Что дает ординатура врачу – что это такое, сколько длится, особенности и преимущества перед интернатурой

Содержание

что это такое, сколько длится, особенности и преимущества перед интернатурой

Клинической ординатурой называют одну из частей высшего образования медицинских работников, форму улучшения профессиональных качеств врача, при которой происходит становление медицинского работника, как самостоятельного специалиста. Она представлена в медицинских вузах, на факультетах медицины университетов и в институтах усовершенствования квалификации медперсонала на территории Российской Федерации и стран постсоветского пространства.

Иными словами, ординатура является такой формой самостоятельного обучения, при которой обучающийся получает возможность развивать свои профессиональные навыки, расширить свои познания в сфере медицинских технологий, а также помочь системе здравоохранения в решении кадровых задач.

Это интересно: патологоанатом – кто это, специфика работы.

Такая форма обучения (как, собственно, и интернатура), существует на официальном уровне и закреплена законодательно в 1994 году приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. По закону, к ее прохождению допускают медицинских специалистов и специалистов в области фармацевтической деятельности, а также провизоров.

Срок обучения на очном отделении составляет два года, однако, при некоторых обстоятельствах может продлеваться и длиться более пяти лет, включая в себя трудовой стаж медицинского работника (по Положению о клинической ординатуре от 1993 года). Официально ординатура является работой, и поэтому стаж трудовой деятельности рассчитывается на общих основаниях.

Особенности обучения в ординатуре

Обучение в ординатуре в России не является обязательной частью образования медицинского работника, поэтому этот этап подготовки специалиста является сознательным выбором медика. Как и в любом учебном заведении, здесь существует определенная форма контроля знаний. Она может варьироваться в зависимости от требований конкретного образовательного учреждения, однако, чаще всего осуществляется в форме зачетов, экзаменов и устных выступлений.

Поступить в ординатуру можно любому человеку, имеющему диплом о получении высшего медицинского образования: к обучению допускаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные студенты, обладающие соответствующим документом международного образца, наделяющим их правом проходить обучение за границей.

Обучение происходит по индивидуальному плану, который разрабатывает для ординаторов руководитель. Чаще всего руководителем становится имеющий определенный опыт работы специалист – профессор, кандидат наук или доктор медицинских наук. Индивидуальный план работы утверждается заведующим кафедрой.

Что такое ординатура можно увидеть по программе подготовки специалиста. Классическим набором ординатора являются:

  • Лекции, семинары и практические занятия;
  • Лекции по смежным курсам и дисциплинам узкого профиля;
  • Клинический обход пациентов с последующим разбором историй болезни;
  • Посещения и выступления на заседаниях и конференциях.

Обучение в ординатуре позволяет медицинскому работнику восполнить недостающие знания и подготовиться к самостоятельной работе с пациентами под присмотром руководителя.

При поступлении в выбранное учебное заведение следует учитывать количество бюджетных мест на направлении. В случае заполнения бюджетных мест по конкурсу, медицинский работник имеет право подать заявление на прохождение обучения на платной основе.

Стоматологическая ординатура

В стоматологическом отделении также существует своя ординатура. В ординатуре этой направленности студенты-дантисты проходят углубленное обучение по стоматологии и практику, а по окончании получают сертификаты, предоставляющие им право самостоятельно принимать пациентов в стоматологической клинике или открыть собственный врачебный кабинет.

Можно ли пройти обучение за границей?

Как уже отмечалось ранее, ординатура является формой образования, характерной для Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза, поэтому как таковой ординатуры за пределами стран СНГ не существует.

Для тех же, кто хочет пройти углубленное послевузовское обучение за границей существует возможность получить статус ассистента врача или пройти курсы по подтверждению своей специализации.

Так, например, в Италии получение специализации длится от 2 до 6 лет, а в Германии не получится сменить статус ассистента на статус врача без прохождения экзамена. Это в полной мере распространяется и на врачей, специализирующихся в стоматологии.

Принципиальные различия ординатуры и интернатуры

У многих студентов нередко возникают вопросы о том, в чем разница интернатуры и ординатуры, сколько обучение займет времени, а также о том, куда лучше всего поступать. Итак, для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует понять – что же такое интернатура.

Интернатура также является одним из этапов подготовки выпустившихся из вузов специалистов, однако, рассчитана на ускоренное прохождение. В интернатуру имеют право поступать молодые специалисты, окончившие шестилетнее обучение и имеющие на руках диплом о высшем медицинском образовании.

Время обучения в интернатуре, в отличие от ординатуры составляет всего один год, в течение которого интерн, под руководством опытных врачей, занимается практической деятельностью, однако, не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности за свои действия.

После завершения обучения интерну выдается сертификат об окончании курса, в котором указывается приобретенная студентом специальность. Этот сертификат дает право молодому специалисту на самостоятельную работу в сфере медицины.

Разница интернатуры и ординатуры состоит в следующем:

  • Так как обучение в интернатуре длится в два раза меньше, статус врача обучающемуся будет присвоен раньше;
  • В интернатуре обучение является более общим, тогда как ординатура подготавливает более узконаправленных специалистов;
  • Учеба имеет некоторые различия в направлениях подготовки;
  • Бывший ординатор имеет право претендовать на звание заведующего, а интерн —нет.

Немного о приятных бонусах

Помимо дополнительных знаний и углубленного изучения предмета своей деятельности, обучение в ординатуре предоставляет обучающемуся некоторые льготы и гарантии:

  • Прошедшим обучение в клинической ординатуре выдается удостоверение, подтверждающее окончание послевузовского обучения.
  • Также при положительных результатах итоговой аттестации обучающийся получает сертификат, дающий право самостоятельной практики.
  • Поступившему на конкурсной основе специалисту после обучения разрешено трудоустроиться самостоятельно.
  • Проходящему обучение в ординатуре врачу учебным заведением назначается стипендия, размер которой зависит от нормативных документов или, в случае направления специалиста на договорной основе, от самой организации.
  • К стипендии для поступивших на места, которые финансирует Минздрав Российской Федерации, назначенной учебным заведением, положена определенная надбавка.
  • К стипендии для клинических ординаторов целевого направления надбавка назначается направляющей организацией.
  • Для обучающихся специалистов существуют каникулы, равные по своей продолжительности отпуску врача данной специальности.
  • Для лиц, приехавших из других городов учебным заведением в обязательном порядке предоставляется общежитие;
  • В том случае, если установленный план обучающимся был успешно выполнен досрочно, ему предоставляется право окончания обучения. Однако, при этом общее время обучения в клинической ординатуре должно составлять как минимум 75% от заявленного плана.
  • Срок обучения продляется в случае отпуска на период беременности и ухода за ребенком, болезни или других обстоятельствах при наличии у обучающегося соответствующего документа.

В целом преимущества ординатуры, хотя она и длится дольше интернатуры, состоит в том, чтобы дать выпускнику медицинского вуза и больше знаний и практического опыта для применения в последующей профессиональной врачебной деятельности.

obrazovanie.guru

Ординатура и интернатура: разница. В чем отличия

Перед студентами последних курсов медицинских университетов и институтов нередко встают различные вопросы: «В чем разница между интернатурой и ординатурой?» или «Зачем вообще медику последипломное образование?» Разобраться в этом вопросе достаточно просто.

Учебный процесс в любом высшем образовательном заведении считается полностью завершенным, когда выпускник получит соответствующий диплом, подтверждающий уровень его профессиональных знаний. Документ об образовании гособразца в первую очередь говорит о том, что новоиспеченному квалифицированному специалисту открыта прямая дорога на рынок труда и вакансий.

Однако с выпуском студентов высших медицинских учреждений дело обстоит несколько иначе. Здесь каждому выпускнику придется узнать, чем отличается интернатура и ординатура. Самостоятельно принимать ответственные решения, связанные с лечением больных, человеку, окончившему вуз, пусть даже с красным дипломом, сразу не позволят. И хотя трудоустроиться вчерашнему студенту в поликлинику или больницу вполне реально, выполнять свои врачебные обязанности он сможет только под пристальным вниманием своего куратора, научного руководителя. Вот тогда и начинается следующий переходный период от студенческой скамьи к профессиональной трудовой деятельности – ординатура и интернатура. Разница между этими двумя понятиями невелика.

Значение прохождения интернатуры и ординатуры

На самом деле и то, и другое является прохождением этапа становления индивидуализма и независимости доктора после вручения диплома. Кроме того, такой подход закреплен на законодательном уровне ещё в 1994 году. Приказ Министерства здравоохранения РФ утвердил порядок допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности. Чтобы отправиться в независимую врачебно-профессиональную жизнь, выпускник вуза должен получить ещё одну важную корочку – сертификат о профпригодности, который и станет символичным пропуском в самостоятельное врачевание. Ординатура и интернатура (что это такое, знают все студенты медицинских учебных учреждений и ждут с нетерпением начала прохождения данных этапов) – основная задача, стоящая перед дипломированными специалистами, выполнение которой необходимо для завершения последипломного образования и комплексной профессиональной подготовки.

Более подробно об интернах

Интернатурой называют первостепенное прохождение послевузовской подготовки состоявшихся молодых специалистов, выпускников учебных образовательных заведений высших уровней аккредитации медицинского или фармацевтического профиля. Нередко поступали в интернатуру бывшие студенты специализированных медицинских факультетов вузов государственной формы собственности. Как правило, интернатуру проходят в местах, где максимально совмещены элементы практического обучения специалистов, научно-исследовательская деятельность и лечение амбулаторных и стационарных больных.

Пройти интернатуру рекомендуется в тех медицинских учреждениях, которые совмещают по роду своей деятельности обучение специалистов, научно-исследовательскую работу и непосредственное лечение больных. Что такое интернатура и ординатура в стоматологии, проще понять на примере Московского государственного медико-стоматологического университета. Именно здесь проходят завершающий этап учебы по соответствующим направлениям будущие дантисты высочайшего класса. Получив сертификат на право занятия данной деятельностью, бывшие интерны могут трудоустроиться в любую стоматологическую клинику частной или государственной форм собственности или открыть свое лечебное учреждение.

Ординатура – это…

Какая разница между интернатурой и ординатурой, можно узнать, выяснив значение и второй категории. Ординатура также представляет собой вид профильной последипломной подготовки людей, завершивших обучение в медицинских высших образовательных учреждениях. Её основной направленностью считают стремление к достижению высочайших умений и навыков, необходимых для оказания полноценной специализированной помощи на должном уровне.

Получается, что послевузовскими периодами подготовки являются и ординатура, и интернатура. Разница между двумя понятиями содержится в утвержденной приказом министра здравоохранения РФ номенклатуре специальностей в медицинской и фармацевтической сфере.

Различия двух видов подготовки

Более подробно можно сказать о существующем разграничении между интернами и ординаторами, где первые проходят подготовку по основным специальностям, а вторые обучаются за период прохождения в ординатуре и получают углубленные знания.

Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит положение, подтверждающее, что ординатура и интернатура отличия имеют лишь в ходе последипломного обучающего процесса. Интерны и ординаторы, повышая свой квалификационный уровень, приобретают статус слушателей высших образовательных профильных заведений. По сути, они формально приравнены к статусу студентов вузов.

Чтобы понять наверняка, что такое ординатура и интернатура в медицине, следует обозначить цель прохождения данных видов подготовки.

Особенности прохождения интернатуры

В основном обучение в интернатуре предопределяет профессиональное будущее выпускника медицинского вуза. Интерн, получивший сертификат, как правило, продолжает свою врачебную деятельность в муниципальных или частных клиниках, в амбулаторных условиях.

К основным видам обучения, которые проходит выпускник медицинского университета, для того чтобы самостоятельно лечить людей, можно отнести следующие:

  • кураторство пациентов, заполнение соответствующей документации непосредственно под контролем руководителя интернатуры;
  • периодические дежурства с последующим предоставлением доклада на утренней «пятиминутке»;
  • приобретение опыта в работе диагностических подразделений медицинского учреждения, в блоках приемного покоя или интенсивной терапии.

Ординатура и интернатура (разница здесь не играет никакой роли) включают в себя обязательную наработку навыков выполнения лечебных процедур. Кроме того, и интернам, и ординаторам необходимо посещать научные общества, принимать активное участие в конференциях.

Специфика занятости ординаторов в ходе обучения

Стоит выделить еще несколько позиций, по которым отличаются ординатура и интернатура. Разница заключается, например, в том, что интерны проходят за год определенное количество аудиторных занятий, число часов которых суммарно не должно превышать 120. При этом готовят высококвалифицированных ординаторов согласно разработанным учебным планам. Созданием таких учебных программ в основном занимаются выпускающие кафедры. Обязательными пунктами плана обучения являются:

  • самостоятельное кураторство больных пациентов;
  • так же, как и интерны, ординаторы приобретают много врачебного опыта в лабораторных, диагностических (УЗИ, КТ, МРТ, ЭКГ, энцефалография, эндоскопия и множество других видов обследования) отделениях;
  • для хирургов-ординаторов главным требованием в процессе прохождения ординатуры считают участие в проведении операций;
  • участие в практических семинарах.

Особенностью обучения в ординатуре также можно назвать то, что некоторые дни в неделе, согласно учебным программам, отводят для самостоятельного дисциплинарного изучения.

Различны сроки прохождения интернатуры и ординатуры. В течение 1 года проходит обучение в интернатуре, по истечении которого интерн сдает экзамены и получает соответствующий сертификат. Ординаторов готовят на протяжении 2 лет.

Что такое аспирантура

Интересным фактом является то, что многие люди до сих пор путают, что такое интернатура, ординатура и аспирантура. И если с первыми двумя терминами все определено, то в аспирантуру после окончания вуза могут поступить не только выпускники-медики. Этот вариант последипломного обучения подходит тем, кто решил связать своё будущее с научной работой и исследованиями в той или иной сфере. Написание диссертации, её защита и присвоение научной степени кандидата наук – то, что в итоге получат успешные и трудолюбивые аспиранты.

Заключение

Достаточно много общих моментов в ходе обучения имеют ординатура и интернатура. Что это такое и для чего вообще необходимо проходить последипломную подготовку, станет понятно не только специалистам и выпускникам медицинских учреждений. Для того чтобы брать на себя ответственность за здоровье пациентов, прогнозировать состояние больных и своевременно корректировать лечение, необходима качественная квалификационная подготовка. Именно поэтому интерны и ординаторы проходят долгий путь обучения.

fb.ru

что это? Чем отличается интернатура от ординатуры?

В медицине большой важностью обладает ординатура. Что это такое? Какие особенности она имеет? Зачем создавалась и как функционирует? Чем отличается интернатура от ординатуры в медицинской практике? Что имеет большее значение? Всё это будет рассмотрено на протяжении статьи.

Ординатура

Что это такое? И когда она была создана? Клинической ординатурой называют одну из высших форм улучшения профессиональных качеств врачей-специалистов. Она строится на индивидуальном обучении, чтобы помочь углубить имеющиеся знания, совершенствовать свои навыки, освоить передовые медицинские технологии, решить задачи кадрового обеспечения системы здравоохранения. Медицинская ординатура в качестве формы подготовки высококвалифицированных врачей возникла на территории стран бывшего СССР в конце 20-х годов прошлого века. Первое законодательное положение было введено в феврале 1938 года. Но оно ещё не раз пересматривалось (хотя ключевые вопросы, такие как база, требования к стажу, продолжительность срока подготовки, финансовое обеспечение) не менялось.

Где и как происходит обучение?

Подготовка происходит на клинических кафедрах университетов. Обучение может проводиться в очной и заочной форме, но вторым вариантом, как правило, может воспользоваться уже состоявшийся врач. Ординатура в данном случае может быть нужна также не на всех специальностях. Спектр подготовки определяется перспективными и существующими потребностями системы здравоохранения. Важными стимулирующими условиями являются открытие больших профильных научно-практических центров, улучшение материально-технической базы и рост потребности в специалистах определённого направления, что сказывается на оплате труда и премиальных надбавках.

Подготовка

Продолжаем разбираться в том, что собой представляет ординатура. Что это такое, уже можно понять. Но как происходит подготовка? Кроме индивидуального подхода, принимаются во внимание уровень профессиональной подготовки, стаж работы по специальности и условия, в которых осуществлялась профессиональная деятельность. Всё это не может не сказаться на обучении. Поэтому для каждого врача разрабатывается и утверждается индивидуальный план. Для подготовки специалистов привлекаются самые квалифицированные кадры из имеющегося профессорско-преподавательского состава.

Учебные планы

Они хотя и разрабатываются индивидуально под каждого специалиста, но всё же учитывают типовые программы. Для максимальной эффективности к работе подключается весь кафедральный коллектив направления. Относительно нагрузки можно сказать, что в неё входят работа в диагностических отделениях, освоение практических навыков, курирование больных, участие в операциях (это важно, если ординатура по хирургии) и семинарах. Также часто можно встретить и то, что 25% учебного времени используют, чтобы обучать специалиста смежным дисциплинам. Но это используется только для лучшего выполнения поставленных перед специалистом задач.

Свидетельство о прохождения обучения

Для подтверждения наличия знаний и прохождения соответствующей подготовки выпускнику выдаётся диплом государственного образца. Он свидетельствует о том, что человеком было получено образование. Правда, первоначально человеку почти никогда не дают возможности ведения самостоятельной деятельности. Это делают в интересах пациента. Это необходимо для недопущения ситуации, когда человеческая жизнь окажется в руках дилетанта, который не сможет её спасти. Первоначально человек занимается под руководством опытного куратора. Также ему оказывает содействие (пусть и незначительное) коллектив учреждения.

Разница в медицинской подготовке

Ординатуру часто путают с интернатурой. Можно только представлять, как уже от этого устали сами медики. Поэтому давайте разберёмся с этим и узнаем, чем отличается интернатура от ординатуры. Для этого ознакомимся со всей необходимой терминологической базой. Итак, интернатурой называют первичную послевузовскую подготовку выпускников медицинских учебных заведений, которая направлена на то, чтобы специалист мог осуществлять врачебную деятельность для оказания квалифицированной медицинской помощи. Похожая формулировка на ту, что имеется в начале статьи. Вот только если разобраться и залезть для этого в документацию, то можно узнать, что ординатура предусматривает предоставление знаний, которые нужны для оказания специализированной медицинской помощи! Поэтому она занимает больше времени – 2 года против одного на интернатуре. В процесс подготовки при этом входит курирование больных, ведение медицинской документации (осуществляется под контролем руководителя), дежурства, лекции, семинары (до 120 часов в год). Нужно выполнять диагностические и лечебные процедуры и так далее. То есть основное время человек осуществляет практическую деятельность. И обязательно под контролем своего наставника. Хотя разные виды подготовки и ориентированы на выполнение общей цели, перед ними поставлены разные задачи. Так, врач-ординатор должен уметь самостоятельно работать в учреждениях охраны здоровья. Поэтому и является таким важным внимание к их подготовке.

Как происходит поступление, если нас интересует ординатура?

Стоматология, хирургия или что-то иное – неважно, что является целью. Давайте рассмотрим, как же происходит процесс обучения. Оно осуществляется с отрывом от врачебной практики. Может осуществляться на контрактной основе или за счет бюджета. Обычно срок подготовки специалиста составляет два года. Но если человек учится на контрактной основе, то этот период может быть удвоен. Для клинической ординатуры необходимо иметь практику не меньше трех лет (или окончить интернатуру и иметь рекомендацию ученого совета для обучения). Затем проходят собеседование с членами комиссии и сдача экзаменов. Обучение проводится на клинических базах кафедр университета, в который человек поступил. На весь период подготовки ординатор получает руководителя, в качестве которого может выступать только профессор или доцент. Если человек успешно закончил обучение и имеет опыт научно-исследовательской работы, то ученый совет может выдать рекомендацию для поступления в аспирантуру. Если есть желание учиться на ординатуре, то обо всех подробностях и времени подачи документов необходимо узнавать заранее. Ориентироваться нужно на конец весны (рекомендуется) или начало лета. При этом кроме обычного пакета файлов необходимо будет предоставить диплом о высшем образовании по одной специальности, выписку из трудовой книжки, список научных работ, рационализаторских предложений и изобретений.

Заключение

Вот мы и разобрали, чем является ординатура, что это такое, выяснили отличия между нею и аспирантурой, а также разобрались, как происходят поступление и учебный процесс. Этот шаг является важным для каждого человека, который хочет хорошо изучить свою специальность и стать умелым врачом. Не секрет ведь, что медицинские направления являются сложными и одновременно важными для общества. Увы, но сейчас нельзя сказать, что труд врачей оценён так, как этого хотелось бы. Подобные слова можно отнести ко многим специальностям, таким как учитель, пожарный и ряд других. Но изменить сложившееся положение дел можно, только работая над совершенствованием себя как человека и всего общества в целом. Хотя если брать такие области, как хирургия и стоматология, то ценному (то есть профессионалу с золотыми руками) сотруднику хорошо зарабатывать здесь не проблема.

fb.ru

она платная или нет, сколько длится и чем отличается от интернатуры

После выпуска из медицинского или фармацевтического вуза выпускник не может приступить сразу к самостоятельному лечению пациентов. После сдачи диплома он должен пройти послевузовскую ординаторскую подготовку и только после имеет право начинать самостоятельную практику лечения.

Что такое ординатура, сколько длится такое дополнительное обучение и каковы его особенности?

Содержание статьи

Общие понятия

Обучение на ординатуре – что же это такое?

Ординаторские курсы – форма образования и первичная подготовка после окончания медицинского или фармацевтического вуза, а также медицинских факультетов в государственном университете.

Основная цель – углубленное изучение основ медицинских наук, приобретение опыта в самостоятельном лечении и получение высокой квалификации медицинских специалистов для самостоятельной работы в госучреждениях или частных здравоохранительных организациях.

Для получения навыков, знания и опыта в стоматологии также нужна ординаторская учеба. Студенты-дантисты проходят курс лекций по углубленной программе, практикуются в полученных знаниях.

После окончания подготовки молодым дантистам выдают сертификаты, которые позволяют им работать в госучреждениях или частных стоматологиях либо открыть свой личный стоматологический кабинет.

Это интересно! Какие предметы нужно сдавать на экзаменах для профессии журналиста

Ординатура и интернатура

Ординатор и интерн после окончания вуза проходят дополнительные курсы, чтобы повысить свои познания и умения. Но в чем же разница между ординатурой и интернатурой?

Главное отличие – длительность обучения. Интерны обучаются всего 1 год, а ординаторы – 2 года, причем для некоторых специальностей учеба может растянуться на 5 лет.

Ординатура за более длительный срок считается более сложной и полной.

Ординатура и интернатура в медицине – желательный шаг для выпускников медвузов. На начальных этапах подготовки интерн и ординатор могут только слушать врача и отвечать на его вопросы.

В дальнейшем им могут позволить проводить сбор анализов или другие манипуляции с больными, и только к окончанию учебы врач может назначить ведение больного и его лечение, но с обязательным контролем и консультацией опытных специалистов.

Еще одно отличие – уровень знаний. За один год трудно все усвоить, поэтому ординатура в медицине предпочтительней. Также иногда прохождение одной интернатуры недостаточно для получения высокой должности или ученой степени.

Важно! Чтобы получить сложную специализацию, к примеру, кардиохирург, нейрохирург и другие, годичной интернатуры недостаточно.

Обязательно ли такое обучение?

Прохождение ординатуры в медицине – что это такое?

Медицинская или клиническая ординаторская учеба – это не обязательный компонент высшего образования врачей, фармацевтов и других медработников. 

Она служит для получения опыта, углубленных знаний и улучшения профессиональных качеств врача. Пройти ординаторские курсы можно в медицинских вузах или на медицинских факультетах университетов, а также в институтах повышения квалификации.

Данная форма образования – самостоятельный осознанный выбор, который может принять выпускник для улучшения собственных знаний или знакомства с новыми технологиями лечения.

Ординаторская форма учебы была утверждена в 1994 году, поступить на нее могут фармацевты, врачи, стоматологи и провизоры. Поступление проходит на конкурсной основе, поэтому не все желающие смогут попасть в группу.

Это интересно! Выбираем профессии, связанные с наукой физикой

Срок получения образования на ординаторских курсах очной формы обучения в медицине – два года. Но в некоторых случаях ординаторы могут учиться 5 и более лет.

При этом учитывается трудовой стаж медработника столько, сколько длилась ординатура. Но на практике это редко применяется, даже при возможности досрочного выхода на пенсию.

Надо ли платить за ординатуру?

Первый вопрос, который тревожит выпускника мед учреждений перед поступлением на ординатуру, – платная она или нет. Существует платная и бесплатная ординаторская подготовка.

Платная – учеба по контракту, бесплатная – бюджетное финансирование на основе конкурсного поступления в вуз. Обучающимся выплачивается фиксированная стипендия от учреждения, где проходит учеба.

До середины 2017 года бесплатное образование сопровождалось обязательной отработкой ординатора в государственном учреждении, после студентов освободили от такого обязательства вне зависимости от того, платная учеба или нет.

Важно! Если студент поступил на бюджетную форму, а затем ушел по личным причинам, в дальнейшем он сможет поступить заново только на платной основе.

В чем разница ординаторской учебы провизоров и фармацевтов? Провизоры обладают высшим фармацевтическим образованием, в отличие от обычного фармацевта со средним специальным. В 2017 году провизоры, поступившие на ординаторское обучение, будут учиться наравне с врачами – 2 года.

Это связано с изменениями в стандартах федерального государственного образования, для углубления знаний провизоров и повышения их квалификации. Однако срок обучения после 2018 года снова может быть изменен – сокращен.

Важной особенностью ординаторского обучения является то, что оно существует только в Российской федерации и в странах бывшего Советского Союза. Поэтому стать ординатором за пределами стран СНГ нет возможности.

Это интересно! Для чего нужна и что это такое физическая культура

Однако за границей можно пройти курс обучения после окончания вуза по углубленной программе. Выпускник сможет поступить на повышающие квалификацию курсы либо стать ассистентом врача и получать опыт в теоретических и практических знаниях.

Ординатуры за границей отличаются от российской. Например, итальянские высшие учебные заведения проводят подготовку специалистов за 2–6 лет, при этом у них есть постоянная медицинская практика. А в Германии статус ассистента сменить на врача можно только после успешной сдачи экзамена. Все эти критерии распространяются и на будущих стоматологов.

Ординатура – это учеба или работа?

Ординатура в медицине проходит на базе вузов, и на нее нужно поступить на конкурсной основе. При продолжении образования с целью повышения знаний или квалификации проводится контроль знаний студентов-ординаторов.

Учеба проводится по индивидуальному плану, его составляет руководитель – опытный медработник.

В ординаторскую программу включены лекции по общим и углубленным дисциплинам, семинарские и практические занятия, а также посещение конференций с докладами.

Кроме того, обучающиеся имеют возможность проводить обход больных под руководством опытного медработника, проводить простые манипуляции и назначать лечение после консультации с лечащим врачом.

Это интересно! Выбираем профессии связанные с наукой биологией

Но главное: ординатура – это учеба или работа? Несмотря на всю обучающую форму подготовки, это работа. Стоит помнить, что трудовой стаж за этот период медработника заносится в трудовую книжку.

Кроме получения дополнительных глубоких познаний в своей медицинской специальности у ординаторов есть ряд других преимуществ:

  1. После завершения учебы выпускникам выдают удостоверение, которое подтверждает окончание обучения.
  2. Ординатор получает сертификат по итогам аттестации.
  3. Студент, который поступал на конкурсной основе, сможет в дальнейшем найти работу самостоятельно.
  4. Ординатор во время подготовки получает стипендию, а также надбавку к ней при поступлении на место работы.
  5. У студентов-ординаторов существуют каникулы, они по длительности приравниваются к отпуску врача.
  6. Предоставляется жилье для тех, кто приехал учиться из других городов или стран.
  7. Закончить обучение можно раньше при условии правильного и успешного выполнения учебного плана.
  8. Студентам разрешено брать академический отпуск.

Полезное видео

Подведем итоги

Поступление на ординаторские курсы – осознанный выбор выпускника медицинских учреждений. Это необходимый шаг для улучшения собственных знаний и повышения квалификации, а также для познания новых методик лечения или современных компьютерных технологий.

Студенты данной формы обучения получают трудовой стаж и огромный опыт работы. В отличие от интернатуры, ординаторы обучаются два года, после которых могут получить удостоверение об окончании и сертификат о квалификации.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

znaniya.guru

Интернатура и ординатура — в чем разница? Программа подготовки. Диплом. Образование

Окончание обучения в ВУЗах знаменуется выдачей диплома с указанием выбранной специальности, а выпускники задумываются о перспективах дальнейшего трудоустройства. Для большинства из них самым важным становится поиск работы, соответствующий уровню и качеству полученного образования. Другое дело — выпускник медицинских ВУЗов. В дипломах тех, кто окончил высшее медицинское заведение, уже стоит основная врачебная специальность, но самостоятельная деятельность молодого специалиста довольно ограничена. На данном этапе послевузовского обучения ему предстоит поступление в интернатуру или ординатуру, которая и завершит курс становления врача.

В чем особенности послевузовского обучения?

Дело в том, что выпускник медицинского ВУЗа никогда не допускается к самостоятельной работе с больными сразу после обучения. Как правило, этому предшествует определенный период времени, в который молодой врач должен работать под присмотром более опытных специалистов. После окончания последипломного обучения медику вручается сертификат специалиста. Именно этот документ является пропуском в профессиональную самостоятельную жизнь. В общем и целом второй этап подготовки молодого специалиста заключается в становлении молодого врача. Достойно пройти этот период поможет интернатура и ординатура. В чем разница между этими двумя формами? Попробуем разобраться.

Интернатура

Интернатурой называется первичная последипломная подготовка молодых специалистов, окончивших высшие медицинские или фармацевтические образовательные учреждения либо медицинские факультеты университетов. Пройти интернатуру рекомендуется в тех медицинских учреждениях, которые совмещают по роду своей деятельности обучение специалистов, научно-исследовательскую работу и непосредственное лечение больных. Много таких учреждений в Москве – например, Московский Государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ). Интернатура поможет завершить обучение по направлению общей специализации и получить необходимый сертификат.

Типичные специальности интернатуры

Последипломная подготовка в этом учебном учреждении включает в себя множество направлений, среди которых:

  • акушерство;
  • эндокринология;
  • анестезиология;
  • хирургия;
  • фтизиатрия;
  • генетика;
  • инфекционные болезни;
  • педиатрия;
  • скорая медицинская помощь и многие другие.

Полный перечень специальностей представлен на сайте МГМСУ. Интернатура в хорошем лечебном заведении сполна окупит вкладываемое время и средства во взрослой и самостоятельной жизни.

Положение об интернатуре

Свою деятельность интернатура осуществляет на основе перечня приказов, выданных под руководством Министерства здравоохранения Российской федерации. Общие положения обычно бывают дополнены специальными внутренними документами учебного заведения, которые освещают административные вопросы прохождения интернатуры в стенах данного ВУЗа. Смысл интернатуры заключается в подготовке специалистов по оказанию неквалифицированной первичной врачебной помощи в амбулаториях и поликлиниках. Врачи, которые могут поздравить себя с окончанием интернатуры, могут работать в учреждениях практического здравоохранения.

Подготовка интерна

В процессе прохождения интернатуры молодые специалисты проходят такие обязательные виды обучения, как ведение медицинской документации и выполнение определенного количества лечебно-диагностических процедур. Они курируют больных и остаются на дежурствах, принимают участие в работе патологоанатомов и посещают различные лекции и семинары. В общем и целом интерна подготавливают для занятия практической детальностью. Все обучение проходит под надзором преподавателей.

Три уровня

Программа обучения интерна проходит в три этапа. На первом из них интерн старается получить профессиональную ориентировку по своей будущей специализации. Второй этап обучения направлен на усовершенствование навыков и знаний. На заключительном этапе молодой врач получает возможность применять собственные знания на практике под надзором преподавателя. Все три этапа обучения должны быть документально подтверждены: составлен план занятий, подготовлено расписание обязательных семинаров. Интерн обязан вести собственный дневник, отражающий все пройденные этапы обучения. В конце такой подготовки необходимо явиться на экзамен, после успешной сдачи которого выпускнику выдается удостоверение об окончании интернатурного образования и соответствующий сертификат.

Ординатура

Ординатурой может быть названа первичная последипломная подготовка выпускников высших медицинских заведений, которая состоит в том, чтобы сформировать у выпускника самостоятельные навыки, помогающие ему оказывать медицинскую помощь в индивидуальном порядке. Подобную подготовку может оказать все тот же МГМСУ. Ординатура в этом учебном заведении предлагается выпускникам ВУЗов, согласно установленному законом порядка, — только после прохождения отборочного этапа. Он включает в себя два вида экзаменов. Тестирование по медицинским специальностям проходит по программе, утвержденной соответствующими приказами Минздравсоцразвития России. Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной шкале: наивысший балл – «отлично», а самый низкий – «неудовлетворительно».

Экзаметы в ординатуру

После прохождения первого этапа претендентов ждет устное собеседование, которое также оценивается по пятибалльной шкале. Результаты экзаменов суммируются, и претенденту сообщается, может ли он завершить свое образование в стенах МГМСУ. Ординатура этого учебного заведения, к сожалению, не может вместить всех желающих, поэтому предварительный отбор обычно очень жесткий. Поэтому рассчитывать на обучение в ординатуре могут лишь лица, получившие более высокие баллы на вступительных испытаниях, а при равных результатах предпочтение отдается тем претендентам, которые получили лучшие отметки в процессе обучения в ВУЗе, а также лицам, имеющим личные достижения в освоении выбранной специальности.

Ординатура в Москве – удовольствие не из дешевых. Но полученное образование окупится сполна. Стоимость ординатуры сопоставима со стоимостью обучения за 2-3 курса медицинского ВУЗа. Конечно, она достаточно велика, но позволяет по окончании обучения заниматься частной лечебной практикой. Таким образом, молодой специалист довольно быстро вернет деньги, вложенные в свое образование, и станет профессиональным врачом.

Общие черты послевузовской подготовки

Положение об ординатуре имеется в соответствующей статье Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В ней четко прописаны основные функции ординатуры, среди которых – подготовка выпускников медвузов к получению специальных навыков и знаний, позволяющих оказывать специализированную медицинскую помощь. Ординатура предлагает самостоятельную практику под наблюдением опытного куратора-консультанта, который ведет ординатора, оказывает ему помощь личными консультациями и советами. Интернатура занимается и общей послевузовской подготовкой. В этом случае преподаватель курирует целый штат интернов, которые не имеют права заниматься самостоятельным приемом больных. Таким образом, раскрывается отличие между понятиями «интернатура» и «ординатура». В чем разница – в подходе к обучению. Интернатура дает общее направление предоставляет общую подготовку. Ординатура уже предполагает индивидуальный подход к выпускнику.

Сроки обучения

Разница между этими видами обучения заключается и в сроках. Дополнительного времени на полную подготовку выпускника требуют и интернатура и ординатура. В чем разница? Да во времени обучения. Интернатура предполагает закончить послевузовскую подготовку в течение года. Ординатура едва укладывается в два.

Как выбрать

Вечный вопрос «интернатура и ординатура. В чем разница?», который вертится в голове выпускника медицинского ВУЗа, решается довольно просто. Если выпускник довольствуется работай в специализированных медицинских учреждениях (больницах, профилактория, санаториях, поликлиниках и прочее) ему достаточно будет закончить ординатуру. Если будущий врач мечтает о собственной практике и настроен на то, что его имя впишут в медицинские учебники, – ему стоит выбрать ординатуру.

fb.ru

Какие права и льготы дает ординатура?

  1. Лица, окончившие обучение в клинической ординатуре, получают удостоверение к диплому о базовом высшем медицинском образовании установленного образца.
  2. Срок обучения в клинической ординатуре включается в трудовой стаж врача.
  3. Обучение в ординатуре дает право клиническому ординатору на совместительство.
  4. Врачам, поступавшим в клиническую ординатуру по свободному конкурсу, по окончании обучения предоставляется право на самостоятельное трудоустройство.
  5. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, назначается стипендия, которая выплачивается за счет обучающего учреждения. Размер стипендии устанавливается соответствующими нормативными документами или организацией (учреждением), направившей их на обучение на договорной основе. Выплата стипендии происходит со дня зачисления, но не ранее получения ими окончательного расчета по месту прежней работы.
  6. Клиническим ординаторам, поступившим в рамках контрольных цифр приема, на места, финансируемые Минздравом Российской Федерации, выплачивается надбавка к установленной стипендии за счет имеющегося стипендиального фонда. Клиническим ординаторам, поступившим по целевому направлению, надбавка выплачивается за счет средств направляющей организации или учреждения.
  7. Обучающиеся в клинической ординатуре ежегодно имеют каникулы, продолжительность которых соответствует продолжительности отпуска врачей соответствующей специальности.
  8. По завершении обучения клиническим ординаторам предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска врачей соответствующей специальности.
  9. Лицам, поступающим в клиническую ординатуру по целевому направлению, направляющая организация или учреждение оплачивает расходы на проезд. Направляющая организация или учреждение должна также оплатить обратный проезд тем лицам, кто не прошел по конкурсу. Лица, не выполнившие индивидуальный план подготовки и досрочно отчисленные из клинической ординатуры, оплачивают обратный проезд самостоятельно.
  10. Иногородним клиническим ординаторам должно предоставляться общежитие в обязательном порядке.
  11. Если обучающийся успешно выполняет индивидуальный план, то он может досрочно окончить обучение. Единственное условие для досрочного окончания обучения: время обучения в клинической ординатуре до момента досрочного окончания должно составлять не менее 75 % от планового.
  12. а время отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, а также на период болезни ординатора свыше месяца, при наличии соответствующих медицинских документов, клиническому ординатору приказом руководителя учреждения продлевается срок обучения. При этом затраты, связанные с продлением срока обучения, оплачиваются учреждением, проводящим подготовку ординаторов, или учреждением, которое направило врача на обучение в ординатуре на договорной основе.
  13. Клинический ординатор имеет право на перевод из одного учебного или научного медицинского учреждения в другое. Перевод осуществляется руководителями этих учреждений по согласованию с направляющей организацией или учреждением.
  14. При необходимости получения другой специальности ординатору предоставляется право на повторное обучение в клинической ординатуре.
  15. Если ординатору необходимо пройти производственную практику, ему предоставляется право на командировку сроком до 30 дней.
  16. По результатам итоговой аттестации ординатор может получить сертификат, дающий ему право на самостоятельную врачебную деятельность. Данное решение выносится аттестационной комиссией.

moeobrazovanie.ru

Новые правила ординатуры: прелести крепостного права — МедНовости

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям. Полный текст тут.

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь: 

…Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака). 

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском – это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов.Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935. Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек. Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами .

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

 

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Источники и дополнительные материалы: 

 

 

medportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *