Закон в школе пятидневка – Пятидневка в школах России в 2019-2020 году: будет ли обязательной

Содержание

Пятидневка в школах России в 2019-2020 году: будет ли обязательной

Постоянно растущая нагрузка на учеников волнует даже учителей, а у родителей вызывает нервное потрясение. Внедрение ЕГЭ уже не кажется таким страшным, как наличие 7 уроков ежедневно с учетом учебы и по субботам. Раньше большинство школ работало по 5-дневной системе обучения, причем редко когда у детей среднего звена было более 6 уроков. Теперь же и при 6 днях учебы уже в 7-8 классе некоторые школьники имеют 7 уроков в будни. Хотя недавно прошел слух, что скоро будет внедрена обязательная пятидневка в школах России в 2019-2020 году. Остается понять насколько этот слух реален и есть ли хоть толика правды, дающей надежду на снижение учебной нагрузки на детей.

Преимущества и недостатки пятидневной учебной недели

Некоторые родители еще на начальной стадии подготовки к занятиям интересуются будет ли в школе пятидневка или детям потребуется заниматься и в субботу. При этом есть как сторонники каждой системы обучения, так и противники. Логика каждого из них понятна — одни за то, чтобы у детей было больше времени на отдых, другие считают, что школьников надо занимать по максимуму, не давая шанса заниматься ерундой.

С одной стороны желающие занять детей полезным делом правы, но не лучше ли отправить их тогда на кружки или в секции, чтобы ребятишки развивались разносторонне, получая от этого удовольствие, а не уныло сидели в школе. Впрочем, можно заранее изучить плюсы и минусы пятидневки, чтобы понять подходит ли такая система организации занятий.

Плюсы пятидневного обучения больше носят семейно-дружеский характер:

  1. Родители имеют возможность не вставать с раннего утра по субботам.
  2. Наличие 2 выходных дает возможность проводить больше времени с семьей и друзьями.
  3. Большее количество свободного времени в выходные позволяет чаще выезжать на природу.
  4. Школьник может регулярно посещать старших родственников, не тратя единственный выходной.
  5. Даже при выполнении объемного домашнего задания у ребенка сохраняется хотя бы один день отдыха.

Только не стоит забывать, что наравне с плюсами существуют и минусы. В пятидневке они заключаются в повышении умственной, эмоциональной и даже физической нагрузки. Возросшее количество уроков оставляет меньше свободного времени вечером, а секции, кружки, хобби и домашнее задание никто не отменяет. Поэтому в будни дети вынуждены более интенсивно трудиться, оставляя меньше времени на развлечения, но их они могут хотя бы перенести на один из выходных дней. Вопрос в том, способен ли отдельно взятый ребенок выдерживать такие нагрузки или ему лучше учиться на шестидневке, имеющей и свои преимущества.

Плюсы и минусы учебы на шестидневке

В выборе системы обучения с 6 днями «виноват» учебный план. Объем преподаваемых знаний никак не может позволить вместить его в стандартные 6-7 уроков без учебы в субботу. Теоретически можно в какие-то будние дни сделать по 8 уроков, но впитываемость знаний на последних занятиях будет критически малой. В итоге утрачивается сам смысл такого урока, т.к. дети приходят в школу не для того, чтобы учителя просто им что-то рассказали — ученики должны получить знания и запомнить определенный объем информации.

В целом именно факт увеличенного объема знаний является одним из плюсов шестидневной системы обучения. Только школьникам в период обучение это кажется явным минусом, ведь из-за такого подхода у них больше уроков и домашних заданий. Попутно даже непрофильная школа, применяющая 6-дневку, дающую возможность исключить наличие 7 уроков при более скромной программе обучения, обладает преимуществом перед образовательным учреждением, работающим только по будням.

В этом случае плюс заключается в возможности пораньше освободиться из школы, чтобы побольше отдохнуть, погулять или сходить на какой-либо кружок или посетить занятия в спортивной секции. Причем если убрать уроки с субботы, то дети будут либо идти на дополнительные занятия голодными, либо не успевать к их началу, т.к. придут из школы поздно. Поэтому наличие шестидневки в простых и специализированных школах дает такие плюсы:

  1. Появление свободного времени в будние вечера.
  2. Уменьшение объема ежедневных домашних заданий.
  3. Увеличение качества запоминания новой информации.
  4. Снижение физической и психоэмоциональной нагрузки.
  5. Меньшее количество перепадов настроения, вызванных усталостью.
  6. Появление возможности совмещать учебу с несколькими секциями и кружками.

Минусы у такой формы обучения тоже есть — родителям, работающим по будням, приходится занимать субботнее утро, семья теряет один общий день, у детей остается меньше времени на общение с друзьями по выходным. Впрочем, последнее компенсируется тем, что благодаря меньшему количеству уроков по будням, дети могут пообщаться и среди недели. Поэтому этот недостаток играет роль только в случае несовпадения графиков в школах у друзей. Также есть и еще одно нежелательное влияние — наличие только одного выходного дня часто является препятствием для семейных выездов на природу, посещения родственников, культурного отдыха. По факту единственный выходной жаль тратить на множество дел, детям просто хочется выспаться, погулять, заняться хобби или просто пообщаться с близкими людьми, родителями и друзьями.

Законы о выборе графика работы образовательного учреждения

Выявляя какие школы перейдут на пятидневку, люди должны помнить о том, что законодательно образовательные учреждения не принуждают к такому процессу. Гимназии и школы могут сами выбирать систему обучения, основываясь на контингенте, имеющейся программы, наличия свободных аудиторий и даже учитывая желания коллектива. По сути введение пятидневки стараются осуществить большинство образовательных учреждений, имеющих возможность осуществить такой переход без ущерба для учащихся.

Закон об обязательном переходе на пятидневную систему обучения еще не вышел. Пока чиновники из сферы образования позволяют школам самим выбирать график работы. Обычно такое решение принимается «костяком» педагогического коллектива во главе с директором и завучами. Часто школы уже даже не рассматривают ежегодно этот вопрос — они просто продолжают функционировать в привычном режиме.

Что касается слухов, в которых сам Владимир Путин издал указ, требующий перевести всех школьников на 5 дней обучения в неделю, то это недостоверные данные. Министерство образования и высшее руководство страны понимают, что иногда лучше что-то рекомендовать для использования, а не приказать это делать. Примером может служить рекомендация перейти на обучение в одну смену, но в некоторых школах такой возможности нет, поэтому и обязательного приказа по теме не существует. Такая же история происходит и с выбором системы обучения, ведь часто в школах на местах многое виднее, чем из министерства или кабинета главы государства.

Комбинированные системы обучения и облегчающие факторы

Во всех образовательных учреждениях самые маленькие школьники занимаются по пятидневной системе обучения. При этом не вся начальная школа может похвастаться таким графиком занятий. Ряд лицеев и гимназий вводит занятия по субботам с 3 или 4 класса. Есть и обычные школы, практикующие шестидневку с четвертого года обучения.

Это даже сложно назвать комбинированным способом. К нему больше подойдет простой принцип разделения — малыши учатся 5 дней в неделю, а у детей постарше появляются занятия по субботам. Такой подход к комбинированию применяет большинство школ, практикующих шестидневную систему обучения. Впрочем, есть и другие варианты организации школьных занятий. Некоторые образовательные учреждения не совершают переход на пятидневку, а выбирают один или несколько способов, комбинирующих разные системы организации занятий.

Эти варианты можно использовать отдельно, совместно или чередуя:

  1. Начальная школа освобождается от уроков по субботам.
  2. На шестидневке учатся дети только из 9-11 классов.
  3. До 6 класса включительно дети занимаются на пятидневке.
  4. Школьники с 6/7 класса начинают заниматься через 1 субботу.
  5. По субботам занимаются только ученики профильных классов/школ.
  6. Школа имеет возможность предоставления выбора пяти- и шестидневной недели.

Последний вариант наиболее редкий, известны лишь единичные случаи. Обычно это связано с предыдущим пунктом, касающимся профильных классов. Причем вероятность попасть по прописке в такую школу значительно выше в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах, нежели в малых населенных пунктах. В остальном же графики у школ вариативны, к тому же не надо ждать когда начнется учеба, обычно к началу года образовательное учреждение уже точно знает будет ли работать по 5 или 6 дней в неделю.

Пятидневка в школах России в 2019-2020 году вполне реальна, но никто пока не планирует ее вводить на обязательной основе. Министерство образования рекомендует переход на 5-дневную систему обучения всем образовательным учреждениям, имеющим такую возможность.

v-2020.org

Радий Хабиров предложил ввести в школах Башкирии пятидневку

Выступая сегодня на первом форуме школьного образования «Взлетай» врио главы Башкортостана Радий Хабиров предложил снизить нагрузку на школьников, введя пятидневный режим обучения. Соответствующее сообщение он уже опубликовал и в своем аккаунте Instagram.

«У каждого из нас есть дети, школьники. Это действительно уже измотанный, издерганный ребенок, которому мы 6 дней в неделю пытаемся дать знания. Мы хотели бы, чтобы наши дети все-таки выходили из школ здоровыми, счастливыми, нравственно красивыми людьми.»

Источник: news.mail.ru

Пятидневка в школах Башкортостана: когда произойдет переход

Когда школы Башкирии перейдут на пятидневку? Этот вопрос был задан врио Главы республики Радию Хабирову во время пресс-подхода на пленарном заседании форума школьного образования «Взлетай», который прошел накануне в уфимскрм Конгресс-холле «Торатау».Читайте также:

— Сегодня самая обсуждаемая тема – это переход на пятидневку. Есть ли конкретное понимание, когда это произойдёт? Не станет ли это нагрузкой на остальные дни? – спросили у Радия Хабирова.

— Прежде всего, мне сегодня важно было понять: есть тема для разговора о переходе или нет, — ответил врио главы республики. — Совершенно очевидно, что и общество, и директорский корпус исходят из того, что действительно надо переходить на пятидневку. Поэтому самое главное, что мы сегодня для себя достигли, – приняли такое решение.

А вот дальше начинается самое сложное и более кропотливое. Почему? Потому что вы правильно задали вопрос: когда переходить? Если переходить сейчас, то вы понимаете, что нужно сразу менять все программы. Поэтому я предложил Министерству образования, чтобы они предметно изучили этот вопрос и сделали рекомендации школам: когда переходить, как переходить, как формировать учебный график. Здесь могут быть какие-то нюансы.

Например, в кулуарах ко мне уже подходили, спрашивают про выпускные классы. Им надо получать довольно большой объём знаний, как бы мы их не перегрузили. Может быть, в отношении них подумать – стоит или не стоит.

Но вновь отвечаю на вопрос – на пятидневку надо переходить, и мы будем это делать. Может быть, это будет поэтапный процесс, потому что надо выполнить большой объём организационной работы. Чтобы суббота, которая освобождается, не была для ребят пустой. Мы должны, как я сказал, «силки» расставить – спортивные учреждения, культурные учреждения, – чтобы они шли туда. Это тоже надо проработать.

Источник: newsbash.ru

Реакция жителей Башкирии на пятидневку в школах республики

Жители Башкирии активно комментируют предложение руководителя республики Радия Хабирова о переводе школ на пятидневную учебную неделю. В частности, под его постом в «Вконтакте» сейчас массово появляются комментарии.

Большинство пользователей согласны с руководителем Башкирии. Они отмечают, что дети сильно загружены, и больше выходных дней им не помешает (орфография и пунктуация авторов сохранены): «Давно пора! дети действительно перегружены!»; «У меня ребенок каждый день ходит на тренировку!!!я за пять дней!!!»; «Мой ещё и спортсмен, каждый день тренировки, потом домашние задание, личного времени на отдых вообще не остаётся»; «Было бы очень удобно, мы давно об этом говорили, конечно только между мамами, больше никуда не обращались»; «Правильная! Выходные должны быть в кругу семьи. пусть даже июнь как дополнительный месяц для того, чтобы все часы учесть»; «Конечно нужно перейти на пятидневку. Дети по мимо школы и так заняты!!!( У кого курсы, у кого спортивные секции, дополнительные занятия и т.д.».

Не забыли комментаторы и про учителей: «Учителям тоже нужны выходные, чтоб отдохнуть от рабочего процесса, писать планы по подготовке к урокам, по улучшению качества преподавания и к индив.подходу к детям». Тем не менее, у некоторых есть и возражения, и осторожные вопросы. Опасения связаны прежде всего с перераспределением уроков: «У нас в школе была пятидневка один год, по 7-9 уроков было, что хорошего?», «Идея не плохая, но не будет ли нагрузка в часах преподавания…»; «должны быть соблюдены СанПин нормы, т.е. если субботу высвобождаем, то в остальные дни нагрузки получается больше. В общем вопрос остался открытым». Есть и гораздо более резкие высказывания: «Уничтожим образование до конца»; «Вижу, что большинство голосует за пятидневку. но с общественной нагрузкой… Это какой-то реверанс в сторону занятости? Боимся, что дети вдруг расслабятся? У них итак здоровья нет. Только как быть с учебной программой? Втиснуть её в пятидневку? Добавится ещё по уроку в день?»; «Мы учились 6 дней, и ничего, ни кто не помер. Лучше уж в школе, чем целый день за компьютером и телефоном тупеть».

Имеется под постом даже один комментарий с призывом: «Верните советское образование».В целом жители республики одобряют нововведение, но просят внимательнее отнестись к вопросу перераспределения нагрузки.

Стоит отметить, что, согласно высказанной Хабировым идее, в субботу дети будут освобождены от уроков, но не от других мероприятий спортивного и культурного плана.

Источник: newsbash.ru

zakonvremeni.ru

чем грозит переход и уменьшится ли зарплата учителей в связи с этим

В Башкирии все выходные бурно обсуждается тема перехода школ на пятидневную учебную неделю. И пока с высоких трибун министры утверждают, что так будет всем только лучше, родители и учителя с недоверием смотрят на это решение.

С одной стороны, они, как и дети (а может, даже больше детей), рады, что появился еще один выходной. С другой – опасаются последствий. Ведь не совсем понятно, как будет распределяться нагрузка, какие предметы в итоге урежут и что будет с зарплатой. Мы попыталась разобраться в особенностях пятидневной учебной недели и ответить на все эти вопросы.

А так можно было? 
В первую очередь стоит отметить, что пятидневка в школах не такое уж ноу-хау. Согласно действующему законодательству, учебные заведения вправе самостоятельно выбирать, по какой схеме им учиться. В Уфе есть школы, которые уже несколько лет не работают по субботам. Сложность заключается в выборе варианта учебного плана. Руководству придется решить, какую из предлагаемых нагрузок взять за основу. Чтобы понять, почему нельзя просто раскидать субботние уроки по неделе, нужно разобраться со школьной документацией.

Учебный план, который можно перекроить
Все школы работают по учебному плану. Это главный документ образовательного учреждения. Он состоит из обязательной и вариативной частей. В первой прописаны предметы, которые должны быть в каждой общеобразовательной школе, во второй – предметы из регионального компонента и компонента образовательной организации, они могут отличаться в зависимости от субъекта страны и профиля самой организации. Например, в Башкирии под региональным компонентом понимают такие дисциплины, как «Башкирский язык», «История Башкортостана», «Культура Башкортостана». На каждый предмет из обязательной части учебного плана выделено строго определённое количество часов. Нельзя урвать кусочек от русского языка в пользу математики или биологии и наоборот, но можно варьировать расписание за счет компонента образовательной организации. Это несколько уроков в неделю, которые школа может выбирать сама: это может быть, например, ритмика или дополнительная математика.

СанПиНы, которые перекроить нельзя
Также школы обязаны придерживаться СанПиНов, которые не дают перегружать детей. Так, в пятидневном расписании для 5 класса не должно быть больше 29 академических часов в неделю, для 6 класса – больше 30 часов, для 7 – больше 32, для 8 и 9 – больше 33.Кроме того, существуют ограничения по распределению этих самых уроков в течение дня и недели. Например, нельзя ставить математику первым уроком, последним уроком тоже нельзя, а еще нельзя ее изучать сразу после физкультуры и по субботам. И математика не единственный такой предмет, у физики, химии, русского языка тоже есть свои ограничения. Учителям-предметникам, кстати, тоже нельзя вести три урока подряд – для них должно быть «окно».Поэтому просто перекинуть уроки с субботы не получится. Завучам, составляющим расписание, придется учесть все нюансы, а если честно, пренебречь какими-то правилами. Потому что составить расписание, удовлетворяющее требованиям и Минобра, и СанПиНа невозможно. С этой задачей даже компьютерные программы не справляются – просят указать условия, которые можно проигнорировать.

Какие предметы сократят и сколько уроков будет в день 
Спешим расстроить: отменять целые дисциплины не будут. Родители, считающие, что из расписания уберут ненужный, по их мнению, башкирский язык/музыку/второй иностранный язык, ошибаются. При пятидневке все эти предметы остаются, хоть и в минимальном количестве. А вот часы на изучение обязательных предметов немного сокращаются. Например, вместо 3 часов в неделю русского языка в 8 классе останется только 2 часа, это предусмотрено в одном из вариантов федерального стандарта. Также многие родители переживают, что из-за нерабочей субботы нагрузка в другие дни сильно вырастет. Уроков, конечно, станет больше, но ни о каких 8-9 уроках речи не идет. Рособрнадзор не одобрит такое расписание.Согласно все тем же СанПиНам, для 5-6 классов максимум допускается 6 уроков в день, для 7-11 классов – 7 уроков. Если их больше – это либо факультатив по желанию, либо платное занятие, либо грубое нарушение.

В апреле все перейдут на пятидневку – сомнительное заявление
В министерстве образования Башкирии заявили, что на пятидневку школы перейдут уже в апреле, то есть в четвертой четверти. Учителям при этом никто пока не объяснил, как это сделать. Ведь учебные планы принимались еще осенью, уроки запланированы и строго распределены. Грубо говоря, в начале учебного года учитель рассчитывал, что в 5а классе у него будет 102 урока в год, он разработал календарно-тематическое планирование, решил, какую тему в какой день будет проходить с детьми. А в апреле его просят внести коррективы и успеть пройти за 2 урока то, что он планировал пройти за 3. Да и неправильно это, начинать год по одной программе, а заканчивать по другой. Одним словом, загадка.

Работать меньше, но получать столько же 
Переживают учителя и за свои финансы. Все тот же министр образования республики заявил, что зарплата учителей не снизится с переходом на новую систему. Но педагоги такую математику не понимают: если при шестидневной учебной неделе у учителя была нагрузка 36 часов (6 уроков по 6 дней), то при пятидневной она составит 30 часов (6 уроков по 5 дней). Конечно, такие подсчеты весьма грубые, но очевидно, что нагрузка на педагога снизится. А ведь зарплата учителя напрямую зависит от количества часов. По словам правительства, нагрузку добавят за счет внеурочной деятельности, но как именно – неизвестно.

Загадочная «общественная суббота»
Радий Хабиров предлагает каждую субботу месяца проводить общешкольное мероприятие – спортивные, патриотические или культурные. Казалось бы, хорошая идея, но педагоги с ужасом полагают, что проводить это мероприятие придется им. А готовить праздник на всю школу – то еще испытание. Заинтересовать мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 лет, проследить, чтобы никто не покалечился, и чтобы ни один из родителей не обиделся – миссия невыполнима. В целом, идея перейти на пятидневку не такая уж плохая, но делать это нужно последовательно, а не всем скопом посреди учебного года. Все-таки не зря большинство школ, имея выбор, предпочли учиться по субботам.

newsbash.ru

Повлияет ли на успеваемость и оптимальный отдых школьников пятидневка в школе?

Российские школы постепенно отказываются от шестидневной учебной недели в пользу пятидневной, что дает возможность иметь полноценный отдых на выходных. Предполагается, что пятидневка в школе будет способствовать укреплению семейных отношений. Такая перспектива воспринята положительно родителями и, безусловно, детьми. Дополнительный день отдыха позволит всей семье отдохнуть с утра и провести день вместе.

При всех очевидных достоинствах наличия двух выходных, пятидневная учебная неделя имеет и недостатки. Они связаны с изменением в учебном плане и увеличением нагрузки для детей с понедельника по пятницу.

Преимущества перехода на пятидневную учебную неделю

Кроме возможности иметь полноценный сон в субботу, выходной обеспечит:

Психологическую устойчивость учащихся и как результат, повышение успеваемости и качества обучения.

Согласно словам детских психологов, шестидневная учебная неделя оказывает негативное влияние на уравновешенность ребенка. Многообразие предметов распыляет внимание учащегося, а ему остается лишь один выходной, который он тратит на подготовку домашнего задания. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха приводит к нарушению дисциплины, нежеланию учиться, капризам, высокой тревожности и неуравновешенности ребенка. Это вполне объяснимо: его не нужно ругать, а стоит помочь.

Переход на пятидневку и призван стать облегчением для учеников. Это позволит тщательно подготовиться к понедельнику и при этом восстановить силы для новой учебной недели. Нужный настрой способствует лучшему усвоению учебного материала и повышению успеваемости ученика.

Отдых в кругу семьи, родители смогут больше времени проводить с детьми, заниматься воспитанием.

Ответственные родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, обязательно найдут, чем его занять. Это могут быть культурные мероприятие, спортивные соревнования для всей семьи, экскурсионные поездки, посещение океанариума или планетария, занятия по интересам, вечерние настольные игры.

День, проведенный в кругу семьи, поможет родителям наблюдать за своим ребенком. Они смогут, узнать, как он себя ведет в различных ситуациях, заметить, в чем ему требуется помочь. Подобный опыт сохранит семейные связи прочными, что станет особенно ценно, когда ребенок достигнет подросткового возраста.

Недостатки пятидневки в школе

Основным минусом является тот факт, что придется вместить шестидневную учебную программу в пять дней. Таким образом, можно выделить следующие недостатки:

  1. Изменение учебного плана.

Это произойдет путем добавления уроков в расписание с понедельника по пятницу, что особенно нежелательно, если в школе две смены. Или же возможен другой способ – сокращение часов отдельных предметов. Закон «Об образовании в российской Федерации» устанавливает государственные образовательные стандарты. Это Федеральный компонент, который учитывается при составлении учебного плана. Также есть Региональный и Школьный компонент, согласно которым в школе прописывают учебную нагрузку по каждому предмету. Переход на пятидневку заставит пересмотреть необходимость каких-то уроков.

2. Замена предметов внеурочной деятельностью.

Этот пункт напрямую связан с первым: для того, чтобы выдать необходимый материал, будут организованы факультативы и элективные курсы. Существуют санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательном учреждении, которые устанавливают границу к максимальной нагрузке в пятидневную учебную неделю. Так, например, для четвертых классов, количество уроков не должно превышать 23 часа. Таким образом, если ребенок занимает в школе с пятидневкой, то увеличение нагрузки даже на один час будет нарушением норм СанПиНа, а именно СанПиН 2.4.2.2821-10.

Если предмет важен для обучения, а учащийся волен посещать его по желанию, то он может упустить нужную информацию для обучения. Поэтому часто, чтобы избежать подобных ситуаций, администрация школы выбирает способ сокращения часов за счет других предметов. Это позволяет сохранить все предметы, но в меньшем объеме.

Похожее

uchitelskaia.ru

Пятидневка: быть или не быть?

Введение пятидневки в школах – на сегодня тема одна из горячих. Активное обсуждение началось с предложения руководителя республики Р.Хабирова о переводе школ Башкирии на пятидневное обучение, которое он высказал на первом форуме школьного образования «Взлетай».

Он объяснил такую необходимость тем, что дети перегружены занятиями и проводят мало времени с семьей. В одну из свободных суббот было предложено проводить общешкольные праздники. На поверку оказалось, переход на пятидневную учебную неделю – процесс довольно сложный, который требует изменений во всей структуре образовательного процесса. При смене режима обучения школы весьма ограничены санитарными нормами и государственными стандартами обучения. Как решается вопрос перехода на пятидневку в Нефтекамске, мы поинтересовались у главного специалиста управления образования г. Нефтекамска Лилии Ивановны Костенко.

— Министерством образования Республики Башкортостан разработаны рекомендации для руководства и использования в работе при переходе школ Республики Башкортостан на так называемую пятитидневку, — начала с главного Л.И.Костенко. — Согласно им предлагается с 1 апреля перейти на пятидневную учебную неделю всем начальным классам, а с будущего учебного года планомерно перевести обучающихся других классов. В любом случае, сначала изучаются возможности перехода каждой школы на пятидневную учебную неделю, и только затем принимается обоснованное решение об организации обучения в новом учебном режиме.


Самих школьников перспектива отдыхать два дня в неделю радует, даже несмотря на возрастающую нагрузку. ФОТО: Руслан Никонов, «КЗ».

Сегодня в Нефтекамске в режиме пятидневной учебной недели обучаются ученики начальных классов школ №2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 14, 15, гимназии №1, башкирской гимназии, а также учащиеся 5-х классов школы №3, школы с. Амзя и учащиеся 5-6 классов школы №14. С 1 апреля 2019 года на пятидневную учебную неделю перейдут остальные ученики начальных классов, это школы №11, 12, 13. Планируется безболезненно перевести на новый режим работы и те школы, которые, взвесив возможности и интересы всех участников образовательного процесса, приняли меры по сохранению объема изучаемых предметов и учебной нагрузки педагогов в текущем учебном году. Это пятые классы школы №7, а также учащиеся 6-х классов школы с.Амзя и 5-6 классов Ташкиновской школы. Конечно, вопрос перехода на пятидневку в особенности в третьем семестре учебного года, имеет множество нюансов, которые следует учитывать в обязательном порядке. Так, необходимо соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, недопустимо нарушение требований федеральных государственных образовательных стандартов. При решении вопроса также необходимо соблюдение закона в части установления трудовых отношений. Учебная нагрузка, оговариваемая в трудовых договорах учителей на весь учебный год, не должна меняться. И самое главное – это выполнение учебного плана, который не позволяет уменьшить количество предметов, запланированных в основных образовательных программах.

В настоящее время все школы действуют в соответствии с установленным алгоритмом: с 4 марта приказами утверждены графики перехода на пятидневную учебную неделю. Созданы рабочие группы, активно проводятся родительские собрания, рассматриваются проекты учебных планов. При положительном решении вопроса поэтапно будут вноситься изменения в локальные акты и нормативные документы. И с нового учебного года, с 1 сентября 2019 года, планируется, что все ученики Нефтекамска с 1 по 11 класс смогут обучаться в пятидневном учебном режиме. Однако остро стоит вопрос в школах, где сохраняется двусменное обучение.

— Означает ли это, что субботние уроки раскидают на пять дней и в расписании старших классов появятся 7-8 уроков?

— Во всех классах объем учебной нагрузки уменьшится на три часа. Так диктует нам пятидневный учебный план. При этом будет увеличен объем занятий в рамках внеурочной деятельности. Что касается количества уроков, то объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не более 7 уроков установлен для обучающихся 7-11 классов. При этом каждая школа формирует расписание в соответствии со своим учебным планом. Так что санитарно-эпидемиологические требования позволяют иметь в расписании 7 уроков. Кроме этого, планируется 8-9 тематических суббот в год, в рамках которых будут проводиться спортивные, культурные мероприятия…

Реакцию учителей и родителей на нововведение нельзя назвать однозначной, хотя большинство считает, что два выходных дня пойдут школьникам только на пользу. Вот что думают по этому поводу сами участники образовательного процесса: школьники, учителя, родители.


Опрос в тему

Ксения, школьница:

— С моей точки зрения, переход на пятидневку пойдет нам, школьникам, на пользу, так как у нас появится ещё один свободный день для восстановления сил. Но, с другой стороны, нагрузка в будние дни возрастет, домашняя работа станет объемнее, а времени на кружки, дополнительные занятия в обычные дни останется меньше. И всё же идея об еще одном выходном дне перечеркивает все отрицательные стороны.

Галина, практикующий учитель:

-Теоретически нововведение о дополнительном выходном дне ученикам и учителям — очень заманчивая идея. Не надо делать уроки на субботу, можно планировать поездки и другие дела всей семьей, при этом нагрузка увеличивается несильно, на один урок в день. На практике же может оказаться, что при возросшей ежедневной нагрузке придется все равно выходить на работу или на учебу и в субботу (это подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах, спортивные мероприятия, НПК и множество других дел, на которые в будни уже не будет времени). Мы, учителя, также опасаемся сокращения учебного плана, пока неизвестно каких предметов (а значит, и предметников) это коснется. Мое мнение, пятидневка – это хорошо, но это должно быть продуманное решение, чтобы суббота стала по-настоящему выходным днем.

Гульнара, родитель:

— Я, конечно, обеими руками «за» пятидневку. Дети сейчас очень перегружены в школе, не высыпаются. Поэтому речь идет даже не столько об общении с родителями, а просто о возможности выспаться ребенку, набраться сил на предстоящую неделю. Нагрузка в школе на сегодня и так высокая, а с переходом на пятидневку она, как я понимаю, возрастет. Хотя ряд предметов вполне можно было бы убрать из учебной программы и таким образом снизить нагрузку на школьников. К ним, например, относятся «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозных культур и светской этики», второй иностранный язык. Дети один-то иностранный язык освоить не могут, куда им второй? Это в гимназиях, где учатся сильные дети, он, может, оправдан, но зачем вводить его в обычных классах? Хотелось бы верить, что при переходе на пятидневку учтут все эти моменты…

kzgazeta.rbsmi.ru

Мы добились введения пятидневки в иркутской школе с помощью соцсетей — The Village

О том, что школы страны будут планомерно переводиться на пятидневную систему обучения, министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила еще в прошлом году. В Москве и Санкт-Петербурге пятидневка уже скорее норма, тренд подхватили регионы центральной части России. И по закону все, кажется, довольно просто: вопрос о том, пять или шесть дней в неделю будут заниматься учащиеся, решается родителями, педагогическим советом и администрацией школы. Препятствий для введения пятидневки официально никаких нет. На деле родители, как правило, сталкиваются с категоричным отказом директоров школ обсуждать эту тему. The Village поговорил с мамой второклассницы из обычной иркутской школы: Яне Варшавской совместно с другими родителями школьников удалось добиться введения пятидневной учебной недели с помощью депутатов и соцсетей. 

Борьба за пятидневку в нашей 18-й школе в микрорайоне Юбилейный шла три года. Те, кто ее начинал, уже перевели своих детей в другие школы. Наша школа, это не секрет, довольно слабая, особенно старший блок.

Как водится, сначала родители подошли к директору с предложением перейти на пятидневное обучение. Директор идею не поддержал, и активисты пошли в городской департамент образования, потом в областной минобр и дальше начали писать в Москву. Но поскольку по закону решение о переходе на пятидневку принимается школой, ответы пришли соответствующие. Юридически это замкнутый круг: федеральные чиновники отправляют к региональным, региональные спускают на город, городской департамент говорит: «Все решает школа», а директор школы снова ссылается на городской департамент, который не дает прямого указания. Так продолжалось два года.

Я услышала об этом на одном из собраний. В этот момент в школе в очередной раз сменился директор – в плохой школе они всегда часто меняются, отчасти она потому и плохая, что нет постоянного крепкого хозяйственника. Школа, к слову, правда очень запущенная: у нас там грибок, очень плохая вентиляция и масса других сложностей. Если смотреть результаты выпускников, наши очень мало поступают в вузы. Так вот, когда моя дочь Ева была в первом классе, я услышала об этой проблеме на одном из собраний.

Видео со страницы «Мы — за пятидневку!» в Facebook. Дети рассказывают, как провели бы субботу, если бы не нужно было идти в школу.

Я не собиралась идти с флагами и возглавлять какое-то движение. Просто предложила родителям: у меня много подписчиков в соцсетях, давайте я освещу эту проблему. На тот момент моя дочь училась пять дней, и меня это напрямую не касалось. Более того, мне не известно ни одного исследования, которое на основе статистики доказывало бы, что пятидневка – это очень хорошо, а шестидневное обучение – совсем плохо. Таких данных нет. Учителя говорят только о посещаемости: при пятидневке дети меньше болеют. Это логично: за два выходных они успевают подлечиться, посещаемость растет. Никакой другой статистики нет, и я родителям всем говорю: я боролась не за пятидневку. А за право родителей выбирать и принимать решения.

Сначала написала всем причастным чиновникам и не получила ответа. Поговорила с тишиной. Поняла, что руки у меня развязаны, и рассказала о проблеме на своей страничке в Facebook. И вот тогда я увидела, насколько это актуальный вопрос: было очень много репостов, лайков и комментариев. Я удивилась, сколько людей ведут эту борьбу, пытаются, и все безуспешно.

Что меня тогда встревожило: при высокой актуальности проблемы и большой вовлеченности общественности, аргументы против пятидневки везде совершенно разные. В одной школе говорят, что в этом случае снижается зарплата учителей. В другой заявляют, что дети недополучают знаний. В третьей находят еще какие-то доводы. Словом, после этого моего поста порталом www.irk.ru был организован круглый стол - они тоже увидели, как сдетонировала тема. Присутствовали я и еще одна мама ученика нашей школы, представители областного министерства образования и департамента образования Иркутска. Учителя школы участвовать отказались. Это был бенефис представителя городского департамента образования, которая рассказывала нам, какие мы, родители, недалекие и темные люди, как вредим своим детям. В этот момент я увидела систему, поняла, с чем мне придется взаимодействовать. Поняла, что договориться скорее всего не смогу, придется действовать разными методами. После этого появилась страничка «Мы за пятидневку», которая сразу получила массу подписчиков, сотни просмотров и лайков. И я начала последовательно публиковать все наши шаги, вынося историю на всеобщее обозрение.

Всем, конечно, очень не понравилось такое освещение в интернете. И таким образом нам удалось добиться негласного соглашения с директором – сейчас я могу об этом говорить, потому что директор уже не работает в нашей школе – о переходе на пятидневное обучение. Это был апрель 2016 года. Каково же было наше удивление, когда в сентябре мы пришли в школу, а там уже новый директор! Никаких подписанных документов у нас нет – все договоренности были устными. Реакция нового директора была ожидаемой: какая пятидневка?

Настроения продолжать все это у меня, скажу честно, уже совершенно не было. Тем более что многие активисты перевели своих детей в другие школы, и я осталась одна. Но тут появилась еще одна мама, переехавшая из центральной части страны, которая была в невероятном удивлении: как, там везде пятидневка, а тут почему нельзя? И мы вместе продолжили – соцсети, видео, посты.

По закону вопрос о переходе на пятидневку решают три стороны: администрация школы, учителя и родители. Если две стороны «за», тогда это можно пробить. И учителя поддержали нас, родителей. Мне сейчас звонят родители из разных школ и спрашивают, как нам это удалось, с чего начать. И я говорю: «Формально – вот с этого и с этого, но дело в другом: вы должны в кулуарах понять, будут вас поддерживать или нет». Потому что учителей прессуют ужас как. Директор одной из школ, имеющая большой авторитет, на совещании директоров школ объявила, что ни одного учителя из 18-й, как разносчика этой «заразы», в свой коллектив не возьмет.

Репортажи о нас в иркутских СМИ шли и шли, был создан родительский комитет. И к решению проблемы подключилась депутат Законодательного собрания Иркутской области Анастасия Егорова. С этого момента формат общения с властью качественно изменился. В тех кабинетах, откуда нас отправляли восвояси, ответить то же самое Егоровой уже не могли. Причем она даже не писала запросы, она просто поговорила с теми, кто мог это решить, несколько раз встречалась с Бердниковым (Дмитрий Бердников – мэр Иркутска, прим. ред.), говорила: «Ну вы же понимаете - надо».

Параллельно с известным креативщиком и маркетологом Сергеем Мядзелецем мы сняли на видео опрос людей на улицах, родителей школьников. Мнение практически единое – все за пятидневку. Мы провели количественно-качественное исследование в школе, таких исследований в принципе нет ни у кого больше. Причем мы спрашивали в разрезе проблемы: на что школьнику не хватает времени, как бы вы организовывали досуг ребенка, если бы было два выходных дня? Мы выяснили вещи, о которых никто не говорит. Например, что родители не успевают воспитывать детей в плане помощи в семье. Еле-еле мы находим время на дополнительное образование, потому что ответственные родители понимают, что общего образования недостаточно, потом идут кружки и секции. А от домашних обязанностей ребенка освобождаем, потому что он очень устает. Так мы растим поколение потребителей.

Видео со страницы «Мы — за пятидневку!» в Facebook. Опрос иркутян: горожане предпочли бы, чтобы их дети-школьники учились пять дней в неделю.

Когда подключилась городская администрация и дело на контроль взял мэр, все сдвинулось с мертвой точки. Сегодня у нас есть приказ о переходе на пятидневную учебную неделю, но лишь в единственной школе - № 18.

Кроме того, в нашей школе снова сменился директор, так что, возможно, это не конец истории. Надеюсь, что придет человек, готовый договариваться. У меня есть идея предложить школе организовать программу дополнительного образования по субботам, чтобы кружки и секции могли давать в школе бесплатные мастер-классы с целью привлечь к себе детей. А для школьников это будет хорошая возможность узнать что-то интересное, выбрать занятие по душе. И это снимает проблему детей из малообеспеченных семей, о которой часто говорят: если будет пятидневка, эти дети, у которых нет возможности посещать кружки, получат больше времени для улицы. В таком формате все ребята будут заняты. Это есть в Москве и в Питере, и мы можем перенимать такой опыт.

Но у меня до сих пор нет ответа на вопрос, который мне задают родители из других школ: как добиться введения пятидневной учебной недели? Сейчас наш прецедент не получает продолжения. Позиция городского департамента образования остается прежней. Авторитетные директора школ четко заявили педагогическим коллективам: про пятидневку ни слова. И наш опыт не дает другим никакого алгоритма. Официально-то все просто – пожалуйста, собирайте подписи, потом проводится педсовет, и если педагоги «за» - директор готовит приказ. Но учителя во время совещания, конечно, смотрят на позицию директора, и на этом все заканчивается.

Но главное, нам так и не удалось выяснить, из-за чего и чиновники, и школы так сопротивляются переходу на пятидневку. Пазл у меня в голове не сложился. Аргумент про уменьшение зарплаты учителей мы отмели – нет, она не уменьшается. Еще нам говорили, что если учебная программа изначально была рассчитана на шесть дней в неделю, то перейти на пятидневку, например, со второго класса уже нельзя. Наш опыт показывает, что это не так, но теперь то же самое говорят родителям в других школах. Остается одна версия: чиновникам не хочется шевелиться, что-то менять и принимать ответственность за решение. Если бы везде была шестидневка, а тут в Иркутской области началось движение за пятидневку – я бы понимала нежелание идти навстречу. Но федеральное министерство образования дало «зеленый свет», объявив, что планомерно школы будут переходить на пятидневку. Это давно тренд по стране, и, казалось бы, - надо включаться, быть впереди, подхватывать хорошие веяния. В Москве и Питере пятидневка. В Усолье-Сибирском пятидневка. В Пивоварихе! Почему у нас было не пойти на эти нововведения, которые поддерживаются на федеральном уровне?

Я боролась не за пятидневку. Я боролась против позиции «мнение родителей ничего не значит, только педагоги и чиновники знают, что для ваших детей лучше». Если бы отстаивание шестидневного обучения было подкреплено блестящими качественными результатами, никто не задавал бы вопросов. Но таких результатов нет. И тогда ради чего загружать детей шесть дней в неделю, если мы, теряя воспитание дома, ничего не приобретаем взамен? В гимназиях и лицеях, где ведется углубленное изучение предметов, где детям не требуются дополнительные занятия, вполне оправдана шестидневная система. И это выбор родителей.

Систему мы, кажется, победили. И я считаю это началом своей взрослой жизни. Я никогда не сталкивалась с государственным и муниципальным административным аппаратом. Сначала была пианисткой. Потом бизнес-тренером. Я никогда не зависела от системы: плачу налоги, делаю свое дело и не интересуюсь политикой. И в первые недели этой истории у меня было непонимание: как жить-то дальше, когда решения принимают чиновники, которые совершенно не готовы и не хотят строить гражданское общество? Тем не менее, я благодарна Анастасии Егоровой за помощь и главе департамента образования Иркутска Александру Костину, который взял на себя ответственность и поддержал нас, принял непопулярное решение. Очень надеюсь, что Иркутск сможет стать городом, где введение пятидневной системы обучения станет обычной практикой и этот эксперимент будет удачным.

Фотографии: обложка — фото из личного архива Яны Варшавской

www.the-village.ru

Быть ли пятидневке в школах?

Ноябрьский департамент образования пригласил пап и мам заполнить анкету, посвященную школьному расписанию. Итоги опроса могут подарить школьникам дополнительный выходной.

– Моя дочь устает за шесть дней, к тому же у меня и у мужа два выходных, хочется проводить их с семьей, поэтому я за пятидневку, – говорит Марина Ковалёва, мама пятиклассницы. – Мы поднимали этот вопрос на общеродительском собрании, к нашему мнению прислушались в департаменте.

Как отмечает исполняющая обязанности начальника департамента образования Ноябрьска Светлана Фатеева, навязывать пятидневку или шестидневку образовательным учреждениям профильное ведомство не вправе.

– Вначале инициативу обсуждает управляющий совет, затем, если он принял решение о переходе на пятидневное обучение, ходатайствует перед руководством школы, – объяснила Светлана Игоревна. – Мы проводим анкетирование, чтобы понять, чего на самом деле хотят родители.

Если взрослые решат, что детям нужно больше отдыхать, «урезание» не коснется обязательных предметов. В Министерстве образования утверждены программы как для шести-, так и для пятидневной учебной недели.

Те, кто ратует за еще один день отдыха для детей, часто приводят в пример другие регионы. «КС» поговорил с Натальей Марговенко, которая несколько лет назад с мужем и десятилетним сыном переехала из Салехарда в Белокаменную.

– Московские школы давно перешли на пятидневную неделю. Никакие страшилки, которыми пугают родителей  (повышение нагрузки, самостоятельная работа, снижение успеваемости), не подтвердились. Один день у сына уходит на приготовление уроков, другой остается на полноценный отдых, – рассказала по телефону Наталья.

Напомним, в 2015 году Госдума РФ отклонила инициативу «Справедливой России», согласно которой во всех школах должна быть внедрена обязательная пятидневная учебная неделя. Новый министр образования Ольга Васильева на одной из встреч с общественностью пообещала вернуть пятидневку в школе. Она подчеркнула, что нельзя так нагружать детей, поэтому уроки по субботам останутся лишь для учеников 10–11-х классов. Сейчас образовательные учреждения принимают решения самостоятельно.

Итоги опроса, который проводит департамент образования Ноябрьска, войдут в публичный отчет руководителя ведомства.

В КОМИ ОСВОБОДИЛИ СУББОТЫ ДЛЯ «НАЧАЛКИ»

В соседнем регионе добились сокращения рабочей недели для школьников младших классов.

Там пристально следили за опытом московских школ, обсуждали с родителями. В частности, предполагалось компенсировать выпадающие из-за пятидневки часы за счет увеличения продолжительности последней четверти, то есть укорочения летних каникул.

– Переход на пятидневку – один из способов снижения напряжения. Мы понимаем, что детям надо полноценно отдыхать, но программные требования никто не уменьшает. В инновационных учреждениях от восьми до десяти уроков в день. Это приводит к стрессам, неврозам, ухудшению здоровья учеников, – говорит в интервью «КС» директор Республиканского центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Светлана Уланова.

Как позже сообщили СМИ Коми, перемены начались с обращения родительского комитета одной из школ. Активистам разъяснили, как действовать, чтобы ввести пятидневку. И они справились – со второй четверти у начальной школы освободилась суббота.

Рекомендации чиновников получили все образовательные учреждения, и некоторые, как пишет usinsk-novosti.ru, ими воспользовались. При этом подчеркивается, что учащимся 5 – 9-х классов в связи с подготовкой к госаттестации целесообразнее продолжать учиться по шесть дней в неделю.

 

 

ks-yanao.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *