Тексты для устного экзамена по русскому языку в 9 классе – Подготовка к устной части экзамена русский язык 9 класс скачать

Содержание

Устный экзамен по русскому языку в 9 классе

Вариант 1

Внимание!

Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о Николае Михайловиче Пржевальском вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Николай Михайлович Пржевальский — один из самых великих путешественников в истории человечества. Ему при жизни вручили специально выбитую золотую медаль с его барельефом и надписью: «Первому исследователю Центральной Азии».

Пржевальский называл свои грандиозные экспедиции «научными рекогносцировками, то есть разведкой, но их результаты грандиозны. Трудно поверить, что один человек с немногими помощниками мог столько совершить всего за два десятилетия. Он прошел более 33 тысяч километров, в 63 пунктах определил географические координаты, положил на карту 20 тысяч километров пути. Исследования охватили территорию в 6 миллионов квадратных километров. Из Центральной Азии Пржевальский привёз гербарий из 16 тысяч экземпляров растений, среди которых оказалось более двухсот видов, ещё неизвестных науке. Им открыты 30 новых видов птиц, новые виды млекопитающих: дикий верблюд, дикая лошадь, дикий як, разновидность горных баранов.

Его зоологическое собрание состояло из семи с половиной тысяч чучел разных животных, птиц, земноводных, а коллекция насекомых содержала десять совершенно новых для науки родов.

(В. Маркин)

(146 слов)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А. П. Чехова, известного русского писателя, о Н. М. Пржевальском:

«Один Пржевальский … стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Упорное, непобедимое стремление к раз намеченной цели. Богатство знаний и трудолюбие, фанатическая вера в науку делает его в глазах народа подвижником… Недаром Пржевальского… знает каждый школьник…»

Подумайте, где лучше использовать слова А. П. Чехова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Внимание!

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.

Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Увлечение (на основе описания фотографии)

Тема 2. Путешествие, которое запомнилось мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. Нужно ли бережно относиться к родному языку? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования

Тема 1. Увлечение

Опишите фотографию

Не забудьте рассказать

  • какими могут быть увлечения в зависимости от их тематической направленности;

  • что дает человеку его увлечение;

  • в чем преимущество интеллектуальных увлечений;

  • опишите героя этого фотоснимка и его настроение.

Тема 2. Путешествие, которое запомнилось мне больше всего

Расскажите о том, как Вы путешествовали по стране или по миру.

Не забудьте рассказать:

  • давно ли Вы путешествуете и как Ваша семья выбирает страну (город, место) для очередного путешествия;

  • какова основная цель путешествия для Вас и для Вашей семьи;

  • какое из путешествий Вам запомнилось больше всего и почему;

  • что изменилось в Вашей жизни благодаря путешествиям.

Тема 3. Нужно ли бережно относиться к родному языку?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Какова роль родного языка и в чем, по-вашему, заключено его богатство?

  • Что такое словесный мусор?

  • Почему меняется отношение к языку в наши дни?

  • Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?

Задание 4. Диалог.

Во время беседа Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 1. Увлечение

Опишите фотографию.

  1. Есть ли у Вас какое-либо увлечение и в чем его привлекательность?

  2. Какие необычные увлечения есть у Ваших друзей и знакомых?

  3. Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 2. Путешествие

Расскажите о том, как Вы путешествуете.

  1. Куда Вы планируете отправиться путешествовать в ближайшее время?

  2. Есть ли места, в которые Вам бы хотелось вернуться?

  3. Что бы Вы порекомендовали тем, кто впервые собирается отправиться путешествовать?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 3. Родной язык

Нужно ли бережно относиться к родному языку?

  1. Как Вы понимаете выражение «всё доступно нашему языку»?

  2. Что может рассказать о человеке его язык?

  3. Как Вы относитесь к привычке употреблять в речи слова-паразиты?

Вариант 2

Внимание!

Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о Фердинанде Петровиче Врангеле вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Многие думают, что остров Врангеля назван именем его первооткрывателя. Но барон Фердинанд Врангель, известный русский мореплаватель и полярный исследователь, не открывал остров своего имени. Наоборот, три года его упорных попыток пройти по морскому льду до земли, о которой рассказывали чукчи, не увенчались успехов. И все же американский китобой Томас Лонг, наткнувшийся на остров в 1867 году, назвал его правильно: никто так тщательно не изучил этот район, как Врангель.

Предок Фердинанда Врангеля прибыл в Россию из Дании в XIII и поселился в эстонской местности Варанга, от названия которой и произошла фамилия. Дед его служил при дворе Петра III и за отказ присягнуть Екатерине II был лишен всего состояния. Родители Врангеля, хотя и остались баронами, но обедневшими, вскоре умерли. Один путь был у сироты – в Морской кадетский корпус.

Узнав о готовившемся кругосветном плавании на судне «Камчатка», мичман Врангель сбежал со своего фрегата, проник к командиру плавания Василию Головину и уговорил его взять с собой. Потом он напишет: «Я пришел к убеждению, что отечество, кров и покой душевный составляет для меня океан».

( В Маркин )

(170 слов)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Б. Г. Островского о Ф. П. Врангеле:

«О настроениях Врангеля хорошо свидетельствует разговор, произошедший во дворце. По возвращении из экспедиции Врангель был представлен царю Александру I. Последний. Подробно расспросив об экспедиции и о тех опасностях. Которым подвергались участники экспедиции, задал Врангелю вопрос: «А бывают ли и там красные дни?» Врангель ответил с большим воодушевлением: «Я, ваше величество, провёл там, может быть, самые красные дни моей жизни».

Подумайте, где лучше использовать слова Б. Г Островского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Внимание!

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.

Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Театр (на основе описания фотографии)

Тема 2. Мои каникулы, которые запомнились мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. Нужно ли заниматься самообразованием? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования

Тема 1. Театр

Опишите фотографию

Не забудьте рассказать


  • какие виды театров Вы знаете;

  • как влияет на зрителя игра актеров;

  • можно ли назвать театр великим волшебником и почему;

  • опишите героя этого фотоснимка и его эмоции.

Тема 2. Мои каникулы, которые запомнились мне больше всего

Расскажите о том, как Вы проводите свои каникулы

Не забудьте рассказать:

  • почему каникулы считаются самым любимым временем для всех школьников;

  • как Вы проводите свои каникулы;

  • каковы должны быть правила безопасного поведения во время летних каникул;

  • какие каникулы Вы назвали бы успешно проведенными.

Тема 3. Нужно ли заниматься самообразованием?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Что лучше – самообразование или формальное обучение и почему?

  • С чего можно начать свое самообразование?

  • Какова роль чтения и общения в самообразовании?

  • Что самое сложное в самообразовании?

Задание 4. Диалог.

Во время беседа Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 1. Театр

Опишите фотографию.

1) Помните ли Вы, когда впервые встретились с театром? Как это было?

2) Есть ли у Вас любимый театр и какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать актер, чтобы стать известным?

3) Играли ли Вы в детстве (в школе) в каких-то спектаклях и каковы Ваши воспоминания об этом?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 2. Каникулы

Расскажите о том, как Вы проводите свои каникулы.

1) Для чего предназначены каникулы?

2) Как, по вашему мнению, лучше всего проводить их?

3) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются на каникулы?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 3. Самообразование

Нужно ли заниматься самообразованием?

  1. Занимаетесь ли Вы самообразованием?

  2. Какие мотивы побуждают Вас к этому?

  3. Где применяете полученные знания?

Вариант 3

Внимание!

Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о рукопожатии вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Все вежливые люди при встрече и при прощании подают друг другу руку или, приветствуя друг друга, приподнимают головной убор, и это тоже означает: здравствуйте.

Рукопожатие – очень древний обычай. Оно появилось как символ договора о дружбе и мире. Но так здороваются далеко не везде!

Великий русский путешественник Н. М. Пржевальский рассказывал о необычном приветствии у тибетцев. Там при встрече и прощании младшего со старшим первый наклоняет голову и при этом высовывает язык. Даже сейчас тибетские ламы, здороваясь, протягивают руки ладонями к гостю и также высовывают кончик языка, выказывая этим особую почтительность.

Некоторые племена Индии при встрече прижимают рот и нос к щеке гостя и производят сильный вдох.

У коренного населения Новой Зеландии до сих пор сохранился такой обычай: друзья соприкасаются носами. Так же здоровается ряд других народов.

В западной Африке здороваются ударами ладони по груди, а в Центральной Африке – вежливым поклоном и хлопаньем в ладоши, спрашивают друг друга о здоровье и благополучии.

Приветствия всех народов достойны уважения: они выражают хорошие чувства людей.

(По материалам Интернета)

(162 слова)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Ги де Мопассана, французского писателя, о рукопожатии:

«Ни с чем нельзя сравнить радость первого рукопожатия, когда одна рука спрашивает: «Вы меня любите?» — а другая отвечает: «Да, я люблю тебя».

Подумайте, где лучше использовать слова Ги де Мопассана в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Внимание!

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.

Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Досуг (на основе описания фотографии)

Тема 2. Один день моей жизни, который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. Интернет – это благо или зло? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования

Тема 1. Досуг

Опишите фотографию

Не забудьте рассказать

  • какой вид досуга запечатлен на фотографии и какие качества и свойства характера он развивает;

  • кто принимает участие в игре;

  • как, на Ваш взгляд, проходит игра;

  • опишите запечатленных на фотографии людей и их настроение.

Тема 2. Один день моей жизни, который запомнился мне больше всего

Расскажите о самом ярком, запомнившемся дне из вашей жизни

Не забудьте рассказать:

  • что, на Ваш взгляд, может сделать жизнь яркой;

  • чем отличался Ваш особенный день от остальных;

  • какие события произошли в этот день;

  • может ли сам человек делать свою жизнь и жизнь других яркой и как.

Тема 3. Интернет – это благо или зло?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Каковы функции Интернета?

  • Как Вы понимаете выражение: «Интернет – Всемирная паутина»?

  • Что, на Ваш взгляд, делает Интернет благом?

Задание 4. Диалог.

Во время беседа Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 1. Досуг

Опишите фотографию.

  1. Какие виды досуга Вам известны?

  2. Какие виды досуга привлекают Вас больше всего и почему?

  3. Помогает ли Вам досуг в самообразовании?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 2. Самый яркий день жизни

Расскажите о ярком дне жизни.

  1. Что для Вас в жизни по-настоящему ценно?

  2. Какие события, занятия или деятельность дарят Вам ощущение счастья?

  3. Изменяют ли человека яркие, незабываемые дни его жизни и как?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 3. Интернет

Нужно ли заниматься самообразованием?

  1. Занимаетесь ли Вы самообразованием?

  2. Какие мотивы побуждают Вас к этому?

  3. Где применяете полученные знания?

Вариант 4

Внимание!

Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о собаках вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Знаете ли вы, что все породы собак создавались и создаются человеком соответственно его потребностям?

Например, на Крайнем Севере широко распространено ездовое соб

infourok.ru

Тексты для подготовки учащихся к устному собеседованию 9 класс

ВАРИАНТ 1

1. Задание

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)- первый русский ученый.

Выразительно прочитайте текст о М.В.Ломоносове вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка ( ныне село Ломоносово),близ Холмогор, около Архангельска. В 19 лет без ведома отца ушел из дому и поступил в Славяно-греко- латинскую академию. Этот упрямо стремившийся к знаниям сын государственного крестьянина стал выдающимся ученым, академиком, основателем университета, государственным и общественным деятелем, великим просветителем. С него, со знаменитой ломоносовской строки «Восторг внезапный ум пленил», начинается история новой русской поэзии. «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вспупленье впереди книги»,- верно сказал Н. В. Гоголь. Пушкин верно заметил, что Ломоносов прежде всего был великим ученым и просветителем и что поэзия для него имела чисто служебное , прикладное значение. Но именно поэтому будущий поэт изучал искусство поэзии Германии и стал по возвращении реформатором русского стиха, написав в 1739 году знаменитую оду на взятие Хотина и теоретическое « Письмо о правилах русского стихотворства», в котором спорил с Тредиаковским. Итогом этого спора явилось создание силлабо- тонической поэзии, то есть такой свободной в размерах и рифмованной, какой она является сегодня. С поэзией связана и знаменитая ломоносовская теория «трех штилей», открывшая дорогу для создания нового литературного языка. Академик Ломоносов и в поэзии мыслил государственно и научно, что оставляло мало места лирике, высказыванию личных чувств. Он прославлял реформы и победы Петра Великого и посвятил ему героическую поэму. Любимые науки, и прежде всего астрономия, география и естествознание, также находили отражение в его поэзии. В 1747 году Ломоносов написал свой «Памятник» («Я знак бессмертия себе воздвигнул…»), вольный перевод знаменитой оды Горация где уже есть намеки на российскую действительность и его собственную судьбу. Главным жанром поэзии Ломоносова были «торжественные» или «похвальные» оды, обращенные к монархам. Хвалы поэта всегда искренни, он любил и уважал императрицу Елизаветудочь Петра Великого. « Всякое прикосновение к любезной сердцу его России,на которую глядит под углом ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной»,- говорил о поэте Гоголь.

( по В.И.Сахарову)

2. Пересказ текста.

Но именно поэтому будущий поэт изучал искусство поэзии Германии и стал по возвращении реформатором русского стиха, написав в 1739 году знаменитую оду на взятие Хотина и теоретическое « Письмо о правилах русского стихотворства», в котором спорил с Тредиаковским. Итогом этого спора явилось создание силлабо- тонической поэзии, то есть такой свободной в размерах и рифмованной, какой она является сегодня. С поэзией связана и знаменитая ломоносовская теория «трех штилей», открывшая дорогу для создания нового литературного языка. Подумайте, где лучше использовать слова о М.В.Ломоносове в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Князь В.Ф. Одоевский увидел в российском поэте 18 столетия всеобъемлющего гения, схожего с титанами эпохи Возрождения: « Этот человек- мой идеал; он тип славянского всеобъемлющего духа,которому,может быть,суждено внести гармонию, потерявшуюся в западном ученом мире.Этот человек знал все,что знали в его веке: об истории, грамматике, химии, физике,металлургии,навигации,живописи и пр., и в каждом сделал новое открытие ,может,именно потому, что все обнимал своим духом».

ВАРИАНТ 2

1. Задание

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель- реалист.

Выразительно прочитайте текст о И.С.Тургеневе вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Иван Сергеевич Тургенев — великий русский романтист, первый из русских писателей, чьи произведения получили мировую известность, были переведены на многие языки. Он первый вошел в круг выдающихся европейских писателей, много жил за границей, преимущественно в Париже, был знаком с Жорж Санд, Гюставом Флобером, Эмилем Золя, Альфонсом Доде. Его отец, красавец, гвардейский офицер, был человеком неглупым, слабовольным и эгоистичным, рано умер и никакого положительного влияния на характер сына не оказал ( некоторые его черты потом отразились в тургеневской повести «Первая любовь»).Мать будущего писателя, богатейшая орловская помещица , отличалась тяжелым, деспотическим характером, жестоко наказывала мальчика, угнетала и обижала уже взрослого сына( она умерла в 1850 году),не давала ему денег, все время грозила лишить наследства. До весьма зрелых лет он был в полной власти самодурства волевой крепостницы, потом описанной в знаменитом рассказе «Муму». Все это вызвало протест против крепостничества и повлияло на характер юноши, мягкий и ранимый, сентиментальный, лишенный сильной мужской воли и самостоятельности, поддающийся любому энергичному нажиму и влиянию и обреченно видевший в важных событиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность. Тем не менее он получил великолепное образование в нескольких пансионах, учился в Московском, Петербургском и Берлинском университетах. Тургенев много путешествует. По возвращении из-за границы поселился в своем родовом имении Спасское-Лутовиново, затем познакомился с Лермонтовым, а потом с Белинским, Некрасовым, Достоевским .Будущий знаменитый романист начинал как поэт, печатал поэмы и стихотворения, да и по своей натуре был лириком, учеником Жуковского. В 1844 году написал свою первую повесть – «Андрей Колосов», где в эскизах уже появились главные герои и обозначился сам стиль романов Тургенева. К началу 1847 года Тургенев сотрудничает с журналом «Современник», публикует свои произведения: романы «Рудин» 1856 год, «Дворянское гнездо» 1859 год. В «Русском вестнике» — романы «Накануне»1859 год, «Отцы и дети» 1861 год, «Дым» 1867 год. Завершается литературная деятельность Тургенева циклом лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» и речью о Пушкине.

( по В.И.Сахарову)

2.Перескажите текста.

До весьма зрелых лет он был в полной власти самодурства волевой крепостницы, потом описанной в знаменитом рассказе «Муму». Все это вызвало протест против крепостничества и повлияло на характер юноши, мягкий и ранимый, сентиментальный, лишенный сильной мужской воли и самостоятельности, поддающийся любому энергичному нажиму и влиянию и обреченно видевший в важных событиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность.

Подумайте, где лучше использовать слова о И.С.Тургеневе в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования

« И. С. Тургенев — один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой.»

Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Вариант 3

1. Задание

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Елизавета Петровна Глинка ( 1962-2016)- русский писатель- российский общественный деятель и правозащитник,врач.

Выразительно прочитайте текст о Е.П.Глинке вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Елизавета Петровна Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного. Отмечалось, что мать Глинки Галина Поскребышева — известный врач-витаминолог. В 1986 году Глинка окончила Второй Медицинский институт имени Пирогова, получив диплом по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог». Во время учебы работала в реанимационном отделении одной из московских клиник. Затем вместе с мужем эмигрировала в США. В Америке Глинка по инициативе мужа начала работать в хосписе и, по собственным словам, была потрясена человеческим отношением к безнадежным больным в этих учреждениях («Эти люди счастливы, — вспоминала позже Глинка. — У них есть возможность проститься с родными, дополучить от жизни что то важное»). В 1991 году Глинка получила в США второе медицинское образование, окончив Дартмутскую медицинскую школу. В 1994 году Глинка, по собственным словам, «узнала, что вслед за Питером открывают хоспис в Москве», познакомилась и подружилась с его главным врачом Верой Миллионщиковой. В 2007 году, когда заболела ее мама, Глинка перебралась в Москву. В июле того же года она основала благотворительный фонд «Справедливая помощь» и стала его исполнительным директором. Изначально предполагалось, что фонд будет оказывать помощь нетяжелым больным, для которых в России не существовало хосписов, однако впоследствии круг его подопечных существенно расширился. Организация занималась помощью малообеспеченным больным и другим социально незащищенным категориям населения, в том числе людям без определенного места жительства. Начиная с 2007 года каждую неделю по средам волонтеры фонда выезжали на Павелецкий вокзал в Москве, где раздавали бездомным еду, одежду и лекарства, а также оказывали им медицинскую помощь. В 2012 году на попечении «Справедливой помощи» находились более 50 малоимущих семей из Нижнего Новгорода, Архангельска, Тюмени и других городов России. В августе 2010 года фонд «Справедливая помощь» организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке всероссийскую известность. Зимой 2010-2011 года для замерзающих людей фонд, основанный Глинкой, занимался организацией пунктов для обогрева бездомных и собрал десятки килограммов гуманитарной помощи. В июле 2012 года Глинка и ее фонд организовали сбор вещей для пострадавших от разрушительного наводнения в Крымске. Жизнь Лизаветы Петровны оборвалась внезапно: 25 декабря 2016 года Глинка погибла в катастрофе Ту-154 под Сочи. Она сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.

( по материалам интернет — ресурсов)

2.Перескажите текста.

Начиная с 2007 года каждую неделю по средам волонтеры фонда выезжали на Павелецкий вокзал в Москве, где раздавали бездомным еду, одежду и лекарства, а также оказывали им медицинскую помощь. В 2012 году на попечении «Справедливой помощи» находились более 50 малоимущих семей из Нижнего Новгорода, Архангельска, Тюмени и других городов России. В августе 2010 года фонд «Справедливая помощь» организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке всероссийскую известность. Зимой 2010-2011 года для замерзающих людей фонд, основанный Глинкой, занимался организацией пунктов для обогрева бездомных и собрал десятки килограммов гуманитарной помощи.

Подумайте, где лучше использовать слова о Е.П.Глинке в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования

Обыденные слова о том, что доброта и милосердие открывают сердца, что они есть самое сильное оружие, в случае Лизы — не просто формальность или фигура речи. Годами, изо дня в день, добровольно занимаясь тяжелой, грязной, непосильной для большинства людей работой, сталкиваясь с неприятием и даже ненавистью, не сдаваясь в самых безнадежных обстоятельствах, Лиза действительно завоевывала сердца.

( из воспоминаний друзей)

Вариант 4

1. Задание

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Евгений Иванович Евтушенко ( 1933-2017)- советский и российский поэт,режиссер,сценарист,публицист.

Выразительно прочитайте текст о Е.И.Евтушенко вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По данным паспорта, год рождения 1933. В крови Евтушенко течет кровь как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Мать Зинаида Ермолаевна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры. С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском… Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко». Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Поэт объездил 96, кажется, стран – весь мир. Но прежде всего, как немногие, объездил, исколесил и облетал Россию. Не только с поэтическими гастролями. Живший в Переделкино на улице Гоголя, он выполнил гоголевский завет: «Нужно самому узнавать, нужно проездиться по России». Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками. На стихи Евтушенко накладывали музыку, получались прекрасные песни: «А снег идёт», «Родина», «Со мною вот что происходит», «Когда звонят колокола», «Под скрипучей, плакучей ивой», но это всего лишь малая часть. Хорошо известны мемуары Евгения Евтушенко: «Волчий паспорт», «Шести-десятник: мемуарная проза», «Я пришел к тебе: Бабий Яр». Известен он и как прекрасный режиссер-постановщик, автор-сценарист. Так, Евтушенко является режиссером и сценаристом военной драмы «Детский сад» . (по материалам Интернета)

2.Перескажите текста.

Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко». Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Поэт объездил 96, кажется, стран – весь мир. Но прежде всего, как немногие, объездил, исколесил и облетал Россию.

Подумайте, где лучше использовать слова о Е.И.Евтушенко в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования

Жизнь Евгения Евтушенко, как и книги, перенаселена не литературными героями, а людьми. «Я жаден до людей,/ и жаден все лютей», – не фраза. О скольких поэтах-современниках, не всегда ему близких, написал он, и написал по-настоящему! Мало кто отплатил тем же.

Вариант 5

1. Задание

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Майя Михайловна Плисецкая ( 1925-2015)- прима-балерина Большого театра

Выразительно прочитайте текст о М.М. Плисецкой вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф. У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. В 1932 году отца назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра состоялся выпускной концерт хореографического училища. Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. алерина не только выступала на сцене театра, но и взяла на себя роль постановщика. В Большом театре она выступала в качестве балетмейстера для спектаклей Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). И сама же исполняла в них главные женские партии.

2.Перескажите фрагмент текста.

Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице.

Подумайте, где лучше использовать слова о М.М.Плисецкой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Майя Михайловна вообще не любила тренироваться и репетировать, а тут приходилось стараться не для себя, а для другой балерины. Преподавать Плисецкая тоже отказывалась, хотя просьбы о мастер-классах сыпались на нее со всех уголков земного шара, особенно зазывали в Японию.

( из воспоминаний А.Васильева)

infourok.ru

Тексты для чтения вслух и пересказа 9 класс

Чтение текста вслух

Выразительно прочитайте текст вслух. Время на подготовку -1,5 минуты. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

 Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только такая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь? Но много ли людей не нуждаются в помощи?

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. Надо иметь и принципы в жизни. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку….

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

 

  (По Д.С.Лихачеву)

ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО.

                               Л.Н.ТОЛСТОЙ

Пересказать прочитанный в задании 1текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку — 1,5 минуты.

Чтение текста вслух

Выразительно прочитайте текст вслух. Время на подготовку -1,5 минуты. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

 …Это правда, что блестящие периоды в прошлом были во многих странах — в Индии, Египте, Китае, Греции и других странах — и что многие из этих стран отставали и регрессировали*. Но даже это не должно лишать нас мужества. Мир велик, и возвышение и упадок той или иной страны в какой-то промежуток времени не составляют особенной разницы для мира в целом.

    Многие люди в наши дни любят хвалиться величием нашей цивилизации и чудесами нашей науки. Наука, конечно, совершила чудеса. Великие люди науки достойны уважения и почёта. Но те, кто хвастают, редко бывают великими. И следует помнить, что во многих отношениях прогресс человека по сравнению с другими животными не такой уж значительный. Не исключено, что в некоторых отношениях какие-то животные даже выше его. Люди, которые не понимают смысла этого утверждения, могут посмеяться. Но ты только что прочитала “Жизнь пчелы”, “Жизнь муравьёв” Метерлинка и, вероятно, была поражена тем, как живут эти насекомые.

Мы смотрим свысока на насекомых, как чуть ли не на самых низших из живых существ. Но эти крохотные создания научились искусству сотрудничества и самопожертвования ради общего блага гораздо больше, чем человек. С тех пор, как я прочитал о муравьях и жертвах, на которые они идут ради своих товарищей, я храню в своём сердце тёплое чувство к ним.

Если взаимное сотрудничество и жертвы ради блага общества являются мерилом цивилизации, то мы можем сказать, что крошечные муравьи в этом отношении превосходят человека.

_______________________ 

*регрессировать — идти назад в своём развитии.

 

(из письма Джавахарлара Неру дочери Индире Ганди)

 

НЕ ПОЗВОЛЯЙ СВОИМ ДЕТЯМ УБИВАТЬ НАСЕКОМЫХ: С ЭТОГО НАЧИНАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО.

                                   ПИФАГОР

Пересказать прочитанный в задании 1текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку — 1,5 минуты.

Чтение текста вслух

Выразительно прочитайте текст вслух. Время на подготовку -1,5 минуты. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Я думаю, наступило время задуматься о духовных ценностях и о том, как важно уметь прощать.

Когда я испытываю гнев по отношению к кому-либо, я стараюсь помнить, что этот человек, как и я, не хочет страдать и что завтра нам все равно придется общаться. Так что уж лучше мне проявить самообладание, а то завтра, когда я его встречу, мне будет очень неловко.

Прощение значит, что вы не держите зла и не испытываете ненависти к обидчику – отдельному человеку или группе людей. Простить не значит забыть. Прощение  вовсе не означает, что вы должны принимать причиняемое вам зло. Вы имеете полное право принимать ответные шаги и бороться за то, во что вы верите, но при этом вы не должны испытывать негативных эмоций. Именно негативных, потому что человек, вообще лишенный эмоций, подобен роботу.

Как этого достичь? Через осознание. Мы в равной степени склонны как к добру, так и к злу. Для человека чрезвычайно важно научиться управлять своими эмоциями. Важно понять, какова мотивация наших эмоций, что в действительности стоит за теми причинами, которые побуждают нас к тем или иным поступкам.

Мы вынуждены жить бок о бок друг с другом, поддерживать деловые и торговые отношения. И при этом, конечно же, лучше быть счастливыми. Мы все взаимозависимы – все дурное, происходящее с нашими соседями, действует и на нас.

Зачем держать зло на людей? Это не решает проблему, а только нарушает душевный покой и угрожает вашему физическому здоровью.

Прощение и сострадание не являются только религиозными вопросами. Эти категории являются также необходимыми составляющими счастья и физического здоровья.

    Человек постоянно изменяется, и я думаю каждый сам отвечает за свое развитие.

 

  (Из бесед и лекций духовного лидера буддизма ДАЛАЙ-ЛАМЫ XIV)

 

УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ — СВОЙСТВО СИЛЬНЫХ. СЛАБЫЕ НИКОГДА НЕ ПРОЩАЮТ.

                               Махатма Ганди

Пересказать прочитанный в задании 1текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку — 1,5 минуты.

Чтение текста вслух

Выразительно прочитайте текст вслух. Время на подготовку -1,5 минуты. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если интеллигентность сделаетего “белой вороной”* среди его сослуживцев, друзей, родных?

    Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

    Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает много языков.

    А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой).

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Злобная и злая реакция, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе слабый и нервный человек… Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить… Не умеющий понять другого человека, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным. Долг человека-быть интеллигентным перед людьми и перед собой.

(по Д.С.Лихачёву)

ХОРОШИМИ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЬШЕ ОТ УПРАЖНЕНИЯ, ЧЕМ ОТ ПРИРОДЫ.

                                    ДЕМОКРИТ

Пересказать прочитанный в задании 1текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку — 1,5 минуты.

Чтение текста вслух

Выразительно прочитайте текст вслух. Время на подготовку -1,5 минуты. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Когда несколько лет тому назад решено было издать полное собрание сочинений, дневников и писем Л.Н. Толстого, то оказалось, что для этого нужно не менее 90 больших томов.Такие размеры необычны для русской литературы. Мы привыкли, что сочинения наших классиков помещаются самое большее в 15-20 томах. Если это перевести на печатные листы, то получится около трёх тысяч листов! А если считать по страницам, то их окажется около пятидесяти тысяч!

Но впечатление будет ещё будет более грандиозным и необычным,если увидеть это всё в рукописях. Первое ощущение редактора, приступающего к работе над рукописями Толстого,- паника. Как бы ни был велик его опыт по редактированию других классиков- всё равно: взявшись за Толстого, он испугается. Он берёт небольшую вещь – «Крейцерову сонату»,которая в печати занимает около пяти печатных листов; ему приносят целый тюк рукописей.А что делать с такой вещью, как «Воскресение»?Рукописи этого романа занимают целый сундук. П.Сергиенко сообщает, что иногда Толстой исписывал в день по 20 страниц, что составляет более половины печатного листа. В основе этого страшного труда лежали, очевидно, какие-то внутренние побуждения и стимулы – заставлявшие его непрерывно и напряжённо работать.

И действиительно, Толстой был одержим каким-то пафосом труда. Отдыхать он совсем не умел. Закончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое.

(из статьи Б.Эйхенбаума)

Только тот, кто отдаёт себя литературе , как религии, твёрдо посвятив ей всё время, всю энергию, силы, только тот способен стать настоящим писателем.

Марио Варгас Льоса

Пересказать прочитанный в задании 1текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку — 1,5 минуты.

infourok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме: Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку

Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку, 9 класс (20 вариантов)

Скачать:

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


 

nsportal.ru

КИМ для раздела «Говорение», русский язык (9 класс)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

ОБРАЗЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗДЕЛА «ГОВОРЕНИЕ»
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Москва, 2017 г.

Демонстрационный вариант КИМ

Пояснения к демонстрационному варианту

УСТНОЙ ЧАСТИ

контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом устной части контрольных измерительных материалов по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику основного государственного экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих заданий, их количестве, а также об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий устной части, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности ответов в устной форме.

Инструкция по выполнению заданий

Устная часть по русскому языку состоит из трех заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты.

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.

В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минут на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

«Каждый день и всю жизнь»

Сердце! Ни об одном другом органе человека поэтами и композиторами не написано столько стихов и песен, а учёными – научных статей и монографий, сколько об этом неутомимом моторе. И это неслучайно. Сердце первым откликается на малейшую смену настроения, на радость или горе, сигнализирует о заболевании, реагирует даже на положение нашего тела: лежим ли мы, сидим или встаём, и конечно, на физические нагрузки.

Врачи начинают прослушивать биение сердца будущего новорождённого ещё в утробе матери. Затем, с момента появления на свет и на протяжении всей жизни, терапевты, кардиологи определяют состояние здоровья человека по показаниям работы сердечной мышцы. Тренированное сердце делает чуть более 50 ударов в минуту, у человека нетренированного показатель частоты сердечных сокращений может быть в покое до 74 ударов в минуту. Если сопоставить количество ударов за пятьдесят лет, то разница оказывается весьма существенной.

Функция сердца наиважнейшая. Оно обеспечивает доставку крови, насыщенной кислородом и другими необходимыми продуктами жизнедеятельности, по разветвлённой кровеносной системе ко всем органам и тканям.

2

Условный диалог. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

1. Общаетесь ли Вы в социальных сетях?

Ответ: ____________________________

2. Чем удобны социальные сети?

Ответ: ____________________________

3. Есть ли отрицательные стороны использования социальных сетей?

Ответ: _____________________________

4. Могут ли социальные сети заменить живое общение?

Ответ: _____________________________

5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать социальные сети.

Ответ: ______________________________

3

Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,

  • как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше;

  • какие книги выбираете для чтения;

  • как узнаёте о новых книгах;

  • о книге, которая запомнилась больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Критерии оценивания выполнения заданий устной части

Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Интонация

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

Правиль­ность речи

Р1

Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

1

Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3

Задание 2. Условный диалог

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам.

Таблица 2

Критерии оценивания диалога (Д).

Баллы

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей: дал полный ответ на вопрос.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

дан неточный или односложный ответ на вопрос,

или

экзаменуемый не дал ответ на вопрос.

0

Максимальное количество баллов

1

Максимальное количество баллов по критерию Д – 5.

Таблица 3

Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы (Р2).

Баллы

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

Максимальное количество баллов

3

Общее количество баллов за задание 2 – 8.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Таблица 4

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

0

Выполнение коммуникативной задачи — повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы.

0

Речевое оформление высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Максимальное количество баллов

5

Общее количество баллов за всю работу – 16 баллов.

Спецификация КИМ

1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ для ОГЭ по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом.

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся — умение создавать монологическое высказывания на разные

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к устному экзамену по русскому языку

Подготовка к устному экзамену по русскому языку.

Методические рекомендации.

        Русский язык является основной дисциплиной для учащихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки к устному экзамену, как допуску к ОГЭ, стала одной из самых актуальных.

Это первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к ней — всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется своя система подготовки к экзамену.

Анализируя впервые проведенный в этом году устный экзамен, я обратила внимание на трудности, с которыми столкнулись ребята, и решила подготовить для них методические рекомендации.

Первые сложности были связаны с произношением и правильной постановкой ударения в словах, также девятиклассники испытывали трудности со склонением числительных. Кроме того, детям сложно построить полные ответы на заданные вопросы. Ребята не умеют строить монологическое высказывание, которое бы характеризовалось смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью. Речь учащихся не отличается богатством, точностью словаря и разнообразием синтаксических конструкций.

        Чтобы учащиеся осознанно подошли к этому экзамену, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5 класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.

 


Задание № 1.

Чтение текста.

Нужно выразительно прочитать текст соответственно его пунктуационному оформлению.

При подготовке к чтению обрати внимание на количество абзацев, на слова, в которых нужно правильно расставить ударения, на числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. С точки зрения синтаксического оформления текста нужно обратить внимание на знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.

Алгоритм подготовки к чтению.

  1. Посмотри, о ком текст, который дан в задании.
  2. Обрати внимание на ударения в Ф.И.О. и трудных словах.
  3. Просчитай количество абзацев, посмотри, чем они связаны, и какую новую информацию передаёт каждый из них.
  4. Прочитай правильно числительные, встретившиеся в тексте. Вспомни правила о паузах, если встречаются знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.
  5. Читай текст в среднем темпе, не забывая о паузах между абзацами и интонации конца предложения.

Я в своей практике, работая по УМК М.М. Разумовской, использую для подготовки ребят к чтению лингвистические тексты, которые достаточно часто даются в учебниках с 5 по 9 класс. Это тексты о русских лингвистах, именно в них можно найти слова, в которых нужно обратить внимание на ударение в фамилиях, именах и отчествах языковедов и в лингвистических терминах. А также в этих упражнениях даются числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. Кроме того, мы с ребятами с 5 класса ведем словарики ударений и работаем по таблице склонения числительных.

Задание №2

Пересказ текста.

При пересказе нужно передать все микротемы текста, вспомните, в первом задании мы обращали внимание на их количество. Если абзац состоит из 1-3 небольших предложений, их можно пересказать с помощью одного распространенного или осложненного предложения. Можно воспользоваться теми же способами сжатия информации, что и при написании сжатого изложения. Если же абзац большой (6-7 предложений) необходимы 2-4 составленных предложения.

Кроме того, в пересказ нужно правильно ввести цитату, т.е. найти место в тексте, где она будет уместна, будет подходить по смыслу к переданной информации. При этом фразу нужно не просто зачитать, а ввести, употребив прямое или косвенное цитирование.

Алгоритм подготовки к пересказу.

  1. Прочитай текст еще раз, определи его тему (о чем) и основную мысль (что хотел сказать автор).
  2. Обрати внимание на ключевые слова, последовательность действий, событий, явлений, фактов, мыслей.
  3. Посчитай количество микротем и сформулируй пересказ каждой из них.
  4. Небольшой абзац (1-2 предложения) перескажи одним предложением.
  5. Большие абзацы пересказываем с помощью 2-3 предложений.
  6. Обрати внимание на даты и события, чтобы не допустить фактических ошибок.
  7. Определи абзац, в котором будет уместна данная цитата.
  8. Выбери способ цитирования.
  9. Составь план и перескажи текст.

Алгоритм введения цитаты.

  1. Ознакомься с цитатой, то есть обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чем, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.
  2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуй подставить её в разные абзацы.
  3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

Способы введения цитирования.

  1. Цитату можно поставить перед текстом, если фраза относится ко всему отрывку или полно характеризует человека или предмет, о котором идет речь. То есть дается общая характеристика человека (предмета) его деятельности.
  2. Можно ввести цитату после какой-либо микротемы или в середине абзаца, где речь идет именно о том, о чем говорится в цитате.
  3. Фразу можно вставить и после текста, если эту цитату можно рассматривать как вывод из всего сказанного.

Способы цитирования.

Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменений.

  1. Если начинаем с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений.
  2. Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д….) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений.
  3. Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.

         Косвенное цитирование — это приведение цитаты в измененном виде, через             сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).

В качестве подготовки к этому заданию также использую лингвистические тексты из УМК М.М. Разумовской. А фразы о лингвистах и их работах подыскиваем в цитатниках в интернете.

Уже с 5 класса необходимо формировать навыки смыслового чтения, пересказа, создания устной формы разных видов сочинения, чтобы успешно  выполнить творческую часть экзаменационной работы.

Задание №3

Монологическое высказывание.

В этом задании нужно выбрать тип речи, в котором вы будете составлять свое высказывание.

  1. тема — описание по фотографии
  2. тема — повествование на основе жизненного опыта

      3 тема — рассуждение на заданную тему

Составляем пошаговую инструкцию по составлению устного высказывания.

         Шаг 1.

Знакомимся с темой высказывания.

Внимательно читаем подсказки.        

Осмысливаем их.        

Выделяем ключевые слова для составления высказывания.

Шаг 2.

Определяем основною мысль высказывания.

Выясняем, о каких свойствах, явлениях должна идти речь в высказывании.

Шаг 3.

Строим план высказывания.

Шаг 4.

Составляем высказывание.

Не забываем о логических переходах от одного предложения к другому.

Шаг 5.    

Дополняем свой ответ примерами из собственного жизненного опыта.


Алгоритм составления монологического высказывания.

  1. Прочти внимательно задание.
  2. Определись с темой высказывания.
  3. Обрати внимание на подсказки, данные в задании.
  4. Вспомни, как строится высказывание данного стиля речи.
  5. Построй план своего монолога.

Начинаем подготовку к устному монологическому высказыванию с пятого класса. К монологическому высказыванию по теме№1 — описание по фотографии — нам помогают готовиться задания по развитию речи, сочинения по цветным вклейкам в УМК М.М. Разумовской.

Тема №1

Описание.

  1. Вступительная часть

Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)

Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)

  1. Основная часть Расскажите:

кто запечатлен на фотографии?

какие действия совершают люди?

о чем думают?

какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки).

  1. Заключительная часть

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,

выразить свое мнение (1 -2 предложения)

Монологические высказывания по теме №2 — повествование. К нему нас готовят задания по созданию сочинений на свободные темы, связанные с жизненным опытом ребенка.

Тема №2

Повествование

  1. Вступление

Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (праздник, спортивные соревнования, поездка, мероприятие и др.)

Теперь описывай, где и когда это происходило (еще 1-2 предложения)

  1. Основная часть

 Расскажите:

кто участники этого события?

как готовились к событию?

как все происходило? (см. предложенные подсказки)

как участники относятся к этому событию?

  1. Заключительная часть.
  2.  Вывод.

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,

 выразить свое мнение (1-2 предложения).

Самым сложным для ребят является монологическое высказывание по теме №3 — рассуждение, при создании данного вида высказывания учащийся должен научиться:

  • рассуждать на заданную тему;
  • создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения;
  • аргументировать свою точку зрения, используя предложенный материал;
  • точно, логично выражать свои мысли в высказывании.

 Создание сочинения-рассуждения в устной форме — это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.

Чтобы учащиеся осознанно выполняли его, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему обучения созданию сочинения-рассуждения. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.

Рассуждение

  1. 1. Вступительная часть
  2. Сформулируй тезис

Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)

Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)

  1. 2. Основная часть
  2.  Расскажите:

кто запечатлен на фотографии?

какие действия совершают люди?

о чем думают?

какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки)

  1. 3. Заключительная часть

Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом, выразить свое мнение (1-2 предложения).

Задание № 4

Диалог.

Алгоритм подготовки к диалогу.

  1. Прослушай вопрос, выдели в нем ключевые слова (диалог будет по той же теме, что и твое монологическое высказывание).
  2. Твой ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы. Правильно составленный вопрос уже содержит часть ответа на него.
  3. Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объему, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы и рекомендации.

      Таким образом, используя УМК М.М. Разумовской,  можно подготовить учащихся к их первому испытанию – устному экзамену по русскому языку. Предложенная авторами система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, интуиции, на развитие практических навыков в чтении, пересказе, создании высказываний разных типов речи. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку, начатая по УМК М.М. Разумовской уже с 5 класса, помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

nsportal.ru

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе в 2018 году

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования в 2019 году стал обязательным. Его успешная сдача является обязательным условием допуска девятиклассника к ОГЭ.  

Об особенностях проведения экзамена рассказывает заместитель директора Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Елена Шмакова:

– Необходимость во введении устного собеседования появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится минимум времени.

В настоящее время корпорация «Российский учебник» разрабатывает пособия для подготовки к устному собеседованию, которые планируется выпустить в сентябре.

Русский язык. 9 класс. Учебник

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Купить

Сроки проведения устного собеседования в 2019 году:

  • Основной срок итогового собеседования – 13 февраля;
  • Дополнительные сроки – 13 марта и 6 мая.
Типы заданий:
  • выразительное чтение текста вслух;
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  • диалог с экзаменатором-собеседником.

Чтобы продолжить чтение, авторизуйтесь на сайте.

rosuchebnik.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о