Дополнительное образование в школе платное – Платные образовательные услуги в школе в условиях реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Содержание

Платные образовательные услуги по новым правилам

Закон об образовании в РФ предполагает принятие более 100 подзаконных актов. Одним из таких  актов   являются Правила оказания платных образовательных услуг (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ 15.08.2013 г. №706, которые вступают в силу  1 сентября 2013 года.

Здесь представлены рекомендации  по реализации Правил в общеобразовательной организации.

О нормативной базе

С 1.09.2013 г. утрачивают силу Постановления Правительства РФ:

  • «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 5 июля 2001 г. N 505;
  • «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505» от 1 апреля 2003 г. N 181;
  • «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг»  от 28 декабря 2005 г. N 815;
  • «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг»  от 15 сентября 2008 г. N 682.

При организации платных образовательных услуг следует также руководствоваться законами РФ:

  •  «Об образовании в Российской Федерации»,
  • № 83-ФЗ,
  • «О некоммерческих организациях»,
  • «О защите прав потребителей»,
  • «Об автономных учреждениях»,
  • Гражданским кодексом РФ.

Работа с документами

При вступлении в силу Правил  следует:

  • привести все действующие в школе локальные акты в соответствие с новыми Правилами;
  • внести соответствующие изменения в Устав;
  • информировать об изменениях потребителей услуг;
  • разместить информацию о происшедших изменениях на школьном сайте, на школьном информационном стенде.

Если вы организуете платные образовательные услуги впервые, то необходимо:

  • принять совместно с Управляющим советом образовательной организации решение об организации платных образовательных услуг и определить их перечень. При  подготовке перечня платных образовательных услуг можно: а)исходить из ресурсных (база, кадры) возможностей образовательной организации — предлагаем,  что можем; б)  основываться на запросах (предложениях) обучающихся и их родителей (законных представителей), если потребуются дополнительные ресурсы, — приглашаем, приобретаем, арендуем;
  • оформить принятое решение приказом руководителя образовательной организации, в котором определить:  ответственных  лиц, состав участников,  организацию работы по предоставлению платных  образовательных услуг (расписание занятий, режим работы и т.п.),  преподавательский состав;
  • утвердить:  учебный план, учебные программы, штатное расписание, служебные инструкции;
  • разработать локальные акты и документацию: Положение об оказании платных образовательных услуг, Должностная инструкция, график (расписание) оказания платных образовательных услуг, Договор об оказании платных образовательных услуг, Порядок ценообразования и расчета за оказание платных образовательных услуг и др.;
  • разместить информацию об оказании платных образовательных услуг на информационном стенде и школьном сайте;
  • другое при необходимости.

Особое внимание

Организуя платные образовательные услуги, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Платные услуги оказываются только по желанию родителей (законных представителей) обучающихся и на договорной основе. Платным является всё, что не предусмотрено образовательными  стандартами.

2.Школа должна создать условия для организации и проведения платных образовательных услуг в соответствии с действующими санитарными нормами (СанПиН).  Для выполнения работ по оказанию платных образовательных услуг могут привлекаться как основные сотрудники школы, так и специалисты со стороны. С работниками, принимающими участие в организации и оказании платных образовательных услуг, заключаются трудовые договоры.

3.Согласно действующему законодательству автономные и бюджетные образовательные учреждения вправе  использовать полученный доход  от оказания платных образовательных услуг в соответствии со своими  уставными целями.

Специалисты разъясняют, что основной деятельностью или основной уставной деятельностью называется деятельность учреждения по непосредственному выполнению его главной функции. Например, для образовательного учреждения основной уставной деятельностью будет считаться исключительно реализация принятых в этом учреждении образовательных программ. Фактически основная деятельность образовательного учреждения сводится к проведению разного вида занятий и воспитательных мероприятий с участием обучающихся и педагогических работников.

Однако основная деятельность (достижение уставных целей) не возможна без выполнения целого ряда дополнительных видов деятельности, которые никак нельзя отнести к функциям, ради выполнения которых учреждение создано. Это – управление учреждением (административная деятельность), материально-техническое снабжение и обеспечение, хозяйственное, бухгалтерское обслуживание и многое другое. Такая дополнительная и вспомогательная по своему назначению деятельность называется

уставной деятельностью, связанной с основной деятельностью. Это не основная, но тоже уставная деятельность. Ее связь с основной деятельностью носит обеспечительный характер. Некоторые авторы пишут, что она должна находиться в технологической связи с основной деятельностью.

4. Если школа имеет государственное (муниципальное) задание на оказание образовательных услуг, финансируемых или субсидируемых из бюджета, то заключать договор оказания платных образовательных услуг и брать дополнительно к бюджетному финансированию плату с обучающихся, их родителей (законных представителей)

нельзя. В противном случае полученные средства возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

5. Размер платы за оказание образовательных услуг, согласно ГК РФ,  устанавливается по соглашению сторон. При этом  учитываются себестоимость услуги, цены конкурентов на аналогичную услугу, уникальность видов услуг, спрос на данную услугу и др. Стоимость услуги и порядок оплаты, форма расчетов указываются в договоре и не должны противоречить действующему законодательству РФ.

6. Закон об образовании в РФ, Правила запрещают образовательным организациям увеличивать стоимость образовательных услуг по договору сверх уровня инфляции. Вместе с тем предусматривается возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся, например для обучающихся, показавших хорошие или отличные результаты освоения образовательных программ, с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным актом образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся.

7. В уставе образовательного учреждения следует отразить  наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе.

8.Договор на оказание платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Если в договор включены условия, ограничивающие права  обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, то такие условия

не подлежат применению.

Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора. Недопустима ситуация, когда обучающийся или его родители (законные представители) видят на сайте школы одну информацию, например, о стоимости обучения, а, непосредственно при заключении договора оказывается, что эта информация давно «устарела».

8. До заключения договора и в период его действия  образовательная организация обязана предоставить заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах. Информация  должна  содержать сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Правилами,  федеральными законами «О защите прав потребителей», «Об образовании в Российской Федерации».

9. Предоставляемые образовательные услуги должны быть исполнены в полном объеме,  качественно и в установленные сроки.  В противном случае заказчик имеет право по своему выбору потребовать  безвозмездного оказания образовательных услуг, уменьшения их стоимости, полного возмещения понесенных убытков, назначить новый срок исполнения, поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам,  расторгнуть договор.

Об оплате, ценах и др. Предпочтительными являются безналичные расчеты.  При этом Заказчик предъявляет Исполнителю квитанцию об оплате с отметкой банка либо копию платежного поручения с отметкой банка.

Порядок установления стоимости и оплаты  платных образовательных услуг регламентируется региональными документами. Обычно стоимость платных образовательных услуг экономически обосновывается, согласуется  с муниципальным органом управления  образованием и утверждается постановлением администрации муниципального образования. Условия оказания одних и тех же услуг, а также плата за них должны быть одинаковы.

Согласно закону № 83-ФЗ оказание общеобразовательной организацией  платных образовательных услуг  рассматривается как приносящая доход деятельность, а плата за услуги – как выручка от реализации этих услуг, подлежащая включению в налогооблагаемую базу.

Сметы доходов и расходов на оказание каждого вида  платных образовательных услуг разрабатываются общеобразовательной организацией  и согласуется с муниципальным органом управления образованием.

Финансовые средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, по усмотрению общеобразовательной организации направляются на расходы, связанные с её уставной деятельностью, в том числе на оплату труда работников и начисления на заработанную плату, на развитие учреждения, оплату работ по капитальному и текущему ремонту здания, приобретение мебели, учебных пособий и т.д.

О расторжении  договора

В Правилах указаны основания, по которым договор может быть расторгнут как  по инициативе исполнителя, так и заказчика.

Общеобразовательная организация может  расторгнуть договор в одностороннем порядке в следующих случаях:

Применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в  соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 закона об образовании в РФ.

Просрочка  оплаты стоимости платных образовательных услуг. Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и в отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (наиболее распространено на практике).

Невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося. Надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг может стать невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. Например, непосещение занятий, недопустимое поведение на занятиях и т.д. Данное основание может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучение любого обучающегося, в том числе и не достигшего возраста пятнадцати лет. Факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально подтверждены администрацией школы.

По инициативе заказчика договор может быть расторгнут по следующим основаниям:

Прекращение образовательных отношений.  В связи с  прекращением образовательных отношений происходит и расторжение договора по инициативе заказчика, в том числе в случае перевода обучающегося в другую организацию.

Соглашение сторон. Согласно  ГК РФ, по инициативе заказчика договор может быть расторгнут, когда такие случаи допускаются законом или соглашением сторон, т.е. самим договором.

— Заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если обнаружены недостатки исполнения договора и они не устранены в  установленный договором срок, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора, если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг либо во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок.

Расторжение договора осуществляется на основании письменного заявления заказчика.

Об ответственности

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

Не откладывайте предстоящую работу. Сформировать перечень платных образовательных услуг   следует не позднее первой декады сентября.

При подготовке использованы материалы журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения», статей А.И. Вавилова,  А.И.Рожкова, интернет-сайтов   ряда  образовательных учреждений. Правила оказания платных образовательных услуг (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ 15.08.2013 г. №706,

eduinspector.ru

программы и направления :: SYL.ru

Дополнительное образование в школе – это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей – это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

  1. Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
  2. Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
  3. Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
  4. Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.

Программы

Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

  1. Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
  2. Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
  3. Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
  4. Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
  5. Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

  1. Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
  2. Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
  3. Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
  4. Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
  5. Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

www.syl.ru

Платные образовательные услуги в школе

   Содержание статьи:

Скачать книгу «Образовательный процесс — ФГОС»
Скачать бесплатно в .pdf

В образовательных учреждениях платные образовательные услуги ежегодно обрастают множеством мифов, которые требуют разъяснения для администрации и родителей учеников. Несмотря на принятые поправки в Закон РФ №83 «Об образовании», среднее общее образование остается бесплатным, исключение составляют платные образовательные услуги в школе.   

Все учебные услуги, которые оказывают образовательные учреждения (далее — ОУ), закреплены ст. 45 ФЗ №83:

  • репетиторство;
  • углубленное изучение предметов;
  • специальные циклы дисциплин и курсы;
  • учеба по дополнительным образовательным программам.  

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Дополнительные платные образовательные услуги в школе: что это?

Формы оказания и список сервисов, предоставляемых на платной основе, вносится в устав школы. Преимущества предоставления занятий и курсов на платной основе:

  1. Дополнительное образование – это возможность сделать сферу обучения шире, предоставить школьникам знания, которые выходят за рамки образовательных программ (далее — ОП) и стандартов.
  2. Благодаря этому каждый ребенок может получить доступ к знаниям, и ему не нужно будет переживать по поводу того, наберется ли группа нужной численности или нет.
  3. Нельзя забывать о том, что образование, которое предоставляется платно, – это источник заработка учителей и пополнения материально-технической базы ОУ.
  4. Практика последних лет доказывает более высокий уровень ответственности педагогов, родителей и учащихся, которые работают и обучаются по системе внебюджетного допобразования.

Администрации и родителям следует понимать, что оплачиваются только дополнительные уроки и учеба по индивидуальному графику. Если предполагаются дополнительные часы по профилю ОУ, платит за это федеральный или местный бюджет, но не родители. Второй важный аспект – дополнительные платные образовательные услуги (курсы, занятия, продленка) в школе не зря так называются, поскольку оплачиваются родителями добровольно, а не принудительно.

Договор на платные образовательные услуги в школе

Чтобы ребенок ходил на продленку или школьные курсы на платной основе, родителям или законным представителям учащегося следует подписать соответствующий договор со школой. Договор на платные дополнительные образовательные услуги в школе предполагает, что плательщики будут получать кассовые чеки, зарегистрированные в бухгалтерии. Важно, чтобы договор был индивидуальным, а в нем был указан перечень и стоимость предлагаемых сервисов.

Перед заключением договора ОУ обязано предоставить потребителям услуг исчерпывающую и достоверную информацию о предоставляемом допобразовании и себе:

  1. адрес и наименование ОУ, данные лицензии, свидетельства о госаккредитации;
  2. направленность и уровень ОП, которые реализуются, срок и формы их освоения;
  3. перечень услуг, предоставляемых на внебюджетной основе, порядок предоставления их;
  4. стоимость занятий, включенных в основную плату согласно договору;
  5. требования к поступающим, порядок приема, документ, который будет выдан по завершению обучения.

Предметом договора становятся следующие пункты, которые обязательно должны быть отражены в документе:

 

Законодательная база вопроса:

  • ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.  определяет формы и вид оказания платных образовательных услуг по программам начального общего, среднего или основного общего образования.
  • ФЗ №135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 фиксирует тот факт, что все подарки и благотворительные взносы также должны закрепляться в гражданско-правовом договоре.

Таким образом, любые взносы и «презенты» должны быть зафиксированы документально. Денежные средства, которые родители обучающихся вносят или жертвуют ОУ, перечисляются на расчетный счет ОУ на добровольной основе. Важно, что родители учеников или их законные представители вправе уплатить средства в меньшем размере или не уплатить вовсе по своему желанию.   

Порядок оказания платных образовательных услуг в школе

Процесс оказания услуг в сфере образования на внебюджетной основе подразумевает несколько этапов работы. 

Скачать этапы работы оказания услуг в сфере образования
Скачать в .docx

Название этапа Описание
Подготовительный Необходимо изучить нормативную базу. В уставе следует прописать порядок оказания платных образовательных услуг в школе, перечень направлений, по которым они предоставляются. Аналогичные сведения должны быть зафиксированы в лицензии ОУ.
При лицензировании видов деятельности нужно опираться на ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановление Правительства РФ №000 от 01.01.2001. 
Аналитика Востребованность дополнительных услуг определяют на собеседованиях, путем проведения опросов, приема предложений от учеников и их законных представителей. Нельзя внедрять внебюджетные уроки, не оценив возможности ОУ:
1.    оценить опыт и квалификацию педагогического коллектива;
2.    определить состояние материально-технической базы и помещений, необходимых для занятий;
3.    сформировать методическое и программное обеспечение работы;
4.    составить положение о платных образовательных услугах в школе
Организационный Внедрение внебюджетных сервисов в сфере обучения предполагает:
1.    Рекламную кампанию, рассказывающую о дополнительных курсах, уроках и секциях на текущий учебный год. 
2.    Предварительную запись в кружки, секции, курсы.
3.    Составление расписания занятий, утверждение плана учебы.
4.    Расчет стоимости внебюджетных занятий и курсов, учитывая количество учащихся и длительность обучения. Ст. 709 ГК РФ и ст. 424 ГК РФ поясняют принципы расчета цены услуги. Размер платы определяет учебное учреждение, руководствуясь фактическими расходами и компенсацией издержек. 
5.    Заключение договоров с законными представителями детей и трудовыми соглашениями с учителями. При составлении документа стоит ориентироваться на ФЗ № 000-1 от 01.01.2001 г. «О защите прав потребителей» и гл.39 ГК РФ.
6.    Проведение собрания родителей групп допобразования, под подпись ознакомить их с Правилами внутреннего распорядка ОУ и Правилами предоставления внебюджетных услуг. 
7.    Директор издает приказы об организации внебюджетных сервисов по всем направлениям, составляет смету затрат на каждую из них в отдельности. Постановление Правительства РФ №000 п.19 Раздел II делает составление сметы обязательным. 
8.    Родители получают квитанции на оплату, которую необходимо произвести в сроки, что были прописаны в договоре.   

Приказом директора школы назначается педагог, ответственный за предоставление внебюджетных услуг. Этот куратор контролирует организацию процесса обучения, ведет документацию, следит за соответствием ОП.

Положение о платных образовательных услугах в школе

Процесс допобразования на внебюджетной основе традиционно сопровождается нормативно-правовой базой. В учебной организации должны быть следующие документы:

  1. расписание;
  2. циклограмма работы педагогов допобразования и куратора;
  3. план контроля оказания внебюджетных сервисов;
  4. ведомости контроля внесения денежных средств, учета расходов и начисления зарплаты;
  5. календарь часов, отработанных педагогами в рамках допобразования;
  6. протоколы заседаний методобъединения учителей, которые работают в системе допобразования;
  7. статистика и аналитика наполняемости групп;
  8. информационное табло для школьников и родителей.

Образовательная программа платных образовательных услуг в школе

Важно, чтобы на каждый учебный год составлялась образовательная программа предоставления платных образовательных услуг в школе. В документе отражается:

  • Планируемые результаты обучения и систему оценки степени освоения ОП.
  • Принципы формирования УУД, программу каждого учебного предмета, воспитательный аспект.
  • Учебный план, принципы, кадровые и психолого-педагогические условия реализации ОП. Финансовое обеспечение, материально-техническую и информационно-методическую базу программы.

В целом каждое образовательное учреждение определяет количество, формы реализации и стоимость учебных программ допобразования, что позволяет учащимся глубже охватить учебный материал.

Больше узнать об оказании платных образовательных услуг в школе можно в следующих статьях:

www.menobr.ru

Платные услуги в школе — К-журнал

Все образовательные организации могут не только тратить бюджетные деньги, но и зарабатывать сами. Разбираемся, что такое платные образовательные услуги, как их оказывать и не нарушить закон.

Что считается платной образовательной услугой?

Если говорить очень просто, то это дополнительное образование, за которое физические или юридические лица платят деньги школе.

Если за образовательную услугу платят из бюджета, то ее нельзя делать платной. То есть государственная школа не может за деньги обучать детей по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Частные школы могут, а государственные — нет.

Дополнительные занятия могут быть любыми: занятия в бассейне, театральный кружок, клуб скейтеров-краеведов. Главное, чтобы у школы была лицензия на эту образовательную деятельность. Также важно, чтобы у ребенка была возможность посещать бесплатные дополнительные занятия, если это предусмотрено стандартом.

Всем нужны педагоги, которые сделают детей умнее и подготовят к современности. Помогаем быть востребованным учителем — по робототехнике и шахматам.

Какие есть требования к оказанию платных услуг?

Наличие документов. Чтобы оказывать платные услуги, нужно зафиксировать это в локальных актах. Как минимум внести главу о платных услугах в устав, создать отдельное положение о платных услугах, создать договоры и акты для педагогов и родителей. Также для платных услуг понадобятся отдельный учебный план и программы. Все документы должны быть выложены на сайте школы.

Чтобы оказывать платные услуги, школе понадобятся лицензии. Но часто у школы подобные лицензии — на общеразвивающие и предпрофессиональные программы — уже есть.

Добровольность. Платные услуги можно оказывать только добровольно, нельзя заставлять родителей водить детей на платные дополнительные занятия. Если ребенок не ходит на платные занятия, он не может лишиться тех знаний, что школа должна давать бесплатно. Если ученику положены 10 уроков литературы в неделю, нельзя 9 делать бесплатными, а 10 урок считать платным кружком для особых любителей.

Ресурсы. Для платных услуг школа может привлекать штатных педагогов или нанимать совместителей. С каждым нужно заключать дополнительный трудовой договор. Также в школе должно быть оборудование для проведения платных услуг, кабинеты и другие помещения должны соответствовать СанПиН.

Стоимость. Цена на услуги не должна быть выше рыночной. Чаще всего школам приходится обосновывать стоимость занятий и согласовывать ее с органами управления образованием. В обосновании нужно указать все затраты на оказание платных услуг: зарплата педагогам, администрации, бухгалтерии, покупка и обслуживание оборудования, покупка методических материалов и пособий для учеников.

Школа не имеет права повышать цену на услугу до окончания договора. В редких случаях возможна индексация, но ее тоже нужно согласовывать с городским департаментом образования.

Как заключать договор и получать оплату?

Договор об оказании платных услуг заключается между школой и родителями ученика.

Нельзя передавать договор ученику, чтобы он вернул его с подписью родителей. Родители должны ознакомиться с документов в присутствии учителя или представителя администрации и задать необходимые вопросы. Нужно оговорить сроки оплаты и условия расторжения — эти вопросы чаще всего возникают у родителей.

Старайтесь договариваться с родителями о безналичном расчете. Если нужен расчет наличными, он возможен только через бухгалтерию. Передавать деньги через учителя запрещено.

Какую ответственность за нарушения договора несут школа и родители?

У родителя могут быть претензии к школе в трех случаях:

  1. Занятий проведено меньше, чем планировалось, или не по тем темам.
  2. Нарушены сроки договора: должны были начать занятия в сентябре, а начали в декабре.
  3. У школы нет лицензии на оказание образовательных услуг или документы заполнены неправильно.

Если родители не довольны качеством услуг, они могут обратиться в суд или провести досудебные переговоры. Например, школа может компенсировать ущерб — вернуть деньги, провести недостающие занятия бесплатно.

У школы могут быть претензии к родителям ученика, если они несвоевременно оплачивают услуги. Чаще всего школа не подает в суд на родителей, а просто расторгает договор. Но эта возможность обязательно должна быть прописана в договоре. Если родители-неплательщики решают повторно заключить договор, школа может им в этом отказать.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:

Статья полезна?

k-zhurnal.ru

Нужны ли школе платные образовательные услуги?

С 1993 года мы начали разрабатывать бизнес-план нашей финансово-экономической деятельности в области оказания платных образовательных услуг. Выявили запросы населения, оценили  конкурентоспособность услуг, уровень  соответствия работников  поставленным целям, продумали методы материального и социального стимулирования  труда педагогических работников и обслуживающего персонала, возможные риски.

Важно отметить, что развитие платных образовательных услуг  шло параллельно  развитию  бюджетных дополнительных  курсов и программ, которые мы предлагали нашим учащимся.
В результате реализации программы Правительства Москвы по реконструкции школ довоенной постройки  в 1998 году наша  школа получила новое, современное здание. Не каждая   школа может похвастать наличием двух спортивных залов, в одном из которых помещается теннисный корт. Мы имеем прекрасный актовый зал и хорошо оборудованные кабинеты информатики.
В нашем Центре созданы  все условия для получения качественного образования на основе учета индивидуальных особенностей и интересов каждого ученика. Комфортная  образовательная среда обеспечивается  сотрудничеством между всеми  участниками образовательного процесса.
Работа по  созданию современной материальной базы, кадровая политика по формированию высокопрофессионального педагогического коллектива  в течение 10 лет позволила нам настолько расширить блок дополнительного образования, что в аттестационный период  в 2005 году мы добились присвоения  нашему учреждению статуса Центра образования.
В Центре  есть  группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, в которых  проводятся обучающие и развивающие игры-занятия, формируются  навыки  общения ребенка со сверстниками и взрослыми, происходит  развитие памяти, внимания, воображения, речи,  мелкой моторики, обеспечивается своевременная помощь специалистов: педагога, логопеда, психолога.
С 8-го класса в школе принимают ребят в лицейские классы.
В течение  двенадцати   лет в школе успешно развивается отделение экстерната.  
В школе третьей ступени  развивается система  профильной подготовки по направлениям:
    информационно-технологический профиль;
    технологический профиль — подготовка секретарей-референтов в сотрудничестве с колледжем МИД;
    экономический профиль.
Платные услуги, оказываемые нашим Центром образования, не пересекаются с бюджетными, а естественным образом дополняют их и обогащают палитру  задач, которые решает школа,  чтобы дети могли получить знания, которые гораздо выше государственных образовательных стандартов. Кстати, бюджетных  дополнительных услуг  у нас в 5 раз больше, чем платных. В настоящее время  мы предоставляем такие платные услуги, как: большой теннис для детей и взрослых, спортивные танцы, спортивно-оздоровительные занятия, флорбол, развивающий курс для дошкольников, английский язык для начинающих, английский язык — оксфордский курс, курс повышения грамотности, компьютерная азбука, курсы интенсивной подготовки по общеобразовательным предметам,  репетиторство, занятия по теории в автоклубе. Причем наш Центр образования оказывает платные образовательные услуги не только нашим учащимся, но и учащимся других ОУ Москвы, а также взрослому населению.
Наша кадровая политика  в отношении платных услуг состоит в том, чтобы повысить уровень заработной платы прежде всего тех преподавателей, которые с высокой степенью отдачи  работают в бюджетном секторе нашего Центра образования. Качество оказания платных услуг должно быть на достойном уровне.  
В настоящее время у нас разработана  необходимая документация по оказанию платных услуг: экономические и бухгалтерские документы, договоры с родителями, заказчиками услуг  и с преподавателями,  программы  и планы, журналы платных услуг. Соответствующие пункты  о предоставлении платных услуг прописаны в уставе школы.
 Мы все пониманием,  какой сложный период  переживает сегодня школа, когда задача обеспечения высокого качества образования не может быть выполнена  только благодаря  энтузиазму  педагогов и бюджетным средствам. Поэтому финансовая  проблема обеспечения современного уровня организации образовательного процесса должна рассматриваться сегодня как общая задача не только администрации образовательного учреждения  и ее педагогов, но и родительской общественности.
 Вот почему на вопрос, нужны ли школе платные образовательные услуги, мы отвечаем сегодня «Да!», они нужны школе, чтобы  развиваться и чтобы развивать детей в соответствии  с ожиданиями родителей.

Вячеслав ГУСЕВ, директор Центра образования №497

www.ug.ru

Что такое дополнительные платные образовательные услуги?, ГБОУ Школа № 283, Москва

Перечень нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих вопросы предоставления дополнительных платных образовательных услуг или затрагивающие права сторон при исполнении договора о платных образовательных услугах

Что такое дополнительные платные образовательные услуги?

 

Государственные образовательные учреждения вправе реализовывать за плату дополнительные образовательные услуги, предоставляемые обучающимся сверх государственного образовательного стандарта. При этом предоставление этих услуг не может связываться с получением бесплатного образования. Обучающиеся вправе отказаться от предлагаемых дополнительных образовательных услуг.

На основании Постановления  Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»:

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг.

 Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются «…только по желанию обучающихся…» в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 ГК РФ.

Принципами оказания платных дополнительных образовательных услуг являются:

1. Принцип добровольности. Ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги. Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.

2. Принцип полноты информации. До заключения договора школа обязана предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) бесплатную, доступную и достоверную информацию.

 

Перечень нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих вопросы предоставления дополнительных платных образовательных услуг или затрагивающие права сторон при исполнении договора о платных образовательных услугах

 

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 54 ч.9).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. №2-ФЗ).

Гражданский кодекс Российской Федерации глава 4 параграф 1, 5, глава 9 параграф 1,2,3, глава 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, глава 39 ст. 779 — 783., глава 59.

Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 178-ФЗ).

Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.№7-ФЗ.

Письмо Госналогслужбы РФ от 4 ноября 1993 г. № 01-1-06/88 (предусмотрены льготы по налогам для образовательных учреждений).

Письмо Минобразования РФ от 16 декабря 1998 г. №01-50-205 ин/32-03 «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ».

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

 

sch283sv-new.mskobr.ru

Дополнительное образование детей в школе

Школа имеет право на реализацию дополнительного образования, если захочет. Разбираемся с основными понятиями и требованиями.

Что такое допобразование в школе?

В законе «Об образовании» сказано, что дополнительное образование необходимо для развития творческих способностей детей и взрослых, формирования культуры ЗОЖ и организации свободного времени. По формату это привычные нам кружки, секции, студии, курсы. Их можно организовать в специальных учреждениях — школах искусств, спортивных школах, дворцах творчества и подобных, а можно в школе. И в школе допобразование выполняет важную функцию — возможность школьником понять свои интересы и как можно раньше подготовиться к выбору профессии.

Чем внеурочная деятельность отличается от допобразования?

По форме они могут быть похожи, но главное отличие — в целях и решаемых задачах.

Внеурочная деятельность — часть программы общего образования. Её главная цель — расширить или конкретизировать те знания, которые ученики получают на уроках. По новым ФГОСам образовательная программа должна включать внеурочную деятельность.

10
часов в неделю — столько по СанПину можно проводить занятий по внеурочной деятельности. Сюда входят кружки, экскурсии и классные часы.

 

Дополнительное образование — автономная, самостоятельная ветвь образования, не входит в госстандарт. Здесь сам ученик выбирает, хочет он в чем-то ещё развиваться или нет, если ли у него интерес к этому или нет. Ребенок может вообще никогда не получать дополнительное образование, но во внеурочной деятельности он должен участвовать.

Как организовать дополнительное образование детей в школе с точки зрения «документов»?

Для организации дополнительного образования в школе нужны нормативные акты, образовательные программы, педагоги со специальным образованием или профессиональной переподготовкой. В уставе должен быть блок о дополнительном образовании: в нем прописаны планируемые результаты деятельности, обязанности педагогов, направления, по которым ведутся занятия. Должны быть созданы должностные инструкции педагогов дополнительного образования. Также необходимы образовательные программы — отдельные по каждому предмету или комплексные.

Все направления допобразования в школе должны быть задокументированы. Каждая программа отражает концепцию, цели и задачи, методы и стадии достижения, предполагаемые результаты.

 

Кто может проводить занятия?

Часто в организации дополнительного образования в школе участвуют учителя-предметники. Пока это не является нарушением, но лучше если каждый педагог как минимум пройдет профессиональную переподготовку в сфере дополнительного образования. Физику может хватать знаний для проведения занятий по робототехнике, но не хватать педагогических технологий.

На дополнительные занятия приходят дети с глубоким интересом к теме — их не нужно вовлекать и устраивать им аттракционы. Но их нужно не потерять — темы и содержание должны быть достаточно сложными.

Дополнительное образование может быть как общеразвивающим, так и предпрофессиональным. Во втором случае детям нужны профессиональные результаты. Для этого педагог должен проводить эксперименты, показывать, где применяется тот или иной усваиваемый навык, показывать работу предприятий, на которых пригодятся знания с занятий.

Какие предметы можно предлагать для изучения школьникам?

В законах и подзаконных актах не сказано, по каким направлениям необходимо проводить занятия. Но в концепции развития образования «2020» были указаны информационные технологии и робототехника, естествознание, экология, культурология и краеведение, физическая культура и спорт.

На сайтах школ встречаются различные программы дополнительного образования — танцы, декоративно-прикладное искусство, шахматы. Самые популярные направления — робототехника, техническое творчество, дизайн, физическая культура.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:

Статья полезна?

k-zhurnal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *