Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019 шаблон с примером
Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019? Мы разработали для вас шаблон с примером, подробно рассмотрели каждый пункт, начиная от формулировки проблемы и заканчивая правильным выводом. Важно: шаблон и пример сочинения написаны в соответствии с новыми критериями оценивания.
Шаблон для написание сочинения ЕГЭ по русскому
В данной статье вы найдете краткую информацию об общих правилах написания и готовый шаблон с набором фраз, которые вы можете использовать в качестве клише. Начнем с первого:
Общая структура сочинения:
- Вступление.
- Определение и формулировка проблемы. Речь идет о том, какой важный вопрос поднимает автор своей работой.
- Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по поводу указанного отрывка текста.
- Пример-иллюстрация – это отрывок текста, который вы должны объяснить и интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого отрывка смогли извлечь.
- Позиция автора –
- Отношение к позиции автора: (согласие/несогласие) + аргументация
- Вывод.
Таким образом, Вам необходимо начать сочинение вступлением (обобщенным и риторическим). Затем с помощью вопроса-якоря или напрямую (см. подробно описание ниже) определить проблему, которую поднимает автор в представленном тексте. Затем привести 2 примера из текста, пояснить их (то есть определить, почему автор приводит именно этот пример). Следующим шагом является сопоставление, противопоставление или сравнение этих примеров. Также возможно вывести из этих примеров следствие. После этого необходимо четко определить позицию автора, согласиться с ней (или нет) и аргументировать, почему. Наконец, сделать вывод по написанной работе.
Готовый шаблон:
Казалось бы, всё очень просто! Однако из года в год будущие абитуриенты совершают одни и те же ошибки. Поэтому ниже приведена подробная информация в виде таблицы по написанию правильного сочинения по русскому языку на 24 балла. Запомните, что вам достаточно выучить ход действий и фразы-клише, которые можно использовать для абсолютно любой работы.
Пример сочинения ЕГЭ 2019 по новым критериям
Вступление:
Чувство благодарности – одно из самых светлых и нерушимых чувств по отношению к другим людям. Сохранять его необходимо абсолютно ко всем, а особенно к близким. Ведь зачастую за пеленой обыденности и данности мы забываем, сколь кратно наши близкие делают нашу жизнь лучше.
Проблема
Так, известный русский хирург и педагог Н.И. Пирогов поднимает проблему благодарности и чувства долга перед близкими нам людьми.
Два примера:
Говоря о благодарности, Николай Иванович, безусловно, ценитель этого безупречного чувства, обращаясь к своему прошлому и вспоминая свои студенческие годы, указывает на собственные ошибки: “В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!”. В своем повествовании Пирогов анализирует два случая из жизни, где он не смог отблагодарить своих близких. Первый случай связан с благодарностью почтеннейшей теще Екатерине Афанасьевне Протасовой, на дочери которой он хотел жениться. Второй случай касается непосредственно его семьи и больнее отзывается в сердце Пирогова. Мать и родные сестры автора сделали все для того, чтобы в голодное время будучи студентом Николай Иванович получил качественное образование. Они вложили в него всё и не хотели, чтобы он отвлекался на работу: “Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем”.
Смысловая связь между примерами:
К сожалению автора, он так и не смог их отблагодарить. Приводя эти примеры, становится ясно, что в сердце Пирогова живет сильное чувство вины за его бездействие.
Позиция автора:
Подытоживая свои размышления, автор приходит к закономерному выводу: быть истинно благодарным человеком очень трудно, и зачастую там, где благодарность должна быть священным долгом: перед своими близкими.
Отношение к позиции автора и аргументация:
Я полностью согласен с позицией автора. Казалось бы, простое чувство благодарности словно затмевает пред нами, что мы вынуждены себе напоминать о нем. Иногда так и думаешь, чтобы не забыть сказать человеку банальное “спасибо”. Порой кажется, что такая форма благодарности – это меньшее, что мы можем дать, но именно она и является нашим священным долгом, особенно перед нашими близкими: друзьями и родителями. Последние очень часто готовы вложить в нас все, что у них есть, и наше безразличие – это самый страшный яд для их сердец. Яд, который они будут готовы принимать, продолжая оказывать помощь и поддержку ради нашего счастья…
Вывод:
Подводя итог, автор хочет, чтобы мы никогда не забывали о благодарности окружающим и нашим близким. Ведь в мире ничто не вечно, и, к большому сожалению, однажды отблагодарить человека, сказать ему простое “спасибо”, может быть слишком поздно.
egeshik.ru
Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
Views: 5633
Автор статьи — Дарья Хохлова
В этой статье я, как и обещала, дам некоторые советы по поводу написания сочинения ЕГЭ по русскому языку. Сразу скажу, что многие из этих советов будут взяты из замечательного пособия С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина «ЕГЭ по русскому языку. Сочинение: алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся». Настоятельно рекомендую Вам приобрести это пособие, лично мне оно очень сильно помогло при подготовке к экзамену.
Итак, структура Вашего сочинения должна выглядеть так.
1. Проблема, поднятая автором данного Вам текста.
2. Комментарий, включающий в себя 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста.
3. Позиция автора текста по поднятой проблеме.
4. Ваше согласие или несогласие с позицией автора.
5. Первый аргумент в пользу Вашей точки зрения (обязательно из читательского опыта).
6. Второй аргумент в пользу Вашей точки зрения.
7. Заключение.
Заметьте, что каждый пункт должен начинаться новым абзацем. Т.е. проблема описывается в 1-ом абзаце, комментарий – во 2-ом, позиция автора – в 3-ем и т.д.
Сейчас я подробнее опишу каждый из пунктов.
1. Проблема. Это очень важный пункт, потому что если Вы неправильно определите проблему текста, то больше 81 балла за экзамен Вы точно не получите (Вам не засчитают не только проблему, но и комментарий, позицию автора и Ваше согласие/несогласие). Вы внимательно должны прочитать данный Вам текст, чтобы определить, что волнует его автора, о чём он хочет заставить читателя задуматься? При этом нужно постараться выбрать главную проблему, т.е. ту, которая находится в центре авторского внимания. При выборе из нескольких проблем лучше всего выбирать ту, на которую Вам легче размышлять, исходя из Вашего читательского опыта. Формулировать проблему можно в виде повествовательного предложения, а можно в виде вопроса.
2. Комментарий. Цель этого пункта – показать, каким образом автор текста раскрывает выбранную Вами проблему. Очень важно описать эмоции, которые испытывает автор текста, раскрывая свою проблему, например: «Автор с нескрываемым волнением говорит о том, что…». Поэтому комментарий не должен быть просто пересказом, наша цель: показать эмоции и действия автора, а не героев текста. Чрезмерного цитирования также следует избегать. При описании эмоций автора нужно также избегать лексического повтора, т.е. не говорить постоянно «Л.Н. Толстой», а заменять его ФИО на «автор», «писатель» и т.д. Помочь в поиске таких замен может краткая справка об авторе, которая даётся в конце каждого текста ЕГЭ. Также не следует указывать на имя и отчество автора без фамилии, т.е. должны быть фамилия, имя и отчество.
3. Позиция автора. Вы должны на основании прочитанного текста определить точку зрения автора относительно поднятой проблемы и предложенные им способы её решения. Важно помнить, что позиция автора и проблема тесно связаны друг с другом. Если проблема звучит как вопрос, то позиция автора должна быть ответом на этот вопрос. Я советую формулировать проблему в виде вопроса. На мой взгляд, проблема в виде вопроса звучит красивее, чем в виде повествовательного предложения, и, кроме того, легче становится написать позицию автора. Если Вам удобно, то можете в этом пункте применить цитирование, т.е. написать предложение из текста, в котором позиция автора выражена чётко. Но это возможно не в любом тексте. Позиция автора должна быть относительно той проблемы, которую Вы выбрали. Помните: если повествование в тексте проходит от первого лица, то это не значит, что автор текста согласен с героем-рассказчиком. Внимательно прочитав текст, определите, согласен ли автор с лирическим героем или всё же нет. Нужно ещё помнить: в тексте из публицистической литературы позиция автора, как правило, выражена чётко, а в художественных текстах она однозначно не выражена, а становятся ясной через действия героев, отношение автора к ним и т.д. Поэтому, если позиция автора ясно выражена, рекомендуется начать третий абзац примерно так: «Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. NN считает, что…». Если же перед Вами художественный текст, т.е. позиция автора явно не выражена, то стоит начать третий абзац таким образом: «Позиция автора по поднятой проблеме становится понятной лишь после внимательного прочтения текста. NN убеждён…».
4. Выражение своей точки зрения. Здесь всё достаточно просто. Вы должны написать, согласны ли Вы с позицией автора текста или не согласны, а может, Вы не согласны с ней частично. Важно не только выразить своё согласие и несогласие, но и пояснить его, т.е. объяснить, в чём оно состоит. Если Вы согласны с позицией автора, то Вы должны в описании своей точки зрения выразить ту же мысль по поднятой проблеме, что и автор, но другими словами, чтобы не было повтора. Если Вы не согласны с мнением автора, то Вы должны написать об этом очень деликатно, без использования грубых выражений и оскорблений, в противном случае у Вас заберут баллы за соблюдение этических норм.
5. Аргумент, основанный на читательском опыте. Чтобы доказать свою точку зрению, Вы, в первую очередь, должны обратиться к художественной, публицистической или научной литературе (к учебникам, энциклопедическим словарям, справочникам, научно-популярным журналам). При этом, если Вы берёте в качестве аргумента научную статью, то Вы должны указать её автора, название и издание, в котором она опубликована.
Пятый абзац обязательно должен выглядеть таким образом: сначала напишите предложение-переход от своего согласия/несогласия к аргументам. Затем нужно указать на автора и на название его литературного произведения. Потом приведите пример из этого произведения, который может послужить доказательством Вашего мнения. После этого обязательно нужно сделать по этому примеру микровывод. Не имеет смысла выдумывать несуществующую книгу несуществующего автора, поскольку такой аргумент не будет засчитан: в случае сомнения эксперты обратятся к Интернету. Не забывайте о том, что в качестве аргумента, основанного на читательском опыте, можно брать и поэзию.
6. Второй аргумент. Можно привести как из читательского, так и из жизненного опыта. С читательским мы уже разобрались. А что относится к жизненному опыту? Сейчас я перечислю всё это.
1. Примеры из собственного жизненного опыта.
2. Примеры из жизни других людей.
3. Исторические примеры.
4. Поучительные события из жизни выдающихся личностей.
5. Жизненные истории, освещающиеся в СМИ.
6. Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, психолога, философа, политика.
7. Выводы науки.
8. Примеры из художественных фильмов.
Если Вы выдумываете какой-то аргумент из своего жизненного опыта, то, пожалуйста, думайте, что Вы пишете!:) Это должно быть похоже на правду. Чтобы Вы лучше поняли, о чём я говорю, приведу в качестве примера следующий аргумент: «В реальной жизни можно также найти достаточно много примеров, подтверждающих актуальность проблемы, поднятой автором текста. Расскажу вам о своём знакомом – Аркадии. В его семье все говорили, употребляя в речи только слова-паразиты. Из-за этого глава семьи не мог устроиться на достойную работу, а его дочь так и не сдала ЕГЭ по русскому языку, поэтому работает уборщицей в кинотеатре…». Полагаю, Вы всё поняли.
7. Вывод-заключение. В принципе, этот пункт необязательный, и можно обойтись при написании сочинения без вывода, но лучше всё-таки его написать, ведь заключение придаёт Вашему сочинению целостный вид. Можно завершить сочинение, приведя цитату известного человека, например: «В заключение ещё раз подчеркну: крайне важно беречь природу и искренне её любить. Как тут не вспомнить поэтические строки Е.А. Евтушенко:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Все вышеперечисленные советы относились к структуре сочинения. За проблему, комментарий, позицию автора, свою точку зрения и её аргументацию я получила максимальный балл. У меня отняли один балл за точность и выразительность речи, один балл за соблюдение языковых норм и один балл за соблюдение речевых норм. Чтобы избежать потери баллов за эти критерии, нужно больше читать и при написании сочинения употреблять те слова, которые точно правильные. Например, я на ЕГЭ почему-то вместо нормального слова «услышал» решила написать разговорное слово «услыхал», и у меня, конечно же, забрали за это балл.
Конечно, для того, чтобы научиться хорошо писать сочинения, нужно много практиковаться. Я за всё время подготовки написала около сотни сочинений ЕГЭ по русскому языку. Времени и сил ушло на это много, но оно того стоило. Мои сочинения Вы можете почитать на этом сайте, они расположены в рубрике «Про русский язык».
Я очень надеюсь, что данная статья поможет Вам в подготовке к ЕГЭ по русскому языку, и какие-то вышеизложенные советы окажутся полезными. Желаю Вам сдать ЕГЭ настолько хорошо, насколько это возможно!
physmath.tech
Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку
ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен, который должен сдать каждый ученик, заканчивающий 11 классов, для того, чтобы получить аттестат. Сочинение в ЕГЭ по русскому языку играет большую роль и является одним из важнейших заданий. Оно может принести выпускнику до 24 первичных баллов или около 40 тестовых. Именно поэтому подготовка к сочинению так важна для школьников – хорошее сочинение может стать залогом успешного поступления.
Критерии, предъявляемые к содержанию сочинения
В 2019 году критерии оценки сочинения по русскому языку несколько изменились. До этого года основной частью сочинения, за которую ученики могли получить больше всего баллов, было выражение собственного мнения с аргументацией и опорой на литературные тексты. Однако у этого подхода были свои недостатки, главный из которых – появление в Интернете множества готовых аргументов. Поэтому многие школьники на экзамене не показывали свой реальный уровень подготовки, а воспроизводили заученные фразы.
Вероятно, из-за этого были внесены изменения. Да и те же навыки – умение работать с классическими текстами и аргументировать свою позицию с опорой на них – школьники отрабатывают при подготовке к сочинению по литературе. На ЕГЭ же теперь больше всего первичных баллов (до 5) ученик может получить за комментарий к исходному тексту.
Еще один балл соответствует формулировке проблемы текста. Важно отметить: если проблема сформулирована неверно или вовсе отсутствует в тексте работы, за критерии К1-К4 выставляется ноль баллов. В сумме ученик теряет 8 баллов.
Еще по одному баллу выпускник получает за формулирование позиции автора и собственного отношения к ней с обоснованием своего мнения.
Структура сочинения
При подготовке к написанию сочинения ЕГЭ очень важно точно знать структуру этого вида работы и придерживаться ее. Во-первых, это помогает не растеряться в стрессовой ситуации экзамена, просто следовать хорошо знакомому плану. Во-вторых, не упустить нить повествования, руководствуясь всеми критериями. Согласно им, типовое сочинение должно иметь следующий план:
- Введение, формулирование основной проблемы текста.
- Развернутый комментарий по тексту к проблеме.
- Авторская позиция.
- Собственная позиция и ее аргументация.
- Заключение.
А теперь разберем написание каждого пункта подробнее.
Как сформулировать проблему
Первое, что должен сделать ученик при подготовке к сочинению ЕГЭ – научиться читать текст и определять проблему, которую поднимает автор. Для этого следует вдумчиво прочитать текст. Возможно, даже несколько раз. Затем мысленно ответить на вопросы:
- О чем этот текст?
- Кто его главные герои?
- Какие события происходят?
- Какое время описано в тексте?
Это необходимо, чтобы удостовериться, что вы внимательно изучили текст и не допустите фактических ошибок при написании сочинения.
Далее необходимо подумать, какую мысль старался донести автор, какова главная идея текста. Записать это в паре предложений, сформулировав авторскую позициею. После задать вопрос к этой части – это и есть проблемный вопрос.
В любом художественном или публицистическом тексте, как правило, присутствует несколько проблем. Ученику следует выбрать самую, на его взгляд, «очевидную», ту, которую легче всего проследить в тексте. Эти умения также можно получить в момент подготовки к сочинению ЕГЭ.
После того, как вы выбрали проблему, стоит написать небольшое вступление — одно-два предложения, которые аккуратно вводят читателя в тему сочинения. В этой роли могут выступать цитаты, афоризмы или определения. Далее следует обозначить проблемы или проблемный вопрос, завершить часть заключительной фразой.
Итак, обобщенно первый абзац сочинения должен выглядить так: 1-2 вводных предложения + проблема («В тексте поднимается проблема […]»/ проблемный вопрос) + «Именно над этим важным вопросом предлагает поразмышлять [ФИО автора]»
Особенности написания комментария
После формулировки проблемы нужно приступить к написанию комментария. Как уже было сказано, комментарий — самая «ценная» часть сочинения. Поэтому этот этап также важен при подготовке к сочинению ЕГЭ – анализу текста.
Комментарий представляет собой развернутое объяснение проблемы с привлечением материала из данного текста. В своем комментарии вы должны объяснить, каким именно образом автор раскрывает данную тему и какими средствами выражает свое мнение.
Комментарий оценивается следующим образом:
- Один пример-иллюстрация из текста с пояснением = 2 балла.
- Второй пример-иллюстрация из текста с пояснением = 2 балла.
- Смысловая связь между приведенными примерами = 1 балл.
Каждый пример должен состоять из трех частей: пример из текста, цитата и пояснение к примеру. Это значит, что примерный план комментария таков:
- 1 абзац: пример (небольшое описание конкретной ситуации из текста и использованием фактов) + цитата-иллюстрация + пояснение примера;
- 2 абзац: второй пример-иллюстрация, оформленный по такому же плану;
- 3 абзац: смысловая связь между двумя примерами.
Смысловая связь может располагаться в другом месте, например, между примерами. Главное, не забыть о ней! Иначе можно потерять один балл.
Очень важно, чтобы комментарий был написан строго по той проблеме, которую вы указали в начале сочинения. К примеру, если во вступлении ваш проблемный вопрос звучал как «Чем страшно одиночество?», в комментарии нельзя раскрывать проблему жестокости. В этом случае за комментарий будет выставлен «незачет».
Формулирование авторской позиции
После комментария по плану следует авторская позиция. Это небольшой абзац, который как бы обобщает все, что сказано ранее. В ходе формулирования проблемы позиция автора уже была записана как вспомогательный элемент, теперь ее можно просто переписать с небольшими правками, если они требуются.
Собственная позиция
Еще один важный этап подготовка к сочинению ЕГЭ. Заключается он обретении умения формально выражать своя согласие с автором с помощью конструкции:
- «С автором невозможно не согласиться»;
- «Я полностью разделяю позицию автора».
Однако следует помнить, что это скорее вступление, и оно не будет засчитано в качестве полноценного ответа. Для того, чтобы заработать 1 балл за этот критерий, необходимо также аргументировать свою позицию. Сделать это можно двумя основными способами:
- Привлечение литературного материала. Вы подкрепляете свое суждение, используя аргумент из литературы. Нужно описать конкретную ситуацию и дать ей короткое пояснение, относительно того, каким именно образом она подтверждает вашу мысль. В этом вам может подготовка к итоговому сочинению ЕГЭ по русскому языку. Наверняка у вас есть в запасе готовые литературные аргументы.
- Суждение + суждение. Точно так же вы можете подкрепить свою мысль вторым суждением, например, распространив мысль или приведя пример из жизни. Можно использовать цитату известного человека.
Вне зависимости от того, какой способ аргументации вы выберете, можете максимально получить только 1 балл. Поэтому, вероятно, не стоит прилагать большие усилия к поиску литературных аргументов, если это занимает у вас большое количество времени.
Написание заключения
Заключение не оценивается непосредственно, но это важная часть любого сочинения, так как именно заключение придает ему композиционную целостность.
Заключение должно состоять из пары предложений и быть логическим завершением вашей работы. Вывод должен быть уместным и написанным строго по той проблеме, о который вы заявили в начале, и соответствовать авторской позиции.
Для этого вы можете переформулировать позицию автора, выразив ее другими словами. Также в выводе могут присутствовать побудительные предложения, призывы. С учетом их уместности, они могут быть неплохим завершением сочинения.
Речевое оформление сочинения и грамотность
При подготовке к сочинению ЕГЭ следует уделять внимание не только его смысловому наполнению, но и форме.
Так, за речевое оформление текста ученик может получить 4 балла. Этот блок включает в себя следующие критерии:
- Смысловая цельность и последовательность изложение. Отсутствие логических ошибок, а также мотивированное членение текста на абзацы — 2 балла. Если в работе присутствует 1 логическая ошибка или 1 ошибка в абзацном членении текста, выставляется 1 балл. Если допущено большее количество ошибок, выставляется 0 баллов.
- Выразительность речи, разнообразие грамматического строя речи. Если работа отличается оригинальностью и разнообразием лексических и грамматических средств, она получает 2 балла по этому критерию. Важно: максимальный балл может быть выставлен только при условии, что в работе присутствует всего одна речевая ошибка! Если лексические или грамматические приемы однообразны, может быть выставлен 1 балл. В иных случаях выставляется 0 баллов.
Для ознакомления с критериями относительно грамотности, ознакомьтесь с таблицей.
Последний критерий — пояснение. Этические ошибки – проявление неуважения или агрессии к автору текста или кому-либо другому, оскорбительное отношение. Этот критерий оценивает, насколько корректен ученик в своих высказываниях.
Как избежать орфографических и пунктуационных ошибок
Очевидно, что в отличие от подготовки к сочинению ЕГЭ по истории или обществознанию, например, на русском нужно уделять особое внимание своей грамотности. Как видите, критерии оценивания сочинения достаточно строги, однако, ошибок всегда можно избежать. Помните, сочинение – это не диктант. Вы вправе изменять формулировки, разбивать сложные предложения на простые. Если вы не уверены в написании конкретного слова, постарайтесь подобрать к нему синоним, заменив его.
Конечно, нельзя забывать о школьных уроках русского языка, ведь именно на проверку этих базовых знаний и нацелен экзамен. Также следует расширять словарный запас, применять знания правил на практике и развивать зрительную память, читая литературу или решая задания.
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку
Конечно, залог успешного выполнения любого задания — это практика. Только регулярное самостоятельное написание сочинений и разбор своих ошибок может обеспечить высокие баллы. Однако подготовка может включать в себя также чтение и анализ чужих работ.
Далее, например, представлено сочинение, написанное по отрывку из романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Его писали будущие экзаменанты на уроках подготовки к сочинению ЕГЭ.
Война – это всегда трагедия. Но есть войны, за которыми особенно больно наблюдать – гражданские. В чем же заключается сущность гражданской войны, ее особый драматизм? Именно этим важным вопросом задается Б. Л. Пастернак.
Автор раскрывает свое понимание гражданской войны, описывая Россию в годы после революции. Главный герой – Юрий Андреевич Живаго, военный врач, случайно оказывается в эпицентре боя, становясь его невольным наблюдателем. Несмотря на то, что он на стороне «красных», в этот момент он сочувствует «белогвардейским детям». Дело в том, что он видит в них не только «безрассудную» юность, но и людей, «близких ему по духу» — одного с ним круга. Для него они не враги, а собратья, равные ему и по воспитанию, и культурному уровню, и по происхождению.
Уже после окончания боя доктор осматривает двух погибших: телеграфиста, который воевал на стороне красных, и белогвардейца. Он находит при них текст одного и того же псалма, который «считался чудодейственным, уберегал от пуль». Только что эти люди воевали друг против друга, но теперь их души примирились и были тесно связаны одной верой и одним-единственным желанием – желанием жить.
Этими примерами автор показывает, что несмотря на все политические и идеологические разногласия, все эти люди – часть одного народа, соединенного одной историей и культурой.
Б. Л. Пастернак считает, что гражданская война – это война братоубийственная, вынуждающая людей одного вероисповедания, одной нации уничтожать друг друга, что невозможно оправдать.
С автором невозможно не согласиться. Действительно, гражданская война – это противоестественно. Люди не защищают свою страну от врага, а, напротив, сами ее уничтожают. В гражданской войне нет ни победителей, ни побежденных, только разрушенные судьбы, разделенные семьи и трагедия, которая коснулась каждого.
В заключение хотелось бы сказать, что любая война – это огромное горе, но гражданская – в особенности. Поэтому людям стоит прикладывать все усилия для того, чтобы избежать этой катастрофы, и стараться находить иные, созидательные, пути решения конфликтов.
В данной статье были довольно подробно изложены все требования, предъявляемые при проверке экзаменационных сочинений, даны комментарии к ним, а также предоставлены несколько планов построения своей работы. Этот материал может помочь лучше понять, какие ошибки вы допускаете и как можете улучшить свои работы для успешной сдачи ЕГЭ.
fb.ru
Структура написания сочинения-рассуждения (ЕГЭ по русскому языку).
Инфоурок › Русский язык › Другие методич. материалы › Структура написания сочинения-рассуждения (ЕГЭ по русскому языку).Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-197082
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Сочинение по русскому языку (ЕГЭ), шаблоны
Множество аргументов ЕГЭКак написать сочинение по русскому языку?
До введения ЕГЭ написание сочинения по русскому языку не составляло большого труда. Но теперь ситуация иная.
Чтобы выполнить задание C1 на ЕГЭ по русскому языку, нужно на основе предложенного текста написать сочинение-рассуждение небольшого объема. При написании сочинения нужно учитывать, что оценивается не работа в целом, а только отдельные умения и навыки, которые требуются для написания развернутого ответа. Проверяющие сочинение оценивают лишь некоторые отдельные аспекты работы и ставят баллы по конкретным критериям. То есть, они разбирают сочинение по частям. Сравним написание сочинения со строительством дома: для получения максимального количества баллов это должно быть красивое, монолитное здание, построенное из отборного материала и с использованием качественных технологий. Для многих учеников это серьезное препятствие для получения высшего балла за ЕГЭ. Качественно написанное сочинение — это 23 балла, что представляет собой достаточно большую часть (более 30%) от общего количества баллов. Из этого можно сделать вывод, что для написания сочинения на максимальный балл, нужна очень хорошая подготовка.
Чтобы получить на ЕГЭ максимальный балл за часть «С», прежде всего нужно знать, как оценивается работа. То есть, те критерии оценки, которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе вашей работы. Следует отметить, что оценивается не работа в целом, а отдельно каждая составляющая. Критерии оценки сочинения по русскому языку:
- Формулировка проблем исходного текста
- Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- Отражение позиции автора исходного текста
- Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- Точность и выразительность речи
- Соблюдение орфографических норм
- Соблюдение пунктуационных норм
- Соблюдение языковых норм
- Соблюдение речевых норм
- Соблюдение этических норм
- Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Эти нормативы представляют для нас большую ценность, потому что теперь мы знаем, в каком направлении работать и на что обратить особое внимание. Разберем подробно каждый критерий по отдельности.
Формулировка проблем исходного текста — одна из основных задач при написании
сочинения-рассуждения. От экзаменуемых требуется выделение одной из проблем предложенного текста. Не стоит прыгать выше головы и стараться охватить сразу
несколько проблем. На это нет времени. Пусть это будет одна, но точно подмеченная
и грамотно сформулированная проблема. Типичные ошибки на этом этапе работы с
текстом связаны с незнанием содержания понятий «проблема», «комментарий», «позиция
автора». Как следствие, происходит их подмена, формулируются проблемы, которые не
поставлены в тексте, а являются ассоциациями, связанными с отдельными словами текста:
Писатель поднимает проблему генетики в нашей стране.
Проблемой в этом тексте является то, что мы считаем наследственность самым
главным критерием в жизни человека, а его стремление к самосовершенствованию
второстепенным, неглавным критерием.
Автор поднимает проблему ума человека и др.
В тексте поднята проблема наследственности и воспитания (может ли человек вырваться
за рамки наследственности?)
Проблема – это сложный вопрос на общественно значимую тему, который волнует автора
и требует ответа. Шаблоны для ввода проблемы:
Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего? Р. П.)
Автор в данном тексте уделил внимание проблеме…
В тексте поднимается проблема…
Текст … заставил задуматься над сложной проблемой (чего? Р. П.)
Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения…
Прежде чем приступить к написанию, несколько раз внимательно прочитайте текст и постарайтесь уловить основную мысль автора. С 2006 года из части «С» ЕГЭ, к счастью, исключены тексты научного стиля. Тексты публицистического или художественного стиля являются более легкими для восприятия. Как правило, это отрывки из произведений, содержащие в себе рассуждения о каких-либо нематериальных или материальных ценностях (добре, красоте, книгах, орденах и т.д.), природные зарисовки, реже — конкретные ситуации.
К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится Вам на следующем этапе — составлении комментария к исходной проблеме.
https://bugaga.net.ru/ege/rus/max.php bugaga.net.ru
В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты. Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании старайтесь избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста, потому что за это Вы можете вместо заслуженных 2 баллов за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста получить «0». Также избегайте фактических ошибок: не старайтесь приписать автору то, чего он не говорил.
Следующий этап — отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.).
Самой важной, но в то же время и сложной частью сочинения ЕГЭ — аргументация собственного мнения по указанной проблеме. В данной части сочинения нужно сформулировать свое мнение по выделенной Вами проблеме и убедить эксперта в справедливости выдвинутого тезиса. В качестве аргументов можно приводить факты, выводы науки, статистику, законы природы, юридические законы, данные экспертиз, свидетельства очевидцев, конкретный пример (жизненный, литературный, предположительный), цитаты, мнения специалистов и т.п.
Будьте осторожны в выборе аргументов: они должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше Вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку. Больше всего баллов (2б.) Вам принесет аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.д.). За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию — 3. Таким образом, если Вы приведете 2 аргумента из читательского опыта или 1 аргумент из читательского опыта + 1 аргумент из жизненного опыта, то получите 3 балла. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.д.
В последнем, заключительном абзаце сочинения следует подвести итог вышеизложенному, связав все предыдущие мысли воедино.
Помните, что требуемый объем сочинения-рассуждения — не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает 200-250 слов. Сочинения-эпопеи большого объема не приветствуются: эксперты не любят тратить много времени на проверку одного сочинения. Так что необходимо найти «золотую середину».
Наконец, проверьте работу, обращая особое внимание на смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, точность и выразительность речи, соблюдение орфографических норм, соблюдение пунктуационных норм, соблюдение языковых норм, соблюдение речевых норм, соблюдение этических норм, соблюдение фактологической точности в фоновом материале — именно эти критерии учитываются экспертами при оценке Вашего сочинения.
Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ имеет следующий вид:
- Введение
- Постановка проблемы
- Комментарий к проблеме
- Позиция автора
- Ваша позиция
- Первый литературный аргумент
- Второй аргумент
- Заключение
Шаблон сочинения для части С ЕГЭ.
«…» (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста). Мне кажется, текст (имя автора) N именно об этом. В нем говорится о … (тема — в двух словах: о войне, о природе, о чувствах и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о … . Таким образом, N поднимает важную, на мой взгляд, проблему … (и ставит перед читателем вопрос: «..?»). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.
Я полностью согласна с мнением N: …(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными (1). К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) «…» показал (отразил, выразил), как… (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).
… (тезис-вывод в виде утверждения), потому что …(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что… (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). … (свое размышление).
… ( размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста). Подводим итог.
Примечания: 1) Однако учитывайте, что далеко не каждая проблема актуальна для всех; 2) Нежелательно использование шаблонных фраз. Старайтесь придумывать что-то свое; 3) Не увлекайтесь пересказом в комментарии. Нужны еще шаблоны? Больше шаблонов для части C.
← Таблица синусов, косинусов, тангенсов, котангенсов Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ →
Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ
bugaga.net.ru
Как написать сочинение по русскому языку на отлично? Готовимся к ЕГЭ.
Написание сочинения-рассуждения по русскому языку на выпускных экзаменах – вполне посильная задача. Накоплен огромный опыт проведения единого экзамена, и можно без раздумий ответить на вопрос о том, как написать сочинение по русскому языку, чтобы оно соответствовало наиболее высокому баллу.
На экзамене вам будет предложено прочитать публицистический или художественный текст, в котором затрагивается некая проблема философского характера. Перед вами может быть отрывок из произведения, содержащий рассуждение о материальных или нематериальных ценностях (доброта, красота, боевые награды), природная зарисовка или описание конкретной жизненной ситуации.
Сочинение оценивается по четким критериям, поэтому можно говорить о некоем алгоритме, который поможет вам сформулировать идеи и изложить их на бумаге.
Как написать сочинение: схема повествования.
По сути, вам нужно произвести критический анализ отрывка: определить основную проблему, проанализировать позицию автора, высказать и аргументировать свое мнение, сделать вывод.
Ваше сочинение должно иметь четкую структуру: вступление, основное повествование, заключение. Все три этих композиционных элемента обязательно должны прослеживаться. Размер сочинения должен укладываться в рамках 150-250 слов, длинные опусы лучше не писать.
Как написать сочинение по русскому языку ЕГЭ: структура С1
План такой:
1.Сформулируйте одну конкретную проблему. Напишите ключевой тезис или поставьте проблемный вопрос. («Можно ли изменить окружающий мир, сокрушаясь из-за его несовершенства и не меняя ничего в своей жизни?»)
2. Напишите развернутый комментарий к проблеме. («Вопрос этот читается между строк рассказа такого-то автора…»)
3. Объясните позицию автора. («Тургенев считает, что начинать нужно с изменения собственного мироощущения…»)
4. Выскажите свое мнение.
5. Приведите парочку аргументов в пользу своей позиции. Можно привести пример из жизни, а еще лучше – из литературы.
6. Сделайте вывод, поддерживающий вашу или авторскую позицию.
Как написать сочинение: учимся формулировать мысли
Вам нужно набрать необходимый словарный запас, достаточный для написания сочинения по тексту проблемного характера. Вы должны запомнить определенные смысловые конструкции и фразы, которые помогут выразить ускользающую мысль и связать все идеи воедино.
Прочитайте несколько примеров качественных аналитических работ. Познакомьтесь с примерами сочинений в книжках для подготовки к экзамену. Сходите в библиотеку и возьмите советские издания, в которых проводится детальных анализ произведений классиков. Впрочем, их можно скачать из интернета. Если хватит терпения, пролистайте работы известных критиков (Добролюбова, Белинского). Вы научитесь выделять проблему, научитесь смотреть на конфликт с разных точек зрения, а главное — запомните несколько шаблонных фраз, которые можно внедрить в любой текст.
Как написать сочинение ЕГЭ: критерии оценки
При проверке работы будет оцениваться умение формулировать ключевую проблему, связность и логичность рассуждений, выразительность речи, соответствие текста лексическим, орфографическим, пунктуационным, речевым и другим нормам языка.
Больше читайте, и вопрос о том, как написать сочинение, встанет перед вами не так остро.
fb.ru
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Страница посвящена тому, как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Здесь вы найдёте критерии оценивания работ, тексты для написания сочинений, методические рекомендации для учителя, памятки и шаблоны для учащихся и другой полезный материал.
Уважаемые коллеги! На сайте ФИПИ появилась новая демоверсия с грифом ПРОЕКТ, но мы с вами знаем: что было проектом, то автоматически становится не проектом.
Честно говоря, сначала изменения меня повергли в шок. Зачем? Почему? Такие вопросы звучали в голове.
Итак, что нового? Комментарий к проблеме теперь оценивается 5 баллами, а не тремя. Нужны два примера из текста, пояснения к ним и показать, чем они связаны. Что это такое и с чем едят эту связь, пока не растолковали.
4 критерий — аргументация собственной позиции — теперь, наоборот, с 3 баллов оценивается 1. Выразил позицию и привёл логический аргумент — хорошо, получай 1 балл, нет, заявил формально — не получил заветного балла. То есть приводить литературные аргументы теперь не надо.
Кажется, я поняла, почему это. Во-первых, потому что дети списывают всё же аргументы с базы аргументов, так как при проверке видно, что примеры приводят из одних и тех же произведений и одними и теми же словами. То есть самостоятельности ноль. Только где-то 10% процентов учащихся пишут сами и серьёзно. Получается профанация. Во-вторых, литературное сочинение у них будет на итоговом. Вот там они и покажут знание текстов.
Вернёмся к теме комментария. Итак, два примера из текста. Что считать примерами? Я вижу, что это не только цитата, а может, и не обязательно цитата. Например, писали сочинение про Мишку Елисеева и проблему жадности. Начинаем комментарий писать так: «Отвечая на эти вопросы (до этого шёл ряд риторических вопросов), автор приводит в пример Мишку Елисеева, который не только не делился со своими товарищами в голодные годы продуктами, но и вешал замок на тумбочку, явно не доверяя соседям. (Далее вывод) Таким образом, мы видим, что человек жадный — плохой товарищ и единоличник. (Далее идёт связь двух примеров) Чтобы показать типичность героя, писатель рисует образ жадюги шофёра, который без зазрения совести взял хлеб у героя текста. Автор подмечает внешнюю похожесть двух персонажей: у них маленькие хитрые глазки. (Далее привожу ещё один пример, показываю связь с двумя предыдущими) В противовес им дан герой-рассказчик текста. Это человек самоотверженный, способный пожертвовать всем ради своих товарищей».
Ну, вот, приблизительно так. То есть это действительно самостоятельная работа, которая показывает, как учащиеся умеют анализировать текст, находить взаимосвязи примеров, делать микровыводы, следовать за автором. Но, к сожалению, опыт показывает, что и из такой творческой части сочинения можно сделать шаблон. Часто учителя (не хочу никого обвинять, но не могу удержаться) сочиняют для учащихся готовые шаблоны. И у них это замечательно получается! Дети, как под копирку, строчат свои комментарии, только самостоятельности, ума там нет ни на грош. Я понимаю, что выпускники везде очень разные, и если мне повезло с учениками, то во многих школах учащиеся 11 класса не могут связать двух слов, а их надо выпустить. Вот и пытаются выпустить таким образом. Что ж, честь и хвала этим учителям. (Это не ирония)
Вот мысли по поводу того, какая связь может быть между примерами. Примеры могут
- дополнять друг друга,
- пояснять,
- расширять мысль автора,
- они могут противопоставляться друг другу для того-то и того-то,
- конкретизировать
Вот такой шаблончик можно дать. Можно сообща с учениками написать один раз обучающее сочинение, проговаривая предложения, части сочинения, ставя вопросы. вот такой работой я и займусь. А К4 мы пока пишем по-старому, чем чёрт ни шутит)))
Презентация знакомит с критериями оценивания экзаменационного сочинения и даёт шаблоны и речевые клише для его написания.
В архиве — презентация и текст для написания сочинения. В презентации даны клише к написанию проблемы и авторском позиции, есть тренировочные задания по формулировке проблемы, а также на занятии предполагается работа с текстом с целью выявления авторской позиции и проблематики текста.
В архиве вы найдёте презентацию к занятию, текст для анализа и комментарий для образца. Спасибо коллегам, чьи разработки я использовала для создания данного материала: Саглай Ирину Владимировну и Еремееву Т. И.
В критерии К2 (комментарий к проблеме) 2 баллами оценивается комментарий по тексту, при этом надо привести 2 примера из текста.
Что можно считать примером? Цитату. При этом это должна быть цитата, с помощью которой автор решает данную, сформулированную вами проблему. Используйте фразы: «Автор обращает наше внимание… Он
приводит в пример …. Автор выделяет такие аспекты проблемы …» При написании комментария надо идти «вслед за автором», то есть идти его путём. Вот он поставил проблему (вопрос). Авторская
позиция — ответ на этот вопрос. А что между вопросом и ответом? Каким путём идёт автор? Какие «подвопросы» он выделяет? Какие примеры приводит? Какие цитаты использует и с какой целью? Как он
относится к герою и по каким признакам это видно? Как он оценивает приведённую в тексте ситуацию (если это текст художественного стиля) Главное не смешивать автора и героя-рассказчика. Даже если
кажется, что автор пишет о себе, так как он пишет «я», надо всё равно писать: «Автор использует…, поднимает проблему», но «Рассказчик чувствует…, герой понимает, что…» Можно написать, что
это «автобиографический рассказчик».
В критерии К4 (аргументация собственной позиции), как и в прошлом году, 3 балла ставится за два аргумента, один из которых! литературный. Главное — уметь оформить аргумент. Если проще говорить, то каждый аргумент начинается с красной строки, вводится своими рассуждениями, и только потом даётся пример из текста. Ребята путают пример и аргумент. Аргумент включает в себя пример (иллюстрацию), но строится по такой схеме: микротезис (довод)+пример+микровывод. Нельзя начинать абзац так: «В романе Достоевского «Преступление и наказание». Сначала скажите, что вы хотите доказать этим примером, потом приводите пример (не просто называя произведение, но и чуть рассказывая, много тоже не надо), а потом делайте микровывод. То есть пример должен быть «окружён» вашими рассуждениями.
Предположим, вы рассуждаете о пользе книг и говорите о Пушкине, которого Николай 1 назвал «самым умным человеком своего времени», и это действительно было так, его
произведения доказывают это. Но что сформировало этот острый ум? Чтение! Пушкин в детстве перечитал всю библиотеку своего отца, хотя, может быть, ему и рано было это делать и мы бы сейчас сказали
16+ Так что чтение создаёт нас и в умственном, и морально плане.
С другой стороны, мы видим отрицательные примеры пагубного отсутствия привычки к чтению. Вспомним Митрофанушку из комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Герой не хотел учиться, конечно, ничего не читал. Его ум остался девственно чистым, а душа — неразвитой, ведь он даже в финале произведения предаёт свою мать. И такие примеры мы видим часто в нашей современной жизни, что приводит к духовному обнищанию нации, как это ни прискорбно.
Как видите, приведено два аргумента. Один со знаком плюс, второй — со знаком минус. При этом не оба примера литературные, только второй можно считать таковым. Кстати, литературный лучше ставит на первое место, а не на второе. Первый пример про Пушкина не считается литературным, так как не названо произведение, хотя можно и написать, что пример взят из книги, например, Вересаева «Пушкин в жизни», и тогда аргумент уже будет литературным.
При подсчёте слов учитываются цитаты и материал из сведений об авторе текста. То есть всё, что вы процитировали из текста и что списали из сведений об авторе, при подсчёте слов вычитается. Так что советую — поменьше цитат, побольше своих мыслей. Не пишите фразы типа: «Александр Исаевич Солженицын, русский публицист, прозаик, общественный деятель…» Эти сведения даются для того, чтобы вы точно знали, какими синонимами можно заменить слова «автор» и «Солженицын». Не пытайтесь таким образом набрать нужное количество слов.
Если по К1 (проблема) Вам поставили 0 баллов, то и по критериям К2-К4 Вам поставят 0 баллов
Если по К10 (речевые ошибки) не стоит высший балл — 2, то и по критерию К6 (выразительность языка) максимальный балл не поставят.
Впечатления от сочинений 2011 года
(могу сказать, что впечатления о сочинении 2012, 2013 и 2014, 2015 годов я не писала, потому что они такие же)
Вот мы и проверили сочинения формата ЕГЭ по русскому языку 2011 года. Что тут можно сказать… Общее впечатление: работы очень слабые. К сожалению, в отличие от предыдущих лет, не запомнилась ни одна. Текст был о цене человеческой жизни, о самолюбии и тщеславии, о цели жизни и утверждении себя.
О тщеславии… Это слово дети не умеют писать, пишут «тчеславие». Почему? Не понятно. Но это так, цветочки.
Всех научили писать по шаблонам. У многих в сочинении нет ни одного своего слова. Мне кажется, надо не шаблоны давать детям, а только план и знакомить с критериями. Хотя, конечно, не надо забывать и об очень слабых учащихся, которые ещё идут в 10 класс. Им, может быть, действительно надо зазубривать шаблоны.
Попалась одна работа, которая вообще была не по тексту. Ребёнок всё сочинение писал об истине, о которой в принципе ни слова не было. Что это? Просто вызубренный какой-то текст сочинения? Мол, ко всему подойдёт?
Второе — формулировать проблему не могут, многие её путают с темой. Слова ТЕМА не должно быть в сочинении, хотя во многих методичках пишут, что надо. Но можно начать сочинение так: «В тексте
Сложеницына о … поднимается проблема (чего?) …
Другая распространённая ошибка — описывают целый круг проблем, а пишут сочинение вообще неизвестно по какой. НАДО ФОРМУЛИРОВАТЬ ТОЛЬКО ОДНУ ПРОБЛЕМУ И ПИСАТЬ ПО НЕЙ.
Как и в прошлые годы, формулируют одну проблему, а позицию автора — по другой. Надо сообщить ребятам, что проблема — это вопрос, а позиция автора — это ответ на этот вопрос, и они должны проверять это соответствие.
Самое ужасное — это литературные примеры, на которые, видимо, делали упор все учителя. Главное — литературный пример, не важно, что он не соответствует проблеме, не подтверждает твой тезис, которого, кстати, у многих и нет. Что доказывают — непонятно. И тут уже куча фактических ошибок: рассказ мы называем романом, Булгакову приписываем инициалы «Ф. М.» (С Достоевским что ли спутали?) В этом году один юноша написал вместо Митрофанушка «Мит-рофанушка». Что это? Почему так? А это перенос из текста Интернета, откуда он списал пример. Есть и такие перлы: «Максим Горький в своём произведение «Горе от Ума» описывает человека, который так и не нашёл себя в жизни. На протяжении всего рассказа он размышляет «тварь он или право имеет»…» (*орфография и пунктуация источника сохранена)
Так и хочется сказать: «Всё смешалось в доме Облонских». Хотя чему удивляться с нашей огромной программой 10-11 классов, которая изучается за 3 часа в неделю? У детей просто не успевает всё уложиться в голове, а мы говорим: «Читать». Какое тут может быть чтение?
Литературные примеры дети не умеют вводить. Раз пример, два пример, и вроде надо ставить 3 балла, ведь один из них, а то и два литературный, но пример не подходит, не из той оперы, с кучей фактических ошибок, да ещё и не введён. Нужен же плавный переход: сначала доказательство, потом иллюстрация, то есть собственно литературный пример.
Многие, не найдя примеров, начинают сочинять: «Вот я прочитал в газете «Аргументы и факты» («Известия», «Советский спорт») статью о бизнесмене (спортсмене, политике). Проверить, конечно, нельзя, ведь «кто автор, и в каком номере, и какова была фамилия бизнесмена, я забыл». Вот так просто мы выходим из создавшегося положения.
В общем, картина удручающая. Кто виноват? И что делать? – извечные вопросы русской интеллигенции. Причина, прежде всего, в том, что часов в базисном учебном плане на изучение таких предметов, как русский язык и литература, очень мало выделено. Часто в 10 класс идут заведомо слабые учащиеся, которые не набрали нужного количества баллов на ГИА и которые не могут по определению сдать ЕГЭ удовлетворительно. Конечно, виновато и общее падение уровня образованности и начитанности, засилие массовой культуры и неподцензурных СМИ. С этим, к сожалению, мы с вами ничего не можем поделать. Сделать мы можем вот что: обмениваться опытом, в том числе и в Интернете, учить и ещё раз учить детей, перефразировав знаменитую цитату из классика.
Конечно, готовить к сочинению надо поэтапно. Прежде всего надо познакомить с критериями оценивания работ и с требованиями к сочинению. Я отвожу этому целое занятие (или электива, или урока русского языка). Ребята чётко должны знать, что от них требуется, может быть, даже стоит выучить критерии. (См. презентацию в начале страницы)
Потом мы работаем над понятиями Проблема и Авторская позиция. Ребята должны понимать, что это такое, на практике научиться определять проблему и позицию автора по данной проблеме. Я всегда прошу сначала найти предложения в тексте, где продемонстрирована авторская позиция (если, конечно, это текст публицистического стиля и позиция выражена словесно). Потом прошу «перевернуть» позицию в проблему (вопрос). Если проблема — вопрос, то авторская позиция — ответ на этот вопрос.
Следующий критерий, над которым мы работаем, — это комментарий, очень проблематичная часть сочинения на ЕГЭ. Как правило, никто не знает, что с этим комментарием делать. Кто-то вообще его не пишет, кто-то сбивается на пересказ, кто-то пишет про актуальность проблемы, кто-то анализирует языковые средства. Мы должны пройти «вслед за автором». Автор поставил проблему (вопрос), который решает, приводя какие-то примеры, рассматривая какие-то аспекты проблемы. При этом учащийся должен писать по одной проблеме, не уходить от того вопроса, который он уже сформулировал. Здесь важно также не перепутать автора и героя (рассказчика), Автор пишет текст, использует какие-то языковые средства, приводит примеры, а всё, что написано в тексте, происходит с героем.
Далее сложный момент — аргументация. Как вы знаете, надо привести 2 аргумента, один из которых должен быть литературным. Ребята, которые мало читают, у кого узкий кругозор, не могут привести примеры. И научить их этому в принципе невозможно — не приставишь же свою голову. Поэтому надо 10-11 класс читать литературные произведения и выделять проблемы. Можно пересмотреть программу (ребята, может, и читали когда-то эти книги, но уже не помнят их, надо «прочистить» мозги), вспомнить произведения, заполнить обобщающую таблицу: книга, проблемы, авторские позиции. Важно, чтобы ребята понимали, что пример — это не аргумент. Аргумент строится таким образом: микротезис + пример + микровывод. Всегда привожу простой пример. Доказываем тезис: важно читать книги. Какие аргументы (доказательства)? Первый микротезис (или довод): книги надо читать, чтобы больше знать. Второй довод: чтение книг развивает речь. Третий аргумент: чтение — это иногда и развлечение. Всё это примитивно и просто, но так многим понятнее. А вот уже каждый из этих аргументов (микротезисов, доводов, назовите, как хотите) дополняем и развиваем, приводим примеры из книг. После этого делаем микровывод. При этом каждый аргумент должен быть оформлен с красной строки.
Следующий этап — работа над речевым оформлением работ. Не только ребята, но и мы с вами подчас не можем развести речевые и грамматические ошибки. Сначала ребят надо познакомить с типами речевых, грамматических и логических ошибок, а потом предлагать их править, работать над редактированием работ.
Следующий этап — взаимопроверка работ. На отдельном занятии ребятам предлагается сначала проверить коллективно одну из работ, которую уже проверил учитель. Для этого можно подготовить раздаточный материал: само сочинение, текст, по которому оно писалось, критерии оценивания. Затем пройти все этапы по оцениванию, которые проходит эксперт. Вот примерный ход беседы:
- Выделите проблемы и позиции автора по проблемам данного текста
- Сформулирована ли в сочинении одна из проблем? Правильно ли она сформулирована, без фактических ошибок в понимании?
- Может быть, автор сформулировал проблему, которую вы не сформулировали, но она есть в тексте?
- Есть ли позиция автора? Она сформулирована по проблеме, то есть ответ на вопрос проблемы дан? Если позиция автора сформулирована по другой проблеме, не заявленной в сочинении, то мы ставим 0 баллов по авторской позиции (К3). И тогда вынуждены поставить по критерию К4 тоже 0.
- Есть ли комментарий к проблеме? Не сбился ли автор сочинения в комментарии на пересказ? Нет ли излишнего цитирования? Есть ли фактические ошибки в понимании текста и проблемы? Не путает ли автор сочинения автора текста и рассказчика? Приведено ли 2 примера из текста по данной проблеме?
- Есть ли в сочинении 2 аргумента, один из которых литературный? Соответствуют ли они тезису работы? Есть ли фактические ошибки в аргументации? Правильно ли оформлен аргумент?
- Логично ли построена работа? Есть ли связь между абзацами? Есть ли в работе логические ошибки? (Опыт подсказывает, что мы сами, учителя, не всегда видим логические ошибки, поэтому над этим вопросом надо работать особенно кропотливо) Правильно разбит текст на абзацы?
- Ищем орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. (Повторюсь, что разграничить грамматические и речевые ошибки трудно. Главная подсказка – речевая ошибка видна в контексте, а грамматическая — без текста)
- Далее думаем, насколько выразительна речь работы. Если есть грамматические и речевые ошибки, то 2 балла по критерию К6 ставить нельзя. Если же сочинение разнообразно по синтаксическим конструкциям, образно, нет лексических ошибок, то можно ставить 2 балла. Вообще по этому критерию редко ставят высший балл.
- Как правило, этических и фактических ошибок не бывает. Но за этическую ошибку можно считать высокомерное отношение к автору текста, негативизм. В последние годы, правда, становится всё больше и больше фактических ошибок.
На следующем занятии учитель предлагает проанализировать и оценить работу товарища самостоятельно. Надо не только выставить баллы по каждому критерию, но и обосновать свою оценку.
Ну а высший пилотаж — самопроверка, ведь объективно оценить себя очень трудно.
perova.jimdo.com