О Всемирном фестивале молодежи — только с восклицательным знаком!
Участники ХIХ Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи и депутат Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков, делегат ХII Всемирного фестиваля в Москве, поделились впечатлениями о молодежных форумах.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов, завершившийся в воскресенье в Сочи, стал самым масштабным форумом по числу участников, волонтеров и организаторов за все время проведения подобных мероприятий. В молодежном фестивале приняли участие почти 25 тысяч молодых людей из 188 стран. Новосибирск представляла делегация из 125 человек.
«Это грандиозное событие мирового масштаба, в котором нас посчастливилось принять участие. Мне фестиваль подарил множество интересных знакомств — с участниками из Пакистана, стран Африки и коллегами из разных регионов нашей страны, — говорит руководитель Новосибирского городского штаба «Молодой гвардии» Василий Носков. — Программа фестиваля была очень насыщенной, хотелось посетить все образовательно-дискуссионные площадки, встречи с вип-гостями, спортивные мероприятия.
По словам Егора Левченко из Чулымского района, огромное впечатление на него произвел сам город Сочи, Олимпийский парки другие уникальные объекты, где проходили фестивальные мероприятия. «Теперь надо постараться передать землякам те эмоции, которые пережил, побывав здесь. И в первую очередь, от встречи с Президентом России Владимиром Путиным. Он сказал простые слова: «За вами будущее. И вы — это будущее». Думаю, теперь как-то по-новому заиграет моя жизнь. Этот фестиваль поменял мои взгляды на многие проблемы нашей страны. Уверен, что изменилось мнение о России и у иностранцев, которые ожидали увидеть русских замкнутыми и даже агрессивными. Теперь, после фестиваля, они говорят о России как о стране очень гостеприимной и с огромной русской душой».

Когда СССР познакомился с миром
В конце июля 1957 года москвичи не узнавали свой город. По его улицам разгуливало невиданное количество иностранцев. В столицу страны, долго жившей за железным занавесом, приехали 34 тысячи человек из 131 государства. Спасибо Никите Хрущёву — в 1956-м он на XX съезде КПСС развенчал культ личности Сталина, а через год принял решение провести в Москве Всемирный фестиваль молодёжи и студентов как признак открытости и символ того, что стали называть «оттепель».
За мир, за дружбу!
Фестиваль — нерегулярное мероприятие левых молодёжных организаций, проводящееся с 1947 года — был шестым по счёту. Он открылся 28 июля на стадионе «Лужники» с запуска в небо 40 тысяч (!) голубей, а Голубь мира Пабло Пикассо и разноцветная ромашка стали символами этого слёта. Его участница Елизавета Енисеева вспоминает, что на открытии играл оркестр из 400 человек, затем по зелёному ковру прошли иностранные делегации под своими флагами. В концерте выступали армяне и казахи, показавшие танец на лошадях, танцевали и азербайджанцы, и туркмены, и киргизы. Закончилась церемония футбольным матчем Египет-Чехословакия, который со счётом 7:0 выиграли чехи.
«За мир и дружбу!» — под таким лозунгом прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов
В последующие дни делегатов возили по сельскохозяйственным и промышленным выставкам, показали Парк Горького и музей Ленина, устроили экскурсию по Кремлю, после которой к гостям вышел первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв.
«Было большим счастьем видеть его и даже поздороваться», — отметила Елизавета Енисеева.
Когда иностранцы проезжали по центру Москвы в открытых грузовиках и автобусах, москвичи, чтобы поприветствовать их, забирались на крыши домов. Народу собиралось столько, что, например, крыша Щербаковского универмага на Колхозной площади провалилась.
Столица «гудела» и ночами — на улице Горького, на Пушкинской площади, на проспекте Маркса, повсюду ходили толпы. Жители СССР и гости братались и беседовали обо всём: о литературе, музыке, живописи. Только о политике почти не говорили.
«Во-первых, боялись, а главное — ею в чистом виде почти не интересовались», — пишет в своей книге «Козёл на саксе» джазмен Алексей Козлов.
На официальных мероприятиях, конечно, звучали политические речи: наши комсомольцы призывали к интернационализму и к признанию прав народов на независимость. Иностранцы их поддерживали, хотя иногда критиковали СССР — за подавление восстания в Венгрии в 1956 году и за глушение Би-би-си и «Голоса Америки».
И всё-таки больше всего было разговоров о мире и дружбе. Зарубежных визитёров местные жители приглашали к себе в гости. Как-то молодых парижан их сверстники позвали в огромную коммуналку. Соседи со всего двора, проведав про визит, потянулись в квартиру с пирогами, вареньем, соленьями и водочкой. Это так поразило француженок, что они заплакали. А москвичи присматривались к тому, как выглядят «пришельцы».
«Все были одеты по-разному, не стильно, а обычно — удобно, пёстро, спортивно и небрежно.
Как ни странно, джинсы на джазмена и его друзей впечатления особого не произвели. Как и майки, кеды и спортивные шапочки. Но потом наши молодые люди поняли, что это и есть неотъемлемая часть современного образа жизни.
Всех покорила Эдита Пьеха
Культурная программа фестиваля была обширна. Здесь прозвучала вызвавшая фурор песня «Подмосковные вечера» в исполнении
Фото с официального сайта Эдиты Пьехи
«Я ещё до фестиваля получила известность, — рассказала «Парламентской газете» Эдита Станиславовна, которая 31 июля отметит 80-летний юбилей. — Выступала в «Голубом огоньке» с песней «Червоный автобус». На одном концерте меня четыре раза просили её повторить. Режиссёр Ефим Учитель снял на эту песню клип, где я в форме кондуктора. В польском журнале «Вокруг света» обо мне вышла статья под заголовком «Червоный автобус заехал в сибирскую тайгу». Но на фестивале впервые выступала перед такой большой международной аудиторией. Пела там с ансамблем «Дружба» очень популярную тогда песню из польского фильма «Приключение на Мариенштате», песни о Ленинграде и Москве. Мы выступали на множестве площадок, часто импровизированных. Я выходила на них в скромном платьишке, которое сшила моя мама. Запомнилось обилие разноцветных лиц — чёрных, жёлтых. Нас принимали исключительно тепло. И в конце фестиваля ансамбль получил первое место и золотую медаль. Вот тогда и произошло наше признание как профессионального коллектива».
Русские девушки оказались очень страстными
Была у фестиваля и ещё одна сторона — эротическая. В Москве в его дни произошла сексуальная революция.
«Молодые люди, и особенно девушки, как будто сорвались с цепи, — вспоминает Алексей Козлов. — К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к тем местам, где жили иностранные делегации. В гостиничные корпуса советским девушкам пробраться было невозможно, так как всё было оцеплено профессионалами-чекистами и любителями-дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить за пределы гостиниц никто не мог. Только что образовавшиеся парочки скорее удалялись подальше от зданий, в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Парочки располагались не так уж далеко друг от друга, но в темноте это не имело значения».
Это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей.
Чтобы пресечь безобразие, были организованы группы дружинников. Они приезжали на грузовиках, включали фары, видели свальный грех и хватали девушек, не трогая иностранцев. Любвеобильным комсомолкам выстригали часть волос, и они были вынуждены потом постригаться наголо и носить платки.
Кроме того, благодаря празднику жизни в Москве «родился» парк «Дружба», получил своё название проспект Мира. А главное — планета молодых увидела, что русских нечего бояться. Габриэль Гарсия Маркес, работавший на фестивале корреспондентом газеты «Эль эспектадор» написал: «Это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей. На наш вопрос: «Какая разница между прошлым и настоящим?», довольно часто повторялся знаменательный ответ: «Теперь у нас много друзей».
Спустя 20 лет после этого небывалого события в 1977 году в «Артеке» состоялся Первый международный детский фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» (правда, он оказался последним). А в 1985 году Москва снова принимала гостей Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Он был уже 12-м. На открытии выступил генсек ЦК КПСС Михаил Горбачёв, в том же году объявивший перестройку. Алла Пугачёва привезла в столицу популярного немецкого певца Удо Линденберга, а Анатолий Карпов дал сеанс одновременной игры на 1000 досках. К нам тогда приехали не только молодые коммунисты, но и либералы, христиане, социал-демократы.
В октябре этого года 19-й по счёту праздник состоится в Сочи. Пожелаем ему успеха!
Рассекреченная трагедия: на Фестивале молодежи в Москве покалечились десятки людей
+ A —
Под тяжестью любопытных советских граждан рухнула крыша универмага
60 лет назад, во время церемонии торжественного открытия Московского международного фестиваля молодежи и студентов, в центре столицы произошла трагедия — были ранены десятки людей. Эта история была засекречена, а теперь нам удалось узнать подробности от одного из очевидцев ЧП.
Чтобы получше увидеть колонны автомобилей с зарубежными гостями, которые должны были проследовать по проспекту Мира, многие москвичи залезли на крышу двухэтажного универмага, находящегося на пересечении этой магистрали с Садовым кольцом. Такой тяжести перекрытия старого здания не выдержали и обрушились вместе с десятками находившихся там людей.
Кое-что об этой засекреченной в советские времена истории мне доводилось слышать от коллег отца по службе на станции скорой помощи. Однако подробностей они не знали. И вот уже значительно позже, работая в «МК», я получил письмо от одного из читателей, ставшего случайным свидетелем этого фестивального ЧП.
В день открытия 6-го Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве 28 июля 1957 года 25-летний москвич Борис Кашинский решил полюбоваться на никогда прежде не виданных иностранцев — парней и девушек, приехавших в столицу. Он отправился для этого в район Колхозной (ныне Сухаревской) площади.
«День был хороший, солнечный, — написал в своем письме много лет спустя Борис Зиновьевич. — Почти вся Москва вышла на улицы, чтобы приветствовать делегатов фестиваля, направляющихся в Лужники на торжественное открытие. Их путь на обычных грузовиках с ярко раскрашенными бортами пролегал от ВДНХ по проспекту Мира. На Колхозной площади кортеж поворачивал на Садовое кольцо.
На всем пути следования делегатов приветствовали москвичи. Было много народу и на Колхозной площади, а особо шустрые залезли даже на крыши ближайших домов. И вот крыша одного из них — Щербаковского универмага — не выдержала и рухнула. Это произошло за несколько минут до проезда кортежа. У меня с собой был фотоаппарат «Смена», и поэтому удалось запечатлеть происшествие на пленку.
На снимке внизу, у самой стены универмага, виден автобус. Это автобус телевидения. К счастью, телевизионщики не успели установить на его крыше свою съемочную аппаратуру и потому во время катастрофы не пострадали».
По воспоминаниям Бориса Кашинского, после обрушения крыши возникла паника, раздались крики, люди метнулись — кто прочь от пострадавшего дома, кто, наоборот, к месту происшествия, на помощь. Милиция оцепила универмаг не сразу, видимо, стражи порядка никак не ожидали, что подобная трагедия может случиться.
«О жертвах мне ничего не известно», — признался Борис Зиновьевич. Однако здесь можно сослаться на услышанные мной раньше рассказы работников «скорой помощи». Судя по ним, к Щербаковскому выезжало тогда более десятка машин «скорой», причем некоторые совершили даже по два рейса: ведь раненых везти было недалеко: институт Склифосовского расположен в нескольких сотнях метров, на другой стороне Садового кольца. Так что речь может идти по крайней мере о 15–20 раненых и покалеченных при обрушении крыши.
Щербаковский универмаг после этой трагедии довольно долго был закрыт на ремонт. Он вновь принял покупателей уже под другим названием — Рижский универмаг. (Видимо, городские власти решили таким переименованием понадежнее стереть все воспоминания о трагедии, случившейся в день открытия молодежного фестиваля.) А в конце 1960-х весь этот квартал старых домов на углу Сретенки и Колхозной площади снесли. На месте Щербаковского устроили выход со станции метро «Колхозная» («Сухаревская») и рядом разбили сквер.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27460 от 4 августа 2017
Заголовок в газете: ЧП фестивального масштаба
Большая разница.

«
Каких-то развлекательных вещей было меньше, нас больше интересовали серьезные моменты, вопросы борьбы за мир, против империализма. Был даже антиимпериалистический трибунал!»В эти дни в Сочи проходит, пожалуй, второе по масштабности мероприятие в России за последние несколько лет (после Сочинской Олимпиады, конечно) — XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
До этого наша страна уже дважды была хозяйкой ВФМС: в 1957 и 1985 году. И если фестиваль 57-го года уже совсем далек от нас во времени, то события июля-августа 1985 года — более близки, и люди, наши земляки, которым посчастливилось представлять Смоленщину на том крупнейшем международном молодежном форуме — это люди нашего поколения. Ну, может быть для совсем молодых смолян — поколения предыдущего.
Поэтому послушать из первых уст некоторые подробности фестивальных событий 1985 года было весьма любопытно. Особенно любопытно потому, что можно сравнить.
Конечно, молодежь-1985 и молодежь-2017 жили и живут совсем в «разных» странах, разных общественных фармациях, при другом строе: политическом, идеологическом, нравственном, хотя и на одной земле…
Наш корреспондент встретился с делегатом XII ВФМС, проходившего в уже далеком от нас 1985 году. В силу природной скромности (или по иным причинам, наша собеседница попросила не указывать ее имени).
— На нынешний фестиваль в Сочи молодежь, пожелавшая стать его участником, проходила довольно сложный многоступенчатый отбор. Естественно, все это происходило с использованием новейших технологий: интернета, электронной переписки, электронного же заполнения анкет… В то же время, личные собеседования все равно в конечном итоге играли определяющий фактор.
В итоге от Смоленской области, к примеру, на фестиваль в Сочи отправилась делегация в количестве 125 человек. Еще 30 молодых смолян поехали на фестиваль в качестве волонтеров. А как проходил отбор делегатов на фестиваль 1985 года?
— Никаких особых конкурсов, отборов в то время не было и быть не могло. Точнее, они были, но не в том виде, что сейчас. Те отборы гораздо больше походили на назначение.
Я была членом бюро обкома комсомола, причем, единственная там студентка. В своем институте я была на хорошем счету. Вот меня, собственно, и «назначили». Не скажу, что это было, как в те времена говорили «по блату». Я и сейчас считаю, что вполне заслужила представлять родной город Смоленск, родную область на таком грандиозном мероприятии.
А сообщил мне об этом секретарь комитета комсомола нашего института. Предупредил, чтобы я на лето 85-го в таких-то числах июля-августа ничего не планировала, поскольку поеду на фестиваль. В общем-то, я удивилась. Это правда!..
— И сколько же вас было, таких счастливчиков? Порядок, хотя бы. Десятки, сотни?
— Ну что вы! Тогда о таких квотах на область нельзя было и мечтать! В нашей делегации была работница с «Измерителя», и она, по-моему, тоже там возглавляла комитет комсомола, был слесарь-клепальщик с авиационного завода, был председатель колхоза — молодой мужчина для такой должности, ткачиха с льнокомбината, по-моему, и был секретарь обкома комсомола Виктор Николаевич Тимошенков.
— И все?!
— Да. Непосредственно делегатами фестиваля от Смоленской области стали только мы. Были еще люди из Смоленска, но они не делегировались, а то, что сейчас, наверное, называется, волонтерами были. Помогали в разных делах.
— На таких крупных форумах подразумевается множество различных мероприятий. Полагаю, что фестиваль-85 не был исключением?
— Там было очень много мероприятий, круглые столы, конференции, разбитые по тематикам. Отдельно для студентов, отдельно для более старшей молодежи. Организовано все было хорошо. На высочайшем уровне. Предусмотрено было все, вплоть до самых мелочей.
Очень много заседаний, дискуссий было посвящено вопросам войны и мира. (Ну, эта тема всегда актуальна.) Каждый день проводились заседания тематических центров — всего их было пятнадцать. Каждый центр работал по своей тематике.
Причем темы были такими, что и сейчас их было бы обсудить не грех: центр мира и разоружения, антиимпериалистической солидарности, центр прав трудящейся молодежи, антифашистский центр, центр по вопросам экономического кризиса и его последствий, центр прав женской молодежи, центр охраны окружающей среды, спортивный, детский, студенческий центры и т. д.
На заседаниях центров проводились дискуссии, «круглые столы», различные тематические мероприятия. В общем, хватало и тем для обсуждения, и мнений по всем вопросам.
Был целый антиимпериалистический трибунал! Он проводил слушания. Ну, и, как положено, клеймил мир капитала. Сейчас можно такое представить в современной России?..
— Это о рабочих моментах, об официозе… Что мы упустили?
— Великолепны были церемонии открытия и закрытия. Я была и там, и там. Видна была очень тщательная подготовка. Отлаженная, срежиссированная и тщательно отрепетированная работа тысяч людей.
Много было межнациональных общений. Нас приглашали на встречи с индийской, чешской делегациями. Взаимодействие было очень тесным. Приемы — очень теплыми, по-настоящему дружественными. И вопросы на таких встречах поднимались не праздные. Не то, чтобы встретились, чаю попили, поулыбались друг другу, «хинди — руси — бхай, бхай» и разошлись.
Каких-то развлекательных вещей было меньше, но тогда нас больше интересовали именно серьезные моменты, вопросы борьбы за мир, против империализма, как ни смешно это сейчас может прозвучать. И программа была нацелена именно на это.
Развлечений тоже хватало, но во внеурочное, так сказать, время.
От нашей делегации на официальных мероприятиях обычно выступал секретарь обкома комсомола. Рабочие ребята часто выступали как представители рабочего класса.
Вообще, основная цель всех таких официальных мероприятий была показать советскую молодежь как нормальных молодых людей. В то время только упал железный занавес, и даже еще не совсем упал. Поэтому важно было показать молодежи мира, что мы совершенно обычные, нормальные миролюбивые, веселые, разносторонне развитые люди. Люди мира. И люди, желающие мира на всей планете.
Фестиваль открывал границы общения между людьми, прежде всего.
— Работа спецслужб ощущалась?
— Если она и была (а, наверняка, была), то это было совсем незаметно. Все общались свободно. Ни за кем никто не ходил. Ну, Москву «подчистили», как перед Олимпиадой. Это было заметно. Особенно заметно по довольно пустым улицам. В магазинах народу практически не было! Мне лично такая Москва больше нравилась, чем та, что сейчас.
— А как вы добирались из Смоленска?
— Мы ехали организованно, поездом, группой. Причем в Москву мы приехали за несколько дней до начала фестиваля. Нас поселили в Подмосковье. Скорее всего, это был какой-то молодежный лагерь — сейчас уже точно не помню какой.
Нас там одевали. Тогда это в целом по стране была проблема, найти хорошую одежду. А так у нас были очень красивые костюмы. У девушек были светлые юбки, красные рубашки-блузки и голубые льняные пиджаки. Еще были алые фестивальные платки с эмблемой фестиваля. Футболки были.
Ездили мы, по-моему, в ЦУМ, выбирали, подбирали всю эту одежду и обувь. Для женщин были туфли и босоножки. В общем, стилистически все было очень грамотно.
Это был наш строгий выходной костюм. У мужчин были светлые брюки, красные рубашки и голубые пиджаки. Смотрелось все просто замечательно.
Был и набор свободной одежды, не строгой. Стиль — милитари-сафари, наверное.
— То есть, все это время до начала фестиваля вы занимались исключительно подбором одежды?
— Нет, конечно. На нашей базе в Подмосковье с нами занимались, лекции читали, характерные для того времени: как себя вести и так далее. Об опасностях капитализма…
— Про коварный зарубеж?
— Где-то так…
— Где вы жили непосредственно во время фестиваля?
— После подмосковной базы нас перевезли в гостиницу «Россия». И вся российская делегация жила именно там. Другие гости фестиваля жили в «Украине», «Берлине», каких-то еще гостиницах. Но все гостиницы были высшей категории, самыми лучшими в городе.
— Иностранцы тоже в этих же гостиницах жили?
— Нет, их селили отдельно. Думаю, в «Интуристовских» гостиницах.
— Из культурной программы что особенно запомнилось?
— Открытие и закрытие очень запомнились. Еще был международный студенческий бал в последний день. Фееричное было представление, хотя, как и все в то время, обязательно несло смысловую нагрузку. Но в целом все было очень красиво, интересно.
— На открытии руководство страны было?
— Да, Горбачев выступал.
— Он много тогда где выступал. В 1985 году все еще «велись» на его выступления, к сожалению…
— Ну, не надо о грустном… В те дни все мы были счастливы видеть и слышать руководителя СССР в непосредственной близости.
Я, кстати, участвовала в церемонии закрытия. Там ехали на машинах представители всех делегаций — мужчина и девушка. А у меня факел погас, представляете?.. Расстроилась ужасно!
— Это от каждого региона России ехали по паре?
— Нет, это мы от всей страны были…
— Готовясь к нашему интервью, прочитал, что задолго до открытия, в Пакистане были специально подобраны афганские боевики, которые прошли серьёзную подготовку под руководством специалистов ЦРУ и за год до фестиваля заброшены в страну. Они осели в городе, тем более, что деньгами их обеспечили, и стали ожидать получения взрывчатки, пластиковых бомб и оружия, готовясь к осуществлению взрывов в местах массового скопления людей (Лужники, Манежная площадь и другие места). Акции были сорваны благодаря принятым оперативным мерам.
Там, в Москве 1985 года ощущалась какая-то тревога за свою безопасность? Были мысли, что нечто подобное может произойти?
— Тогда совсем по-другому мы к этому относились. Страха не было никакого абсолютно! Мы просто об этом не думали. Никаких металлоискателей, мы всюду свободно проходили: в «Лужники», в Кремлевский Дворец съездов. Отдыхали всей душой, ни о чем плохом не думая.
Да и вообще, все было как-то очень легко и просто. Люди из других делегаций, на всю страну известные люди, при встречах общались совершенно запросто, без всяких, как говорится, «понтов»…
В армянской делегации общались с Шаваршем Карапетяном, который был широко известен в СССР тем, что в 76-м году спас несколько десятков людей из упавшего в Ереванское озеро троллейбуса. Совершенно простой, веселый, отзывчивый человек!
Вообще, за время фестиваля я очень много интересных людей видела. В московской делегации Сергей Проханов был, Светлана Аманова из «Спортлото-82». Тоже общались совершенно по-дружески…
Когда нас пригласили в клуб французской делегации, там Алла Пугачева выступала… В общем, многих людей увидела, которых в то время нелегко было увидеть…
— А какие внутренние были впечатления, ощущения от фестиваля?
— Гордость была за свою страну. Работа была гигантская сделана: по людскому ресурсу, денежному, культурному…
Когда вернулась, меня в Смоленске «беспощадно эксплуатировали» — по институтам, предприятиям выступала. Приглашали — не отказывалась. Искренне хотелось людям рассказать про фестиваль, про то, как там все было здорово, про ту же гордость за державу…
— Уезжали сразу после закрытия или вас опять «на базе» держали?
— Нет, уезжали сразу по закрытию. Возвращались тоже весело, с хорошим настроением. Грустно было немного, но все равно, радость и переполненность положительными эмоциями превышала…
— А связи послефестивальные остались? С кем-то общались потом более или менее долгое время?
— Нет, к сожалению… Долгосрочных связей не осталось. Видимо, это событие было настолько яркое, что после него места в душе для долгих повседневных человеческих общений не осталось.
— Детям рассказывали про фестиваль?
— Да, конечно… Дети с детства знали, что их мама когда-то представляла Смоленск на таком важном событии в жизни страны, и, конечно, были горды за меня… В моей жизни это вообще самые яркие события: фестиваль и мои дети. Точнее, в первую очередь, конечно же, дети. И фестиваль…
беседовал: Евгений Ванифатов
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!
214387214387
Сейчас читают:
Аудиокнига недоступна | Audible.

Эвви Дрейк начинает больше
- Роман
- От: Линда Холмс
- Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Полный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом спустя почти год после гибели ее мужа в автокатастрофе. Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, и Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих самых страшных кошмарах, называют «улюлюканьем»: он больше не может бросать прямо и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
Что-то заставило меня продолжать слушать….
- От Каролина Девушка на 10-12-19
Значение Московского Всемирного фестиваля 1957 года
В статье Пикок Московская всемирная выставка 1957 года рассматривается как символ вновь обретенной важности участия молодежи в жизни Советского Союза. Пикок начинает с указания на то, что Всемирный фестиваль демонстрирует эту точку зрения не только международному сообществу, но и советской молодежи.
Павлин придает исторический контекст чувству необходимости правительства вновь подчеркнуть важность молодежи. Во Второй мировой войне тогдашняя молодежь «несоразмерно страдает от рук нацистов», сумевших «понять необходимость мира против империалистической агрессии» (Павлин 517). Это привело к тому, что СССР почувствовал необходимость защитить эту молодежь от внешнего мира, особенно капиталистического/западного влияния.Это наложило радикальные ограничения на все зарубежные художественные среды.
Затем Пикок утверждает, что, когда была проведена Всемирная выставка 1957 года, значение культуры стало очевидным, поскольку было так же важно выиграть культурную войну, как и экономические и милитаристские войны. Советские организаторы ярмарки стремились показать вдохновляющую и радостную жизнь молодежи, которая часто была культурно изолирована, особенно в позднесталинский период. Организаторы преобразили соседние районы города, чтобы воплотить эту идеалистическую молодость, которую даже часть советской молодежи никогда раньше не видела.
противопоставляет советскому фасаду радости западные «описания фестиваля… последовательно встречали эти очевидные проявления счастья со скептицизмом» (Павлин 525). Пикок утверждает, что машина, подобная природе, была слишком распространена, и молодежь просто не могла быть счастлива, находясь в этой роботизированной природе. Американские молодежные делегаты на ярмарке имели ряд инцидентов с нарушением правил, что обострило отношение западных СМИ к Советам.
Несмотря на негативную рекламу на Западе, американская молодежь была искренне заинтригована политикой Советского Союза, а некоторые даже полностью изменили свое мнение.Советская молодежь показала, что она «все на одно лицо», и сумела сбросить свои стереотипы с иностранными делегатами. Всемирная ярмарка была успешной для советских, поскольку она изменила восприятие их международным сообществом, а также укрепила коллективное единство советской молодежи.
Горбачев открывает Всемирный фестиваль молодежи
МОСКВА (AP) _ Советский лидер Михаил Сергеевич Горбачев открыл в субботу 12-й Всемирный фестиваль молодежи призывом к 20 000 делегатов «работать во имя настоящего и будущего человечества без войн, насилия и угнетение.″
Церемония на стадионе имени Ленина положила начало недельному празднованию, которое, по словам советских организаторов, продемонстрирует «антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу». Коммунистическая партия молодежных организаций.
54-летний Горбачев вместе с 10 другими московскими членами правящего Политбюро смотрел представление, напоминающее об открытии летних Олимпийских игр 1980 года в советской столице.
После просмотра трехчасовых парадов и фанфар Горбачев выступил с краткой речью, восхваляющей ″энтузиазм молодежи″ в борьбе за социальную справедливость и предупреждающей о ″реакционных силах, которым войны и гонка вооружений приносят огромную пользу″
″Мы абсолютно уверены, что наша молодежь и дальше будет соответствовать своему благородному предназначению — продолжать строительство нового общества», — сказал лидер Коммунистической партии. ″Давайте неустанно работать для настоящего и будущего человечества без войн, насилия и угнетения.″
На церемонии открытия присутствовало около 9000 человек из 100-тысячной толпы. Экспозиции сформировали образы красных звезд, сияющих с каждой башни Кремля, и символа праздника – пятицветного цветка с голубем мира внутри.
Как и на Олимпиаде 1980 года, были предприняты масштабные меры безопасности.
Москва была закрыта для Советов без разрешения проживать или посещать столицу во время фестиваля, и путешественники сообщали о проверке документов на расстоянии до 100 миль.
Тысячи полицейских, многие из которых были в белой парадной форме, и члены Коммунистического союза молодежи выстроились в субботу почти плечом к плечу на центральных улицах.
Доступ к большинству фестивальных мероприятий требует аккредитации. Аккредитация СМИ, стоимостью 50 долларов, дает право ее предъявителю на участие лишь в нескольких сотнях художественных мероприятий и десятках политических семинаров.
Официальное информационное агентство ТАСС подвергло критике отчет Госдепартамента США, в котором говорилось, что фестиваль является частью советских усилий по оказанию влияния на молодежь мира против западных демократий.
В нем говорилось, что отчет был подготовлен ″рассказчиками″, чья ″миссия состоит не в том, чтобы сообщать факты, а в том, чтобы создать ядовитый туман, в котором люди могут заблудиться».
Театры по всей Москве начинают новый осенний сезон, а театральный фестиваль «Территория» уже восьмой год собирает юных драматургов из провинции на столичные сцены. Этот фестиваль молодежного и любительского театра продлится с 1 по 8 октября и будет включать в себя спектакли и мастер-классы, подготовленные международными театральными экспертами и театральными студентами со всей России.
«Это интересная коллекция очень разных художественных чувств. … Индийские танцоры можно найти рядом с бельгийскими хореографами», — сказал арт-директор «Территории» Роман Должанский на пресс-конференции на прошлой неделе. «В каждом шоу мы можем найти разные жанры, разные культуры и разных артистов».
, которая позиционирует себя как «театральный фестиваль-школа», начиналась как уникальный проект по объединению театральных студентов со всей России с одними из самых известных театральных режиссеров и техников из-за рубежа.Театр постепенно расширял свои масштабы, и на восьмом году своего существования в нем будут участвовать специалисты из Германии, Норвегии, Бельгии, Греции и России, в том числе иностранные режиссеры, такие как Деклан Доннеллан из Ирландии и Ларс Ойно из Норвегии, а также перспективные российские такие режиссеры, как Кирилл Серебренников и Тимофей Клубянин.
«Фестиваль не оставляет равнодушных. Это работы, которые заставляют задуматься, которые меняют сознание», — сказал Серебренников. Эти театральные специалисты будут работать с группой из примерно 150 студентов-театров со всей России, чтобы представить девять разных спектаклей на разных сценах по всему городу.
Основной площадкой фестиваля станет Театр Наций, а более мелкие проекты будут реализованы в Гоголь-центре, Платформе, Московском музее современного искусства, Культурном центре «Москвич», Центральном музее Вооруженных Сил и Музее им. Дом-музей Ермоловой.
В Театре Наций будут представлены одни из самых ожидаемых проектов фестиваля, такие как переработка Клубяниным классической греческой сказки об Электре, дочери Агамемнона, впервые поставленная Еврипидом.Клубянин сказал, что стремился к более психологической версии мифа, возможно, намереваясь уделить теме матереубийства более серьезное внимание, чем в оригинале Еврипида, который заканчивается слегка неудовлетворительным вмешательством Кастора и Полидевка.
Также ожидается в Театре Наций «Рауш», новая работа, представленная немецким драматургом Фальком Рихтером с хореографией Анук ван Дейк, которая будет затрагивать тему «потери контроля» через танец и музыку. Норвежец Ларс Ойно представит «Горную птицу» Генрика Ибсена, а режиссер Дмитрий Волкострелов превратит текст Павла Пряжко «Три дня в аду» в опыт, который охватит зрителей и заставит их интерпретировать события, которые происходят вокруг них, но которые они не могут видеть.
Помимо главной сцены есть много других проектов, на которые стоит обратить внимание. В Гоголь-центре Кирилл Серебренников поставит музыкальную версию пьесы Франка Ведекинда «Весеннее пробуждение» о половом созревании и половом пробуждении в юности, которая произвела фурор на своей первой постановке в 1906 году.
«Внутри Черного квадрата» инсталляция и театральная постановка, представляющая историю городского пространства с 1812 года по настоящее время, будет представлена в Московском музее современного искусства на Петровке в составе выставки «Сны для тех кто бодрствует.Еще один нетрадиционный спектакль, проект «Жизненные пространства», представит ряд коротких, черновых эскизов, разработанных молодыми актерами в сжатые сроки. музей, Центральный музей Вооруженных Сил и Московский музей современного искусства на Петровке,
. Помимо театральных постановок, фестиваль будет включать в себя многочисленные мастер-классы и лекции для участников и призван побудить студентов нести то, что они узнают, в свои города и распространять театр по провинциям.
«Первый фестиваль «Территория» в 2006 году… был воспринят как что-то из ряда вон выходящее, что-то новое для Москвы, и это обсуждалось очень бурно, — говорит представитель Минкультуры России Софья Апфельбаум. «Сейчас уже есть подобные фестивали, которые проходят в регионах, и мы пытаемся создать сеть таких мероприятий».
В этом году на фестивале, похоже, есть спектакль для всех, и всем москвичам предлагается попасть хотя бы на один спектакль.
Фестиваль «Территория» пройдет с 1 по 8 октября. Подробную информацию о выступлениях, времени и месте проведения можно найти на сайте «Территории» по адресу Территорияфест.ру
Связаться с автором по адресу [email protected]
Всемирный фестиваль молодежи 1957. Первый всемирный фестиваль молодежи и студентов в СССР (1957)
28 июля 1957 года в Москве открылся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.Это событие, без преувеличения, произвело в СССР настоящую революцию.
Для этого в Лужниках спешно возвели спортивный комплекс. Парк «Дружба» появился в гостиницах «Химки», «Турист» и «Украина». Город был капитально отремонтирован и увешан флагами. Они также наполнили его голубями, так как символом фестиваля был «голубь мира» Пикассо. В Москве даже установили специальные дорожные знаки «Осторожно, голуби».
В фестивале приняли участие 34 тысячи человек из 131 страны мира.Организаторы решили перевозить делегатов на грузовиках. Говорят, что со спины им будет лучше видна Москва, а москвичам — их. Решение оказалось гениальным и сразу придало молодежному фестивалю особый, неформальный колорит.
Все грузовики были празднично раскрашены и на них были нарисованы эмблемы фестиваля. Казалось, вся Москва вылилась на улицы. На дороге был настоящий столпотворение. Ближайшие крыши были забиты людьми.Всем хотелось увидеть живых иностранцев краем глаза. От наплыва любопытных рухнула крыша универмага «Щербаковский», расположенного на Колхозной площади.
Впрочем, на стадионе тоже все было феерично — с торжественным шествием делегаций с флагами своих стран и выпуском в небо огромного количества голубей.
Самые обычные молодые парни и девушки, пришедшие из-за железного занавеса, одним своим появлением произвели настоящую революцию в умах и сердцах советских людей.В первую очередь граждан СССР поразила их свобода и раскованность. Сразу бросилась в глаза на фоне серой массы советских людей их одежда – яркая и свободная. Для СССР, где можно было вылететь из комсомола и института за узкие брюки или длинные волосы, это было настоящим потрясением. После фестиваля и в СССР джинсы, майки, кроссовки и короткая стрижка «аэродром». И швейная промышленность страны стала переходить от сталинских мешковатых костюмов к пошиву костюмов с узкими брюками без манжет и однобортных пиджаков.И самое главное, люди стали носить более яркую одежду.
Делегаты Фестиваля провели многочисленные мероприятия и концерты. Одними из самых популярных среди «продвинутой» части советской молодежи были выступления джазовых коллективов. Джаз играли несколько коллективов из стран соцлагеря, а также итальянский диксиленд и английский квинтет Джеффа Элисона. Успех этих концертов способствовал врастанию «буржуазной» музыки в советскую действительность, а после фестиваля джаз попал под покровительство комсомола.Стали появляться джаз-клубы при райкомах, затем стали организовываться всесоюзные джазовые фестивали.
Фестиваль стал причиной появления на телеэкранах КВН, трансформированного из специально придуманной программы «Вечер веселых вопросов» телередакции «Фестивальная». В целом Молодежный форум 1957 года произвел настоящую революцию в сознании и настроениях советских людей, дав новую волну в литературе, живописи и политике. Он дал новый толчок хрущевской оттепели.
Вряд ли иностранцы, приехавшие в Москву в 1957 году на фестиваль, встречали такой же искренний прием где-либо еще. Оскорбить их было святотатством, поэтому никаких проявлений ксенофобии или пьяной агрессии со стороны москвичей не слышно. Говорят, что советские воры в законе договорились ничего криминального в столице в фестивальные дни не совершать и не позволять неорганизованному криминальному элементу «шалить». Также, по слухам, перед фестивалем в Москву стали приезжать проститутки со всего Союза.Но так как они были подотчетным элементом, полиция тут же задержала среди них нескольких известных профессионалов, вывезла их за город, где вырезала ножницами, и приказала предупредить коллег, что с ними будет то же самое. если они обращают внимание на иностранцев.
Но, как оказалось, проститутки иностранцам не нужны. В Москве произошла настоящая сексуальная революция. Молодые московские барышни, казалось, сорвались с цепи пуританского советского воспитания и выложились на полную катушку.Они сами соблазняли иностранцев, отдавая особое предпочтение африканцам. То ли протестуя против колониальной политики империализма, то ли по какой-то другой причине, они бессовестно сдались чернокожим посланникам Ганы, Эфиопии, Либерии, только что освободившихся от колониального гнета. Иностранцев не пускали в гостиницы и общежития. Поэтому по ночам близлежащие парки и поля превращались в настоящие «сексодромы».
Реакция подразделений морально-идеологического порядка не заставила себя ждать.Срочно были организованы летучие отряды на грузовиках, оснащенных осветительными приборами. Часть волос пойманных любительниц ночных приключений отрезали, производили такую «полянку», после которой девушке оставалось только одно – постричься налысо.
Говорят, что через 9 месяцев после фестиваля в Москве появился новый этнос, насчитывающий несколько десятков тысяч человек, названный «детями фестиваля». Эта легенда живет и по сей день, хотя милицейская статистика пыталась опровергнуть сексуальную революцию в СССР, ограничив число постфестивальных детей относительно небольшой цифрой в 531 ребенок.
28 июля 1957 года в Москве открылся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В фестивале приняли участие 34 000 человек из 131 страны мира. Девиз фестиваля – «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодежи.
Символом молодежного форума является Голубь Мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открыли парк «Дружба», гостиницу «Украина» и стадион «Лужники».В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Московский Кремль был открыт для свободного посещения.
Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля. Песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи стала визитной карточкой СССР.
В стране начала распространяться мода на джинсы, кроссовки, рок-н-ролл и бадминтон.Популярным стал музыкальный хит «Если бы пацаны всей земли»:
Если бы пацаны всей земли
Мы могли бы однажды собраться вместе
Было бы весело в такой компании
А будущее уже близко
Ребята, ребята, это в наших силах
Защитите землю от огня
Мы за мир, за дружбу, за милые улыбки,
За радушие встреч. / Музыка: В. Соловьев-Грей Слова: Е. Долматовский /
Москва буквально гудела. Основной наплыв людей был сосредоточен в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце.Молодежь разговаривала, пела песни, слушала джаз, обсуждала недавно запрещенных импрессионистов, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало молодые умы.
Впервые за много лет приоткрылся «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. Для советских людей VI Всемирный фестиваль перевернул взгляды на моду, манеры поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи — все началось в фестивальной суматохе.
Из воспоминаний москвичей в статье журнала «Огонёк» «Фестивальные дети»:
Это было настоящим потрясением для жителей Москвы, настолько неожиданно всё, что они увидели и ощутили. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснить людям новых поколений, что тогда скрывалось за словом «иностранец». Постоянная пропаганда, направленная на внушение ненависти ко всему иностранному, привела к тому, что само слово
вызывало у советского гражданина смешанные чувства страха и восхищения.Днем и вечером делегации были заняты встречами и выступлениями. Но поздно вечером и ночью началось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль над контактами, но у них не хватило рук.
В качестве негативного фактора следует отметить, что во время фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодёжь, а особенно девушки, словно сорвались с цепи. Пуританское советское общество вдруг стало свидетелем событий, которых никто не ожидал.Форма и масштабы происходящего поражали. К вечеру, когда уже темнело, к местам проживания иностранных делегаций стекались толпы девушек со всей Москвы. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраине города. Прорваться в корпус девушкам было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но никто не мог запретить иностранным гостям покидать гостиницы. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Новоиспеченные пары удалились в темноту, в поля, в кусты, точно зная, что они сейчас же сделают.Образ загадочной, застенчивой и целомудренной русской комсомолки не то чтобы рухнул, а наоборот, обогатился какой-то новой, неожиданной чертой — бесшабашным, отчаянным развратом. Реакция подразделений морально-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие отряды, оснащенные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Иностранцев не тронули, расправились только с девушками, а поскольку их было слишком много, у дружинников не было времени ни на выяснение их личности, ни на простой арест.Часть волос пойманных любительниц ночных приключений отрезали, производили такую «полянку», после которой девушке оставалось только одно – постричься налысо. Сразу после фестиваля у москвичей проявился особенно живой интерес к
девушкам, носившим на голове туго завязанный платок… Немало драм случилось в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть недостаток было сложнее волос, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось скрыть малышей, появившихся спустя девять месяцев, часто не похожих на родную мать ни цветом кожи, ни разрезом глаз.
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов — фестиваль, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве,
Я, лично, даже не нашел в проекте, но в последующие 85 лет встряхнул сполна.
Когда-нибудь выложу фото… «Янки из Гренады-Комми из Афгана»… Плакаты закрыты от камер ..
А гостями этого фестиваля стали 34 тысячи человек из 131 страны мира. Девиз фестиваля – «За мир и дружбу».
Фестиваль готовился два года. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. За границу приехали в шоке: железный занавес приоткрывается! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада — даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уже о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, лидеры Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.
Благодаря фестивалю в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион «Лужники» и автобусы «Икарус». К мероприятию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый микроавтобус «Рафик» РАФ-10 «Фестивальный». Кремль, днем и ночью охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободен для посещений; в Грановитой палате устраивались молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького неожиданно отменил входную плату.
Фестиваль состоял из огромного количества запланированных мероприятий и неорганизованного и бесконтрольного общения людей.Черная Африка была в особом фаворе. Журналисты бросились к чернокожим посланникам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только освободились от колониальной зависимости), а московские девушки спешили к ним «в интернациональном порыве». Были выделены и арабы, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.
Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшийся из специально придуманной программы «Вечер веселых вопросов» телеверсии «Фестивальной». Рассуждали о недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрлёнисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о вошедшем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям Достоевского, не совсем желанных в СССР. Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеры поведения, образ жизни и ускорил темп перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи — все это началось вскоре после фестиваля.
Символом молодежного форума, на котором присутствовали делегаты мировых левых молодежных организаций, стал Голубь Мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал во всех смыслах знаковым и взрывным событием для мальчишек и девчонок – и самым массовым в своей истории. Он попал в самый разгар хрущевской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Московский Кремль и Парк Горького были открыты для свободного посещения.За две недели фестиваля было проведено более восьмисот мероприятий.
На церемонии открытия в Лужниках танцевально-спортивный номер исполнили 3200 спортсменов, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.
В Москве специально освободили от работы голубеводов-любителей. Для фестиваля было выращено сто тысяч птиц и отобраны самые здоровые и подвижные.
В главном событии — акции «За мир и дружбу!» на Манежной площади и прилегающих улицах приняли участие полмиллиона человек.
В течение двух недель на улицах и в парках шло массовое братание. Заранее установленный регламент был нарушен, мероприятия затянулись за полночь и плавно перетекли в гулянья до самого рассвета.
Те, кто знал языки, обрадовались возможности блеснуть своей эрудицией и рассказать о недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости были потрясены эрудицией собеседников, выросших за «железным занавесом», а молодых советских интеллектуалов — тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.
Некоторые обходились минимумом слов. Через год в Москве появилось много темнокожих детей, которых стали называть «дети фестиваля». Их матерей не отправили в лагеря «за связь с иностранцем», как это случилось бы совсем недавно.
Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля.Песня «Подмосковные вечера», исполненная на церемонии закрытия Владимиром Трошиным и Эдитой Пьехой, надолго стала визитной карточкой СССР.
В стране начала распространяться мода на джинсы, кроссовки, рок-н-ролл и бадминтон. Популярными стали музыкальные суперхиты «Рок круглосуточно», «Гимн демократической молодежи», «Если бы ребята всей Земли…» и другие.
Фестиваль посвящен Художественному фильму «Девушка с гитарой»: подготовка к фестивалю идет в музыкальном магазине, где работает продавщица Таня Федосова (исп. Людмила Гурченко), а по окончании фильма делегаты фестиваля выступают на концерте в магазине (с некоторыми из них выступает и Таня).Другие фильмы, посвященные фестивалю, — «Матрос с кометы», «Цепная реакция», «Дорога в рай».
———————-
Огонек, 1957, № 1, январь.
«Наступил 1957 год, праздничный год. Давайте посмотрим, что будет происходить в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов за мир и дружбу, и посетим тех, кто сегодня готовится к празднику…. На нашем фото не так много голубей. Но это всего лишь репетиция. Вы видите голубей с завода Каучук, под самым небом, на высоте десятиэтажного дома, комсомольцы и молодежь завода оборудовали отличное помещение для птиц с центральным отоплением и горячей водой.
Фестиваль состоял из огромного количества запланированных мероприятий и простого неорганизованного и бесконтрольного общения людей. Днем и вечером делегации были заняты встречами и выступлениями. Но поздно вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно власти попытались установить контроль над контактами, но у них не хватило рук, так как наблюдатели оказались каплей в море.Погода стояла отличная, и толпы людей буквально затопили основные магистрали.Чтобы лучше видеть происходящее, люди забирались на уступы и крыши. От наплыва любопытных рухнула крыша универмага «Щербаковский», расположенного на Колхозной площади, на углу Сретенки и Садового кольца. После этого универмаг долго ремонтировали, ненадолго открывали, а потом снесли. Ночью люди «собирались в центре Москвы, на проезжей части улицы Горького, у Моссовета, на Пушкинской площади, на проспекте Маркса.
Споры возникали на каждом шагу и по любому поводу, кроме, разве что, политики. Во-первых, их боялись, а главное, они в чистом виде не очень интересовались. Однако на самом деле любая полемика носила политический характер, будь то литература, живопись, мода, не говоря уже о музыке, тем более о джазе. Рассуждали о недавно запрещенных в нашей стране импрессионистах Чюрлёнисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о модном Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям Достоевского, не совсем желанных в СССР. На самом деле это были не столько споры, сколько первые попытки свободно высказывать другим свое мнение и отстаивать его. Помню, как в светлые ночи на мостовой улицы Горького собирались толпы людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, внимательно слушали, набираясь ума, привыкая к этому самому процессу — свободному обмену мнениями. Это были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые совершенно новые опыты бесконтрольного общения.
Во время фестиваля в Москве произошла своего рода сексуальная революция. Молодёжь, а особенно девушки, словно сорвались с цепи. Пуританское советское общество вдруг стало свидетелем событий, которых никто не ожидал и которые даже покорили меня, тогда ярого сторонника свободного секса. Форма и масштабы происходящего поражали. Здесь сработало несколько причин. Прекрасная теплая погода, всеобщая эйфория свободы, дружбы и любви, тяга к иностранцам и, главное, накопившийся протест против всей этой пуританской педагогики, лживой и противоестественной.
К вечеру, когда уже темнело, толпы девушек со всей Москвы устремились к местам проживания иностранных делегаций. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраине города. Одним из таких характерных мест стал гостиничный комплекс «Турист», построенный за ВДНХ. В то время это была окраина Москвы, дальше были колхозные поля. Прорваться в корпус девушкам было невозможно, так как все было оцеплено чекистами и дружинниками.Но никто не мог запретить иностранным гостям покидать гостиницы.
«Огонек», 1957 г., № 33 август.
«…Сегодня на фестивале идет большой и свободный разговор. И именно этот откровенный, дружеский обмен мнениями привел в замешательство некоторых буржуазных журналистов, приехавших на фестиваль. Их газеты, видимо, требуют «железного занавеса», скандалов, «коммунистической пропаганды». А на улицах ничего этого нет. На празднике танцы, пение, смех и много серьезных разговоров.Разговор, который нужен людям».
События развивались максимально быстро. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Новоиспеченные пары удалились в темноту, в поля, в кусты, точно зная, что они сейчас же сделают. Особо далеко не уходили, поэтому пространство вокруг было заполнено достаточно плотно, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, застенчивой и целомудренной русской комсомолки не просто рухнул, а обогатился какой-то новой, неожиданной чертой — бесшабашным, отчаянным развратом.
Реакция подразделений морально-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие отряды на грузовиках, оснащенные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Когда грузовики с дружинниками, согласно плану рейда, неожиданно выехали в поля и включили все фары и фонари, тогда-то и вырисовывался истинный масштаб происходящего. Иностранцев не тронули, расправились только с девушками, а поскольку их было слишком много, у дружинников не было времени ни на выяснение их личности, ни на простое задержание.Часть волос пойманных любительниц ночных приключений отрезали, производили такую «полянку», после которой девушке оставалось только одно – постричься налысо. Сразу после фестиваля у москвичей проявился особенно живой интерес к девушкам, которые носили на голове туго завязанный платок… Немало драм происходило в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где было труднее скрыть отсутствие волосы, чем просто на улице, в метро или троллейбусе.Еще труднее оказалось скрыть малышей, появившихся после девяти месяцев, часто не похожих на родную мать ни цветом кожи, ни разрезом глаз.
Интернациональной дружбе не было предела, и когда волна энтузиазма схлынула, на песке, пропитанном девичьими слезами, остались шустрыми крабами многочисленные «дети празднества» — контрацептивы в Стране Советов были туго.
В сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР.В нем записано рождение 531 ребенка после фестиваля (всех рас). Для 5-миллионной (тогда) Москвы — исчезающе мало.
Естественно, я стремился побывать прежде всего там, где выступали зарубежные музыканты. На Пушкинской площади была возведена огромная площадка, на которой «днем и вечером проходили концерты различных коллективов. Именно там я впервые увидел английский скиффл-ансамбль, причем, по-моему, под руководством самого Лонни Донигана. Впечатление было довольно странным. Пожилые и очень молодые люди играли вместе, используя наряду с обычными акустическими гитарами различные бытовые и подручные предметы, такие как бидон, стиральная доска, кастрюли и т. д.В советской печати возникла реакция на этот жанр в виде высказываний типа: «Вот буржуи до чего докатились, на стиральных досках играют». Но потом все стихло, так как корни «скиффла» народные, а фольклор в СССР был сакрален.
Самыми модными и труднодоступными на фестивале были джазовые концерты. Вокруг них был особый ажиотаж, подогреваемый властями, пытавшимися их как-то засекретить, раздавая пропуска среди комсомольцев.Чтобы попасть на такие концерты, требовалось большое мастерство.
ПС. В 1985 году Москва снова принимала участников и гостей Молодежного фестиваля, уже двенадцатого. Фестиваль стал одним из первых громких международных мероприятий времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР как «империи зла». На мероприятие было выделено много денег. Москва была очищена от ненужных элементов, приведены в порядок дороги и улицы.Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Единства, которое было в 1957 году во время первого Московского фестиваля, уже не получилось.
Зрители карнавального шествия в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи приветствуют бразильскую колонну. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве открылся карнавальным шествием от Васильевского спуска по Кремлевской, Пречистенской, Фрунзенской и Лужнецкой набережным к стадиону «Лужники», где участников ждал праздничный концерт процессии и гостей.
Ожидается, что в фестивале примут участие 20 тысяч человек из более чем 180 стран мира.
Впервые фестиваль молодежи и студентов прошел в Москве в 1957 году, тогда в нем приняли участие 34 тысячи человек из 131 страны мира.
Мы решили сравнить эти два праздника в нашем фоторепортаже.
Участники Фестиваля направляются к Центральному стадиону имени Ленина. Британская делегация во время фестивального шествия. Москва, 1957 год.Фото: Валентин Мастюков и Александр Коньков / Фотохроника ТАСС
Зрители. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Группа делегатов из Индонезии и Туниса среди москвичей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Москва, 1957 год. Фото: Эммануил Евзерихин/ТАСС
Индийская колонна процессии. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Москва. 5 августа 1957 г. Выступление артистов из Африки на территории ВДНХ.Москва, 1957 год. Фото: Евзерихин Эммануил / ТАСС Фотохроника
Участники карнавального шествия в Москве в рамках 19-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Салют москвичам. 1957 год. Фото: Лев Портер / Фотохроника ТАСС
Российские студенты на марше.

Москвичи приветствуют делегатов Иордании, направляющихся в музей имени В.И. Ленин.1957 год. Фото: Николай Рахманов / Фотохроника ТАСС
Китайская колонна процессии. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Русский студент в китайской колонне шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Москва. Молодежный международный фестиваль… Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Танец со шляпами в исполнении ансамбля вьетнамского танца… Москва, 1957 год. Фото: Эммануил Евзерихин / Фотохроника ТАСС
Шествие русских актеров в японской колонне.Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Семейный танцевальный коллектив Gunia (Цейлон) в национальных костюмах во время концерта на площади Коммуны. Москва. 30 июля 1957 года. Фото: П. Лисенкин, Евгений Шулепов / Фотохроника ТАСС
Студент РУДН на концерте, начавшемся после шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Участник VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов из Африки на Красной площади.

Бурятский актер снимает китайский народный костюм после окончания шествия.Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Автобус с актерами и драконом. Фото: Влад Докшин/«Новая газета»
Летом 1957 года москвичи испытали настоящий культурный шок. Живя за «железным занавесом», столичная молодежь имела возможность свободно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия.
Атмосфера открытости
1957 год был чрезвычайно насыщенным для нашей страны. Он отличился, испытав межконтинентальную баллистическую ракету и спустив на воду атомный ледокол «Ленин», выведя на орбиту Земли первый искусственный спутник и отправив в космос первое живое существо Лайки.В том же году было открыто пассажирское авиасообщение между Лондоном и Москвой, и, наконец, советская столица принимала VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Фестиваль произвел фурор в замкнутом внешнем мире советского общества: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не знала. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Многие свидетели событий ностальгируют по этим ярким и насыщенным дням. Несмотря на идеологическую подоплеку фестиваля, в нем участвуют представители разных культур и политических пристрастий.Чтобы сделать досуг интернациональной молодежи более комфортным, московские власти сделали свободный доступ в Кремль и Парк Горького.
Для передвижения иностранных делегаций были выделены открытые грузовики, из которых гости могли спокойно наблюдать за жизнью столицы, а горожане — за иностранцами. Однако уже в первый день фестиваля машины, атакованные общительными москвичами, надолго заглохли на дороге, из-за чего участники массово опоздали на торжественное открытие форума в Лужниках.
За две недели фестиваля было проведено более восьмисот мероприятий, но молодежь не ограничивалась официальным регламентом и продолжала общаться даже глубокой ночью… Столица гудела днем и ночью, — вспоминают очевидцы событий . Поздним вечером гости столицы и москвичи сосредоточились в центре – на Пушкинской площади, проезжей части улицы Горького (современная Тверская) и на проспекте Маркса (ныне улица Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд). Молодые люди пели песни, слушали джаз, обсуждали запретные темы, в частности, об авангардном искусстве.
Символы прошлого
Городские службы заранее подготовились к наплыву иностранцев и столица, по воспоминаниям очевидцев, заметно преобразилась. На прибранных улицах появились диковинные по тем временам венгерские «икарусы», а отечественный автопром попытался выпустить новую «Волгу» (ГАЗ-21) и микроавтобус «Фестиваль» (РАФ-10). К началу мероприятий стадион «Лужники» и гостиница «Украина» были завершены.
До сих пор москвичам об этом событии напоминает городская топонимика: проспект Мира, улица Фестивальная, парк Дружбы. Последний был создан специально для фестиваля молодыми специалистами – выпускниками Московского архитектурного института.
В рамках фестиваля впервые на советском телевидении вышла программа «Вечер веселых вопросов» (сокращенно ВВВ). Правда, в эфир он выходил всего три раза. Спустя четыре года авторский коллектив BBB создаст новый продукт, ставший телевизионным брендом на многие десятилетия – программу КВН.
Через два года после молодежного форума возобновился Московский кинофестиваль, где советские зрители получили уникальную возможность познакомиться с новинками мира, в том числе с практически неизвестным в стране западным кинематографом.
В 1955 году для Спартакиады народов РСФСР поэт Михаил Матусовский и композитор Василий Соловьев-Седым написали песню «Подмосковные вечера», но произведение настолько понравилось москвичам, что они решили сделать его официальной песней VI Фестиваль молодежи и студентов.Она стала не только одним из музыкальных символов столицы, но и самой узнаваемой советской мелодией у иностранцев.
Связь с выгодой
Среди посетивших СССР делегаций была и американская, к ней в разгар «холодной войны» было приковано, пожалуй, самое пристальное внимание общественности. Специалисты утверждают, что именно тогда в Советском Союзе впервые узнали о рок-н-ролле, джинсах и юбках-клеш.
Знакомство с американской культурой на фестивале получило более широкое развитие: через два года в столицу прибыла Американская национальная выставка, которая, по замыслу организаторов, должна была захлестнуть советских людей, лишенных многих элементарных вещей. Именно с 1959 года в СССР получил распространение напиток «Пепси-кола».
Но вернемся к фестивалю. К молодежному форуму советская легкая промышленность серийно выпускала одежду с фестивальной символикой. Заветные шали или футболки, украшенные стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками, разлетались как горячие пирожки. На всех не хватит. Именно тогда появились фермеры, предлагающие непомерно желанные товары.
Однако мишенью спекулянтов всех мастей стали не только советские граждане, но и толпы иностранцев, прогуливающихся по московским улицам.Самым ходовым товаром были американские доллары, которые купцы покупали у иностранцев чуть выше официального курса, установленного в 4 рубля за 10 долларов. Но они уже перепродавали «зелень» своим согражданам с 10-кратной наценкой.
Именно во время Московского фестиваля началась активная деятельность будущих воротил нелегального валютного рынка страны — Рокотова, Яковлева и Файбышенко, громкий процесс над которыми в 1961 году закончился смертным приговором.
«Дети фестиваля»
Для советского общества, зажатого рамками идеологического контроля в вопросах сексуального поведения, фестиваль стал своеобразным маркером сексуального раскрепощения. Очевидцы вспоминают, как толпы девушек со всей Москвы стекались на окраину города в общежития, где жили делегаты. Внутрь зданий, бдительно охраняемых полицией, было невозможно попасть, но никто не запрещал гостям выходить на улицу. А затем, без всяких прелюдий, интернациональные парочки удалялись в темноту (благо погода позволяла) предаваться запретным удовольствиям.
Однако идеологические органы, считавшие своим долгом следить за моральным обликом советских граждан, очень быстро организовали летучие отряды. И вот, вооружившись мощными фонарями, ножницами и парикмахерскими машинками, блюстители нравственности искали любовников, а пойманные на месте «преступления» любители ночных приключений отрезали часть волос с головы.
Девушке с лысой «поляной» на голове ничего не оставалось, как побриться налысо. Жители столицы тогда неодобрительно смотрели на юных представительниц слабого пола, которые носили на голове туго завязанный платок.
А спустя 9 месяцев после молодежного праздника в советский обиход прочно вошло словосочетание «дети фестиваля». Многие утверждали, что в то время в Москве был «цветной бэби-бум». Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов, вспоминая атмосферу эмансипации, царившую в Москве летом 1957 года, отмечал, что особый интерес к столичным девушкам вызывают выходцы из африканских стран.
Историк Наталья Крылова не склонна преувеличивать масштабы рождаемости метисов.Они, по ее словам, были небольшими. Согласно сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР, после проведения фестиваля было зафиксировано рождение 531 ребенка смешанных рас. Для пятимиллионной Москвы это было ничтожно мало.
На свободу
Главным итогом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве стало хоть и частичное, но все же незначительное приоткрытие «железного занавеса» и последующее потепление социального климата в стране. Советские люди иначе смотрели на моду, манеры поведения и образ жизни. В 60-е годы в полную силу заявило о себе диссидентское движение, были совершены смелые прорывы в литературе, искусстве, музыке и кинематографе.
Сам фестиваль порадовал и удивил посетителей насыщенностью и разнообразием мероприятий. Так в кинотеатре «Ударник» было показано 125 фильмов из 30 стран мира, большинство из которых еще вчера были бы отнесены цензурой к запрещенному кино. В Парке Горького прошла выставка художников-абстракционистов с участием Джексона Поллока, совершенно не вписывавшегося в пропагандируемые в СССР каноны соцреализма.
В 1985 году в Москву вернулся двенадцатый фестиваль молодежи и студентов. Он стал одним из символов грядущей перестройки. Советские власти надеялись, что фестиваль сможет развеять негативное восприятие СССР за рубежом. Столицу тогда основательно очистили от нежелательных элементов, но при этом остальных москвичей ограждали от тесного контакта с иностранными гостями. К общению допускались только лица, прошедшие строгий идеологический отбор.Многие тогда заметили, что уже нет такого единения молодежи, как в 1957 году в доперестроечной Москве.
Московский кинофестиваль премьер отменяется после того, как правительство прекращает финансирование — ThinkProgress
Отменен благотворительный кинофестиваль «Московская премьера», на котором бесплатно показывались неоднозначные в России фильмы.
Московский комитет по культуре прекратил финансирование фестиваля, заявив, что «тяжелая экономическая ситуация» не позволила его поддержать.В письме, которое организаторы фестиваля получили во вторник — всего за несколько недель до премьеры фестиваля, намеченной на 2 сентября , — правительство сообщило фестивалю, что Московская премьера будет отменена, поскольку «департамент культуры Москвы должен ограничить использование бюджетных средств в 2015 году».
Московской премьере исполнилось 13 лет. Кинозрители могут посещать бесплатные сеансы, приобретая ваучеры, опубликованные в ежедневной газете «Московский комсомолец ».
Взамен «Московской премьеры» департамент культуры перевел финансирование на новый «позитивный, молодежный» фестиваль — Молодежный фестиваль жизнеутверждающих фильмов, который возглавил Евгений Герасимов, депутат городского совета, член «Единой России», постановления Кремля вечеринка.Новый фестиваль пройдет с 4 по 7 сентября.
Со своей стороны, кинокритик, руководитель Московской премьеры Вячеслав Шмыров не будет участвовать в Молодежном фестивале. Он рассказал газете «Новые Известия», что «Московская премьера» может похвастаться «совсем другой программой», в том числе Россия-88 и Зимний путь , фильмами о российских неонацистах и «дебютным фильмом на гей-тематику, который изо всех сил пытался получить распространение в России». », как описал The Hollywood Reporter.
Эта отмена соответствует ядовитому климату для прав ЛГБТ в России, наступившему всего через два года после принятия федерального анти-ЛГБТ-закона, запрещающего «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Тех, кто уличен в нарушении закона, могут оштрафовать или, в некоторых случаях, посадить в тюрьму.
«Московская премьера» — это в первую очередь социальный фестиваль и благотворительный проект, который существует для тех людей, особенно старшего поколения, которые не могут позволить себе пойти в кино, — сказал Шмыров. «В основном это социальная миссия»,
Шмыров сказал, что надеется спасти часть программы, но в такой короткий срок не думал, что это будет возможно. Он планировал поговорить с представителями городского совета, чтобы узнать, что можно сделать.
Обновление:
Ранее в этом материале «Московская премьера» называлась «единственным в России ЛГБТ-кинофестивалем». Это неправильно. Международный кинофестиваль «Бок о Бок» проходит в Санкт-Петербурге. В заголовке ранее указывалось, что правительство отменило «Московскую премьеру»; правительство прекратило финансирование, и впоследствии «Московская премьера» была вынуждена отменить.
Кинофестиваль «Радикальная Москва» отменили в пользу кандидата Путина | Film
Российский кинофестиваль, прославившийся неоднозначными фильмами на самые разные темы, от местных неонацистов до гей-темы, был отменен в пользу замены, поддерживаемой администрацией Владимира Путина.
Московский городской совет внезапно прекратил финансирование 13-го выпуска Московской премьеры, которая должна была начаться 2 сентября, сославшись на местный экономический спад, сообщает Hollywood Reporter.
«В связи со сложной экономической ситуацией Департамент культуры города Москвы вынужден ограничить использование бюджетных средств в 2015 году и прекратить финансирование ряда мероприятий, в том числе Московской премьеры», — говорится в письме организаторам Комитета по культуре при правительстве Москвы. Также стало известно, что вместо «Премьеры» будет создан новый, «позитивный, ориентированный на молодежь» фестиваль под председательством члена совета Евгения Герасимова, члена путинской правящей партии «Единая Россия».Предполагается, что молодежный фестиваль жизнеутверждающих фильмов пройдет с 4 по 7 сентября.
Кинокритик Вячеслав Шмыров, возглавлявший «Московскую премьеру», заявил, что откажется от работы с новым фестивалем, и не возлагал особых надежд на спасение показов 13-го выпуска.
«Наш фестиваль проходил 12 лет, и у него была совсем другая программа, там были такие фильмы, как «Россия-88» и «Зимний путь», — рассказал он газете «Новые Известия». «Россия-88» — это псевдодокументальный фильм Павла Бардина 2009 года о русских неонацистах, а «Зимний путь» 2013 года рассказывает о классическом певце, который вступает в однополые отношения с уличным бандитом.
Билеты на Московскую премьеру можно было получить бесплатно по купонам, найденным в местной газете «Московский комсомолец». «Это в первую очередь социальный фестиваль и благотворительный проект, который существует для тех людей, особенно старшего поколения, которые не могут позволить себе пойти в кино», — сказал Шмыров. «В основном это социальная миссия».
В феврале сообщалось, что Россия освободит фестивали от противоречивых новых правил, требующих, чтобы все фильмы получали лицензию на показ, прежде чем они могут быть показаны публике.В прошлом году были введены новые правила, направленные на борьбу с признаками, которые «угрожают национальному единству» или «оскверняют культуру».