Требования к сочинению егэ по русскому языку 2019 – -2019.

Содержание

Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2019 / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2019

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и  перейти к формулировке проблемы. 
 

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой. 
 

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

 

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.
 

Клише для комментариев:

Примеры – иллюстрации: 

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …

Пояснение к примерам:

  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…

Связь между примерами:

  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос. 
 

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

 

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.
 

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора: 

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…

 

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.
 

Клише для вывода:

  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав  произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…

 

Смотри также:

 

bingoschool.ru

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

  1. Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
  2. Написать два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
  3. Написать позицию автора данного текста.
  4. Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
  5. Написать не меньше 150 слов.
  6. Не увлекать чрезмерным цитированием.

 

Максимальный балл за 27 задание – 24.

 

Но при этом сочинение не должно:

  1. Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
  2. Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

 

План сочинения

Структура (план) сочинения:

  1. Написание правильной проблемы.
  2. Первый комментарий.
  3. Второй комментарий и смысловая связь.
  4. Мнение автора, его позиция.
  5. Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение.
  6. Вывод.

 

Постановка проблемы

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

  1. Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
  2. После определения темы, задайте себе такие вопросы: «Что хотел показать автор текста, описывая (войну,  чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?». 
  3. Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.

 

Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.


Типичные клише для постановки проблемы

 

Первый, второй комментарий и связь между ними

После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

  1. Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.
  2. Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.
  3. Укажите связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого комментария, так и после второго.
  4. Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.

 

Клише для написания примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
  • Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о…

Для художественного текста

  • «Цитата» – пишет автор текста.
  • Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…

 

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Смысл данных слов заключается в следующем: …
  • Данное высказывание доказывает, что…

Для художественного текста

  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события писатель описывает для…

 

Пример иллюстрации с пояснением:

  1. «Особое внимание стоит уделить таким словам автора: «Но он боится сказать: «Стекло разбил я». Смысл данных слов заключается в следующем: иногда люди, рискующие своей жизнью ради веселья и считающие себя самыми отважными, не могут проявить мужества в простых ситуациях, таких как признание вины».
  2. «Знаешь, оказывается, что я не могу выстрелить в человека». – пишет автор. Данные слова героя доказывают, что для человека превыше всего его совесть, которую он готов оберегать любыми способами».

 

Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:

  1. Сопоставить их;
  2. Сравнить их;
  3. Выявить причинно-следственную связь;
  4. Выявить уступки.

Сама связь —  1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

 

Клише для связи:
  1. Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
  2. Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
  3. Рассуждения автора сводятся к выводу о…

Пример: «Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии».

Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.

 

Клише для написания мнения автора:
  • Позиция автора такова: …
  • Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает, что…

Пример:

  • Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
  • Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.

 

Собственное отношение к проблеме и пояснение

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

 

Клише для собственного мнение:
  • Трудно не согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство автора по отношению к…
  • Я полностью согласен с автором и считаю, что…

Пример: «Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».

 

Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.

 

Вывод

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

 

Клише для вывода:
  • Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…

Пример: «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и
уважать свою профессию».


 

Дополнительные материалы:

 

bingoschool.ru

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019

Давайте посмотрим, как же писать сочинение.

Для тех, кто уже имеет представление о сочинении на ЕГЭ, этот материал будет лишь повторением, но я знаю, что очень большой процент ребят даже не могут себе представить, как писать сочинение и из чего оно состоит.

Все начинается с плана. План имеет пять пунктов и соответственно у вас должно быть в вашем сочинении пять абзацев. Абзацы должны идти в строгой последовательности друг за другом как в нашем плане.

1. Первое это вступление 

Многие учителя пренебрегают вступлением и говорят, что можно начать писать сразу с проблемы. Но я считаю, что вступление это как первое впечатление о человеке, которое должно сразу заявлять о себе и выделять наше сочинение из общей массы всех других сочинений.

2. Проблема и комментарий 

Дальше идет непосредственно формулировка проблемы и ее комментарий.  

3. Позиция автора
 

Обязательно должна быть позиция автора.

4. Свое мнение и аргументы 

Собственное мнение на данную проблему плюс аргумент. Лучше всего приводить аргумент из классической литературы.

5. Заключение 

Заключение логически завершает всю нашу конструкцию. Абзацы должны идти именно в такой последовательности, в какой они указаны выше. 

Давайте более подробно разберем, как же все это делать?

Для того чтобы написать красивое и запоминающееся вступление нужно немножечко подумать и пофантазировать. Каждый текст, который вам будет предложен для анализа, имеет своего автора. В ЕГЭ публикуются только знаменитые философы, писатели и очень хорошие люди, поэтому можно начать со сведений об авторе.

Допустим автор нашего текста Виктор Петрович Астафьев и мы пишем: «В.П.  Астафьев один из удивительных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе».

Не забывайте ставить инициалы к фамилии автора! Это указывает на ваше уважение к человеку. 

Астафьев писал о природе, поэтому у нас будет трепетное отношение к природе. Слова «Астафьев» и «к природе» подчеркнуты не зря. Вместо фамилии «Астафьев» вы подставляете фамилию автора вашего текста. Вместо «к природе» вы

подставляете основную тему писателя, то о чем он писал. 

Например:

к природе;

к детям;

к учителю;

к человеку на войне;

к женщине;

к животным;

к человеку;

Первый вариант вступления готов, но очень часто тексты бывают о чем-то нематериальном. Это может быть дружба, любовь, милосердие, сострадание, сопереживание, преданность. Если у вас текст об этом, то можно начать в качестве вступления с ряда однородных членов. 

Например: «Милосердие и сострадание — без этих нравственных категорий невозможно себе представить духовную жизнь мыслящего человека. Но дать им определение не так просто».

Вместо подчеркнутых слов «милосердие и сострадание» можно подставить те слова, что подходят к теме вашего текста.

Если ничего из этого не подходит, можно взять вопросы, которые можно либо самим сформулировать по тексту либо также воспользоваться шаблоном. 

Например, у вас текст о верности и вы пишете: 

«Верность…Что это такое? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста Г. Иванова»

Здесь мы в нашем шаблоне подчеркиваем первое слово, потому что вместо верности вы пишите здесь то, что подходит к вашему тексту и также естественно изменяется автор. 

То есть вы выбираете какой-то из этих трех шаблонов вступления и пишите его, заменяя подчеркнутые фрагменты. И все наше вступление готово. 

Проблема и  комментарий  

Формулировка проблемы

 

Дальше у нас идет второй абзац или формулировка проблемы. То есть слово проблема должно прозвучать, чтобы эксперт, который будет проверять ваше сочинение, видел, что вы сейчас на этапе формулировки проблемы.

Можно начать так:

Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой:

Автор поднимает важную проблему:

Автор рассуждает над важной проблемой:

Слово «важную» тоже можно изменить на интересную, глобальную, философскую, вечную, популярную, актуальную во все времена, волнующую современников, животрепещущую. То есть любой эпитет здесь может подойти.

После важной проблемы ставим двоеточие и формулируем проблему в именительном падеже.

Например: «Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой: нравственный выбор». 

Проблема должна быть сформулирована предельно четко и ясно, например:

Роль учителя в жизни человека;

Роль детства в жизни человека;

Детской нищеты и страдания;

Героизма и мужества; 

Героизма русских воинов.

Что такое проблема и как ее выделять? Вы сначала читаете текст. Как правило, в каждом тексте несколько проблем. Читаете текст и думаете, какая проблема здесь затронута? 

Проще говоря, проблема это тема текста, автор о чем-то говорит нам и мы должны понять о чем.

Здесь можно посмотреть таблицу с наиболее часто встречающимися проблемами: Проблемы ЕГЭ

Комментирование проблемы 

Мы должны в этом же абзаце

прокомментировать проблему.

Под комментированием проблемы подразумевается то, что нам нужно рассказать, о чем автор пишет в данном тексте? О чем говорится в этом тексте по данной проблеме? 

Здесь мы уже должны работать сами. 

Например:  «В небольшом, но очень содержательном тексте автор рассуждает о….. »

Здесь глагол «рассуждает» также подчеркиваем, потому что если тип текста рассуждение, то есть мысли автора, то тогда мы выбираем глагол «рассуждает».

Если тип текста повествование, то есть какие-то события происходят, то тогда повествует или рассказывает.

Если автор описывает, например, как прекрасно русское поле, то тип текста описание.

О чем автор рассуждает нужно написать примерно одно-два предложения. Пример: Автор рассуждает о роли художественной литературы в жизни человека о том, как важно читать именно серьезные книги. Тут же добавляем первую цитату.

Добавление двух цитат 

Обязательно мы доказываем цитатой из текста. Цитата не должна быть слишком большая. Большую цитату вы сокращаете, ставите многоточие и берете в кавычки.

Но это еще не все, нужно привести две цитаты в этом абзаце.

Снова пишем, например: Автор рекомендует подрастающему поколению то, какие книги читать: «вторая цитата»

Как подбирать цитаты для добавления в комментарии? Это все приходит у вас с опытом, то есть вы пишите много сочинений и со временем при прочтении у вас вырабатывается такое умение, как видеть те цитаты, которые вы будете приводить.

Прекрасно абзац закончен. Вот что у нас получилось:

Текстовый пример:

 

Раскрывая подлинный смысл проблемы, Н.С. Лесков рассказывает поучительную историю о Селиване, которого «все в округе считали колдуном и разбойником» из-за  его неприглядной внешности. Тем неожиданней для всех стал искренний поступок Селивана, когда он вернул шкатулку с ценными вещами. С тех пор окружающие воспринимали его как доброго, честного человека; внутренняя красота отразилась и на его внешности. «Какое у него прекрасное, доброе лицо!» – восклицает рассказчик.

То есть в этом абзаце мы сформулировали проблему очень коротко и четко, прокомментировали ее и в комментарии добавили две цитаты из теста. 

Позиция автора

Чтобы наш эксперт, который проверяет наше сочинение, видел, что здесь у нас пошла уже позиция автора, мы пишем, что позиция автора однозначна. Как правило, она всегда однозначна.

Мы пишем: «Позиция автора однозначна и выражена довольно четко…»

Если вы постоянно повторяете автор, автор, автор, то нужно заменять эти слова синонимами. Или

писатель или по фамилии с инициалами или просто по имени-отчеству. 

В этом абзаце мы должны передать, какие эмоции испытывает автор к данной проблеме.

Эмоции могут быть положительными, отрицательными либо нейтральными. Но нейтральные эмоции встречаются очень редко, как правило, у автора четко прослеживается, как он относится к проблеме.

И мы продолжаем нашу запись: «Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Он убежден в том, что…»

Например: Чтение приносит огромную пользу человеку. Польза чтения неумолима, и ее нельзя преуменьшить.  

Эмоция автора 

Дальше мы должны выразить непосредственно эмоцию.

Например:

Автор восхищён людьми способными на подвиги в мирной жизни.

Автор поражён. С болью в сердце он пишет о детях, детство которых пришлось на военное время. 

С негодованием и ненавистью, если допустим у нас тема фашизма.

С уважением и восхищением и так далее.

Мы должны написать два-три предложения. Выявить эмоцию и записать ее.

Что у нас получилось: 

Заключение и собственное мнение.

Пример написания: Я полностью разделяю позицию автора.

Мы обязаны согласиться с автором, даже если вы с чем-то с ним не согласны на экзаменационном сочинении вы просто обязаны с ним согласиться.

Основную фразу можно заменить:

Я не раз задумывалась о роли литературы в жизни человека, поэтому тема текста близка и понятна мне и я разделяю позицию автора.

То есть мы должны согласиться. Дальше мы вставляем вводное слово «действительно» и пишем 3-4 предложения

рассуждая о заявленной автором проблеме.

Что мы думаем об этом?  

Мы пишем, что именно мы думаем по этому поводу, но уже в отрыве от текста. Мы не берем героев текста, все это уже

тут заканчивается.

Здесь мы пишем, какая у нас была проблема сформулирована. Допустим проблема героизма русских воинов и в тексте какой-то подвиг описан. Тут уже мы не берем текст, мы пишем, что лично мы думаем о героизме русских воинов.

Например: Во все времена русские люди отличались необычайным героизмом и подлинным мужеством они шли и боролись до последней капли крови до последнего вздоха.

Мы это оформили. Дальше мы можем по желанию подкрепить наше мнение аргументами. Лучше всего их брать из классической литературы.

Как перейти от собственного мнения к аргументам? Мы прямо пишем: Свою позицию я готов или готова подтвердить аргументами из литературы. 

В интернете очень много разных банков и аргументы можно взять оттуда или из личного опыта, если вы читаете книги. Литературные аргументы ценятся выше других. 

Как это оформить?

Например, первым аргументом вы приводите какой-то сюжет из романа Л.Н. Толстого «Война и Мир».

Вы пишете: Во-первых, роман Л. Н. Толстого «Война и Мир» …

И дальше вы расписываете аргумент. Обязательно нужно расписать несколько предложений, в чем именно в этом романе и

как именно затронута поднимаемая нами проблема.

Жанр также обязательно нужно указывать. Если вы не помните что это за жанр, повесть или роман, то вы просто пишете:

Произведение Василия Быкова «Журавлиный Крик» …и начинаете расписывать.

Тут можно скачать банк аргументов ЕГЭ в виде таблицы: Банк аргументов ЕГЭ 

Вот что у нас вышло:

Важно! В 2019 году аргументы убрали из формулировки задания! Их можно не приводить, однако один аргумент по желанию можно привести, это послужит обоснованием вашего согласия с автором. Именно аргументация обосновывает и доказывает. 

У нас будет несколько вариантов заключения

а) Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении, что… допустим, чтение художественной литературы оказывает немалую пользу человеку.

Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении, что героизм и мужество это национальная черта русского характера.

Что-то очень красивое. Вы должны в заключении показать, что вы не просто прочитали этот текст, но и проанализировали его, пропустив через себя и вложив душу. В сочинении вы делаете вывод, что этот текст и его содержание оставило какой-то след у вас в душе.

В этом сочинении вам дается шанс показать, что вы думающие люди, что у вас есть свое мнение, что у вас очень много духовных и нравственных ориентиров. Поэтому сочинение должно быть написано с душой. Не бойтесь вкладывать душу вообще во все что вы

делаете и в написание сочинения в том числе.

б) Текст заставил меня задуматься о том, что я благодарен своим родителям за воспитание. Они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что это поможет мне в жизни.

Такой вывод говорит, что вы выросли в хорошей семье и именно родители заложили нравственную основу вашей души.

в)  Текст задел меня за живое, и  я  поняла, как хрупок этот мир. Мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить ценности для будущих поколений.

Итак, вот и закончились все 5 пунктов нашего плана.

За сочинение можно получить 24 балла, и мы должны стремиться именно к этой цифре.

Сочинение, оцененное от 20 баллов, уже прекрасно смотрится. Даже если у вас будет в тестах какие-то недочеты, но прекрасно написанное сочинение, то в перерасчете на сто балльную систему, у вас будет на порядок выше баллов, чем у того, у кого с сочинением плохо, а с тестами все хорошо.

ege-ege-ege.ru

Новые требования к сочинению в ЕГЭ по русскому языку 2019 года по демоверсии

Единые госэкзамены, которые являются формой проверки знаний выпускников одиннадцатых классов и, одновременно, вступительными экзаменами в вузы, постоянно развиваются и совершенствуются. Фактически не бывает ни одного года, когда ЕГЭ абсолютно соответствовал бы прошлогоднему. Периодически меняются задания, уточняются критерии проверки работ, правила организации ЕГЭ и т.д. Один из обязательных ЕГЭ для каждого выпускника — это ЕГЭ по русскому языку. Одним из заданий этого экзамена является сочинение, критерии проверки которого в будущем году несколько меняются. Каковы новые требования к сочинению во время ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, что понятно о новых требованиях по демоверсии экзамена по предмету.

Фото: pixabay.com

Как будет проверяться сочинение в ЕГЭ по русскому языку по новым требованиям

Главная цель изменений, которые введены — сочинение в ЕГЭ по русскому языку должно быть результатом собственной работы и собственных рассуждений выпускника, а не текстом, написанным по шаблонам.

В последние годы одиннадцатиклассники активно зарабатывали себе дополнительные баллы за сочинение, используя так называемые банки аргументов. Такие банки содержали аргументы из литературы, которые можно было подготовить заранее и использовать во время сочинения те, что более или менее уместны.

Выпускники списывали готовые аргументы, получали гарантированные баллы, а сочинения представляли собой шаблонные, неинтересные работы.

Разумеется, аргументы, основанные на читательском и жизненном опыте, важны и сегодня. Свое отношение к позиции автора текста нужно обосновывать, в том числе примерами из литературы. Но заработать много баллов при этом уже не удастся.

Теперь за аргументы вместо 3 баллов можно получить только 1 балл. А вот авторский комментарий “подорожал”. Теперь вместо максимальных 3 баллов за комментирование можно заработать до 5 баллов в ЕГЭ по русскому языку.

Для того, чтобы заработать эти пять баллов, в сочинении нужно:

  • дать собственный комментарий по сформулированной проблеме,
  • проиллюстрировать мысль двумя примерами из предложенного текста,
  • раскрыть значение этих примеров-иллюстраций,
  • объяснить, какая смысловая связь существует между этими примерами.

Для того, чтобы проделать эту работу и заработать высокие баллы за сочинение к ЕГЭ по русскому языку, в 2019 году выпускникам нужно будет потрудиться. Практика показывает, что в прежние годы комментирование сводилось к пересказу текста, что в корне неверно. Путем зубрежки и натаскивания этому не научиться, школьникам нужно уметь думать и анализировать. Так что высокие баллы за сочинение достанутся только тем, кто научится это делать.

bankiclub.ru

пишем сочинение « Год Литературы 2018

Даем практические советы и рекомендации по выполнению письменной части экзамена

Текст: Ксения Колесникова
Фото: proforientator.ru

До основной волны ЕГЭ остался почти месяц. Самый массовый предмет — русский язык — будут сдавать более 700 тысяч школьников. И самым сложным заданием в этом экзамене традиционно считается сочинение (задание № 27). Из года в год в нем допускают типичные ошибки сотни тысяч школьников.

О том, как изменилось сочинение в ЕГЭ по русскому языку и как написать его на максимальный балл, рассказал кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы международной квалификации, эксперт Обрсоюза Роман Дощинский.

Что нового?
В ЕГЭ по русскому языку в 2019 году уточнена формулировка задания № 27 с развернутым ответом. Как следствие, уточнены критерии оценивания. Пожалуй, это самое главное новшество, в котором необходимо четко разбираться. В частности, сместились акценты в сочинении: экзаменуемому важно прежде всего опираться на текст, который представлен в самом задании.


Ссылаться на прочитанные ранее произведения можно, однако отныне это не является обязательным требованием при обосновании собственного мнения.


Что конкретно требуется от ученика:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объем сочинения — не менее 150 слов».

Казалось бы, задание понятно и непротиворечиво. Но чтобы выполнить его на максимальный балл, надо очень постараться, проявив в полной мере сформированность универсальных для любого человека навыков чтения и письма. Это самый сложный вид работы для выпускников 2019 года. Нужно предельно внимательно читать исходный текст и ясно понимать, что именно требуется выполнить. Как обычно, тексты составлены разработчиками на достаточно широкий круг тем (человек и природа, патриотизм, творчество и т. д.). Но конкретный перечень охваченных в предлагаемых текстах проблем заранее неизвестен ученикам, что делает экзаменационную работу объективной с точки зрения оценивания способностей выпускников.

Алгоритм-подсказка: как именно комментировать проблему.

1. Выбрать проблему (даже если вам кажется, что никакой проблемы в тексте и нет — все в нем прекрасно, — проблему нужно постараться сформулировать). Например, это может быть проблема значимости какого-либо явления, процесса для человека.
2. Отметить в тексте те фрагменты, которые имеют отношение к выбранной проблеме.
3. Выделить в этих фрагментах две мысли, помогающие понять суть проблемы (в будущем — два примера).
4. Отметить цитаты, которые можно будет использовать как примеры.
5. Продумать, как соотносятся два выбранных примера (противопоставление, следствие, обобщение…).
6. Найти подходящую связку для двух примеров. Желательно, чтобы это было целое предложение.
7. Оформить комментарий по формуле: (пример + пояснение) Х 2 = какая между ними связь

Что еще может помочь?

Совет № 1. Обязательно прочитайте текст, объясните себе его содержание.

Совет № 2. Определите аспекты (грани) проблемы, поймите, как двигалась авторская мысль (например, рассмотрите композицию текста).

Совет № 3. Проанализируйте диалоги, монологи действующих лиц, определите роль пейзажа, обратите внимание на портретные характеристики.

Совет № 4. Проанализируйте заглавие (если есть), найдите значимые детали, чтобы выявить подтекст.

Совет № 5. Объясните для себя причинно-следственные связи между эпизодами. То есть ответьте на вопросы: на чем сосредотачивает свое внимание автор? Почему именно на эти эпизоды он обратил внимание? Какие средства автор использует, чтобы читатель понял его замысел?

Совет № 6. Обосновывая собственное мнение, приводите пример из читательского опыта или жизненного. Помните, если вы просто ссылаетесь на какой-либо текст, не устанавливая причинно-следственных связей, то это не будет являться обоснованием вашего мнения.

Совет № 7. Важно не повторять одни и те же мысли по несколько раз в разных частях сочинения: нужно стараться быть оригинальным.

Совет № 8. Показывая свое отношение к проблеме, лучше избегать простой переформулировки авторской позиции.

Совет № 9. Нужно понимать, что значит обосновать свою позицию. Обосновать — подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы. То есть, по сути, нужно привести другое (!) подтверждающее суждение, логически связанное с выдвинутым тезисом.

Совет № 10. Самое главное, что необходимо помнить, когда приводится пример, — как сделать так, чтобы избежать чистого пересказа. Исходим из формулы: пересказ — это то, что делает герой, комментарий — это то, что делает автор.

Совет № 11. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями должна отражать тот или иной логический прием: противопоставление, следствие, обобщение и пр. Важно не просто отметить смысловую связь, но и пояснить, что конкретно имеется в виду. Например, если экзаменуемый упоминает о противопоставлении двух примеров, то необходимо четко прописать, в чем именно эти два примера противопоставлены.

25.04.2019

Просмотры: 0

godliteratury.ru

Таблица-шаблон к сочинению на ЕГЭ по русскому языку в формате 2019 года

1.Проблема, поставленная автором текста(К1)

Вопрос, над которым размышляет автор.

Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)…

Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…

В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)

«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).

2.Комментарий к проблеме. Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)

ВАЖНО: комментарий ǂпересказ

На каком материале он раскрывает своё видение этой проблемы (=На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьи мнения ссылается?)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)

Примеры – иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Пояснение к примерам:

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…

Автор неслучайно обращает внимание на…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит….

3.Авторская позиция(К3)

Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4)

Мой ответ на этот вопрос + обоснование(опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Отношение к позиции автора по проблеме:

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то и я впервые услышал о том, что…

Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…

multiurok.ru

ЕГЭ-2019 «Примерное сочинение по русскому языку ( с изменениями)»

Примерное сочинение ( к тексту Ю.Нагибина)

Существует поговорка: «Не в деньгах счастье». Однако для многих людей материальное благополучие важнее духовного развития. Но есть и такие люди, которые считают, что деньги, роскошь — это что-то поверхностное, преходящее. По мнению таких людей, быть духовно богатым гораздо важнее, чем быть обеспеченным материально. Так кто же из этих людей прав? Какие ценности важнее: духовные или материальные? Именно эту проблему поднимает в тексте Юрий Нагибин.

Размышляя над проблемой, автор повествует о том, как во время творческой командировки в Италию рассказчик знакомится с богатым итальянцем, который увлекается поэзией ,пишет стихи и даже издает для друзей небольшой сборник со своими сочинениями. Итальянец — владелец большой фабрики, приносящей огромные доходы. У него есть все, что только можно пожелать. Он радуется вниманию к своим стихам человека случайного, встретившегося ему впервые: «Куда девался пресыщенный, равнодушный хозяин жизни?..» И рассказчик и богатый итальянец любят поэзию, никому из них нет дела до размеров благосостояния другого. И это доказывает, что духовные ценности важнее денег и материального благополучия.

Продолжая свою мысль, автор высказывается словами богатого итальянца: «Вот единственное, ради чего стоит жить!» И говорит он это не о своей фабрике. Стихи, поэзия — вот ради чего, по мнению итальянца, действительно стоит существовать. Ведь именно духовные ценности помогают обрести смысл жизни.

Позиция автора заключается в следующем: материальное благополучие не является самым главным в жизни людей. Гораздо важнее — духовная наполненность, обогащенность внутреннего мира, которая уравнивает людей, стоящих на разных ступеньках социальной лестницы, стирает границы между ними.

Я согласна с позицией автора. Книги, театры, познавательные путешествия, интеллектуальные беседы — это истинные ценности, роль которых переоценить невозможно. Если люди считают, что духовное развитие второстепенно, их остаётся только пожалеть. Они скучны и ограниченны. Их внутренний мир скуден и неинтересен. Возможно, деньги дают человеку определенную свободу, позволяют ему приобрести определенный вес в обществе, но он останавливается в своем развитии, перестает наполняться новыми знаниями, постигать новое в окружающем его мире. Зачастую роскошь и богатство уродуют людей, губят их, лишают смысла жизни.

Таким образом, в погоне за деньгами, славой и роскошью, можно забыть о том, что действительно важно: духовные ценности и обогащение внутреннего мира. Ведь важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Если главенствуют именно они, то все совершаемое человеком не может нанести вред никому и ничему. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Текст

(1)Однажды, находясь в творческой командировке в Италии, я познакомился на одном из многочисленных приёмов с итальянцем-миллионером. (2)Первые часы общения с ним никак не изменили традиционный образ буржуазного миллионера, сформировавшийся ещё в школьные годы: напыщенный, холодный взгляд, дорогая обувь и чёрный смокинг, весомые, как пачки долларов, слова, которые произносились с некоторыми паузами. (3)В конце вечера нас совершенно неожиданно пригласили посетить его дом. (4)А дома за кофе он подсел ко мне и спросил по-немецки с грустно-доверительной интонацией:
— (5)Вы любите поэзию? 
— (6)0чень! 
— (7)Вы правду говорите? 
— (8)Конечно, — меня удивило, что он придаёт этому значение. — (9)Я люблю поэзию больше прозы. 
— (10)А знаете, — сказал он застенчиво, — я пишу стихи. 
— (11)И печатаетесь? 
— (12)3ачем?.. (13)Но для друзей я издал небольшой сборник. (14)Всего сто экземпляров, впрочем, и это куда больше, чем нужно. (15)Разве бывает у человека сто друзей? (16)Даже если причислить к друзьям всех бедных родственников. 
(17)Он вышел из комнаты и вернулся с папкой в руках. (18)Стихи не были сброшюрованы: отпечатанные на отдельных листах изумительной, плотной и нежной, как сафьян, будто дышащей бумаги не типографскими литерами, а рисованными буквами, они были вложены в строго оформленную папку. (19)Меня трудно удивить полиграфическими чудесами, я видел старинные издания Библии, молитвенники королей, монографию о Босхе семнадцатого века в переплёте из свиной кожи, с золотыми застёжками, и всё же я был потрясён. (20)Расточительная щедрость издания обуздана безукоризненным вкусом. 
(21)Он писал маленькие стихотворения — четверостишия и восьмистишия, каждое напечатано на отдельном листе. 
— (22)Великолепно! — восхитился я от души. 
— (23)Подарить вам? 
— (24)Спасибо. (25)Жаль, я не читаю по-итальянски. 
— (26) Хотите послушать коротенькое стихотворение по-немецки? (27)Оно сложилось, пока мы ужинали. 
(28)Как разительно меняет человека прикосновенность к проклятому и благословенному делу литературы! (29)Куда девался пресыщенный, равнодушный хозяин жизни? (ЗО)Из-за очков струился мягкий, молящий свет коричневых беспомощных глаз. (31)А что ему до меня — случайного человека, которого он больше не увидит, к тому же глухого к итальянскому звучанию стихов? (32)Но мы принадлежим к одному братству боли, и сейчас я был важнее для него всех друзей и всех бедных родственников. 
(ЗЗ)Он прочел коротенькое стихотворение, набросанное на бумажной салфетке: 
Слова, слова, Всего-то 
лишь слова… Но — высшая вам честь! 
Всё тлен и суета, 
Вы — есть. 
— (34)И это стихи? 
— (35)Переводить я не умею, стихи получились сами собой. 
— (Зб)Да-да, смысл есть… (37)Очень неожиданный для владельца фабрики. 
— (38)Как она мне надоела! (39)Вот единственное, для чего стоит жить. 
(40)Он что-то размашисто написал на титульном листе своего сборника и подвинул папку ко мне. 
— (41)Я несчастен, видит Бог… 
(42)Беспомощный взгляд коричневых глаз за очками приметно потвердел: 
— (43)Но без фабрики я был бы еще несчастнее!

(По Ю. Нагибину*)
*Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель, журналист, сценарист.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *