Итоговое сочинение сколько слов должно быть – 25 важных вопросов и ответов / Блог :: Бингоскул

Содержание

Итоговое сочинение VS ЕГЭ по литературе

Предлагаю сравнить итоговое сочинение и сочинение, которое дано в ЕГЭ по литературе. Составители, надо признать, кое-что позаимствовали оттуда. Поэтому подготовка к декабрьской зачетной работе во многом и будет подготовкой к ЕГЭ по литературе.

Критерий

Итоговое сочинение

ЕГЭ по литературе

1. Основная задача (ключевой критерий)

1. Соответствие теме

2. Аргументация

Глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений

2. Тематический отбор

Деление по блокам.

Одну на выбор среди пяти предложенных.

Деление по хронологическому принципу. Одну на выбор среди трёх предложенных.

3. Объём

Рекомендуется – 350 слов;

Минимум – 250 слов.

Рекомендуется – 200 слов;

Минимум – 150 слов.

4. Орфография

Учитывается

Не учитывается

5. Речь и композиция

Второстепенна

Влияет на итоговый балл

6. Оценка

«Зачет» / «незачет»

Балльная система

7. Список литературы

Неофициальный

Официальный перечень

 

Теперь пройдусь по каждой из позиций.

1. Для начала стоит отметить, что разницы по первой позиции практически нет. Критерий в ЕГЭ по литературе включает 2 первых критерия итогового сочинения. То есть и там, и там нам надо следовать предложенной теме, отталкиваться от нее и не уходить в сторону, а также не только приводить аргументы, но и подтверждать их. Если в ЕГЭ по литературе подтверждать аргументацию следует ссылками на первоисточник (цитировать произведение, по которому пишешь произведение), то в итоговом сочинении достаточно привлекать текст литературного произведения в пересказанном виде (то есть косвенно). Подчеркну, что в обоих случаях крайне важно назвать автора и название произведения.

Еще важно отметить, что в критериях итогового сочинения ничего не сказано относительно того, можно ли привлекать аргументы «из жизни», ссылаться непосредственно на свой жизненный опыт. Я всё же считаю, что в данном случае это будет неуместно. Поэтому избегайте при написании итогового сочинения личное местоимение «Я».

2. Теперь по тому, каким образом происходит выбор темы, как они классифицируются. С итоговым сочинением не так всё просто и понятно, к сожалению. Мы имеем на руках лишь примерные направления, 5 направлений, на основе которых будут сформулированы темы. На экзамене вам будут предложены 5 тем на выбор, по одной из каждого направления. Поэтому разумно отрабатывать какой-то конкретный тематический блок.

В ЕГЭ по литературе нечто подобное. Разница в том, что на выбор 1 тема из 3-х, и деление идёт по хронологическому принципу.

3. Далее объём. Количество слов, как видите, немного отличается. Слово «рекомендуемый» напрямую не обязывает вас писать именно столько слов, сколько указано. Тем, кому предстоит писать ЕГЭ по литературе, советую ориентироваться на объём 250 слов. С одной стороны этого хватит, чтобы ваша зачётная работа была допущена к проверке, с другой – этого также достаточно для сочинения в ЕГЭ по литературе.

4. Допустимая «плотность» ошибок для итогового сочинения составляет 5 шт. на каждые 100 слов. Если в вашем сочинении 300 слов, то и ошибок в нём должно быть не более 15. В ЕГЭ по литературе такого нет. Это логично, кому необходима для поступления литература, то и необходим русский язык. Соответственно, у таких людей, как правило, особых проблем с грамотностью нет.

А с итоговым сочинением можно будет подтянуть общую грамотность, а также подготовиться к написанию сочинения по русскому языку.

5. Композиционная цельность и речевая грамотность. Вроде бы и написано, что «незачет» по этим критериям не ставится, однако, на мой взгляд, именно композиция позволяет выстраивать аргументацию, а аргументация в свою очередь позволяет соответствовать теме сочинения. Это всё взаимосвязано, поэтому крайне важно не допускать в своих рассуждениях необоснованных переходов от одного к другому.

В ЕГЭ по литературе я не встречал работ, где бы за композиционную цельность или за критерий «следование нормам речи» стояло 0 баллов, а по остальным максимум. Такого просто не бывает!

6. С оценками тоже

neznaika.info

2019. Требования и критерии к сочинению по литературе в декабре.

За сочинение по литературе в декабре выпускники получают «зачёт» — «незачёт».

Рассмотрим основные требования к сочинению и критерии к нему.

Требования к сочинению по литературе в декабре.

Требование № 1. «Объем сочинения».

  • Минимальное количество слов — Если в сочинении минимум 250- слов, то ставится «незачёт».
  • Максимальное количество слов не установлено, поэтому ученик может писать сочинение в любом объёме, чтобы раскрыть полностью тему.
  • Рекомендуемое количество слов — 350. Именно этот объём позволит кратко, чётко раскрыть тему.

 

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».

  • Данное требование предполагает, что ученик будет писать сочинение самостоятельно, не списывая из каких-либо источников. Даже если ученик не списывал, а воспроизвёл по памяти заученный текст, это тоже будет считаться несамостоятельной работой. Обратите на это требование особое внимание! В Интернете можно найти много анализов того или иного произведения. Подходите к данному материалу творчески, исходя из темы, которую вы выберете.
  • Можно приводить цитаты из текста. Полностью запомнить цитаты очень сложно. Это можно сделать лишь в том случае, если это отрывок из стихотворения или цитате небольшая. В основном передавайте
    суть высказывания
    . НО помните, что цитирование легко переходит в пересказ, что недопустимо. Цитаты не должны быть по объёму больше текста, написанного самим учеником.

КРИТЕРИИ.

Всего 5 критериев, по которым оценивается выпускное сочинение. Рассмотрим их.

1.«Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

 

Запомните: основными являются

критерии 1 и 2. Если по ним ученик получил «незачёт», то по остальным критериям сочинение не оценивается. Это и понятно. Если не раскрыта тема, то какое значение имеет композиция сочинения, грамотное его оформление.

 

Критерий № 1. «Соответствие теме».

 

Выбирая тему, вдумайтесь в её формулировку. Ошибка учащихся заключается в том, что сочинение по ЛЮБОЙ теме одного из направлений, например, «отцы и дети», они пишут одинаково, хотя темы звучат по-разному.

Если сочинение написано не по теме, что ставится «незачёт», даже если рассуждения в сочинении были по направлению, например, «отцы и дети.

Учитесь понимать ТЕМУ, то есть о ЧЁМ вы должны писать в сочинении.

 

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

 

Знание текста произведения – одно из требований к написанию сочинения. Необходимо для аргументации приводить примеры из него, причём конкретные, а не общего характера (например, «Кирсанов и Базаров во многом имели разные взгляды» — а какие это разные взгляды?)
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. Можно привести в пример два произведения, если необходимо показать противоположные характеры героев.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется

«зачет».

 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».

 

При проверке учитывается, насколько композиционно продумано сочинение, как связаны в нём его части: вступление, основная, заключение. Поверяется логика изложения, одно высказывание должно вытекать из другого, а писаться сами по себе.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи».

При оценивании сочинения обращается внимание на его речевое оформление. Мысли нужно выражать чётко, ясно, литературным языком, не допуская речевых ошибок.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Критерий № 5 «Грамотность».

Запомните: на каждые 100 слов допускается по 5 ошибок (любых: орфографических, пунктуационных, грамматических).
 «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок.

 

Таковы требования к сочинению и критерии его оценивания. При подготовке к экзамену обязательно изучите их, чтобы не допускать неточностей, ошибок, чтобы ваша работа соответствовала «зачёту».

Успехов вам, ребята!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

literatura-ege.ru

Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: темы, примеры, критерии оценивания, как написать

Для выпускников российских школ начинается один из самых важных периодов в учебном году. 5 декабря 2018 года им предстоит написать итоговое сочинение по русскому языку, которое является допуском к ЕГЭ.

С собой ученикам разрешается взять лишь письменные принадлежности. Результат данного экзамена учитывается по желанию абитуриента и вуза. Переписать итоговое сочинение можно будет 6 февраля и 8 мая 2019 года.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Даты и основные правила написания итогового сочинения в 2018-2019 году
  • Сколько нужно привести аргументов при написании итогового сочинения?
  • Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: направления тем и рекомендуемая литература
    • Отцы и дети
    • Мечта и реальность
    • Месть и великодушие
    • Искусство и ремесло
    • Доброта и жестокость
    • Какие могут быть темы
  • Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: критерии оценивания
    • Как считаются баллы
  • Шаблон итогового сочинения по русскому языку в 2018-2019 учебном году

ДАТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018-2019 ГОДУ

В утвержденном регламенте указано: датой написания итогового сочинения в 2018 году выбрана первая среда декабря. Дополнительными датами выбраны первые среды февраля, мая 2019 года. Дополнительные даты — это сроки, когда сочинение могут написать школьники, по уважительной причине не участвовавшие в написании 5 декабря, получившие «незачет», нарушившие дисциплину, за что их удалили с испытания.

Так, датами написания сочинения в 2018-2019 году выбраны:

  • 5 декабря — заявку нужно было подать включительно до 21 апреля;
  • 6 февраля — заявку нужно подать включительно до 23 января;
  • 8 мая — заявку нужно подать включительно 24 апреля.

Сочинения пишут в школах, в которых учатся испытуемые. В классы их запускают в 09:00, и в 10:00 они приступают к написанию. За одной партой может сидеть только один ученик, и всех рассаживают в шахматном порядке. Участников ознакамливают с инструкцией. Итоговое сочинения нужно написать за 3 час. 55 мин.

СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет».

Аргументы приводят из любого произведения, как отечественного, так и зарубежного автора: прозы, стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего. Исключение — пословицы и поговорки.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: темы, примеры, критерии оценивания, как написать

1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.

На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.

Список литературы:

  • «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Обыкновенная история» И.А.(2001:67c:2660:425:23::a80). Гончарова.
  • «Географ глобус пропил» А. Иванова.
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.

Хрестоматийные произведения по этой тематике:

  • «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Два капитана» В. Каверина.
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
  • «Дон Кихот» М. Сервантеса.
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  • «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
  • «Обломов» И.А. Гончарова.
  • «Судьба человека» М.А. Шолохова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Алые паруса» А. Грина.
  • «Три сестры» А.П. Чехова.

МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).

Литература:

  • «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
  • «Месть» А.П. Чехова.
  • «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  • «Сотников» В. Быкова.
  • «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.

Школьники пишут итоговое сочинение

ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.

Литература:

  • «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
  • «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
  • «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Победитель» А. Грина.
  • «Слепой музыкант» В. Короленко.
  • «Последний лист» О. Генри.
  • «Улыбка» Р. Брэдбери.
  • «Картина» Л. Гранина.

ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.

Литература:

  • «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
  • «Гроза» Н.А. Островского.
  • «Отверженные» В. Гюго.
  • «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
  • «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
  • «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Детство», «На дне» М. Горького.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ

Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.

Примерные темы итогового сочинения 2019:

  • Почему возникает конфликт поколений?
  • Могут ли дети учить родителей?
  • «Человек без мечты, как птица без крыльев».
  • Заветная мечта и жестокая реальность.
  • Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
  • Месть – проявление силы или слабости?
  • Что важнее – искусство или ремесло?
  • Может ли творец быть ремесленником?
  • Что дает людям искусство?
  • Добрыми людьми рождаются или становятся?
  • Бывает ли оправданная жестокость?
  • Человек как воплощение доброты и жестокости.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:

  • объем не менее 250 слов;
  • самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).

Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:

  • Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
  • Наличие аргументов – обязательно, по информации на 21:48:56. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
  • Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.

Школьники пишут итоговое сочинение

  • Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
  • Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.

КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ

Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5
kjlhjkyyuityuadczxc zxcsadfasedfsdfgsdf
mn,bnm,gjhkghjkvzxcvxzcg xcvvcbg sdf fsg
gjhkjbnm,nmbnmgvaszdf asdfdsfg sdfxcv xcv g
,bnm,bhjkgyuizxc zsdxfsert wertsdfg sdfg

Практические советы

Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.

При написании итогового сочинения в 2018-2019 году используйте такую методику:

  1. Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
  2. Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
  3. Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
  4. Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
  5. Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.

Предлагаем ознакомиться с клише (наборы фраз для построения речи) к итоговому сочинению 2019 года:

ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: темы, примеры, критерии оценивания, как написать

Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:

Как связаны между собой понятия «…» и «…»?
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).

  • тема-утверждение;

«…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя). Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, …
Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…

  • тема-ключевые слова.

«…» и «…». Что значит…? А к чему может привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?

Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 1-2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения). Аргументы можно подтвердить своими словами или жизненными примерами:

  • формулировка главной мысли;

Я считаю, что…
На мой взгляд, …

Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно яро об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название).
Автор описывает…
Поэт размышляет о…
Писатель акцентирует внимание на…
Писатель наводит на мысль…

Заключение состоит из 60-70 слов, подвести итог размышлений по теме.

Подводя итоги, я хочу сказать…
В заключении можно сказать…
Подводя итоги написанному, хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…

Источник

vestiobovsem.ru

Итоговое сочинение. Еще раз о главном!

Василий Михайлович — наш главный эксперт по вопросам ЕГЭ по русскому языку и литературе. Каждую неделю мы рассматриваем важные темы и становимся на один шаг ближе к заветной цели — успешной сдаче экзамена. В новой статье продолжаем говорить об итоговом сочинении. 

Чем ближе декабрь, тем страшнее становится каждому выпускнику. Ох уж это итоговое сочинение! Так ли оно ужасно, как кажется? Что нас ждет в декабре?

Тех, кто научился грамотно, логично рассуждать на интересующую тему, итоговое сочинение пугать не должно. Начитанный, грамотный человек без труда получит «зачет», а следовательно, и допуск к экзаменам. Но даже у «слабых» есть шанс. И, судя по высокому проценту получающих «зачет» за сочинение, шанс этот довольно велик. Однако написать сочинение с первой попытки получается далеко не у всех. Причем особенно жалко тех, кто мог бы это сделать без особого труда. Если бы знал требования к работам и научился соответствовать им…

Требования к сочинениям

Первое, на что смотрят в сочинениях, еще до проверки, – это объем. Меньше 250 слов даже не проверяется. Лучше – больше 350. Многовато. Особенно для тех, кто говорит и пишет мало. Гуманитариям, конечно, данное требование не особенно в тягость. Остальным надо практиковаться. Говорите, пишите на всевозможные темы. И читайте!

Второе требование – удар для любителей списывать, живущих чужим умом. Сочинение должно быть самостоятельным. Нельзя пользоваться чужими сочинениями даже по памяти. Ни списать, ни заучить. Сомнительные в плане самостоятельности работы могут проверит на антиплагиат. За несамостоятельные сочинения сразу «незачет». Учитесь писать сами, не пользуясь чужими мыслями. Хотя бы на итоговом сочинении.

Критерии оценивания

Придется для начала процитировать официальный документ:

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
  1. — соответствие теме;
  2. — аргументация. Привлечение литературного материала;
  3. — композиция и логика рассуждения;
  4. — качество письменной речи;
  5. — грамотность.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Теперь, когда вы еще раз ознакомились с критериями оценивания, требуются кое-какие комментарии.

Итак, для «зачета» надо, чтобы сочинение соответствовало теме и чтобы тема была раскрыта на литературном материале. Это самые главные критерии. «Незачет» по любому из них противопоказан. Надо соответствовать. И раскрывать. Как? По четко составленному плану, опираясь на литературное произведение, ответить на вопрос, поставленный в названии темы или сформулированный вами на основании осмысления названия. То есть, если сочинение называется, например, «Делает ли отзывчивость человека уязвимым?», надо рассуждать не о том, что такое отзывчивость или чем отличаются друг от друга отзывчивые и черствые люди, а анализировать проблему, отвечать на вопрос, используя для аргументации высказываемых утверждений прочитанное. Допустим, вспомнить рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор», а главное, его героиню, отдавшую всю себя без остатка служению людям и ничего не получившую взамен, даже добрую память. Или героя романа Б.Л.Васильева «Не стреляйте белых лебедей» Егора Полушкина, отзывчивого, совестливого, ответственного человека, который всю жизнь был мишенью для тех, кто любит жить за счет других.

Внимательно читайте задание. Если в названии нет вопроса, задайте его (их) сами.

Что касается текстов для аргументирования, то, как указано в критериях оценивания, это должны быть либо произведения литературы (художественной, беллетристической, публицистической, эпистолярной, научной) или фольклора. Использовать в аргументах или вообще где-либо в сочинении малые жанры фольклора можно, но не как основные, естественно. Умело процитированная пословица, поговорка, загадка не испортят впечатления. Но опираться на них, как главные аргументы, не надо. Зачем? Не успеете десяток-другой рассказов по темам года прочитать? А главное, объем анализируемого в рамках темы произведения нигде не оговаривается! Сказки Андерсена, рассказы Чехова, Куприна или Шукшина по своему содержанию достаточно глубоки. Да и по программе вы с начальных классов много что все-таки прочитали и запомнили. А забыли – перечитаете.

Ну а если у вас получилось композиционно цельное сочинение, отвечающее основным критериям, то оно уже соответствует и критерию №3. План составили – логику включили. Все! «Зачет»! Готовьтесь к ЕГЭ и взрослой жизни.

Читайте по темам годам. Не бойтесь малых форм – рассказов, сказок, пьес, поэм.

Учитесь составлять план высказывания по теме. Реально помогающий высказыванию, а не просто для галочки. Те, кто пишет без плана, либо имеют огромный опыт в беседах на любые темы и не боятся длинных монологов, либо слишком самоуверенны и хотят себе проблем. Вы же не хотите лишних проблем? Тогда учитесь составлению плана. Структурируйте свою речь.

Читайте также статьи по теме:

Темы итогового сочинения 2018/19 уч. год

Рассказы – аргументы для итогового сочинения

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Минимальное количество слов в сочинении

Вопрос, который волнует сегодня очень многих: сколько слов должно быть в декабрьском итоговом сочинении. Во многих школах говорят о том, что минимальное количество — 300 слов. Однако критерии проверки сочинения не изменились, и в них указано, что работа не проверяется только в том случае, если содержит менее 250 слов. Дополнительное требование к сочинению — его самостоятельность. Не допускается ни списывать сочинение или его фрагмент, ни заучивать заранее где-то опубликованные работы.

 

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

В 2017 году к проверке допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

Требование № 1.   «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2.   «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение  выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

  1.  «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

www.tetradka.ru

Как получить «зачет» за итоговое сочинение в 2019 году

Фото: zlatoust.info

В этом году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая. Если с первого раза выпускнику не удается пройти испытание, то пересдать он может в следующую дату. Итоговое сочинение – это допуск к Единому государственному экзамену и обязательно для всех 11-классников.

Эксперты оценивают работу по пяти критериям и в итоге ставят «зачет» или «незачет». В своих рекомендациях они подробно рассказали о критериях оценивания.

Требования к итоговому сочинению в 2018/2019 году
  1. Объем

Минимальное количество слов – 250; рекомендуемое количество – от 350. При этом максимальное количество не устанавливается и остается на усмотрение школьника.

Если в сочинении менее 250 слов, то за работу сразу ставится «незачет», и она далее не проверяется.

Важно помнить, что в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные.

2. Самостоятельность написания и уникальность

Итоговое сочинение должно выполняться самостоятельно. Нельзя списывать фрагменты сочинения, использовать для копирования любые источники – текст должен быть полностью уникальным.В сочинении допускается косвенное или прямое цитирование (но объем не должен превышать половину сочинения), с обязательной ссылкой на источник.

Еслитребование не выполнено, то за работу ставится «незачет», и она далее не проверяется.

Критерии оценивания итогового сочинения в 2018/2019 году

Если итоговое сочинение соответствуют вышеперечисленным требованиям, то его оценивают по 5 критериям:

  • «Соответствие теме»;
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  • «Композиция и логика рассуждения»;
  • «Качество письменной речи»;
  • «Грамотность».

Чтобы получить «зачет» за сочинение, необходимо, чтобы работа соответствовала первым двум критериям (1,2), а также как минимум одному из оставшихся трех (3, 4, 5).

Подробнее о каждом из критериев.

1. Соответствие теме

Это значит, что школьник в своей работе должен рассуждать на предложенную тему: отвечать на поставленный вопрос темы, размышлять над проблемой и так далее. Если сочинение не соответствует теме или в нем нет никакой цели высказывания, смысла, то ставится «незачет». Во всех остальных случаях экзаменуемый получает «зачет».

2. Аргументация и привлечение литературного материала

В сочинении важно продемонстрировать навыки рассуждения, выражения своей позиции и при этом подкреплять все это примерами из литературных произведений. В качестве таких произведений допускаются художественный произведения, мемуары, публицистика, дневники и т.д. «Незачет» возможен в следующих случаях: если в сочинении нет опоры на литературный материал; если литературный материал просто упоминается в сочинении без примеров и аргументов; если содержание выбранного текста сильно искажено.

3. Композиция и логика рассуждения

Этот критерий означает, что школьник должен показать свои умения выстраивать рассуждение на предложенную тему. Если работа имеет грубые логические несоответствия, которые не дают возможности понять смысл сказанного, либо если в ней отсутствует тезисно-доказательная часть, то ставится «незачет».

4. Качество письменной речи

Школьник должен продемонстрировать свои навыки точно и адекватно выражать мысли, используя при этом разнообразную лексику и грамматические конструкции.

«Незачет» выпускник получает в случае, если качество речи настолько низкое, что при чтении сложно понять смысл сочинения.

5. Грамотность

Чтобы получить «зачет», необходимо, чтобы на 100 слов в сочинении приходилось не более пяти ошибок — орфографических, грамматических, пунктуационных.

Хорошо написанное итоговое сочинение может помочь заработать несколько дополнительных баллов при поступлении в российские вузы. Многие университеты относят его к индивидуальным достижениям и могут начислить за него до 10 баллов.

По материалам Поступи Онлайн

vogazeta.ru

Критерии оценки итогового сочинения 2018 года в школе

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. 

Итоговое сочинение проверяется по 5 критериям:

  • соответствие теме; 
  • аргументация, 
  • привлечение литературного материала; 
  • композиция; 
  • качество речи; 
  • грамотность. 

Критерии №1 и №2 являются основными.
• Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№6).
• При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 

 Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет».
 Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём

Критерий №1 
Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2
Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 
Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. 
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 
Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).


Критерий №5 
Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

 

Как соответствовать требованиям и критериям?

В 2015 году к привычным уже пяти критериям добавились два требования, с которых мы и начнем разговор. Первое требование – объем работы. Сочинение должно содержать не менее 250 слов. В случае, если слов меньше, эксперт поставит «незачет». Казалось бы, это не так много, но у некоторых выпускников это требование вызывает серьезные опасения. Как быть? Работать, работать и еще раз работать. Пишите каждый день, отдельно уделяя внимание вступлению и заключению. Запаситесь шаблонными фразами, многие из которых объёмны сами по себе и могут добавить «веса» вашему сочинению. Подсчитывайте слова в каждой из своих работ, постарайтесь точно знать, сколько слов содержит одна рукописная страница или один средний абзац вашего текста, сделайте вывод, сколько страниц должно оказаться в работе, чтобы она соответствовала данному требованию. И не сдавайтесь! Три – четыре репетиционные работы, написанные самостоятельно, и это требование перестанет вызывать у вас опасения.

Кстати, о самостоятельности. Именно она и составляет основной смысл второго требования к итоговому сочинению. Что это значит? Списывание ни в каком виде не допускается! Если вы нашли на просторах Интернета одно или даже несколько сочинений, подходящих по тематическим направлениям, и собираетесь просто заучить их наизусть или каким-то чудом собираетесь списать сочинение у сердобольного одноклассника прямо второго декабря, вас ждет поражение. Это требование подразумевает, что эксперт в случае, если ему удастся доказать факт списывания, поставит работе «незачет». Будьте внимательны! Конечно, вы можете ознакомиться с чужими работами и взять что-то из них на вооружение, но позаботьтесь о том, чтобы чужие мысли были высказаны вашими словами –  сделайте «рерайт». Кстати, писать сочинение, высказывать собственные мысли – на самом деле интересное и увлекательное занятие. Попробуйте, и, может быть, всякое желание списать у вас пропадет уже после первой попытки!

Переходим к критериям. Первый из них – соответствие теме. Это один из двух главных критериев проверки вашей работы. Если по первому критерию сочинение получает незачет, незачет выставляется и всему сочинению. У каких сочинений есть шанс этот незачет заработать? Как раз у тех самых, которые были подготовлены и заучены заранее. А еще «незачета» могут удостоиться те участники итогового сочинения, которые недостаточно внимательно прочитали формулировку темы сочинения. Или просто забыли о ней – начинали писать об одном, но потом увлеклись, и мысль ушла совсем в другую сторону. Как же обезопасить себя? Когда будете писать сочинение, постоянно думайте о выбранной теме. Напишите план. Подумайте, какой аспект темы вы будете описывать во вступлении, как будет меняться ваша мысль от абзаца к абзацу в основной части, как эта тема зазвучит в конце вашего сочинения. Не бойтесь употребить формулировку темы или ее часть в своей работе несколько раз, особенно во вступлении и заключении. Итак, четкий план, тема сочинения всегда «в фокусе» – и «зачет» по первому из пяти критериев вам обеспечен. Теперь поговорим о том, как набрать максимум баллов за критерий №1. Два балла выставляется в том случае, если рассуждение учащегося было достаточно глубоким и убедительным, то есть, ему удалось избежать поверхностного рассуждения и удалось проникнуть в самую суть темы. Это не так сложно, как кажется. Выбирайте тему, которая действительно трогает вас, сформулируйте свое мнение, можете даже записать его отдельно. Подумайте, каким именно образом вы будете выражать его в сочинении. Возможно, в самом начале вы зададите себе вопрос, на который будете последовательно отвечать, с каждым абзацем излагая новые детали своего отношения к теме. Возможно, напротив, сразу выскажете собственное мнение, а потом будете последовательно доказывать собственную мысль. Выбирайте любой путь и не забывайте быть убедительными. В этом залог успеха!

И, кстати, увлекаясь собственными мыслями, не забудьте о привлечении литературного материала. Это критерий №2, соблюдение которого также является обязательным. Вы можете как угодно глубоко раскрыть выбранную тему, но если опираться в своих рассуждениях на литературный материал вы не станете, вас ждет проигрыш! Основой… повторимся, обратим внимание, выделим курсивом… Основой вашего сочинения должно стать одно или несколько из произведений русской или мировой литературы по вашему собственному выбору. Почему мы выделяем слово «основа» и пытаемся обратить на него ваше внимание? Потому что недостаточно будет, например, создавая текст на тему «О как убийственно мы любим», один раз упомянуть стихотворение Маяковского «Лиличке» или отделаться фразой в духе «все великие писатели мира хоть раз обращались в своем творчестве к такой важной теме как любовь», а далее удариться в рассуждения о сокрушительной силе любви и получить зачет по второму критерию. Литературные произведения не просто должны упоминаться в вашем сочинении, они должны стать основой, фундаментом всего вашего рассуждения. Для этого выбирайте те произведения, которые знаете действительно хорошо, любите и понимаете, те, на которые действительно сможете «опереться». Это не обязательно объемные «Война и мир» или «Тихий Дон». Маленькой «Судьбы человека» достаточно для того, чтобы создать хорошее сочинение по любому из пяти направлений. Кстати, опасайтесь фактических ошибок: за них может быть «срезан» балл.

Выдыхаем! Первые два критерия, несоблюдение которых приведёт к «незачету», остались позади. Но высокий балл за сочинение еще никому не помешал, поэтому продолжим. Критерий №3. Композиция и логика рассуждения. Какие части должны быть в сочинении? Вы помните три волшебных слова: вступление, основная часть, заключение. Казалось бы, ничего сложного. На деле учителя постоянно сталкиваются с работами, на девяносто процентов состоящих, скажем, из одного только введения или с совершенно внезапно возникшими в середине сочинения мыслями, появления которых не предвещало абсолютно ничего, будто их «вырвали» из какой-то другой работы. Как быть? Всего два правила помогут вам избавиться от проблем с композицией. Во первых, используйте формулу «вступление + заключение = одна треть всего текста», во-вторых, не забывайте писать план и придерживаться его, не допуская «внезапных» отступлений.

Идем дальше. Перед нами критерий № 4 – качество письменной речи. Здесь речь идет о том, насколько хорошо вы владеете словом. Богатство и разнообразие языка, соответствие выбранному стилю речи, использование разнообразных грамматических конструкций, уместное и грамотное употребление терминов – вот из чего складывается максимальный балл за качество речи. Конечно, за две недели существенно качество речи повысить невозможно, но постарайтесь практиковаться как можно больше, советуйтесь с учителями, репетиторами, хорошо пишущими одноклассниками, и, возможно, даже в краткий срок вам удастся добиться неплохого результата.

Пятый критерий – грамотность. Много о ней мы говорить не будем. Надеемся только, что вы уже в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и больших проблем с тем, чтобы соблюсти орфографические и пунктуационные нормы, у вас не будет. Только один маленький совет: если вы не уверены в том, как пишется слово, подберите синоним, не вызывающий опасений. Задумываетесь над постановкой знака препинания? Измените конструкцию предложения! И скажем спасибо тем, кто для нас придумал итоговое сочинение, а не итоговый диктант!

 

О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

 

www.tetradka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *