадает на разные даты.

    Но, если в календаре ислама, который просто проходит псевдогодичный, с астрономической точки зрения, цикл и дальше продолжает использовать свой следующий месяц без перерыва, принятая у евреев традиция применять дополнительные месяцы позволяет каждый год примерно угадывать, пусть не с точной датой, но, хотя бы с сезоном. Что, конечно же, очень здорово, ведь многие праздники имеют под собой земледельческую основу или же конкретные даты исторических событий, завязанных на сезонность.

    Вследствие этого еврейский Новый год всегда случается осенью, и в 2019-м это будет время с вечера 30 сентября до вечера 1 октября.

    Подоплека праздника

    Ортодоксальные иудеи, конечно же, в курсе, что именно в эту дату – 1 числа тишрей (первый месяц года) наступит 5779 год. Совершенно отличное от западной традиции летоисчисление корнями уходит в далекую древность, когда Иисус христианством был принят Сыном Божьим и именно его дата рождения была избрана отправной точкой нашей эры, но иудаизм его воспринял исключительно в качестве очередного пророка, и полагает, что Мессия еще нашу землю не посещал, в принципе.

    Интересно, но Танах приписывает именно авиву (нисану) пальму первенства в годичном цикле – это,

    2019god.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *