Чеченцев праздники – Псковская областная универсальная научная библиотека

Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей. «Чеченцы»

 

Новый год

В вайнахских праздниках зимнего цикла исключительно большое место занимало празднование Нового года, которое называлось — Керла шо. Новогодний праздник считался у вайнахов одним из главных годовых праздников. Он широко отмечался во всех горных и плоскостных царствах и общинах древних и средневековых вайнахов.

Приготовления к празднику в каждой семье начинались особенно тщательно задолго до его наступления. Готовилась разнообразная еда: пекли всевозможные хлебы, пироги, лепешки, блины, резали скотину. Приготовлялись также различные напитки из хлебных злаков: арака, пиво, брага, квас. В связи с обилием мяса, различной еды, напитков кистины, например, называли праздник «рога высокие Нижой», т. е. высокорогий, обильный Нижой.

Считалось, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, и совершали всевозможные действия защитно-магического характера. Оберегом против нечистой силы использовались железные предметы, которые раскладывали в хлевах и жилых помещениях.

Как и многие народы, вайнахи к новому году приурочивали обновление огня в очаге. Огонь, зажженный тогда, был у вайнахов в большом почете: именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Зажжение нового огня в период «рождения нового солнца» было известно по всей горной Чечне и Ингушетии.

Сегодня отдельные чеченцы превратно толкуют обычай своих предков укладывать в очаг длинные бревна. Одни думают, что их предки были столь ленивы, что не хотели утруждать себя, разрубая бревно. На самом деле укладывание бревна в очаг был красивым и веселым новогодним ритуалом. Народ гулял, отдыхал весь период, пока горело заранее доставленное для веселья бревно. И в доме тех, у кого бревно, прогорая, сокращалось до таких размеров, что за ним можно было закрыть дверь, устраивали вечеринку с обильной едой, питьем, танцами, театральными представлениями жухиргов (клоунов, артистов).

Поскольку бревно рано или поздно укорачивалось практически у всех жителей аулов, то праздник приходил в каждый дом.

Новогодние бревна заготовлялись заранее, чаще всего из дуба (наж). В отличие от некоторых других народов, вайнахи не использовали для этой цели фруктовые деревья, сожжение которых считалось большим грехом. Бревна бывали очень большим, а сушили их на корню.

Особенно большое значение придавалось обилию новогоднего стола, от которого, по твердому убеждению людей, зависит последующее в течение года изобилие. Поэтому новогодняя еда бывала, по возможности, наиболее щедрой и разнообразной. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток.

Во время всех праздников чеченцы и ингуши делали пожертвования бедным, больным, сиротам. Этот обычай так укоренился, что быть богатым, резко выделяться среди сородичей считалось настолько аморальным, что в течение веков так и не прижился институт князей и княжения, особенно в горах, устойчиво сохранялся демократический механизм гражданской и военной власти.

Новый год с нетерпением ждали молодые люди и особенно девушки. Ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий. Чаще всего девушки клали под подушку «котама шалго» (раздвоенную кость курицы). Делали также три очень соленых маленьких хлебца «ольг», два из которых клали под подушку, а один съедали. Верили, что тот, кто подаст во сне де — вушке воду и будет суженым.

Другое новогоднее гадание устраивалось с помощью зеркала, которое клали в камин, а через трубу смотрели в него две — три минуты. Затем спускались, брали из каждого угла дома понемногу земли, которую завязывали, и клали под подушку. Некоторые девушки при таком гадании видели своего суженого в зеркале, другие во сне. Или делали так. Девушка вечером шла по воду. Принеся воду домой, выливала в котел. Зеркало же помещала на трубе через платок старательно смотрела в воду, где и должен был появиться суженый.

litresp.ru

Национальные праздники Чеченской Республики в 2018 году

Чеченский народ долго отстаивал свою свободу. Сегодня, эта республика развивается, устанавливает свои законы, порядки, праздники. Помимо общих, всероссийских гуляний, в Чеченской Республике празднуют и такие:



Содержание статьи


День Конституции Чечни

23 марта – объявлен выходным днем. Все жители Чеченской Республики отмечают День Конституции. Массовые гуляния планируются по всем районам республики. В Грозном,  на главной площади им. Ахмада Кадырова, выступят звезды чеченской эстрады, лидеры молодежных организаций, общественно-политические деятели.

День Мира

16  апреля – По указу Президента ЧР Рамзана Кадырова (от 16.04.2009г) каждый год Чеченская Республика отмечает День Мира. Праздник приурочен к отмене режима контртеррористической операции в Чечне. Этот день объявлен всеобщим выходным в республике. Во всех крупных городах проводят массовые гуляния, конкурсы, готовят угощения.

Ураза-байрам

14, 15, 16 июня (точная дата определяется духовенством республики за три месяца до великого праздника) – В Чеченскую Республику приходит священный мусульманский праздник Ураза-байрам. По традициям чеченского народа праздник отмечают целых три дня. Эти дни официально признаны нерабочими.

По традициям, за четыре дня до момента наступления священного праздника, чеченские женщины делают капитальную уборку своего жилища, метут в хлевах и стойлах, вычищают придомовые помещения, чистят и моют домашнюю скотину. После такой уборки, непременно, все члены чеченской семьи купаются и надевают чистые наряды, приводят себя в порядок. Чтобы встретить великий праздник подобающе, верующие делают большие покупки новых домашних принадлежностей, утвари, продуктов. Всем новым необходимо украсить свое жилище – постелить скатерти, занавески, даже выставить новую мебель. На ужин хозяйка дома готовит традиционные угощения из восточной кухни. А дети делятся ими с родственниками, соседями и друзьями, происходит традиционный обряд обмена вкусностями, который часто называют «Чтобы едой в доме пахло».

Накануне праздника, верующие навещают родственников и знакомых, чтобы попросить у них прощения. Так, они чистят душу от обид и недоразумений, чтобы настроится на праздник и встретить его в мире и согласии.

С ранней зарей вся семья совершает обряд омовения, надевает чистые нарядные одежды. В этот день все приветливы друг с другом и добродушны. В знак приветствия говорят: «Да нисошлет Аллах милость Свою и Вам и нам!», в ответ же говорят: «Да примет Аллах наши и Ваши молитвы!»

В мечетях, за час до восхода солнца, читают особенную праздничную молитву (Гает-намазан). На молитве присутствуют все верующие мужчины Чеченской Республики. Их женщины в это время доготавливают угощения к праздничному столу.

Прежде чем приступить к празднованию, принято раздавать милостыню, чтобы нуждающиеся также по достоинству отметили Ураза-Байрам.

В каждом доме ждут прихода гостей, накрывают столы ,готовят подарки. В эти праздничные дни принято делать добрые дела, навещать родителей, близких родственников, посещать кладбища, поминать умерших.

Три дня отмечают Ураза-Байрам, и все три дня столы ломятся от угощений из баранины, оливой, хлеба и изюма, инжира, миндаля и фисташек. Женщины готовят различные супы и бульоны, салаты, а в качестве гарнира подают рис, картофель или кабачок.

Торжество Ураза-Байрам в Чеченской Республике отмечают весело, с песнями и танцами. На площадях по всей республике проводят ярмарки, выступают местные кружки самодеятельности. Верующие надеяться, что проведя праздник в веселье, то и весь год будет наделен счастьем и радостью.

Курбан-байрам

21-25 августа – (точная дата определяется чеченским духовенством), в этот день верующие мусульмане Чеченской Республики отмечают самый светлый праздник Курбан-байрам. Праздник жертвоприношения отмечают после 70 дней после Ураза-байрама. По традиции празднования проводят 3-4 дня, эти дня объявляют официальными выходными в республике.

Обряды Курбан-байрам не меняются веками. По утру вся семья надевает чистые одежды и отправляется в мечеть на молитву, совершает обряд намаза. После священно служения, мусульмане отправляются на кладбища, чтобы почтить память усопших. Тысячи жителей республики навещают могилу первого Президента ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова.

По всей республике, во всех учреждениях, без исключения, проводят обряды жертвоприношения. За день до праздника в Грозном организуют переносные рынки, где можно выбрать быка или баранчика. Покупать жертвенное животное необходимо за собственные средства, одалживать деньги на покупку категорически нельзя.

По традиционному обряду, связанное животное кладут в сторону Мекки, на Восток. После короткой молитвы старейшине доверяют совершить обряд жертвоприношения. Тушу начинают разделывать на несколько частей. Что-то оставляют себе, часть родственникам и близким, остальное передают бедным.

В праздничные дни нужно делать только благие дела, раздавать милостыню, проводить обряды.

День чеченской женщины

16 сентября (третья воскресенье сентября) – в Чеченской Республике отмечают День чеченской женщины. Этот праздник учредил Президент ЧР Рамзан Кадыров еще в 2009 году как дань всем чеченским женщинам, которые вынесли на своих плачах все тяготы и лишения прошлых столетий.

В этот день города и райцентры республики будут восхвалять имена скромных, добродушных чеченских женщин. Пройдут народные гуляния, на площадях выступят коллективы художественной самодеятельности, звезды чеченской эстрады. В школах проведут выставки подделок, а также утренники в честь матерей и сестер.


Резюме:
День независимости Чечни отмечается ежегодно 23 марта.
Главные мусульманские праздники отмечаются в Чечне ежегодно: Ураза-байрам и Курбан-байрам.
16 сентября 2018 года в Чечне будут праздновать день чеченской женщины.

Источник: kalendar2018.ru

2qm.ru

Обычаи чеченцев | История и Традиции

Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты ( «обычай» – араб.,) чеченцев – неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Моральном кодексе. Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.

Истоки этих красивых обычаев – в древней истории чеченцев. Сыздавна повелось так, что огромное значение в чеченском обществе имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому стал старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.

Очень интересным обычаем для многих других народностей является обычай подарка гостю. Если гостю понравился какой-либо предмет в доме, то хозяин тут же должен предложить ему его, подарить. Однако находились люди, которые впоследствии осуждали гостя за выманивание предметов, он мог прослыть человеком «рабского этикета».

Есть также несколько правил, касающихся гостеприимства. Хозяин дома, принимая гостей, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.

Если в дом приходят гости, которые не являются близкими родственниками или соседями, то женщины не должны их обслуживать. Этим могут заниматься взрослые сыновья, молодые родственники или соседские юноши.

Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Женщина, являющаяся матерью достойных сыновей, имеет право принимать равноправное участие в совете мужчин.

Вообще в чеченском обществе особо строго соблюдаются все традиции, которые касаются женщин. Например, когда в дом входит посторонняя женщина,  все мужчины должны встать. Если женщина приехала в гости, то в отношении нее все церемонии и приличия соблюдаются с особенной тщательностью.

Если вместе идут мужчина и женщина, женщина должна идти на шаг позади мужчины. Объясняется этот обычай тем, что в древние времена мужчина должен был первым встретить опасность.

Если идут вместе двое мужчин, то младший должен идти слева и на полшага позади. Объясняется это тем, что младший должен прикрыть левую, незащищенную сторону старшего.

Если идут вместе трое мужчин, то старший идет посередине, а младшие по бокам, чуть поотстав.

Мужчина при посторонних людях ни в коем случае не должен брать на руки своего ребенка или ласкать его словами или прикосновениями. То же самое относится и к матери. Если маленький ребенок заплакал или закапризничал, мать должна унести или увести его в другую комнату. Нельзя допускать, чтобы дети мешали гостю или гостям беседовать с хозяином дома, если сами гости настоятельно не попросят привести детей.

Младший не должен пересекать дорогу старшему, а должен остановиться и пропустить его, почтительно поздоровавшись. Женщина должна пропускать мужчину.

Считается крайней бестактностью, если младший перебьет старшего или затеет разговор со старшим без его просьбы или разрешения.

Любой совершеннолетний мужчина имеет право пресечь, даже с применением оружия, похищение девушки. Если при этом прольется кровь, то родственники девушки обязаны принять вражду на себя, освободив заступника от преследования кровниками.

Невестка должна накормить мужа, лишь накормив предварительно его родителей, если они все живут в одном доме или в близком соседстве.

Не допускаются браки, если парень и девушка находятся по отношению друг к другу хотя бы в семиюродном родстве. Даже при более отдаленном родстве такие браки осуждаются, но не считаются злостным нарушением традиций.

В старину в знак уважения к своему селению мужчина садился на коня только за границей селения, а до этого шел, ведя коня на поводу.

Считалось дурным тоном обижаться на шутку. Однако и шутки не должны были содержать в себе явных оскорблений.

Считалось позором и малодушием обнажить оружие на обидчика и не нанести удара. Поэтому чеченцы только в самых крайних случаях брались за оружие.

Конный всегда первым здоровался с пешим, а спускающийся вниз по склону горы – с тем, кто идет наверх.

Мужчина никогда не говорит  «моя жена», он выражается эвфемизмами: «та, что в доме», «мать этих детей» и т.п. Также и женщина не говорит «мой муж», обходясь эвфемизмами.

В 63 года у мужчин наступает возраст, называемый «возраст развязывания пояса», то есть считалось, что с этой поры он может выходить на улицу без кинжала, и на нем не лежит воинская обязанность.

При равных условиях мужчина должен оказывать большее почтение своим дядям со стороны матери, чем дядям со стороны отца.

Дяди со стороны матери при достижении племянником совершеннолетия (15 лет) дарили ему верхового коня, а дяди со стороны отца – оружие.

Нищим надо подавать в любом случае, даже если ты подозреваешь, что они мошенники, а не люди, нуждающиеся в поддержке.

Нельзя приманивать животных пустой ладонью: обмануть бессловесную живность или маленького ребенка – презренный поступок.

Клятвенный друг, даже если он представитель другого тейпа, имеет право выступить при кровной мести на стороне побратима.

Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.

Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.

Если отец обнаруживает, что его сын закурил, то он через мать предупреждает его о недопустимости курения, а сам немедленно бросает курить.

Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.

Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.

Прикоснуться к папахе мужчины считается тяжким оскорблением, оно приравнивается к пощечине.

Перебить говорящего – проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово».

 

По материалам этнографа Хасиева С.-М.

 

che.rus4all.ru

Чеченский народ: культура, традиции и обычаи

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Культура и быт чеченского народа

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества — языческой мифологии, нартского эпоса — были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.

Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев — имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Традиции и обычаи чеченского народа

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Правила гостеприимства

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет – он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

Мужчина и женщина

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так – мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение — мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Семья

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Религиозные обрядовые праздники и обычаи народов Чечни

На территории Чечни сохранились развалины храмов и святилищ, посвященных богу Сeла. Далекие предки современных чеченцев уважительно называли этого бога: «благочестивый Сeла», «светлый, чуткий Сeла», «бог звезд, молнии и огня». В те времена умершего от удара молнии человека весьма почитали и хоронили в склепе из тесаного камня, в полном вооружении и сидя. Место, где был убит молнией человек или животное, считалось священным. Целебной считалась вода, принесенная из святилища бога Сeла. Жрецы давали ее пить больным по ложечке и лечили этой водой глаза.

Чеченский народный праздник в честь громовержца Сeла, отдельными элементами напоминал праздник христиан в честь Ильи-пророка. Для празднования отводилась одна из сред месяца Сeла — в период с 22 мая по 22 июня. Церемония праздника у святилища включала приношения богу Сeла и молитвы. Примерно такие: «Небо часто заставь греметь. Заставь солнце целительно греть. Пролей дождь маслом, взрасти посеянное. Осенью не дай дуть быстрому ветру». Другой вариант молитвы: «Сeла, сбереги людей от бед, вреда, сбереги наши посевы от града, потопа, дай нам богатый урожай».

2.3 Праздник богини Тушоли

Культ богини Тушоли был распространен в глубокой древности. Тушоли — богиня весны, плодородия и деторождения. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны. К этому дню прилетала главная вестница весны — птица удод. Чеченцы называли ее «курица Тушоли» и почитали как священную птицу. Ее нельзя было убить, разве только с разрешения жреца в лечебных целях. Хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо на чердаке или где-либо во дворе.

К празднику Тушоли приурочивали выбор невест. Старшее поколение всячески содействовало бракам, заключенным в этом месяце, считая, что они — самые счастливые.

Почитая Тушоли, как покровительницу плодородия и чадородия, женщины просили богиню: «Тушоли, дай нам благодать свою. Сделай так, чтобы неродившие родили детей, а родившихся оставь в живых. Пошли нам обильный урожай, пошли дождь масляный, солнце лекарственное» .

В древности праздник Тушоли был связан с обрядами, которые проводились в святилищах, где жрецы хранили идол богини и особую хоругвь. Древко для хоругви вырубалось только в заповедной роще, куда нельзя было ходить без разрешения жреца и не разрешалось рубить деревья и пасти скот. Люди приносили в святилище в честь праздника подарки: оленьи рога, пули, восковые свечи. Приношения освящал жрец, одетый обязательно в белое.

В период распространения в Чечне ислама культ богини Тушоли был официально запрещен. Но праздник Тушоли остался, как народный женский и детский праздник.

2.4 Праздник выхода плуга

Праздник выхода плуга проходил в четвертый день Праздника весны. Он отмечался в течение двух дней. Первый день был посвящен ритуальной вспашке поля и севу. Традиционный порядок этого дня: запрягание волов, проводы пахаря, проведение ритуальной борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть.

Выбранный для ритуала пахарь должен был строго соответствовать следующим требованиям: быть «несущим изобилие», быть «честным тружеником», быть «человеком легкой и счастливой руки». Не всякий соглашался на эту почетную работу, опасаясь обвинения односельчан в случае неурожая. Интересно, что наряду с перечисленными качествами пахарь, выбранный для ритуала, должен был обладать и рядом других признаков: например, быть средней полноты и волосатым.

Волов для ритуальной вспашки специально украшали. Их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки.

С полными ведрами воды (заранее выйдя из дома) встречала жена пахаря процессию, идущую в поле. А участников обряда, возвращавшихся домой, обязательно старались обрызгать водой. Это делалось в качестве пожеланий хорошей погоды и обильного урожая.

На второй день праздника устраивались скачки и различные состязания.

Принято было также, чтобы каждая семья перед началом основной пахоты и сева устроила малую жертву — раздачу в три дома различных продуктов растительного происхождения.

2.5 Праздник весны

С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия — 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу.

Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом.

Праздничные развлечения вече-ром проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.

2.6 Новый год

История традиций новогоднего праздника восходит к глубокой древности. Тогда важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Еще один ритуал — укладывание длинного не разрубленного бревна в очаг. Длина бревна определяла продолжительность праздника. В том доме, где бревно, прогорев, сокращалось до таких размеров, что за ним можно закрыть дверь, начиналась вечеринка с обильной едой, питьем, танцами, представлениями клоунов или артистов. Поскольку бревна рано или поздно укорачивались во всех очагах, то праздник приходил в каждый дом. Новогодние бревна заготавливались заранее: дерево, чаще всего дуб, сушили на корню. Использование фруктовых деревьев счи-талось большим грехом. Далекие предки чеченцев верили, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, поэтому защищаясь от нее, раскладывали в хлевах и жилых помещениях в качестве оберегов железные предметы.

Обильный новогодний стол, по народным представле-ниям, был гарантией благополучия семьи в наступаю-щем году. С этой целью сытно кормили в новогоднюю ночь все живое, вплоть до мышей. К празднику пекли хлебы из пшеничной муки. Самый главный — большой ритуальный хлеб имел форму диска с лучеобразными линиями, идущими от центра. Кроме того, пеклись пироги с различной начинкой: для старшего в семье — четырехугольной формы, для гостей — круг-лые. В сдобные хлебы клали монеты, хлебные зерна, кусочек шерсти, по которым гадали: кто чем будет богат в новом году.

В новогоднюю ночь были приняты и другие гадания. Для одного из них специально выбранный человек отправлялся в святилище. Там он лежал на животе всю ночь, приложив ухо к земле. Наутро этот человек толковал то, что услышал. Интересно, что аналогичное гадание есть и у русских. В ночь на рождество русский крестьянин идет на перекресток, чертит круг и припадает ухом к земле. Если он «слышит» шум нагруженных саней, это к урожайному году, если ненагруженных — к неурожаю.

Уникальное древнее чеченское гадание — на бараньей лопатке. При гадании смотрели на свет сквозь лопатку и по пятнам на кости предсказывали урожай, погоду и даже семейные события (свадьбы, роды, похороны). Похожее на это гадание известно в культуре китайцев.

Ночь под новый год считалась особенно благоприятной для га-даний о замужестве. Для одного из них девушка пекла три очень соленых маленьких хлебца; два из них клала под подушку, а один съедала. По примете, будущий муж — тот, кто подаст девушке во сне воду.

Под новый год в чеченских селах ходили ряженые — молодые люди или подростки в шубах наизнанку, в войлочных масках с рогами или с вымазанным сажей лицом. Обычай рядиться и колядничать, кстати, интернациональный — он сохранился по сей день во многих странах Европы и в Америке.

А вот скачки в третий день новогоднего праздника были чисто чеченским обычаем. Первым трем победителям-наездникам полагались призы: верховая лошадь, седло, уздечка и плетка или что-нибудь из одежды.

Для современных чеченцев новогодний праздник не связан с народным сельскохозяйственным календарем. Он не входит и в исламскую традицию. В новогоднюю ночь люди просто собираются за столом, чтобы проститься с прожитым годом и встретить новый, с которым связывают свои мечты и надежды на лучшее.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

3.1 Каков этикет свадебного обряда?

Традиционная чеченская свадьба, как и другие народные обряды, выступала в своем синкретическом единстве, то есть включала в себя пение, танец, музыка, пантомима и слово, создававшие вместе взятые цельное зрелище.

В таких элементах чеченского свадебного обряда, как свадебный, скачки, ввод невесты в дом жениха, знакомство с невестой, вывод невесты к реке, посещение будущем зятем родителей невесты и других, проявляются основные особенности чеченского народного театра, выражающиеся в массовости творчества, своеобразии и многокрасочности национальной формы, широте и глубине народной фантазии.

Вообще игровой момент-представление, изображение в лицах очень развиты в образах чеченской свадьбы. Об этом свидетельствует и само чеченское слово «ловзар» – свадьба, что в переводе на русский язык означает «игра».

mirznanii.com

КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ на 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНАЯБИБЛИОТЕКА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИМ. А. АЙДАМИРОВА

ОТДЕЛ  НАЦИОНАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

КАЛЕНДАРЬ

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

на 2018 г.

        

                                    Составитель: Духаева Я.Ю.

                                и.о. заведующей отделом

                                                           национально-краеведческой литературы

Январь

01 января — 120 лет со дня рождения (1898-1977) Халида Дудаевича Ошаева, писателя, публициста, драматурга, историка, этнографа, видного общественного деятеля. Автор документально-художественной повести «Брест – орешек огненный».

03 января — 80 лет со дня рождения (1938) Адиза Джабраиловича Кусаева, поэта, публициста, члена Союза писателей России, члена Союза журналистов России, Заслуженного работника культуры ЧИАССР.

04 января — 55 лет со дня рождения (1963) Саид-Хасана Тагаева, писателя, журналиста, члена Союза писателей и Союза журналистов ЧР и РФ.

04 января — 165 лет назад (1853) Лев Николаевич Толстой посетил крепость Грозная.

10 января — 70 лет со дня рождения (1948-2003) Зайнди Джабаевича Байхаджиева, поэта.

20 января — 55 лет со дня рождения (1963) Шарипа Мовладовича Цуруева, поэта, журналиста, члена Союза писателей и Союза журналистов ЧР и РФ.

Февраль

05 февраля – 60 лет (1958) со дня рождения Ибрагимова Мовсура Муслиевича, доктора исторических наук, профессора.

09 февраль – 60 лет (1958) со дня рождения Арби Гакаева, поэта.

11 февраля — 75 лет назад (1943) на заседании Политбюро ЦК ВКПб принято решение о депортации чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию.

11 февраля – 75 лет со дня рождения (1943) Султана Докаева, Народного артиста ЧР.

15 февраля — 65 лет со дня рождения (1953) Лечи Шариповича Абдуллаева, поэта, публициста, члена Союза писателей и Союза журналистов ЧР и РФ, Народного поэта ЧР, Почетного профессора ЧГУ, Заслуженного журналиста ЧР.

15 февраля – День памяти воинов – интернационалистов в России

16 февраля — 80 лет со дня рождения (1938) Мусы Абадиевича Дудаева, поэта, писателя, переводчика, актера театра и кино, члена Союза писателей ЧР и РФ, Народного артиста ЧР и РФ.

21 февраля – Международный день родного языка. Отмечается по

 инициативе ЮНЕСКО с 1999г.

23 февраля — 40 лет назад (1978) в г. Грозном состоялось открытие широкоформатного кинотеатра «Юбилейный».

23 февраля – 74 года (1944) со дня депортации чеченцев и ингушей из родных мест в Казахстан, Киргизию.

23 февраля – День защитника Отечества.

Март

01 марта — 70 лет назад (1948) в Грозном состоялось открытие кинотеатра «Родина».

02 марта — 65 лет со дня рождения (1953-2017) Имрана Германовича Усманова, поэта, певца, композитора, Народного артиста ЧР, члена Союза писателей ЧР и РФ.

04 марта — 100 лет назад (1918) на второй сессии областного народного съезда Терской области была провозглашена Советская власть и образована Терская Автономная Советская Республика с вхождением в РСФСР. В ее состав вошли: Чечня – под  названием Чеченского автономного округа, Ингушетия – Назрановского автономного округа.

05 марта — 70 лет со дня рождения (1948) Хамида Хадидовича Азаева, актера театра, Народного артиста ЧР.

08  марта — 55 лет со дня рождения (1963) Машар Абузаровны Айдамировой, писательницы, Заслуженного учителя ЧР, члена Союза писателей ЧР и РФ.

20 марта —  80 лет со дня рождения (1938-2004) Юши Ахъядовича Айдаева, филолога, историка, доктора филологических наук, профессора, члена Союза журналистов и Союза писателей РФ, Заслуженного работника культуры ЧИАССР.

21 марта — 80 лет со дня рождения (1938) Хамзата Юнусовича Дадаева, художника, Народного художника ЧР.

21 марта — 65 лет со дня рождения (1953) Хожбауди Джунайдовича Исраилова, актера театра, Народного артиста ЧР.

23 марта – День Конституции Чеченской Республики. Установлен указом Главы администрации Чечни А-Х. Кадырова 24 марта 2003 г.

24 марта – 70 лет со дня рождения (1948) Паскачева Асламбека Боклуевича, доктора экономических наук, профессора.

25 марта – День работников культуры. Отмечается ежегодно        

 в соответствии с указом Президента РФ от 27 августа 2007 г.

28 марта — 70 лет со дня рождения (1948) Луизы Альвиевны Азаевой, актрисы, Заслуженной артистки ЧР.

Марта — 110 лет назад (1908) в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) начато издание на чеченском языке (на основе арабского алфавита) произведений религиозного содержания.

Апрель

02 апреля — 60 лет назад (1958) в Грозном открыта школа-интернат для чеченских и ингушских девушек на 210 мест.

04 апреля — 70 лет со дня рождения (1948) Сулима Магомадова, поэта.

04 апреля — 90 лет назад (1928) начала работу Грозненская радиостанция.

05 апреля — 65 лет со дня рождения (1953) Салмана Алхазуровича Хасимикова, четырехкратного чемпиона мира по вольной борьбе.

06 апреля — 80 лет назад (1938) вышло постановление президиума Чечено-Ингушского облисполкома о введении в ЧИАССР алфавита на русской основе. Окончательно было утверждено постановлением бюро обкома ВКП(б) 22-24 апреля 1938 г.

6 апреля – 3 годовщина (2015) со дня присвоения г. Грозный  почетного звания  «Город воинской славы». Указ Президента РФ от 6 апреля 2015г.

08 апреля — 105 лет со дня рождения (1913) Супьяна Идрисовича Идрисова, первого чеченского полиграфиста. С 1 сентября 1934 года работал в типографии им. «11 августа».

11 апреля — 80 лет назад (1938) были основаны газеты: «Колхозное знамя» — Веденского района, «Путь социализма» — Надтеречного района, «Колхозный путь» — Шалинского района, «Сталинский путь» — Шатоевского района.

15 апреля — 75 лет со дня рождения (1943) Баудина Саидовича Хадашева, актера, Заслуженного работника культуры ЧР.

16 апреля – День мира. Отмена контртеррористической операции в ЧР. Национальный антитеррористический комитет по поручению Президента РФ Д.А.Медведева отменил решение об объявлении Чеченской Республики зоной проведения контртеррористической операции. Эти ограничения были введены Постановлением Правительства РФ №1223 от 5 ноября 1999 года.

17 апреля — 75 лет назад (1943) Ханпаше Нурадилову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

25 апреля – День чеченского языка. Установлен Указом Главы Чеченской Республики Р.А.Кадыровым за №207 от 11.05.2007 г.

25 апреля — 95 лет назад (1923) в Грозном начала выходить газета «Советская автономная Чечня».

30 апреля — 70 лет со дня рождения (1948) Мусы Муслиевича Ибрагимова, доктора исторических наук, кандидата философских наук.

30 апреля — 45 лет назад (1973) в Грозном состоялось открытие памятника героям гражданской войны А.Шерипову, Г.Ахриеву и Н.Гикало. Скульптор И.Д. Бекичев, архитектор З.С.Беркович.

Май

01 мая — 125 лет назад (1893) завершено строительство железнодорожной магистрали Беслан — Грозный — Порт-Петровск (Махачкала).

01 мая – 95 лет назад (1923) начала выходить чеченская газета «Серло» на основе арабской графики.

09 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

09 мая – 14 лет (2004) со дня трагической гибели Кадырова Ахмата-Хаджи Абдулхамидовича, первого Президента ЧР, Героя России.

10 мая — 80 лет со дня рождения (1938) Хасана Вахитовича Туркаева, литературоведа, профессора, члена-корреспондента АН ЧР, Заслуженного деятеля науки РФ, члена Союза писателей СССР с 1980 года, члена Международной Ассоциации писателей и публицистов.

17 мая — 100 лет со дня рождения (1918-1983) Абухажи Идрисова, Героя СССР, Звание присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года.

20 мая — 80 лет со дня рождения (1938-2013) Мималта Мусаевича Солцаева, режиссера, лауреата гос. премий России, Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

21 мая – День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны 1817-1864 гг.

23 мая — 95 лет назад (1923) в Грозном организован первый пионерский отряд.

27 мая – Общероссийский день библиотек.

29 мая — 105 лет со дня рождения (1913-1986) Мовлида Алероевича Висаитова, Героя СССР, кавалера высшего воинского ордена США «Легион чести». Звание Героя СССР присвоено в мае 1990 года посмертно.

Июнь

10 июня — 200 лет назад (1818) генералом А.П. Ермоловым заложена крепость Грозная.

05 июня – 60 лет со дня рождения (1958) Магомадова Тарама Ахматовича, заслуженного мастера спорта СССР по вольной борьбе, кандидата сельскохозяйственных наук.

9 июня – 80 лет со дня рождения (1938) Индербаева Гелани Вахавича, кандидата филологических наук, литературного критика, члена Союза писателей РФ.

15 июня – 94 года назад (1924-2000) родился Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, легендарный танцор ХХ века Махмуд Эсамбаев.

 22 июня — 100 лет назад (1918) по решению Чеченского народного съезда, состоявшегося в с. Гойты, организована Чеченская Красная Армия под командованием А.Шерипова.

Июнь — 40 лет назад (1978) в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии состоялся первый выпуск Чечено-Ингушской актерской студии.

Июль

09 июля — 85 лет со дня рождения (1933) Докки Денисултановича Кагерманова, поэта, писателя, журналиста, Заслуженного работника культуры ЧИАССР, заслуженного журналиста ЧР.

11 июля – 80 лет со дня рождения (1938) Хакишева Руслана Шалаудиновича, режиссера, Заслуженного деятеля искусств РФ.

14 июль – Объявление лесов Чечни и Ингушетии принадлежащими казне, т.е. государству.

26 июля — 75 лет назад (1943) принято постановление СНК ЧИАССР «О всеобщем обязательном обучении в школах Чечено-Ингушской АССР детей от 8 до 14 лет».

27 июля – 65 лет (1953) со дня рождения Анзорова Вахи Асхадовича, кандидата биологических наук.

Август

11 августа — 100 лет назад (1918) в Грозном начались бои, вошедшие в историю под названием Стодневные.

11 августа — 80 лет назад (1938) при Московском государственном театральном институте им. Луначарского организована Чечено-Ингушская студия.

12 августа — 75 лет со дня рождения (1943) Айнди Исаевича Салтымурадова, художника.

15 августа — 60 лет со дня рождения (1958) Успана Абусайдовича Зубайраева, актера, Народного артиста ЧР.

18 августа — 100 лет со дня рождения (1918-2005) Юнуса Дешериевича Дешериева, языковеда, профессора, доктора филологических наук, Заслуженного деятеля науки РСФСР.

21 августа — 85 лет со дня рождения (1933-1985) Юсупа Сулейманова, поэта.

24 августа – 60 лет со дня рождения (1958) Арсалиева Шавади Мадов-Хаждиевича, доктора педагогических наук.

25-28 августа — 60 лет назад (1958) в Грозном прошли античеченские выступления части жителей с требованием выселить чеченцев и ингушей из республики.

26 августа — 95 лет назад (1923) в Грозный приехал японский революционер, член исполкома Коминтерна Сен Катаяма.

28 августа — 115 лет со дня рождения (1903-1943) Саида Сулеймановича Бадуева, поэта, писателя, драматурга.

30 августа – 100 лет назад Чеченская Красная Армия (1918) под командованием А. Шерипова вошла в Грозный на помощь грозненским большевикам.

31 августа– 85 лет со дня рождения (1933-1995) Сулейманова Юсупа,  поэта, журналиста.

Август — 75 лет со дня рождения (1943) Рамзана Джамбулатова, поэта.

Август — 120 лет назад (1908) в Тифлисе вышел в свет чеченский букварь, составленный Таштемиром Эльдархановым на основе русской грамоты.

Сентябрь

03 сентября — 75 лет назад (1943) учреждено почетное звание «Заслуженный учитель ЧИАССР».

06 сентября – День гражданского согласия и примирения. Впервые этот праздник был провозглашен Указом главы администрации ЧР А.-Х. Кадырова за №59 от 4 сентября 2002 года.

06 сентября – 85 лет со дня рождения (1933) Висаитова Булата Ахматовича, доктора медицинских наук.

09 сентября — 40 лет назад (1978) в станице Старогладовской состоялось открытие памятника и музея Л.Н.Толстого.

09 сентября – 65 лет со дня рождения (1953) Башировой Хадшит Бакуевны, кандидата педагогических наук.

16 сентября – День чеченской женщины. Введен Указом Президента ЧР Р.А. Кадырова за №39 от 2 февраля 2009 года.

16 сентября – 75 лет со дня рождения  (1933г) Вагапова Якуба, лингвиста.

21 сентября — 135 лет со дня рождения (1883-1934) Ибрагим-Бека Саракаева, писателя, публициста.

23 сентября — 55 лет назад (1963) на экранах г. Грозного начал демонстрироваться новый художественный фильм «Я буду танцевать». В главной роли Махмуд Эсамбаев.

27 сентября – 105 лет назад (1913) после перестрелки убит абрек Зелимхан.

30 сентября — 65 лет со дня рождения (1953) Лечи Умаровича Ясаева, поэта, член Союза писателей ЧР и РФ.

Сентябрь — 80 лет назад (1938) в Грозном открыт Чечено-Ингушский педагогический институт с тремя факультетами: историческим, физико-математическим, литературы и языка.

Октябрь

01 октября — 110 лет со дня рождения (1908-1972) Умара Димаевича Димаева, гармониста, исполнителя народной музыки, композитора, Народного артиста ЧИАССР.

05 октября – 42 года со дня рождения (1976) Кадырова Рамзана Ахматовича, Главы ЧР, Героя России.

05 октября – День молодежи Чеченской Республики.

05 октября – День города Грозный.

06 октября — 125 лет назад (1893) возле г.Грозного ударил первый нефтяной фонтан. Начало промышленной разработки нефти в Чечне.

06 октября — 235 лет назад (1783) произошло сражение между чеченцами и отрядом генерала Потемкина в ущелье Ханкала.

13 октября — 75 лет со дня рождения (1943) Дадана Геланиевича Идрисова, художника, члена Союза художников СССР и РФ с 1971 года, Заслуженного художника ЧР. Избран почетным членом ЮНЕСКО.

14 октября — 75 лет назад (1943) в целях подготовки учительских кадров коренной национальности обком ВКП(б) принял решение об организации в г. Грозном специального женского педагогического училища для чеченок и ингушек.

15 октября — 105 лет со дня рождения (1913-1983) Нурдина Джамалдиновича Музаева, поэта, писателя, переводчика.

18 октября – 75 лет со дня рождения (1943-2003) Майради Висмурдавича Оздарбиева, ученый-экономист, доктор наук.

20 октября — 70 лет со дня рождения (1948-1996) Сайд-Селима Саидова, поэта, писателя, журналиста.

22 октября — 55 лет со дня рождения (1963) Ваха-Хаджи Хасиевича Амаева, писателя, журналиста.

24 октября — 100 лет со дня рождения (1918) Асет Махмудовны Батукаевой, первой чеченской женщины-журналистки.

24 октября — 75 лет назад (1943) при Чечено-Ингушском драматическом театре открылась студия для подготовки национальных артистических кадров.

25 октября — 110 лет со дня рождения (1908-1997) Абдурахмана Гиназовича Авторханова, профессора, учёного, публициста, политолога.

29 октября — 85 лет со дня рождения (1933-2005) Абузара Абдулхакимовича Айдамирова, поэта, писателя, просветителя, публициста, члена Союза писателей ЧР и РФ, Народного писателя ЧИАССР с 1974 года, Заслуженного учителя ЧИАССР.

Октябрь — 50 лет назад (1968) к 51-й годовщине Великого Октября в Заводском районе г. Грозного был открыт памятник пожарникам, погибшим при ликвидации последствий налетов вражеской авиации в октябре 1942 г. Автор – скульптор Р. Мамилов. Памятник был включен в туристический проспект «Исторические и памятные места Северного Кавказа».

Ноябрь

01 ноября — 75 лет назад (1943) лейтенанту Ирбайхану Бейбулатову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

03 ноября — 45 лет со дня рождения (1973) Лидии Махмудовны Довлеткиреевой, литературного критика.

04 ноября – 50 лет (1968) со дня рождения Кутуева Руслана Азаевича, кандидата физических наук.

06 ноября — 60 лет назад (1958) на территории комсомольского парка г. Грозного открыт памятник героям Стодневных боев.

07 ноября – 80 лет со дня рождения (1938) Дыхаева Вахи Амжадовича, кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры ЧИАССР, члена Союза журналистов и Союза писателей.

09 ноября — 90 лет назад (1928) состоялся первый концерт Грозненского симфонического оркестра.

14 ноября – 100 лет назад (1918) в Грозном состоялся парад Красных войск в честь победы над контрреволюцией.

15 ноября – 95 лет назад (1923) был открыт Грозненский коммунальный банк, один из первых на Северном Кавказе.

17 ноября – 80 лет со дня рождения (1938) Саидовой Хадижат Юнусовны, одна из первых женщин-чеченок – кандидат исторических наук.

Декабрь

02 декабря — 80 лет со дня рождения (1938-2012) Саида Асламбековича Гацаева, поэта, драматурга, журналиста, член Союза писателей ЧР и РФ.

02 декабря — 100 лет со дня рождения (1918-1958) Арби Шамсудиновича Мамакаева, поэта, писателя, драматурга.

05 декабря — 75 лет со дня рождения (1943) Хаваса Акбиева, поэта, писателя, журналиста, члена Союза писателей ЧР и РФ.

20 декабря — 120 лет со дня рождения (1898-1977) Марьям Султановны Исаевой, поэтессы, писательницы, переводчицы.

24 декабря — 95 лет со дня рождения (1923-1996) Балкан Анзоровны Анзоровой, поэтессы, певицы, народной сказительницы.

25 декабря — 55 лет со дня рождения (1963) Анзора Матаева, поэта, писателя, члена Союза писателей ЧР и РФ.

27 декабря – 80 лет назад (1938) в Грозном организован Институт усовершенствования  учителей.

30 декабря — 90 лет со дня рождения (1928-1992) Раисы Солтамурадовны Ахматовой, поэтессы, Народной поэтессы Чечено-Ингушетии.

30 декабря — 80 лет со дня рождения (1938) Тамары Исаевой, режиссера-кукольника.

Январь-декабрь

Январь-декабрь — 80 лет со дня рождения (1938-2003) Абдулы Садулаева, поэта.

Январь-декабрь — 80 лет со дня рождения (1938-1972) Султана Юсупова, писателя, журналиста.

Январь-декабрь — 80 лет назад (1938) чеченская письменность переведена на новый алфавит, основанный на русской графике.

Январь-декабрь — 85 лет со дня рождения (1933-1987) Анатолия Передреева, поэта, переводчика.

Январь-декабрь — 85 лет со дня рождения (1933) Султана Юсуповича Маргошвили, поэта, прозаика, переводчика, члена Союза писателей ЧР и РФ.

Январь-декабрь — 100 лет назад (1918) во Владикавказе на русском языке издана книжка Асламбека Шерипова «Из чеченских песен».

Январь-декабрь — 105 лет со дня рождения (1913-1993) Михаила Тихоновича Лукина, писателя, журналиста, публициста.

Январь-декабрь — 105 лет назад (1913) во Владикавказе вышла в свет работа чеченского публициста И.Б.Саракаева «По трущобам Чечни».

Январь-декабрь — 115 лет назад (1903) в Грозном открылась женская гимназия. Состоялась первая рабочая маевка – празднование 1 мая – Дня солидарности трудящихся.

Январь-декабрь — 120 лет со дня рождения (1898-1918) Фатимы Арсанбековны Арсановой. медсестры, участницы Стодневных боев против белоказачьих банд в г. Грозном.

Январь-декабрь — 135 лет со дня рождения (1883-1920) Назарбека Джамалдиновича Шерипова, офицера, актера и драматурга, первого режиссера.

Январь-декабрь — 165 лет назад (1863) в Грозном создана начальная школа из двух классов для детей зажиточных чеченцев.

Январь-декабрь — 180 лет назад (1838) основана станица Николаевская.

Январь-декабрь — 190 лет со дня рождения (1828-1866) А.П.Берже, автора исследования «Чечня и чеченцы»

Январь-декабрь — 200 лет назад (1818-1826) во главе освободительной борьбы чеченцев становится Бейбулат Таймиев.

Январь-декабрь — 235 лет назад (1783) начал религиозно-политическую деятельность Ушурма (шейх Мансур) из аула Алды.

Январь-декабрь — 450 лет назад (1568) основана ст. Щедринская.

Январь-декабрь — 375 лет назад (1643) первое упоминание в русских документах станицы Верхний Червленый (нынешняя ст. Червленная на Тереке) и с. Дики-Юрт (Дикеева деревня), расположенного у с. Алхазурово.

Январь-декабрь – 175 лет назад (1843) умер выдающийся руководитель национально-освободительной борьбы чеченского народа Ташав-хаджи Саясановский. Похоронен в с. Саясан.

Январь-декабрь – 80 лет со дня рождения Садулаева Абдулы  (1938 – 2003), поэта, журналиста.

Использованная литература

1. Кусаев А.Д. Писатели Чечни [Текст]. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2005. – 410 с.

2. Кусаев А.Д. Писатели Чечни. Кн. 2 [Текст]. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2009. – 496 с.

3. Кусаев А.Д. Писатели Чечни. Кн. 3 [Текст]. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2010. – 160 с.

4. Кусаев А.Д. Чечня: годы и люди [Текст]. – Грозный, 2007.

5. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (1920 — июнь 1941г.). Сборник документов и материалов [Текст]. / Сост.: В.Д. Дериглазова, А.Т. Морозова, М.А. Шахова .- Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд.,1979.-214с.

6. Культурное строительство в Чечено–Ингушетии (июнь 1941 — 1980гг.). Сборник документов и материалов [Текст]. / Сост.:Р.В. Загородная , А.Т. Морозова, Т.В. Плешанова .- Грозный: Чечено — Ингушское книжное изд.,1985.-328с.

7. Айдамиров А.А. Хронология чеченской истории [Текст]: Собрание сочинений в шести томах. Т.6. – Грозный, 2005. – 421 с.

8. Мальсагов А.У., Туркаев Х.В. Писатели советской Чечено-Ингушетии [Текст]. — Грозный: Чечено — Ингушское книжное изд., 1969. – 148 с.

9. Майсигов Д.С., Мурзабеков Г.А. Чеченский полк «Дикой дивизии» [Текст]. – Назрань: Издательство ООО «Пилигрим», 2009. – 236 с.

10. Память 1941 – 1945 [Текст]: кн.1./Архивное управление Правит. Чеч.Респ.; Отв. Сост. И.А.Сардалов. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2010. – 751 с.

11. Нохчийн поэзин антологии = Антология чеченской поэзии [Текст]; Отв. Л.Ибрагимов. – М.: НО БКФ «Солнце», 2003. – 572 с.

12. Поэзия Чечено-Ингушетии [Текст]: Сост. М.Мамакаев, Дж.Яндиев, Х.Муталиев. – М., 1959. – 280 с.

cbsgrozrayona.ru

Государственные праздники Чеченской Республики Ичкерия

Чеченская Республика Ичкерия (столица — город Джохар) имеет почти все атрибуты независимого государства, к которым относятся: президент, парламент, правительство, армия, суд, гимн, флаг, герб (для полной независимости нужны ещё собственные паспорта и национальная валюта, введение которых, к сожалению, возможно лишь в случае признания чеченского государства мировым сообществом в лице ООН).

Как и любое суверенное государство, Чеченская Республика Ичкерия имеет также свои национальные праздники, которые широко отмечаются в народе (и это, несмотря на непрерывные военные действия между российской оккупационной армией и силами Чеченского Сопротивления, не прекращающиеся на территории республики с лета 1999 года). О них-то и пойдёт речь в нашем дальнейшем разговоре.

Как известно, в июне 1999 года Кабинет министров ЧРИ утвердил постановление «О праздничных и выходных датах», согласно которому праздничными выходными днями на территории Чеченской Республики Ичкерия были объявлены следующие памятные и знаменательные даты в истории чеченского народа:

1-2 января — Толаман денош (Дни Победы)

В ночь с 31 декабря 1994 года на 1 января 1995 года российские войска по приказу министра обороны РФ Павла Грачёва предприняли мощный штурм с целью захвата чеченской столицы — города Грозного, который завершился сокрушительным разгромом элитных частей российской армии (например, в районе железнодорожного вокзала полностью полегла 131-я ордена Кутузова Майкопская мотострелковая дивизия). А 31 декабря 1996 года состоялся вывод всех российских оккупационных войск из Чечни (таким образом, по состоянию на 1 января 1997 года, на территории ЧРИ не было ни одного чужеземного солдата). Эти памятные события и послужили поводом для объявления 1-2 января Днями Победы (тем более что в эти дни на постсоветском пространстве, в том числе и в России, широко отмечается так называемый «Новый год», который приходится на Христово Рождество по православному календарю).

23 февраля — День возрождения чеченской нации

23 февраля 1944 года началась крупномасштабная операция советских спецслужб и армейских подразделений под кодовым названием «Чечевица» по выселению всех вайнахов (чеченцев и ингушей) в Среднюю Азию и Сибирь с упразднением национальной автономии (ЧИАССР). 23 февраля 1994 года, во время траурной церемонии в связи с 50-летием тотальной депортации, по инициативе первого президента ЧРИ Джохара Дудаева было решено раз и навсегда распрощаться с трауром по этому случаю, а день депортации вайнахов переименовать в День возрождения чеченской нации. 26 февраля 2004 года Парламент Европейского Союза принял Декларацию, в которой официально признал сталинско-бериевскую депортацию чеченского народа актом геноцида.

12 марта — День Конституции ЧРИ

12 марта 1992 года Парламент ЧР (ЧРИ) первого созыва принял историческое постановление «О порядке вступления в силу Конституции Чеченской Республики». Согласно этому постановлению день принятия первой Конституции чеченского государства был объявлен национальным праздником чеченского народа. В последующем в текст Конституции ЧРИ Законами Парламента ЧРИ от 11 ноября 1996 года и 3 февраля 1997 года были внесены некоторые изменения и дополнения, связанные с изменением военно-политической ситуации в республике после окончания Первой русско-чеченской войны (РЧВ).

21 апреля — ГIазотан де (День поминовения шахидов)

21 апреля 1996 года, в результате подлого террористического акта, организованного российскими спецслужбами по прямому указанию президента РФ Бориса Ельцина, во время телефонного разговора по спутниковой связи с депутатом Госдумы Константином Боровым на предмет будущих переговоров о приостановлении боевых действий на территории Ичкерии, специальной ракетой, выпущенной из стратегического бомбардировщика ВС РФ, в окрестностях села Гехи-Чу Урус-Мартановского района был убит Президент и Верховный главнокомандующий ЧРИ Джохар Дудаев. С тех пор день гибели первого чеченского президента отмечается в республике как День поминовения всех шахидов, сложивших головы во время священной войны (газавата) с российскими оккупантами и их прихвостнями (кафирами и мунафиками).

12 мая — День окончания войны между РФ и ЧРИ

12 мая 1997 года Президент РФ Б.Н.Ельцин и Президент ЧРИ А.А.Масхадов подписали в московском Кремле Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия, по которому Россия де-факто признала независимость Ичкерии. В тот же день Председатель Правительства РФ В.С.Черномырдин и Премьер-министр ЧРИ А.А.Масхадов подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республикой Ичкерия. В связи с этим 12 мая было объявлено Днём окончания войны между Россией и Чечнёй. Но Договор о мире был в одностороннем порядке нарушен российской стороной, которая летом 1999 года развязала очередную агрессивную войну против Чеченского государства (и это, несмотря на то, что в первом пункте этого Договора было написано: «Навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов»).

21 мая — День возрождения Кавказа

21 мая 1918 года была провозглашена независимость Северного Кавказа, в состав которого входили области и провинции Дагестана, Терека, Ставрополя, Кубани из бывшей Российской империи, расположенные между Чёрным и Каспийским морями (Чечня во времена царской России была насильственно включена в Терскую область). Первый пункт Декларации об объявлении независимости горских народов Северного Кавказа гласил: «Союз горцев Кавказа решает отделиться от России и образовать независимое государство». Новое государство на Кавказе, которое получило название Горская Республика (председатель правительства — чеченский предприниматель Абдул-Межид (Тапа) Чермоев, председатель парламента — ингушский адвокат Висан-Гирей Джабагиев), было признано только Турцией и Германией, являющимися союзницами в Первой мировой войне, и просуществовало всего лишь 2 года.

6 августа — День операции «Джихад»

6 августа 1996 года силами Вооружённых Сил и Народного ополчения ЧРИ была проведена крупномасштабная военно-политическая операция под кодовым названием «Джихад» по освобождению города Грозного и остальной территории республики от российских оккупантов и агрессоров, которая завершилась полной победой чеченской стороны и подписанием исторических Хасавюртовских соглашений о приостановке боевых действий между противоборствующими сторонами и поэтапном выводе российских войск из Чечни.

6 сентября — День независимости ЧРИ

6 августа 1991 года, под давлением саморганизовавшегося народа, состоялся роспуск прокоммунистического Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики во главе с первым секретарём рескома КПСС Доку Завгаевым, который предал национальные интересы чеченского народа в деле восстановления государственного суверенитета, и власть в Грозном перешла в руки Исполкома Общенационального Конгресса Чеченского Народа (ОКЧН) во главе с генералом Джохаром Дудаевым.

31 декабря — День окончательного вывода российских войск из ЧРИ

31 декабря 1996 года состоялся полный вывод российских оккупационных войск с территории суверенной ЧРИ, который стал результатом краха силового варианта решения политического кризиса между РФ-Россией и ЧР-Ичкерией, вошедшего в историю под названием Первая русско-чеченская война (1994-1996 гг.). К сожалению, этот важный государственный праздник также был аннулирован новой агрессией России летом 1999 года, которая развязала очередную геноцидную войну против свободолюбивого чеченского народа.

Кроме перечисленных выше, праздничными выходными днями в Ичкерии были объявлены и главные религиозные праздники народов, проживающих на территории ЧРИ: Марха досту де (День розговенья, Ураза-байрам) и ГIурбан денош (Дни жертвоприношений, Курбан-байрам), известные в исламском мире как «аййамул аIйад» («праздничные дни»), которые отмечаются ежегодно по мусульманскому лунному календарю, а также Пасха, отмечаемая по христианско-православному календарю.

И последнее. Для чеченцев не менее важными и значимыми являются и другие памятные, знаменательные даты в новейшей истории Чеченской Республики Ичкерия, которые, по тем или иным причинам, не попали в список общегосударственных (национальных) праздников, например:

27 ноября 1990 года — Верховным Советом ЧИР была ратифицирована Декларация о государственном суверенитете Чеченской Республики (Нохчийчоь), принятая на общенациональном съезде чеченского народа 26 ноября 1990 года, которая стала первым официальным (легитимным) документом в деле восстановления чеченской государственности, утраченной после падения Горской Республики в 1920 году.

27 октября 1991 года — состоялись первые в истории чеченского народа всеобщие, прямые выборы в высшие органы власти суверенного чеченского государства. Первым президентом Чеченской Республики был избран советский генерал в отставке, лидер ОКЧН Джохар Дудаев, а первым председателем чеченского Парламента стал учитель истории Хусейн Ахмадов.

26 ноября 1994 года — на рассвете группировка российских наёмников, основной костяк которой составляли солдаты и офицеры из элитных воинских частей, расквартированных в Подмосковье (Кантемировская и Таманская дивизии), а также чеченские бандиты-уголовники (так называемые «автурхановцы», «гантамировцы», «завгаевцы», «лабазановцы», «хаджиевцы», «хасбулатовцы») при поддержке бронетехники с земли и авиации с воздуха пошли на штурм города Грозного. К вечеру вся группировка вражеских сил была полностью разгромлена правительственными войсками ЧРИ, а остатки бандформирований позорно сбежали с поля боя или были пленены. «Победа чеченских ВС 26 ноября 1994 года в Грозном не была эпизодом, а явилась началом новой эпохи боевой славы чеченского оружия» (З. Яндарбиев).

31 августа 1996 года — в дагестанском городе Хасавюрте, на российско-ичкерийских переговорах, была достигнута договорённость о приостановке боевых действий в Грозном и поэтапном выводе российских войск с территории Чеченской Республики Ичкерия. Полномочные члены делегаций (с российской стороны — спецпредставитель президента России Александр Лебедь и заместитель секретаря Совета безопасности РФ Сергей Харламов, с чеченской стороны — вице-президент ЧРИ Сайд-Хасан Абумуслимов и начальник ГШ ВС ЧРИ Аслан Масхадов), в присутствии главы Группы содействия ОБСЕ в ЧР Т.Гульдиманна, разработали и подписали так называемые «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой», на основе которых должен был строиться дальнейший переговорный процесс между двумя государствами (как сказано в подписанном документе: «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права»). Эти принципы, которые положили конец Первой РЧВ, вошли во все учебники новейшей истории под названием «Хасавюртовские соглашения».

27 января 1997 года — состоялись вторые всеобщие, прямые выборы Президента и Парламента Чеченской Республики Ичкерия. На президентских выборах убедительную победу одержал начальник ГШ ВС ЧРИ дивизионный генерал Аслан Масхадов, а председателем Парламента ЧРИ был избран командующий Шалинским фронтом бригадный генерал Руслан Алихаджиев. Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) ЧРИ от 27 ноября 2001 года, в связи с обстоятельствами, исключающими проведение очередных выборов в высшие государственные органы власти Ичкерии, оккупированной российской армией, 27 января объявлено Днём чести. Как известно, с 5 октября 1999 года на всей территории ЧРИ введено военное положение и действуют законы военного времени. Поэтому срок полномочий действующего Президента ЧРИ Аслана Масхадова и депутатов Парламента ЧРИ 2-го созыва (и.о. председателя Ибрагим Ахматов) заканчивается только после отмены военного положения и проведения очередных свободных выборов на территории свободной Ичкерии.

Мухаммад Доржин, для Чеченпресс, 10.06.04г.

Chechenews.com

09.06.18.

chechenews.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.