Где снимали притяжение – Чертаново и его «Притяжение»: по местам съемок Бондарчука

Федор Бондарчук рассказал о своем новом фильме — Российская газета

Новый фильм Федора Бондарчука «Притяжение», который появится в российских кинотеатрах 26 января, заставил о себе говорить еще задолго до выхода в прокат. Причины — и личность режиссера, и необычность замысла и воплощения (по крайней мере для нашей страны), и то, что это вторая после «Сталинграда» в творчестве Бондарчука и четвертая российская картина в формате IMAX. А также то, что фильм уже продан в 40 стран мира, таких как Германия, Франция, Испания, ряд государств в Юго-Восточной Азии, и ведутся переговоры о прокате в Британии и США.

Работая над этой картиной, Федор Сергеевич полностью сменил команду, оставив из той, что работала с ним на предыдущих фильмах, всего двух человек. Да и преподносит фильм публике он по-другому, нежели это делал с предыдущими проектами. За несколько дней до официальной премьеры «Притяжение» показали сразу в нескольких залах большого киноцентра в Чертаново. По сюжету именно в этом районе Москвы «приземлился» инопланетный корабль. Бондарчук с командой — от исполнителей главных ролей до композитора — зашли в каждый зал и представили картину первым зрителям. И, что оказалось особенно ценным для режиссера, эти люди — а фильм в Чертаново посмотрели почти тысяча человек — обошлись без «спойлеров», без пересказов сюжета в соцсетях. Другими словами, дали возможность остальным самим пойти в кино, посмотреть новинку и составить о ней свое мнение. Об этом же Федор Бондарчук попросил и журналистов на пресс-конференции. Так что если обойтись без пересказа, а высказать впечатление о «Притяжении» двумя словами, можно сказать, что Федор Сергеевич снял свою «Войну и мир» — этапный, масштабный фильм в его творческой биографии. И он другим, самым современным языком рассказывает о все тех же проблемах — человеческой агрессии (кстати, большое участие в фильме принимало министерство обороны) и взаимоотношениях людей между собой. Это касается и влюбленных, и отцов и детей, и друзей по двору и по школе, и все остальных. Именно поэтому разговор с Федором Бондарчуком начался с этой темы.

Федор Сергеевич, когда смотришь «Притяжение», то примерно на середине фильма появляется аналогия с «Войной и миром» вашего отца Сергея Бондарчука.

Федор Бондарчук: Я часто возвращаюсь к «Войне и миру». Ведь вдумайтесь в значение слова «мир». Это же не только мир как отсутствие войны, но и мир планетарный. В русском языке так много заложено в этом слове. С ним можно составить столько предложений! А фильм «Война и мир» — все-таки это самая важная и главная работа для отца, и для меня — в моей биографии и в жизни. И как своего учителя первым я называю отца, а уже потом — своих реальных педагогов во Всесоюзном Государственном институте кинематографии. Отец не учил меня по книгам. Мы все — дети, и мама тоже учились на его примерах.

Просто смотрели, как он жил. Поэтому я так или иначе сравниваю свои работы с тем, что он делал. В чем-то это и проявляется. Я никогда не забуду, как в свое время коллеги с одного телевизионного канала сделали тизеры из только что вышедшей тогда «Девятой роты» и фильмов отца, таких как «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». Они провели подробную работу. И я сам был удивлен. Ставят рядом два кадра, и видишь, что они одинаковы. Задачи такой перед собой я не ставил. Так же как и в «Притяжении» — цитировать ли или тему Толстого, давать ли трактовку его философии. Более того, это довольно трудно — снимать свое кино, идти своим путем. Именно потому я так долго не начинал свой полный метр. В 38 лет — это довольно поздний дебют. Сначала я занимался делом, про которое никто ничего не знал, — музыкальным видео и рекламой. Но я себя чувствовал в этом комфортно, потому что был первооткрывателем и шел своей дорогой. Сейчас уже могу признаться, что, конечно, перед своим дебютом очень нервничал. У меня были комплексы. Я был рефлексирующим режиссером, потому что мне говорили, что рядом отец с его работами. Но сейчас для меня очень лестно такое сравнение.

Я перед премьерой фильма случайно увидел на столе его книжку («Желание чуда». — Прим. С.А.), где во вступительном слове мама привела папины слова. И вот я прочитал одну его фразу: «Одни говорили, что жизнь есть борьба. Другие — что жизнь есть игра. Я придерживаюсь того взгляда, что жизнь — это работа. И чем больше работы, тем интереснее жизнь. Важно лишь, чтобы она тебе нравилась и была необходима людям». Эта энергия его жизненной и профессиональной философии распространяется и на кадр. Тогда — на кинопленку, на целлулоид. Вот этот «химический процесс», в основе которого лежат эти слова, я бы мечтал, чтобы он чувствовался и в моих работах.

Вы на своей лекции, посвященной фильму «Притяжение», говорили о том, что впервые снимаете про настоящее, что за будущим и прошлым можно спрятаться. Но не прячетесь ли вы за жанром фэнтези?

Федор Бондарчук: Есть пространство художественных образов, и это называется кинематограф. Есть документалистика, публицистика, артхаус. И есть возможность поговорить о серьезных темах, волнующих меня и зрителя здесь и сейчас через жанр, который завоевал большие экраны. Ведь в связи со свободным широкополосным Интернетом и гаджетами, которые становятся все доступнее по деньгам, я уже не говорю про звук в наушниках, теперь вовсе и не обязательно ходить в кинотеатр. Но именно из кинозалов приходит невероятно зрелищное кино, которое приглашает молодежную аудиторию.

Вырабатывает у нее привычку ходить в кинотеатры. Но все-таки на определенные фильмы. Понимание этого и желание общаться с широкой аудиторией — этот тот ход, который позволит, с одной стороны, находиться на этом же понятном им пространстве, с другой — говорить о серьезных вещах. Это ни в коем случае не попытка спрятаться или метафора. Это возможность в большом зале с большой (я надеюсь многомиллионной) аудиторией поговорить о важных вещах в новой для людей визуально привлекательной форме.

В американских фильмах разрушают Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго и другие города, и зрители там к этому привычные. У нас подобное было лишь в нескольких случаях: в «Дозорах», когда разрушали Москву, в очередной части франшизы «Миссия невыполнима» с Томом Крузом — там взрывали Кремль. Вы приучаете российского зрителя к чему-то подобному и в нашем кинематографе? Особенно «людей из Чертанова», мир которых рушится прямо у них на глазах.

Федор Бондарчук: Для начала я надеюсь, что можно заинтересовать зрителей. Кино знают все, любят его, репертуар огромен — инопланетяне «падали» и на Лос-Анджелес, и на Вашингтон, и на Лондон, и на Кейптаун, и на другие города. Но если дело происходило в Москве, то, как вы правильно заметили, в «открыточных» туристических местах — таких, как Красная площадь. Так что я хочу «пригласить» зрителя взглянуть на наши родные спальные районы. А не на картинки с открыток. А дальше поговорить о серьезных вещах. Картина-то в первую очередь про людей. Инопланетный корабль — это некий «хук». Я сам, когда читал сценарий в первый раз, увлекся: он был так здорово и интересно выписан, даже на бумаге «летел». Но в определенный момент останавливаешься и думаешь: «Погоди, постой! Как это так — летающая тарелка упала, зашла в атмосферу, ее сбили истребители…» А потом понимаешь: это надо снимать!

Поэтому история в первую очередь была для меня неожиданна как для читателя. А это большой подарок для режиссера. Есть семь нот и ничего нового, казалось бы, и не напишешь. Однако возникают великие произведения и оригинальные музыкальные композиции. Вот так и в кино. Казалось бы, все уже снято. А вот эта территория была открытой. Но на ней есть другое, важное, что перевешивает действие для меня, как для режиссера.

Когда я смотрела фильм, то с удивлением отметила, насколько Александр Петров похож на молодого Олега Меньшикова. Вы специально так сделали?

Федор Бондарчук: Да, пересечения есть. Я еще обратил внимание, что Ирина Старшенбаум, которая играет дочь героя Олега Евгеньевича, также похожа на него. Они одной масти. В первую очередь глаза. А потом то, что произошло с героем Петрова, его трансформация, или, как говорят, «арка», она «сидит» и в герое Меньшикова, полковнике Лебедеве, и в каждом из нас. Это как раз тот разговор, который я предлагаю провести зрителю. Хотя бы задуматься, когда именно возникают агрессивность, ненависть и злоба. Александр Петров говорил о ревности. Казалось бы, бытовое слово, но оно включает в себя все возможные дикие характеристики человека, как-то желание лишить жизни, например. Невероятное проявление неосознанной агрессии! И изменить оно душу человеческую может! Потому герой Петрова перекликается с героем Меньшикова. Каждый из них меняется, и каждый по-своему.

Схожесть «Притяжения» Федора Бондарчука с фильмами его отца Сергея Бондарчука проявляется и в масштабности, и в массовых сценах. Фото:

«Арт Пикчерс студия», «Водород»

Саунд-дизайнер «Притяжения» — мировая знаменитость Дэйв Уайтхед. Как удалось получить его согласие участвовать в фильме, и как с ним работалось?

Федор Бондарчук: Дэйв Уайтхед поразил тем, что он не скрывает свои знания, опыт и фантазию и с удовольствием ими делится. У нас просто этой профессии «саунд-дизайнер» никогда не было как таковой. Я уверен, что в ближайшее время она появится. Была бы возможность взять наших — взяли бы, как это произошло со студией компьютерной графики. Дэйву предложили поработать, и он заинтересовался как художник. Тут вообще разговор не ведется в плоскости гонорара. Первично то, интересен проект или нет. И Дэйв согласился. Он очень востребованный специалист. Например, когда мы делали финальный «микс» картины, у него выходило «Прибытие» (этот фильм Денни Вильнева представлен на «Оскар» в нескольких номинациях, в том числе за лучший фильм и за лучшую режиссуру. — Прим. С.А.). Но мы его заинтересовали на кинематографическом языке темой фильма.

Вы снимаете свой второй фильм в формате IMAX. Чем отличается работа, когда делаешь фильм в этой технологии?

Федор Бондарчук: Что касается IMAX, есть многие правила. Но это не какие-то специальные условия: например, если говорить про стереосъемку, она делается отдельно. Но IMAX это формат, который создан лишь для одного — помочь режиссерам и кинематографистам приблизиться к их мечте. Стереть грань между зрителем и экраном. Приблизить зрителя, а лучше всего перенести его в другое пространство — туда, когда он не замечает «лево» и «право» и нижней и верхней границы экрана. Это продолжение той магии, того волшебства, с которого и начался кинематограф. Все помнят, что на «Прибытии поезда» братьев Люмьеров люди вскакивали с первых рядов. Если бы летели птицы, зрители хотели бы их потрогать.

То есть вы бы хотели, чтобы зрители «Притяжения» испугались, что на Чертаново реально летит корабль, и выбежали из зала?

Федор Бондарчук: Отчасти да. А также и полюбили вместе с героями, и почувствовали в финале сопереживание, сострадание, прощение, возможность услышать и быть услышанным. Вот что такое IMAX — в первую очередь это творческий инструмент, а уж потом техническое обеспечение.

Я видела презентацию новых проектов вашей студии — фильмов «Лед», роад-муви «Только не они», сериала «Спящие». Все интересные, но по размаху и масштабу они несравнимы с «Притяжением». Будете ли еще снимать подобное кино?

Федор Бондарчук: Мы сосредоточенно смотрим на прокат «Притяжения» и будем делать «Притяжение-2».

rg.ru

Ирина Старшенбаум: «Притяжение» — фильм не про инопланетян — Российская газета

Фильм этот разрабатывался и снимался в обстановке строжайшей секретности, что твои «Кловерфилды», и до сих пор подробности его сюжета не разглашаются. Все, что мы знаем — в московском Чертаново с грохотом приземляется круглая штуковина, населенная инопланетными существами, и местные жители этим не слишком довольны.

С целью разузнать что-нибудь новое и интересное мы поговорили с Ириной Старшенбаум, исполнительницей главной женской роли.

О фильме «Притяжение» мало что известно, но, судя по промо-материалам, он похож то ли на «День независимости», то ли на «Район №9».

Ирина Старшенбаум: Не знаю, стоит ли сравнивать с «Днем независимости» или «Районом №9». На самом деле у нас присутствует социальный аспект, возможно, поэтому возникают некоторые ассоциации с последним. Но в нашем случае жанр определяется не событийным рядом, а отношениями между персонажами. И это, на мой взгляд, делает проект непохожим ни на один другой.

В чем же заключается этот социальный аспект?

Ирина Старшенбаум: Это такой способ человека посмотреть на себя со стороны — социума в целом и каждого индивида в отдельности — в плане поведения в экстренных ситуациях. В частности, в случае нападения инопланетян. В фильме можно понаблюдать за тем, как разные люди будут вести себя в условиях внезапно возникшей угрозы: кто-то спрячется под стол, кто-то попытается защищаться и так далее.

То есть, можно сказать, фильм не про инопланетян.

Ирина Старшенбаум: Да, я не думаю, что он про инопланетян. Я думаю, что он о любви и о человеке. Я, правда, конечный вариант еще не смотрела и не собираюсь этого делать до премьеры, но когда я работала над ролью, когда в процессе съемок общалась с другими актерами, с режиссером, я составила такое мнение.

Как вы работали над ролью?

Ирина Старшенбаум: Это был достаточно интересный опыт, поскольку, если мы говорим о контакте с внеземной цивилизацией, мы подразумеваем некий уровень сознания выше человеческого и сопоставление с ним человеческого сознания. Чтобы это представить, я специально отбирала определенный материал, прочитала много литературы по эзотерике, кино, конечно, тоже смотрела. Фантастики, как ни странно, меньше. Я больше пыталась понять природу любви, что это вообще такое за чувство — потому что моему персонажу это интересно.

Наверняка вам доводилось во время съемок взаимодействовать с воображаемыми объектами, персонажами.

Ирина Старшенбаум: Разумеется, ведь в досъемочный период был проделан колоссальный объем работы в этом направлении. Мы контактировали с Федором Сергеевичем по поводу того, кто и как будет выглядеть, он нам показывал 3D-модели, чтобы мы представляли, с кем будем иметь дело, чего ожидать. Но у актера фантазия как инструмент развита больше, чем у обычного человека. Поэтому проще было даже не вспоминать продемонстрированные референсы, гораздо приятнее было фантазировать на эту тему. Конечно, какие-то картинки у меня в голове отложились, и я на их основе выстраивала образ своей героини и свое поведение на съемочной площадке.

Как вы вообще относитесь к необходимости, обусловленной реалиями современного кинопроизводства, играть, представляя себе обстановку и персонажей, с которыми требуется взаимодействовать?

Ирина Старшенбаум: Отлично отношусь. С партнерами бывает сложнее, чем с «зеленкой».

Я слышал от одного вашего коллеги по цеху такое мнение, что актеру все же нужно что-то настоящее, осязаемое, с чем можно играть.

Ирина Старшенбаум: Нет, это не про меня. Мне, например, наоборот помогает, когда снимают мой крупный план относительно какой-то крупной сцены. Некоторым обязательно, чтобы вокруг что-то происходило, и он бы на это реагировал. Мне проще, чтобы ничего не происходило, чтобы я отыгрывала все у себя в голове. Сейчас же в Голливуде многое снимают на зеленом экране. Есть куча классных роликов, где большие голливудские актеры ползают по «зеленке» и что-то изображают.

Как Камбербэтч, например, в «Хоббите».

Ирина Старшенбаум: Да, я именно про него и говорю. За этим интересно наблюдать, меня это восхищает. Он — как ребенок. Ему как будто пять лет, и он ползет, а кругом миры рушатся.

Тут немного другой случай: Камбербэтч сам был драконом, он надевал специальный костюм с датчиками для захвата движений, и потом из него делали Смауга. В «Притяжении», как я понимаю, для создания пришельцев такая технология не использовалась?

Ирина Старшенбаум: Нет. Как ни удивительно, CG-графики в фильме не так много. Это становится очень неожиданным моментом, когда об этом начинаешь говорить.

И это, видимо, подтверждает ваши слова, что картина не про инопланетян.

Ирина Старшенбаум: Да действительно. Мне не приходилось постоянно сражаться с какими-то зелеными существами. Понятно, что мы снимали некоторые сцены на «зеленке», но это уже неотъемлемая часть съемочного процесса в любом проекте, у которого есть на это бюджет.

Федор Бондарчук на Comic Con сказал, что вы тянете всю картину. По-вашему это так?

Ирина Старшенбаум: Не знаю, я же еще не смотрела. Просто Федор Сергеевич любит своих артистов. Ему сложно так не сказать.

В любом случае, на основании этого можно осмелиться предположить, что ваша роль не сводится к шаблону, как это обычно бывает в блокбастерах. В последнее время западные актрисы часто жалуются на сексизм продюсеров, который выражается в том числе и в характерах женских персонажей в мейнстримном кино: зачастую они ограничиваются рамками любовного интереса главного героя. Ваша роль в притяжении шире этих рамок?

Ирина Старшенбаум: Я думаю, все еще от актрисы зависит. Можно прописать кого угодно — главное, есть ли у тебя харизма, внутренняя сила, чтобы добавить своему персонажу что-то от себя. У меня была такая ситуация на пробах: я решила для себя, что моя героиня — «пацанка». Хотя нигде такого сказано не было. Она была охарактеризована в сценарии как школьница. И когда я пришла на пробы, и начала из себя извергать свое видение, «девушку с непростым характером», кастинг-директор мне заявил: «Все хорошо, только давай из тебя выбивать твою брутальность». А когда меня стал смотреть уже Федор Сергеевич, то попросил вернуть все обратно.

Сложно ли было работать в атмосфере секретности и насколько эта секретность, по-вашему, обоснована?

Ирина Старшенбаум: Такое встречается в моей практике не впервые. У Федора Сергеевича вообще все проекты громогласные, все о них говорят, все их обсуждают. Я считаю, это нормально. Если люди не знают сюжета, это же хорошо. Я не люблю спойлеры. Я никогда не смотрю трейлеры, не читаю рецензии до того, как я иду в кинотеатр. Мне достаточно примерно представлять тематику. Здесь — то же самое.

Не скажите. Кто-то, конечно, с вами согласится, но большинству зрителей важно знать, за что они платят деньги. Одно дело, когда это «Звездные войны» — там создатели могут себе позволить не раскрывать никаких подробностей истории вообще, все равно люди пойдут смотреть. Или если это, скажем, «Кловерфилд». А Бондарчук все же не Джей Джей Абрамс.

Ирина Старшенбаум: Это уже вопрос к Федору Сергеевичу, идея была его, таково решение творца. Он очень долго писал сценарий, а потом и до съемок, и во время съемочного процесса мы продолжали его прорабатывать. Может быть, это и хорошо, что никто ничего не знает. Мне, например, это приятно. Мне нравится, что людям, и моим близким в том числе, интересно, а я не рассказываю. В то же время претенциозного отношения, дескать, да, у нас вот так, у меня к этому нет. Опять же, существуют примеры, когда российские режиссеры авторского кино, у которых нет бешеных бюджетов, ведут ту же политику.

Какие-то особые условия ставились перед коллективом?

Ирина Старшенбаум: Мы всей нашей дружной командой — вместе с режиссерами, продюсерами и всеми остальными — приняли решение, что не будем выкладывать никаких фотографий в соцсети хотя бы до трейлера. Потому что есть такая вещь, как эксплуатация образов. В индустрии принято красть — это ни для кого не секрет. Тем более что у нас популярные актеры, которые часто снимаются, и некоторые любят, увидев, что актер в одном образе хорошо смотрится в кадре, взять и перенести этот образ из одного фильма в другой, и этот другой выпустить раньше. Тоже весомый аргумент в пользу засекреченности. Поэтому было решено, что мы не фотографируем на съемочной площадке и не разглашаем сюжет. Сложности возникали исключительно с девочками, снимавшимися в массовке — им очень хотелось похвастаться в Instagram, но с ними проводили разъяснительные беседы, и прецедентов не случалось.

В ближайшие годы ожидается небольшой бум российских фантастических фильмов — порядка 13, начиная с конца этого года. С чем, по-вашему, это связано?

Ирина Старшенбаум: Возможно, российская ментальность доросла до того, что мы научились фантазировать. Хороший жанр вообще — фантастика, я до съемок «Притяжения» им не увлекалась, бытовое мне всегда было ближе. Но я познакомилась не так давно с режиссером Максимом Кулагиным, он снял две короткометражки — «Холодильник» и «Угонщик», и он достаточно хорошо разбирается в фантастике, в хоррорах. Максим мне объяснил, как круто рисковать, не снимать одно и то же по кругу. Пространство для воображения огромное. Проблема в том, что в Голливуде уже все было использовано, и куча времени и сил понадобилось, чтобы придумать оригинальный космический корабль, облик внеземных существ. И тем не менее все равно в комментариях пишут, что что-то где-то украли. На самом деле цели украсть не ставилось, я лично присутствовала, лично наблюдала за тем, как создавалось это кино с чистого листа. Мне нравится, что Федор Сергеевич рискует, делает что-то, чего до него у нас никто не делал.

rg.ru

как снимают фантастический экшн Федора Бондарчука — tele.ru

— Сценарий, — рассказывает Бондарчук, — принесли к нам на студию «Арт Пикчерс» Миша Врубель и Саша Андрющенко зимой 2014 года. Когда написали второй драфт, он мне очень понравился. Я ходил и говорил: «Какой хороший сценарий! Какой необычный сценарий! Какой непредсказуемый сценарий!» После того как в очередной раз его похвалил, у меня спросили: «Может, если он такой замечательный, вы фильм сами снимете?» Я сказал: «Я?! Да!»

Кастинг на главные роли продолжался полтора года, на каждую из них были перепробованы сотни претендентов, лишь одного актера взяли сразу — Олега Меньшикова. Он играет­ ­командующего войсками и отца школьницы Юли (Ирина Старшенбаум),

которая в день падения НЛО находилась дома со своим бойфрендом Артемом (Александр Петров). А дом располагался в Чертаново. И инопланетный корабль рухнул прямо на него, снеся половину здания…

— Я сразу представлял в роли отца главной героини Меньшикова — артиста, за которым всю жизнь следил, восхищался и мечтал с ним поработать, — продолжает Бондарчук. — Судил по себе: там есть что играть и я бы на такую роль с удовольствием согласился. Но вариант действительно сняться самому не рассматривал. В «9 роте» это случилось вынужденно: за два дня до своих съемок не смог приехать и пропал один известный артист, а мы уже половину пути прошли. Тогда я позвонил Владимиру Машкову, он сказал: «Роль сумасшедшая, но я сейчас в Лос-Анджелесе, жду начала съемок, не могу выехать». Я не отступаю: «Может, получится все-таки?» Он спрашивает: «А когда и куда лететь?» — «Послезавтра в Крым! Мы тебя очень ждем!» Машков говорит: «Вы сумасшедшие, у меня контракт подписан!» — «А как же я?!» — «У меня роль с Де Ниро, а у тебя дебют!» Рассказал о неудаче оператору Максиму Осадчему, и Макс ответил: «Снимайся сам». В «Притяжении» же я хотел избежать совмещения. Однако Олег Евгеньевич — артист избирательный, часто отказывается от больших, но неинтересных ему проектов. Так что, отправляя ему сценарий, я надеялся получить согласие, но понимал, что оно не гарантировано. Через день Меньшиков позвонил: «Давай повидаемся». Я думал, он хочет побеседовать о сценарии, будет говорить, например: «А не формальная ли фигура этот персонаж?» Встретились, а Олег Евгеньевич вместо этого начинает обсуждать детали, отдельные сцены… Я через некоторое время спрашиваю: «Так ты что, согласился?» — «А почему я, по-твоему, здесь сижу?»

Олег Меньшиков играет командующего войсками и отца школьницы Юли (Ирина Старшенбаум). Фото: предоставлены пресс-службой Sony Pictures Releasing Russia

— В «Притяжении», — рассказывает Меньшиков, — сошлось все. Во-первых, у меня был большой интерес к тому, что делает Федор Сергеевич. Мне самому хотелось понять, кто такой режиссер Бондарчук. Во-вторых, сюжет — потому что таких историй у нас еще не снимали, плюс это хорошо придумано и написано. И конечно же количество занятых в проекте молодых артистов — это вообще один из основных пунктов моего согласия. Надо сказать, что Федор Сергеевич очень сильно удивлял меня на протяжении всего процесса съемок, сначала профессионально, а потом и по-человечески, — для меня возник совсем другой Бондарчук.


Подчиняющихся Меньшикову военных для убедительности играли солдаты Таманской дивизии: штатская массовка явно бы изобразила армейскую выправку хуже, чем они. И армейской техники, причем самой современной, в фильме великое множество: БТР, вертолеты, беспилотники.

Пролет истребителей снимали на Баренцевом море, на авианосце «Адмирал Кузнецов». Рассчитывали управиться за два дня, но начался такой шторм, что пришлось задержаться на целых пять. Снимали одним дублем: больше не могли рисковать из-за непогоды, хотя за штурвалом находился опытнейший летчик, Герой России Олег Мутовин. Все пять суток кинематографисты жили в кубриках, подчиняясь общему распорядку, когда в шесть утра подъем, а в девять вечера отбой, и ели ту же пищу, что и обычные моряки, — причем остались весьма довольны. Особенно понравился хлеб из расположенной на корабле пекарни. Когда улетали, каждый получил в подарок по паре буханок — угостить в Москве родных и близких.

"Притяжение", съемки

Инопланетный корабль рухнул на дом, где в это время находилась Юля со своим бойфрендом Артемом, и снес половину здания… Фото: предоставлены пресс-службой Sony Pictures Releasing Russia

Рискованными оказались и съемки некоторых сцен в Москве.

— В картине много трюков, а я их очень люблю, — говорит Александр Петров. — Наш главный каскадер Олег Чемодуров готовил нас как к полету в космос. Я не вылезал из тренажерного зала, иногда ненавидел тренера: было ощущение, что меня стирают в порошок. (Смеется.) Но мою самую сложную драку сняли одним дублем. Федор Сергеевич снимал эту сцену играючи. Он кричал мне: «На тебя бежит огромная белка! Она кидает в тебя 400-килограммовую плиту! Тебе больно!» После того как поработают специалисты по компьютерной графике, мы увидим, что на моего героя кидается совсем другое существо, но сравнение Федора Бондарчука было очень точным. Во время сложных сцен с моей партнершей Ириной Старшенбаум я больше переживал за нее, а не за себя. Например, в эпизоде, где я выношу ее из разрушенного дома и бегу с ней к карете скорой помощи, а навстречу несутся машины. В тот момент я чувствовал полную ответственность за жизнь Иры.

Старшенбаум работала с такой самоотдачей, что прямо на площадке ей ставили восстанавливающую силы капельницу. А Петров, больше думавший о безопасности партнеров, чем о своей собственной, получил травму: он слишком сильно ударил ногой по стеклянной двери, и осколок порезал ему сухожилие. Съемки прервали на несколько дней, но вскоре Александр снова был на площадке.

Сложнейшая работа досталась специалистам по компьютерной графике из компании Main Road Post, которые до этого уже трудились вместе с Бондарчуком над «Сталинградом». Фото: предоставлены пресс-службой Sony Pictures Releasing Russia

От работы с молодой съемочной группой и актерами остались в восторге и Меньшиков, и Бондарчук.

— Все они такие талантливые, свободные, целеустремленные! — восхищается Федор. — Часть актеров, например Риналь Мухаметов и Никита Кукушкин, играют в «Гоголь-центре» Кирилла Серебренникова. Считаю, Серебренникову за них надо памятник поставить! Маленький бюстик. Я его в редкие свободные минуты леплю из пластилина, потом золотой краской

покрашу и поставлю перед «Гоголь-центром» с надписью: «С глубокой благодарностью Кириллу Семеновичу от кинематографистов». (Смеется.) Такой же надо ­будет поставить и Меньшикову: Саша Петров играет у него в театре.

Сложнейшая работа досталась и специалистам по компьютерной графике из компании Main Road Post, которые до этого уже трудились с Бондарчуком над «Сталинградом». Но даже они, с их опытом, считают, что «Притяжение» — уникальный проект. Им пришлось рисовать пришельцев, которые выглядят крайне необычно. Рассматривали разные варианты — существ в духе «Аватара» и таких, что больше похожи на животных. Но в итоге режиссер решил, что пришельцы из «Притяжения» должны быть сделаны из воды.

"Притяжение", съемки

От работы с молодыми актерами остались в восторге и Меньшиков, и Бондарчук: «Все такие талантливые, свободные, целеустремленные!». Фото: предоставлены пресс-службой Sony Pictures Releasing Russia

— Вода является главным источником жизни и технологий наших инопланетян, — рассказывает режиссер. — В результате долгих обсуждений внутри команды мы решили сделать модель космического корабля, взяв за основу строение молекулы воды. Мы также пригласили знаменитого австралийского саунд-дизайнера Дэйва Уайтхеда, который работал над картинами «Хоббит» и «Район № 9». В «Районе…» он создал язык существ, похожих на жуков и москитов (разные звуки соответствовали разным буквам алфавита), отталкиваясь от своей «москитной азбуки», записывал, как они разговаривают. Первым делом он спросил у меня, на что будут похожи наши инопланетяне, и когда я сказал, что у нас все, что связано с пришельцами, связано и с водой, необычайно воодушевился. Придумал звуковое решение — целый мир, это фантастика! И о большинстве работавших на «Притяжении» можно сказать, что они делали свою работу фантастически. Надеюсь, в сумме получится новое фантастическое,молодое кино, которое выйдет в январе 2017 года.

www.tele.ru

Нашел, где снимали «Притяжение» — Алексей

Я таки завис — в наушниках играет феерический саундтрек, читаю все про съемки и все такое.
В интервью Бондарчук не колется нигде, только сказал что использовали заброшенную новостройку.
Речь идет о съемках самой зоны падения, которая якобы в Чертаново, но по домам видно что нет. Таких домов там вообще нет.

А нашлись они в..

тадаааммм….ЖК Южное Домодедово!
Про которое был даже пост в ЖЖ. Сэнкс zhzhitel


Вот здесь происходит наверное треть событий фильма.
Вот эта башня по центру с характерными круглыми обрешетками на подъездной клетке — собсно такая же, в котором главная героиня столкнулась с инопланетянином, где он ее спас. За эти  решетки с кругами цеплялся инопланетянин, когда падал с дома.
С этого дома они смотрели как падает «тарелка». Там же квартира их подруги, ну все там происходит.

Прикоооол! А должен сказать, я раньше там как раз квартирку прикупил (чисто деньги вложить).
Ну вы представляете какое совпадение?? А я думаю чего мне киношка так приглянулась!
Правда застройщик Су-155 обанкротился, стройка заморозилась на время, но сейчас уже все хорошо — нашли другого, достроили и все вводится в эксплуатацию. Скоро ключи дадут. Теперь есть повод съездить еще раз и интересно будет сравнить с кадрами фильма!

А другая часть фильма, что за периметром — происходит в ЖК Авеню-77 в Северном Чертаново. Кстати, это видимо уникальное явление для Москвы — назвать объект используя номером региона. В Москве так не принято, так то это чисто провинциальная фишка. Во Владимире на каждом шагу «Такси33». «Свадьбы-33» и так далее.  

Там собсно и кинотеатр где я уже два раза посмотрел фильм.

В нем живет полковник Лебедев с дочкой, там же рядом их школа, что снята  в фильме. Забавно что их возят в школу на военном грузовике, хотя в реале там расстояние — 100 метров от ее дома.

А вот я нашел гараж «гопников» Артема и Ко, где они ковырялись с экзокостюмом. Даже ворота синие до сих пор точно как в фильме:

Это под эстакадой прямо на пути от метро к кинотеатру.

А еще я узнал что нас ждет продолжение! Ураааа!
Фильм походу хорошо отбивается и Федя мечтает снять сиквел.
А музыку написал его племянник — Иван Бурляев. Он оказывается талантливый композитор. А поет жена — Паулина Андреева. Прямо семейный подряд. Все только портит гнусный рэп местами, на мой вкус. Ну ладно, это дело такое..

mutaborn.livejournal.com

Чертаново и его «Притяжение»: veritas4

Во второй половине 1970-х Северное Чертаново застраивалось как экспериментальный образцово-перспективный жилой район. Здесь были возведены огромные комплексы домов в 12-16 этажей, спускающихся террасами. Под землёй – гаражи и транспортные тоннели, на общих первых этажах – магазины и общественные учреждения. Выше – квартиры со свободной планировкой, в том числе двухэтажные, сохранившиеся до сих пор, в мансардах – студии художников.

Между корпусами – переходы, чтобы можно было обойти весь микрорайон, не выходя на улицу. Все дома также связывал пневматический мусоропровод. По периметру – пруды и лесопарк.

Планировалось, что по образцу этих домов будут построены и другие комплексы, но чертановский так и остался единственным в своем роде. Его подземные архитектурные особенности играют важную роль в сюжете «Притяжения».


По словам авторов фильма, поводом для написания сценария стали уличные беспорядки в Бирюлёве в 2013 году, произошедшие на межэтнической почве. Нечто подобное происходит и в «Притяжении» – только «пришельцы» немного другие. От Бирюлёва до Чертанова рукой подать, как и от локального конфликта – до массового насилия.

Если изменить инопланетян на других — просто других, неважно, каких именно, то получится, что это история про всех нас. Про проблемы, о которых говорят в новостях. Про горожан. Про россиян. Это то, из-за чего я решил снимать «Притяжение» сам как режиссёр

– Фёдор Бондарчук

Герои «Притяжения» с помощью соцсетей, плакатов, дубинок и коктейлей Молотова поднимают свою революцию «на районе», пытаясь прогнать чужаков: «Это наша Земля!» Сюжет фильма докажет, что такой подход к решению проблемы неуместен и что в основе всего должна лежать любовь – с кем бы вам ни пришлось выстраивать отношения. Чертановские зрители после просмотра согласились с режиссёром в его миротворческом пафосе.

«Мы настолько разобщены, что даже не даём возможности друг другу сказать то, что на самом деле думаем. Всё очень похоже на наши реалии. Всё же снято в нашем дворе, мы даже балкон наш увидели!», – Елена, пенсионерка.

«Люди в зале узнавали свои дома и дворы – такого нет ни в одном блокбастере! Герои – это собирательный образ, но есть приближение к настоящим чертановцам», – Иван, папа 13-летней дочки.

«Я ожидал фантастический фильм, но оказалось, что он о человечности. Мне теперь стыдно – за человечество, за то, какие мы есть и куда мы движемся. Наш «прогресс» направлен не на созидание, он идёт к своему логическому, не очень хорошему концу», – Алексей, 38 лет.

https://ria.ru/culture/20170126/1486457157.html

veritas4.livejournal.com

Нашел, где снимали «Притяжение»: gosh200

Я таки завис — в наушниках играет феерический саундтрек, читаю все про съемки и все такое.
В интервью Бондарчук не колется нигде, только сказал что использовали заброшенную новостройку.
Речь идет о съемках самой зоны падения, которая якобы в Чертаново, но по домам видно что нет. Таких домов там вообще нет.

А нашлись они в..

тадаааммм….ЖК Южное Домодедово!
Про которое был даже пост в ЖЖ. Сэнкс zhzhitel


Вот здесь происходит наверное треть событий фильма.
Вот эта башня по центру с характерными круглыми обрешетками на подъездной клетке — собсно такая же, в котором главная героиня столкнулась с инопланетянином, где он ее спас. За эти  решетки с кругами цеплялся инопланетянин, когда падал с дома.
С этого дома они смотрели как падает «тарелка». Там же квартира их подруги, ну все там происходит.

Прикоооол! А должен сказать, я раньше там как раз квартирку прикупил (чисто деньги вложить).
Ну вы представляете какое совпадение?? А я думаю чего мне киношка так приглянулась!
Правда застройщик Су-155 обанкротился, стройка заморозилась на время, но сейчас уже все хорошо — нашли другого, достроили и все вводится в эксплуатацию. Скоро ключи дадут. Теперь есть повод съездить еще раз и интересно будет сравнить с кадрами фильма!

А другая часть фильма, что за периметром — происходит в ЖК Авеню-77 в Северном Чертаново. Кстати, это видимо уникальное явление для Москвы — назвать объект используя номером региона. В Москве так не принято, так то это чисто провинциальная фишка. Во Владимире на каждом шагу «Такси33». «Свадьбы-33» и так далее.  

Там собсно и кинотеатр где я уже два раза посмотрел фильм.

В нем живет полковник Лебедев с дочкой, там же рядом их школа, что снята  в фильме. Забавно что их возят в школу на военном грузовике, хотя в реале там расстояние — 100 метров от ее дома.

А вот я нашел гараж «гопников» Артема и Ко, где они ковырялись с экзокостюмом. Даже ворота синие до сих пор точно как в фильме:

Это под эстакадой прямо на пути от метро к кинотеатру.

А еще я узнал что нас ждет продолжение! Ураааа!
Фильм походу хорошо отбивается и Федя мечтает снять сиквел.
А музыку написал его племянник — Иван Бурляев. Он оказывается талантливый композитор. А поет жена — Паулина Андреева. Прямо семейный подряд. Все только портит гнусный рэп местами, на мой вкус. Ну ладно, это дело такое..

gosh100.livejournal.com

О том, как снимался фильм «Гравитация» (Gravity)

О фильме «Гравитация» (Gravity) режиссера Альфонсо Куарона (Alfonso Cuaron) не написал разве что только самый ленивый. Скажу честно, когда я смотрел трейлер, то думал, что фильм будет абсолютно обычный. Вообще, сам трейлер смотрелся как короткометражка с плохим концом — оторвалась женщина-космонавт от разбитого корабля и улетела дрейфовать в космос, ну что там может быть дальше? The End.

В общем, на просмотр я пошел, потому что нужно было где-то скоротать два часа. Шел без каких-либо ожиданий, хотя это был уже второй уикэнд проката, и до меня дошли слухи об успешной премьере. Но то, что я чувствовал во время просмотра, словами просто не передать. Постараюсь кратко: «Твоюжмать!» Фильм начинается 13-минутным цельным кадром без особых событий, показана рутина работы космонавта, но зрелище завораживает, потому что смотришь будто бы документальные кадры с орбиты, но только на большом экране и в 3D. Первая мысль была: «Они что, затащили Джорджа Клуни и Сандру Буллок в космос?» — настолько реалистично смотрелись действия космонавтов в открытом космосе. Мысль «Как? Как они это снимали?» не покидала меня до самого возвращения домой, где я окунулся в чтение и просмотр всего, что только смог найти о фильме. Далее смотрите второй трейлер к «Гравитации».


Второй русскоязычный трейлер к фильму «Гравитация» (Gravity)

После паузы в начале фильма начался настоящий ад. Во время просмотра несколько раз ловил себя на том, что стучу ногой по полу. Перед просмотром лучше плотно не есть, так как частые вращения и, вообще, резкие перемещения в невесомости на экране немножко бьют по вестибулярке, особенно в 3D.


Альфонсо Куарон инструктирует актеров перед новым дублем

Альфонсо Куарон постарался максимально реалистично передать происходящие в космосе события. Но режиссер честно признается, что кое-чем пришлось пренебречь ради развития сюжета, драматической составляющей и большей зрелищности. Также не обошлось без некоторых клише. Тем не менее, заявляю стопроцентно, более качественного фильма про современный космос я не видел. Извини, «Аполлон 13» (1995), но пальму первенства у тебя забрала «Гравитация» — на это кинематографу потребовалось 18 лет!


Актеры Джордж Клуни и Сандра Буллок на съемочной площадке

Вернемся к реалистичности. В вакууме, как известно, звук не распространяется, передается лишь вибрация. Для усиления восприятия в первом трейлере звуки взрывов добавлены, а вот в фильме их нет — и это, скажу я вам, еще больше усиливает психологический эффект, когда ты видишь разлетающийся во все стороны металл с тихими хлопками, а не привычными взрывами, и осколки эти в 3D летят зрителю прямо в лицо. Кстати, аудио во время просмотра как бы «плавает» в пространстве — звуки и речь слышны с тех сторон, где находятся их источники, перемещаются вместе с ними и меняется их громкость в зависимости от удаления или приближения. Очень круто. Музыка, конечно, усиливает фильм добротно — порой нарастающие агрессивные ноты становятся невыносимо громкими, и вдруг в один момент наступает облегчающая тишина — аж вздрагиваешь от этого. Мурашки по коже — обычное явления для «Гравитации».


Актеры внимательно слушают режиссера

Кинолента содержит всего около двухсот перебивок (смен кадра) на девяносто минут хронометража, с большим количеством цельных кадров. Когда мы смотрим документальные кадры из космоса, то они, как правило, не содержат смен планов, поэтому режиссер сделал это фишкой фильма, что очень непросто.


Просмотр отснятого материала

Когда Альфонсо Куарон задумывал «Гравитацию», он сказал: «Мы снимем его за год, это будет просто — всего полтора часа и два человека в кадре». Но весь процесс создания фильма затянулся на четыре с половиной года. Оказалось, что необходимых технологий для реализации проекта не существовало (как в случае с «Аватаром» Камерона), их пришлось изобретать с нуля. Для съемок команде специалистов пришлось создать уникальные конструкции для имитации нахождения человека в невесомости.


Режиссер Альфонсо Куарон на съемочной площадке

Одной из таких конструкций был «световой куб» (Lightbox), который позволил имитировать динамическое освещение лиц и тел актеров, а также камеры могли снять их под правильным углом. Куб имел ширину стороны 2,75 метра и состоял из 4096 мощных светодиодных ламп, собранных в LED-панели, на которые к тому же проецировалось изображение окружающего персонажей фильма пространство. Также в кубе располагалось приспособление, которое держало Сандру в одном положении, а вокруг нее вращался двухтонный манипулятор (как на автосборочных конвейерах) с камерой, имитировавший вращение персонажа Буллок в открытом космосе. Камера могла быстро перемещаться на 360 градусов при помощи запрограммированного манипулятора.

Продюсер Дэвид Хейман говорит: «Несмотря на то, что Сандра Буллок много вращается в космосе, фактически мы ни разу не перевернули ее вниз головой. Все эти движения делала камера. Потому что если бы актриса переворачивалась вниз головой, это бы отражалось на ее лице и теле из-за силы притяжения, чего нельзя было допустить, ведь действие фильма разворачивается при нулевой гравитации».


Актер Джордж Клуни в «световом кубе»

Внутри куба актеры были полностью изолированы от съемочной группы, и им приходилось общаться с режиссером через гарнитуры. Как известно, большую часть фильма играет Сандра Буллок, поэтому она провела очень много съемочных дней в «световом кубе». Поместить актрису в куб и извлечь ее из него было очень трудоемким и долгим процессом, поэтому Сандра предпочитала оставаться в подвешенном состоянии в кубе в течение долгих часов. Это было тяжело, а иногда и физически больно.


Актриса Сандра Буллок в «световом кубе»

Не обошлось и без компьютерной графики, которая в фильме просто шикарна — все кадры в открытом космосе — это CGI, только лица в шлемах настоящие. Фильм снимали «реверсивно». То есть, обычно снимают реальные кадры, а потом накладывают компьютерную графику. В случае с «Гравитацией» делали наоборот — сначала создавали на компьютере космические сцены, а затем снимали актеров, точно подгоняя движения головы, мимику, взгляды под имеющуюся картинку. С другой стороны, кадры внутри космических объектов имели лишь небольшую долю компьютерной графики — только летающие в невесомости объекты, а Сандра Буллок летала «сама» при помощи уникальных устройств.

Перед съемками Альфонсо Куарон с командой создали анимационную копию фильма для референса. Режиссер шутит: «Мы могли бы издать полнометражный мультфильм с голосами актеров и музыкой».

Для фильма «Аполлон 13» (Apollo 13) съемки проводились почти в условиях настоящей невесомости, искусственно создаваемой на борту самолета для тренировки космонавтов под названием «Vomit Comet», который летит по параболической траектории, продолжительность каждой параболы 65 секунд, из которых 25 секунд — в невесомости. За один полет самолет совершает 40-60 парабол. После полета пассажиров сильно тошнит (отсюда и название самолета). Создатели «Гравитации» хотели снимать длительные сцены в условиях невесомости, еще и с минимумом перебивок. Поэтому для создания реалистичных движений Сандры Буллок в невесомости внутри космической станции, создатели фильма привлекли профессиональных кукловодов, участвовавших в создании шикарной киноленты «Боевой конь» (War Horse). Буллок была подвешена на двенадцати тонких тросах, практически незаметных на экране, при помощи которых кукловоды управляли движениями актрисы.

Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson) нашел ряд научных неточностей в фильме, однако многие астронавты, действительно побывавшие в космосе, отметили высокую степень реалистичности «Гравитации». Дэвид Хейман подчеркнул, что авторы фильма не ставили целью создать документальную ленту — это, прежде всего, художественное кино с научно-фантастическим сюжетом, в котором присутствует большая доля реалистичности, но некоторыми моментами пришлось пожертвовать, а некоторые просто невозможно передать, не будучи в открытом космосе. Лично я хотел бы сказать Нилу Тайсону следующее: «Нил, в следующий раз попробуй просто насладиться хорошим фильмом, а не выискивать в нем нестыковки и неточности — получишь намного больше удовольствия!»

[Возможны спойлеры…]


Сандра Буллок во время съемки эпизода под водой

Напоследок несколько сухих цифр. Фильм «Гравитация» (Gravity) на момент написания поста имеет следующие рейтинги:
IMDB: 8.6/10 (~92,000 голосов) — входит в топ-50 лучших фильмов
Кинопоиск: 8.3/10 (~33,500 голосов) — входит в топ-100 лучших фильмов
Rotten Tomatoes: критики 97% (9.1/10, 252 отзыва), зрители 88% (4.3/5, 100,000 голосов)
Бюджет фильма: $100 миллионов.
Сборы через три недели проката: $300 миллионов (включая $175 млн. в Америке), фильм окупился через неделю после премьеры. Где-то там и мои $5, о чем я ни капли не жалею 🙂

forevermusic.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *