Цель и задачи диагностической работы
Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а с другой изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.
Цель диагностической работы — изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях. Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Диагностический материал включает два блока:
1) Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;
2) Диагностика развития базовых личностных качеств.
Структура первого блока соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по четырем направлениям «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики.
В каждом направлении выделены
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Побуждения оцениваются по критериям:
— устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
— неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
— ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
— не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
— четкие, содержательные, системные;
— четкие, краткие;
— отрывочные, фрагментарные;
— не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
— выполняет самостоятельно;
— выполняет с помощью взрослого;
— выполняет в общей со взрослым деятельности;
— не выполняет.
Критерии вносят в диагностические карты.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.
Для каждого обозначенного в программе направления представлены также методики психологической диагностики на изучение психологических параметров видов деятельности.
Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей.
Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры диагностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.
Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие воспитанника под определенный жесткий стандарт, обесценив его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.
Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.
Таким образом, реализуются принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы».
Мониторинг образовательного процесса — отслеживание результатов освоения образовательной программы — обеспечивается педагогической диагностикой, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка психологической диагностикой.
Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для разработанной автором пособия мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамику становления интегративных качеств.
infopedia.su
Диагностические работы по всем предметам.
Промежуточная диагностическая работа
по окружающему миру за 1 полугодие 3 класс
Дата: Ф.И._____________________
Какой орган не относится к системе пищеварения?
□ сердце □ кишечник □ желудок □ пищевод
2. Что такое система органов?
□ органы, которые находятся в одной части тела
□ органы, выполняющие общую работу
□ весь организм человека
□ органы, которые работают хорошо
3. Какой орган отвечает за осязание?
□ ухо □ кожа □ глаз □ нос
4. Какой признак может определить кожа?
□ солёный □ гладкий □ чёрный □ громкий
5. Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?
□ скелет □ печень □ кожа □ мышцы
6. Какую роль играет выделение кожей пота?
□ охлаждает тело □ загрязняет кожу
□ очищает кожу □ смазывает кожу
7. Какие органы образуют опорно – двигательную систему?
□ желудок, пищевод □ сердце, сосуды
□ нервы □ скелет, мышцы
8. Какие кости защищают от повреждения спинной мозг?
□ головы □ конечностей
□ позвоночника □ таза
9. Как выработать правильную осанку?
Промежуточная диагностическая работа
по окружающему миру за 1 полугодие 3 класс
Дата: Ф.И._____________________
Какой орган относится к системе кровообращения ?
□ почки □ лёгкие □ сердце □ мозг
2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
□ ботаника □ зоология □ биология □ анатомия
3. Какой орган не относится к органам чувств?
□ орган зрения □ орган слуха
□ орган пищеварения □ орган обоняния
4. Какой орган отвечает за обоняние?
□ ухо □ нос □ кожа □ язык
5. Какую роль в работе кожи играет жир?
□ помогает переносить жару
□ помогает выполнять тяжёлую работу
□ делает кожу упругой
□ защищает кожу от ран
6. Какая травма не относится к повреждениям кожи?
□ перелом □ порез □ ожог □ ушиб
7. От каких органов зависит осанка человека?
□ от лёгких □ от сердца
□ от спинного мозга □ от скелета и мышц
8. Выбери правильное утверждение?
□ При ходьбе мозг управляет костями. □ При ходьбе кости управляют мышцами.
□ Кости и мышцы при ходьбе двигаются по отдельности.
□ Движение при ходьбе происходит по команде мозга
10. Кто «всему голова» у человека?
□ мозг □ сердце □ желудок □ пищевод
□ распределять груз равномерно в обе руки
□ ходить в школу с ранцем, а не с портфелем
□ читать лёжа
□ заниматься физкультурой
9. Для чего нужно иметь хорошую осанку?
□ чтобы быстрее бегать
□ чтобы лучше работали внутренние органы
□ чтобы мышцы спины были крепче
□ чтобы было легче читать и писать
10. Кто «всему голова» у человека?
□ пищевод □ желудок □ сердце □ мозг
multiurok.ru
этап
атом, простое вещество, смесь, индекс, закон сохранения масс вещества, закон Авогадро. этап 2. Из перечисленных веществ выберите сложные вещества: Cl2, NaBr, H2, NaOH, MgCl2, S, P, CaO, NaClO4,Ni, Ca. этап 3. Рассчитайте валентность по формуле (а) и выведите формулу по валентности (б) II II II I а) Cl2О7, CuO, N2O3, NH3, I II V II I II б) НxSy, PxOy, KxOy; этап обобщения 4. Допишите реакции, уравняйте, укажите тип химической реакции. t S+ Al Al2S3 t CaCO3 CaO + CO2 O2 + P P2O5 NaOH + HCl NaCl + H2O Na+H2SO4 Na2SO4+H2 этап 5. Найдите объем углекислого газа, если его масса 90 г. этап 6. Масса железа 40 г, найдите массуFeCl3. Fe+Cl2 FeCl3 | узнавания
молекула, чистое вещество, коэффициент, сложное вещество, закон постоянства состава вещества, закон объемных отношений. запоминания 2. Из перечисленных веществ выберите простые вещества: Cl2, NaBr, H2, NaOH, MgCl2, S, P, CaO, NaClO4,Ni, Ca. понимания 3. Рассчитайте валентность по формуле (а) и выведите формулу по валентности (б) II II I II а) P2O5, Na2O, CH4, MgO III II I II II II б) NxOy,KS,CaO внутри одной темы 4. Допишите реакции, уравняйте, укажите тип химической реакции. H2 + O2 H2O Ca + HBr CaBr2 + H2 Zn(OH)2 ZnO + H2O Na Cl + AgNO3 AgCl + NaNO3 t HgOHg+O2 межтемного обобщения 5. Найдите массу SO3, если его объем 10 л. межпредметных связей 6. Масса натрия 60 г., найдите массуNa2O.Na+O2Na2O |
studfiles.net
Диагностическая работа по математике для 9 класса в формате ОГЭ 2018
Предлагаемая работа предназначена для проверки подготовленности выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации — ОГЭ-2018 (основному государственному экзамену) по математике.
Работа составлена в пяти вариантах по аналогии с КИМами ОГЭ 2018. Каждый вариант состоит из 26 заданий первой и второй частей и содержит два блока — «Алгебра» и «Геометрия».
Предложенные варианты снабжены ответами для проверки заданий первой части. Также предлагаются справочные материалы и шаблон протокола проверки.
Работа составлена с использованием следующих источников:
- Диагностические и тренировочные работы в формате ГИА — 2014 а также различные пробные варианты ГИА: [Электронный ресурс] URL: http://alexlarin.net/ege14.html (Дата обращения: 28.02.2018)
Просмотр содержимого документа
«вариант 1»
Просмотр содержимого документа
«вариант 2»
Просмотр содержимого документа
«вариант 3»
multiurok.ru
Диагностическая работа
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
В 5Д КЛАССЕ СОШ № 16 г. Перми.
Выполнила: классный руководитель – Гараева Венера Назифовна
Введение ………………………………………………………………………………………………3
1. Характеристика выборки ……………………………………………………………..……..4
2. Методики исследования ……………………………………………………………………..4
3. Условия проведения эксперимента …………………………………………………………..6
Результаты исследования ………………………………………………………………………………7
1. Результаты исследования и их интерпретация …………….………………………..……..7
Заключение …………………………………………………………………………………………..12
Список литературы ………………………………………………………………………………….13
Приложение ………………………………………………………………………………………….14
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Принимая во внимание все вышесказанное, темой психологического исследования выбрана проблема особенности психологического климата в 5 д классе СОШ № 16 г. Перми. Предметом является особенности психологического климата в классе. Объектом исследования являются обучающиеся мужского и женского пола в возрасте 11 – 12 лет. Целью данного исследования является изучение особенностей психологического климата в классе.
Задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
Рассмотреть управление психологическим климатом в группе.
Изучить методы диагностирования межличностных отношений.
Выявить особенности психологического климата в классе.
В психодиагностическом исследовании участвовали обучающиеся 5 д класса средней образовательной школы г.Перми № 16 в количестве 22 человека в возрасте 11-12 лет – 13 мальчиков и 9 девочек, жители Пермского края.
Психодиагностика проводилась по следующим методам:
А) Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе.
При проведении социометрии с обучающимися мы воспользовались инструкцией, задающей общий социометрический критерий следующего содержания (см. Приложение 1).
« Уважаемые обучающиеся! При формировании класса не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, класс сложился. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться Вашим опытом, чтобы в будущем сформировать учебные классы с учетом Ваших пожеланий. С этой целью Вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть результат. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
Были предложены следующие вопросы:
1. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в составе вновь организованного класса? Укажите 3 – 5 фамилий таких товарищей.
2. Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в новом классе?
3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?
4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?
Б) Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов.
Для уточнения мотивации, критериев выбора предпочитаемых товарищей могут использоваться результаты первого этапа референтометрической методики.
На основе информации о том, с кем предпочли бы взаимодействовать в дальнейшем (в случае расформирования класса), а с кем бы предпочли расстаться, выделяется группа выбранных и группа отверженных членов на основе вычисления социометрического статуса. Далее вычисляется взвешенная групповая оценка для каждого испытуемого по каждому оцениваемому качеству.
На следующем этапе анализа экспериментальных данных возможно применение двух подходов
1) вычисляется среднеарифметическое значение проявления оцениваемых качеств в группе выбранных для дальнейшего взаимодействия и в группе отверженных. Затем рассчитываются коэффициенты силы мотива, определяющие выбор предпочтения. Чем больше значение коэффициента, тем более важно, значимо соответствующее качество, тем более сильно оно на положение человека в данном коллективе.
2) Производится ранжировка членов группы в порядке предпочтительности от наиболее желательных до наименее желательных (с учетом их социометрического статуса), затем осуществляется многократное ранжирование членов группы по оцениваемым качествам с точки зрения степени выраженности у них соответствующих качеств. После процедуры ранжирования проводится парная корреляция рядов, упорядоченных по отдельным оцениваемым качествам, с тем исходным рядом, который получен при анализе предпочтительности дальнейшего взаимодействия. Используется коэффициент ранговой корреляции по Спирмену.
Высокие и статически значимые коэффициенты корреляции позволяют принять как достоверную гипотезу положение о том, что соответствующие личностные качества определяют индивидуальную и групповую предпочтительность в исследованной группе. Набор качеств, которым соответствуют наиболее высокие коэффициенты корреляции, и представляет собой мотивационное ядро межличностного выбора.
Рассмотренная методика может быть применима как для анализа групповых критериев предпочтительности, определяющих в зависимости от наличия или отсутствия каких качеств человек занимает благоприятное либо неблагоприятное положение в коллективе, имеет высокий или низкий статус, так и для анализа критериев индивидуальной предпочтительности, определяющей, почему такой-то член группы предпочитает или отвергает конкретного другого.
В) Референтометрия
Для определения круга лиц, чье мнение важно для данного индивида и группы в целом, была использована вышеуказанная методика.
На первом этапе эксперимента, результаты которого представляют и самостоятельный интерес, обучающиеся производят самооценки друг друга по определенному набору качеств, например: умный, веселый, честный, смелый, общительный, эрудированный, физически сильный, выдержанный, внешне привлекательный, скромный, энергичный, трудолюбивый, властный, уверенный в себе, отзывчивый и т.п. На специальных опросных листах перечислены фамилии обучающихся, а по горизонтали – качества, подлежащие оценке (см. Приложение 2).
Оценка степени выраженности качеств личности производится по пятибалльной шкале, градуированной от 1 (полное отсутствие у оцениваемого испытуемого данного качества) до 5 (яркая выраженность данного качества).
Затем обучающихся просят представить, что их класс подлежит расформированию, и каждый обучающийся должен отметить знаком «+» три-пять членов группы, с которыми он особенно хотел бы взаимодействовать дальше, и знаком « — » тех три-пять человек, с которыми он мог бы в случае необходимости расстаться без сожалений.
Г) Изучение психологического климата коллектива.
Данная методика была применена с целью выяснения, как проявляются свойства психологического климата в исследуемом классе (см. Приложение 3).
Обработка результатов стандартная. Среднегрупповую оценку психологического климата рассчитывают по формуле:
С=С/М,
Где М – число членов группы.
Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:
N (С — )/М*100%
Где n (С-) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, М – число членов группы.
Исследование проводилось на рабочих местах индивидуально, у исследуемых было взято разрешение на использование результатов тестирования в данном отчете. Исследование проводилось анонимно. Во время исследования был исключен допуск в помещение посторонних лиц. Тестирование заняло 1 час 28 минут.
При исследовании были соблюдены следующие этические принципы психодиагностики:
1.Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путём, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты.
2.Принцип объективности – обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.
3.Принцип конфиденциальности – вся информация, полученная в процессе обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
4.Принцип психопрофилактического изложения результатов – результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте.
Результаты, полученные при помощи социометрической методики и референтометрии, представлены в форме социограмм.
Ф.И.О.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
в
с
1 ххх
1
3
4
2/1
2 ххх
4
2
1
4
2/2
3 ххх
3
3
4
3
4 ххх
4
5
4
5
5
3/2
5 ххх
0
0
4
4
4
6 ххх
4
5
4
3
2/2
7 ххх
3
3
2
3
3
2
1/5
8 ххх
0
3
3
0
3
3
0
4
2/5
9 ххх
2
4
3
5
4
5
10 ххх
4
3
3
4
0
4
6
11 ххх
3
4
5
4
4
4/1
12 ххх
1
0
4
5
4
13 ххх
5
3
2
14 ххх
4
4
5
4
5
5
5/1
15 ххх
0
0
5
3
4
16 ххх
5
3
3
3
2/2
17 ххх
5
4
1/1
18 ххх
3
4
0
5
4
5
3
5/2
19 ххх
4
5
5
3
4
20 ххх
5
3
3
1/2
21 ххх
3
4
3
4
0
3
2
4
4/4
22 ххх
0
1
Примечание, ххх – ФИО учеников
На основе проведенного анализа социометрического исследования структуры взаимоотношений в группе ШОМ-1 и референтометрии мы пришли к следующему результатам:
группа ШОМ-1 имеет следующую структуру:
испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других положительных выборов (звезды) – XXX;
испытуемые, количество выборов которых не достигло максимальных значений (предпочитаемые) – XXX;
испытуемые количество выборов которых равны или меньше нижней границы (игнорируемые) – XXX;
выборы отсутствуют у XXX – что свидетельствует о их изолированности внутри группы.
Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений, сложившихся в классе. Для получения более наглядного их описания были применены индивидуальные социограммы, которые изображают систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его класса.
Рис.1 Индивидуальная социограмма (XXX).
Рис.2 Индивидуальная социограмма (XXX)
Рис.3 Индивидуальная социограмма (XXX)
Рис.4 Индивидуальная социограмма XXX (негативная оценка со стороны одноклассников)
Рис.5 Индивидуальная социограмма XXX (негативное отношение со стороны одноклассников)
Исследуемый класс по своему составу имеет три мощные группировки.
Обучающиеся XXX и XXX по данным результатам в социометрической матрице получили наибольшее количество отклонений, характеризуется отрицательно как со стороны преподавательского состава, так и со стороны одноклассников, что объясняется постоянными прогулами занятий, неуспеваемостью по основным дисциплинам, пренебрежительное отношение к окружающим. Для разработки рекомендаций по проведении в их отношении профилактических мероприятий и коррекции необходима индивидуальная дальнейшая работа по психодиагностике интеллекта и креативности, а также типологических особенностей личности.
Результаты, проведенного изучения психологического климата класса, свидетельствуют о том, что в исследуемом классе психологический климат неустойчив, что вызвано изменениями в составе класса, так часть обучающихся при исследовании указали бывших одноклассников XXX и XXX (негативные оценки). Выявлено, что в отношениях между неформальными группировками внутри класса существует взаимное расположение и понимание, к успехам или неудачам относится равнодушно.
С точки зрения большинства учащихся данного класса в классе психологический климат неустойчиво благоприятен.
На основе проведенного исследования мы пришли к следующему заключению, что изучение социально-психологического климата – процесс сложный. Это связано с тем, что климат проявляет себя интегрально, как общий – положительный или отрицательный – нравственно-психологический фон внутриколлективных отношений. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют, что на формирование неформальных групп внутри коллектива влияют определенные признаки: принадлежность к социальному классу, место жительства учащихся, круг знакомств и т.д. В исследуемом классе имеется разделение и организация неформальных групп, однако на момент психодиагностики в классе преобладает скорее благоприятный климат, нежели отрицательный, который сложился в следствие взаимного расположения и понимания, а также присутствие в данных группировках учащихся с родителями имеющих отличное материальное положение, т.к. например, их связывает дружба с детства. Для более детального анализа необходимо более подробное психологическое диагностирование с изучением личных дел и проведением по результатам обследования с каждым из обучающихся бесед с целью объективного вывода результата.
Л.Д. Столяренко «Основы психологии. Практикум» — Ростов-на-Дону, 2003.
А.А. Урбанович «Психология управления» — Минск, 2005.
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 144 с.
В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Медицина, 1981.- 293 с
Драгунова Т.В. Психологические особенности. — Сов. педагогика, 1972, N 8, с. 79-93.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: “Дом педагогики”, 1996. — 208 с.
Кон И.С. Открытие “Я”.- М.: Политиздат, 1978. -367 с.
Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984. -335с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
Приложение 1.
«Уважаемые обучающиеся! При формировании класса не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, класс сложился. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем сформировать учебные классы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть результат. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
Фамилия
пол
возраст
группа
1.Кого из членов класса вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы?
Укажите 3-5 фамилий таких товарищей.
2. Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в новом классе?
3.Кто, по вашему мнению, выберет вас?
4.Кто, по вашему мнению, вас не выберет?
Приложение 2.
ФИО
добрый
честный
общи-тельный
веселый
внешне привлека- тельный
выдержка
трудо-любивый
готовый помочь
Оцените одноклассников по представленным качествам личности в таблице по пятибалльной шкале (пример: 1балл- полное отсутствие данного качества, 5 баллов- яркая выраженность данного качества.)
Приложение 3.
Уважаемые обучающиеся! Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем классе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки:
3 – свойство проявляется в группе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется редко;
0 – свойства проявляется в одинаковой степени
№
Свойства психологического климата А
Оценка
Свойство психологического климата В
Оценка
1
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
Преобладает подавленное настроение
2
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
Конфликтность в отношениях, антипатия
3
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание
Группировки конфликтуют между собой
4
Одноклассникам нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5
Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех одноклассников
Успехи и неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть и злорадство
6
С уважением относятся к мнению других
Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других
7
Достижения и неудачи одноклассников переживаются как собственные
Достижения и неудачи одноклассников не находят отклика у других
8
В трудные дни для класса происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного»
В трудные дни класс «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
9
Чувство гордости за класс, если ее отмечают учителя
К похвалам и поощрениям класса относятся равнодушно
10
Класс активен, полон энергии
Класс инертен, пассивен
11
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в классе
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
12
В классе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту
Класс заметно разделяется на «привилигированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
13
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно
Класс невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.
infourok.ru
диагностическая работа
Конец формы
Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходим комплекс методик.
Выбор методов диагностики психологической готовности ребенка к школе зависит от подхода к организации диагностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.
Одним из вариантов организации может быть первоначальная общая диагностика, обнаруживающая при массовых обследованиях детей в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умения ребенка подражать образцу. Далее, оценивая уровень готовности к школе, психолог продолжает работу с детьми с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов психологической готовности к школе, которые нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обследовании. Благодаря последнему должна быть дана подробная качественная характеристика особенностей психического развития ребенка, необходимая как для уточнения выводов, сделанных на основе фронтального обследования, так и для выбора направлений коррекционной работы.
Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка
к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования старших дошкольников:
не требует продолжительного времени для проведения;
может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
не требует специальных средств и условий для проведения.
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека
Ориентационный тест школьной зрелости Я. Иирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из трех заданий.
Первое задание — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший балл; 5 —низший бал), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3-х до 6-ти баллов, рассматривается как выше среднего, от 7-и до 11-ти — как средний, от 12-ти до 15-ти — ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти). Задание «срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу — умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.
Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики).
Тест Керна—Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.
Инструкция по применению теста
Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины, на обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части — образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длиннее боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, что бы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кладется перед ребенком чистой стороной (см. приложение 2).
Инструкция к заданию №1
«Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор все равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя все получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину, и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом еще и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребенок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показал, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребенка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-то угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.
Задание №2 объясняют следующим образом:
«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу:
«Я ем суп»,
написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместится в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами.
Перед заданием №3 экспериментатор говорит:
«Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».
При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник — правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.
Оценка результатов теста
Задание № 1 — рисование мужской фигуры.
1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание № 2 — копирование слов, написанных письменными буквами
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.
Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание № 3 — срисовывание группы точек
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 баллов. Каракули.
Работа с вербальным субтестом
Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвертая страница. Экспериментатор должен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.
Инструкция к вербальному субтесту: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый…»
Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитывается только один раз. Экспериментатору необходимо следить за своей речью, она должна быть доброжелательной и четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.
Вербальный субтест
1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов,
неправильный ответ = — 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем …
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.
2. Днем светло, а ночью …
Темно = 0 баллов,
неправильный ответ = — 4 балла.
3. Небо голубое, а трава …
Зеленая = 0 баллов,
неправильный ответ = — 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что?
фрукты = 1 балл;
неправильный ответ = —1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов
Неправильный ответ -1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл.
Станции = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла.
Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.
Не знает часов = 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это …, маленькая овечка — это … ?
Щенок, ягненок = 4 балла.
Только один ответ из двух = 0 баллов.
Неправильный ответ = — 1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?
На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.
На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл.
На курицу = — 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.
1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди).
1 подобие = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.
Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта — гайка = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание … это?
Спорт, физкультура = 3 балла.
Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл.
Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
Одно или два различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла.
Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более
2 группа — плюс 14 до 23
3 группа — от 0 до 13
4 группа — от минус 1 до минус 10
5 группа — менее минус 11
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже норм
www.metod-kopilka.ru
Диагностические и контрольные работы
В. Б. ПЕТРОВ (г. Магнитогорск)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТАМИ
Одной из существенных граней образовательного процесса в современном вузовском преподавании является организация обратной связи между преподавателем и обучаемыми. При этом формы такой связи в зависимости от конкретного целевого назначения могут быть самыми различными: от опросов на семинарских и практических занятиях, на коллоквиумах, индивидуальных и коллективных консультациях до проведения контрольных и диагностических работ. К сожалению, специфика последних далеко не всегда осознаётся преподавателями, в результате чего контрольные работы подчас именуют диагностическими, а диагностические – контрольными. Между тем, именно диагностика позволяет не только отчетливо определить уровень знаний, умений и навыков в связи с теми или иными аспектами учебной программы, но и скорректировать содержание, методику преподавания предмета таким образом, чтобы довести абсолютные положительные значения по отдельным диагностическим установкам до нормативных.
Если контрольные работы ориентированы на оценку знаний конкретных студентов, то диагностические призваны определить средний уровень усвоения знаний, умений и навыков. Результаты контрольных работ важны, прежде всего, для самих студентов как, своего рода, интегрированный показатель усвоения ими учебного материала. Результаты диагностических работ необходимы в первую очередь преподавателям в качестве независимой экспертной оценки их учебно-методической деятельности. Вместе с тем, одни и те же работы (в зависимости от целевых установок, воплощенных в их структуре и способах подведения итогов) могут быть одновременно и контрольными, и диагностическими. В этой связи целесообразно определить следующую классификацию контрольных и диагностических работ:
№ п.п. | Вид работы | Целевая установка | Форма подведения итогов | Нормативы |
I | II | III | IV | V |
1 | Текущая контрольная работа. | Контроль за степенью усвоения знаний, умений и навыков по конкретной теме текущего раздела. | Общая оценка по двухбальной (“зачет-незачет”) или четырехбальной (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”) шкале. | “Отл.” – при абс. усп.= 100 %, кач. усп. = 80-100 %; “хор.” — при абс. усп. = 80-99 %, кач. усп. = 64-79 %; “удовл.” — при абс. усп.= 60-79 %, кач. усп. = 48-63 %. |
2 | Срезовая контрольная работа. | Контроль за уровнем усвоения знаний, умений и навыков по всему текущему разделу. | “Отл.” – при абс. усп.= 95-100 %, кач. усп. = 75-100 %; “хор.” — при абс. усп. = 75-94 %, кач. усп.= 59-74 %; “удовл.” — при абс. усп.= 55-74 %, кач. усп. = 43-58 %. | |
4 | Текущая диагностическая работа. | Определение средней степени усвоения знаний, умений и навыков по конкретной теме текущего раздела. | Дифференцированная оценка качества преподавания и степени усвоения учебного материала по каждому из заданных диагностических параметров по четырехбальной (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”) шкале. | “Отл.” – при абс. положительных значениях = 90-100 %, “хор.” — при абс. положительных значениях = 80-89 %, “удовл.” — при абс. положительных значениях = 70-79 %. |
5 | Срезовая диагностическая работа. | Определение средней степени усвоения знаний, умений и навыков по всему текущему разделу. | Дифференцированная оценка качества преподавания и степени усвоения учебного материала по каждому из заданных диагностических параметров по четырехбальной (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”) шкале. | “Отл.” – при абс. положительных значениях = 85-100 %, “хор.” — при абс. положительных значениях = 75-84 %, “удовл.” — при абс. положительных значениях = 65-74 %. |
6 | Ретроспективная диагностическая работа. | Определение средней степени усвоения знаний, умений и навыков по давно пройденному учебному материалу. | “Отл.” – при абс. положительных значениях = 80-100 %, “хор.” — при абс. положительных значениях = 70-79 %, “удовл.” — при абс. положительных значениях = 60-69 %. | |
7 | Итоговая диагностическая работа. | Определение средней степени усвоения знаний, умений и навыков по всему материалу учебной дисциплины. | “Отл.” – при абс. положительных значениях = 80-100 %, “хор.” — при абс. положительных значениях = 70-79 %, “удовл.” — при абс. положительных значениях = 60-69 %. |
Общепринятой является практика проведения диагностических контрольных работ в тестовой форме, объединяющих в себе традиционный контроль и оценку знаний, умений и навыков, полученных студентами, и их диагностику, поскольку это позволяет, во-первых, объективно оценить знания студентов, во-вторых, использовать полученные результаты для оптимизации учебного процесса. Итоговые диагностические контрольные работы могут выполнять функции семестровых зачетов и экзаменов.
Методика проведения диагностической контрольной работы предполагает строгую структуризацию1 и предварительную разработку параметров, по которым в тестовой форме планируется проводить диагностику. Безусловно, характер исходных диагностических установок, зависит не только от цели диагностикума, но и от специфики учебных дисциплин. В качестве примера предлагается один из вариантов тестовой диагностической контрольной работы по курсу “Русская литература ХХ века (1960 — 1990-е годы)” .
Вопрос 1. Как называются прозаические произведения, где в центре внимания обыкновенные, а не героические характеры, не романтизированная, а обыденная, неприкрашенная современной действительность?
-
Проза современного авангарда. -
Проза критического реализма. -
Непридуманная проза. -
Неприкрашенная проза. -
Новая проза. -
Другая проза.
Вопрос 2. Как можно иначе назвать “производственную драму”?
-
Драмой новой волны. -
Интеллектуальной драмой. -
Публицистической драмой. -
Социологической драмой. -
Камерной драмой. -
Поствампиловской драмой.
Вопрос 3. Когда появляется “новая волна” в современной поэзии?
-
В середине шестидесятых годов. -
В конце шестидесятых годов. -
В середине семидесятых. -
В конце семидесятых годов. -
В середине восьмидесятых годов. -
В конце восьмидесятых годов. -
В девяностые годы.
Вопрос 4. Кто из писателей является родоначальником первой волны (синтез художественного и публицистического начал) “деревенской прозы”?
-
Ф.Абрамов. -
В.Белов. -
Е.Дорош. -
С.Залыгин. -
С.Крутилин. -
Б.Можаев. -
В.Овечкин. -
В.Солоухин.
Вопрос 5. Определите, к какому жанрово-стилевому течению принадлежит пьеса А.Вампилова “Прощание в июне”?
-
Камерная драма. -
Социологическая драма. -
Философская драма. -
Поэтическая драма. -
Драматургия новой волны. -
Политическая драма.
Вопрос 6. Укажите основную проблему романа К.Симонова “Живые и мертвые”.
-
Проблема выбора. -
Проблема истинного и ложного героизма. -
Проблема правды войны. -
Проблема компромисса. -
Проблема доверия. -
Проблема подвига на войне.
Вопрос 7. Какая из сюжетных линий романа В.Гроссмана “Жизнь и судьба” перекликается с повестью К.Симонова “Дни и ночи”?
-
Абарчука. -
Грекова. -
Ершова. -
Крымова. -
Мостовского. -
Новикова.
Вопрос 8. Укажите имя центрального персонажа пьесы И.Дворецкого “Человек со стороны”…
-
Круглов -
Потапов -
Батарцев -
Вихров -
Чешков -
Рябинин.
Вопрос 9. Какому из указанных поэтов принадлежит стихотворение “Гойя”?
-
Б.Ахмадуллиной. -
А.Вознесенскому. -
Е.Евтушенко. -
Н.Матвеевой. -
В.Федорову. -
М.Цветаевой.
Вопрос 10. Сколько вставных сказаний в книге В.Тендрякова “Покушение на миражи”?
-
Два. -
Три. -
Четыре. -
Пять. -
Шесть.
Вопрос 11. Из какого произведения данный отрывок?
— Слушай боевой приказ! — торжественно начал он, хотя где-то внутри сомневался, что поступает правильно насчет этого приказа. — Противник силою до двух вооруженных фрицев движется в район Вопь-озера с целью тайно пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийскию канал имени товарища Сталина.
-
“Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина”. -
“Живые и мертвые”. -
“Мертвые сраму не имут”. -
“Пойти и не вернуться”. -
“А зори здесь тихие”. -
“Архипелаг ГУЛАГ”.
Вопрос 12. “Он не зверюга. Он просто травмирован службой”. — Эти слова из книги (чьей?) взяты в качестве эпиграфа к статье А.Синявского “Люди и звери”.
-
Э.Лимонова. -
В.Войновича. -
А.Солженицина. -
Г.Владимова. -
В.Аксенова. -
В.Ерофеева.
организация тестовой диагностической контрольной работы
-
Каждый из вариантов включает в себя по 12 вопросов на различные темы курса “Русская литература ХХ века (1960-1990-е годы)” и ориентирован на проверку знания теоретических понятий и художественных текстов, понимания конкретного историко-литературного материала, умения ориентироваться в литературном процессе, навыков атрибуции текста. -
В каждом из вариантов студентам предлагаются вопросы, касающиеся различных видов литературного творчества (проза, поэзия, драматургия). -
Диагностические установки : 1 и 2 вопросы — проверка знания теоретических понятий, 3 и 4 вопросы — проверка умения ориентироваться в литературном процессе, 5, 6, 7 вопросы — проверка понимания конкретного историко-литературного материала, 8, 9, 10 вопросы — проверка знания текстов, 11 и 12 вопросы — проверка навыков атрибуции художественного текста. -
Каждому из студентов тестирующая программа предлагает зарегистрироваться (имя, фамилия, отчество, курс, группа), при этом фиксируется также дата и время проведения тестирования. Норматив времени, отведенный каждому из студенту для ответа на 12 вопросов задается программой. Дважды в течение дня тестирование одного и того же студента не допускается. -
При проведении зачета студент, ответивший правильно не менее, чем на шесть вопросов, — получает оценку >. -
При проведении экзамена студент, ответивший правильно не менее, чем на одиннадцать вопросов, — получает оценку >; студент, ответивший правильно не менее, чем на девять вопросов, — получает оценку >; студент, ответивший правильно не менее, чем на шесть вопросов, — получает оценку >.
После тестирования определенного количества студентов программа подводит соответствующие итоги:
-
Какой процент опрошенных не испытывает трудностей в теоретических понятиях? -
Какой процент опрошенных хорошо ориентируется в литературном процессе? -
Какой процент опрошенных отчетливо понимает конкретный историко-литературный материал? -
Какой процент опрошенных хорошо знает художественные тексты? -
Какой процент опрошенных имеет практические навыки атрибуции художественных текстов?
Эти выводы позволяют не только диагностировать уровень подготовки учащихся, но дают основания для корректировки содержания и методики преподавания дисциплины, тем самым способствуя организации действенной обратной связи между преподавателем и студентами.
vmest.ru