9 класс русский язык экзамен – Онлайн тесты по русскому языку для подготовки к ОГЭ 2017-2018 учебного года с ответами

Онлайн тесты по русскому языку для подготовки к ОГЭ 2017-2018 учебного года с ответами

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание — небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Прежде, чем начать тест, откройте в новой вкладке картинку: Здесь текст

При выполнении заданий А1-А7 выберите только один правильный вариант.
При выполнении заданий B1-B9 возможно несколько вариантов ответа.


Прежде, чем начать тест, откройте в новой вкладке картинку: Здесь текст
При выполнении заданий А1-А3 выберите только один правильный вариант.
При выполнении заданий B1-B14 возможно несколько вариантов ответа.

Текст, который потребуется при выполнении заданий будет указан в каждом вопросе для вашего же удобства.
При выполнении заданий А1-А6 выберите только один правильный вариант.
При выполнении заданий B1-B14 возможно несколько вариантов ответа.


gia-online.ru

Устный экзамен по русскому языку 9 класс

Устное собеседование

по русскому языку

для выпускников основной школы (9 класс)

Инструкция по выполнению заданий

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты .

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута .

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. . Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.

Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа.

Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1

Задание 1. Чтение текста

1

Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Александре Васильевиче Суворове (1730-1800) У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!

А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к к простой одежде и еде.

Суворов уважал своих подчинённых — офицеров и солдат, был врагом муштры. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.

Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».

Задание 1 Критерии оценивания выполнения заданий устной части  

Интонация

Критерии оценивания чтения вслух

ИЧ

Баллы

Интонация не не соответствует пунктуационному оформлению текста.

Интонация соответствует пунктуационному оформлению

Темп чтения

ТЧ

1

текста.

0

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

1

0

Максимальное количество баллов за всё задание

2

Задание 2 Пересказ текста.

2

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Модеста Ивановича Богдановича, современника

А.В. Суворова:

«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие

великие вожди, но каждый раз, когда стальная

стена штыков русских должна будет обрушиться

на врагов, мы вспомним Суворова».

Подумайте , где лучше использовать слова

М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

Предложения с прямой речью.

Модест Иванович Богданович говорил :«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

Модест Иванович Богданович считал, что пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Предложения с косвенной речью

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

  • Предложения с вводными словами.
  • Как утверждал Модест Иванович Богданович,

пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Задание 2 . Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Критерии оценивания пересказа текста с включением

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

приведённого высказывания

Все основные микротемы исходного текста сохранены, без фактических ошибок

П2

Баллы

2

Работа с высказыванием

Упущена или добавлена одна или более микротем.

0

Приведённое высказывание включено в текст во время

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или

Максимальное количество баллов за всё задание

4

приведённое высказывание не включено в текст во время

пересказа уместно, логично, грамотно.

6

пересказа.

0

Формулируем основные мысли абзацев

1.Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову.

2. Свою первую победу Суворов одержал в детстве. Это была победа над собственной слабостью.

3. Суворов уважал офицеров и солдат, заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту.

4. Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. В произведении «Наука побеждать» обобщил свой многолетний опыт.

Формулируем основные мысли абзацев

5. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки гордо называют себя «суворовцами».

+ высказывание: Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Определяем место высказывания

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

4

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки,

Допускается не более 3 ошибок и/или искажений слов.

искажения слов отсутствуют.

Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.

Максимальное количество баллов

0

4

Максимальное количество баллов за работу с текстом ( задание 1 и 2) — 6

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

Тема 1. Летний отдых.

Тема 2 Любимый актер(актриса).

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Монолог

Тема 1. Летний отдых

Опишите фотографию .

Не забудьте описать:

время и место действия;

занятие ребят; их внешний вид

атмосферу события и настроение участников.

Повествование

Тема 2 Любимый актер

Расскажите о своем любимом актере .

Не забудьте рассказать:

кто Ваш любимый актер или актриса;

в каких фильмах или спектаклях он(она) принимал (а) участие;

какая роль в исполнении этого актера Вам нравится больше всего и почему;

что Вы цените в актерском мастерстве вашего любимого актера.

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • для чего в школе нужны перемены?
  • сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему?
  • сколько времени должны длиться перемены? Почему?
  • как должна проходить перемена?

Задание 3. Монологическое высказывание

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Выполнение коммуникативной задачи

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей(приведено 10 и более фраз). Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют.

3

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но

не на все вопросы были даны ответы, и/или

0

Речевое оформление высказывания (Р2)

допущены фактические ошибки.

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой

4

связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Максимальное количество баллов

Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0

6

баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Задание 4. Диалог

В рамках диалога должны быть заданы три-четыре вопроса. Круг возможных вопросов для диалога

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

К теме 1

К теме 2

К теме 3

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Критерии оценивания диалога (Д)

Дан ответ на вопрос в диалоге.

Учтена речевая ситуация.

Ответ на вопрос не был дан

или

0

Максимальное количество баллов

дан односложный ответ.

2

2

Выполнение коммуникативной задачи оценивается

отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос.

Речевое оформление оценивается в целом по 3 и 4 заданию(монолог, диалог)

Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4

Грамотность речи

(Р2).

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

3

Допущено не более 2 орфоэпических ошибок.

Допущено более 3 речевых ошибок.

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью

словаря, используются разнообразные синтаксические

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

конструкции

1

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за чтение и пересказ-10 баллов .

Максимальное количество баллов за монолог и диалог- 9 баллов.

Общее количество баллов за выполнение

всей работы – 19.

Экзаменуемый получает зачет в случае,

если за выполнение работы он набрал 10

и более баллов.

multiurok.ru

Подготовка к экзамену по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к экзамену по русскому языку — 9 класс»

Задание 3 средства художественной выразительности

/Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе. – 2016 г. /

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

(6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.

(13)Но Бим обязан молчать — ведь он спутал след и притаился.

(19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.

(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.
  • На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
  • Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.
  • На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты.

3. Укажите, какое средство изобразительности используется в предложении 49. (49) И радовался, проходя мимо участка, видя, как шумит на ветру вековая липа, стоит нетронутая, непокалеченная, живая.

  • Олицетворение
  • Сравнение
  • Эпитет
  • Оксюморон

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  • И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его. сравнение.
  • Пусть не само, пусть его следы.
  • Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки.
  • Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек.
  • У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.
  • Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею.
  • Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  • Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твёрдой даже на вид капусты.
  • Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала…
  • Старшая горестно, по-взрослому, причитала.
  • Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжёл.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • И я осталась сидеть, обиженно перебирая кисточки кусачего шарфа.
  • Мама заметалась, вытащила из-под меня скамеечку, потому что красивые тарелки стояли на верхней полке и она до них не доставала.
  • И ты поешь со мной, Марина Борисовна,— попросила Надежда Ивановна, и мама протерла еще одну ложку и, придвинув вторую табуретку, села рядом с одноглазой старухой и запустила ложку в ту же самую тарелку.
  • В руке она держала картонный футляр от градусника.

8.Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

  • Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза.
  • Тогда она решилась и остановила машину.
  • Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.
  • Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.

9.Укажите предложение, в котором используется сравнение.

  • Когда ни придешь сюда, днем ли, ночью ли, они раскачиваются, перехлестываясь ветвями и листьями, шумят неумолчно на разные лады.
  • А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя, упруго раскачиваясь, гудят, как бушующее пламя.
  • Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.
  • И по сей день эти два тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми.

10. В каком предложении не употребляются эпитеты?

  • Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
  • Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым.
  • А потом как-нибудь утром, при солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось.
  • Ребята чистые, друзья фронтовые!
  • 11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
  • Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
  • Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
  • Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
  • 12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Чего она мне нервы мотает?
  • По дому плавали запахи и крики.
  • Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
  • Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
  • 13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .
  • Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.
  • И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.
  • Дикая рябинка со своей благородной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.
  • Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
  • 14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
  • Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
  • Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
  • Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
  • 15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
  • Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, увековеченный Пушкиным под именем «арапа Петра Великого».
  • Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.
  • С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.
  • 16.Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
  • Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
  • Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
  • Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
  • Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
  • 17.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Вода тёплая, точно подогретая.
  • Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
  • Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
  • Всё небо усеяно плевками зениток.
  • 18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнени е.
  • Ты будешь для меня единственным в целом свете.
  • Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
  • Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
  • Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, — продолжал Лис.
  • 19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
  • Это у него была такса – чёрная головёшка на четырёх ножках.
  • Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
  • Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
  • 20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.
  • Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.
  • — Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, — бормотал Алексей.
  • Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.
  • 21. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
  • Звонили, наверно, раз сто!
  • … все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук.
  • Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили?
  • Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..

multiurok.ru

Печатные тесты по русскому языку — 9 класс — Русский язык

© 2007 — 2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

РАЗРАБОТКИ


9 класс


В категории разработок: 17

Фильтр по целевой аудитории

— Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Текст, выразительные средства в тексте, орфография, лексика, синтаксис (позиции 2-14 ОГЭ).

На выполнение работы даётся 45 минут.

Работа включает 13 заданий. Ответы к заданиям записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр.

2 варианта с ответами.

  

http://4ege.ru

Целевая аудитория: для 9 класса

Диагностическая работа по русскому языку составлена в тестовой форме. Обозначение номеров заданий в работе: 2-14 (в полном соответствии с нумерацией в демоверсии ОГЭ текущего года). На выполнение работы отводится 45 минут

  

Целевая аудитория: для 9 класса

Сборник включает в себя информацию об основных правилах школьного курса русского языка. Материал представлен наглядно и компактно. Сборник может быть полезен как на уроках, так и при подготовке к ЕГЭ

Целевая аудитория: для 9 класса

Дидактические материалы по русскому языку составлены по текстам В.Солоухина. Каждый текст представлен в двух вариантах: вставить пропущенные буквы и знаки препинания и приближенный к формату ОГЭ И ЕГЭ тест открытого типа. Тесты проверяют орфографическую грамотность, знание синтаксиса. Материал способствует формированию  основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты).

Целевая аудитория: для 9 класса

Тест составлен по теме «Односоставные предложения» и предназначен для учащихся 9 класса. Разработано 4 варианта, каждый состоит из 16 заданий с выбором ответа. Из нескольких вариантов ответа только один правильный. Задания такого типа используются для проверки умения распознавать типы односоставных предложений, выявлять умение классифицировать их. Тест может быть использован на уроках промежуточного и обобщающего контроля по данной теме и при организации обобщающего повторения в 9 и 11 классах. Учитель имеет возможность получить срез знаний, выявить типичные ошибки, провести коррекцию.

Целевая аудитория: для 9 класса

Тест позволяет установить уровень освоения девятиклассниками темы: «Сложноподчинённое предложение».
Результаты тестирования приравниваются к контрольной работе.В работу по русскому языку по теме: «Сложноподчинённое предложение» включено 14 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных. Работа состоит из 1 части. Задания проверочного теста по русскому языку представлены в виде работы с отобранным языковым материалом в виде предложений. За верное выполнение каждого задания работы ученик получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За верное выполнение всех заданий проверочной работы максимально можно получить 14 первичных баллов
предложений.

Целевая аудитория: для 9 класса

Публикация содержит различные тесты для подготовки обучающихся к ГИА (задание 3).
Материал можно использовать и для проверки усвоения текущего изученного материала, и для проведения контрольного тестирования.
Кроме самих тестов некоторые работы содержат рекомендации для обучающихся по выполнению задания 3 в формате ГИА, примеры выполнения заданий, теоретический минимум по теме «Средства речевой выразительности».
Материал подготовлен для копирования и раздачи обучающимся в классе на уроке или в качестве домашнего задания.
Тесты составлены по материалам Открытого банка заданий ГИА, по печатным сборникам, по ресурсам из сети Интернет.

Целевая аудитория: для 9 класса

Материал содержит два типовых варианта ГИА части А и В для проведения пробного экзамена по русскому языку в начале учебного года, в котором изменены задания В 4—В 9 с опорой на изученное в 8 классе. Цель: познакомить учащихся с возможными вопросами экзамена, но только в объёме уже изученного материала; проверить знания, полученные в 5-8 классах.
Целевая аудитория: для 9 класса

Целевая аудитория: для 9 класса


Учебно-методические материалы включают 16 тестов по всем темам 9 класса. Тесты различаются по количеству заданий и уровню сложности. Могут быть использованы при изучении соответствующих тем, обобщении материала, для контроля владения теоретическими знаниями и правописными навыками. Также эти тесты могут послужить полезным учебным материалом для организации повторения и при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Тесты представлены в двух или трёх вариантах. К каждому тесту даны ответы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Разные виды перфокарт по всем орфографическим темам школьного курса русского языка.

Целевая аудитория: для 9 класса

Конкурсы


Диплом и благодарность каждому участнику!

www.uchportal.ru

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Подготовка к ОГЭ — дело ответственное и сложное. Особенно это касается самостоятельной подготовки. Очень надеюсь, что материалы сайта «Стать грамотным» помогут вам, дорогие девятиклассники подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку и сдать его успешно.

Итак, кликайте по нужным ссылкам на сайте, читайте, принимайте к сведению – и готовьтесь к экзамену. А мы будем периодически пополнять и обновлять полезные для вас материалы.

Приближается непростая для девятиклассников пора: выпускникам основной школы предстоит сдать ОГЭ. Для тех, кто ещё не в курсе, сообщаю: ОГЭ (основной государственный экзамен) – это испытание, подобное тому, которое в предыдущие годы именовалось ГИА.

Однако теперь государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 классов максимально приблизят к ЕГЭ, который сдают одиннадцатиклассники.

ОГЭ по русскому языку – экзамен, обязательный для тех, кто заканчивает 9 класс. Надо признать, что испытание, ожидающее выпускников, не из лёгких.

Экзаменационная работа по русскому языку включает три части:

При этом предполагается проверить знания, умения и навыки практически по всем разделам программы основной школы. 

Обязательно прочитайте статьи:

Как писать сжатое изложение

Что такое микротема

Как писать сочинение в формате ОГЭ

bacenko.ru

Подготовка учащихся к устной части экзамена по русскому языку в 9 классе

В 2018 году в порядке эксперимента вводится новая форма мониторинга знаний по русскому языку – собеседование в устной форме. Эксперимент предполагает оценку «зачёт» / «незачёт», которая не влияет на допуск к ОГЭ.

Устная часть ОГЭ по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. Она проверит способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, пересказывать прочитанное, с привлечением дополнительной информации, умение вести монолог и диалог. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Коммуникативные навыки важны для познавательной деятельности, культурного роста, будущей профессиональной деятельности и самовыражения, взаимодействия с окружающими людьми, миром.

Цель моей статьи: поделиться системой заданий для создания условий для формирования коммуникативной и языковой компетенции учащихся посредством работы с упражнениями для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
  2. Выявить наиболее оптимальные способы формирования коммуникативной и языковой компетенции. 3. Разработать, подобрать эффективные задания для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь предполагает наличие собеседника, поэтому она  зависит от ее восприятия. Реакция слушателей, их реплики – все это влияет на характер речи и может изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает свою речь, одновременно работая над содержанием и формой текста, предложения и слова.

Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменную речь мы читаем и записываем. Пишущий может совершенствовать, изменять и исправлять написанный текст.

Устная и письменная речь

Задание 1 «Чтение текста вслух» предполагает работу с интонацией и темпом речи. Для этого необходимо прежде всего понимать текст.

Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, «приближение к себе». Вся подготовительная работа от первого прочтения «про себя» до чтения вслух сводится к тому, что чтец стремится текст автора сделать своим, встать на место автора. Выразительное чтение во многом зависит от заинтересованности читающего информацией текста. Если содержание вызывает интерес, то все требования к выразительному чтению, как правило, соблюдаются.

При тренировке чтения текстов учащиеся отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных.

Готовясь к чтению, работаем над содержанием:

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.

Способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация.

Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:

  • логических ударениях;
  • темпе;
  • дикции;
  • дыхании;
  • ритме;
  • паузах;
  • эмоционально-образной выразительности (сопереживании).

Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. Станиславский говорил об ударении: «Ударение — указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте!» В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение не задумываясь, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать. Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим. Необходимо найти ключевые слова и фразы текста. Если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее.

Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание. Также некоторые учащиеся используют прием периодического подчеркивания, то есть акцентируют слова через равные промежутки времени, не важно, несут эти слова смысловую нагрузку или нет. А некоторые без надобности выделяют предлоги и союзы, такие как «и», «но», «тоже», «за», «перед» и т. д. Это очень отвлекает и выглядит как плохая манера речи. Изменение силы голоса тоже надо использовать уместно, потому что если чрезмерно усилить голос, то слушателям покажется, что с ними говорят свысока.

Даю задания для тренировки:

  1. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на разных словах, объясните смысл прочитанной фразы: Ты взял яблоко?
  2. Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение: Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал : // «Если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию»

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К. С. Станиславский).

Чёткости произношения способствует работа над скороговорками. Памятка ученикам:

  1. не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки, сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова;
  2. при произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и «смазанности»,
  3. поставьте разные исполнительские задачи, например: при речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

Примеры:

1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

3.
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки мои.

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

Упражнение: выбрать стихотворение со строкой небольшого размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая». Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

«Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» (К. С. Станиславский, собр. соч., т. III). Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его.

Логические паузы обязывают говорящего произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение.

Расставьте знаки, паузы, объясните смысл предложений (предложения даются без знаков):

1. Она / жеребенок — Она же / ребенок;

2. Простить нельзя — / сослать в Сибирь — Простить, / нельзя сослать в Сибирь;

3. «Этот человек, / — не раз говорил брату Антон, / — никогда не был учителем». — Этот человек не раз говорил брату: / «Антон никогда не был учителем».

4. И шла она легко, / назад Изгибы длинные чадры Откинув. — И шла она легко назад, / изгибы длинные чадры откинув.

5. Я занимался с братом, / который был болен английским языком. — Я занимался с братом, / который был болен, /  английским языком.

6.
Хватит! / Жевать давайте, / читать…

Хватит. / Жевать? / Давайте! / Читать?

Хватит жевать / – давайте читать.

7. По тропинке к дому шли дедушка, / Иван Петрович, / девочка, / Маша, / дядя, / Андрей, / тетя, / Анна Ильинична, / бабушка, / Даша. — По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович, / девочка Маша, / дядя Андрей, / тетя Анна Ильинична, / бабушка Даша

8. Поставлю статую, / золотую пику держащую. — Поставлю статую золотую, / пику держащую.

9. Нынче совсем ничего не мог писать утром / — заснул. (Л. Т.) — Нынче совсем ничего не мог писать / — утром заснул.

10. Приготовьтесь боксеры, / гимнасты,  борцы на выход. — Приготовьтесь боксеры, гимнасты,  / борцы на выход.

Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора. Упражнения: прочитайте предложения, объясните их смысл. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

1.
Жарко, солнце стоит над головой.
Жарко: солнце стоит над головой.

2.
Зима суровая, лето знойное.
Зима суровая – лето знойное.

3.
Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.
Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

4.
Володя пришёл.
Володя пришёл?
Володя пришёл!

5.
Вернёшься домой, посидишь, отдохнёшь.
Вернёшься домой – посидишь, отдохнёшь.

6.
Я давно не видел брата друга и сестру.
Я давно не видел брата, друга и сестру.

7.
Письмо должно быть срочно доставлено адресату.
Письмо, должно быть, срочно доставлено адресату.

При чтении важно передать чувства, настроение, переживание. Проверяя себя, подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью. В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
Судно весело бежит
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Следует помнить, что «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей» (Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч.: В 8 т. – Т. 4. – с.286).

Работая над темпом чтения (примерно 120 слов в минуту), выясняем, что ускоренный темп часто отрицательно влияет на качество интонации и произнесения слов. Если ученик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Тренируясь, учащиеся понимают, что темп прочтения текста должен быть средним. При подготовке учащихся к выполнению 1 части устного экзамена по русскому языку даю тексты для прочтения из открытого банка заданий для подготовки к написанию сжатого изложения или литературные тексты. Вначале мы слушаем как образец аудиозапись профессионального чтеца, затем ученики читают данный текст.

Итоговые упражнения:

1.  Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения. Прочитайте текст.

«Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние. Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ?» (Б. Горбатов, «Непокоренные»).

2. Прочитайте вслух следующий отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»:

«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.

У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня… Я оглянулся– жена целовальника плакала, припав грудью к окну.

Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего, Николай Иванович потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно покатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…»

Способность умело пользоваться паузами, логическими и психологическими, — показатель выразительности звучания слова чтеца, свидетельство наполненности его жизненной воздействующей силой.

Готовясь ко 2 заданию устной части «Пересказ текста с включением приведённого высказывания», вспоминаем план работы над подробным изложением и записываем его в тетради (можно раздать готовый план после обсуждения).

Как готовиться к изложению (памятка учащимся)

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
  7. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  8. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  9. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст (Задание 2. Работа с высказыванием), выполняем упражнение.

Передайте чужую речь разными способами.

«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». (В. Г. Белинский)

  1. В виде предложения с прямой речью.
  2. В виде предложения с косвенной речью.
  3. В виде предложения с вводной конструкцией.
  4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о.
  5. В виде части предложения.
  6. Введите цитату не полностью.

Обобщающие задания даю по упражнениям №6, 177, 226 учебника русского языка 9 класса Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др. Задание типа «Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова…» провожу с использованием упражнения №178: «Цитату №1 включите в текст упражнения №177, а цитату №3 в текст упражнения №6». С этими заданиями учащиеся работают вначале так, что один ученик пересказывает текст, включая цитату, затем идёт обсуждение выполненной работы. На следующем этапе, на других уроках, идёт работа  в парах, и ученики слушают, исправляют и дополняют друг друга.

Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

В 3 задании учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описанием, повествованием или рассуждением), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Вспоминаем вначале, каковы основные признаки текста (законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между предложениями), затем обсуждаем  назначение типов текстов.

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д. Языковые средства: при описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.

Задача при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом? Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.

При рассуждении задача автора — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?

Повторяем особенности построения текстов различных типов речи. Обсуждаем возможный план ответа при описании картины или фотографии и записываем его:

  1. Что изображено на переднем и заднем плане.         
  2. Кто изображен? Что делают герои? Что для них важно в этот момент?
  3. Какие особенности пейзажа, времени года можно отметить?
  4. Какие цвета, оттенки использованы? Почему?
  5. Каково настроение?
  6. Какие впечатления у вас вызвала фотография, картина?

При обсуждении текста повествования вспоминаем элементы композиции и  составляем такой план:

  1. Экспозиция.
  2. Завязка.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация.
  5. Развязка.
  6. Эпилог. (В тексте небольшого объёма его может не быть.)

Если выбирается текст рассуждение, то план ответа может быть такой:

  1. Тезис (основная мыль, которая может быть спорной).
  2. Доказательства в защиту изложенной мысли.
  3. Аргументы из литературных источников, жизненного опыта.
  4. Вывод по теме.

Задания на этом этапе работы. Определите тип текста, докажите.

1. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. (Описание, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые душм»))

2. Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. Все это продолжалось около трех часов. (Повествование, роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Выбор рассказчика продиктован стремлением А.С.Пушкина объективно представить развитие исторических событий.

Важную роль играет принадлежность Гринева к «старой» дворянской семье, где слова честь и дружба не разделяются. Соображения чести для отца Гринева стоят на перовом месте. Он напутствует сына: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Имеет значение и возраст Гринева. Ему семнадцать лет. Он не испорчен обществом, руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Для него важен сам человек, а не его принадлежность к какому-либо сословию. Об этом свидетельствует, например, его уважение и отношение к Пугачеву.

И, наконец, Гринев – человек средних способностей, судит неглубоко, не делает далеко идущих выводов. Читатель порой видит дальше и подозревает о большем, чем сам Гринев.

Такой рассказчик не станет искажать факты, и его повествование будет максимально правдивым. (рассуждение)

Рассматриваем возможные темы к заданию и собираем в отдельных тетрадях материал: слова, словосочетания, предложения или тексты. Возможные темы высказывания:

  • природа родного края,
  • выходной день,
  • возможные конфликты между подростками и родителями,
  • современный город,
  • интересный урок в школе,
  • встреча с интересным человеком,
  • дружба в Интернете,
  • поход,
  • интересная профессия,
  • концерт,
  • мой лучший друг,
  • библиотека,
  • помощь родителям,
  • театр, кино,
  • любимое увлечение,
  • музыка в моей жизни,
  • школьное мероприятие,
  • спорт в моей жизни,
  • спортивное соревнование,  
  • правильное питание,
  • школьный спектакль,
  • летний лагерь,
  • любимое занятие в нашей семье,
  • мой домашний питомец,
  • интересная профессия,
  • любимая книга,
  • заимствованные слова,
  • весёлая вечеринка,
  • школьный кабинет,
  • любимая телепередача,
  • компьютерные игры,
  • прогулка в лесу,
  • на рыбалке,
  • игры детства,
  • домашние дела,
  • защита природы,
  • в гостях у близких,
  • в художественной галерее,
  • интересная поездка,
  • карнавал,
  • моя семья.

Работу с темами можно организовать блоками: искусство, семья, увлечения, природа, школьная жизнь др. Учащиеся готовят материал и на уроках читают, обсуждают его.

Памятка к речевому оформлению монологического высказывания:

  1. Определи основную мысль высказывания.
  2. Продумай план ответа.
  3. Определи ключевые слова-помощники.
  4. Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
  5. Используй разнообразные синтаксические конструкции.
  6. Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
  7. Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

В учебниках русского языка даны упражнения, которые предлагают описать репродукцию картины на цветной вклейке. Работаем с ними по вопросам упражнений, когда готовимся к заданию 3 теме 1.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.

Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.

  • 1 группа — расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,
  • 2 группа —   расскажите о своём лучшем друге,
  • 3 группа — расскажите о ваших занятиях спортом,
  • 4 группа — расскажите об экскурсии с классом,
  • 5 группа — расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,
  • 6 группа — расскажите об одном из домашних праздников,
  • 7 группа — расскажите о посещении музея (картинной галереи, концерта).

В диалоге участвуют два человека. Для диалога характерен быстрый обмен репликами. Реплики участников диалога короче, если диалог тесно связан с ситуацией общения.

Для того чтобы диалог состоялся, составляем памятку для участников диалога.

  1. Выделите ключевые слова в вопросе. Определите тему беседы.
  2. Сохраняйте тему диалога.
  3. Дайте исчерпывающий ответ на заданный вопрос.
  4. Следите за речевым оформлением ответов.

Для подготовки к заданию 4 предлагаю вопросы для беседы вначале с учителем, после чего обсуждаем ответы.

Возможные вопросы к теме 1:

  1. Какие пейзажи Вам больше всего нравятся в Пензенском крае?
  2. Чем больше всего Вы любите заниматься на природе?
  3. Как Вы считаете, зачем люди выезжают на природу? 

Вопросы к теме 2:

  1. Нужно ли отдыхать от основного вида деятельности? Почему?
  2. Где и как Вы любите отдыхать?
  3. С кем Вы чаще всего отдыхаете и почему?

Вопросы к теме 3:

  1. Можно ли стать друзьями, общаясь в Интернете?
  2. Можно ли до конца узнать человека, общаясь в Интернете?
  3. Какие качества характера Вы больше всего цените в дружбе?

На дом задаю подготовить вопросы для диалога. Затем беседа ведётся в парах на следующем уроке.

 Подобные задания помогут лучше подготовить учащихся к новой форме экзамена по русскому языку.

В. М. Ситникова, учитель русского языка и литературы,
МБОУ ЛСТУ №2 г. Пенза

Литература: 

  1. Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. – М., 1973.
  2. Гвоздев А.Н. Станиславский о фонетических средствах языка. Лекции для учителей. – М.: АПН РСФСР, 1957.
  3. Гангстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь. – В кн.: Физиология дыхания. – Л.: Наука, 1973.
  4. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970.
  5. Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.
  6. Савкова З.В. Техника звучащего слова. – М., 1988.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
  8. Щуртанов С.И. Как слово наше отзовется.– М., 1980.
  9. Учебное пособие: Правила выделения логических ударений методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи
  10. https://www.syl.ru/article/222818/new_logicheskoe-udarenie-sposob-vyidelit-myisli

www.uchportal.ru

Тест ЕГЭ по русскому языку, 9 класс. — Тренинг — тесты к ЕГЭ по русскому языку — — Каталог файлов

1) Я шёл лесом, затоптанным, побитым, обшарпанным, в пет­лях троп и дорог.
2) Всюду по лесу чадили костры и возле них ва­лялись наехавшие из города труженики.
3) Разгоняя гиподинамию, горожане рубили, пилили, ломали, поджигали лес, притомились уже и загорали под солнцем.
4) Впереди, чуть выдавшаяся к дороге, стояла некрупная, ко­леном изогнутая чёрно-пегая берёза.
5) Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня — так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светя­щийся в воздухе берёзовый листок.
6) Медленно, неохотной в то же время торжественно падал он. цепляясь за ветви, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям…
7) Упругости листа хватило на полминуты, не более, жилы и жилочки его ослабли, распустились, прогнулся серединой лист и обрывком искуренной бумажки расклеился на моей ладони.
8) Как он пробудился и занял своё место в лесу?
9) Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..
10) 3емля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь!
11) Но твари-то и, прежде всего, так называемые разумные суще­ства не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.
12) Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, проникнуться светлой грустью бледного листа — предвестника осени, ещё одной осени, ещё одного, кем-то озна­ченного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей зем­лёю и когда-то закончим свой век падением, скорей всего не мед­ленным, не торжественным, а мимоходным, обидно простым, обыденным — на бегу вытряхнет из себя толпа ещё одного спут­ника и умчится дальше, даже не заметив утраты.
13) Сколько ещё предстоит томиться непонятной человеческой тоской и содрогаться от внезапности мысли о тайне нашей жизни?
14) Кто скажет нам об этом?
15) Кто утешит и успокоит нас, мяту­щихся, тревожных, слитно со всей человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час, по велению того, что зовётся судьбою, одиноко и тихо опадающих на землю?

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже содержит ответ на вопрос «Почему простой и естественный процесс падения листа вызвал у автора столько противоречивых размыш­лений?»

1)  Автор не может смириться с тем, что облетают листья.

2)  Автору было жаль расставаться со слабым берёзовым лис­том.

3)  Всё в природе взаимосвязано, и человеческая жизнь похожа на жизнь обыкновенного листа.

4)  Человек должен беречь природу, заботиться о ней.

А2 Почему автор, говоря об отношении людей к природе, даёт им определение «так называемые разумные существа»?

1)  По-настоящему разумные существа не должны относиться к природе так варварски.

2)  Человеку ещё предстоит научиться беречь природу.

3)  Разумность нашей цивилизации всё чаще подвергается со­мнению.

4)  В данном случае это образное средство, которое служит лишь для придания тексту большей выразительности.

АЗ. В каком предложении текста наиболее полно отражена ос-

новная мысль? 1)3            2)7              3)10              4) 12

А4. В какой из указанных пар предложений текста содержание второго предложения противопоставлено содержанию пер­вого?

1)1-2              2)4-5             3)6-7             4) 10-11

А5. Какое значение имеет слово светлая в прочитанном тексте (предложение № 12)?

1)  ничем не омрачённая, приятная

2)  ясная, прозрачная

3)  излучающая сильный свет

4)  хорошо освещённая

А6. В каком предложении текста употреблены устаревшие слова? 1)6                          2)10                    3)13                    4)14

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности исполь­зуется в предложении «Разгоняя гиподинамию, горожане ру­били, пилили, ломали, поджигали лес, притомились уже и за­горали под солнцем».

1)  литота

2)  сарказм

3)  парцелляция

4)  антонимы

Ответы на задания В1 — ВЫ записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Замените слово ОБШАРПАННЫЙ из предложения 1 сти­листически нейтральным синонимом (словом или слово­сочетанием). Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 1—3 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.

ВЗ Из предложений 1-5 выпишите слово(-а), правописание приставки(-ок) в котором(-ых) определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на 3- (С-), перед глухим согласным пишется буква С, перед звонким — 3».

В4 Из предложений 4—6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание одной или двух букв Н в суффиксах определя­ется правилом: «Если причастие и отглагольное прилагатель­ное имеет приставку, в суффиксе пишется две буквы Н» .

В5. Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) пронумерована(-ы) запятая(-ые), выделяющая(-ие) обособленное(-ые) обстоятельство(-а).

Разгоняя гиподинамию,(1) горожане рубили,(2) пилили,(3) лома-ли,(4) поджигали лес, (5) притомились уже и загорали под солнцем.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного тек­ста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначаюшую(-ие) запятую(-ые) между частя­ми сложносочинённого предложения.

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня —(1) так мо­жет пахнуть только увядающее дерево,(2) и я уловил неслышное движение,(3) заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного тек­ста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частя­ми сложноподчинённого предложения.

Кто утешит и успокоит нас,(1) мятущихся, (2) тревожных, (3) слитно со всей человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час, (4) по велению того, (5) что зовётся судьбою, (6) одиноко и тихо опадающих на землю?

В8. Из предложения 2 выпишите словосочетание(-ия), построенное(-ые) на основе подчинительной связи СОГЛАСОВА­НИЕ.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 15.

В 10. Среди предложений 8—11 найдите предложение, в котором есть вводные слова. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 8—11 найдите предложение с одиноч­ным приложением. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

В13. Среди предложений 4—9 найдите бессоюзное сложное пред­ложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 8— 11 найдите сложное предложение с различными видами связи — союзной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Познакомьтесь с мнением Коли и Анны Владимировны о роли риторических вопросов в художественном произведе­нии.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль ритори­ческих вопросов в художественном произведении» Обдумывая теоретические положения своей работы, про­читайте ешё раз текст В. П. Астафьева. Найдите и приведи­те не менее двух примеров из прочитанного текста, иллюс­трирующих функции риторических вопросов. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Вы можете написать работу от своего имени, или от имени учителя, или от имени одного из одноклассников Коли. Начать работу вы можете вопросительным предложением, переформулировав предложенную тему. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделя­ет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

s1literator.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *