«Алгоритм написания эссе по обществознанию (с примерами)»
Алгоритм написания эссе по обществознанию
Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным. Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
Примеры эссе на тему:
Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)
На высший балл
Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.
Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.
Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.
Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.
А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.
Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.
И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!
На небольшой балл
В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.
План эссе
Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе
P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)
Аргументация:
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни
Заключение:
Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.
Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.
multiurok.ru
Как написать план по обществознанию? |
Разбираем задание №28 по составлению развернутого плана по предложенной теме. Выпускники, готовясь к экзамену, сталкиваются с определенными проблемами при выполнении данного задания, не зная, как правильно построить свой ответ. Есть общие рекомендации при подготовке к написанию плана. Для начала в самом условии задания раскрывается характеристика понятия «развернутый план»: предложенный вариант плана должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Само задание нацелено на проверку умения экзаменуемого логически выстраивать содержание крупной темы. Экзаменаторов интересует, сложились ли у него комплексные представления об определенной группе социальных явлений, связанных в целое, и выделяет ли выпускник отдельные положения в составе предложенного смыслового блока.
Выполнение этого задания предполагает:
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
— полноту отражения основного содержания в плане;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Общие рекомендации по составлению плана
1) вспомните содержание изученного вами материала по заданной проблеме;
2) выделите в этом содержании смысловые части;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, раскрывающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) убедитесь, что план охватывает основное содержание темы;
7) формулировки пунктов и подпунктов плана не должны повторяться.
При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:
- Понятие, сущность
- Характерные черты, основные признаки
- Специфические признаки
- Важнейшие задачи, основные функции
- Формы, типы, виды, классификация
- Структура
- Основные этапы, стадии развития
- Особенности развития
- Тенденции развития в современном мире, в РФ
- Значение в развитии общества, личности
Максимальный балл за правильное выполнение задания №28 – 3, так что не пренебрегайте его отработкой.
Здесь вы найдете примерные планы по праву, которые помогут вам с легкостью составить свои для задания №28 на экзамене.
Похожие статьи:
examlevel.ru
Как правильно писать эссе по обществознанию
Любая общеобразовательная школьная программа требует от учеников определенных способностей и умений. Сейчас, несмотря на распространенное недовольство российским образованием, в школах требуют самообразования и саморазвития ребёнка. Он должен понимать и осознавать, что школа требует от него полной самоотдачи, которая должна наблюдаться во всех сферах его жизнедеятельности. Также ребёнок должен идти навстречу преподавателю, чтобы получить знания. Возможно, в подростковом возрасте ребенок не ощущает острую потребность в получении знаний, но со временем он поймёт, что это необходимо в первую очередь для его дальнейшей жизни. В школе закладываются основы фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии; основы лингвистических знаний в иностранном языке и в родной литературе. Это необходимо для того, чтобы сформировать дальнейшую идею образования ребёнка. Конечно, нельзя сказать, что получать знания и учиться легко, но если к этому приложить усилия, то всё получится. Для многих проблемой является составление таблиц по истории, конспекта по биологии и написание эссе.
Как правильно писать эссе
Эссе актуально для каждого общеобразовательного предмета. Чаще всего эссе пишется в русском языке, литературе, обществознании, иностранном языке, но используется и в других направлениях. Для некоторых учеников написать эссе – это просто и элементарно, но для других это настоящая проблема. Прежде всего, необходимо разобраться, что такое эссе. Эссе – это некое краткое сочинение, которое точно подчеркивает основную мысль человека. Эссе можно написать на любую тему, например, про дружбу, любовь, взаимопонимание. Минимальный объём работы это пять предложений, максимальный объём составляет десять предложений, но в каждое предложение должно быть сформулировано точно и грамотно. На едином государственном экзамене по некоторым предметам также предлагается написать эссе на актуальную тему, которая будет предложена в задании.
На вступительном экзамене в высшее учебное заведение по некоторым предметам также пишется эссе. В основном это гуманитарные предметы, но по физике также можно написать эссе. Для написания эссе рекомендуется выделить проблему 2 или 3 предложения, аргументировать её двумя примерами 1- 2 предложения, привести один аргумент из читательского опыта в одном предложении и объяснить его в следующем. Введения писать не нужно. В среднем объёме получается 5-7 предложений, можно дополнить цитатами великих писателей, мыслителей.
Как правильно писать эссе по обществознанию
Чтобы написать эссе по обществознанию, вам потребуется достаточно много времени. Без предварительной подготовки, практически невозможно написать эссе, который будет оценен на высокий балл. Если вы в целом напишете около 20 эссе, то у вас появляться очень хорошие шансы, чтобы написать на отлично.
Критерии оценивания
Для начала разберитесь в критериях оценивания эссе, чтобы не завалить его. Ниже представлена таблица оценивания эссе:
Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ
- Вам нужно правильно распределить время на написание. Как показывает практика — для написания эссе оставьте 60-90 минут времени из всех 3,5 часов, которые имеются на ЕГЭ по обществознанию. Начать писать эссе будет целесообразнее после того, как вы решите все остальные задания КИМа, так как данные задания требуют большой сосредоточенности и максимальной концентрации.
- Прочитайте внимательно все темы, которые вам предлагают.
- Важно, чтобы тема была вам полностью понятной, вы должны четко представлять, что автор хотел сказать своей фразой. Многие используют метод переформулировки, то есть выпускник должен своими словами переформулировать фразу автора и определить главный смысл и мысль темы. Можете использовать черновик для этого или устно.
- Тема должна быть выигрышной. Ученик должен полностью раскрыть глубину своих знаний и мыслей. Чаще всего ученик выбирает легкую тему, но как оказывается, в самой фразе уже все сказано и добавить практически нечего. Поэтому вы должны продумать весь текст заранее, ваши мысли и знания не должны быть ограничены.
- Определите, к какой социальной науке данное высказывание отнесено. Некоторые фразы могут относиться сразу к нескольким наукам (социология, философия, психология и т.д.). Поэтому эссе должно соответствовать указанной базовой науке.
- Пользуйтесь черновиком. Все эссе писать на него не нужно. Вы должны составить только основной план своего эссе, небольшие наброски смысла высказывания, ваши аргументации, а также уделите внимание на их примерный порядок расположения, т.е. какое у них будет расположение с учетом смысловой логики эссе.
- В обязательном порядке выпускник должен высказать свое личностное отношение к фразе в четко выраженной формулировке («Я не согласен», «Я согласен», «Я не совсем согласен», «Я частично согласен»). Личностное отношения — один из главных критериев оценивания эссе.
- Изложите своей понимание смысла фразы. Ученик должен своими словами объяснить, что автор хотел сказать своим высказыванием. Лучше всего сделать это в самом начале эссе.
- Достаточно тщательно подходите к выбору аргументов, чтобы подтвердить свою точку зрения. Они в первую очередь должны быть убедительными и обоснованными. В качестве аргументов рекомендуется использовать исторические факты, факты из жизни, данные соответствующих наук. Много аргументов не рекомендуется использовать, как показывает практика, 3-5 аргументов будет вполне достаточно.
- Использование понятий, терминов, определений в эссе должно быть уместным, грамотным и применительно к взятой теме и науке. Многие ученики вставляют в свою работу слишком много терминов, а это нарушает основной принцип целесообразности. Не перегружайте эссе терминологией, он должен быть обязательно упомянут к месту.
- Также можно в своем эссе указывать точки зрения других ученых, исследователей на анализируемую проблематику.
- В своем эссе не перескакивайте с одного предложения на другое, а потом вновь возвращаться к первому без какой-либо внутренней связи. Аргументы нужно излагать в строгой последовательности и четкой логикой.
- Чтобы завершить эссе — необходимо кратко подвести итог ваших размышлений и рассуждений: «Следовательно, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор в своем высказывании был абсолютно прав».
План эссе
Введение
1. Отчетливо указать проблему фразы:
- «Основная проблема данного высказывания…»
- «Избранное мною высказывание затрагивает проблемы…»
2. Поясните, в чем является актуальность или значимость выбранной темы:
- «Актуальность данной темы заключается в…»
- «Многих волнует вопрос…»
3. Раскрыть смысл высказывания, 1-2 предложения.
4. Написать точку зрения автора:
- «Автор размышлял (утверждал) с такой точкой зрения…»
5. Ваша точка зрения.
- «Я согласен с автором…»
- «Я не согласен с автором высказывания»
6. Высказывание вашей позиции, переход к главной части эссе.
Аргументация:
1. Представьте не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
2. Предоставить примеры из общественной жизни или практически аргументировать тему.
Заключение:
1. Вернуться к самому высказыванию или его проблеме. Сделать вывод на основе этого.
2. Как правило, вывод состоит из 2 частей — это ваши мысли как итог + возврат к теме.
Примеры эссе ЕГЭ по обществознанию
Пример №1:
Пример №2:
Эссе по Обществознанию — видео
pristor.ru
Как писать план С8/35 по обществознанию?
Доброе время суток, дорогие друзья! Сегодня мы продолжим разбирать написание планов по обществознанию. В этом посте будут как и в прошлый раз приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для самостоятельной работы. Не забудьте, оформить подписку на новые статьи, чтобы ничего интересного не пропустить, если Вы еще этого по каким-либо причинам не сделали.
А вот собственно и сами планы:
План: «Политическое поведение»
1. Понятие политического сознания
2. Политическое сознание:
1) структура
2) формы
3. Понятие политического поведения
4. Формирование политического сознания и его влияние на политическое поведение:
1) идеалогия — мотив к полическому поведению
2) пропаганда идеалогии
5. Современные тенденции влияния политического сознания на политическое поведение
План «Целостность и противоречивость современного мира»
1. Понятие современного мира
2. Признаки целостности современного мира:
1) глобализация
2) интеграция
3) современные коммуникации (Интернет и т.д.)
3. Признаки противоречивости современного мира:
1) международные конфликты
2) проблема отсталых стран
3) экологические, демографические кризисы
4. Способы решения проблем современного мира:
1) укрепление международных отношений в различных сферах
2) разработка технологий
Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:
1. Вертикальная социальная мобильность.
2. Свобода и ответственность.
3. Разделение властей в РФ или Теория разделения властей.
Свои работы Вы можете передать мне на проверку, через форму обратной связи. Ну а я с Вами прощаюсь, до встречи в следующих постах.
[urlspan]© Дарья Кислова 2015[/urlspan]
xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai