Еврейский новый год рош ха шана – 2019 —

Еврейский Новый год Рош ха-Шана 2018 – когда празднуют, история, традиции, что едят и делают

Этот Новый год кардинально отличается от привычного многим праздника с елками, конфетти и шампанским. Разбираемся, в чем именно эти отличия

Фото из открытых источников

Бывает такое, когда интересно событие, по его поводу возникает много вопросов, но вы стесняетесь их задать, считая наивными и детскими. А задавать стоит. Именно так и добываются новые знания.

О празднике Рош ха-Шана, наверное, слышали большинство жителей Украины. И вряд ли удастся сильно ошибиться, предположив, что у очень многих понимание этого праздника ограничивается лишь Уманью и тысячами хасидов, приезжающих праздновать новый год в этот украинский город.

А вот дальше возникают как раз вот эти, немного наивные и, может, неловкие вопросы. Например, вот такой:

Почему Рош ха-Шана празднуют осенью?

Новый год — и осень, что достаточно непривычно для тех, у кого подобный праздник ассоциируется с 31 декабря.

И все же это именно осень. Рош ха-Шана приходится на начало тишрея – седьмого месяца еврейского календаря.

Главное отличие этого календаря – он лунно-солнечный, а значит – еврейские праздники ежегодно «двигаются» по датам.

Первый месяц еврейского календаря, авив (нисан) приходится на март-апрель григорианского календаря, а это значит, что тишрей выпадает на сентябрь–октябрь.

Считается, что Бог сотворил мир именно в седьмой месяц. Потому с него и ведется летоисчисление.

В 2018 году евреи празднуют новый год с 9 по 11 сентября. Новый, 5779 год.

Чем отличается Рош ха-Шана от Нового года 31 декабря?

Если коротко, то всем. Еврейский новый год – это праздник, в первую очередь, переосмысления прожитого и покаяния.

С ним связано сотворение первых людей, вкушение запретного плода, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события из библейской истории.

Рош ха-Шана – это и день сотворения мира, и день суда. То есть в день сотворения мира Бог судит этот мир.

В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу жизни»

.

В эти праздничные дни человек должен вспомнить обо всем, что случилось за год, признаться себе во всех недобрых поступках и искренне раскаяться.

Попробуем это все как-то обобщить. Рош ха-Шана — это возможность «обновить» себя и свои отношения с Богом.

То, что мы видим ежегодно в Умани, – это и есть традиции празднования Рош ха-Шана?

Фейсбук Nick Davydiuk

И да, и нет.

Дело вот в чем. В иудаизме, как и в любой другой религии, есть ряд течений. То, что мы ежегодно наблюдаем в Умани, – это традиции евреев-хасидов, последователей Раби Нахмана, который там похоронен.

В целом же, конечно, правила разнятся. Как у православных и католиков. Ну, к примеру, остальные иудеи обходятся без паломничества в Умань.

Где-то слышал о шофаре. Это что? Это к Рош ха-Шана относится?

Шофар возле Стены Плача в Иерусалиме CNN

Да, все верно. Шофар – это бараний рог. И с ним связано, пожалуй, самое яркое событие праздника.

Речь идет о глубоко символическом действии –

трублении в шофар. Считается, что звук шофара призывает верующих на Божий суд.

Однако есть и другие толкования. В частности, еще один вариант – бараний рог напоминает о том агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака (что символизирует готовность верующих к самопожертвованию).

Еще один вариант – звук шофара достигает небес и сбивает с толку сатану, который в этот момент рассказывает Богу обо всех человеческих грехах.

Есть еще один интересный и важный обряд. Он называется ташлих и символизирует избавление от грехов уходящего года.

Его суть: верующие собираются на берегу водоема, читают молитвы и вытряхивают в воду крошки из карманов. Таким образом, они как бы скармливают свои грехи рыбам.

Думаю в гости сходить… А что едят на Рош ха-Шана?

Яблоки в меду — один из символов Рош Ха-Шана http://toriavey.com/

Традиционный фрукт в этот праздник – гранат. Как вариант – замена гранатов на яблоки. Кроме того, обязательно наличие меда (чтобы следующий год был сладким).

Частый гость на столе – рыба (которую подают непременно с головой, чтобы «быть во главе, а не в хвосте»).

Обязательный гость на столе – хлеб в форме венка, который называется хала. Эта форма означает цикличность времени.

Запрещено есть горькую и кислую пищу, чтобы следующий год не стал годом горести и беды.

Не принято есть орехи. Причина – числовое значения слова «орех» на иврите равно аналогичному значению слова «грех». А о грехе упоминать в эти дни нельзя.

Как поздравить с Рош ха-Шана?

Наиболее известные поздравления:

— «Шана това!», что означает «Хорошего года!»

— «Шана това у-метука!», что означает «Хорошего и сладкого года!»

112.ua

Рош ха-Шана — еврейский Новый Год

class=»eliadunit»>

Еврейский праздник Рош аШана (ראש השנה) отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош аШана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

Двадцать поколений сменилось на земле к моменту, когда на ней появился первый еврей — Авраам. Тора сообщает нам продолжительность жизни каждого «доисторического» поколения; от Авраама и до наших дней в еврейском народе от отца к сыну, от учителя к ученику передавалась точная историческая хронология, неотъемлемая часть еврейского наследия. Поэтому мы точно знаем, что сейчас заканчивается 5777 год от сотворения мира. Наступающий Рош а-Шана будет первым днем нового, 5778 года.

С этих замечаний начинается и ими же заканчивается сходство (мы не обсуждаем различия в системах летосчисления) представлений о Новом Годе у нас и у других народов. Ибо через Тору и традиции Всевышний открыл нам удивительные принципы, согласно которым Он управляет миром. Эти принципы действуют, разумеется, круглый год, но некоторые из них особенно остро проявляются в день Рош а-Шана. Рассмотрим их хотя бы в самом первом приближении.

Принцип первый: память. 

Все наши мысли, намерения и поступки не проходят бесследно, не «канут в Лету». Они «регистрируются» в высших мирах, вплетаясь в состоящую из миллионов и миллиардов «стежков» ткань, представляющую собой колоссальное полотно — свиток Всеобщей истории человечества. (Разумеется, нет никакой возможности точно описать на человеческом, ограниченном языке устройство высших миров, а также смысл понятий, с ними связанных. Изучая Тору — во всем ее объеме и многообразии — мы постепенно приближаемся к их пониманию.) 

Принцип второй: суд и приговор.

В праздничный день Рош а-Шана все это полотно заново просматривается Всевышним. Наши мысли и поступки рассматриваются и взвешиваются — в точном соответствии с их истинной значимостью, в их взаимосвязи с нашими способностями и нашим прошлым, с поступками других людей и внутренней логикой развития судьбы каждого из нас.

Рассматриваются и точно взвешиваются. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор.(Точнее, его первую редакцию. Через десять дней, в Йом Кипур, он утверждается.)
Кому-то в новом году суждено возвыситься и преуспеть, кого-то постигнут несчастья… Одним будет сопутствовать удача, а другим суждены страдания. Одним предстоит прожить долгую жизнь, другим — умереть до конца года, не дожив до старости… 

Принцип третий: наше исправление и исправление приговора. 

Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления (по-еврейски: тшува). Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может — новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Та самая логика нашей судьбы, которая привела к одному варианту приговора, при правдивом самоанализе и решимости изменить свою жизнь может привести и к совсем иному варианту.
Помочь нам в самоанализе и исправлении, утвердить веру в Высшую справедливость — именно этому служат и атмосфера, и содержание праздника.

Здесь нет ошибки. Потому что если в день заседания земного суда разумный человек не позволит себе «праздновать», то частью нашего исправления в день Суда Всевышнего становятся праздничные одежды, праздничная трапеза, радостные пожелания, да и вся атмосфера — одновременно праздничная и возвышенная.

Шофар. 

class=»eliadunit»>

Центральной особенностью Рош а-Шана, по существу, ассоциирующейся с этим днем, являются трубные звуки шофара. Шофар — это полый бараний рог, в который во время новогодней молитвенной службы в синагоге трубят несколько раз. (Если первый день Рош а-Шана приходится на субботу, исполнение заповеди, связанной с шофаром, откладывается на завтра.) Да и сам праздник Рош а-Шана назван в Торе  — «йом труа» (в переводе: день трубления). Это указывает на исключительную значимость трубного звука шофара.
Что же такое заложено в душе каждого еврея, что делает вслушивание в звуки шофара столь необходимым в день Высшего Суда?
Давайте вспомним, что говорит на эту тему еврейская традиция, по сути, наша коллективная память:

  • В тот великий день, когда все евреи стояли у горы Синай и получали Тору, как бы на волнах звука шофара они восприняли слухом и сердцем слова Десяти Заповедей, произнесенные голосом Всевышнего…
  • За четыреста лет до этого на вершине другой горы — Мория, — там, где впоследствии был построен Иерусалимский Храм, стояли первый еврей Авраам и его сын Ицхак. Они выполняли удивительный приказ Всевышнего: Авраам был должен принести вжертву своего любимого и единственного сына Ицхака. Сердца Авраама и Ицхака мгновенно откликнулись на этот приказ: мы выполним все, что исходит от Всевышнего. В ту же секунду они были признаны достойными исторической миссии — от них должен был произойти еврейский народ, каждый из нас. И в ту же секунду Авраам увидел запутавшегося в кустах барана, и тогда было сказано Аврааму: «Вместо Ицхака принеси в жертву его…»
  • И еще мы вспомним, что в священном языке иврите, на котором говорил с нами Всевышний и на котором написана Тора, слово «шофар» —— происходит от корня   — «исправление», «улучшение»…

В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

Рош аШана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. 

В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

рыбу — символ плодородия;

голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;

морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;

круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;

овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;

яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».

class=»eliadunit»>

gorskie.ru

Рош ха-Шана (Еврейский Новый год)

В 2016 году Рош ха-Шана (наступление 5777 года по иудейскому летоисчислению) выпадает на 3 и 4 октября, начинается праздник 2 октября вечером, так как в иудейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца.

В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаянья (слихот).

Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому — жить, а кому — умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета». В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Поэтому Рош ха-Шана – это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

В течение всего праздника в синагоге читаются специальные молитвы, которые должны повлиять на решение Всевышнего. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника.

Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то трубят только во второй день, который никогда не выпадает на субботу. По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся, короткий, жалобный и отрывистый, резкий. Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя.

В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

Праздничные свечи зажигают также и девушки. Их к этому приучают родители примерно с трехлетнего возраста. Причем дочь зажигает только одну свечу и делает это раньше матери.

В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее (до начала праздничной трапезы). Причем новый огонь создавать в праздник нельзя — запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно.

Обычно до наступления праздника зажигается свеча, которая горит целые сутки. От нее хозяйка дома переносит огонь на праздничные свечи. Свечи в честь праздника зажигаются также и во вторую ночь, но только после появления звезд на ночном небосводе.

В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей.
Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем — благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша — от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша — днем, после молитвы и до заката.

Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и соленое. Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба — символ плодородия; голова барана (или рыбы) — знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты — в надежде на обильный урожай; морковь – кружочками по форме и по цвету напоминающими золотые монеты, круглая сладкая хала с изюмом — чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым.

В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: «Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».

В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают обычай, называемый ташлих («сбрасывание грехов»). Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, для того, чтобы символически бросить свои грехи в воду и произнести соответствующие молитвы.

Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день.

ria.ru

История Рош ха-Шана, еврейского Нового года

Рош ха-Шана — еврейский Новый год, день, с которого начинается еврейский календарь. Но это не всегда было так. На самом деле, древние евреи, вероятно, понятия не имели о том, когда начинается год. Они также не давали названий месяцам: Тора просто перечисляет их – «первый месяц», «седьмой месяц».

В настоящее время мы отмечаем Рош ха-Шана в первый день осеннего месяца тишрей. Но в библейские времена этот период назывался «седьмой месяц». В период Первого Храма (от 8 до середины 6 века до н.э.)​​, год начинался весной, в первый день нисана. Кроме того, при перечислении этих праздников в Библии, первым всегда идет весенний праздник Песах, в седьмой месяц — нисан.

Просто потому, что древний древнееврейский год начался с первого нисана, не означает, что день отмечали как-то по-особому. Поводом для празднования, как говорит нам Библия, было новолуние каждого месяца — то есть, первый день месяца. Под «празднованием» мы имеем в виду, что в храме умерщвляли больше животных, чем обычно. Новолуние нисана никак не отличалось. Из того, что мы знаем о ханаанских соседях израильтянин, они тоже не обращали никакого внимания на «новый год».

Книга Исхода (40:17) говорит нам, что «и постави Моисей скинию в первый месяц второго года, в первый день месяца», то есть в нисан, но в ней не упоминается, что это был праздник. Если бы это было так, то подобный случай заслужил бы упоминания. Фактически, нигде в Библии первый день нисана не упоминается как праздник (хотя могут быть исключения в Септуагинте, как мы увидим чуть позже).

Кровь тельца

С другой стороны, первый день месяца тишрей, отмечаемый в настоящее время как Рош ха-Шана, упоминается как праздник — хотя и очень незначительный. Это ни в коей мере не празднование «нового года». Совсем наоборот. Левит (23:24) говорит о том, что первый день месяца тишрей: «В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой [то есть «день отдыха»], праздник труб, священное собрание» (23:24).

Библия не перечисляет никаких особых обычаев празднования, за исключением труб и жертвоприношений, хотя заклания проходили реже по сравнению с двумя главными праздниками — Песахом и Суккот. Конкретные причины необходимости дуть в трубы не приведены, и при этом нам не говорится, какое событие мы должны чтить.

Вполне возможно, что более глубокое значение первого дня тишрей было потеряно во времени. Кроме того, может статься, что этот день отмечали ревом труб и гласом посланников, просто чтобы напомнить израильтянам, что через две недели грядет Суккот, и у них осталось не так много времени, чтобы прийти в Иерусалим с десятинами и жертвоприношениями.

Если это так, то это значит, что первый день месяца тишрей, почитаемый сегодня, как еврейский Новый год, всего лишь сопутствует главному событию – празднику Суккот, как и Йом Кипур и Шмини Ацерет в древние времена.

Первый день месяца тишрей имеет еще одно значение, о чем мы можем судить по книге пророка Иезекииля. Этот пророк в самом конце периода Первого Храма, предписывает, что храм должен быть очищен (естественно, кровью тельца, чем еще?) на первый день месяца тишрей. Иезекииль не упоминает Йом Кипур. Но он описывает сопоставимый обряд очищения на первый день нисана, за две недели до Песаха, в версии своей книги, сохранившейся в греческом переводе под названием «Септуагинта».

Иезекииль также первым использовал выражение «Рош ха-Шана» (1:40), хотя оно не относилось к празднику, а только к началу года.

Еврейские месяцы? Не совсем…

Когда и как месяцы получили свои названия? Мы не знаем, какой была религиозная жизнь евреев во время вавилонского изгнания. Но мы знаем, что к тому времени, когда евреи вернулись в Израиль, и в начале периода Второго Храма (516 до н.э.), еврейские религиозные обычаи сильно изменилась по сравнению с эпохой, предшествовавшей изгнанию.

С одной стороны, названия месяцев, которые мы используем и по сей день, вавилонские. Тишрей, например, вавилонский месяц, чье название происходит от аккадского слова тишриту – «начало».

Кроме того, вавилоняне очень серьезно относились к новогодним празднованиям. Они называли этот праздник Акиту (от шумерского слова, обозначающего ячмень) и Реш Шаттим — аккадский эквивалент еврейского Рош ха-Шана. Его отмечали два раза в год, в начале месяца тишрей и начале нисана, и длился праздник 12 дней.

Мы можем предположить, что евреи переняли свое почитание Нового года у вавилонян. Но это стало очевидным не сразу после их возвращения — еврейские ритуалы развивались веками.

Неясно, когда Рош ха-Шана стали праздновать как праздник в своем собственном праве, хотя очевидно, что это случилось во времена Второго Храма. Все, что мы можем с уверенностью сказать, это – в книгах, написанных в этот период, таких, как «Книга Юбилеев» и «Книга Маккавеев» или в свитках Мертвого моря, ничего не говорится о «Рош ха-Шана».

Мы впервые слышим о нем в ранней раввинской литературе, Мишне и Тосефте. Редакция обеих вариантов относится к 200 н.э, и они содержат трактат под названием «Рош ха-Шана», рассказывающий о празднике и вопросах, связанных с календарем. Именно в этих текстах подробно говорится о важности праздника и его традициях.

Например, в Мишне мы узнаем, что мир был создан на первый день месяца тишрей, хотя есть мнение меньшинства, что это произошло в первый день нисана.

В Мишне впервые упоминается основная тема праздника —  суд: «На Рош ха-Шана в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, словно овцы перед пастухом». Эта тема получила свое развитие в Талмуде, где раби Круспедай из Палестины третьего века цитирует своего учителя, раби Йоханана, говоря: «Три книги открываются на Рош ха-Шана: одна – книга законченных злодеев, вторая – книга совершенных праведников, и третья – книга обычных людей. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь, законченные злодеи немедленно приговариваются к смерти, а обычным людям дается время от Рош ха-Шана до Йом Кипура: заслужат – будет им дарована жизнь, не заслужат – будут приговорены к смерти».

Дни, когда решается судьба «неопределенных», с середины 14-го века называются «Днями трепета».

Шофар

Литургия праздника, то есть молитвы, добавленные к регулярной ежедневной молитве, относится к трем основным темам: царство Бога, который заимствован из вавилонского Акиду, где царская власть была главной темой; перечисление великих дел Божьих; и музыкальный инструмент. По крайней мере, последние два были взяты из Библии.

Что касается музыкального инструмента, технически, Библия не говорит, какой инструмент должен звучать. Мишна впервые говорит нам, что дуть необходимо в шофар, рог, обычно бараний, хотя он может быть также антилопьим или другого рогатого зверя.

Двухдневный праздник

Первоначально Рош ха-Шана отмечался два дня. Еврейский календарь основан на лунном цикле. Новый месяц начался, когда взошла новая луна. Каждое новолуние определялось раввинским советом в Иерусалиме, а затем в Явне, на основе слов свидетелей. Но праздник Рош ха-Шана должен начинаться немедленно. К тому времени, когда новости достигнут далеких уголков Палестины, не говоря уже о других землях, день уже закончится. Поэтому Рош ха-Шана растянулся на два дня.

В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга традиционными пожеланиями: — «Шана това», что означает «Хорошего года», и для более религиозного адресата – «Гмар хатима това» — пожелание, чтобы Бог счел вас добродетельным и вписал ваше имя в «Книгу Жизни».

Счастливого (еврейского) года!

7days.us

Рош ха-Шана (Еврейский Новый год)

В 2015 году Рош ха-Шана (наступление 5776 года по иудейскому летоисчислению) выпадает на 14 и 15 сентября, начинается праздник 13 сентября вечером, так как в иудейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца. 

Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому — жить, а кому — умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета». В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу Жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Поэтому Рош ха-Шана — это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве. 

В течение всего праздника в синагоге читаются специальные молитвы, которые должны повлиять на решение Бога. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника. 

Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то трубят только во второй день, который никогда не выпадает на субботу. По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся, короткий, жалобный и отрывистый, резкий.

Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем «вживую», а не в записи и не посредством электронных носителей.

В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи.

Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

Праздничные свечи зажигают также и девушки. Их к этому приучают родители примерно с трехлетнего возраста. Причем дочь зажигает только одну свечу и делает это раньше матери.

В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее (до начала праздничной трапезы). Причем новый огонь создавать в праздник нельзя — запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно.

Обычно до наступления праздника зажигается свеча, которая горит целые сутки. От нее хозяйка дома переносит огонь на праздничные свечи. Свечи в честь праздника зажигаются также и во вторую ночь, но только после появления звезд на ночном небосводе.

В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей.

Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем — благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша — от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша — днем, после молитвы и до заката. 

Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и соленое. Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба — символ плодородия; голова барана (или рыбы) — знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты — в надежде на обильный урожай; морковь — кружочками по форме и по цвету напоминающими золотые монеты, круглая сладкая хала с изюмом — чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед. Считается, что чем вкуснее будет новогодняя трапеза, тем слаще пройдет наступающий год.

В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: «Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».

В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают обычай, называемый ташлих («сбрасывание грехов»).

Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, для того, чтобы символически бросить свои грехи в воду и произнести соответствующие молитвы.

Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Еврейский Новый год 2017 (Рош Ха-Шана)

В отличие от привычного нам Нового года «по-русски», еврейский праздник отличается совсем иным трактованием. Чтобы узнать получше о традициях и дате празднования в 2017 году одного из самых больших иудейских праздников года — Рош Ха-Шана, мы предлагаем вам слегка окунуться в культуру этого древнейшего народа.

Празднование Нового года 2017 по еврейскому календарю

Новый год у евреев настолько отличим от нашего, что начинать отвечать на поставленный вопрос следует с указания особенностей еврейского календаря. Все мы привыкли жить по григорианскому летоисчислению. Но вот один из древнейших народов нашей планеты ведёт начало своего календаря совсем с иной даты, нежели мы. Потому в 2017 году евреи будут праздновать наступление 5778 года. Они пользуются лунным календарём, и сроки начала и окончания месяцев у нас не совпадают.

Когда начинается еврейский Новый год 2017

Ещё одной интересной отличительной чертой празднования Нового года в иудаизме считается то, что таких праздников там аж четыре! Каждый из них несёт собственный смысл, ознаменовывает совершенно разные периоды жизни еврейского народа и, соответственно, отмечается неодинаково. Но главным из них остаётся Рош Ха-Шана – «глава года».

Таким образом, главный еврейский Новый год в 2017 году будет отмечаться с 20 по 22 сентября по григорианскому стилю. В еврейском календаре эти даты обозначены так: от заката 29 алула до заката 1 тишрея отмечается Рош Ха-Шана.

Смысл праздника Рош Ха-Шана

В этот «главный» Новый год иудеи отмечают не просто смену календарных дат, а день начала человеческой истории, то есть события, описываемые в Священном Писании как день сотворения первых людей – Адама и Евы, от которых пошёл весь людской род.

Традиции празднования еврейского Нового года

На протяжении двух праздничных суток евреи ходят в синагогу, где молятся и слушают священные звуки шофана – бычьего рога, взывающего к человеческой совести. Считается, что в эти дни на Небесах решаются судьбы всех людей: они описываются в Книги Жизни и скрепляются особенной печатью, которая предрешает весь наступающий год. Кого-то ждёт богатство и честь, кто-то проведёт это время в мечтах о сладкой жизни, других же могут ожидать неудачи, горе, болезни – всё это зависит от того, как человек провёл предыдущий год, заслуживает ли он божественных почестей или нет.

Безусловно, большую роль в праздновании еврейского Нового года 2017 будет играть трапеза.

На традиционном праздничном еврейском столе можно увидеть: голову рыбы или быка как символ первенства в жизни (нужно быть всегда «в голове», а не «в хвосте»), гранат и порезанную кольцами морковь символизирующую достаток и золотые монеты, пироги с яблоками или фрукты в меду – знак сладкой жизни и халу – хлеб круглой формы (подразумевает цикличность лет).

Поздравление с праздником Рош Ха-Шана

Также смотрите: какого числа будет еврейская Пасха (Песах) в 2017 году.

godzagodom.com

Еврейский новый год — Рош ха Шана

Еврейский новый год — Рош ха Шана, это не обычный праздник, праздник с запутанной традицией и большим количеством вопросов часть из которых до сих пор остаются без ответа. Итак, что мы знаем о Рош ха Шана? Какие названия есть у этого праздника? Сколько дней и когда празднуют Рош ха Шана? Сколько раз в году отмечают евреи новый год? Зачем трубят в Шофар и что такое Шофар? Как связаны, Еврейский Новый год и Страшный суд? Какие блюда подают на праздничный стол в Рош ха Шана (Еврейский новый год)? Эти и другие вопросы будут затронуты в данной статье. Начнем как всегда с имени. Как правильно называется Еврейский Новый год? Дело в том, что названий у еврейского нового года несколько; Рош ха Шана, «День трубного звука», а так же «День суда».

Что бы узнать, откуда все эти название произошли, мы обратимся, к первоисточнику, которым конечно является Тора. В двух местах, в Торе написано следующее: «И сказал Господь Моше так: Говори сынам Исраэйлевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите огнепалимую жертву Господу» (Книга Ва икра 23 строки 24-27). «И в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас; никакой работы не делайте; днем трубления да будет он у вас». (Книга Бемидбар 28-29 строки 1-2). Вы скажите, а где же тут вообще новый год, если речь идет о седьмом месяце? Вы правы на все 100%, но тут нужно провести правильное разделение. Есть отсчет месяцев, от момента обретения свободы, то есть избавления от египетского рабства, а есть отсчет месяцев от начала года. Соответственно седьмой месяц он от Песаха, а первый, с какой стати? К сожалению никаких объяснений, на этот счет пока нет, кроме, пожалуй, одной находки, найденной в Тель Гезер. Это каменная плита размером 11см на 7см, на которой на древнееврейском (табличка датирована 10 в.д.н.э.) написан список из 8 строк. В списке, на каждой строке написано слово «месяц», иногда два раза, и что в него делают. Такого рода сельскохозяйственный календарь, который начинается со сбора урожая как раз в то время, когда мы празднуем Рош ха Шана(Еврейский новый год). В собрании устной торы, так же известной под названием «Мишна», есть такая строчка: «В первый день месяца Тишрей, Рош ха Шана (глава года) для исчисления лет, для исчисления лет Шмиты (не собирают урожай с полей, дают земле отдохнуть)», для исчисления лет Ювалот (каждые 50 лет освобождение рабов, возврат забранных земель и т.д), для Нетиоь (Ту би Шват). То есть, это первый раз, когда мы видим письменный источник который, указывая на дату, называет именно ее началом года, у иудеев. Над сборником Мишна, работал в свое время раби Ехуда ха Наси могилу которого вы можете видеть в Бейт ха Шаарим, а жил уважаемый Ехуда ха Наси в Ципори, где и закончил работу над собранием устной Торы в начале третьего века нашей эры. Если посмотреть на традиции народов окружавших иудеев в древности, или на тех, которые ходили сюда с войнами, можно заметить, что у многих из них, год начинался весной. Египтяне, вавилоняне и персы, все отмечали эту дату весной и отмечали несколько дней подряд. На эту же дату приходится исход иудеев из Египта, который иудеи празднуют в Песах. В Торе сказано, что праздник празднуют в первый день месяца Тишрей, почему же сегодня мы празднуем Рош ха Шана (Еврейский новый год) два дня? Дело в том, что во времена храма, начало каждого месяца устанавливалось свидетельством в суде. Свидетельством того, что видели новую луну. Свидетельствовать не могли: дети (мальчики младше 13 лет), женщины, рабы, слепые, глухие, сумасшедшие, плохие, презренные, аферисты, обманщики и пастухи. Список не полный. Свидетели чаще всего приходили вовремя, но так как суд или Санхедрин, находился в одном месте, а телефонов и интернета не было, то люди, жившие далеко от этого места, не всегда знали, когда же точно начинается месяц, поэтому праздники часто праздновали два дня, что бы, не ошибиться. В то время часто подобного рода новости передавали на большие расстояния, зажигая костры на вершинах гор. Но пока зажгут один костер, пока его станет видно на другой горе, пока зажгут костер там, и так далее, в общем, праздник длился два дня, пока не ввели постоянный календарь, который основывался на вычислениях, а не на свидетельствах очевидцев луны. Гилель II, бывший главой Санхедрина и один из потомков раби Ехуда ха Наси в 359 году по еврейской традиции (точной даты нет), ввел данную систему, и с того времени она действует по сей день.

Сколько раз в году, празднуют иудеи новый год? Иудеи празднуют новый год по своей традиции четыре раза в год, + еще один раз (но только светские) отмечают новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Первый новый год празднуют в первый день месяца Нисан, и на сей счет сказано в Мишне, что это новый год для отсчета лет правления царей, а так же день отсчета для трех праздников, в которые иудеи приходили в Иерусалимский храм. Второй новый год празднуют в первый день месяца Элуль, о котором в Мишне сказано, что это новый год для отсчета десятины от новорожденного скота, который отдавали в иерусалимский храм. Третий новый год это тот, про который данная статья, а четвертый новый год, уже описанный Ту би Шват. Теперь давайте разберемся с «трубным звуком». Нигде не написано, что это за труба и где этот звук евреи уже слышали. Для тех, кто не совсем помнит содержание ветхого завета, сразу скажу, что до Иерихонских труб они еще не дошли. Первое обращение к народу Всевышний делает в пустыне синайской, а второе в степях Моавских, напротив Иерихона (что у мертвого моря), и лишь после этого они через какое-то время пересекают реку Иордан и атакуют город Иерихон. Трубой, скорее всего, был «Шофар», который изготавливается из полого рога животных, чаще всего из бараньего рога. Такими рогами пользовались в древнем мире для нескольких целей. Это могли быть военные цели, как наступление или отступление, могли быть предупреждающие сигналы, как например, при появлении правителей, могли быть предупреждения о начале какой либо даты, например, начало и конец Шабата (субботы). Теперь важно еще понять слово, которое употребляется в иврите, и которое мы на русский язык переводим, как «трубный звук». На иврите употребляется слово «труа», что можно перевести как; трубить, дуть в рог. Все было бы просто, если бы на этом все заканчивалось, но вы же имеете дело с иудеями, а посему тут только начинается спор. Что значить трубить? Сколько раз? Как долго? Если много раз, то есть ли среди них долгие и короткие звуки, в каком порядке и сколько раз (если вы еще не сказали «Господи», или «Боже мой», то я удивлюсь). Повторюсь, что нам не известно о чем нам должен напомнить этот «трубный звук», но на этот счет есть несколько традиций. И так, что иудею должен напомнить трубный звук? Одна из наиболее популярных традиций говорит о том, что звук шофара напоминает, о воцарении Всевышнего в этот день над всем человечеством. Вторая напоминает о событиях у Синайской горы, и даровании Торы. Третья говорит о дне суда, в который судит Всевышний человека за поступки прошедшего года и в дальнейшие дни до Судного дня решается, каковым будет для него этот новый год. Еще одна из традиций говорит, что трубный звук приближает человека к вере в Бога.

А что же на счет «День суда»? Тут еврейская традиция, описанная в той же Мишне, говорит, что все люди в этот день предстают перед Всевышним, а он рассматривает содеянное ими в году минувшем. В Тосефте (сборник того, что не вошло в Мишну), написано, что в Рош ха Шана (Еврейский новый год), как бы начинается слушание по делу каждого, а приговор выносится в Судный день. Поэтому в Рош ха Шана всем желают «Гмар хатима това», что означает пожелание хорошей записи в книгу судеб. Но мы достаточно поговорили о празднике, пора и за стол садится.

Что же подают на стол в Рош ха Шана – Еврейский Новый год? Первый письменный источник находится в «Ктувим» (книга Писания). В книге Нехемии написано: «ешьте жирное, и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовлено, так как день этот свят перед Господом нашим; и не печальтесь, ибо радость Господня – ваша опора». Отсюда еще традиция посылать подарки друг другу. Подробное описание находится в Талмуде, где амора по имени Абайе говорит, что в Рош ха Шана (Еврейский новый год) к столу подают; тыкву, или кабачок, фасоль, лук порей, свеклу или шпинат, и финики. Все места, где вам попалось слово «или», переводчики не уверенны, что имелось в виду. Через лет 200-300 после этого, упоминают за столом такие продукты как; мед, жирное мясо и баранью голову. Еще лет через 500-700, упоминается плод граната, яблоко и рыба. Позднее начинается популярное сегодня сочетание обмакивание яблока в мед, с пожеланием «Шана Метука» — Сладкого года. На счет поедания бараньей или рыбьей головы, есть известное выражение: «что бы были мы во главе, а не в хвосте». То есть что бы быть первым среди народов, а не последним. Гранат означает изобилие и благословение в доме. Теперь ознакомившись с событиями, и поняв, что к чему в традициях и за столом, осталось только пожелать всем – Шана Това, ве Метука! (Хорошого и сладкого Нового года)

prichal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *