КРАТКИЙ КУРС ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ К егэ
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Теории происхождения:
1) Религиозная. Божественное происхождение.
2) Человек – создание неземное, пришельцы из Космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
3) Человек появился в результате эволюции (Ч.Дарвин)
Человек – биосоциальное существо:
1) Биологическое в человеке: анатомия, физиология, обладает кровеносной, мышечной системами. Приспосабливается к условиям существования.
2) Социальное в человеке: неразрывно связан с обществом, способен и готов к общественно-полезному труду, обладает сознанием и разумом.
Основные отличия человека от животного:
1) Обладает мышлением и членораздельной речью.
2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
3) Не только приспосабливается, но и преобразует окружающую действительность.
4) Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
5) Присутствуют духовные потребности.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей:
1) Биологические (первичные, врожденные):
А) физиологические (пища, сон, отдых)
Б) Экзистенциальные (безопасность существования)
2) Вторичные (приобретенные)
* социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание)
* духовные (в знаниях, творчестве)
Способности – это совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.
Уровни развития способностей:
Задатки
Способности
Одаренность
Талант
Гениальность
Деятельность человека
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Компоненты деятельности: Субъект (тот, кто осуществляет деятельность)
Объект (то, на что направлена деятельность)
Структура деятельности:
Цель — средства достижения целей — действия — результат
Виды деятельности, в которые включается каждый человек в процессе развития:
Игра – целью является не результат, а процесс (развлечение), происходит в условной ситуации (воображаемой обстановке), которая быстро меняется, используются замещающие предметы, нацелена на удовлетворение интересов участников, способствует развитию личности.
Общение – обмен информацией, эмоциями и идеями. Способствует социализации человека (усвоению норм, принятых в обществе), оказывает влияние на психическое состояние, помогает осуществлять совместную деятельность.
Учение – приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может осуществляться организованно (в образовательных учреждениях) и неорганизованно (как дополнительный результат), может иметь характер самообразования.
Труд – направлен на достижение практически полезного, заранее ожидаемого результата осуществляется при наличии определенных знаний, умен
Виды деятельности (по объектам и результатам):
Материальная (создание материальных благ)
Материально – производственная (преобразование природы)
Социально – преобразовательная (преобразование общества)
Духовная (создание культурных ценностей)
Познавательная
Ценностно – ориентировочная (формирование положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира)
Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, или новые средства достижения цели). Может быть компонентом какой-либо деятельности, или самостоятельной деятельностью (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей, художников).
Познавательная деятельность человека
Познание – деятельность человека. Результатом которой является получение нового знания об окружающем мире.
Познание имеет два уровня:
1) Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
2) Рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления
Виды знаний:
1) Научное (достоверное обобщение фактов)
* мифология * жизненный опыт * народная мудрость * паранаука (околонаучное знание)
Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету
Абсолютная (исчерпывающее достоверное знание)
Относительная (неполное, неточное знание)
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Индивид – единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.
Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
На формирование личности влияют: семья (воспитание), окружение (общение), общество, историческая эпоха, личное стремление человека к самоусовершенствованию.
Личность обладает следующими чертами: активная жизненная позиция, сила воли, ответственность, реалистическая самооценка (не заниженная и не завышенная).
Личность формируется в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения принятых в обществе норм и освоения социальных ролей. Социализация бывает первичной (детство) и вторичной (длится всю жизнь).
Самопознание – процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы.
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Духовный мир человека
Структура духовного мира человека:
1) Познание (основано на интеллекте)
2) Эмоции – кратковременные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, гнев, страх)
3) Чувства – эмоциональные состояния, более длительные чем эмоции (дружба, любовь, тоска, патриотизм)
4) Мировоззрение – система общих взглядов на мир. Мировоззрение бывает: религиозное, обыденное, научное.
Свобода и ответственность
Свобода – возможность действовать на основе выбора, осознавая ответственность за него.
Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Свобода проявляется в умении управлять своим поведением. Регулятором подобного поведения является совесть.
В широком смысле – обособившаяся от природы часть мира.
В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения; — исторические периоды развития общества.
Основные сферы общественной жизни
Деятельность людей и отношения между ними
Учреждения
(организации)
Экономическая
(обеспечивает удовлетворение материальных потребностей)
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, и соответствующие отношения
Заводы, фирмы, биржи, банки.
Социальная
(обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, коллективности)
Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы
Политическая
(обеспечивает удовлетворение потребности в организованности, дисциплине, мире, в законе и порядке)
Организация государственной власти, отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
Парламент, правительство, партии, общественные организации
Духовная
(обеспечивает удовлетворение потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании, в познании)
Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы, церковь.
Общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система (система – включает в себя отдельных индивидов и социальные группы, между ними существуют согласованные связи), которая характеризуется динамичностью, альтернативностью и незавершенностью развития. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Природа:
В широком смысле – весь мир.
В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общества.
Взаимосвязь природы и общества:
Общество
1) с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее, т.е. целенаправленно,
2) развитие науки усиливает влияние общества на природу
3) влияние может быть улучшающим (создание заповедников, ужесточение природоохранного законодательства) или ухудшающим( истощение природных ресурсов)
Природа:1) создает условия для существования общества
2) природные условия влияют на хозяйство и образ жизни общества
3) в ответ на действия человека природа также может «ухудшать»
жизнь общества (стихийные бедствия)
Типология обществ
Тип
линии
сравнения
Аграрное
(традиционное)
Индустриальное
Постиндустриальное
(информационное)
Экономика
Основная ценность – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством
Основная ценность – капитал, 85 % населения заняты в промышленности, массовое промышленное производство
Основная ценность – знания, 66 % населения занято в сфере услуг, автоматизация производства, компьютеризация общества
Социальная структура
Общество делиться на сословия, сословия замкнуты (трудность перехода)
Общество делится на классы, они открыты и подвижны
Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса
Политика
Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют
Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти
Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти,
Сильное гражданское общество
Духовная жизнь
Господствуют традиционные ценности ( семья, религия), малое количество образованных людей
Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура
Высокий уровень образования ( и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации
Развитие общество может происходить следующими путями:
1) Эволюция – постепенное развитие, способом преобразования являются реформы.
2) Революция – коренное, качественное изменение всех или нескольких сторон общественной жизни ( научно-техническая революция приводит к преобразованию производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления).
Прогресс – направление развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, движение вперед к более совершенному. (Регресс – обратное движение)
Отличительной чертой развития современного общества является глобализация.
Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств в разных областях деятельности (экономике, культуре…)
Глобальные проблемы человечества:
1) Вызваны деятельностью людей всего мира.
2) Создают угрозу дальнейшему существованию человечества
3) Могут быть решены совместными усилиями
Глобальные проблемы:
Экологическая (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды)
Неравномерность развития отдельных регионов (отсталость развивающихся стран)
Демографическая (рост населения)
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
Угроза международного терроризма
ПРАВО
-совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой
Публичное право – область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое)
Частное право – сфера частных дел (гражданское, семейное, трудовое)
Система права – внутренняя структура права. Включает:
1) Отрасли права 2) Подотрасли права 3) Институты права 4) Правовые нормы
Основные отрасли системы российского права:
1) Конституционное (закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан)
2) Административное (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти)
3)Гражданское (регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения)
4) Семейное (регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми)
5) Трудовое (регулирует трудовые отношения)
6) Уголовное (определяет преступность и наказуемость деяний)
Источники права:
1) Законы и подзаконные акты (различаются по юридической силе, высшей юридической силой обладает Конституция)
2) Правовой обычай
3) Юридический прецедент
4) Договор с нормативным содержанием (основан на взаимном волеизъявлении сторон)
Правонарушения: преступления и проступки
Основные виды юридической ответственности:
1) Дисциплинарная (нарушение трудовой, учебной дисциплины)
2) Гражданско-правовая (причинение имущественного вреда)
3) Административная (за административные проступки)
4) Уголовная (за преступления)
5) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации)
Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, ценностей, правового поведения личности.
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Способ защиты прав, свобод и законных интересов – судебная защита
В случае нарушения прав человек обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, рассматривающие большинство судебных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Приговоры в уголовном судопроизводстве и решения в гражданском судопроизводстве выносятся от имени Российской Федерации. Если человек не удовлетворен решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России, в случае несогласия и с его решением – в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.
Прямо направлено на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, Военные преступления против человечества в соответствии с нормами международного права не имеют срока давности.
Социальная сфера жизни общества.
Социальная сфера жизни общества охватывает взаимоотношения между людьми, группами, объединениями. Общество имеет социальную структуру — внутреннее устройство.
Элементы социальной структуры общества:
I . Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Виды социальных групп:
по численности:
Малая группа ( от 2 до 30 человек). В малой группе люди хорошо знают друг друга (лично знакомы), заняты каким-либо общим делом. Наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. Например – семья, школьный класс, экипаж самолета.
Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Например – нация, класс.
по взаимодействию:
Формальная (официальная). Ее деятельность определяется посредством нормативных документов (школьный класс, футбольная команда «Зенит»)
Неформальная (неофициальная). Ее деятельность определяется личными интересами ее участников (поэтический кружок, организация болельщиков футбольной команды «Зенит», компания друзей)
Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной и правовой ответственностью.
Функции семьи:
1) Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)
2) Социализации (воспитание детей, формирование индивида как личности)
3) Хозяйственно – экономическая ( материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, ведение домашнего хозяйства)
4) Эмоциональная (психологическая поддержка)
5) Духовно – нравственная ( развитие личности)
Виды семьи:
по характеру распределения домашних обязанностей:
Традиционная (патриархальная) – домашние обязанности выполняет женщина, мужчина зарабатывает деньги и является главой семьи.
Партнерская – обязанности не разделяются, выполняются совместно или по очереди, важнейшие вопросы жизни семьи решаются вместе.
по родственной структуре:
Нуклеарная, малая (супружеская пара с детьми)
Расширенная, многопоколенная ( супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними)
Неполная (один родитель с ребенком или детьми)
по числу детей
*Многодетная * малодетная * бездетная
II. Социальные общности – совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического и социального действия.
Виды:
Этнические общности – существуют на определенной территории, имеют общий исторический опыт, историческую память, язык и культурные традиции. Разновидности: племя, народность, нация
Классы – различаются по месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства Например: буржуазия, рабочий класс, или высший класс, средний класс, низший класс.
Социально—демографические общности (пожилые люди, подростки)
Молодежь – группа людей от 16 до 25 лет, проблемы – трудно найти место в жизни, получить интересные предложения о работе в силу недостаточности жизненного опыта.
Социально-территориальные (горожане, сельское население, сибиряки)
Профессиональные (горняки, учителя, врачи)
Различные социальные группы и общности занимают разное общественное положение.
В обществе с первобытных времен существует неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов (денег, власти, образования и престижа) между различными слоями населения.
Показателями социального положения могут являться: богатство, доход власть, профессия, образование, престиж, образ жизни.
Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. ( У человека может быть много статусов, это будет называться статусным набором. Среди них могут быть основные и неосновные)
Предписанный статус – не зависит от заслуг личности ( пол, национальная принадлежность)
Достигаемый статус – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека
Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы. ( У одного человека может быть много ролей, в совокупности они называются ролевым набором. Например: на работе – сотрудник, дома – муж, в гостях у родителей –сын, в компании друзей – друг, в день выборов – избиратель и т.д.)
Принято различать две основные формы социального взаимодействия:
1) Сотрудничество – обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, взаимодействие направлено на достижение совместной цели. Отношения дружбы, партнерства, поддержки.
2) Соперничество – отсутствие совместной цели, но наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта (экономическая, политическая конкуренция). Отношения зависти, неприязни, озлобления.
При столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов соперничество может перерасти в конфликт.
Конфликт – столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Виды социальных конфликтов:
1) Экономические 2) Межнациональные 3) Политические 4) Семейно-бытовые
Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:
Переговоры (мирная беседа сторон по решению проблемы)
Компромисс (решение проблемы через взаимные уступки)
Посредничество (использовании третьей стороны при решении проблемы)
Применение силы, власти, закона (одностороннее использование той стороной, которая считает себя сильнее)
Социальные конфликты имеют как негативные последствия (стресс, беспорядки, жертвы), так и позитивные последствия ( снятие социальной напряженности, стимулирование социальных изменений).
Поведение человека в обществе может быть:
1) Соответствующим нормам (конформистским)
2) Отклоняющимся (не соответствует нормам –девиантным)
infourok.ru
Уроки обществознания
Уроки обществознания дают школьнику в первую очередь представление об устройстве общества, а также знакомит его с основами таких общественных наук, как философия, политология, социологии, социальная психология, правоведение, экономика и др. При этом в рамках школьного курса они рассматриваются не обособленно, а как взаимосвязанные части единого целого. Чтобы ребенок смог правильно понять суть этой дисциплины, на нашем сайте размещены подробные уроки обществознания, где высококвалифицированные учителя просто и доступно освещают все нюансы школьной программы.
Темы по обществознанию
В разделе обществознания 6 класса школьнику предстоит изучить общие понятия о личности человека, семье, а также труде и положительных качествах человека. Затем в курсе обществознания 7 класса продолжается тема гражданства, начатая ранее, происходит знакомство с понятиями дисциплины, а также с основными понятиями экономики, бизнеса. В следующем классе школьная программа предполагает изучение темы общества, сферы духовной жизни, в том числе и религии, морали и долга. Помимо этого, продолжается более глубокое изучение экономических основ (в частности, инфляции, безработицы, доходов). По всем этим темам вы сможете посмотреть видеоуроки в разделе обществознания 8 класса. На уроках в 9 классе дети приступают к изучению более сложных вопросов: например, что такое политика, политический режим, закон, права человека. Видеоуроки по обществознанию 9 класса подробно раскроют данные темы. Более детальное и углубленное изучение таких обширных тем, как общество, политическая жизнь общества, человек и право, предстоит школьникам на уроках обществознания 10 класса. И наконец, в последнем классе школьники повторяют ранее пройденное, закрепляют этот материал и изучают некоторые сложные темы более детально. Закреплению подлежит то, что касается экономики, социальной, духовно-нравственной сферы, политического измерения современных обществ. На нашем портале есть все необходимые видеоуроки по обществознанию 11 класса, затрагивающие данные разделы.
Подготовка к экзаменам
Чтобы после окончания школы поступить на любую гуманитарную специальность, нужно успешно сдать ЕГЭ по обществознанию. Он не является обязательным экзаменационным испытанием, но пользуется популярностью у выпускников. По статистике около 50% 11-классников выбирают именно этот предмет. Подобно другим предметам ЕГЭ по обществознанию состоит из трёх разделов, вопросы которых различаются уровнем сложности. На нашем сайте можно посмотреть разбор заданий, для подготовки к этому экзамену.
Кроме того, есть еще ГИА по обществознанию (для учеников 9 класса), которая также не является обязательной для сдачи. При этом результаты сдачи ГИА по обществознанию нужны для поступления в профильный 10 класс с гуманитарным уклоном. Аттестация состоит из трёх частей, где задания каждой части отличаются своей сложностью: стандартный уровень сложности, повышенный и высокий.
Дистанционное обучение XXI века
Для тех, кто по каким-либо причинам не может посещать учебные заведения, у кого нет возможности нанять репетиторов, кто хочет получить дополнительные знания по любой теме школьной программы, существует InternetUrok.ru. Новые информационные технологии диктуют, как должен быть выстроен полноценный и эффективный процесс образования. Теперь при наличии компьютера и доступа в Интернет любой человек может изучать предметы в подходящей для него обстановке, в любом удобном месте и в любое время. На нашем портале темы по обществознанию и другим предметам классифицированы по классам и четвертям. Наличие того или иного урока вы сможете увидеть в схеме пополнения коллекции. Удобный сервис поисковой строки сверху страницы также будет служить помощником при поиске нужной темы. Иллюстрированный конспект по обществознанию поможет закрепить знания после просмотра видео. Его можно использовать при работе с сервисом заметок, где вы можете зафиксировать необходимую информацию.
Видеоуроки по обществознанию
Данный предмет на самом деле очень полезен и увлекателен. Знакомство с ним сулит вам стать образованным и грамотным членом общества, наиболее адаптированным к явлениям и процессам социальной жизни. Итак, программа по обществознанию в основном затрагивает понятие общества, что является основополагающим моментом при изучении данной дисциплины; историческое развитие и становление предмета; экономическую сферу в жизни общества в целом и человека; политическую сферу жизни общества; изучение термина «право» и его особенностей и характеристик, а также духовную сферу общества. Резюмируя, можно сказать, что данная наука посвящена изучению общества и места человека в нём, их непосредственного взаимодействия. Погружение в основы обществознания способствует расширению кругозора и развивает стремление к осознанию своей гражданской позиции.
Мы надеемся, что наши видеоуроки, тесты, тренажёры и конспекты по обществознанию будут служить эффективным помощником при изучении столь серьёзной и важной дисциплины.
interneturok.ru
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) по теме: Опорные конспекты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
4. Социальная сфера
Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).
Структура социальной сферы включает:
I. Социальные связи – зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными). Социальные связи:
1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).
2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).
3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).
II. Социальные группы – сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку. (Т. Гоббс).
Признаки:
численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие
демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке
поселенческий критерий: горожане, жители деревни
конфессиональный: католики, православные, мусульмане
по этническому, по профессиональному и т. д.
III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.
Этносоциальные общности: род (племя), народность, нация.
Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народности – объединения людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.
IV. Социальный институт – см. главу Общество. Главный социальный институт – семья.
Функция семьи как социального института: детопроизводство. Семья также малая группа. Функции семьи: воспитательная, социализации, досуговая, создание чувства безопасности, хозяйственно-экономическая. Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская. Нуклеарная семья – состоящая из 2 поколений.
V. Социальная культура – социальных норм и социальных ценностей, на основе которых формируются социальные отношения.
VI. Социальные ценности – цели, к которым стремятся люди в обществе. Базовые ценности – жизненно важные для общества (здоровье, благополучие, семья и т. д.)
VII. Социальные нормы – правила социального поведения.
Социальные нормы (бывают писаные и неписаные):
Нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы.
Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.
Конформистское поведение – соответствующее принятым нормам.
Поведение, не соответствующее социальным нормам – отклоняющееся.
Отклоняющееся поведение:
Девиантное поведение – нарушение, не соответствующе нормам.
Девиация может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы)
Делинквентное поведение – совершение преступлений.
Соблюдение норм обеспечивается применением санкций – реакция общества на поведение индивида или группы. Функция санкций – социальный контроль.
Санкции:
Позитивные (поощрительные) и негативные (наказывающие)
Официальные и неофициальные.
Социальная стратификация
Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества. (П. Сорокин).
Критерии дифференциации: доход (экономическая), объем власти (политическая), образование (род деятельности.), выделяют также престиж — оценка общества социальной значимости статуса личности. Престиж зависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.
Социальные слои:
Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.
Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.
Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.
Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.
Статус
Статус – позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе
Социальный статус – положение личности в социальной группе.
Статусный набор – совокупность статусов одной личности.
Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство
Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.
Социальная роль — некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.
Социальная мобильность
Социальная мобильность (П. Сорокин)– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.
Социальная мобильность: горизонтальная — внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.
Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – образование, армия, школы, семья, собственность.
Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).
Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.
Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.
Социальный конфликт.
Социальный конфликт (Г. Спенсер) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.
Структура конфликта: конфликтная ситуация——инцидент——активные действия——завершение
Типы поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.
Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.
Национальные конфликты связаны с обострением национального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.
Две тенденции в современном мире:
1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.
2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.
Социальная политика государства — целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).
Социальная политика: активная — непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная — опосредована экономическими факторами
nsportal.ru
Книги по обществознанию
Также смотрите разделы связанные с разделом Книги и учебники по обществознанию:
Ниже Вы можете бесплатно скачать электронные книги и учебники и читать статьи и уроки к разделу Книги по обществознанию:
- Обществознание, 10 класс, базовый уровень, учебник, Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С., 2019
- Обществознание, 5 класс, Болотина Т.В., Мишина И.А., рабочая тетрадь к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2019
- Обществознание, 6 класс, Фёдорова С.А., рабочая тетрадь к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2019
- Обществознание, 7 класс, учебник, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2019
- Обществознание, 7 класс, Фёдорова С.А., рабочая тетрадь к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2019
- Обществознание, 8 класс, Фёдорова С.А., рабочая тетрадь к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2019
- Обществознание, 9 класс, учебник, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2019
- Обществознание, 9 класс, Фёдорова С.А., рабочая тетрадь к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2019
- Обществознание, 5 класс, учебник, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2018
- Обществознание, Гришкевич С.М., 2018
- Обществознание, обязательные понятия, термины школьного курса, Воробей Н.Ю., 2018
- Обществознание, тематический контрол, рабочая тетрадь, 8 класс, Лобанов И.А., 2018
- Полезное обществознание, Пособие для подготовки к ГИА, Васильченко О.В., 2018
- Тетрадь для практических работ № 1 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир», 3 класс, К учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир, 3 класс, Тихомирова Е.М., 2018
- Тетрадь для практических работ № 1 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир», 4 класс, К учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир, 4 класс, Тихомирова Е.М., 2018
- Тетрадь для практических работ № 2 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир», 3 класс, К учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир, 3 класс, Тихомирова Е.М., 2018
- Всероссийская проверочная работа, Обществознание, 6 класс, типовые задания, Орлова Т.С., 2017
- Всероссийская проверочная работа, Обществознание, 8 класс, 25 вариантов, типовые задания, Орлова Т.С., 2017
- Курс лекций по дисциплине «Обществознание», Сергеева Е.В., 2017
- Обществознание, 6 класс, учебник, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2017
- Обществознание, Полный курс в таблицах и схемах, 5-9 классы, Баранов П.А., 2017
- Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию, 8 класс, Фёдоров О.Д., Буруруев А.М., Гаврилина К.Н., 2017
- Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию, 9 класс, Фёдоров О.Д., Корешева О.В., Александрова С.В., Никулин Г.А., 2017
- Тетрадь для практических работ № 1 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир», 1 класс, К учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир, 1 класс, Тихомирова Е.М., 2017
- Тетрадь для практических работ № 1 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир», 2 класс, К учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир, 2 класс, Тихомирова Е.М., 2017
- Тетрадь для практических работ № 2 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир», 4 класс, К учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир, 4 класс, Тихомирова Е.М., 2017
- Курс лекций по дисциплине обществознание, Сергеева Е.В., 2016
- Обществознание в схемах и таблицах, 8-11 класс, Лебедева Р.Н., 2016
- Обществознание, 6 класс, Калуцкая Е.К., методическое пособие к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2016
- Обществознание, 7 класс, Калуцкая Е.К., методическое пособие к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2016
- Обществознание, 8 класс, Калуцкая Е.К., методическое пособие к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2016
- Обществознание, 8 класс, учебник, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2016
- Обществознание, 9 класс, Калуцкая Е.К., методическое пособие к учебнику Никитина А.Ф., Никитиной Т.И., 2016
- Обществознание, Поурочные разработки, 8 класс, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2016
- Окружающий мир, 1 класс, Хрестоматия, Федотова О.Н., 2016
- Памятка по обществознанию, 10-11 классы, Домашек Е.В., 2016
- Памятка по обществознанию, 10-11 классы, Домашек Е.В., 2016
- Памятка по обществознанию, 8-9 классы, Домашек Е.В., 2016
- Поурочные разработки по обществознанию, 5 класс, Сорокина Е.Н., 2016
- Поурочные разработки по обществознанию, 6 класс, Сорокина Е.Н., 2016
- Тесты по обществознанию, 5 класс, ФГОС, Лебедева Р.Н., 2016
- Тетрадь для практических работ № 2 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир»,1 класс, К учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир, 1 класс, Тихомирова Е.М., 2016
- Обществознание в схемах и таблицах, Махоткин А.В., 2015
- Обществознание, 10 класс, Технологические карты уроков, Буйволова И.Ю., 2015
- Обществознание, 11 класс, Технологические карты уроков, Буйволова И.Ю., 2015
- Обществознание, 5 класс, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е., 2015
- Обществознание, 6 класс, Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Сизова Е.В., 2015
- Обществознание, 7 класс, Данилов Д.Д., Давыдова С.М., 2015
- Обществознание, 8 класс, Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Сизова Е.В., 2015
- Обществознание, 9 класс, Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Сизова Е.В., 2015
- Обществознание, Методическое пособие, К учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной, 5 класс, Болотина Т.В., Мишина И.А., 2015
- Обществознание, практикум, 10 класс, Кишенкова О.В., 2015
- Обществознание, практикум, 10 класс, Кишенкова О.В., 2015
- Обществознание, практикум, 11 класс, Кишенкова О.В., 2015
- Обществознание, практикум, 11 класс, Кишенкова О.В., 2015
- Обществознание, Ременцов А.Н., Кузнецов А.Л., Лепесей Е.П., 2015
- Промежуточное тестирование, обществознание, 5 класс, ФГОС, Калачёва Е.Н., 2015
- Активные и интерактивные методы в преподавании обществознания, Гугнина О.В., 2014
- Обществознание в таблицах и схемах, Домашек Е.В., Вильчинская О.В., Чагина А.В., 2014
- Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Важенин А.Г., 2014
- Обществознание, 10 класс, Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В., 2014
- Обществознание, 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень), Гуревич П.С., Николаева Е.З., 2014
- Обществознание, 11 класс, Боголюбова Л.Н., Лазебниковой A.Ю., Литвинова B.А., 2014
- Обществознание, 11 класс, учебник для общеобразовательных организаций, профилный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т., 2014
- Обществознание, 5-9 класс, Рабочие программы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2014
- Обществознание, 6 класс, Поурочные разработки, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Лискова Т.Е., 2014
- Обществознание, 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2014
- Обществознание, 9 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебников А.Ю., Матвеев А.И., 2014
- Обществознание, базовый уровень, 11 класс, Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С., 2014
- Обществознание, базовый уровень, 11 класс, учебник, Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С., 2014
- Обществознание, итоговая аттестация, типовые тестовые задания, 8 класс, Калачёва K.Н., 2014
- Обществознание, Пособие-репетитор, Белокрылова О.С., Филоненко В.И., 2014
- Обществознание, Пособие-репетитор, Белокрылова О.С., Филоненко В.И., 2014
- Обществознание, Поурочные разработки, 9 класс, Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И., Кинкулькин А.Т., 2014
- Поурочные разработки по обществознанию, 5 класс, Сорокина Е.Н., 2014
- Уроки по учебному предмету обществоведение, 11 класс, Смирнова Е.Ю., 2014
- Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Соболева О.Б., Кошкина С.Г., Бордовский Г.А., 2013
- Обществознание, 10 класс, Кравченко А.И., 2013
- Обществознание, 10 класс, Кравченко, 2013
- Обществознание, 11 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2013
- Обществознание, 5 класс, Боголюбов Л.Н., 2013
- Обществознание, 5 класс, Боголюбов, 2013
- Обществознание, 6 класс, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., 2013
- Обществознание, 6 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2013
- Обществознание, 7 класс, Боголюбов Л.Н., Городецкая Л.Ф., 2013
- Обществознание, 7 класс, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2013
- Обществознание, 8 класс, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., 2013
- Обществознание, Поурочные разработки, 7 класс, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2013
- Обществознание, право в жизни человека, общества и государства, 8 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Соболева О.Б., Чайка В.Н., 2013
- Обществознание, право в жизни человека, общества и государства, 8 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Соболева О.Б., Чайка В.Н., Бордовский Г.А., 2013
- Поурочные разработки по обществознанию, 7 класс, Поздеев А.В., 2013
- Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Обществознание, 9 класс, Хромова И.С., 2013
- Рабочие программы, обществознание, 5 9 классы, Никитина Т.И., 2013
- Обществоведение в 10 классе, Снопкова Е.И., Шалашкевич Е.И., Гирина В.Н., 2012
- Обществоведение, 7 класс, Соболева О.Б., Корсун Р.П., 2012
- Обществоведение, 7 класс, Соболева, Корсун, 2012
- Обществознание в таблицах, 10-11 класс, Баранов П.А., 2012
- Обществознание, 5 класс, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е., 2012
- Обществознание, 5 класс, Кравченко А.И., 2012
- Обществознание, 6 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., 2012
- Обществознание, 6 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2012
- Обществознание, 7 класс, Данилов Д.Д., Давыдова С.М., 2012
- Обществознание, 7 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2012
- Обществознание, 7 класс, Суворова Н.Г., Королькова Е.С., 2012
- Обществознание, 8 класс, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2012
- Обществознание, 8 класс, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., 2012
- Обществознание, 9 класс, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., 2012
- Обществознание, учебное пособие для абитуриентов юридических вузов, Опалева А.В., 2012
- Обществоведение в 9 классе, Снопкова Е.И., Шалашкевич Е.И., Гирина В.Н., 2011
- Обществознание, 10 класс, Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., 2011
- Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Гуревич П.С., Николаева Е.З., 2011
- Обществознание, 5 класс, Кравченко А.И., 2011
- Обществознание, 7 класс, Суворова Н.Г., Королькова Е.С., 2011
- Обществознание, 8 класс, Никитин А.Ф., 2011
- Обществознание, 8 класс, Никитин, 2011
- Обществознание, 8-9 класс, Никитин А.Ф., Галицкая И.А., Королькова Е.С., 2011
- Обществознание, 9 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2011
- Обществознание, 9 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2011
- Обществознание, Марченко М.Н., 2011
- Обществознание, учебник для общеобразовательных учреждений, 6-11 класс, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., 2011
- Обществознание, учебное пособие, Арбузкин А.М., 2011
- Обществознание. Учебник. 5 класс. Кравченко А.И. 2011
- Обществознание. Учебное пособие. Марченко М.Н. 2011
- Теория и методика обучения обществознанию, учебно-методический комплекс, Морозова О.Ю., 2011
- Обществоведение, 11 класс, Вишневский М.И., 2010
- Обществознание в схемах и таблицах, Махоткин А.В., Махоткина Н.В., 2010
- Обществознание в схемах и таблицах. Северинов К.М. 2010
- Обществознание, 6 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., 2010
- Обществознание, 7 класс, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2010
- Обществознание, 8 класс, Кравченко А.И., 2010
- Обществознание, 9 класс, Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., 2010
- Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 класс, Часть 1, Володина С.И., 2010
- Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 класс, Часть 1, Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В., 2010
- Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 класс, Часть 2, Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В., 2010
- Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 классы, Часть 1, Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В., 2010
- Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 классы, Часть 2, Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В., 2010
- Обществознание, учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Кравченко А.И., 2010
- Обществознание. Учебник. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 2010
- Обществознание. Учебник. 8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. 2010
- Поурочные разработки по обществознанию, 9 класс, Поздеев А.В., 2010
- Тесты по обществознанию, 9 класс, Краюшкина С.В., 2010
- Универсальные поурочные разработки по обществознанию, 8 класс, Поздеев А.В., 2010
- Человек и общество, Азизов Ш., 2010
- Человек и общество, Шодмонкул А., 2010
- Обществоведение, 10 класс, Вишневский М.И., 2009
- Обществоведение, 9 класс, Вишневский М.И., 2009
- Обществоведение, учебное пособие для 9 класса, Вишневский М.И., 2009
- Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., 2009
- Обществознание, 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И., Боголюбова Л.Н., 2009
- Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., 2009
- Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., 2009
- Обществознание, 6 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2009
- Обществознание, 7 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2009
- Общая методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., 2008
- Обществознание — Учебник — 11 класс — Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г. — 2008
- Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т., 2008
- Обществознание, 8-9 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., 2008
- Обществознание, Важенин А.Г., 2008
- Обществознание, краткий курс для поступающих в вузы, Краюшкина С.В., 2008
- Обществознание, Краткий курс для поступающих в вузы, Краюшкина С.В., 2008
- Обществознание, трудные вопросы, Захаров В.Ю., Сучилина А.А., 2008
- Обществознание, учебное пособие для студентов, Важенин А.Г., 2008
- Обществознание. Практикум. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. 2008
- Обществознание. Учебное пособие. Волков Ю.Г. 2008
- Практикум по обществознанию — Важенин А.Г.
- Практикум по обществознанию, Александрова И.Ю., Князев В.Н., 2008
- Практикум по обществознанию, Александрова И.Ю., Князева В.Н., 2008
- Тесты по обществознанию, 10 класс, Краюшкина С.В., 2008
- Тесты по обществознанию, 11 класс, Краюшкина С.В., 2008
- Эссе по обществознанию, Методическое пособие для учителя, Мамина О.Н., 2008
- Я — гражданин России, 5-7 класс, Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В., 2008
- Домашняя работа по обществознанию за 11 класс к учебнику Боголюбова Л.Н. «Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 ч Ч. 2. II класс», Дыдко С.М., 2007
- Идея национальной независимости и основы духовности, 7 класс, Костецкий В.А., Сергеева Н.И., Маметова Г.У., Добролинская Г.В., Мелькумова Л.А., 2007
- Идея национальной независимости и основы духовности, 8 класс, Костецкий В.А., Сергеева Н.И., Маметова Г.У., Добролинская Г.В., Мелькумова Л.А., 2007
- Идея национальной независимости и основы духовности, 9 класс, Костецкий В.А., Сергеева Н.И., Маметова Г.У., Добролинская Г.В., Мелькумова Л.А., 2007
- Обществознание — Каверин Б.И, Чижик П.И.
- Обществознание — учебник для 10 класса — профильный уровень — Боголюбов Л.Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М.
- Обществознание в таблицах, 10-11-й классы, справочные материалы, Баранов П.А., 2007
- Обществознание, 10 класс, Профильный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М., 2007
- Обществознание, 8 класс, Кравченко А.И., 2007
- Обществознание, Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Поляков Л.В., 2007
- Обществознание, Пособие-репетитор, Белокрылова О.С., Филоненко В.И., 2007
- Обществознание, Профильный уровень, 10 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М., 2007
- Обществознание, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 2007
- Обществознание, учебное пособие для абитуриентов, Кириленко Г.Г., Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунина Ю.Ю., 2007
- Путешествие в мир Конституции, 5 класс, Костецкий В.А., Ташпулатова М.А., 2007
- Путешествие в мир конституции, Костецкий В.А., Ташпулатова М.А., Асадова Э.С., Тансыкбаева Г.М., Ашрафханова Ш., 2007
- Серия Эрудит, Человек и общество, Фатиева И.Ю., 2007
- Схемы по обществознанию, 10 и 11 классы, Агафонов С.В., 2007
- Схемы по обществознанию, 8 и 9 классы, Агафонов С.В., 2007
- Чувство Родины, 5 класс, Костецкий В.А., Маметова Г.У., Добролинская Г.В., 2007
- Чувство Родины, 6 класс, Костецкий В.А., Маметова Г.У., Мелькумова Л.А., Сергеева Н.И., 2007
- Обществознание — Учебник — Курбатов В.И. — 2006
- Обществознание в схемах и таблицах, 10-11 класс, Махоткин А.В., Махоткина Н.В., 2006
- Обществознание, 100 вопросов и ответов, Бочков Б.А., Федоров Н.А., 2006
- Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., 2006
- Серия «Эрудит», человек и общество, 2006
- Человек и общество, Обществознание, Учебник, Часть 2, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., 2006
- Обществознание — Клименко А.В., Румынина В.В.
- Обществознание, итоговая аттестация, типовые тестовые задания, 7 класс, Калачёва K.Н., 2014
- Основы государства и права, 10 11 классы, рабочая тетрадь, Никитин А.Ф., 2004
- Тесты по обществознанию, учебно-методическое пособие, Нижников С.А., 2004
- Шпаргалки по обществознанию, 10-11 классы, Ивашкевич Л.Д., Сизова Н.Г., 2004
- Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., 2002
- Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., 2002
- Обществознание, 11 класс, Баранов П.А., 2002
- Человек и общество, Обществознание, Учебник, Часть 1, 10 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., 2002
- Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., 2000
- Обществознание в вопросах и ответах, Соколова В.А., Колесникова Е.Ю., 2000
- Обществознание, Пособие для поступающих в вузы, Марченко М.Н., 2000
- Обществознание, Часть вторая, Мушинский В.О., 2000
- Основы обществознания, 8-9 классы, Учебно-методическое пособие, Никитин А.Ф., 2000
- Основы обществознания, 9 класс, поурочное и тематическое планирование, Никитин А.Ф., 2000
- Основы обществознания, учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, Никитин А.Ф., 2000
- Основы обществознания, учебнтк для 8 класса общеобразовательных учебных заведений, Никитин А.Ф., 2000
- Тесты по обществознанию, 11 класс, учебно-методическое пособие, Дианова Р.И., 2000
- Человек и общество, книга 1, что такое общество, Купцова В.И., 1993
- Человек и общество, книга 2, сферы общественной жизни, Купцова В.И., 1993
- Человек и общество, книга 3, мир в котором мы живем, Купцова В.И., 1993
Описание раздела «Книги по обществознанию»
В данном разделе к вашему вниманию предоставлены Книги по обществознанию. Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук: философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и другие. Она сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.Характерной особенностью книг по обществознанию является то, что общественные науки рассматриваются в них не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.
У нас вы найдете книги самых популярных авторов: Баранов П.А., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Кравченко А.И., Аверьянов Ю.И., Поляков Л.В., Иоффе А.Н., Северинов К.М., Марченко М.Н., Волков Ю.Г., Певцова Е.А., Курбатов В.И., Лазебникова А., Смирнова Н., Клименко А.В., Румынина В.В., Каверин Б., Чижик П.И., Важенин А.Г., Анишина В.И., Засорин С.Л., Кряжкова О.И., Щеглов А.Ф., Павлова О.В., Сорокина Е.Н., Барышева А.Д., Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г..
Книги раздела предназначены учащимся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев для подготовки к зачетам, семинарам, экзаменам, а также поступающим в ВУЗы. Преподаватели истории могут использовать их на уроках в качестве опорных схем.
Обществознание — это обобщённый школьный предмет средней школы, который затрагивает разнообразные общественные темы. Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук. У нас вы найдете учебники по обществознанию для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов.
nashol.com
Обществознание.про
Нарисовано на проверке во время одной из пауз 😉 |
Сегодня завершилась проверка заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ по обществознанию. Обычно в ходе проверки экспертам предлагается проанализировать тексты заданий и критерии оценивания к ним, определить задания, вызвавшие наибольшие трудности у выпускников и т. п. Все мысли экспертов собираются в общий отчёт и отправляются в ФИПИ. Понятно, что ФИПИ требуется время, чтобы выстроить полную картину по разным регионам. А потому я решила, что называется, по горячим следам, описать свои впечатления от содержания работ выпускников. Думаю, этот материал может оказаться полезным как для выпускников следующего учебного года, так и для их педагогов. За четыре дня проверки я оценила 340 работ, стаж работы региональным экспертом – более 10 лет.
Задания для работы с текстом (21–24)Задания репродуктивного характера (21–22) в большинстве своём не вызывают серьёзных затруднений у выпускников. Однако следует обратить внимание на ряд моментов.
- Задание 22 уже не является заданием исключительно на преобразующее воспроизведение отдельных фрагментов текста. Один из вопросов к этому заданию содержит требование самостоятельного пояснения какого-то положения текста. К примеру, в одном из вариантов требовалось выписать из текста характерные свойства общественных благ, а затем самостоятельно пояснить сущность любого свойства. Если с первой частью задания большинство выпускников справились отлично, то вторая часть далась очень немногим. Пояснения были даны на бытовом уровне, многие выпускники пошли по пути подбора однокоренных слов к свойствам, либо сделали попытку дать пояснение со стороны общественного блага, а не его потребителя. Причина таких затруднений очевидна. В обществоведческом курсе нет темы «Общественные блага», данное понятие изучается (даже там, где экономика выделена как отдельный предмет) в контексте темы «Роль государства в экономике». Однако вопросы, связанные с экономическими функциями государства традиционно являются популярными на ЕГЭ (я писала об этом ещё в 2011 году), а потому, планируя изучение данной темы, учителю надо помнить о необходимости подробного изучения каждой из функций. Кроме того, здесь мне видится ещё одна тенденция содержания ЕГЭ по обществознанию: уход от общих понятий и тем, в глубину, усиления внимания к деталям (заметила это ещё год назад, когда в одном из регионов был предложен текст, посвящённый традициям, их видам и особенностям формирования).
uchitobshestvoznanie.blogspot.com