Выборы муниципальные в россии – 23. /

§ 3. Муниципальные выборы

Муниципальные выборы — это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право) и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Но глав муниципальных образований возраст может быть увеличен до 21 года, это определяется законами субъектов РФ (В Пермском крае именно 21 год). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. обладают иностранные граждане при наличии международного договора (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Туркменистан).

Лишены права выбирать военнослужащие, проходящие службу по призыву не по месту жительства.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Армения – референдум).

Лишены избирательного права лица, лишенные свободы, признанные недееспособными, также не могут голосовать военнослужащие по призыву по месту несения воинской службы.

Избирательный процесс.

1. Назначение выборов. Согласно ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования не ранее 90 дней и не позднее 80 дней до голосования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом по заявлению избирателей, избирательных объединений, органов госвласти региона, ОМСУ, прокурора не позднее, чем за 70 дней до голосования. Выборы проводятся в единый день для голосования (2 воскресенье марта и 2 воскресенье октября, кроме внеочередных).

2. Формирование избирательных округов.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Для выдвижения кандидаты должны собрать подписи в количестве, определяемым законом субъекта РФ, но не более 0,5%. В поселениях, где проживает менее 3 000 чел, а также в поселениях, в которых в представительном органы менее 15 депутатов применяется только мажоритарная избирательная система (одно или многомандатная).

Заградбарьер не может быть выше 5% и определяется законом субъекта РФ (в Пермском крае – 5%, причем как минимум 2 партии должны в совокупности набрать не менее 50% голосов избирателей). Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная (одно и многомандатная – не более 5 мандатов, кроме сельских поселений, где может быть и один 10 мандатный округ, причем количество голов равняется количеству наименьшего по количеству мандатов округа) избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная). В Пермском крае только мажоритарная и смешанная. В Тюменской области – пропорциональная. Избирательная квота в Перми естественная, в Тюмени – империалли.

3. Учет избирателей ведется 2 раза в год – на 1 января и 1 июля.

4. Формирование избирательных комиссий – они являются органами местного самоуправления, но не входят в систему муниципальных органов. Члены избирательных комиссий формируются представительными органами в количестве 6-12 человек по представлению партий, представленных в Госдуме, заксобраниях, а также избирательных объединений и общественных организаций, представленных в представительном органе МСУ. От одной организации назначается по 1 члену, причем государственные и муниципальные служащие не могут занимать свыше половины мест. Срок полномочий членов избирательных комиссий – 5 лет.

5. Выдвижение кандидатов. В пропорциональной системе – избирательными объединениями и союзами. Само понятие «избирательное объединение» сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Единственной «избирательной отдушиной» для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. Для выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов, избираемых по мажоритарной системе избирательными объединениями кроме политических партий и их структурных подразделений могут быть общественные движения и организации. Если выборы проводятся по пропорциональной системе кандидатов выдвигает только политическая партия или ее структурное подразделение, но допускается создание избирательного союза с общественными движениями и организациями. В этом случае представителям общественных организаций гарантируется 15% в списке кандидатов.

В мажоритарной системе также возможно самовыдвижение. Партии и кандидаты от этих партий, не представленные в Госдуме, заксобраниях, представительном органе МСУ, собирают подписи (не более 0,5% от числа избирателей в округе. причем в Пермском крае подписей не должно быть менее 10 чел.). Избирательный залог отменен. Закон субъекта РФ может предоставить прав заявительного порядка регистрации в округах с численностью избирателей менее 10 000 чел.

6. Предвыборная агитация. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на гос или мун. службе, в СМИ должны уйти в отставку на время выборов (закон субъекта РФ делает исключения для округов менее 500 чел). Бесплатное эфирное время для кандидатов обязаны предоставить только муниципальные СМИ.

7. Голосование. Обычно с 8 до 20. Досрочное отменено – только в труднодоступных местностях. Предела явки нет. Возможны безальтернативное голосование (если это предусмотрено законом субъекта РФ, тогда за победителя должно проголосовать свыше 50% участников голосования). Голосование против всех отменено.

8. Подсчет голосов. Сначала в участковых комиссиях, те направляют протоколы в территориальные. Результаты подводят окружные. Итоги публикуются, возможно обжалование в суде (районном). Контроль за выборами ведут прокуратура, СМИ, наблюдатели.

В Пермском крае местные выборы регламентируются законом от 9.11.2009 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Пермской области», законом от 13 марта 2008 г. «О выборах должностных лиц местного самоуправления в Пермской области»

studfiles.net

38. Муниципальные выборы: понятие, виды.

Муниципальные выборы — способ обязательного и регулярного воспроизводства муниципальной власти путем свободного и добровольного избрания гражданами в статусе избирателей своих депутатов, членов выборных ОМС, выборных ДЛ МСУ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Виды:

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий ПО, главы МО.

Дополнительные — направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в ПО работающего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, не совместимую с депутатским мандатом.

Досрочные — выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий ПО МО в целом, главы МО. От очередных выборов их отличает чрезвычайный характер, необходимость в кратчайшие сроки восстановить муниципальную власть.

Повторные выборы проводятся тогда, когда выборы признаются несостоявшимися или недействительными или избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, выборного ДЛ.

Местные выборы — обще муниципальное мероприятие, в ходе которого избиратели МО осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно путем голосования формировать ОМС, иные права; движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии, упорядочивающее и структурирующее местные сообщества жителей.

Муниципальное избирательное право. Принципы избирательного права.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, глав МО, иных выборных ДЛ на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Местные выборы назначаются ПО МО. В том случае, если ПО МО не назначил выборы в установленный срок, то они назначаются либо избирательной комиссией МО, либо судом.

Принципы:

  1. Всеобщего: он лежит в основе количественного критерия, т.к. показывает, кто может участвовать в выборах. Избирательное законодательство устанавливает гарантии реализации данного принципа. Прежде всего, это составление списков избирателей, в которые данные граждане должны включаться. Закон устанавливает, что данная работа должна осуществляться гласно. В списки избирателей в соответствии с международными договорами РФ могут включаться ИГ, постоянно проживающие на территории РФ;

  2. Равного: все избиратели участвуют в выборах на равных условиях – один список, один голос и т.п.;

  3. Прямого: по общему правилу избираются непосредственно избирателями;

  4. Тайного голосования: контроль за волеизъявлением граждан не допускается;

  5. Добровольности участия в выборах: выборы свободные, никто не может принуждаться к участию или неучастию в выборах;

  6. Территориальный принцип: выборы проводятся по избирательным округам, которые могут быть как одномандатными, так и многомандатными;

  7. Принцип участия граждан в организации и проведении выборов.

На основе данных принципов реализуется избирательное право граждан. Термин «избирательное право» можно рассматривать в двух аспектах

В широком – как объективную категорию, как институт муниципального права;

В узком – как субъективную категорию в качества права граждан на участие в выборах.

Муниципальная избирательная комиссия.

Уставом МО ИК придан статус ЮЛ.

Срок полномочий – 5 лет. Могут быть прекращены досрочно в случае преобразования МО.

Виды:

Избирательная комиссия МО создается в соответствии с законом субъекта РФ, уставом МО для организации подготовки и проведения выборов в ОМС и является муниципальным органом, не входящим в структуру ОМС.

Срок полномочий 4 года.

Формируется в количестве 5 — 11 членов с правом решающего голоса.

Окружные избирательные комиссии создаются для проведения выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Их срок полномочий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов.

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей.

Их срок полномочий истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Число членов окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается законами субъектов РФ.

Формирование избирательной комиссии МО осуществляется представительным органом МО. Окружные и участковые комиссии формируются вышестоящей над ней комиссией.

Из своего состава каждая комиссия выбирает председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии

39 Порядок организации и проведения местных выборов.

Избирательный процесс — законодательно установленный порядок подготовки и проведения выборов, включающий ряд стадий, каждая из которых имеет особые цели, круг участников, процессуальные документы.

Муниципальный избирательный процесс имеет те же стадии, что и избирательный процесс на иных выборах. В их числе: назначение выборов; образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление и уточнение списков избирателей; выдвижение кандидатов; регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования; установление итогов голосования и определение результатов выборов; официальное опубликование результатов выборов; отчет организующей выборы комиссии о расходовании бюджетных средств.

В уставе МО закрепляется разновидность избирательной системы, применяемой на выборах. В муниципальных выборах могут участвовать ИГ при наличии соответствующего договора РФ.

В списки избирателей не включаются военнослужащие срочной службы, проживающие до призыва за пределами данного МО.

Предельная сумма затрат на проведение выборов устанавливается законом субъекта.

Выборы назначаются в основном ПО МО.

Проводятся во второе воскресенье сентября года.

Первые выборы ОМС вновь образованного МО назначает ОГВ субъекта.

На выборах депутатов ПО в случае, если средняя норма представительства избирателей в избирательном округе не превышает 5 тысяч человек, кандидат не обязан представлять сведения о размере и источниках доходов, о принадлежащем ему имуществе, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.

При проведении выборов в ПО МО с населением менее 10 тысяч человек сбор подписей в поддержку кандидата не проводится.

Законом субъекта может быть установлено, что на выборах в ПО МО, если число избирателей в округе не превышает 5 тысяч, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на службе на время их участия в выборах могут не освобождаться от исполнения должностных обязанностей.

Факультативная стадия: проведение повторного голосования.

Муниципальная избирательная система: понятие, виды.

Избирательная система — вся совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения местных выборов и урегулированных как нормами права, так и иными социальными нормами.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении избирательной территории на несколько территориальных округов, от каждого из которых избирается один или несколько кандидатов (по числу депутатских мандатов, положенных на округ) на основе абсолютного или относительного большинства голосов. Независимо от числа мандатов, положенных на избирательный округ, каждый из кандидатов в юр смысле ведет борьбу за свой мандат со всеми иными претендентами. Разновидностью мажоритарной системы являются выборы глав МО. Здесь территории избирательной единицы и МО совпадают.

Пропорциональная система предполагает, что депутатские места в ПО распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений и блоков в зависимости от числа голосов, полученного каждым списком в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию МО. Предвыборная борьба при пропорциональной системе ведется между списками кандидатов. Депутатские мандаты распределяются вначале между последними, и уже после этого начинается распределение мандатов внутри отдельных списков между входящими в них кандидатами.

В настоящее время преобладает мажоритарная избирательная система.

studfiles.net

Понятие и виды выборов. Муниципальные выборы. Избирательное законодательство РФ :: SYL.ru

Сегодня выборы следует рассматривать как процедуру государственно-правового значения, установленную действующим на территории Российской Федерации законом, во время которой физические лица (граждане отдельной местности) отдают собственные голоса за кандидата или партию. В результате столь несложных действий формируется представительный (выборный) орган власти или же занимает свой пост (избирается) определенное должностное лицо, будь то судья или президент. В Российской Федерации актуальными являются три разновидности представленной категории: региональные, федеральные и муниципальные выборы. Целесообразным будет рассмотреть их подробнее.

Понятие и значение выборов

Развивая разговор по поводу содержания, актуальных особенностей и предназначения избирательного права, невозможно не вспомнить о вопросе понятия и классификации выборов в Российской Федерации, потому что именно регулирование отношений, которые тесным образом связаны с их предварительной подготовкой и последующим проведением, представляет основной смысл нормативов, образующих рассматриваемую отрасль конституционного права. Отправной точкой в уяснении понятия выборов, а также их политико-правового характера считаются положения актуальной Конституции РФ. Так, в строгом соответствии с ними выборы являются:

  • Во-первых, высшим непосредственным выражением общественной власти в соответствии со статьей третьей действующей Конституции.
  • Во-вторых, понятие выборов подразумевает метод принятия участия со стороны физических лиц (граждан отдельных регионов или страны в целом) в управлении государственными делами, который реализуется через право граждан быть избранными и избирать органы власти государственного значения, а также местного самоуправления. Данное положение обусловлено статьей 32 действующей Конституции.
  • В-третьих, закон «О выборах» предполагает, что соответствующая категория представляет собой порядок императивного плана в отношении замещения должности Президента России, а также создания Государственной думы Федерального собрания РФ.
  • В-четвертых, это необходимое средство реализации местного самоуправления, которое предполагает обязательное участие в общественной жизни выборных структур местного самоуправления. Данное положение аргументировано законом «О выборах», а также статьей 130 Конституции РФ.

Определение по Федеральному закону

Важно знать, что официальное определение рассматриваемой категории включено в статью вторую Федерального закона «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав». В соответствии с ним утверждаются гарантии избирательных прав граждан. Помимо этого, приведенная трактовка предполагает, что выборы – не что иное, как форма прямого волеизъявления физических лиц, которое осуществляется строго по Конституции РФ, федеральным законам, уставам (конституциям) субъектов Федерации, законам субъектов РФ, уставам образований муниципального типа в целях создания структуры государственной власти, структуры местного самоуправления или же наделения должностного лица определенными полномочиями.

Для того чтобы полноценным образом уяснить понятие выборов, сегодня немаловажной является юридическая позиция Конституционного суда, которая была сформулирована посредством постановления от 10.06.1998 в соответствии с делом по поводу проверки определенных положений Конституции (пункта шестого статьи четвертой, пунктов третьего и четвёртого статьи тринадцатой, пункта третьего статьи девятнадцатой), а также пункта второго статьи 58 Федерального закона от 19.09.1997 «По поводу гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав».

Важно отметить, что трактовка проведения выборов, которая содержится в представленном постановлении так или иначе характеризует их в качестве способа изъявления общественной воли, а также создания соответствующих структур государственной власти легитимного значения и структур местного самоуправления, от его имени реализующих власть публичной природы. Для того чтобы в полной мере достигнуть указанных целей, выборы должны основываться на приоритете воли большего процента избирателей, которые приняли участие в голосовании.

Классификация выборов

В данной и последующих главах целесообразным будет полноценно рассмотреть классификацию видов выборов. Важно отметить, что действующее российское законодательство избирательной природы не включает в себя исчерпывающего перечня разновидностей выборов, которые проводятся на территории Российской Федерации. Так, классификация обусловлена наличием определенных критериев.

В соответствии с уровнем процедуры, который определяется непосредственной территорией ее проведения, сегодня выделяют следующие виды выборов:

  • Выборы в структуры Союзного государства. Важно знать, что проведение их обусловлено Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 08.12.1999. Так, по статье 39 представленного Договора, в России принято избирать 75 депутатов в Палату представителей.
  • Выборы в органы федерального значения (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы президента).
  • Выборы законодательных структур субъектов России.
  • Выборы в государственные органы местного уровня. Среди них важно отметить выборы структур контрольного значения, выборы глав образований муниципального типа, а также выборы депутатов структур муниципальных образований представительного плана.

Избираемый орган как критерий классификации

В соответствии с таким критерием, как должностное лицо или избирательный орган, принято выделять следующие виды выборов:

  • Выборы должностных лиц высшего значения соответствующей степени власти. Сюда целесообразным будет отнести руководителей муниципальных формирований, а также Президента РФ.
  • Выборы органов представительной власти (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы представительных структур муниципальных формирований, выборы парламентов субъектов РФ).
  • Выборы других органов. Сюда необходимо включить в первую очередь определенных должностных лиц, к примеру мировых судей. Помимо этого, речь идет о выборе политических партий, а также контрольных структур образований муниципального типа.

Причины выборов как критерий

В соответствии с таким критерием, как причина (основание) назначения процедуры, на сегодняшний день выделяют следующие виды выборов:

  • Очередные выборы.
  • Досрочные выборы.
  • Дополнительные выборы.
  • Повторные выборы.

Целесообразным будет рассмотреть их подробнее, а также проанализировать примеры выборов.

Очередные, досрочные и дополнительные выборы

Важно отметить, что очередные выборы реализуются по причине истечения сроков полномочий должностных лиц и выборных структур, установленных законодательством. Досрочные же выборы относятся к досрочному прекращению полномочий определенных должностных лиц, а также к досрочному прекращению депутатских полномочий. Необходимо дополнить, что такого рода прекращение так или иначе влечет за собой неправомочность представительного (законодательного) органа власти государственного значения субъекта Российской Федерации или же представительной структуры муниципального формирования. Интересно знать, что досрочная остановка полномочий представительного (законодательного) органа власти государственной направленности субъекта РФ, представительной структуры местного управления или депутатов, если она говорит о прекращении полномочий соответствующей структуры, является основанием для осуществления дополнительных выборов.

Повторные и совмещенные выборы

Необходимо знать, что общественное участие в выборах повторного типа актуально тогда, когда все рассмотренные в предыдущей главе процедуры не привели к избранию структуры, депутата или должностного лица в соответствии с причиной признания данных выборов недействительными или несостоявшимися. Кроме того, в законодательстве специально оговаривается, что дополнительные и повторные выборы не назначаются и, соответственно, не проводятся, когда по результатам их тот или иной депутат не может избираться сроком, превышающим один год.

Необходимо также отметить совмещенные выборы, которые отличаются назначением на один и тот же день. Важно дополнить, что проводится представленная процедура в отношении нескольких должностных лиц, структур государственного типа власти или самоуправления местного значения. Логично, что совмещению выборов объективным образом способствует определение в законе двух дат их реализации, которые считаются возможными, благодаря чему так или иначе имеет место экономия материальных ресурсов, в частности денежных средств, применяемых для нужд избирательного процесса. Помимо этого, в данном случае существенно повышается уровень заинтересованности граждан в плане участия в выборной кампании.

Актуальные ограничения

Важно заметить, что в действующем законодательстве содержатся некоторые ограничения, касающиеся такого вида выборов, как совмещенные. Во-первых, это исключение допущения совмещения дня голосования в отношении выборов в органы государственной власти федерального значения с днем произведения аналогичной операции на референдуме РФ.

Во-вторых, в Законе федерального значения «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав» специально оговариваются случаи, в соответствии с которыми нельзя допустить совмещения дней голосования на разных выборах, по итогам которых избиратель получает возможность одновременно проголосовать более чем по 4 бюллетеням избирательной формы, которые выдаются на выборах досрочного, повторного и дополнительного плана.

Юридическое значение как критерий

В соответствии с юридической направленностью рассматриваемой процедуры, в качестве методики формирования руководящих структур государственного значения, а также местного самоуправления сегодня выделяют следующие разновидности выборов:

  • Императивные выборы, которые являются исключительным методом наделения общества властными публичными полномочиями.
  • Выборы, которые используются на альтернативной основе с иными методами замещения выборных должностей и депутатских мандатов.

В первую группу включаются выборы следующих категорий лиц:

  • Президента Российской Федерации.
  • Депутатов представительной (законодательной) структуры власти субъектов РФ государственного значения.
  • Депутатов Гос. думы.
  • Депутатов законодательной структуры городского округа или поселения сельского типа.

Вторую группировку формируют выборы:

  • Руководства муниципальных формирований (муниципальные выборы).
  • Судей мирового значения.
  • Депутатов законодательных структур районов муниципального значения.
  • Контрольных структур муниципальных формирований.

Заключение

Целесообразным будет отдельно отметить косвенный (непрямой) вид выборов. Он представляет собой выборную систему, в соответствии с которой кандидата на ту или иную должность избирают не физические лица, а структура власти или выборщики, заранее избранные определенными должностными лицами. Важно отметить, что представленная разновидность выборов может осуществляться в две и более ступени. Ярким примером в данном случае может послужить избрание Президента Соединенных Штатов Америки.

Важно отметить, что рассмотренные в материалах данной статьи выборы служат не в единственном плане возможными методиками формирования определенных структур (эти органы четко указаны в конкретных главах). Стоит подчеркнуть, что при этом именно другие способы, которые никаким образом не связаны с выборами, на сегодняшний день зачастую наделяются предпочтительным закреплением в законодательных актах субъектов Российской Федерации, а также актуальных уставах муниципальных формирований.

Интересно заметить, что особенно наглядно данная картина проявляется в процессе выбора судей мирового значения. Хотя Закон федерального уровня «По поводу мировых судей в Российской Федерации» в соответствии с его восьмой статьей предполагает, что, несмотря на наличие возможности замещения должности судьи мировой направленности или через назначение представительным (иными словами, законодательным) органом власти государственного значения субъекта Российской Федерации, или посредством избрания через усилия населения, а также отдельных его представителей соответствующей судебной местности, законодательство абсолютно всех субъектов России игнорирует выборы в качестве методики замещения указанных выше должностей.

www.syl.ru

Муниципальные выборы — это… Что такое Муниципальные выборы?


Муниципальные выборы
— форма прямой демократии, обеспечивающая непосредственное участие граждан в формировании выборных органов местного самоуправления и избрании выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. См. Прямая и представительная демократия, Выборы, Выборный орган, Выборное должностное лицо.

Федеральным законодательством установлена обязательность учреждения выборного органа местного самоуправления в каждом муниципальном образовании. Посредством муниципальных выборов формируются, как правило, представительные органы местного самоуправления. Уставами муниципальных образований может предусматриваться образование и других коллегиальных выборных органов с различными полномочиями (например, контрольные или ревизионные комиссии). Непосредственно гражданами может избираться глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления (например, казначей).

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральным законодательством о выборах.

В целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, федеральным законодателем издан специальный Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления». Его положения подлежат применению при подготовке и проведении муниципальных выборов в случаях, если: а) законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; б) представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в) в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления; г) полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; д) законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований; е) истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; ж) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки; з) отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; и) муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству; к) органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия; л) в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Российское избирательное право: словарь-справочник. 2013.

  • Муниципальное унитарное предприятие
  • Муниципальный служащий

Смотреть что такое «Муниципальные выборы» в других словарях:

  • Муниципальные выборы — (англ. municipal election) в РФ выборы депутатов или членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. М.в. осуществляются на …   Энциклопедия права

  • Муниципальные выборы — (англ. municipal election) в РФ выборы депутатов или членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. М.в. осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном… …   Большой юридический словарь

  • МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ — осуществляемые в соответствии с действующим избирательным законодательством выборы, посредством которых население муниципального образования (местного сообщества) в соответствии с собственным волеизъявлением избирает своих представителей для… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ — избрание населением органов местного самоуправления, именуемых во многих странах обобщенно муниципалитетами, муниципальными органами. (С. А.) …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Муниципальные выборы в Финляндии (2008) — Муниципальные выборы в Финляндии, 2008 (фин. Kunnallisvaalit 2008)  муниципальные выборы, прошедшие в Финляндии 26 октября 2008 года в ходе которых было избрано около 10 тысяч депутатов муниципальных советов. На выборах 2008 года… …   Википедия

  • Муниципальные выборы в Финляндии (2012) — Муниципальные выборы в Финляндии, 2012 (фин. Kunnallisvaalit 2012)  муниципальные выборы, прошедшие в Финляндии 28 октября 2012 года в ходе которых было избрано около 10 тысяч депутатов муниципальных советов. Предварительное голосование… …   Википедия

  • Выборы в Литве — делятся на национальные и муниципальные. На национальном уровне избираются глава государства  президент Литвы и депутаты парламента  Сейма Литовской Республики. На муниципальном уровне (в самоуправлениях) избирают депутатов… …   Википедия

  • Выборы по жребию — существовали в прошлом у некоторых народов, но наибольшую известность получили выборы по жребию, применяемые в демократическом устройстве древних Афин. В Афинах классического периода (V век до н. э.) большинство должностных лиц и члены… …   Википедия

  • Выборы в МО Петровский и МО Красненькая Речка — Выборы в МО «Петровский» и МО «Красненькая Речка» (так называемые «Тайные выборы»[1] [2][источник не указан 333 дня])  дополнительные муниципальные выборы в двух муниципальных образованиях Санкт Петербурга, прошедшие 21… …   Википедия

  • Выборы в Российской Федерации — избрание гражданами Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц; важнейший институт организации и функционирования публичной власти в российском обществе; форма прямой демократии …   Российское избирательное право: словарь-справочник

Книги

  • Правовое регулирование института муниципальных выборов в РС(Я). Правовое регулирование выборов местного самоуправления (на примере в республике Саха (Якутия)), Иванова Наталья, Одним из наиболее актуальных для современного общества демократических институтов являются выборы как необходимый атрибут современного общества и государства, с которыми граждане связывают… Категория: Закон. Право Серия: — Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing, Подробнее  Купить за 8870 руб
  • Московские муниципальные выборы 2004 года. История фальсификации, Андрей Бузин, В книге описана история назначения и проведения выборов в представительные органы местного самоуправления в городе Москве — муниципальные собрания — в 2004 году. Основываясь на материалах… Категория: Избирательные технологии. Выборы Издатель: РДП «Яблоко», Подробнее  Купить за 380 руб
  • Муниципальные выборы в РФ: организационно-правовые основы, С. А. Трыканова, В учебном пособии рассмотрены организационно-правовые основы особенности муниципальных выборов в России, изложены новеллы избирательного законодательства, регулирующего проведение… Категория: Юриспруденция, право Издатель: ФЛИНТА, Подробнее  Купить за 100 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
Другие книги по запросу «Муниципальные выборы» >>

suffrage.academic.ru

Выборы в России — Википедия

Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.

На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Государственной думы.

На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.

Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации (сити-менеджера )на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей на уровне местного самоуправления) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.

Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы — избирательные комиссии.

Правовые основания[править]

Институт российской системы выборов регулируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством (от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Конституция РФ заложила базовые основы функционирования избирательного права на территории России:

  • Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;
  • Право избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления для каждого гражданина;
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по решению суда;
  • Возрастной ценз для кандидатов: в Государственную Думу — не младше 21 года, в Президенты — не моложе 35 лет;
  • Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания (Государственную Думу) проводятся на основании федерального закона, а назначаются Президентом;
  • Выборы Президента РФ назначаются верхней палатой Федерального Собрания – Советом Федерации и проводятся в соответствии с федеральным законом.

Конституцией установлены также сроки полномочий выборных органов: 5 лет для Государственной Думы и 6 лет для Президента, по истечении которых проводятся новые выборы.

На основе данных положений Конституции базируется нижестоящее избирательное законодательство.

Организацией и проведением выборов занимается ЦИК Российской Федерации, порядок формирования которого установлен Конституцией РФ.

Выборы в истории[править]

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Гельман В.Я. Изучение выборов в России: исследовательские направления и методы анализа // Политическая наука.

– Москва, 2000. -№ 3. Выборы в посткоммунистических обществах. Проблемно-тематический сборник. – С. 16-50.

www.wikiznanie.ru

Выборы в России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2018; проверки требует 1 правка.

Выборы в России делятся на федеральные, и муниципальные.

На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Государственной думы.

На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.

Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации (сити-менеджера) на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей на уровне местного самоуправления) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.

Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы — избирательные комиссии.

Правовые основания[ | ]

Институт российской системы выборов регулируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством (от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Конституция РФ заложила базовые основы функционирования избирательного права на территории России:

  • Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;
  • Право избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления для каждого гражданина;
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
  • Возрастной ценз для кандидатов: в Государственную Думу — не младше 21 года, в Президенты — не моложе 35 лет;
  • Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания (Государственную Думу) проводятся на основании федерального закона, а назначаются Президентом;
  • Выборы Президента РФ назначаются верхней палатой Федерального Собрания — Советом Федерации и проводятся в соответствии с федеральным законом.

Конституцией установлены также сроки полномочий выборных органов: 5 лет для Государственной Думы и 6 лет для Президента, по истечении которых проводятся новые выборы.

На основе данных положений Конституции базируется нижестоящее избирательное законодательство.

Организацией и проведением выборов занимается ЦИК Российской Федерации, порядок формирования которой установлен Конституцией РФ.

Виды выборов[ | ]

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *