Как подготовиться к итоговому сочинению в 11 классе по литературе – Элективный курс (11 класс) на тему: Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе | скачать бесплатно

6 советов, как подготовиться к итоговому сочинению

6 декабря абитуриенты напишут итоговое сочинение. Это будет их первое серьёзное испытание в этом году, которое повлияет на допуск к экзаменам. Преподаватель учебного центра MAXIMUM ответила на самые распространённые вопросы учеников и родителей. Оказывается, что сочинение — как раз та свобода, за отсутствие которой и ругали ЕГЭ.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Подготовка к ЕГЭ, поступление, выбор вуза, бронь ресторана для проведения выпускного вечера — в гуще этих, бесспорно, важных забот 11 класса к концу осени родители, выпускники и их учителя вспоминают о ещё одном испытании. Это испытание — итоговое сочинение.

Итоговое сочинение — экзамен, который пишут ученики выпускного класса. По сути, это допуск к государственной итоговой аттестации, оценивается «зачёт» и «незачёт». Результат итогового сочинения может дать несколько дополнительных баллов к сумме ЕГЭ по желанию вуза.

В 2017 году выпускникам будут предложены следующие темы: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

Формально всё понятно. Однако из года в год тысячи родителей, учеников и учителей задают нам одни и те же вопросы: «Нужно ли дополнительно готовиться к итоговому сочинению? Итоговое сочинение и сочинение в ЕГЭ по русскому — это одно и то же? На что следует делать акцент при подготовке?»

Предлагаем разобраться, как оно работает на самом деле и получить информацию из «первых уст». Регулярно в учебном центре MAXIMUM проходят профессиональные семинары, на которых преподаватели детально разбирают результаты и процесс работы с учениками. На одном из них мы поговорили с Алиной, преподавателем курса по итоговому сочинению, она ведёт его уже третий год.

  1. Зачем вы готовите к итоговому сочинению, действительно ли ученикам это нужно?
    Бесспорно, да. О подготовке к итоговому сочинению меня начали спрашивать ещё в августе. Я преподаю русский язык в учебном центре. Так как мы готовим учеников к ЕГЭ, разумеется, мы готовим и к итоговому сочинению, ведь без него ни о каком ЕГЭ не может быть и речи. Для нас это уже будет третий курс подготовки к итоговому сочинению, но каждый раз мы создаём его заново, ведь каждый год появляются новые направления, темы, а значит, новый подход.

  2. Почему большинство учеников переживает из-за итогового сочинение не меньше самого ЕГЭ?


    Отсутствие чётких правил, рамок, системы, опоры — это то, что больше всего пугает учеников. Абсолютно каждый год нам приходится переучивать учеников, напоминая им, что декабрьское сочинение и 25 задание из ЕГЭ по русскому языку — разные работы, и нельзя их смешивать. И это, наверное, самое сложное, ведь сначала мы ставим их в строгие рамки ЕГЭ: проблема — комментарий — позиция автора — аргументы. А сейчас уводим их от этого шаблона, чтобы после декабрьского сочинения снова к нему вернуться. Очень часто ученики задавали мне вопрос: «А как понять в итоговом сочинении позицию автора?» А её нет, как нет и определённого плана. Сочинение в декабре — это как раз та свобода, за отсутствие которой так ругали ЕГЭ.

  3. Как вы помогаете ученикам выйти за рамки, привычные в ЕГЭ, и проявить индивидуальность?
    Здесь нам помогает опыт выпускников курса по итоговому сочинению прошлого года, которые в своё время получили заветные зачёты: мы берём их сочинения за образец, эталон, разобрав пять-шесть сочинений. Ученик заимствует из каждого что-то, что ему больше всего понравилось. Так и рождается их собственный, уникальный подход к итоговому сочинению.

  4. С какими ещё сложностями сталкиваются ученики при подготовке к итоговому сочинению?
    Самый сложный этап сочинения для большинства учеников — подготовка аргументов. И здесь нельзя не отметить действительно существующую проблему: ученики мало читают. Умение аргументировать свою позицию с опорой на литературу приходит с опытом, но часто ли «нечитающий» ученик садится за стол и пишет сочинение?

  5. Но ведь уровень начитанности за несколько месяцев сложно изменить. Как вы решаете эту проблему на курсе?
    На курсе есть отдельная встреча, которая посвящена аргументации, разбору произведений, сюжетных линий. Это для многих служит своего рода спасательным кругом, ведь мы разбираем произведения, подходящие для того или иного направления, именно их, как показывает практика, в итоге и используют ученики в сочинениях. Каждому ученику мы советуем составить таблицу со столбцами: «направление», «произведение», «сюжет». Он анализирует произведения, которые подойдут к тому или иному направлению, и заполняет её. Сам процесс анализа и составления таблицы помогает ученику запомнить произведение, понять его и использовать в своей работе по каждому направлению.

  6. Итоговое сочинение, как и любой другой экзамен в выпускном классе — большой стресс для ученика. Как помогаете ученику поверить в себя?
    Действительно, для нас также очень важно подготовить выпускников морально, придать им уверенности в себе. Наш опыт показывает, что если ученик на курсе получил за последнее пробное сочинение «зачёт», он меньше волнуется в день самого экзамена. Поэтому я советую каждому: тренируйтесь, пишите как можно больше сочинений на разные темы. Ключевые слова здесь: «на разные темы», поскольку самой распространённой ошибкой как учеников, так и учителей, является подготовка только к одному направлению.

Итак:

1. Вместо экспресс-чтения упущенной программы по литературе подготовьте короткий разбор произведений по каждой теме и аргументацию.

2. Напишите пробные итоговые сочинения по каждому из пяти направлений.

3. Выберите индивидуальный подход, познакомьтесь с успешными работами других.

4. Помните: итоговое сочинение и сочинение в ЕГЭ по русскому — разные задания. И подготовка к ним требует разных подходов.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему нельзя отменять ЕГЭ

7 вопросов о ЕГЭ, которые беспокоят родителей

5 лучших школ с углублённым изучением химии и биологии

mel.fm

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению

Грустно констатировать факт, но современные ученики очень мало читают. Делают это они по необходимости, когда надо выучить параграф по истории, географии, химии… Художественные тексты предпочитают в кратком изложении или в виде кинофильма. Телефон, компьютер, телевизор заменили нашим детям книгу. Недостаток чтения сказывается на успеваемости учащихся, их кругозоре – беднеет словарный запас. Часто замечаешь, что даже сильные ученики не могут точно ответить на вопрос, дать какое-то определение, хотя понимают, о чём идёт речь. Причина – не хватает слов! Эта проблема возникает и при написании изложений и сочинений.

Перед нами – учителями филологии – стоит серьёзная задача: не только научить детей читать серьёзно, вдумчиво, но и привить любовь к художественной литературе, научить письменно излагать свои мысли. Вопрос о том, что в школу надо вернуть такой вид работы, как сочинение, был поднят на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г., а 27 ноября 2013 г. министр образования и науки Д. Ливанов предложил придать сочинению статус «новой формы промежуточной аттестации, которая станет допуском к ЕГЭ». Идея неплохая, если бы не слишком быстрый переход от планов к действиям. В последнее время сочинения при сдаче ЕГЭ, в том числе и по литературе, требовались в виде рассуждения, поэтому учителя-филологи готовили учащихся с учётом этих требований. Постепенно навыки написания, читательская культура были утеряны, а в большинстве Учебных программ место сочинений заняли контрольные и тестовые работы, творческие задания и проекты. Вернуть назад всё то хорошее, что было в методических копилках преподавателей, очень сложно, особенно за такое короткое время. А подготовить учащихся к сочинению, итоги которого станут допуском к ЕГЭ, необходимо.

Я хочу поделиться опытом подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению. Система состоит из 8 шагов.

ШАГ1: Знакомство с организацией экзамена и психологический настрой учащихся на положительный результат.

Место написания – МКОУ Жилинская СОШ

Дата написания – 3 декабря 2014 года, 4 февраля 2015 года, 6 мая 2015 года

Время написания – 3 часа 55 минут

Количество слов – не менее 250 слов

Проверка – комиссия МКОУ Жилинская СОШ с привлечением специалистов-филологов других ОУ

ШАГ2: Знакомство с тематическими блоками, разработанными Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского общественного фонда А.И.Солженицына.

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

5. Чем люди живы?

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления)

ШАГ 3: Знакомство с параметрами оценивания сочинения

1. Соответствие теме.

(Выпускник должен отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.«Незачет» ставится, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания. )

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

(Выпускник должен привлечь для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.)

3. Композиция и логика рассуждения.

(Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.)

4. Качество письменной речи.

(Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. )

5. Грамотность.

(«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста – в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

ШАГ 4: Подбор литературного материала

1 Блок:

а) свобода и одиночество

«Белеет парус одинокий…»

«Выхожу один я на дорогу»

«Утёс» «Тучи»

«Мцыри» (Мцыри)

«Герой нашего времени» (Г.Печорин)

б) «потерянное поколение»

«Маскарад» (Е.Арбенин)

«Демон» (Демон)

«Герой нашего времени» (Г.Печорин)

2 Блок:

а)подвиг

Л.Н.Толстой «Война и мир» (капитан Тушин)

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (лётчик Алексей Мересьев)

Б.Васильев «В списках не значился» (офицер Николай Плужников)

Б.Васильев «А зори здесь тихие» (девушки-зенитчицы)

А.Толстой «Русский характер» (танкист Егор Дрёмов)

А.Твардовский «Василий Тёркин» (солдат Василий Тёркин)

б)испытание войной

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (Остап и Андрий)

Л.Н.Толстой «Война и мир» (Андрей Болконский)

В.Быков «Сотников» (Сотников и Рыбак)

М.Шолохов «Судьба человека» (Андрей Соколов)

3 Блок:

а)красота природы

Лирика А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева,

Н.А.Некрасова, С.А.Есенина

И.С.Тургенев «Записки охотника»

б)связь человека с природой

«Слово о полку Игореве» (перед походом)

Л.Н.Толстой «Война и мир» (А.Болконский и небо Аустерлица, А.Болконский и дуб, Наташа Ростова и звёздная ночь в Отрадном)

И.А.Бунин «Антоновские яблоки»

А.И.Куприн «Олеся» (Олеся в лесу)

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (Настя и Митраша в лесу)

4 Блок:

а)душевное родство поколений

Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова и мать)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»(Раскольников и мать)

И.С.Тургенев «Отцы и дети»(Базаров и родители, Аркадий и отец)

б)спор поколений

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Базаров и Павел Петрович)

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» (Дуня и отец Самсон Вырин)

А.Н.Островский «Гроза» (Катерина и свекровь Кабаниха)

А.П.Чехов «Вишнёвый сад» (Аня и мать Любовь Андреевна)

А.И.Солженицын «Матрёнин двор» (Матрёна и воспитанница Кира)

К.Г.Паустовский «Телеграмма» (Настя и мать Екатерина Петровна)

5 Блок:

а)дружба настоящая и мнимая

Л.Н.Толстой «Война и мир» (А.Болконский и П.Безухов)

И.А.Гончаров «Обломов» (И.Обломов и А.Штольц)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников и Разумихин)

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч)

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Ленский)

б)честь и достоинство

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Гринёв и Швабрин)

А.С.Пушкин «Дубровский» (Дубровские и Троекуров)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Дуня и Свидригайлов)

М.Ю.Лермонтов «Песня…про купца Калашникова» (Калашников и Кирибеевич)

в)любовь

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Базаров и Анна Сергеевна, Аркадий и Катя, Николай Петрович и Феничка)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Гринёв и Маша Миронова)

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Татьяна Ларина)

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» (Лиза и Эраст)

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера)

И.А.Гончаров «Обломов « (Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Пшеницына)

А.Н.Островский «Гроза» (Катерина и Борис)

Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа и А.Болконский, Наташа и П. Безухов)

А.И.Куприн «Олеся» (Олеся и Иван Тимофеевич)

А.И.Куприн «Гранатовый браслет»( Желтков и княгиня Вера)

г)гуманизм

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова)

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (Матрёна Тимофеевна)

А.П.Платонов «Юшка» (Юшка)

В.Г.Короленко «Дети подземелья» (Валек и Маруся)

Н.В.Гоголь «Шинель» (А.А.Башмачкин)

Л.Н.Андреев «Кусака» (Лёля и Кусака)

д)становление личности

В.Г.Распутин «Уроки французского»

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

А.М.Горький «Детство» (жизнь Алёши)

А.П.Платонов «Неизвестный цветок» (Даша и цветок)

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (жизнь Насти и Митраши)

е)патриотизм

«Слово о полку Игоревом» (Золотое слово Святослава)

Н.С.Лесков «Левша» (тульский мастер Левша)

А.А.Блок «На поле Куликовом», лирика

ж)человеческие пороки

Басни И.А.Крылова

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (градоначальники)

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (семья Простаковых, Скотинин)

А.С.Грибоедов «Горе от ума» («фамусовское общество»)

Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных, салон А.П.Шерер)

Н.В.Гоголь «Ревизор» (Хлестаков и чиновники)

Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков и помещики)

А.М.Горький «На дне» (обитатели ночлежки, хозяева Костылёвы)

ШАГ 5: Коллективное создание устных вариантов сочинений
ШАГ 6: Коллективное создание письменных вариантов сочинений

ШАГ 7: Знакомство с бланками сочинения

ШАГ 8: Написание индивидуальных работ и их детальный анализ

Пример сочинения по тематическому направлению

« Спор поколений: вместе и врозь»

Роль семьи в становлении личности.

Семья! Это такое большое, важное, доброе слово! И такое тёплое. От него веет детством: мамиными сказками, бабушкиными пирожками, папиными шашками. Семья играет важную роль в жизни каждого человека, потому что здесь его не только одевают, обувают, кормят, но и учат быть добрым, честным, справедливым. Тему родственных взаимоотношений мы встречаем на страницах многих литературных произведений. Писатели показывают нам, как семья может повлиять на становление человеческой личности.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов смог понять любовь отца к Феничке, не посчитал её предательством по отношению к покойной матери, с радостью принял младшего братишку. Это говорит о том, что семья воспитала хорошего человека. И мы чувствуем, что у Аркадия и Кати обязательно будет любящая, нежная семья. Даже всегда закрытый, грубоватый Евгений Базаров залечивать душевные раны приезжает домой, в родные стены. Он весь отдаётся работе, а заразившись смертельной болезнью, до последнего скрывает это от родителей. Только отец, бывший лекарь, понимает весь ужас положения, но они объединяются с сыном и стараются уберечь мать, не говоря ей всей правды. Автор показывает, как пропадает нигилизм героя, а из-под него показывается нежная, чуткая душа любящего сына.

Совсем другие отношения в семье Курагиных в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Этих людей объединяют только фамилия и титул, а на самом деле они – чужие друг другу. Анатолий Курагин ведёт распутный образ жизни, Ипполит — безвольный и равнодушный человек, а красавица Элен только блистает на балах. Они не любят друг друга, не интересуются семейными проблемами. Сам отец, князь Василий, называет своих сыновей «дурак беспокойный» и «дурак покойный». О какой родительской любви и заботе может идти речь, если он вынуждает дочь выйти замуж за Пьера Безухова, чтобы поправить материальное положение семьи! Его совсем не интересует, будет ли Элен счастлива. Несчастным рядом с ней становится и Пьер. Жена его открыто презирает и ненавидит, особенно после дуэли с Долоховым. Она не умеет любить, уважать, жалеть, потому что никто её этому не учил. Её родители, которые должны были показывать пример добрых человеческих отношений, не могли этого сделать, поэтому теперь душа этой красавицы холодная и пустая.

Когда человек растёт, то его окружают и друзья, и одноклассники, и учителя, и просто знакомые. Все они его чему-то учат. Но я думаю, что самое важное в жизни даёт человеку только его семья, только она его учит бережно относиться к природе, уважать окружающих, поддерживать попавших в беду. Она его учит быть Человеком! (383 слова)

Ещё раз хочется подчеркнуть то, что важным является позитивный настрой учащихся.

Вопрос министру.

(Страдания ученицы 11 класса)

Отчего в моей душе

Тревога и волнение?

То того, что в декабре

Пишем сочинение.

То Печорин, то Наташа,

То Раскольников с «Грозой»…

В голове – так просто каша!

И не у меня одной.

Уважаемый министр!

Вы не любите детей,

Если думаете так

Научить читать скорей?

Учащимся очень тяжело оставаться уверенными в себе, если волнуются родители, переживают учителя, озабочена администрация школы. Надо поддерживать детей и вселять в них уверенность в то, что всё получится, а все свои сомнения скрывать.

infourok.ru

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-830192

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе

Статья посвящена подготовке учащихся 11 классов к итоговому сочинению по литературе. Даются основные рекомендации, на что следует обратить более пристальное внимание при организации работы в этом направлении.

Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе

       Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм. 

           Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, при этом умело обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

     Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за короткое время невозможно. Эта систематическая и планомерная работа в старших классах. Основную сложность представляет собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы относились к подготовке серьезно.

На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее. Но мы можем  ознакомиться  за несколько месяцев с направлениями, по которым будут сформулированы эти пять тем.

      Увидев перед собой темы, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Спокойно обдумайте предложенные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор. Учтите, что  каждая тема содержит в себе внутренний  вопрос, на который вы будете отвечать в своей работе, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений. Выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.

Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите: аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении, вопросы, на которые можно ответить в ходе рассуждения, аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.

     При работе над сочинением вам обязательно нужно  привести  пример из художественного произведения, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев. В этом вам поможет план анализа.

План анализа прозаического  произведения

  1. Как связано произведение с исторической эпохой?
  2. Какие факты из биографии автора связаны с созданием данного произведения
  3. Какое место занимает произведение в творчестве писателя и в русской литературе?
  4. К какому жанру принадлежит произведение?
  5. Какова история создания произведения?
  6. Какова тема (о чём?) и идея (что хотел сказать автор этим произведением, чему научить?) произведения? В чём смысл названия произведения?
  7. Какие проблемы поднимает автор в произведении?
  8. Какой конфликт (противопоставление, противоречие) лежит в основе произведения? Когда он произошёл? Между какими героями, в связи с чем, что послужило поводом?
  9. Какие ключевые (главные) эпизоды?
  10. В чём особенность системы образов произведения (главные, второстепенные, положительные, отрицательные персонажи)?
  11. Как выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме)? Как автор видит решение поставленных в произведении проблем?

     На написание работы отводится 3 часа 55 минут. Распланируйте время правильно. При оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено». Учтите, что вы должны выстраивать рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. Не забываем: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

pedsovet.org

Система подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Система подготовки к итоговому сочинению. 2015-2016 год.

2 слайд Описание слайда:

Нечитающие люди-это низшая каста, потому что спрос на людей ,способных читать и понимать, писать и внятно излагать текст, всегда будет достаточно высок в любой сфере человеческой деятельности. Если человек видит свою будущность не в качестве разнообразной прислуги , а в качестве субъекта , управляющего пусть не миром , но хотя бы частью его, ему от этого никуда не деться. Он будет читать. Более удобного способа упорядочить свои представления о мире ещё не придумано. Павел Басинский.

3 слайд Описание слайда:

Задачи введения итогового сочинения в 11 классе. Выявить: уровень речевой культуры учащихся начитанность учащихся личностную зрелость умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме Таким образом, назначение итогового сочинения- проверка речевых компетентностей и умения обращаться к литературному материалу.

4 слайд Описание слайда:

Итоговое сочинение- это не сочинение по литературе Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль; опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. В темах сочинений не используются узкие формулировки; реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы; не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях

5 слайд Описание слайда:

Одна из главных целей творческой работы- мотивировать учеников на чтение, пробудить прежний интерес к литературе как к предмету. Определение уровня широты кругозора учащегося. Умение владения речью.

6 слайд Описание слайда:

Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений , которые формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами. Н.Д.Солженицына.

7 слайд Описание слайда:

Сочинение должно быть написано как сочинение- рассуждение непременно с опорой на текст :художественный (русская и мировая литература), научный , публицистический. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (опора на текст) и привлекая для аргументации не менее одного произведения.

8 слайд Описание слайда:

Жанры итоговых сочинений: Сочинение –рассуждение литературоведческого характера, Сочинение –рассуждение проблемного характера, Сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно- философскую или иную проблемную тему.

9 слайд Описание слайда:

Нужно,конечно ,помнить, что это метапредметная работа. Соответственно,как заметила Е.С.Романичева, тема сочинения –своего рода теорема, а сама творческая работа ученика – её доказательство.

10 слайд Описание слайда:

Дано – это тема сочинения Требуется доказать- это вступление к сочинению. Доказательство –основная часть сочинения. Что требовалось доказать(подведение итогов, вывод)- заключительная часть сочинения. Таким образом, композиция сочинения трехчастная: вступление- основная часть- заключение.

11 слайд Описание слайда:

Вступление- тезис, который необходимо доказать в основной части. Основная часть- система доказательств. Заключение- подведение итогов сказанному. Таким образом, сочинение имеет кольцевую композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.

12 слайд Описание слайда:

Выбор темы. Лучше выбрать ту тему, формулировка которой более понятна и интересна, и учащийся отчётливо представляет себе, какой литературный материал поможет ему раскрыть в полной мере выбранную тему.

13 слайд Описание слайда:

Приемы и виды написания вступления. Приемы: -обоснование актуальности проблемы или темы -рассказ о впечатлении, которое произвела на пишущего тема сочинения -описание ситуации, аналогичной теме сочинения -начать с ключевого слова -сообщение сведений об авторе или книгах, чья цитата будет использована.

14 слайд Описание слайда:

Виды вступлений: историческое (характеристика эпохи) аналитическое(анализ какого-либо понятия, входящего в формулировку темы) биографическое(факты из авторской биографии) сравнительное( о литературных традициях,новаторстве автора) обществоведческое( привлечение знаний по общественным дисциплинам) лирическое( высказывание субъективного мнения по поводу темы, проблемы анализируемого произведения). Цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

15 слайд Описание слайда:

Основная часть представляет собой ответы на те вопросы, в которые будет переформулирована тема сочинения. Каждая мысль начинается с красной строки. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. Основная часть немыслима без цитат.

16 слайд Описание слайда:

Для раскрытия темы необходимы аргументы. Аргументы -это доводы , основания, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль. Важным элементом аргументации являются иллюстрации ,т. е. примеры, поддерживающие аргумент. Виды аргументов: логические- доводы , апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму психологические – доводы, которые вызывают определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому(человеку, предмету, явлению).

17 слайд Описание слайда:

Заключение обязательно должно перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения была только обозначена, то в заключении она уже высказана полно и достаточно подробно. Виды заключения: -Обобщение основных мыслей автора сочинения -призыв, обращение к читателю -использование цитат -вопросительное предложение, в том числе и риторический вопрос.

18 слайд Описание слайда:

Направление « Путь» Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

19 слайд Описание слайда:

Мотив пути в литературе. Путь как поиск места в жизни Путь (путешествие)как способ познания жизни и возможность описания социальной действительности Путь духовной эволюции Путь развития и искания, духовного становления Путь как символ скоротечности жизни Путь поиска правды Путь как этап жизни Исторический путь России

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-372031

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Итоговое сочинение 2017: как готовиться и как подготовить?

Статьи

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Русский язык

Литература

10940

По материалам вебинара Елены Ерохиной, доктора педагогических наук, заместителя директора Института филологии МПГУ, автора рабочих тетрадей «Учимся писать сочинение» для 9-11 классов.

21 ноября 2016

7 декабря выпускникам предстоит писать итоговое сочинение, где они должны будут показать знания в области литературы, общую эрудированность, умение логично и грамотно формулировать свою точку зрения, аргументировано ее доказывать. Подготовка к сочинению ведется на протяжении нескольких лет и включает множество аспектов. Надеемся, наши советы помогут и учителям нынешних выпускников перед экзаменационной работой, а также будут особенно полезны педагогам, чьи ученики должны будут продемонстрировать свои умения в последующие годы.

Смотреть вебинар «Обучение сочинению: теория и практика»


Согласуйте усилия с другими педагогами-предметниками

Декабрьское сочинение имеет надпредметный характер, и ответственность за его качество лежит на всем педагогическом коллективе: от всех учителей зависит, получают ли дети возможность высказывать и доказывать свою позицию, учатся ли грамотно, последовательно, логично выражать свои мысли.


Расширяйте границы, не ограничивайтесь только литературным материалом

Декабрьское сочинение — это не сочинение по литературе. Это сочинение-рассуждение на свободную тему, которое присутствовало в школе раньше. Его задача — научиться формулировать свою позицию, давать оценку жизненным явлениям. Хотя использование литературных произведений в сочинении обязательно, очень приветствуется использование аргументов из других областей знания, личного опыта.

Методическая помощь по русскому языку для 11 класса


Дайте детям возможность свободно высказывать свое мнение

Выражение собственной точки зрения способствует формированию самосознания, рассуждение становится средством познания мира. Прекрасно, когда в школе организуются диспуты, когда просматривают кинофильм и потом их обсуждают, когда при защите исследовательских работ учат представлять исследование, глядя в лицо комиссии и не боясь отвечать на вопросы. Все это не только поможет написать декабрьское сочинение, но и сформирует полезные навыки ораторского мастерства для будущих письменных и устных презентаций.

Вся методическая и учебная продукция по русскому языку


Формируйте у школьников потребность в письменном выражении мыслей

Чтобы научить писать вообще и итоговое сочинение в частности, нужно, чтобы ребенок был когнитивно активен, четко понимал цель написания работы, письмо должно удовлетворять его потребность в общении. На литературе мы учим читать художественный текст, рассуждать о прочитанном, обмениваться мнениями. Это разумное преподавание литературы подводит к тому, что у детей формируется потребность в написании сочинения и овладении умением его писать.


Ориентируйте учеников на четкое следование указанной теме

Для декабрьского сочинения даются достаточно узкие темы, и выпускники нередко совершают типичные ошибки: не обращают внимания на ключевые слова в формулировке, отклоняются от конкретной проблемы и уходят в слишком общие рассуждения. Это происходит потому, что дети готовились на уроках писать текст по направлению в целом, а не создавать текст-рассуждение по конкретной теме.

Вся методическая и учебная продукция по литературе


Предложите детям вообразить тех людей, которым они адресуют свой текст

Любое высказывание должно быть кому-то адресовано. Предполагается, что декабрьское сочинение адресовано тому, кто тоже интересуется данной проблемой, тоже имеет свою позицию, но, вполне возможно, не согласен с мнением выпускника. Иначе какой смысл что-то доказывать, если никто с нами не спорит? Суть работы состоит в дискуссии с воображаемым оппонентом.


Выполняйте задания вместе с учениками

Задали писать сочинение — берите сами лист и тоже пишите сочинение. Дали коммуникативное задание — сядьте и тоже в установленное количество времени выполните это задание. Учителю не надо бояться признать, что ему самому не нравится тот или иной фрагмент сочинения: тут нет никакой опасности для авторитета, наоборот, педагог становится таким же участником процесса, как и ученики.


rosuchebnik.ru

Из опыта работы по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе — Мои статьи — Каталог статей

Дрюпина Ольга Галиулловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Кургана «СОШ №10»

 

Писать всегда трудно, и чем труднее,

тем лучше выходит.

Л.Н.Толстой

 

В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в список обязательных экзаменов, став серьезным испытанием для выпускников 11 классов. В последние годы многие учителя сосредоточили свои усилия на планомерной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, мало времени уделяя традиционному школьному сочинению. ЕГЭ создал мощный шаблон. Писатель Александр Проханов считает: «ЕГЭ воспитывает не думающего человека. Сочинение воспитывает человека духовно богатого».

 

На уроках русского языка и литературы начиная с младших классов ведется работа по обучению написанию сочинений разных жанров. Практика показывает, что при этом даже старшеклассники сталкиваются с определенными трудностями:

неточное понимание темы;

расширение или сужение темы;

неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы;

неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания;

 

ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы.

Сегодня одна из важнейших задач учителя — качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения.

Метапредметное итоговое сочинение носит литературоцентричный характер, следовательно, в рамках выбранной темы выпускникам необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. Это непростая задача, так как современные школьники мало читают. Следует отметить, что развитие читательской компетентности – умения использовать тексты разных стилей для работы над сочинением – это первоочередная задача.

 

Для успешного написания сочинения необходимо развивать следующие умения:

рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;

использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для аргументации своей позиции;

моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;

точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции;

оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.

Мною определены приоритетные направления работы, виды и формы заданий, используемые на практике. Приведу некоторые примеры.

Выбор темы и определение ее границ – это самый первый шаг на пути к созданию самостоятельного письменного высказывания.

 

Задание

Прочитайте предложенные темы сочинений, найдите ключевые слова.

Сформулируйте проблемный вопрос, заключенный в формулировках тем.

Образец:

 

«Поэт в России больше, чем поэт». (Е.А.Евтушенко) – В чем заключается назначение поэта и поэзии?

  1. «Защита Родины есть и защита своего достоинства». (Н. К. Рерих)
  2. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». (А.С.Пушкин)
  3. «Природа… будит в нас потребность любви». (И.С.Тургенев)
  4. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.А.Сухомлинский)
  5. «Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как служение». ( Л. Н.Толстой)

Для моделирования оригинального сочинения, лишенного шаблонности, речевых штампов, необходимо иметь представление о видах вступления и заключения. Именно поэтому учащимся дается теоретическая информация, проиллюстрированная примерами из творческих работ, а затем предлагается написать разные вступления по какой-то определенной теме. Например:

 

Аналитическое вступление содержит анализ центрального понятия, ключевого слова, входящего в формулировку темы.

Тема сочинения «Какие испытания несет человеку война?»

«Худой мир лучше доброй ссоры» — эта народная мудрость известна, пожалуй, всем. Что такое война? Война – самое страшное, что может произойти в жизни людей. Это страдания, боль, кровь, слезы. Война проверяет людей на прочность. Если человек ломается,

 

то он становится способным на подлость и предательство. Если он борется с обстоятельствами, то становится героем. И таких людей много.

Биографическое вступление предполагает обращение к фактам из биографии поэта или писателя, помогающим раскрыть его взгляды и убеждения.

Тема сочинения «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…» (По произведениям М.Ю.Лермонтова)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, а погиб в 1841 году. Он, как и его сверстники, не был свидетелем военных событий 1812 года и участником восстания на Сенатской площади. Несмотря на это, М.Ю.Лермонтов…

 

Напишите  разные вступления к сочинению на одну из предложенных тем.

  1. «Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева.
  2. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский)
  3. Что делает человека подлинно счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

Умение структурировать материал, опираясь на написанный план, помогает выдержать определенную направленность сочинения. Учащимся предлагается таблица, в которой перечислены виды плана и приведены конкретные примеры.

 

Виды

Пример

Назывной план

Причины конфликта между людьми разных поколений.

Вопросный план

Почему «отцы» и «дети» не всегда понимают друг друга?

Тезисный план

Споры между «отцами» и «детьми» возникают по разным причинам.

 

 

Задание

Составьте план сочинения по одной из предложенных тем.

  1. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский»)
  2. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В.Г.Белинский)
  3. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (Цицерон)

Коммуникативное умение отбирать языковые средства для раскрытия темы, подбирать аргументы, формулировать выводы развивается при выполнении таких заданий:

 

Используя опорные материалы (подсказки), напишите сочинение на тему «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).

Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование. Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно сделает его счастливым. Пожалуй, среди художников слова  (поэтов и писателей) нет тех, кто не обращался бы к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении…

Таким образом, …

Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…

Как мы видим,…

Итак, настоящая любовь … человека, очищает и возвышает его. Значит ли это, что она обладает чудодейственной силой воздействия? Да, любовь «перерождает нас самих», меняет. Способность … собой ради любви — это данный свыше удивительный дар, вызывающий неподдельное восхищение.  

 

Уместное и умелое использование изобразительно-выразительных средств языка обогащает и украшает как устную, так и письменную речь. Многие учащиеся с осторожностью относятся к тропам и стилистическим фигурам, боясь ошибиться. Существуют различные речетворческие упражнения, формирующие умение использовать средства создания выразительности. Например:

  1.  Измените предложение так, чтобы в нем был использован перифраз.

А.С.Пушкин испытывал особое отношение к Санкт-Петербургу.

2.  Перестройте предложение так, чтобы в нем была антитеза.

Иной раз любовь приносит человеку страдание.

3.  Измените предложение так, чтобы в нем была метафора.

Данко жертвует собственной жизнью ради спасения других людей.

Президент Русского общественного фонда имени А.И.Солженицына Н.Солженицына справедливо полагает: «У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература». Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению –  одна из приоритетных задач учителя. Именно поэтому расширяю список обязательной для прочтения  литературы, включая в него не только программные произведения. Среди них небольшие по объему, но глубокие по содержанию рассказы А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.П.Платонова, А.Алексина, А.Грина и т.д. Освоение не только фактуальной, но и концептуальной информации помогает учащимся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, присваивать их.

 

Итоговое сочинение в 11 классе – нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать  устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

 

Список литературы

  1. Александров В.Н., Александрова О.И. Сочинение по литературе. – Березники. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2014. 
  2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Мальцева Л.И. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2015.
  4. Нарушевич А. Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие / А. Г. Нарушевич, И. С. Нарушевич; под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
  5. Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.3: Русский язык и литература/ Научный редактор И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.
  6. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
  7. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2015.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт. 

russian2015.ucoz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *