Внешние долги россии на 2019 год график: График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств

Содержание

График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств

xlsx

млн.долл.США

Виды долговых обязательств 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г. 2031 г. 2032 г. 2033 г. 2034 г. 2035 г. 2036 г. 2037 г. 2038 г. 2039 г. 2040 г. 2041 г. 2042 г. 2043 г. 2044 г. 2045 г. 2046 г. 2047 г. ИТОГО**
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте* 5 024.610 529.432 2 529.432 3 352.955 352.955 1 998.540 3 088.239 2 492.839 2 588.089 3 088.239 44.119 4 000.000 3 000.000 1 500.000 7 000.000 40 589.449
Кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных юридических лиц 97.799 186.719 151.181 123.016 94.770 95.928 92.445 23.248 19.075 11.657 11.657 11.643 8.570 5.629 5.629 5.629 5.629 3.289 0.474 959.616
ВСЕГО 97.799 5 211.329 680.613 2 652.448 3 447.725 448.883 2 090.985 3 111.487 2 511.914 2 599.746 3 099.896 55.762 8.570 5.629 5.629 5.629 4 005.629 3.289 0.474 3 000.000 1 500.000 7 000.000 41 549.064
Справочно:
Объем ассигнований, предусмотренных на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» 53.6 46.5 43.6

*по номинальной стоимости

**итоги могут отличаться в связи с округлением

Совокупный внешний долг России достиг минимума с апреля 2009 года

Несмотря на западные санкции, Россия выплатила внешним кредиторам $64,4 млрд в прошлом году. По состоянию на 1 января 2019 года он составил $453,7 млрд. Это самый низкий показатель, начиная с апреля 2009 года. Внешние обязательства сократили все секторы – государство, банки и компании. В этом году долг будет продолжать сокращаться, поскольку никаких послаблений в отношении России со стороны США и их союзников ожидать не приходится.

Внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года, по предварительной оценке Банка России, составил $453,7 млрд. За прошедший год он уменьшился на $64,4 млрд или на 12,4%.

Текущий объем внешнего долга находится на минимальном уровне с 1 апреля 2009 года, когда он составлял $445,5 млрд. Максимум в $732,8 млрд был зафиксирован 1 августа 2014 года. В том же месяце против России были введены санкции, в том числе закрыты западные рынки долгосрочного финансирования.

С тех пор Россия (как правительство, так и частный сектор) преимущественно только отдает долги, тщательно выполняя свои обязательства, лишь иногда выходя на внешние рынки за новыми займами.

В 2018 году Минфин РФ в ноябре разместил евробонды до 2025 года на 1 млрд евро под 3%, а в марте выпустил облигации на $1,5 млрд со сроком погашения через 11 лет и допвыпуск бумаг «Россия-2047» в объеме $2,5 млрд с доходностью 4,625% и 5,250% годовых соответственно.

Несмотря на это, общая задолженность госсектора сократилась в 2018 году с $54,8 млрд до $43,4 млрд. Задолженность в ценных бумагах в валюте выросла почти на $2 млрд, а в рублевых бумагах сократилась на $13,2 млрд. Долги сократили и банки, и компании.

«Внешние обязательства сократили все институциональные секторы, но наибольший вклад в снижение внешнего долга страны внесли прочие секторы, задолженность которых сократилась на 32,3 млрд долларов США», — говорится в сообщении ЦБ.

При этом внешний долг банков достиг минимального уровня с 1 октября 2006 года и составили $85,3 млрд. Задолженность корпоративного сектора (у статистике ЦБ он проходит как «прочие секторы») сокращается медленнее – текущий уровень в $312,3 млрд минимум с 1 апреля 2011-го.

«Внешний долг сократился в 2018 году из-за фактического закрытия России для нового внешнего финансирования, в то время как задолженность постепенно гасилась. Скорее всего похожая ситуация сохранится и в 2019 году, поэтому внешний долг продолжит уменьшаться», — отмечает старший аналитик БКС Сергей Суверов.

Согласно оценке ЦБ, в первом квартале 2019 года чистые выплаты (за исключением внутригрупповых платежей) нефинансовых организаций могут составить до $10,5 млрд. При этом, платежи в январе-марте будут ниже на 42%, чем в первом квартале прошлого года.

В целом за текущий год, согласно графику платежей, который публикует ЦБ, выплаты по основному долгу и процентам (неочищенные от внутригрупповых платежей) составляют $63 млрд.

Россия спокойно справляется с внешним долгом, поскольку основные заемщики – это компании-экспортеры, а цены на сырье держатся на комфортном уровне, обеспечивая приток в РФ валюты. В прошлом году, по подсчетам ЦБ, профицит счета текущих операций достиг самого высокого значения за весь период наблюдений и составил $114,9 млрд.

Определяющим в динамике текущего счета был торговый баланс — положительное сальдо внешней торговли товарами, в основном благодаря высоким ценам на нефть, выросло по сравнению с 2017 годом в 1,7 раза до $194,4 млрд.

ЦБ также сообщил, что рост профицита текущего счета платежного баланса «обусловил увеличение чистого кредитования остального мира частным сектором и накопление международных резервов».

«Положительное сальдо финансовых операций частного сектора с нерезидентами составило 67,5 млрд долларов США (25,2 млрд долларов США в 2017 году). В прошедшем году продолжилось уменьшение внешних обязательств банков и одновременно выросли их иностранные активы на фоне более значительных поступлений от экспорта и накопления валюты на счетах после приостановки ее покупок рамках бюджетного правила», — поясняет ЦБ.

По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Анастасии Сосновой, ускорению оттока капитала, способствовало усиление санкционного давления на РФ. А Руслан Мустаев, трейдер управления активами УК «Открытие», полагает, что в этом году не будет, «если не будут введены максимально жесткие санкции со стороны США».

Напомним, что сейчас в Конгрессе США лежит несколько законопроектов, предусматривающих введение новых санкций против России. В частности, речь идет о запрете американским резидентам покупать новые выпуски российского госдолга.

Данная мера приведет к тому, что нерезиденты не смогут покупать и евробонды, и облигации федерального займа. В таких условиях возможности рефинансирования сужаются до минимума, а значит внешний долг продолжит сокращаться ускоренными темпами.

ЦБ поднял в 2 раза план погашения внешнего долга России | 22.08.19

Банк России продолжает радикальный пересмотр графика погашения внешнего долга с резким повышением общей суммы платежей.

По уточненным данным ЦБ, в 2019 году у банков, компаний и госсектора наступает срок выплат по кредитам и облигациям на 95 млрд долларов. Эта сумма включает 81 млрд долларов по телу долга и 14 млрд — в виде процентов.

По сравнению с предыдущей оценкой, данной в мае (83 млрд долларов за за год), график стал жестче на 14,4%, а общий размер платежей вырос на 12 млрд долларов. Если же сравнивать с изначальным графиком, который ЦБ публиковал в начале года, выплаты выросли почти в 2 раза, или на 47 млрд долларов, следует из подсчетов «Центра развития» Высшей школы экономики.

Пересмотр графика платежей в большую сторону стал нормой для ЦБ, указывает ведущий эксперт «Центра развития» Сергей Пухов: в среднем за последние четыре квартала оценка выплат для банков повышалась в 2,2 раза, а для предприятий в 1,6 раза.

Если экстраполировать эту тенденцию на текущий год, то объем погашения внешнего долга частного сектора в 2019 году может составить 107 млрд долларов. В результате итоговая сумма будет сопоставима с прошлогодней (122 млрд долларов), хотя ЦБ предполагал сокращение погашений почти вдвое.

Пик выплат, как и в предыдущие годы, приходится на четвертый квартал, когда в сумме надо вернуть 19,8 млрд долларов по основному долгу и 4,62 млрд долларов в виде процентов. Около половины приходится на декабрь — 11,6 млрд долларов по телу займов и 1,84 млрд в виде процентных выплат.

Впрочем, фактические выплаты по долгу сокращаются. «За первый квартал 2019 года, согласно международной инвестиционной позиции, в результате операций с внешним долгом предприятия смогли увеличить свою задолженность перед нерезидентами. Правда, на символические 0,13 млрд долл. Другими словами, новые займы незначительно превысили погашение. Во втором квартале, согласно данным платежного баланса, также имело место чистое привлечение. В целом по итогам года, по нашим оценкам, впервые за несколько лет компании смогут полностью рефинансировать платежи по внешнему долгу», — отмечает Пухов.

По оценке ВШЭ, в 2019 году чистое погашение внешнего долга частного сектора может составить лишь 6-9 млрд долларов против 24 млрд годом ранее.

 В результате совокупный внешний долг частного сектора к концу года сократится до 389-392 млрд долларов, или примерно 23% ВВП.

Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию

Российская экономика 1999–2019

1999
Восстановительный рост ВВП на 6,4% после дефолта и экономического провала в 1998 г. Принятие жесткого бюджета
2000
Принята и начала реализовываться «Программа Грефа» – «Программа социально-эконо- мического развития России на период 2000–2010 гг.»
2001
Приняты Налоговый, Бюджетный и Трудовой кодексы. Снижены ставки НДС (с 20 до 18%), НДФЛ (вместо прогрессивной шкалы с максимальной ставкой 35% введена ставка 13%), налога на прибыль (с 35 до 24%)

2002
Пенсионная реформа – постепенный переход от распределительной к распределительно-накопительной системе
2003
Принято решение об отмене чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Начало дела ЮКОСа
2004
«Монетизация льгот» Введение бюджетного правила, по которому нефтегазовые доходы при цене нефти выше $20/барр. поступают в стабилизационный фонд
2005
Снижение ставок социальных взносов и налога на прибыль (с 34 до 26% и 24 до 20% соответственно). Принят закон «Об особых экономических зонах». Корректировка бюджетного правила – «цена отсечения» повышена до $27/барр.
2007
Создание госкорпораций; разделение стабилизационного фонда на резервный фонд и фонд национального благосо- стояния (ФНБ, предназначен для софинансирования доброволь- ных пенсионных накоплений людей и обеспечения сбаланси- рованности бюджета Пенсион- ного фонда)
2008
Начало мирового финансового кризиса, девальвация рубля и корректировка бюджетного правила – нефтегазовые доходы выше трансферта бюджету поступают в Резервный фонд (в 2008–2010 гг. трансферт составлял 6,1, 4,5 и 3,7% ВВП соответственно)
2009
Антикризисные программы.
Падение ВВП на 7,8%
2010
Восстановительный рост ВВП на 4,5%
2012
Утверждение майских указов президента Владимира Путина. Вступление России в ВТО. Начало замедления роста ВВП
2013
Переход ЦБ к политике инфляционного таргетиро- вания; корректировка бюджетного правила – возвращение к базовой цене нефти (средняя за последние 10 лет) – доходы свыше этого уровня поступают в резервный фонд
2014
Введение санкций против России и ответных санкций, девальвация рубля, переход ЦБ к режиму плавающего курса рубля. Начало рецессии
2015
Всплеск инфляции – 12,9%. Принятие антикризисного плана и увеличение расходов резервного фонда
2017
Снижение инфляции до исторического минимума 2,5%. Возобновление действия бюджетного правила и начало покупок валюты для пополнения ФНБ
2018
Повышение пенсионного возраста и ставки НДС (с 18 до 20%). Утверждение нового майского указа Владимира Путина и национальных проектов.

ИСТОЧНИКИ: «ЭКСПЕРТ РА», «ВЕДОМОСТИ»

Внешние долги стран в 2020 г. Графики и таблицы

Внешние долги стран в 2020 г. Графики и таблицы

Источник данных: worldbank.org

 

Рейтинг стран по внешнему долгу

II кв. 2020 года

X страны

Страна ↑↓II кв.
2018 г.
III кв.
2018 г.
IV кв.
2018 г.
I кв.
2019 г.
II кв.
2019 г.
III кв.
2019 г.
IV кв.
2019 г.
I кв.
2020 г.
II кв.
2020 г.
млн долл.
Внешний долг
к ВВП
(номинальный)
%
Внешний долг
на душу населения
долл.
Австралия154028515014401506403151322114971201493914153957714558781498019108,058695
Австрия677854673947655604669646695152690221686438678966715816160,480801
Аргентина26147625549027793227554328313027681527848927467427082560,96027
Армения10585108431091411074114651166612341119851254891,64226
Белоруссия39062391633928938923400713967340723394694111665,24339
Бельгия133917913024001277124131404013345351327371129846713209131377589260,1120250
Болгария40368407563881339302397603887140364386333944358,15674
Бразилия64899664322866577767960269740167288567578963982161941633,72948
Великобритания849051082939058424581861969884959718661292876817290907008914913314,9133463
Венгрия149847151099153842157845163885153423147301142888206388128,221118
Германия572512757021445572892565670758280975631878558810356993736014951155,872388
Гонконг166420316571621694817161744216334281646814167361416874231676451458,4222903
Греция460858467520473330465757482113484992500188499685529268252,249349
Грузия174611728217812178221823317900186271832718762106,05038
Дания521312517495492541498166518363503422501643503133551443158,994978
Египет92644931319661210622110869910936311267111129211129236,81120
Израиль92084929319379497198984269866110498910532011591929,412807
Индия51439551042752120254311755693955736656393855854855854819,5408
Индонезия35640835911137735538678338946039409840346638885740859336,51531
Иордания29120297843131231704322373254832329324203242072,73219
Ирландия268018526824542729696261627427163242763383285204428984712898471727,3585550
Исландия21928211901959819159197451910819165183881910578,953515
Испания234291923394712312776231104723796632300833237177923551642470837177,253152
Италия250911624906302443010242074924779092459415250301624513112548843127,342227
Казахстан16445816133215882515754415772415955515856515481615981388,08577
Канада185733318799161896960192518820210102040417211013020146772116501121,956399
Кипр227598230714220908215081220269205575212561206895212086862,1242107
Киргизия80618097813982908441834083338182818296,31281
Китай19175741968396198275319895242015519204951920572802094600209460014,21496
Колумбия12656512751913192813339113495613614113812714019714664245,32911
Корея43402744117744117344100246283446016546697948581550305530,59729
Коста-Рика28443287082908929293289732915530655292063065549,46040
Латвия418364235941150410304034639342400753806740810119,721255
Литва41441417934069538488390573689337125341513834270,713777
Люксембург4428242445112541684294288950429741842161294090583405370139793695596,96481057
Маврикий2345512348262343632345002360112358952368152325932323031659,3183349
Македония97779678898492569473937091249169990978,04766
Малайзия22934322513822303522167322526521988423101322682323433664,37192
Мальта104103103197100645984729983196342984039652099304662,0201020
Марокко50963512005156350865535715262654626525015462646,11535
Мексика44451445169144746545653545852544978746425244136044670135,53501
Молдавия71277326746573767337731575467581758163,22827
Нидерланды461963546306514389068440434643682414312688431096743019974397021484,7255181
Новая Зеландия19045918779819108219259519120618475119300418298218994992,638568
Норвегия643983642939633826649039663794632036662191634726649782161,1121296
Перу65781653216669766359663536664264207647586475828,11953
Польша36538437001236219235049635803434458935396233170033548156,68835
Португалия479936471506472617452977465435450375460374449983464379195,445191
Россия49080147052545468046929648367847491349141845771845771826,93119
Румыния11277911436911431811195212023111728811893711823611823647,36093
США18666499195795681966942219954004197221422052931120600666212344972123449799,164648
Сальвадор16864170141666116582170471792117410174291822367,52824
Саудовская Аравия13863114220815104015164316926318018018384518793620608826,06047
Сейшельские острова465446174771474947654808488649695052297,252625
Сингапур154375614874181525361153385115639581553799157603219225591813725487,4317974
Словакия111761113087116691112797117853115001118538115839115839109,921255
Словения499634855948204476464969948511492005025153910100,426069
Таиланд15431015898816237616449516671816719017135816549016549030,42377
Тунис32922331523505933780346373514640009380703798297,93223
Турция45902044795044257344812043878443194243418742888142182655,45073
Украина11374811419211471011395611551111843312173912033912279679,42942
Уругвай43124418014144242123416944262143668440374476779,012722
Филиппины72199764157896080431812598267483618814218745323,2815
Финляндия506598520378579052686048693681639931604668643275646218240,0117111
Франция600582960243115829082617742964835666459451626836367507156787232249,9104706
Хорватия51420496314890249199510654687545921443144619376,511355
Чехия19467019944319641719121819492418757019377317943418411273,417288
Чили17712017968618454818635019369019504719810419705020810873,710892
Швейцария191450118781541860881185150718029941867659182740718601851878806266,6219872
Швеция10094341001398921188922714910083888527888777878410900160169,687157
Шри-Ланка53261526415231054473556245531655916504485044860,12314
Эквадор42304431604443548529498395158452700523395174348,22996
Эстония23239230702276923274252372389523243232422324273,817541
ЮАР17081116818217250817600418056817767618535715562415634144,52660
Япония38811743952685401259341763564251092434229342391684711802464003491,336770
СтранаII кв.
2018 г.
III кв.
2018 г.
IV кв.
2018 г.
I кв.
2019 г.
II кв.
2019 г.
III кв.
2019 г.
IV кв.
2019 г.
I кв.
2020 г.
II кв.
2020 г.
млн долл.
Внешний долг
к ВВП
(номинальный)
%
Внешний долг
на душу населения
долл.

 

Внешний долг к ВВП

Внешний долг в пересчёте на душу населения

Рейтинг стран мира по ВВП, рейтинг стран по ВВП на душу населения, внешние долги стран в процентах от ВВП, государственный долг стран, рейтинг стран по потреблению электроэнергии на душу населения, золотой запас стран, список стран по уровню инфляции, уровень безработицы в странах, численность населения стран, доля налогов в ВВП, рейтинг стран по скорости фиксированного широкополосного Интернета.

 

Карта мира

  © 2007-2021 SVSPB.NET

Краткий анализ исполнения бюджетов и государственного долга государств — членов ЕАЭС в январе-сентябре 2019 года

Дата публикации: 13.12.2019

В январе-сентябре 2019 года республиканский бюджет был исполнен с дефицитом в Кыргызской Республике и Республике Казахстан, а в России, Республиках Армения и Беларусь – с профицитом. При этом, в Кыргызской Республике и Республике Казахстан наблюдалось увеличение дефицита, а в России — профицита бюджета.

Таблица 1: Республиканский бюджет* в январе-сентябре

 

Млрд. единиц национальной валюты

Млрд. долларов США**

Доходы

Расходы

Дефицит (профицит)

Доходы

Расходы

Дефицит (профицит)

 

2018 год

Кыргызстан***

95,6

97,7

-2,0

1,4

1,4

-0,0

Армения

943,9

958,9

-15,0

2,0

2,0

0,0

Беларусь

17,0

13,6

3,4

8,5

6,8

1,7

Казахстан

6 837,0

7 091,6

-254,6

20,3

21,1

-0,8

Россия

13 986,1

11 370,2

2 615,9

227,1

185,8

41,4

ЕАЭС

259,3

217,1

42,3

 

2019 год

Кыргызстан***

97,8

101,4

-3,6

1,4

1,5

-0,1

Армения

1 148,1

1 053,0

95,1

2,4

2,2

0,2

Беларусь

17,7

15,0

2,8

8,5

7,1

1,3

Казахстан

7 727,7

8 540,8

-813,1

20,3

22,4

-2,1

Россия

15 034,7

11 948,3

3 086,5

231,2

183,7

47,6

ЕАЭС

263,8

216,9

46,9

*Государственный бюджет Республики Армения, федеральный бюджет Российской Федерации.

**Пересчитано по средним (средневзвешенным) квартальным курсам.

***В доходах и расходах бюджета учтены продажа и покупка нефинансовых активов.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпы  роста показателей республиканского бюджета имели разнонаправленную динамику.

График 1: Темпы роста показателей республиканского бюджета в январе-сентябре
(в процентах к соответствующему периоду предыдущего года; по данным в национальной валюте)

По состоянию на 1 октября 2019 года по сравнению с соответствующей датой прошлого года в целом по ЕАЭС наблюдалось увеличение государственного долга. При этом, снижение темпов роста данного показателя наблюдалось в Республиках Армения, Беларусь и Казахстан.

График 2: Темпы роста государственного долга* на 1 октября
(в процентах к соответствующей дате предыдущего года)

 

*Темпы роста государственного долга в целом по ЕАЭС рассчитываются по показателям, выраженным в долларах США, по отдельным государствам — членам ЕАЭС — в национальной валюте.

В структуре государственного долга на 1 октября 2019 года в Кыргызской Республике, Республиках Армения и Беларусь преобладал внешний долг, в Казахстане и России — внутренний.

Таблица 2: Государственный долг* на 1 октября

 

Млрд. единиц национальной валюты

Млрд. долларов США**

Всего

Внутренний

Внешний

Всего

Внутренний

Внешний

 

2018 год

Кыргызстан

302,4

41,6

260,8

4,4

0,6

3,8

Армения***

3245,6

637,5

2608,1

6,7

1,3

5,4

Беларусь

44,6

9,6

34,9

21,1

4,6

16,5

Казахстан***

14 514,3

9 610,0

4 904,9

40,1

26,6

13,6

Россия

9994,7

7596,7

2397,7

152,4

115,8

36,6

ЕАЭС

224,7

148,9

75,9

 

2019 год

Кыргызстан

313,9

51,0

262,9

4,5

0,7

3,8

Армения***

3 352,7

715,1

2 637,6

7,0

1,5

5,5

Беларусь

43,0

8,7

34,3

20,7

4,2

16,5

Казахстан***

15 978,3

10 080,7

5 897,7

41,2

26,0

15,2

Россия

11 885,5

9 207,6

2 677,9

184,5

142,9

41,6

ЕАЭС

257,9

175,3

82,6

*Без учета долга, гарантированного государством.

**Пересчитано по официальным курсам национальной валюты на конец соответствующего периода.

***С учетом долга национального (центрального) банка.

______________________________________________________________________________________________

Отдел статистики финансов                       |e-mail: [email protected];                    |тел. + 996 (312)  625591

При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (статья 17 Закона Кыргызской Республики «О государственной статистике»).


сможет ли Киев добиться реструктуризации внешних долгов — РТ на русском

Киев начал переговоры с международными кредиторами о реструктуризации внешнего долга страны. Об этом заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Он пояснил, что добиваться уступок придётся в условиях «колоссальной борьбы за деньги», начавшейся в мире. Как отмечают эксперты, для Украины сейчас наступает крайне непростой период: страна должна не только обслуживать огромные долги, но и бороться с экономическими последствиями пандемии коронавируса. Если международные кредиторы, в первую очередь МВФ, не согласятся хотя бы пересмотреть график платежей, Украину может ожидать дефолт, предполагают аналитики.

Киев начал переговоры с международными партнёрами о реструктуризации внешнего долга Украины в связи с расходами на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Об этом заявил глава украинского правительства Денис Шмыгаль, выступая в передаче «Свобода слова» на телеканале ICTV.

Говоря о внешней задолженности Украины, премьер-министр отметил необходимость реструктуризации. Шмыгаль пояснил, что Киев уже начал переговоры на эту тему, однако в мире сейчас идёт «колоссальная борьба за деньги».

«Все страны пытаются сегодня или занять, или получить помощь, и мы действуем так, как делают все развитые страны мира — мы конкурируем за дешёвый финансовый ресурс для нашего бюджета. Это и есть источники от наших международных партнёров», — подчеркнул глава украинского правительства.

На предварительных условиях

 

Ранее президент Украины Владимир Зеленский провёл телефонный разговор с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристалиной Георгиевой. Как говорится в сообщении, размещённом на сайте украинского лидера, стороны обсудили расширение программы сотрудничества Украины с фондом для поддержки реформ и преодоления тех вызовов, с которыми украинская экономика столкнулась из-за пандемии коронавируса.

«Мы обсудили увеличение суммы поддержки Украины со стороны Фонда во время больших вызовов для экономики, связанных с мировой пандемией», — говорится в заявлении Зеленского.

Следует отметить, что в начале марта представители МВФ сообщили о заметном прогрессе в диалоге с Киевом об инициативах, направленных на обеспечение стабильности и роста украинской экономики.

Как сообщили в фонде, такие выводы были сделаны по итогам поездки в Киев группы специалистов, которые находились с миссией в украинской столице с 20 февраля. В МВФ пообещали, что переговоры продолжатся.

  • Кристалина Георгиева и Владимир Зеленский
  • © Пресс-служба президента Украины

В декабре 2019 года Зеленский и руководство МВФ сообщили о том, что сторонам удалось договориться о новом пакете финансовой поддержки Украины.

Достигнутые договорённости предусматривают выделение Киеву нового кредита в $5,5 млрд, средства будут переведены в течение трёх лет.

При этом Георгиева отмечала тогда, что решение о новых траншах Украине должно быть утверждено руководством МВФ. По её словам, предоставление средств зависит от эффективности проведения реформ в стране.

Также по теме

Поддержка за $8 млн: почему Вашингтон выделяет Киеву деньги на укрепление кибербезопасности

Новый транш Украине со стороны США в размере $8 млн, направленный на «оказание помощи в области кибербезопасности», в действительности…

Как пояснила глава фонда, существуют предварительные меры, которые должна реализовать Украина. Для успехов в экономике необходимо укрепление верховенства права, повышение честности судебной системы и сохранение результатов, достигнутых вследствие оздоровления банковской системы. 

Напомним, Украина вступила в МВФ в 1992 году, после получения независимости. На протяжении всего постсоветского периода своей истории стране так и не удалось отказаться от внешних заимствований. К 2007 году Киев смог расплатиться по кредитам, взятым в 1990-е, но глобальный экономический кризис 2008 года вынудил украинское руководство снова обратиться за помощью в МВФ.

Фонд выставляет жёсткие условия получения финансовой помощи: речь идёт не только о борьбе с коррупцией и оздоровлении судебной системы, но и об урезании социальных расходов и бюджетной поддержки населения.

Например, в 2009 году МВФ заморозил сотрудничество с Киевом и отказался выделить очередной транш, после того как Рада повысила минимальный размер заработной платы и пенсий на Украине.

Долговая яма

Новый этап в сотрудничестве между Украиной и фондом начался в 2014 году, когда страна оказалась в непростой ситуации на фоне разрыва торгово-экономических связей с Россией, а также резкого роста военных расходов.

Уже в апреле 2014 года совет директоров МВФ одобрил выделение кредита Украине в размере $17,12 млрд сроком на два года. При этом для получения средств Киев обязался провести ряд реформ, включая либерализацию расценок на услуги ЖКХ для населения, которое ранее пользовалось льготами.

Новая четырёхлетняя программа кредитования Украины была одобрена МВФ в начале 2015 года. Тогда сторонам удалось договориться о кредитной линии размером в $40 млрд. А в конце 2018 года совет директоров МВФ согласовал открытие для Украины новой 14-месячной программы поддержки на сумму $3,9 млрд.

  • Пассажиры наземного транспорта в Киеве после закрытия метрополитена из-за угрозы распространения коронавируса
  • Reuters
  • © Valentyn Ogirenko

Украина с трудом справляется с обслуживанием растущего госдолга, и правительству приходится брать новые займы уже не на развитие экономики, а для выплат по старым долгам, подчёркивают эксперты.

Как отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Кривогуз, на протяжении последних десятилетий долговая зависимость Украины только росла.

«Все эти займы больше и больше втягивали Украину в долговую яму, теперь ей приходится отдавать полученные ранее кредиты, для этого берутся новые займы. Ситуация усугубляется тем, что на 2018, 2019 и 2020 годы приходится пик по взятым ранее обязательствам», — отметил эксперт.

Например, в 2018 году Киеву пришлось заплатить по госдолгу $12 млрд, а за 2019-й на эти цели потребовалось уже свыше $15 млрд.

Дело дошло даже до разговоров о возможном дефолте Украины, провести который предложил Владимиру Зеленскому олигарх и бывший глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский.

По словам источника RT в партии «Батькивщина», сейчас руководство Украины очень спешит получить дополнительную поддержку от международных партнёров.

«Финансовые проблемы нарастают, как снежный ком. Украине с её не очень здоровой экономикой будет труднее, чем другим странам, пережить последствия пандемии. Ещё одним фактором стало наращивание бюджетных расходов: к примеру, президент ранее пообещал увеличить пенсии на 1 тыс. гривен. Не говоря уже о дополнительных тратах на здравоохранение, они могут достичь $3,57 млрд по примерным подсчётам. И при этом власти просят реструктуризировать долги, это вряд ли понравится Западу», — считает представитель «Батькивщины».

Похожего мнения придерживается источник RT в украинском Министерстве экономики.

«Взять средства сейчас неоткуда, при текущей ситуации в мире уже не получится продать ценные государственные бумаги. Печатать гривну — тоже не выход, это путь к инфляции и обнищанию. Поэтому единственный выход — обращение к МВФ. Правительство готово буквально в пожарном порядке выполнить сейчас любые требования фонда», — отметил собеседник RT.

На пороге дефолта

 

Как отмечают эксперты, Киев инициировал переговоры о реструктуризации внешней задолженности в непростой для мировой экономики период.

Уже в феврале глобальный фондовый рынок начал падение, в большинстве стран биржевые индексы опустились до минимальных за последние месяцы показателей. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 поставила на грань гибели целые отрасли по всему миру, такие как туризм, пассажирские перевозки, общепит. Так, в США финансово-экономические показатели упали ниже уровня последних двух лет, и эта тенденция набирает обороты. 

  • Gettyimages.ru
  • © Spencer Platt

12 марта все основные американские биржевые индексы рухнули ещё почти на 10%. Как отмечают американские СМИ, это крупнейший биржевой обвал с «чёрного понедельника» 1987 года, когда показатель Dow Jones упал сразу на 22,61%.

Пострадавшие от коронавируса страны уже сейчас остро нуждаются в поддержке. Например, Европейская комиссия уже пообещала учесть непредвиденные расходы Рима при оценке экономических и бюджетных показателей Италии.

При этом для Украины пандемия может обернуться падением ВВП на 5% уже в текущем году. Такой прогноз сделала заместитель главы офиса президента Украины Юлия Ковалив, выступая на онлайн-дискуссии «Сovid-19», организованной Европейской бизнес-ассоциацией (ЕБА). 

По оценкам властей Украины, дополнительные расходы на борьбу с коронавирусом могут составить $3,5—4 млрд.

По мнению источника RT в украинском МИД, Киев сможет договориться о реструктуризации долга с МВФ.

Также по теме

«Эти деньги не контролируются»: зачем Украина увеличивает расходы на гособоронзаказ

В 2021 году государственный оборонный заказ (ГОЗ) Украины достигнет рекордной отметки в 30 млрд гривен. Об этом рассказал глава…

«Да, от Украины с её проблемами многие устали. Но если денег не дать, это приведёт к социальному взрыву, что может стать проблемой и для всех стран ЕС. Фактически деньги необходимы, чтобы возвращать предыдущие долги. Правительство надеется, что после выделения нового транша МВФ кредиты дадут и другие кредиторы. И уже эти средства можно будет использовать для покрытия дефицита бюджета, размер которого пока точно никто не понимает», — отметил представитель внешнеполитического ведомства.

Как считает ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Кривогуз, без поддержки Киев не сможет обслужить внешний долг, платежи по которому составят в этом году $17 млрд.

«Скорее всего, Киев добьётся сейчас уступок от кредиторов в виде переноса платежей. Но МВФ не идёт на односторонние меры, он потребует скорейшей реализации реформ, включая открытие рынка сельскохозяйственных земель. При этом если мировая экономика обрушится, то Украину никто не станет поддерживать, её будет ждать дефолт», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Как пояснил эксперт в комментарии RT, сейчас Киев будет добиваться либо дополнительных траншей от партнёров, либо отсрочки по текущим выплатам.

«Украина сегодня находится на пике выплат по внешнему долгу МВФ, ситуация усугубится от последствий пандемии коронавируса, из-за которой работа промышленного сектора почти остановилась. Думаю, что новые займы Киеву не дадут, но могут дать отсрочку. Скорее всего, кредиторы смогут реструктуризировать украинские долги, но только на ближайшие месяцы, не более того», — подытожил эксперт.

Государственный долг России — данные, диаграмма


Россия: Государственный долг в процентах от ВВП

, 1997 — 2019 : Для этого показателя мы приводим данные по России с 1997 по 2019 год. Среднее значение по России за этот период составляло 28,52 процента, при этом минимум 7,44 процента в 2008 году и максимум 135,06 процента в 1998 году. Последнее значение за 2019 год — 14,6 процента. Для сравнения: средний мировой показатель в 2019 году на основе 170 стран 56.79 процентов. См. Глобальный рейтинг по этому показателю или используйте компаратор стран для сравнения тенденций с течением времени.

* обозначает серию данных за месяц или квартал

Последние значения

Более длинная историческая серия


Государственный долг в России и других странах рассчитывается как общая сумма задолженности национального правительства перед отечественными и международными кредиторами.Он указывается в процентах от ВВП, чтобы мы могли оценить его величину относительно размера экономики.

Государственный долг в размере около 60 или менее процентов ВВП не считается проблемой. Правительство может производить платежи без напряжения и даже иметь возможность брать дополнительные займы. Если уровень долга достигнет 80-90 процентов, это может иметь негативные последствия для экономики. Долг, превышающий 120 процентов ВВП, весьма пагубен.

Определение: Долг — это весь объем прямых государственных срочных договорных обязательств перед другими лицами, не выплаченных на определенную дату.Он включает внутренние и внешние обязательства, такие как валютные и денежные депозиты, ценные бумаги, кроме акций, и ссуды. Это общая сумма государственных обязательств, уменьшенная на сумму собственного капитала и производных финансовых инструментов, принадлежащих государству. Поскольку долг — это запас, а не поток, он измеряется на заданную дату, обычно в последний день финансового года.

Отношение долга к ВВП по странам 2021

Какие страны имеют самый большой долг в мире? Вот список из десяти стран с наибольшим объемом государственного долга:

  1. Япония (государственный долг: 1028 триллионов йен (9 долларов США)).087 трлн грн))
  2. Греция (Государственный долг: 332,6 млрд евро (379 млрд долларов США))
  3. Португалия (Государственный долг: 232 миллиарда евро (264 миллиарда долларов США))
  4. Италия (Государственный долг: 2,17 триллиона евро (2,48 триллиона долларов США))
  5. Бутан (Государственный долг: 2,33 миллиарда долларов)
  6. Кипр (Государственный долг: 18,95 млрд евро (21,64 млрд долларов США))
  7. Бельгия (Государственный долг: 399,5 млрд евро (456,18 млрд долларов США))
  8. Соединенные Штаты Америки (национальный долг: 19,23 триллиона долларов)
  9. Испания (Государственный долг: 1 евро.09 триллионов (1,24 доллара США))
  10. Сингапур (Государственный долг: 350 миллиардов долларов (254 миллиарда долларов США))

Япония с населением 127 185 332 человека имеет самый высокий государственный долг в мире — 234,18% от ВВП, за ней следует Греция с 181,78%. Государственный долг Японии в настоящее время составляет 1 028 триллионов йен (9,087 триллиона долларов США). После краха фондового рынка в Японии правительство спасло банки и страховые компании и предоставило им кредиты под низкие проценты. Банковские учреждения должны были быть консолидированы и национализированы по прошествии определенного периода времени, а другие инициативы по финансовому стимулированию были использованы, чтобы помочь перезагрузить находящуюся в трудном положении экономику.К сожалению, эти действия привели к резкому росту долга Японии.

Государственный долг Китая в настоящее время составляет 54,44% его ВВП, что является значительным увеличением по сравнению с 2014 годом, когда государственный долг составлял 41,54% ВВП Китая. Государственный долг Китая в настоящее время составляет более 38 триллионов йен (более 5 триллионов долларов США). В отчете Международного валютного фонда за 2015 год говорилось, что долг Китая относительно невелик, и многие экономисты отклонили опасения по поводу размера долга как по его общему размеру, так и по отношению к ВВП Китая.В настоящее время Китай имеет самую крупную экономику в мире и самое большое население — 1 415 045 928 человек.

Уровень долга России — один из самых низких в мире и составляет 19,48% от ВВП. Россия занимает девятое место в мире с наименьшей задолженностью. Долг России в настоящее время составляет более 14 миллиардов рублей (216 миллиардов долларов США). Большая часть внешнего долга России — частный.

Государственный долг Канады в настоящее время составляет 83,81% от ВВП. Государственный долг Канады в настоящее время составляет около 1,2 триллиона канадских долларов (925 миллиардов долларов США).После 1990-х годов в Канаде наблюдалось постепенное сокращение долга до 2010 года, когда долг снова начал расти.

Уровень долга Германии в настоящее время составляет 59,81% от ВВП. Общий долг Германии составляет примерно 2,291 триллиона евро (2,527 триллиона долларов США). Германия — крупнейшая экономика Европы.

Данные МВФ из базы данных МВФ World Economic Outlook за апрель 2018 года.

Валовой государственный долг России (GGGDTARUA188N) | FRED

Источник: Международный Валютный Фонд

Основные показатели 2018 2019 2020 (д) 2021 (д) 2022 (д)
ВВП (млрд долл. США) 1.00 1,00 1,00 1,00 1,00
ВВП (постоянные цены, изменение в% годовых) 2,5 2,0 ​​ -3,1 3,8 3,8
ВВП на душу населения (долл. США) 11 11e 10 11 12
Сальдо государственного бюджета (в% ВВП) 2,9 2,0 ​​ -4.4 -0,4 -0,0
Валовой долг сектора государственного управления (в% ВВП) 13,5 13,8 19,3 18,1 17,7
Уровень инфляции (%) 2,9 4,5 3,4 4,5 3,4
Уровень безработицы (% от рабочей силы) 4,8 4,6 5,8 5.4 5,0
Текущий счет (в миллиардах долларов США) 115,68 64,81 32,49 67,29 58,49
Текущий счет (в% ВВП) 6,9 3,8 2,2 3,9 3,3

Разбивка экономической деятельности по отраслям Сельское хозяйство Промышленность Услуги
Занятость по секторам (в% от общей занятости) 5.6 26,6 67,8
Добавленная стоимость (в% ВВП) 3,4 32,2 54,0
Добавленная стоимость (годовое изменение,%) 0,6 1,0 1,6