Требования к сочинению по литературе 11 класс в декабре 2019 – Итоговое сочинение 2018/2019 в 11 классе по литературе: материалы для подготовки

Презентация для подготовки к итоговому сочинению 2018-2019

Итоговое сочинение

по литературе в 11 классе

Презентация разработана Коптяевой Т.Е., доработана с учетом вариантов 2018-2019 Ветровой О.А.

С 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах вернется сочинение. Соответствующее поручение президент РФ В. Путин дал правительству в декабре 2013 года. 

Цели и задачи введения сочинения

по литературе в 11 классе

проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…

Дата написания и пересдачи, место проведения

Писать итоговое сочинение выпускники будут  в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.

5 декабря 2018

В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи  (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).

Требования к работе. Время написания.

Учитывается объем сочинения и самостоятельность его написания.

Рекомендуемое количество слов – 350.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные ), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если работа признана несамостоятельной, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

ВРЕМЯ — 3 часа 55 минут.

Границы свободы в сочинении

Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и/или мировой литературы.

Проверка сочинения

Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

.

Критерии оценивания

Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Критерий №2 «Аргументация.

Привлечение литературного материала»

Критерий №3 «Композиция»

Критерий №4 «Качество речи»

Критерий №5 «Грамотность»

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

Критерии оценивания

Критерий №1 «Соответствие теме»

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания

Критерий №2 «Аргументация.

Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не

менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Используйте эпитеты, метафоры, олицетворения, фразеологизмы и другие тропы!!

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).

Сохранность работ

Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны.

В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

Учет результатов сочинения по литературе

при поступлении в вузы

При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и  может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения).

Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.

Тематические направления итогового сочинения

на 2018/2019 уч.г.

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Темы сочинений

На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений . Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене.

Сочинение-рассуждение: 1.Тезис 2.Доказательства (аргументы по 2 книгам) 3.Вывод

1. Отцы и дети

Направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Выбор произведений по направлениям

1. Отцы и дети

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Т.Ш. Крюкова «Любви все возрасты покорны»
  • А.Жвалевский Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось»

Варианты тем:

А) Роль родительского наставления в жизни человека.

Б) Является ли вечным спор поколений?

В) Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

Г) «Отцы» и «дети» соперники или союзники?

Д) В чем, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?

2.Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

2. Мечта и реальность

  • А. С. Грин «Алые паруса»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Н.В. Гоголь «Шинель»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Варианты тем:

А) Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?

Б) Почему люди предают мечту?

В) Почему между мечтой и реальностью пролегает

пропасть?

Г) Все ли мечты должны сбываться?

3.Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

3. Месть и великодушие

  • А.С. Пушкин «Выстрел» «Капитанская дочка» «Дубровский»
  • Н.В. Гоголь «Шинель»
  • У. Шекспир «Гамлет»
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»(«Бэла»)

Варианты тем:

А) Кого можно назвать великодушным человеком?

Б) Можно ли оправдать месть? В) За какие проступки нужно мстить, а какие можно простить, проявив великодушие?

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе , о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

4.Искусство и ремесло

1. Н.В. Гоголь «Портрет»

2. А.С. Пушкин «Пророк», «Я памятник себе..»

3. М.Ю.Лермонтов «Пророк»

4. А.И. Куприн «Гамбринус»

5. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Варианты тем:

А) «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» А.И. Куприн

Б) Каково назначение художника в мире? В) Что такое настоящее искусство?

Г) Что такое талант ?

5.Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает на раздумье о нравственных основах отнош ения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе

5. Доброта и жестокость

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание
  • Л.Н.Толстой «Война и мир»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

6. М.А. Шолохов «Судьба человека»

Варианты тем:

А) Можно ли оправдать жестокость человека?

Б) Нужно ли оставаться добрым в ответ на жестокость? В) Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?

multiurok.ru

Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Памятка для учащихся. Требования к итоговому сочинению по литературе 11 кл.

Требования к итоговому  сочинению по литературе

1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы.

 (Можно обойтись и без эпиграфа.)

 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

 «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме

 (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения:

  -во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

    -первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

     -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе  панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250слов.  

Рекомендуемое количество слов – 350.

 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Итоговое сочинение в 2018-2019 году.

Слайд 2

Темы итогового сочинения 2018-2019 года Отцы и дети Мечта и реальность Месть и великодушие Искусство и ремесло Доброта и жестокость

Слайд 3

Отцы и дети Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Слайд 4

Отцы и дети В чем заключается конфликт между поколениями? Почему разные поколения не понимают друг друга? Нужно ли учитывать опыт старших поколений? Почему конфликт отцов и детей вечен? Почему отцы всегда поучают детей? Почему нужно уважать старших? К чему ведет конфликт отцов и детей? Каковы последствия разрушения преемственности поколений? Что такое преемственность поколений? Как изменился конфликт отцов и детей со временем? Как помирить отцов и детей?

Слайд 5

Мечта и реальность Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Слайд 6

Мечта и реальность Что такое мечта? Почему между мечтой и реальностью пролегает пропасть? Что общего между мечтой и реальностью? Чем отличается желание от мечты? Чем отличается мечта от цели? Почему люди предают мечту? Нужно ли быть верным своей мечте? Почему люди убегают от реальности? Что такое «бегство от реальности»? Нужно ли претворять свои мечты в жизнь? Все ли мечты должны сбываться?

Слайд 7

Месть и великодушие В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Слайд 8

Месть и великодушие Что такое месть? Что такое великодушие? Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»? Что такое «кровная месть»? Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим? Можно ли отомстить врагу? Можно ли оправдать месть? Чем великодушие отличается от благородства? Чем великодушие отличается от доброты? Как убедить человека отказаться от мести? Как научить подрастающее поколение великодушию?

Слайд 9

Искусство и ремесло Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Слайд 10

Искусство и ремесло Что такое настоящее искусство? Как отличить настоящее искусство от ремесла? Чем отличается истинное искусство от фальшивого? Кого можно назвать истинным творцом? Почему люди путают искусство и ремесло? Кого можно назвать ремесленником в искусстве? Что такое талант? Почему искусство называют вечным? Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»? Можно ли научиться искусству? Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?

Слайд 11

Доброта и жестокость Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Слайд 12

Доброта и жестокость Что такое доброта? Что такое жестокость? Почему люди бывают жестоки друг к другу? Чем доброта отличается от милосердия? Почему человек должен быть добрым? Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость? Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Кого можно назвать добрым человеком? Кого можно назвать жестоким человеком? Уместна ли жестокость на войне? Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

Слайд 13

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Слайд 14

Время написания – 3 часа 55 минут . Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Слайд 16

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Слайд 17

Теперь мы знаем новые направления итогового сочинения 2018-2019 года! Готовься уже сейчас! Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *