Американские санкции угрожают суверенному долгу России
Американский конгрессмен-демократ Хоакин Кастро предложил ввести санкции в отношении людей, ответственных за покушение на Сергея и Юлию Скрипалей. Подготовленный им законопроект предполагает запрет на транзакции с новым суверенным долгом России.
Согласно тексту законопроекта санкции должны быть введены президентом США Дональдом Трампом в течение 60 дней после его принятия. Не позднее чем через 90 дней после введения санкций президент запретит гражданам США участвовать в транзакциях с суверенным долгом России, выпущенным через 180 дней после введения санкций или позже. Также президент должен воспользоваться всеми своими полномочиями, чтобы заблокировать или запретить все транзакции со всем имуществом или с долями в имуществе финансовых организаций, указанных в законопроекте, если эти активы находятся в США, попадают на территорию этой страны, принадлежат гражданину США, становятся его собственностью или попадают под его контроль. Речь идет о Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке, Банке Москвы, Россельхозбанке, Промсвязьбанке, Внешэкономбанке.
Под суверенным долгом России в законопроекте определяются бонды, выпущенные Центробанком, Минфином, их агентами или аффилированными с ними лицами, со сроком погашения более 14 дней. Также законопроект касается новых соглашений об обмене иностранной валютой с ЦБ, фондом национального благосостояния или Минфином длительностью более 14 дней. Кроме того, под долгом понимаются любые другие финансовые инструменты с длительностью или сроком погашения более 14 дней, которые, по определению президента США, представляют суверенный долг России или выпущены банками, перечисленными в законопроекте.
В середине марта Минфин разместил еврооблигации на $4 млрд – на $1,5 млрд новые бонды с погашением в 2029 г. и доходностью 4,625% годовых и дополнительный выпуск на $2,5 млрд с погашением в 2047 г. и доходностью 5,25%. На российских инвесторов пришлось лишь около 5% выпуска, говорил министр финансов Антон Силуанов.
Из привлеченной суммы $3,2 млрд будут использованы для выкупа облигаций «Россия-30», сообщал тогда же Минфин.
Всего в бюджете на 2018 г. предусмотрены внешние займы на $7 млрд.
«Ведомости» ожидают ответа Минфина России.
Если санкции на госдолг будут вводить, инвесторам дадут достаточно времени на выход из российских активов, считает бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. Законопроект внесен неавторитетным конгрессменом из Техаса, он содержит набор стандартных «пугалок и угроз», если его инициативу поддержит кто-то из авторитетных членов конгресса США, тогда будут шансы на принятие закона, отмечает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
Инвесторы уже распродают госбумаги, констатирует директор аналитического департамента Локо-инвеста Кирилл Тремасов. «Россия-2030» подешевели на 0,85%, «Россия-2047» – на 3,4%, ОФЗ с погашением в 2021 г. – на 0,8%. Если ограничения на владение новым российским госдолгом будут введены, то вырастет стоимость его обслуживания, говорит он, и Минфину придется полностью переориентироваться на внутренний рынок. В этом году новых внешних займов «конечно, уже не будет», уверен Тремасов.
Риски для финансовой стабильности есть, считает Вьюгин: рубль будет падать, инфляция ускорится, благосостояние населения в конечном счете ухудшится. Возможностей для сопоставимых контрсанкций в отношении американских компаний со стороны России он не увидел: любые такие меры они переживут, а удар в итоге придется на российское население.
NYT: США введут санкции против суверенного долга России
https://ria.ru/20210415/sanktsii-1728338666.html
США введут санкции против российского суверенного долга
NYT: США введут санкции против суверенного долга России — РИА Новости, 15.04.2021
США введут санкции против российского суверенного долга
Новые санкции США будут направлены против суверенного долга России, пишет New York Times со ссылкой на источники. РИА Новости, 15.04.2021
2021-04-15T06:49
2021-04-15T06:49
2021-04-15T10:28
в мире
сша
санкции в отношении россии
россия
москва
дмитрий песков
джо байден
сергей лавров
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/03/11/1601673887_705:0:4041:1877_1920x0_80_0_0_d530e8ec4a82e29962068d9bd7871050.jpg
МОСКВА, 15 апр — РИА Новости. Новые санкции США будут направлены против суверенного долга России, пишет New York Times со ссылкой на источники.Ранее Блумберг сообщил, что Вашингтон введет ограничительные меры против приблизительно 12 российских граждан и 20 организаций, а также вышлет десять дипломатов из-за приписываемых Москве вмешательства в выборы и кибератаки через SolarWinds. По информации собеседников агентства, Штаты могут объявить об этих мерах уже в четверг.В свою очередь, газета Wall Street Journal написала, что президент США Джо Байден издаст указ о расширении запретов на торговые операции американских банков с российскими государственными долговыми обязательствами.О массовой кибератаке в США стало известно в декабре. Хакеры использовали уязвимость в программном обеспечении Orion от компании SolarWinds, клиентами которой были многие американские ведомства, включая Министерство юстиции, Госдепартамент, АНБ, а также более 400 крупных фирм. Американские спецслужбы считают эту атаку попыткой получить разведданные и обвиняют в причастности к ней Россию. Однако впоследствии США признали, что доступ к информации чувствительного характера организаторы нападения не получили.Как заявлял советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан, Белый дом в ответ на эту атаку готов использовать разные методы: не просто санкции, но и «видимые и невидимые» инструменты. А New York Times писала, что США планируют нанести «скрытые контрудары», о которых станет известно российскому руководству, разведке и военным, но не внешнему миру.Президент США, в свою очередь, в интервью ABC News пообещал, что Владимир Путин «заплатит за вмешательство» в выборы.В Москве не раз отвергали обвинения в причастности к кибератакам и вмешательстве во внутренние дела другого государства. Официальный представитель МИД Мария Захарова отмечала, что они бездоказательны.
https://ria.ru/20210415/sanktsii-1728336403.html
https://ria.ru/20210409/sanktsii-1727408641.html
сша
россия
москва
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/03/11/1601673887_1008:0:3739:2048_1920x0_80_0_0_3330bfac2e1d151edd3312c8987246e6.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, сша, санкции в отношении россии, россия, москва, дмитрий песков, джо байден, сергей лавров, фбр
На американских резидентов приходится 8% российского госдолга
2 Расчет без валютной переоценки: при курсе, фиксированном на уровне 1 января 2018 года.
3 По таблице Банка России «График погашения внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2018 года: основной долг».
Судя по всему, сопоставимый объем продаж российского госдолга наблюдался в период с 7 по 15 августа после того, как были опубликованы детали нового санкционного законопроекта. Ставки бескупонных доходностей ОФЗ с дюрацией от четырех до семи лет (доля нерезидентов по данным бумагам наиболее значительная4) выросли на 0,7 п. п., что близко к апрельскому пиковому изменению (на 0,5–0,6 п. п.).
По оценкам АКРА, снижение спроса на все виды долга на 8–12% (в основном со стороны нерезидентов) в долгосрочной перспективе приведет к росту равновесных ставок рублевых заимствований государства на 0,5–0,8 п. п.
4 См. отчет Банка России «Обзор рисков финансовых рынков №3» за июнь 2018 года, по данным НРД.
Методика оценки географии держателей российского госдолгаВ отсутствие публичных данных Министерства финансов РФ о держателях российского суверенного долга АКРА использует в расчетах встречные данные национальных центральных банков (сведенные МВФ в рамках обследования портфельных инвестиций или полученные напрямую из статистических сборников), министерств и государственных фондов, а также данные о наименовании держателей (сводимые Bloomberg). Собранная таким образом информация не позволяет разделить страновые позиции по валюте долга (между ОФЗ и еврооблигациями), а дает возможность лишь частично разделить их по сектору держателя и срочности ценной бумаги.
Для свода полученной информации использованы следующие правила:
1. Если информация в каком-либо источнике противоречит сведениям в других источниках, то приоритет по источникам идет согласно порядку строк в таблице 1.
2. Помимо нераспределенной суммы долга к категории «Нет информации» отнесены держатели из тех стран, где центральные банки не предоставляют соответствующих данных, где расчетная совокупная позиция по российскому суверенному долгу составляет менее 400 млн долл., при этом данные страны не входят в Евросоюз. Суммарно такие держатели дают менее 3 п. п. внутри категории.
3. Позиции, отраженные по номинальной стоимости, переведены в рыночную стоимость на базе допущения, что они соотносятся таким же образом, как и у пятилетних ОФЗ на интересующую дату.
4. Оценка позиции по данным Bloomberg на интересующую дату делалась по позициям, отраженным в четырехмесячном окне вокруг интересующей даты (по два месяца с каждой стороны от даты).
Таблица 1. Источники данных о позиции нерезидентов в российском госдолге
Источник: АКРАПандемия увеличила мировой долг до рекордных $281 трлн | 17.02.21
Последствия пандемии нового коронавируса привели к росту общего долга всех стран на 24 трлн долларов за последний год, в результате чего он достиг рекордного за все время 281 трлн долларов, что составляет 355% мирового ВВП. Об этом говорится в распространенном в среду исследовании вашингтонского Института международных финансов.
По оценкам экспертов, на разработанные властями разных стран программы государственной поддержки их экономики пришлось около 12 трлн долларов госдолга, на международные компании — 5,4 трлн долларов, банки — 3,9 трлн долларов и домохозяйства — 2,6 трлн долларов.
Темпы, с которыми государства набирали долги, побили даже рекорды глобального финансового кризиса 2008-2009 годов, но конца процессу не видно: этом году мировой госдолг продолжит свой рост и увеличится еще на 10 трлн долларов, прогнозирует IIF.
По мнению экспертов, властям в этот раз будет сложнее справиться с ростом госдолга, чем после мирового финансового кризиса. Так, «преждевременная отмена господдержки может привести к всплеску банкротств и новой волне проблемных кредитов», а многие компании все больше полагаются на государственную поддержку, что может только усугубить ситуацию, отмечается в докладе.
Как подчеркнули в институте, рост госдолга был особенно высоким в европейских странах: Греции, Испании и Франции. Среди развивающихся экономик в прошлом году данный показатель был наибольшим у Китая, за ним следуют Турция, Республика Корея и Объединенные Арабские Эмираты. При этом, по данным авторов работы, наибольший уровень накопления корпоративного долга был зарегистрирован в России и Перу.
Вспышка вызываемого коронавирусной инфекцией заболевания была зафиксирована в конце 2019 года в Центральном Китае и распространилась на большинство стран. 11 марта прошлого года Всемирная организация здравоохранения признала ее пандемией. Все страны и территории были вынуждены принять различные экстренные меры санитарно-эпидемиологического характера, что привело к возникновению глубокого международного экономического кризиса. По прогнозу МВФ, в текущем году мировая экономика восстановится и вырастет на 5,5%. При этом, по оценкам фонда, общий суверенный государственный долг всех стран в конце прошлого года составил 98% мирового ВВП.
США и Великобритания могут ввести дополнительные санкции против России за «применение химоружия»
По данным агентства, меры варьируются от ограничений в отношении российских бизнесменов до «экстремальных шагов» против суверенного долга России
Обновлено в 13:50
В Кремле отреагировали на сообщения Bloomberg о возможных новых санкциях в отношении российских бизнесменов и госдолга. Москва прорабатывает сценарии, чтобы защитить интересы страны, граждан и бизнеса, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В то же время он сказал, что угроза очередных санкций — это пока лишь сообщения СМИ, и в очередной раз назвал обвинения США в адрес России по химоружию голословными.
«Мы тщательно фиксируем подобные сообщения. Они пока являются не чем иным, как сообщениями СМИ. Но вместе с тем, конечно же, мы понимаем, что, исходя из того механизма, который задействован, например, в Вашингтоне, там анонсируется вторая часть санкций. При этом Вашингтон исходит из абсолютно безосновательного, голословного обвинения России в том, что якобы на ее территории опять же якобы имеется химическое оружие. Никаких реальных данных, говорящих об этом, нет и не может быть, ибо Россия уже давно уничтожила все запасы химического оружия, все программы, которые могут хоть как-то ассоциироваться с производством химического оружия, были свернуты в соответствии с обязательствами России по Конвенции о запрещении химического оружия. Конечно же, в России понимают это, учитывают это и прорабатывают различные сценарии с тем, чтобы наилучшим образом обеспечить и защитить интересы нашей страны, наших граждан и нашего бизнеса».
Ранее Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что Вашингтон и Лондон полны решимости наказать Россию «за применение химического оружия», одним из поводов для дополнительных мер может стать то, что Россия «продолжит препятствовать расследованию отравления Алексея Навального».
Источники агентства заявляют, что США в рамках закона о химоружии от 1991 года могут объявить о дополнительных более масштабных санкциях, если Россия не выполнит определенные условия. К ним относятся заверения в том, что Россия воздержится от применения такого оружия и разрешит инспектировать предполагаемые объекты химического оружия.
Кроме этого, если Россия будет признана виновной в серьезном нарушении международного запрета на химоружие, то президент США Джо Байден рассмотрит вопрос о введении санкций в отношении суверенного долга страны. Причем это может быть сделано в сотрудничестве с Европой.
Также США могут ввести санкции против российских бизнесменов, воспользовавшись «законом Магнитского», который позволят вводить ограничения против лиц, причастных, по мнению американских властей, к нарушениям прав человека или к коррупционным схемам.
Два года назад Минфин США выступил против распространения санкций на суверенный долг России, напоминает Bloomberg. Ведомство тогда предупреждало, что такой шаг негативно скажется на всей мировой экономике. Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев
— Нужно все-таки критически относиться к современной прессе, потому что там таких изданий, которые мы могли бы с вами назвать надежными и которые бы не стали публиковать всякого рода измышления, практически не осталось. То, что будет приниматься политическими деятелями, какие-то решения, это другое дело. Возьмем вопрос о суверенном долге: разве мы первый раз читаем такого рода информацию? Это такое нагнетание обстановки, это тоже своеобразное давление на Россию в том числе. Я не исключаю того, что такие публикации являются специальными, заказными, чтобы оказать давление. От санкций Соединенные Штаты не откажутся, но, как мы видим на примере отношений как с Китаем, так и с Россией, этому есть пределы: есть определенные проблемы, которые могут привести к непредсказуемым последствиям, другими словами, речь идет о торговой войне. Поэтому десять раз подумают, прежде чем идти на какие-то санкции, которые могут поставить крест на отношениях между странами.
— Что касается точечных санкций, направленных против отдельных людей, они наверняка еще могут быть?
— В этом у меня сомнений нет. Они сказали «А», значит, надо сказать «Б». Они обвинили, значит, надо, чтобы после обвинения последовали какие-то шаги. Конечно, последуют санкции. Это процесс не столько с Навальным связан, он связан с давлением, которое могут оказать западные страны на Россию. Это давление, как хотите его называйте, но с Навальным это мало связано. Кто сейчас про Скрипалей вспоминает? Так и здесь. У нас предстоят выборы осенью в Думу, значит, идет кампания давления на Россию для того, чтобы оказать воздействие на этот процесс. Очевидная вещь.
Санкции против российских бизнесменов выглядят наиболее вероятными. Однако и в отношении госдолга в некоторых случаях США могут ввести ограничения, считает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.
Евгений Коган президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ
США и ЕС 2 марта ввели санкции против России из-за ситуации с Алексеем Навальным. Под ограничения Вашингтона попали семь высокопоставленных должностных лиц России и три научные организации. Брюссель ввел санкции против четырех российских чиновников. В оба списка включены директор ФСИН Александр Калашников и генпрокурор России Игорь Краснов.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
возможные альтернативы — Клуб «Валдай»
Впрочем, новые американские санкции всё же таят долю неопределённости. Ключевой вопрос – будут ли США вводить ограничения в отношении обязательств российского суверенного долга? Подобная мера может нанести более серьёзный ущерб и оказать влияние на рынки.
Перспектива санкций в отношении облигаций российского правительства связана со спецификой Закона о химическом и биологическом оружии (ХБО) 1991 года. Именно он используется в качестве правовой основы для введения санкций в случае использования той или иной страной химического оружия (в США и ЕС исходят из того, что Навальный был отравлен с помощью отравляющего вещества группы «Новичок»). Закон о ХБО предполагает введение санкций в два этапа. 2 марта 2021 года был осуществлён первый этап (запрет на помощь, военные поставки и кредитование со стороны правительственных структур). В случае, если в течение трёх месяцев после первого этапа президент не предоставляет Конгрессу свидетельств о том, что страна-цель не отказалась от использования ХБО и не дала надёжных гарантий его неиспользования в будущем, вводится второй этап санкций. Здесь важно отметить, что гарантии неприменения должны определяться инспекциями ООН либо иной международной организации. Очевидно, что Россия не даст подобных гарантий и не допустит никаких инспекций. Тем более с учётом того, что, согласно заявлениям российских властей, российское химическое оружие давно уничтожено. Иными словами, второй этап санкций неизбежен. Закон о ХБО обязывает президента ввести по меньшей мере три из шести видов санкций. Наиболее неприятная из них – запрет американским банкам кредитовать российское правительство.
Прецедент использования ХБО против России уже был. Санкции вводились в связи с «делом Скрипалей». В 2018 году был осуществлён первый этап, а в 2019-м – второй. Он закреплялся исполнительным указом Дональда Трампа № 13883. В указе были отражены два вида санкций – запрет на кредитование российского правительства и блокировка помощи по линии МВФ. Затем к ним добавились и торговые ограничения. И если две последние меры были символическими, то запрет на кредитование потенциально имел более серьёзные последствия. Однако и эта мера была применена крайне ограниченно. Запрет распространялся только на российские правительственные облигации, номинированные в иностранной валюте, тогда как большая их часть номинирована в рублях. Санкции также не затронули долги российских государственных компаний.
Вообще вопрос о санкциях в отношении суверенного долга России поднимался многократно и по другим поводам. В 2017 году в рамках статьи 242 закона PL 115-44 CAATSA Конгресс обязал Минфин США дать заключение о целесообразности подобных санкций. Чиновники отметили в своём отчёте, что такие санкции нанесут ущерб России, но также чреваты колебаниями рынков и издержками для американских инвесторов. Предложения о подобных санкциях многократно фигурировали и санкционных законопроектах, включая наиболее известные – DASKA и DETER. Однако до стадии законов они не дошли. В 2019 году Госдепартамент раскритиковал DASKA.
Грядущий второй этап санкций по «делу Навального» вновь поставит вопрос об ограничениях в отношении российского суверенного долга. Здесь возможны две альтернативы. Первая – сохранение существующих ограничений, уже принятых Трампом в 2019 году, или же их косметическое расширение. Вторая – более радикальное ужесточение, в том числе распространение на облигации, номинированные в рублях. Исключать вторую альтернативу нельзя, особенно если в «деле Навального» вновь произойдёт обострение. В случае сохранения статус-кво наиболее вероятен первый вариант.
Госдолг Украины – проблема на $76 млрд. Все ли так плохо, как говорят по ТВ? Первый аналитический эксплейнер
Госдолг Украины – проблема на $76 млрд. Все ли так плохо, как говорят по ТВ? Первый аналитический эксплейнерВ ближайшие полтора года Украину ждет пик выплат по долговым обязательствам: правительству предстоит вернуть почти $10 млрд только валютного долга. У Минфина таких денег нет. Ждет ли страну дефолт? Самое время разобраться, откуда у Украины такой долг, много это или мало на фоне соседей, кому должна страна, почему правительства долгие годы жили не по средствам и как избежать дефолта в следующем году. Госдолг — это деньги, которые должен каждый украинец: примерно по $1800. Неплохо бы разобраться в «личных» финансах.
1. Большой ли государственный долг Украины и какой он у соседей?
Экономический спад 2014-2015 годов и 60-процентная девальвация гривни привели к стремительному росту отношения государственного долга к ВВП Украины: с 40% в 2013-м до 81% в 2016-м. Благодаря реструктуризации части долга в 2015 году, проведению структурных реформ и возобновлению роста экономики соотношение госдолга к ВВП удалось снизить до 72% в 2017-м, что, впрочем, остается одним из самых высоких показателей в Восточной Европе. У наших соседей Беларуси и Польши государственный долг был на уровне 50% от ВВП, а в Румынии ниже 40%.
В то же время у таких развитых стран, как США и Япония, отношение госдолга к размеру экономики значительно выше, чем в Украине (108 и 236% соответственно).
2. Кому должны и сколько?
Госдолг Украины (вместе с госгарантиями) на июнь 2018-го равен $76,3 млрд. Из них примерно 60% — внешние заимствования. Это соответствует $47,2 млрд, что в 2,6 раза больше текущего уровня валютных запасов страны. В $47,2 млрд входит $9,6 млрд гарантированного государством долга, а остальное — прямой долг Украины в виде еврооблигаций, или, как их еще называют, облигаций внешнего государственного займа (около $17,5 млрд, учитывая $3,0 млрд «российских» еврооблигаций, по которым Украина объявила дефолт), а также займов у международных организаций ($16,6 млрд, включая еврооблигации, размещенные под гарантии США) и другой задолженности ($3,5 млрд). Еще примерно $4,3 млрд — внутренние заимствования в иностранной валюте (так называемые валютные ОВГЗ — облигации внутреннего государственного займа). Следует отметить, что не все валютные заимствования лежат на плечах правительства. Приблизительно $6,8 млрд — долг НБУ перед МВФ: эта часть долга не оказывает непосредственного влияния на бюджет, так как при погашении деньги будут изъяты из золотовалютных резервов. Тем не менее снижение уровня резервов создает риск для сохранения финансовой стабильности страны.
Долг в национальной валюте — около 625 млрд грн (ОВГЗ), что составляет почти 30% общего государственного долга. Из них более половины (56%) — в собственности Нацбанка (до 2016-го НБУ финансировал дыры в госфинансах, выкупая ОВГЗ у Минфина, госбанков, Нафтогаза; такая скрытая эмиссия гривни вела к накоплению дисбалансов, которые в конечном итоге приводили к инфляции и девальвации). Около трети ОВГЗ (36%) — в собственности государственных банков (львиная доля была выпущена для докапитализации этих банков), остальное (всего 8%) держат коммерческие банки, украинские физлица и юридические компании, а также нерезиденты.
3. Почему растет госдолг?
В Украине бюджет исторически из года в год сводится с дефицитом, для компенсации разрыва между доходами и расходами используются преимущественно заимствования — внутренние и внешние. Это основная причина роста госдолга в номинальном выражении в течение уже многих лет. Кроме того, в последние годы правительство вынуждено было выпускать крупные объемы долговых инструментов для реабилитации банковской системы и привлекало финансирование от МВФ, часть которого учитывалась как гарантированный госдолг.
Рост показателя госдолг/ВВП также был вызван резкой девальвацией гривни в 2014-2015 годах, из-за которой «долларовый» размер экономики Украины сократился в два раза: со $183 млрд в 2013 году до $91 млрд в 2015-м. Поскольку валютные заимствования составляют около 2/3 государственного долга, то девальвация гривни снизила госдолг, измеряемый в долларах, незначительно. В результате за три года показатель госдолг/ВВП увеличился в два раза: с 40% в 2013 году до 81% в 2016-м.
Учитывая уже высокий уровень госдолга, для Украины критически важно вести взвешенную фискальную (бюджетную) политику. Приближающиеся выборы с «задабриванием» избирателей — существенный фактор риска. Последствия недавнего повышения пенсий и минимальной зарплаты отразились на расходах государственного бюджета: в первой половине этого года они подскочили на 25,4% г/г, заметно опередив заложенный в бюджет темп роста в +18%. При этом плановый показатель роста доходов (+16% г/г) оказался чересчур оптимистичным, и фактически по результатам 6 месяцев рост составляет 13,7% г/г из-за более низких, чем ожидалось, поступлений от акцизов, НДС, рентных платежей и прибыли НБУ. Такими темпами дефицит бюджета может оказаться выше плана (2,5% ВВП, или 82 млрд грн), что потенциально означает дополнительную потребность в заемных ресурсах и, как следствие этого, увеличение госдолга.
4. В чем основная проблема с госдолгом?
Показатель госдолга относительно размера экономики — важный, но не единственный индикатор наличия или отсутствия проблем: как уже упоминалось, некоторые развитые страны имеют очень высокое отношение долга к ВВП. Поэтому, помимо размера, также важны стоимость заимствований, валютная структура госдолга и график платежей по нему. И как раз в последнем вопросе Украина сталкивается с наибольшей проблемой: крупные выплаты по валютным долгам из госбюджета в ближайшие годы.
По нашим оценкам, пиковые валютные выплаты правительства запланированы на 2018-2019 годы: приблизительно по $6,7-6,8 млрд (с учетом валютных ОВГЗ, но без учета платежей Нацбанка по кредитам МВФ). Если в 2018-м больше половины всех платежей — это погашение валютных ОВГЗ, которые могут быть довольно легко перекрыты выпуском новых валютных облигаций на внутреннем рынке, то в следующем году 2/3 всех платежей (или $4,5 млрд) — это внешние долги. Их рефинансировать гораздо сложнее: неизвестно, захотят ли иностранные инвесторы возвращаться в Украину; получение средств от официальных кредиторов (МВФ, Всемирный банк и т.д.) требует проведения непопулярных реформ, а ресурсы, которые можно привлечь за счет выпуска валютных ОВГЗ, ограничены объемом свободной валютной ликвидности банковской системы.
Долговые платежи в национальной валюте не вызывают особого беспокойства, так как 56% всех ОВГЗ находятся в собственности НБУ и в крайнем случае могут быть реструктурированы без значительного удара по репутации Украины как заемщика. В прошлом году уже был проведен репрофайлинг — обмен гривневых ОВГЗ в портфеле НБУ на новые бонды, – благодаря чему график погашений стал более равномерным. Еще 36% всех ОВГЗ принадлежат госбанкам. Получается, что обязательства правительства перед рынком составляют всего 50-55 млрд грн, или 8% от общего портфеля ОВГЗ в нацвалюте. Банковская система Украины имеет структурный профицит гривневой ликвидности, поэтому с высокой вероятностью банки будут перевкладываться в новые ОВГЗ по мере погашения старых.
Не следует забывать о ВВП-варрантах, выпущенных во время реструктуризации внешнего долга в 2015-м. Если номинальный ВВП превысит $125,4 млрд (что, вероятно, случится уже в этом году), а темпы экономического роста будут выше 3% в 2019-м и в последующие годы, то уже в 2021-м Украине придется платить и по варрантам. При высоких темпах роста ВВП (выше 3%) максимальные платежи могут составить 1% от номинального ВВП в 2021-2025 годах (от $1-2 млрд в год).
5. Есть ли деньги на валютные выплаты?
С точки зрения правительства есть несколько источников средств для выплат по валютным долгам. Во-первых, можно перекредитоваться, или, как говорят финансисты, рефинансировать выплаты. По-простому, взять новый кредит, желательно более длинный (на больший срок) и дешевый (меньшая ставка), чтобы погасить старый. Второй источник — использовать валюту, которая накопилась с предыдущих годов. Украинское правительство на конец 2017 года имело, по оценкам экспертов, $2,4 млрд валютных остатков (технически почти вся эта сумма учитывается в резервах НБУ, но распоряжается деньгами именно правительство), а на конец июля они снизились до менее $0,8 млрд, что явно недостаточно для проведения всех выплат. Третий вариант — купить иностранную валюту за гривню на рынке или напрямую в НБУ, для чего нужно иметь хороший запас гривневой ликвидности и/или достаточное предложение иностранной валюты на рынке. Четвертый, «крайний» вариант — не платить по валютным долгам, то есть объявить дефолт и договариваться с кредиторами о реструктуризации — отсрочке выплат или списании долга (или его части).
Кредит на кредит
Может ли правительство перекредитоваться? Может, но, учитывая крупные суммы валютных выплат, для этого недостаточно будет внутренних ресурсов. Как говорилось выше, размещение валютных ОВГЗ ограничено валютной ликвидностью банков. А для привлечения займов извне Украине нужно иметь работающую программу с МВФ, то есть как минимум получить пятый транш в размере $1,9 млрд. Хотя кредит МВФ будет направлен в резервы НБУ, а не в бюджет, он откроет доступ к дешевому внешнему бюджетному финансированию, в частности, кредитам от Евросоюза и Всемирного банка. Кроме того, продолжение сотрудничества с Фондом увеличивает доверие к Украине со стороны иностранных инвесторов и позволит привлечь заимствования на внешних финансовых рынках, выпустив новые еврооблигации (ответ на вопрос «Может ли Украина выйти на рынок еврооблигаций без кредита МВФ?» см. в следующем разделе).
Купить валюты и отдать долги
А как насчет покупки валюты? Во-первых, для этого правительству понадобится большое количество гривни, с которой тоже не так все просто. На конец июля на счете правительства в Казначействе оставалось всего 2,0 млрд грн — самый низкий показатель с декабря 2013 года. Занять достаточное количество гривни на внутреннем рынке также сложно, поскольку на данный момент участники не готовы инвестировать в ОВГЗ на длительные сроки, да и ресурс не такой уж и большой: избыточная ликвидность банковской системы составляет около 60 млрд грн, что эквивалентно всего $2,3 млрд.
Независимость НБУ означает, что Центральный банк не будет «печатать» гривню под запросы правительства, так как это поставит под угрозу финансовую стабильность и «аукнется» ускорением инфляции. Во-вторых, даже если бы правительство изыскало гривневые ресурсы на необходимую сумму и покупало валюту, то это привело бы к сокращению резервов НБУ и, как следствие, росту девальвационных ожиданий и девальвационному давлению на гривню (падению ее курса). Если предположить, что Украина не сможет пополнять золотовалютные запасы, а будет только рассчитываться по своим валютным долгам, то текущего уровня резервов хватит всего лишь до середины 2020-го.
Опять дефолт
Наконец, реструктуризация или дефолт хоть и позволят снизить долговую нагрузку, но могут спровоцировать повышение спроса на иностранную валюту и девальвацию гривни, закроют для Украины внешние рынки заимствований на долгие годы, что будет сдерживать экономическое развитие в будущем, а также поставят под вопрос дальнейшее сотрудничество с геополитическими партнерами Украины — США и ЕС, погашения по кредитам которых запланированы начиная с 2019 года.
6. Можно ли привлечь средства на внешних кредитных рынках без кредита МВФ?
У Украины всегда был невысокий кредитный рейтинг, а чем он ниже, тем выше ставки, по которым страна может привлечь кредиты. Политические и экономические потрясения 2014-го еще больше понизили оценку, а реструктуризация внешнего долга в 2015-м даже опустила рейтинг страны до дефолтного уровня (на короткое время). Но сразу после окончания реструктуризации оценка Украины как заемщика вернулась на уровень 2013-го: во многом благодаря сотрудничеству с МВФ и проведению структурных реформ.
Впрочем, иностранные инвесторы с опаской относились к Украине, и доступ страны на мировой долговой рынок был очень ограниченным. За последние годы, если не считать размещения под гарантии США, Украина разместила только 15-летние еврооблигации на $3 млрд в сентябре 2017-го. Было подобрано очень удачное время – благоприятная конъюнктура внешних рынков и прогресс с программой МВФ. Однако даже при таком удачном стечении обстоятельств доходность еврооблигаций оказалась 7,375%. Это довольно высокая цена. Например, в мае того же года Сенегал разместил 16-летние еврооблигации с доходностью 6,250%, а в октябре Венгрия выпустила 10-летние еврооблигации, номинированные в евро, с доходностью 1,750%.
Летом 2018-го ситуация совсем иная: мир стоит на грани масштабных торговых войн, США уверенно повышает ключевую ставку ФРС (это приводит к росту доходности американского долга, что тянет вверх стоимость долга для других стран). Отсутствие прогресса в программе МВФ, а также постоянные политические потрясения, такие как недавнее увольнение министра финансов, не способствуют росту привлекательности украинских еврооблигаций. В таких условиях заимствование на внешних рынках может оказаться чрезвычайно дорогим или, что более вероятно, вообще не состояться из-за отсутствия спроса на украинский риск со стороны частных кредиторов.
7. Что дальше?
Наиболее вероятный и, пожалуй, самый благоприятный сценарий для Украины — это выполнить оставшиеся обязательства перед МВФ: принять новую формулу расчета газовых тарифов и улучшить показатели бюджета, чтобы получить транш в размере $1,9 млрд. После этого откроется доступ к 1 млрд евро от ЕС (два транша по 500 млн евро) и к около $0,8 млрд кредитных ресурсов Всемирного банка.
Как следствие, из $9,8 млрд выплат по валютным долгам правительства до конца 2019-го Украина сможет рефинансировать почти $2 млрд дешевыми деньгами Всемирного банка и ЕС. Еще $3,8 млрд — это валютные ОВГЗ, и они, очевидно, будут рефинансированы за счет выпуска новых бумаг. В результате останется $4 млрд, часть которых может быть рефинансирована выпуском новых еврооблигаций (хотя это будет дороже, и объемы могут оказаться меньшими, чем в прошлый раз), а также за счет увеличения объема выпуска дополнительных валютных ОВГЗ и/или покупки валюты из резервов НБУ (при увеличении выпуска гривневых ОВГЗ). В последнем случае произойдет сокращение резервов НБУ, но не такое значительное и опасное, как при необходимости погашать долг без помощи международных партнеров.
Менее вероятный сценарий — это прекращение сотрудничества с МВФ и, скорее всего, дефолт по внешним долгам, так как без поддержки МВФ не удастся привлечь достаточные объемы финансирования. Как уже отмечалось ранее, погашать валютные долги за счет только внутренних заимствований будет сложно, если не сказать невозможно: на рынке просто недостаточно свободной гривневой и валютной ликвидности. При этом печатание новых денег приведет к раскручиванию инфляции и росту девальвационного давления на гривню. Более того, доверие международных партнеров будет утеряно. На фоне приближающихся выборов такая ситуация будет использована оппозицией против правящей власти, что ударит по ее рейтингам гораздо сильнее, чем поведение ряда непопулярных реформ, необходимых для восстановления сотрудничества с МВФ.
Материал подготовлен на основе отчета Отдела рыночных исследований банка Пивденный, с оригинальной версией которого вы можете ознакомиться по ссылке.
Санкции США в отношении суверенного долга России официально вступят в силу в понедельник — Business & Economy
ВАШИНГТОН, 14 июня. / ТАСС /. Санкции США в отношении ряда сделок с суверенным долгом России, объявленные еще в апреле, официально вступят в силу в понедельник.
Речь идет об очередном пакете антироссийских ограничений, объявила администрация США 15 апреля. Вашингтон также уточнил сроки их вступления в силу.
Президент США Джо Байден подписал указ о введении санкций в отношении России 15 апреля.В частности, США запрещают своим компаниям напрямую приобретать российские долговые обязательства, выпущенные Центральным банком, Фондом национального благосостояния и Министерством финансов после 14 июня 2021 года.
Кроме того, отметила администрация, американским финансовым учреждениям запрещено ссужать рублевые или нерублевые средства этим трем организациям. Ограничения продлили существующие запреты на операции с суверенными долговыми обязательствами России, которые действуют с августа 2019 года.
В то время американским банкам было запрещено покупать российские нерублевые государственные облигации на первичном рынке и предоставлять нерублевые ссуды российским властям. Теперь американские власти запретили им участвовать в первичных размещениях новых выпусков рублевых государственных облигаций. Это касается ценных бумаг, выпущенных после 14 июня 2021 года. Действующий запрет распространяется только на вновь выпущенные рублевые суверенные долговые обязательства на первичном рынке, но не на вторичный рынок и не на существующих держателей суверенных долговых обязательств.
Влияние новых санкций
В апреле ряд экспертов, опрошенных ТАСС, заявили, что влияние новых санкций на рубль продлится недолго. Тогда российский фондовый рынок довольно спокойно отреагировал на ограничения. Эксперты отметили, что Вашингтон ввел более мягкие ограничения по сравнению с ожидаемой жесткой реакцией вашингтонской администрации — полным запретом любых действий, связанных с выпуском госдолга России. В этом случае американские инвесторы будут вынуждены продать имеющиеся у них ценные бумаги.
В апреле исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев заявил ТАСС, что введение санкций по госдолгу России не вызовет больших проблем.
По его словам, если банкам не хватит ликвидности, они смогут получить необходимые ресурсы от Банка России.
Мурычев также отметил, что, по его мнению, те компании, которые инвестировали в российскую экономику, вряд ли откажутся от работы в РФ.
В свою очередь министр финансов России Антон Силуанов заявил, что санкции США в отношении суверенного долга страны позволяют говорить об упущенной выгоде финансовых институтов США, поскольку в структуре облигаций федерального займа преобладают российские инвесторы. По его словам, на финансовом рынке России достаточно инструментов для укрепления стабильности, они будут использованы в случае необходимости. Силуанов подчеркнул, что временно свободные средства на едином казначейском счете (в размере более четырех триллионов рублей — 55 миллиардов долларов) обеспечивают достаточную гибкость в этом отношении.
Кроме того, как сообщило международное рейтинговое агентство Moody’s в своем апрельском комментарии, высокие финансовые резервы России позволят стране справиться с негативным эффектом санкций.
С учетом санкций по суверенному долгу России
С началом нового Конгресса законодателям предстоит решить, вводить ли санкции в отношении новой эмиссии суверенного долга России. В прошлом году Сенат рассмотрел вопрос о введении санкций в отношении нового суверенного долга России в Законе о защите американской безопасности от агрессии Кремля от 2018 года (DASKAA).Однако DASKAA потребовала бы новых санкций без четкого набора политических целей. Закон был принят даже после того, как в отчете Казначейства было обнаружено, что санкции в отношении суверенного долга России могут иметь значительные побочные эффекты для финансовых рынков. Хотя санкции в отношении суверенного долга являются потенциально мощным сдерживающим средством, которое Конгресс должен включить в новые санкции, директивные органы должны также сформулировать четкие цели политики наряду с введением санкций в отношении суверенного долга, чтобы максимально использовать их разрушительное воздействие.
В прошлом году официальное предложение Конгресса США о санкциях в отношении суверенного долга привело к резкому скачку доходности российских облигаций и к падению курса рубля. Подобно санкциям в отношении EN + и Русала, которые вызвали серьезные сбои на рынках в апреле, новые санкции в отношении суверенного долга вызовут значительную распродажу существующего российского долга. По данным Центрального банка России, нерезиденты владеют почти 25 процентами российских внутренних облигаций (ОФЗ) и почти половиной российских еврооблигаций. Многие из этих инвесторов хотели бы избежать риска и хлопот, связанных с продолжением удержания российского долга, даже если санкции будут введены только в отношении нового долга.Рубль также, вероятно, сильно пострадает. Он упал более чем на 4 процента в день объявления санкций EN + и Русала, и подобное падение, вероятно, будет сопровождать санкции по суверенному долгу.
Правительство России может по-прежнему продолжать свою текущую политику, но это не может удерживать американских законодателей от политических действий.
В то же время у правительства России есть ряд резервов от санкций по суверенному долгу.Это означает, что санкции США в отношении суверенного долга России могут не нанести того удара, который намерены законодателями, но также они могут оказаться не столь радикальными, как прогнозировалось. У России очень низкое соотношение долга к ВВП — всего 15,3 процента, и Банк России смог поддерживать значительные международные резервы в размере почти 470 миллиардов долларов на конец 2018 года. Кроме того, Россия недавно выпустила больше еврооблигаций в конце ноября. отчасти для того, чтобы избавиться от зависимости от доллара. Все это дает российскому правительству некоторую передышку для бюджета и защиту от наихудших последствий санкций по суверенному долгу.
Но не заблуждайтесь, новые санкции по суверенному долгу все равно будут разрушительными. Они, безусловно, повредят перспективам экономического роста России и увеличат стоимость финансирования для российского правительства.
Учитывая силу санкций в отношении суверенного долга и нарушения, которые они могут вызвать на рынках, Конгрессу следует рассматривать их в качестве существенного сдерживающего фактора, которым они могут быть. Правительство России может продолжать свою нынешнюю политику, но это не может обескуражить У.С. Законодатели от политики действий. Законодатели должны принять этот решительный ответ для решения проблемы продолжающегося вмешательства в выборы и эскалации конфликта в Украине. Однако они должны проявлять бдительность, чтобы увязать введение суверенных долговых санкций с четко сформулированными целями по преодолению последствий и очень непростыми отношениями с Россией.
Сэм Доршимер — научный сотрудник программы по энергетике, экономике и безопасности Центра новой американской безопасности.
Читать полный текст CNAS «U.С. Стратегии противодействия России », серия комментариев ниже:
Включение санкций в стратегию США и России
Перспективы трансатлантического сотрудничества по политике в отношении России
Российская внутренняя политика и развитие сотрудничества России и Китая
Макроэкономические уязвимости России
Государственный долг
Возвращаемое правило распределения нефтегазовых доходов в процесс планирования бюджета, стремится снизить подверженность государственного бюджета неустойчивые колебания цен на нефть.Новые элементы более консервативного финансового политика, такая как законодательно установленный лимит государственных расходов и «автоматический» накопление части нефтегазовых доходов в суверенных фондах, позволит в среднесрочной перспективе для повышения устойчивости бюджетной системы умеренный дефицит федерального бюджета в 2013 и 2014 годах и сбалансированный бюджет в 2015 году. государственные заимствования на рынках капитала будут основным источником финансирования дефицит федерального бюджета.Объем предполагаемого выпуска государственных ценных бумаг преимущественно на внутреннем рынке облигаций может составить до 1,2 трлн руб. в год.Привлечение заемного капитала на рынках на приемлемых условиях и в требуемая сумма будет сложной задачей. В этом контексте, продолжая уделять приоритетное внимание развитие внутреннего долгового рынка считается важнейшим цель государственной долговой политики на среднесрочную перспективу. Необходимо заполнить инициировал реформы, направленные на либерализацию рынка и модернизацию своего инфраструктура.Ключевыми задачами в этом отношении остается расширение инвестора. база и создание удобных и конкурентных условий для рынка участников.
Политика государственного долга в 2013-2015 гг. Будет ориентирована на финансирование федерального бюджета. дефицит бюджета за счет эмиссии во внутреннем и международном капитале рынков на выгодных условиях, обеспечивая оптимальный баланс между доходностью и дюрация суверенных долговых обязательств, поддержание кредитных рейтингов России на высоком уровне уровня, и установление адекватных рыночных ориентиров для российских корпоративных заемщики.В то же время политика будет направлена на улучшение системы мониторинг внешних заимствований корпоративного сектора и механизма предоставление государственных гарантий.
Защита выборов в США путем введения санкций по суверенному долгу России
С октября 2016 года разведывательное сообщество неоднократно публично предупреждало о том, что правительство России активно вмешивается в выборы в США. За последние три месяца офис директора национальной разведки (ODNI), директор ФБР и министерство финансов публично подтвердили, что Россия работает над тем, чтобы повлиять на U.С. выборы.
Что сделала администрация Трампа, чтобы привлечь Россию к ответственности за эти нападения на нашу демократию? Очень мало. Из ограниченных мер, которые администрация предприняла в ответ на злонамеренные действия России, лишь немногие из них наложили какие-либо значимые новые санкции непосредственно на правительство России или на президента России Владимира Путина Владимира Владимировича Путина Международная коалиция арестовала «многообещающих» хакеров, участвовавших в атаках программ-вымогателей, победила Москва » Мы на стороне Вашингтона против Пекина только потому, что мы думаем, что Россия должна заявить, что впервые запустила гиперзвуковую ракету с подводной лодки.
Например, 30 сентября 2019 г. Министерство финансов объявило о новых санкциях в ответ на вмешательство России в промежуточные выборы в США в 2018 г. Однако эти санкции были направлены не против российских чиновников или самого правительства, а против Агентства интернет-исследований, частной компании, связанной с Кремлем, и лиц, связанных с этой компанией. Совсем недавно, 10 сентября 2020 года, Минфин ввел санкции против Андрея Деркача, депутата украинского парламента и «российского агента», за его попытки повлиять на U.С. выборы. Опять же, администрация не смогла напрямую наказать российское правительство или каких-либо реальных российских чиновников. Частная компания и отдельные лица, которые были «подвергнуты санкциям», не имеют известного желания посетить США, и администрация не представила доказательств того, что у них есть здесь активы, что делает «санкции» в значительной степени бессмысленными.
Перед лицом этого бездействия председатель Комитета по финансовым услугам Максин Уотерс Максин Мур Уотерс Правосудие Красной королевы Байдена: как он разрушил расследование и репутацию пограничных агентов Отчет Хилла в 12:30 — Представлено Facebook — Аризона пересчитывает, чтобы показать потерю Трампа еще шире Байден критикует обращение с гаитянами как «смущение» БОЛЬШЕ (D-Calif.) и я вместе с председателем Комитета по надзору и реформам Кэролайн Мэлони Кэролин Мэлони Ночное здравоохранение — Представлено Altria — Падение в случаях COVID-19 дает возможный знак надежды. Hillicon Valley — Представлено Ericsson — Сенаторы готовятся к тому, чтобы Facebook услышал БОЛЬШЕ, Председатель Подкомитета по надзору за финансовыми услугами и расследованиям Эл Грин, Александр (Аль) Н. Грин Депортация гаитян вызывает озабоченность по поводу экологических беженцев Утренний отчет Hill’s — Представлено Alibaba — Механизмы начинают меняться в Конгрессе из-за застойной повестки дня Байдена Предлагаемая карта Техаса добавляет два новых избирательных округа в Остин, Хьюстон MORE и вице-председатель по финансовым услугам Майкл Сан Николас представили Закон о безопасности, закон, который заблокирует доступ правительства России к США.S. рынки капитала для будущих государственных заимствований, пока оно не прекратит вмешательство в выборы в США. Закон о безопасности полностью отражает поправку к Закону о разрешении национальной обороны на 2020 финансовый год, которую возглавляли председатель Уотерс и я и которая была единогласно принята Палатой представителей.
Хотя эти санкции окажут значительное экономическое давление на российское правительство, они также представляют собой взвешенную реакцию, гарантирующую, что затраты не перевешивают выгоды. Среди европейских стран Россия в последние годы поддерживала относительно низкий уровень долга по отношению к ВВП и занимает четвертое место в мире по золотовалютным резервам.Однако российская экономика столкнулась со значительным напряжением из-за пандемии и падения цен на нефть более чем на 75 процентов в начале этого года.
В результате реакции России на кризис долг России по отношению к ВВП увеличился с 12,3 процента до 19 процентов в течение года, при этом ожидается, что объем новых государственных займов превысит 65 миллиардов долларов в 2020 году, что является максимальным за 15 лет . Правительство России также, похоже, готово сократить военные расходы на 5 процентов в 2021 году. Это станет первым случаем с 2014 года, когда российские расходы на оборону упадут ниже суммы, затрачиваемой на поддерживаемые государством отрасли.
Между тем иностранные инвестиции в российский суверенный долг оставались относительно стабильными на протяжении всего кризиса, показывая сокращение иностранных вложений в российские государственные ОФЗ менее чем на 0,5 процента за последние 12 месяцев. Многие связывают этот непрекращающийся аппетит инвесторов к российскому государственному долгу с неоднократными отказами США и других стран наложить серьезные штрафы на Россию за ее вмешательство в выборы и другие злонамеренные действия по всему миру.
Без сомнения, спрос со стороны инвесторов также был поддержан заявлениями в начале этого года рейтинговых агентств Moody’s и S&P о том, что, несмотря на экономический спад, оба банка сохранят свои инвестиционные рейтинги по российскому государственному долгу.Однако Moody’s также отметило в своем отчете, что одним из факторов, который может привести к понижению кредитного рейтинга, будет введение санкций, влияющих на способность России обслуживать или рефинансировать свой долг. Отдельный анализ, проведенный российской кредитно-рейтинговым агентством «» АКРА, также предполагает, что санкция в отношении суверенного долга может увеличить стоимость заимствований для правительства России на 0,5–0,8 процента.
Запрещение России полагаться на американских инвесторов в отношении новых государственных займов вряд ли нанесет ущерб российской экономике.Но это окажет значительное экономическое давление непосредственно на российское правительство, увеличивая его стоимость заимствования, вероятно, на сотни миллионов долларов и потенциально требуя дополнительного сокращения федеральных расходов и повышения налогов. Это также еще больше изолирует Россию от международной экономики и сделает экономику страны еще более зависимой от состояния все более неустойчивых мировых нефтяных рынков. Кроме того, санкция в отношении суверенного долга гарантирует, что американские инвесторы не будут косвенно финансировать эти иностранные усилия, направленные на подрыв нашей демократии.
До тех пор, пока мы не дадим четкое сообщение Владимиру Путину о серьезных последствиях нарушения его правительством нашего суверенитета путем вмешательства в выборы, Россия не остановится. Лишение российского правительства доступа к рынкам капитала США — первый и самый важный шаг, который Соединенные Штаты могут сделать для этого.
Шерман является членом комитета Палаты представителей по финансовым услугам.
США вводят новые санкции против России в отношении государственного долга, технологических компаний и Крыма — международный закон
По всему миру: U.С. вводит новые санкции против России в отношении государственного долга, технологических компаний и Крыма
19 апреля 2021 г.
Kelley Drye & Warren LLP
Чтобы распечатать эту статью, все, что вам нужно, — это зарегистрироваться или войти в систему на Mondaq.com.
Сегодня США объявили о новых санкциях против России в ответ на широко распространенную хакерскую кампанию, нацеленную на Соединенные Штаты, предполагаемое вмешательство в выборы в США и другие «злонамеренные» действия со стороны правительства России. Сегодняшние действия включают санкции по сделкам в первичный рынок суверенного долга России, российские технологические компании, стороны, участвующие в вмешательстве в выборы, и стороны, участвующие в Российская администрация Крымской области.Важно отметить, что новые меры включать исполнительный приказ (E.O.), который разрешает OFAC и другие правительственные учреждения США, чтобы наложить дополнительные значительные санкции против России в будущем, если будет сочтено необходимым. В E.O. отчасти призвано сдерживать будущие действия российских правительство, враждебное интересам США.
Новое распоряжение
Сегодняшний E.O. наделяет OFAC широкими полномочиями навязывать существенные новые санкции против России в будущем, если отношения между США и Россией продолжают ухудшаться.В E.O. позволяет OFAC по согласованию с Государственным секретарем налагать санкции на широкий круг лиц и секторов Экономика России, в том числе:
- Стороны, работающие в российском технологическом секторе;
- Стороны, работающие в сфере обороны России или связанных с ней материальных средств сектор;
- Стороны, осуществляющие деятельность в любом другом секторе экономики России определены министром финансов в будущем;
- Сторон, участвующих в деятельности правительства РФ
относится к:
- Кибератаки;
- Помехи в U.С. или выборы в иностранное правительство;
- Действия, подрывающие демократический процесс в США или за границу;
- Транзакционная коррупция;
- Убийство или преследование лиц США или граждан США. союзников и партнеров США;
- Нарушение мира, безопасности, стабильности или территориального целостность США, их союзников или партнеров; или
- Обманные или структурированные транзакции, в том числе с использованием цифровой валюты или других активов, чтобы обойти U.С. санкции;
- Руководители, должностные лица, старшие должностные лица или члены совет директоров правительства России или юридических лиц вовлечены в вышеуказанную деятельность или другие лица, подпадающие под санкции;
- Политические подразделения, агентства или органы Правительство России;
- Любая сторона, находящаяся в собственности или под контролем, или действующая от имени правительства России или любой стороны, подпадающей под санкции в соответствии с новый E.O .;
- Любой гражданин России, гражданин или компания, имеющая материально поддерживаемые правительства, на которые распространяются блокирующие санкции США; и
- россиян, нарушающих поставки природного газа в Европу, Кавказ или Азия.
Добавления в список SDN: технологические компании, Крым и вмешательство в выборы
Согласно новому закону E.O. и существующие санкционные органы, OFAC добавило ряд физических и юридических лиц в свой список Особо обозначенные граждане (список SDN).Жители США в целом запрещено вести дела с лицами, подпадающими под санкции, и с любыми организациями, прямо или косвенно владеющими 50 или более процентами, SDN. Кроме того, любое имущество или интересы в имуществе находящиеся во владении или под контролем США лица должны быть формально «заблокирован» и передан в OFAC.
Сегодняшних обозначений включено:
- Шесть технологических компаний, поддерживающих правительство России разведывательные операции;
- Восемь сторон, участвовавших в строительстве моста соединяющий Крым с материковой частью России и / или участвующий в утверждение государственной власти России в регионе; и
- 16 партий, участвовавших во вмешательстве в выборы.
Санкции на первичном рынке суверенного долга России
Сегодня OFAC также выпустило директиву, запрещающую финансовую учреждений от участия на первичном рынке за рубль или нерублевые облигации, выпущенные после 14 июня 2021 г. Центральный банк России, министерство финансов или суверенное богатство фонд. Директива также запрещает финансовым учреждениям США кредитование этих организаций рублевыми или нерублевыми средствами. Эти санкции расширить существующие ограничения по суверенному долгу, введенные в 2019 г. Закон о биологическом оружии.
Примечательно, что запреты не распространяются на какие-либо организации, находящиеся в собственности, прямо или косвенно, 50 или более процентов тремя названными Российские компании и не применяются к сделкам с вторичными облигациями. рынок.
Что это значит?
Компании, ведущие деятельность на российском рынке или выходящие на него следует и дальше внимательно следить за этим пространством. Сегодняшнее действие, хотя и значительный сам по себе, это откалиброванный ход, разработанный чтобы сигнализировать о том, что у США есть инструменты для эскалации санкции против правительства и экономики России.Дальше события вероятны в этот период повышенной напряженности между двумя странами.
Данная статья предназначена для ознакомления руководство по предмету. Следует обратиться за консультацией к специалисту. о ваших конкретных обстоятельствах.
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ ПО: Международное право во всем мире
Суверенный долг и МВФ: пример России и уроки для Европы
Российского дефолта 1998 года можно было избежать на очень поздней стадии.Мартин Гилман, бывший старший представитель Международного валютного фонда (МВФ) в России и директор Центра перспективных исследований при Высшей школе экономики в Москве, проанализировал кризис и извлеченные из него уроки во время презентации своей новой книги No Precedent , Нет плана: дефолт изнутри России 1998 г., в Московском Центре Карнеги. Модератором выступил Сэм Грин из Карнеги.
Россия и МВФ: маловероятное партнерство
- Россия после распада: Россия вышла из распада Советского Союза в конце 1991 года.Страна столкнулась с беспрецедентным вызовом, в котором не было планов или простых решений, как двигаться вперед. В результате политический ответ России на экономический коллапс, вызванный распадом Советского Союза, был хаотичным.
- Задача МВФ: Гилман, который в то время входил в состав миссии МВФ в России, признал, что он не является беспристрастным наблюдателем этих событий, поскольку он участвовал во встречах между МВФ и российскими властями.По его словам, начиная с 1992 года, когда МВФ впервые сотрудничал с Россией, эта страна представляла собой огромную проблему. МВФ традиционно помогал странам, у которых были временные проблемы с платежным балансом, и которые не были готовы справиться с кризисом экономики. Несмотря на то, что МВФ был задействован, поскольку не было альтернативы, его влияние (и влияние «большой семерки») было незначительным.
Кризис не был предопределен
- Создание рынка ГКО: Многие наблюдатели считают, что создание ГКО (краткосрочных государственных облигаций) привело к формированию схемы Понци, что, в свою очередь, вызвало кризис.Гилман, однако, утверждал, что рынок ГКО был создан с добрыми намерениями — расширить и углубить рынок, предоставить кредиты тем, кто не имел доступа к Центральному банку, снизить процентные ставки и предоставить ориентиры для частного сектора.
- Роль фискальной политики: Хотя фискальная политика не поспевала за денежно-кредитными реформами, Гилман утверждал, что это не было преднамеренным и не привело к дефолту. Однако он отметил, что настоящим поворотным моментом для России, возможно, стало 23 марта 1998 года, когда президент Борис Ельцин уволил своего премьер-министра Виктора Черномырдина.Премьер-министр понимал экономику лучше, чем кто-либо другой в то время, и признал, что фискальная политика должна быть под контролем, особенно получение доходов.
- Факторы, которые часто обвиняют: Наблюдатели предлагали различные причины кризиса в России, но Гилман утверждал, что каждая из них была несовершенной. Некоторые эксперты утверждали, что долговое бремя России после распада Советского Союза было слишком высоким — но, включая 102 миллиарда долларов советского долга, общий долг России в то время составлял всего 63 процента ее ВВП, что намного лучше, чем у многих крупных экономик (включая США, Великобритания, Бразилия и Индия) в 2010 г.По словам Гилмана, азиатский кризис, осложнивший ситуацию в России, и тот факт, что многие олигархи перестали платить налоги после «покупки» переизбрания Ельцина 1996 года, также не являются виноватыми.
Что произошло на самом деле
- Соотношение запасов и потока долга: Настоящей причиной кризиса стал рынок ГКО на сумму 55 миллиардов долларов, который составлял лишь 27 процентов от общего долга России, сказал Гилман. Кризис возник не из-за самого уровня долга, а из-за его потока — обслуживать долг стало слишком дорого каждую неделю, когда рынок был «очищен» (все долги и платежи были согласованы), а ставки быстро менялись на нервном рынке, который стал неустойчивым.
- Редкий дефолт: Несмотря на это, Гилман утверждал, что кризиса все же можно избежать: властям нужно было только убедить рынок в том, что деньги будут возвращены. Он указал, что дефолт по суверенному государственному долгу случается крайне редко просто потому, что правительство всегда может напечатать деньги для погашения своего долга. Он отметил, что Россия объявила дефолт по своему внешнему долгу не потому, что хотела сохранить доверие к себе в международном сообществе.
- Почему Россия не печатала деньги: Однако Россия решила не печатать дополнительные деньги.К середине 1998 года двумя крупнейшими достижениями Ельцина были стабилизация рубля и сдерживание инфляции. Печать большего количества денег свела бы на нет эти достижения и, возможно, даже создала бы гиперинфляцию, подобную Веймарской. Россия, по словам Гилмана, сочла целесообразным атаковать небольшой сегмент рынка ГКО.
Уроки для России и мира
- Уроки для России: Ссылаясь на беседу с Эльвирой Набиуллиной, министром экономического развития России, Гилман сказал, что многие официальные лица считают, что МВФ и другие учреждения сыграли второстепенную роль в самом кризисе.Однако они заявили, что работа с МВФ научила российские власти более всесторонне осмысливать проблемы. После этого опыта российский подход к экономическим и финансовым проблемам стал гораздо более прагматичным.
- Уроки для мира: Гилман считает, что мир не усвоил эти уроки. Хотя была проделана большая работа по определению вероятности кризисов с использованием таких соотношений, как запасы и потоки долга, а также отношение краткосрочного валютного долга к резервам, европейский долговой кризис 2010 года по-прежнему застал большинство наблюдателей врасплох.По словам Гилмана, правительства привыкли занимать деньги под низкие процентные ставки, а не увеличивать доходы, как это произошло в Греции и Ирландии, где уровень долга остается очень высоким. Гилман пришел к выводу, что рынки никогда не поверят, что Европа объявит дефолт по своему долгу, пока она действительно не сделает этого. Между тем, он пришел к выводу, что за результатами предстоящих выборов в Ирландии будет интересно наблюдать, особенно если они откроют новый подход к решению проблемы государственного долга.
Новые санкции США в отношении России нацелены на некоторых кибер-субъектов и суверенный долг
Что произошло
15 апреля 2021 года президент Байден издал Указ о введении новых санкций в отношении Российской Федерации, ссылаясь на вмешательство в выборы, злонамеренные кибератаки и другие действия России за рубежом (Указ).В соответствии с полномочиями, предоставленными Приказом, Министерство финансов США предприняло два отдельных шага. Первый , он ввел блокирующие санкции в отношении шести технологических компаний, поддерживающих российские спецслужбы. Второй, , он выпустил директиву в соответствии с Приказом (Директива 1), в целом запрещающим участие финансовых учреждений США на первичном рынке российских суверенных долговых обязательств, выпущенных после 14 июня 2021 года.
Фон
Орден представляет собой первое действие администрации Байдена против Российской Федерации и следует за сообщениями правительства США о том, что поддерживаемые Россией группы несут ответственность за кибератаку SolarWinds в 2020 году, в результате которой тысячи организаций по всему миру оказались уязвимыми и взломали несколько ведомств правительства США. а также сообщения о поддерживаемых Россией усилиях по вмешательству в президентские выборы в США 2020 года с помощью злонамеренных киберпреступников.
Предыдущие указы санкционировали наложение санкций на блокировку физических и юридических лиц, ответственных за кибератаки. Исполнительный указ 13694 (2015), изданный в соответствии с Законом о международных чрезвычайных полномочиях (50 USC §§ 1701 и след. ) (IEEPA) и Национальным Законом о чрезвычайных ситуациях (50 USC §§ 1601 и след. ), объявлен национальным чрезвычайная ситуация для борьбы с угрозами, создаваемыми национальной безопасности, внешней политике и экономике Соединенных Штатов в результате злонамеренных действий в киберпространстве, исходящих из-за пределов Соединенных Штатов.Программа санкций OFAC в отношении киберпространства в соответствии с EO 13694 и исполнительные правила OFAC (31 C.F.R., часть 578) налагают блокирующие санкции на злоумышленников. Эта программа ранее использовалась для нацеливания на злоумышленников и других лиц.
Новые санкции за блокировку
Блокирующие санкции остаются важным инструментом против злонамеренных киберпреступников. Согласно приказу, министерство финансов ввело блокирующие санкции в отношении шести компаний, обозначенных как российские компании в технологическом секторе, поддерживающем российские спецслужбы, в частности, связав эти компании с кибератаками в Соединенных Штатах и за рубежом.Одновременно OFAC выпустило руководство, разъясняющее, что организации, ранее определенные как действующие в оборонном и связанном с материальным сектором Российской Федерации в соответствии с Директивой 3 Исполнительного приказа 13662, не блокируются автоматически Приказом, если только к таким организациям не применяются санкции в соответствии с действиями, предпринятыми в соответствии с Приказом. (В то же время OFAC отдельно ввело блокирующие санкции в соответствии с другими указами в отношении 16 физических и 16 юридических лиц, которые пытались повлиять на исход президентских выборов в США в 2020 году.)
Новый запрет на первичные операции с некоторыми российскими государственными долгами
Приказ также расширяет полномочия Министерства финансов по введению санкций против злоумышленников, связанных с правительством России, для выполнения целей Приказа. В соответствии с этими полномочиями Министерство финансов издало Директиву 1, которая запрещает финансовым учреждениям США участвовать на первичном рынке облигаций, выпущенных после 14 июня 2021 года Центральным банком Российской Федерации, Фондом национального благосостояния Российской Федерации, или Министерство финансов Российской Федерации, а также запрещает финансовым учреждениям США кредитовать эти три учреждения.Этот запрет не ограничивает финансовые учреждения США в отношении операций с такими облигациями, выпущенными до 14 июля 2021 года, и не нацелен на деятельность иностранных банков или финансовых компаний. В руководстве OFAC по Директиве 1 уточняется, что финансовым учреждениям США не запрещено участвовать на вторичном рынке российских облигаций и что правило OFAC о 50% (для применения санкций к дочерним компаниям организаций, подпадающих под санкции) не применяется к Директиве 1.
Возможный сигнал о будущем направлении российских санкций
Широкое разрешение Приказа налагать санкции на злонамеренных российских киберпреступников предполагает, что запрет Директивой 1 на операции с российскими суверенными долговыми обязательствами — рублевыми или нерублевыми — трех указанных российских финансовых организаций является предупреждением.Банкам США было запрещено участвовать на первичном рынке нерублевых облигаций, деноминированных в , выпущенных российским суверенным государством, и выдавать в кредит нерублевых денежных средств российскому государству в соответствии с предыдущей директивой OFAC от 2 августа 2019 года, выпущенной на основании Правительственный указ 13883 и Закон 1991 года о контроле за химическим и биологическим оружием и ликвидации военных предстоящие действия.
Физические лица и компании, работающие в технологическом и финансовом секторах России, должны принять во внимание Приказ и Директиву 1 как сигнал о возможной траектории новой администрации в отношении секторальных санкций в отношении суверенного долга России. Кроме того, что касается блокирования санкций, Приказ подчеркивает критическую важность процедур проверки в этих секторах и выявления истинных прав собственности контрагентов для предотвращения нарушений санкций.
Практика ПОД и экономических санкций Hunton Andrews Kurth LLP будет продолжать внимательно следить за развитием этого и других санкционных вопросов США. Свяжитесь с нами, если у вас есть какие-либо вопросы или вы хотите получить дополнительную информацию об этих новых разработках или других вопросах, связанных с санкциями OFAC.
.