декабрьское сочинение
Выдвинутые размышления легко подтвердить,(Штамп! Избавься от него!) обратившись к прекрасному роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Писатель знакомит нас с Дмитрием Прокофьевичем Разумихиным, бедным студентом, зарабатавшим(Г) себе на жизнь уроками и переводами. Это был порядочный, великодушный, открытый, отзывчивый человек, который не прошел бы мимо, не оставил бы унывать и страдать, а помог и поддержал бы близкого друга, приятеля или просто прохожего, соседа в трудной жизненной ситуации.(Переведи рассуждения сразу на Раскольникова!) Именно так и повел себя герой, узнавший о появлении серьезных проблем у Родиона Раскольникова. Разумихин пожертвовал собственным временем, прекратил выполнение начатой работы, чтобы ухаживать за больным товарищем, распутывать его дела, решать серьезные вопросы. Родиону с каждым днем становилось все хуже, болезнь прогрессировала, а Разумихин искал врача, чтобы облегчить страдания друга, избавить его от тяжелого недуга. Догадавшись, что Родион причастен к убийству процентщицы, Дмитрий Прокофьевич старается переубедить следователя в том, что его друг не имеет никакого отношения к этому делу, а странности объясняет лихорадочным состоянием товарища, возникшим вследствие развития злополучной болезни.
Екатерина, я тоже не хочу больше проверять… Не обижайся! Если тебе это очень нужно, то заходи в ВИП-раздел! Там я обязана все проверить и выправить…
xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai
Декабрьское сочинение Тема Любовь — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому Языку
Третье направление «Любовь».
На сайте ФИПИ дано такое определение: «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдёт о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Любовь – самое великое чувство. Кто умеет любить, и кто нашёл свою любовь в лице родителей, близких, друзей, кто нашёл свою вторую половинку, тот поистине счастливый человек. Для многих любовь – это жизнь, любовь – это воздух.
КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?
Любовь на века.
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Любовь и война.
Любовь и разлука.
Любовь есть духовное возрождение.
Лики любви…
Лицемерная любовь хуже ненависти.
И ЕЩЁ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ:
КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ | ||
---|---|---|
Чем опасна слепая материнская любовь? | «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле». (М.Горький) | Любовь матери — путеводная звезда, которая не даёт человеку сбиться с дороги жизни. |
Может ли материнская любовь принести вред? | «Любовью дорожить умейте». (С.Щипачев) | Душа матери пропитана любовью. |
Бывает ли любовь чрезмерной? | «Будущее нации – в руках матерей». (О. Бальзак) | Сила материнской любви – в её сердце. |
Благодарны ли дети? | Рука, качающая колыбель, правит миром. (Петер де Вриес) | Подвиг матери. |
ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ | ||
Что важнее: любить или быть любимым? | «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание». (К. Г. Паустовский) | Любовь — это радость от возможности позаботиться о любимом. |
В чём счастье и драма любви? | «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…». (Ф.М.Достоевский). | Любовь – творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого. |
Всегда ли любовь делает человека счастливым? | «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) | Любовью жив мир. |
Почему жить – значит любить? | «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский). | Всё начинается с любви… |
ЛЮБОВЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ | ||
Разве можно не любить Землю? | «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин». (Ф.М.Достоевский) | С любовью и болью к родной природе. |
ЛЮБОВЬ К ПРОФЕССИИ | ||
Профессия и призвание… Могут ли они совпадать? | «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша!» (М.Горький) | Дело всей жизни… |
Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию | ««Если ты любишь своё дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте…» (Конфуций) | Любовь к своему делу. |
Какое значение в жизни человека имеет профессия? | Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. (У. Шекспир) | Только в труде велик человек |
Может ли нелюбимая профессия влиять на судьбу человека? | «Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других». (Словарь парадоксальных определений) | Любимая профессия – источник радости. |
Почему так важно заниматься любимым делом? | «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе». (Герман Гессе) | Правильно выбранная профессия – источник счастья. |
Что лучше: получать много денег или получать много радости от любимой работы? | «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли». (У. Шекспир) | Любовь к профессии и к семье – источники счастья человека. |
ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ | ||
Может ли человек прожить без любви к людям? | «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». (Н.Г.Чернышевский). | Жизнь ради людей. |
Делает ли любовь к людям человека счастливым? | «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе». | Любовь к людям – основа жизни. |
Может ли доброта быть излишней? | «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию». (А. Платонов) | Доброта – источник света и тепла. |
Что делать, если живёшь в жестоком и равнодушном мире? | «Какой мерой ты меришь, такой и тебе отмерится». (библейский закон) | Пути «обогащения» человека – в добрых поступках. |
«Добро – это, прежде всего, счастье всех людей». (Д.С.Лихачев) | Единство с человечеством и миром – в сострадании. | |
ЛЮБОВЬ К СЕБЕ | ||
Чем страшен эгоизм? | «Эгоизм – это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». (Г.Сенкевич, польский писатель) | Эгоизм – смерть души. |
Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов? | «Эгоист сходен с эскимосом: пребывая в вечном холоде одиночества, он всю жизнь ходит в оленьей шкуре своего себялюбия и умирает, так и не узнав силы солнечных лучей любви». (В.Крачковский) | Эгоизм – враг любви. |
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ | ||
Какого человека можно назвать патриотом? | «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский). | Размышляя о Родине… |
В чем проявляется любовь к Родине? | «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись». (И. С.Тургенев). | Эгоизм – смерть души. |
Согласны ли вы с точкой зрения Д.С.Лихачева: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим»? | «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей». | Надо быть патриотом, а не националистом. |
Может ли человек, эмигрировавший из страны, забыть свою Родину? | «Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу…» (А.С.Пушкин) | Родина в сердце каждого. |
Можно ли патриота назвать националистом? | «С чего начинается Родина?» (Вениамин Баснер) | Истоки любви к Родине – в детстве |
Может ли человек жить без Родины? | «Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле» (Д.С.Лихачев) | |
ЛЮБОВЬ К ДЕНЬГАМ или КАРЬЕРЕ | ||
Неужели за деньги можно купить всё? | Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (Д.С.Лихачёв) | Взбираясь на вершину Олимпа, трудно остаться человеком |
Что такое карьера, и как она меняет характер человека? | Бьётся человек, выбивается в люди – и давай другими помыкать. (Бернард Шоу) | Служение Отечеству тоже карьера |
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
И.А. Бунин «Чистый понедельник».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».
А.Н. Островский Пьеса «Гроза».
В.Г. Распутин «Уроки французского».
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Война и мир».
У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Пословицы и поговорки о любви:
Был бы милый по душе, проживём и в шалаше.
Любви, огня да кашля от людей не утаишь.
Любовь всё побеждает.
Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
Любовь не картошка, не выкинешь в окошко.
Любовь не пожар, а загорится – не потушишь.
Любовь рассудку не подвластна, любовь слепа.
Любовь хоть и мука, а без нее скука.
Насильно мил не будешь.
Не славится красавица, а кому что нравится.
От любви до ненависти – один шаг.
С любовью не шутят.
С милым годок покажется за часок.
С милым рай и в шалаше.
Сердцу не прикажешь.
Старая любовь долго помнится.
1-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
по теме «Что важнее – любить или быть любимым?»
Я всегда считала, что о человеке можно судить только по его поступкам. В них меньше лжи и самообмана, чем в словах, мыслях, идеях. Поступки отражают личные качества человека, проверяют его идеалы на практике. Отвечая на вопрос о том, что важнее — любить или быть любимым, мы должны в первую очередь задать другой вопрос, уточняющий: для кого и для чего важнее? Если речь идет о благе человека, о формировании его личности и всего того, что отразится в его поступках, то я отвечу, что для него, безусловно, важнее любить. Любовь к миру, к людям — это то, что всех нас связывает. Любовь помогает человеку противостоять тем соблазнам, которые оправдываются логикой и холодным расчетом, и там, где человек зачастую попадает в ловушки из-за доводов разума, это нелогичное светлое чувство помогает ему увидеть свою ошибку.
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно описал процесс падения и воскресения человеческой души и объяснил, как логика может поспособствовать этому падению, прикрывая разумными доводами эгоистичные и злые порывы, выдавая их за возвышенные и благородные. Герой Достоевского, Р.Р. Раскольников, — бывший студент, живущий в бедности и зависимости. Он видит, что его родственникам, которые очень его любят, приходится многим жертвовать, чтобы выслать ему хоть немного денег. Герой знает, что не только он и его семья живут в нужде, но многие добрые и достойные люди погибают от болезней, голода и произвола из-за нехватки денег. Но сам Раскольников, сколько бы он ни сочувствовал им, не хочет работать за копейки. Он считает, что рождён для более значительной роли. Герой придумывает теорию, согласно которой все люди делятся на два типа. Большинство из них — это «твари дрожащие», которые нужны только для воспроизведения себе подобных. Для них существуют установленные законы, которым они должны подчиняться, но новых идей такие люди привносить не могут. К меньшинству относятся «право имеющие», то есть те, кто имеет право решать чужую судьбу, провозглашать новые законы и идеалы, отвергая старые, преступая их, если понадобится, совершая даже грабежи и убийства. Раскольников причисляет себя к этому меньшинству и решает совершить преступление (убить и ограбить старуху-процентщицу). В своих рассуждениях он руководствуется логикой и простым математическим расчетом: одна бесполезная жизнь и тысячи жизней взамен, ну разве это не справедливо? Этот расчет, эта очевидная, как ему кажется, справедливость загораживает от него истинные причины его намерений: гордость и эгоизм. Раскольников с самого начала ставит себя над теми, чьими именами он прикрывается, совершая преступление. Он знает, что все эти люди по доброй воле никогда не убили бы, что они сами скорее умерли бы от голода. Но у них нет права голоса. Все они любят Раскольникова, но это не спасает его от той петли, в которую попадает его душа.
Когда герой испытывает свою теорию на деле, тут же обнажается её несовершенство. Убийство проходит не по плану, и вместе со старухой он убивает её сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей произошедшего. Воспользоваться украденным Раскольникову так и не удается, и в результате убийство не приносит никакой пользы. Но кроме этого, герой осознает ещё одну свою ошибку: он поставил себя выше людей, но избавиться от всего человеческого ему так и не удалось, и теперь его мучает совесть. Совесть страшнее любого человеческого правосудия. Я думаю, можно сказать, что любовь, сострадание к людям и вина сливаются в этом чувстве. На протяжении всего романа Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении, он страдает, сознается в убийстве и, в конце концов, спасается.
Соня Мармеладова — персонаж, который помогает ему в духовном преображении. Она на собственном примере учит героя состраданию, любви к людям, смирению и вере. Она постоянно жертвует собой ради других и, как и Раскольников, преступает заповедь, но совсем по иной причине. Её любовь и сострадание — искренние, они не прикрывают гордость и тщеславие. И хотя её положение гораздо хуже, чем у главного героя, она продолжает безропотно сносить все лишения, своими делами доказывая искренность чувств, и ни на секунду не теряет веры. Важно заметить, что Раскольников полностью исцеляется и отвергает свою идею только тогда, когда в нем самом пробуждается истинная любовь к людям, которая всегда у него была, но которую заглушало тщеславие, и критиковал разум. Нелогичная сила любви спасает только того, кто сам обладает этим даром — даром иного видения, умением неосознанно ставить прежде своих интересов чужие, не раздумывая, минуя ловушки логики. Сон, который снится герою в эпилоге романа, как бы подводит черту, наглядно показывая, что люди не могут жить одним рассудком, что, рассуждая и строя каждый свою теорию, они никогда не добьются единства.
Для человека важно и необходимо уметь любить, жертвовать собой и сохранять веру, иначе он просто не увидит того, что вне его, он будет заперт в себе, а там, внутри, может хоть целую вечность размышлять о справедливом и правильном, исходя из собственного эгоизма и к нему же возвращаясь. Вот почему поступки одного будут ужасны, а дела другого будут полны самопожертвования, хотя оба они будут твердить одно и то же, оба будут убеждены в том, что желают блага. Весь огромный мир не может быть познан «через себя»: для того чтобы понять других, нужно забыть о своём благе. Разумеется, чужая любовь может быть маяком, может быть поддержкой, образцом для подражания, но сколько бы ни был любим человек, привыкший смотреть в себя и думать о себе, до тех пор, пока он не переступит через свою гордость и сам не научится любить, он не спасется. Его можно сравнить с тонущим, которому нужен глоток воздуха, но он боится высунуть голову из воды. А фигура человека, стоящего на берегу, зовущего его, искренне желающего его спасения, может только привести к мысли, что мир над поверхностью не так страшен. Но утопающий не будет ценить воздух и не научится плыть, не глотая воду, до тех пор, пока однажды не вдохнёт полной грудью.
2-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
Свободное сочинение по направлению «Любовь»
Любовь — это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее. Тема любви — одна из ведущих тем мировой литературы с древнейших времен до сегодняшнего дня. Многие влюбленные стали олицетворением этого чувства. Стоит вспомнить Лейлу и Меджнуна, кавалера де Грие и Манон Леско, даму с собачкой и Гурова, а также многих-многих других. Сложно придумать, о чем бы писали знаменитые поэты и прозаики, чем вдохновлялись бы великие композиторы и художники, не будь на свете любви.
Древние считали любовь даром богов. Это чувство, по их мнению, приближало смертных к небожителям. В средние века сложился настоящий культ любви. Рыцари посвящали всю свою жизнь служению прекрасной даме и были счастливы. С тех пор словом «рыцарь» стали называть всякого, кто с почтительностью и восхищением относится к женщине. О том, какое место занимала любовь в жизни наших предков, мы можем судить, в частности, по произведениям русских классиков. А одной из причин самой известной за всю русскую историю дуэли была именно пылкая любовь, столкнувшаяся со жгучей ревностью. У любви множество лиц. Это любовь-дружба, любовь-сотрудничество, любовь-страсть, любовь-трагедия и другие. В любви существует не только счастье, радость взаимного понимания, удовольствия, но и обман, ревность, страх, боль. Можно сказать, что на фоне любви прочие душевные проявления человека выступают более четко, рельефно, выпукло.
Человек поверяется любовью. Сказать «я люблю тебя» значит, сказать «ты никогда не умрешь», — заметил как-то великий французский писатель Альбер Камю. Любящий запечатлевает в своем сердце образ любимого человека, делает того бессмертным, как бессмертны солнце, земля, ветер, и только такое бессмертие возможно в нашем несовершенном мире. Любовь, как уже было сказано, не выгодное приобретение, а дар. И как всяким неожиданным и приятным подарком, этим чувством необходимо дорожить. Ведь говорят, что истинная любовь дается человеку один раз в жизни, и это недалеко от правды. Известно, что любовь реализуется целиком в сфере межличностного общения. Поэтому нужно как бы заново учиться говорить, думать, дышать. В этом многие видят труд и тяготы любви, особенно если любовь увенчивается законным браком. Здесь важно не потерять собственную индивидуальность, собственную точку зрения на окружающий мир и на саму любовь в частности. «Ты у меня одна, Словно в ночи луна, Словно в году весна, Словно в степи сосна. Нету другой такой Ни за какой рекой, Нет за туманами, Дальними странами». Эти строки принадлежат перу знаменитого барда Юрия Визбора. Их можно считать своеобразным итогом современного художественного и житейского опыта.
Сегодня любовь вряд ли намного изменилась: это чувство все так же вдохновляет человека на новые начинания, свершения, подвиги. И тот, кто пронес это замечательное чувство через всю жизнь, может уверенно сказать: «Я жил не зря».
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
Итоговое декабрьское сочинение 2017-2018 учебного года
Это уже становится традицией, когда Министр образования и науки совместно с Н. Д. Солженицыной, а в этом году к ним присоединился и советник президента В. И. Толстой, объявляют круг тем, по которым учащиеся 11-х классов будут писать итоговые сочинения.
Что такое итоговое сочинение?
Итоговое сочинение – это письменная работа, которую нужно написать всем выпускникам в РФ. Это очень важное сочинение, потому что его результаты дают пропуск к итоговой аттестации – ЕГЭ. В некоторых школах учителя по результатам итогового сочинения рекомендуют сдавать ЕГЭ по литературе или вообще отговаривают от сдачи.
Многие школьные преподаватели и репетиторы считают, что итоговое сочинение должно быть написано только на примерах из школьной программы по литературе – это не так. В качестве примеров могут быть предложены факты из жизни великих людей, биографии, зарубежная литература, научно-популярные источники и пр. Кроме того, итоговое сочинение не подразумевает литературоведческий анализ, а, скорее, наоборот. Сочинение должно быть написано простым, понятным и грамотным языком. Мы считаем, что итоговое сочинение – это проверка коммуникативных компетенций, которые приобрел школьник на протяжении всех 11 лет учебы.
В чем специфика итогового сочинения?
Каких-то конкретных рамок и ограничений в написании декабрьского сочинения нет.
Однако разработчики отмечают, что сочинение является «литературоцентричным». Это значит, что в сочинении не нужно проводить литературоведческий анализ, но, в качестве аргументов-примеров к своим мыслям, рекомендуют брать литературные произведения.
При написании сочинения нет никаких ограничений по форме – это может быть стандартное сочинение или нестандартное (письмо, дневник, эссе, диалог и пр.).
В основном нужно продемонстрировать эрудицию, умение четко и правильно формулировать свои мысли, проводить параллели, делать умозаключения и высказывать свою точку зрения.
Как оценивается декабрьское сочинение?
За сочинение не ставят оценку, а выставляется «зачет / незачет». При этом стоит отметить, что есть два условия, которые нужно соблюдать, чтобы работа была вообще проверена:
- количество слов должно быть 350 и более;
- сочинение должно быть уникальным – это будет проверять программа «Антиплагиат».
Если эти два условия соблюдены, то приступают к оцениванию:
Основные |
Дополнительные |
|
|||
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
Итог |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
К1 – соответствие теме;
К2 – аргументация;
К3 – композиция и логичность речи;
К4 – качество письменной речи;
К5 – грамотность.
Для итогового «зачет», нужно в обязательном порядке получить зачеты по К1 и К2 и один зачет из К3-К5.
Что дает итоговое декабрьское сочинение?
- Это допуск к ЕГЭ.
- При приеме в вуз даются дополнительные баллы.
- Это хорошая проверка умения писать сочинения.
ege-merlin.ru
Как подготовиться к декабрьскому сочинению 2018? Советы экспертов ЕГЭ-Студии
Готовимся к Декабрьскому сочинению 2018-2019 года:
Темы Декабрьского сочинения 2018 -2019 года:
1. Доброта и жестокость
2. Искусство и ремесло
3. Месть и великодушие
4. Мечта и реальность
5. Отцы и дети
Композиция и структура итогового сочинения
Что такое декабрьское сочинение на ЕГЭ-2019 по русскому языку?
Готовимся к Декабрьскому сочинению 2017-2018 года:
Темы Декабрьского сочинения 2017 -2018 года:
1. Смелость и трусость
2. Цели и средства
3. Равнодушие и отзывчивость
4. Верность и измена
5. Человек и общество
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Читайте наши материалы.
Смотрите видеокурсы для подготовки к Декабрьскому сочинению. Это комплект из трех видеокурсов по темам 2014, 2015 и 2016 года, которые во многом совпадают с темами Декабрьского сочинения 2017 года. Например, в них есть все материалы по темам «Смелость и трусость» и «Человек и общество».
Автор видеокурсов — кандидат филологических наук, преподаватель с опытом работы более 20 лет Татьяна Владимировна Воронцова.
Видеокурс «Декабрьское сочинение — 2014 — смотрите в свободном доступе
Темы Декабрьского сочинения 2014 года:
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова)
2. Вопросы, заданные человечеству войной
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
4. Спор поколений: вместе и врозь
5. Чем люди живы?
Видеокурс «Декабрьское сочинение — 2015 — тоже в свободном доступе
Темы Декабрьского сочинения 2015 года:
1. Время
2. Дом
3. Любовь
4. Путь
5. Год литературы
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
Нужно ли готовиться к сочинению в декабре?
С 2014/2015 учебного года было введено обязательное итоговое проверочное сочинение — его еще называют «декабрьским», т.к. пишут это сочинение ученики в первую среду декабря. Это сочинение является своего рода экзаменом, т.к. без него не допустят к ЕГЭ по русскому языку.
В своей практике я столкнулась с противоположным отношением к подготовке к декабрьскому сочинению со стороны учеников. Одни считают данный вид работы не очень сложным, поэтому специально готовиться к нему, по их мнению, совершенно необязательно. Их аргументы – 1) всего 5 критериев оценки, из которых нужно получить зачёт только по трём, 2) знания школьной программы вполне хватит для раскрытия любой темы, тем более что их дают 5 штук на выбор – уж из пяти-то хотя бы одна попадётся лёгкая! 3) данное сочинение является только допуском к ЕГЭ по русскому языку и мало влияет на поступление в институт.
Другие, напротив, сильно боятся этого экзамена, так как, узнав в сентябре направления тем, понимают, что совершенно не представляют, как такое сочинение писать. Они сразу решают, что будут готовиться к декабрьскому сочинению.
А есть и такие, кто только в конце октября – ноябре, буквально за несколько недель до экзамена, обнаруживают, что совершенно не представляют ни формат экзамена, ни как раскрывать тему, ни по каким произведениям – только вот возможно ли им успеть подготовиться?
Поскольку единое мнение среди учеников по поводу подготовки к декабрьскому сочинению отсутствует, я решила написать своё – мнение репетитора, уже много лет занимающегося подготовкой абитуриентов в московские вузы – именно те, где наиболее высокие конкурсы, следовательно, очень жёсткие требования к уровню знаний и умений.
Итак, рассмотрим по порядку аргументы противников подготовки к декабрьскому сочинению – я бы назвала их скорее «мифами по поводу того, что написать такое сочинение легко».
- 1 миф: «Всего 5 критериев оценки, из которых достаточно получить зачёт всего по трём. Чего тут готовиться? Вот к сочинению ЕГЭ по русскому – да, там 12 критериев оценки, более детальных и на порядок более жёстких, с балльной шкалой, а не в режиме «зачёт-незачёт», — тут уж, конечно, тренироваться надо заранее.»
Сразу оговорюсь, что из пяти нужно обязательно получить «зачёт» по критерию 1 «Соответствие теме» и критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Если ученик пишет грамотно, то он автоматически получает «зачёт» по пятому критерию – «Грамотность», тогда ему остаётся выполнить только первые два. И тогда возникает вопрос: а как их выполнить? Как, например, писать так, чтобы сочинение соответствовало теме? Приведу пару похожих тем из одного направления – «Какого человека называют отзывчивым?» и «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?» При всём внешнем сходстве темы должны раскрываться по-разному! В первой теме ключевое слово «называют», а во второй – «поступки», и рассуждения по теме, соответственно, будут строиться вокруг этих ключевых слов. Если же ученик напишет одинаково и без нужных акцентов обе темам, то они будут считаться нераскрытыми. На своих занятиях я обязательно учу анализу ключевых слов темы, пониманию темы и составлению тезиса. Мы сравниваем несколько десятков тем, определяем их сходство и различие, учимся подбирать произведения под каждую тему.
Есть сложные для понимания темы, например, «Когда измену можно простить?», «Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?», «Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?», «Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?», «Ценности, которым изменить нельзя». И как ученик будет разбирать их самостоятельно? Задача репетитора – объяснить ему концепцию данной темы.
- 2 миф: «Знания школьной программы вполне хватит для раскрытия любой темы декабрьского сочинения.»
Соглашусь, хватит – при одном условии: ученик в деталях ( а не в общем виде) знает все тексты школьной программы за последние 3 года. Есть, правда, один важный момент: некоторые темы, предлагаемые для декабрьского сочинения, имеют современное звучание и предполагают знание учеником литературы второй половины 20 века, например, «Конфликт поколений как общественная проблема» или «В чём сила фронтовой дружбы?» , а ученики на момент подготовки к сочинению знают лишь литературу 19 – начала 20 века. Поэтому я отдельно прохожу произведения советской классики, которые лучше всего подходят для раскрытия таких современных тем.
- 3 миф: «данное сочинение является только допуском к ЕГЭ по русскому языку и мало влияет на поступление в институт.»
Может, декабрьское сочинение, и не будет проверяться вузом и никак не повлияет на итоговый балл, но вот уже от уровня сочинения ЕГЭ по русскому будет зависеть, сможет ли абитуриент претендовать на бюджетное отделение вуза. И если ученик плохо пишет декабрьское сочинение, то уж в ЕГЭ он его точно хорошо не напишет, потому что в обоих сочинениях нужно умение анализировать текст, рассуждать и строить логически связные высказывания. Недостаточно лишь выучить план сочинения – ещё нужно суметь убедительно и грамотно раскрыть свои мысли. Если учесть, что современные школьники имеют маленький опыт написания развёрнутых рассуждений – соответственно, у подавляющего большинства реальная проблема с формулировкой собственных мыслей, то представляется логичным, что эту работу надо начинать в рамках подготовки именно к декабрьскому сочинению, так как письменная речь развивается достаточно долго ( минимум несколько месяцев) и требует постоянной практики. Я начинаю задавать сочинения учениками буквально с первого занятия в сентябре и как раз к началу декабря они уже пишут вполне приличные тексты слов на 500 -700, что является хорошей базой для обучения сочинению ЕГЭ по русскому: речь уже поставлена, литературные произведения изучены – остаётся лишь освоить формат и отработать отдельные элементы композиции, что существенно сокращает время на подготовку.
Таким образом, если кратко ответить на вопрос, заданный в заголовке этой статьи, — да, к декабрьскому сочинению обязательно нужно готовиться, так как оно – фундамент для сочинения ЕГЭ по русскому языку. За 3 месяца подготовки ученик развивает свою письменную речь, умение формулировать тезисы и нарабатывает банк аргументов по литературе. Ему остаётся только научиться формулировать проблему и отработать формат сочинения ЕГЭ, а это уже существенно быстрее, чем учиться писать такое сочинение с нуля.
rusrepet.ru