Сочинение итоговое вступление – Клише для итогового сочинения 2019 по литературе / Блог :: Бингоскул

Содержание

Итоговое сочинение: Как писать вступление

Вступление может:

         — вводить в тему текста;

         — сообщать об основной проблеме текста;

         — быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать;

         — определять круг проблем, затронутых автором;

         — содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

Форма вступления:                                              

—   лирическое размышление;                               

—   ряд риторических вопросов, созвуч-                  

     ных теме (идее, проблеме текста)                  

—   рассуждение о заглавии, которое ты бы             

    дал этому тексту;                                               

—   ряд назывных предложений, создающих        

    образную картину (по ассоциации с проб-         

    лематикой)                                                           

—   цитата, пословица, поговорка, содержа-             

     щая основную мысль текста (может быть      

     выходом на проблему)                                        

—   ключевое слово ( с комментарием)                   

—   иллюстрация фактом основной мысли;               

—   диалог с воображаемым собеседником             

    о теме, идее или проблеме текста.      

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ
                                            Примеры вступлений к сочинению:

1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2. О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье 

4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.


Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» — так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7. (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.


9.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.


10.Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …


11.(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.


12.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).


13.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …


14.(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .


15.«…,» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы.Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

sochineniye.blogspot.com

Конспект урока .Работа над вступлением к итоговому сочинению по литературе.

Конспект урока.

Тема урока: «Работа над вступлением к итоговому сочинению по литературе».

Цели урока:

Предметные: умение выбрать одну тему; умение найти ключевые слова и на их основе сформулировать вступление к сочинению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Личностные: умение аргументировать свои доводы, умение устанавливать контакт с одноклассниками в группе, формирование

нравственных качеств учащихся (толерантности).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Задача нашего урока — научиться писать вступление к итоговому сочинению по литературе. Но для этого вы должны уметь выбрать тему из предложенных пяти тем.

Давайте вспомним из предыдущего урока, как могут быть сформулированы темы.

Они могут быть сформулированы в форме вопроса «Должен ли разумный человек жить чувствами?», в форме высказывания (афоризма, пословицы) «Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви» Сент-Экзюпери, в форме назывного (номинативного) предложения «Сплав разума и чувства », в форме утверждения «Любовь к родине – это проявление разума».

II. Работа над выбором темы.

Выбирая тему, подумайте, сможете ли вы подобрать аргументы, не жалейте для этого времени и только потом приступайте к работе.

Представьте, что, выйдя из дома, вы вдруг понимаете, что забыли ключи, а без них вы не можете попасть в дом. Так и ключевые слова помогают нам проникнуть в смысл текста, в данном случае, в смысл темы, предложенной для сочинения.

Давайте попробуем найти ключевые слова в предложенной теме.

Прочитайте внимательно тему сочинения и найдите ключевые слова. Тема: Что руководит поступками человека: чувства или разум? (Ключевые слова: руководят разум и чувства)

Как вы это понимаете? Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде схемы.

Руководит

1)направляет 2)побуждает 3) управляет

Что такое, по-вашему, разум и чувства? Дайте толкование этих слов.

Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде схемы, то есть запишем слова, которые ассоциируются с понятиями РАЗУМ и ЧУВСТВА:

РАЗУМ 1)истина, 2) познание мира ценностей, 3)самого себя связи вещей и явлений 4) рациональное начало в человеке

ЧУВСТВА 1)эмоциональный процесс человека, 2)оценочное отношение к реальным и абстрактным объектам, 3)иррациональное начало в человеке (недоступность рассудку).

Мы объяснили слова темы. Но как начать сочинение?

III. Работа над вступлением.

Виды вступлений могут быть различными. Оно зависит от формы формулировки темы.

1. Тема дана в форме чьего-то высказывания Нужно начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис.

2. Тема дана в форме вопроса.

Записать данный вопрос или перефразировать его, а затем дать на него ответ, сформулировав тезис.

3. Тема дана в форме назывного (номинального) предложения

Переделать назывное предложение, данное в качестве темы, в вопросительное, добавив цепочку вопросов. Ответив на них, вы сформулируете тезис.

4.

Тема дана в форме утверждения. Начните с размышления.

1.Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения.

1. Чувства − неотъемлемая часть человеческого существа. Мы радуемся, когда добиваемся успеха, печалимся, когда к нам приходит беда, стыдимся своих слабостей, гордимся своими победами, страдаем от неразделённой любви… Иногда человек настолько погружается в мир переживаний, что просто перестаёт слышать голос разума и здравого смысла. Такие ситуации всегда были интересны писателям. В литературных произведениях разных веков рассказываются трагические истории о людях, одержимых своими страстями.

2. Человек благодаря своему разуму преобразил мир. Дороги, дома, сложнейшая техника, заводы, города – всё это удивительные плоды разума, которыми пользуется человечество. Как тут не поверить в мощь и силу человеческого разума, который способен изменить жизнь человечества к лучшему. Однако всегда ли разум несёт с собой благо? Для ответа на этот вопрос.

2.Работа над вступлением по группам.

1группа. Написать вступление по теме: «Разум дан человеку чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» Ремарк

2группа. Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?

3 группа Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому.

4 группа Содружество разума и чувств .

Обсуждение итогов работы. Рецензирование вступлений.

Примеры вступлений, написанные учащимися.

1. Каждый человек когда- нибудь сталкивается с выбором, поступить по велению разума или поддаться чувствам. «Разум и чувство- две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы  и ничтожны они одна без другой», говорил В.Г.Белинский. Так может ли человек прожить одним разумом? Можно ли всегда все предусмотреть, чтобы не допустить никаких ошибок? Многие известные писатели задумывались над этими вопросами.

2.    Разум и чувства… В своей жизни нам приходится много раз попадать в разные ситуации, в которых перед человеком возникает вопрос: следовать здравому смыслу или действовать в соответствии с нахлынувшими чувствами. Я думаю, что в человеке разум и чувства должны быть в гармонии, потому что иногда избыток одного лишь разума или чувства может привести к трагическим последствиям

3. Каждый человек обладает способностью мыслить и чувствовать. Именно разум и чувства руководят нами при принятии какого-либо решения, при этом некоторые люди больше поддаются эмоциям, другие же прислушиваются к голосу разума. Неожиданные эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом? На этот вопрос может ответить лишь сам человек, потому что только он, единственный, знает, что ему нужно для счастья.

4. Что объединяет разум и чувства? Может ли человек жить, всегда подчиняясь разуму, или его жизнь обеднеет, если в ней не будет чувств и эмоций? Мне кажется, что разум и чувство должны «дружить», а объединить их может целостность человека: если человек живет без разума, то он глуп и невыносим, а если он живет без чувств, то он робот. Только в «содружестве разума и чувства» человек является личностью.

Для слабых учащихся может быть предложен шаблон написания вступления.

1. Вступление – (20 строчек) Из них

Эмоциональная часть (5 строчек) (Например, « Какая интересная тема…. Попробуем разобраться в этом…»

Связка — основное средство связи текста (1-2 строчки)

Например, «Дам толкование двум тематическим словам, предложенным мне…

Определение 1-го тематического слова (6-7 строчек) Например, «Разум– это…»

Определение 2-го тематического слова (6-7 строчек) Например, «Чувства — это…»

Связка (1-2 строчки) Например, «Сформулирую тезис своего сочинения»

Тезис (2-3 строчки)

Например, «Кто из нас не задумывался над соотнесением эмоционального, трудно объяснимого состояния человека и его способностью рационально осмыслить происходящее и совершить какой-то поступок? Мы начинаем думать об этом очень рано, ещё в детстве, и всю жизнь учимся соотносить охватывающие нас эмоции и рациональный подход к той же самой ситуации. В своём сочинении я буду рассматривать этот интересный для всех нас вопрос.

Чувство -это некое состояние человека, когда он чем-то очень заинтересован. Каждый испытывает разные чувства, так как это его естественная потребность. Чувства бывают разные: любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. д.

Разум – это способность человека рационально осмыслить происходящее с ним, в том числе собственные эмоции.

Русские писатели всегда в своих произведениях проводили мысль о том, что ум человека должен всегда быть «в ладу с сердцем» (чувством).

Я соглашаюсь с этой мыслью, и тезис своего сочинения формулирую так: разум и чувства должны органично сочетаться в поведении человека».

Домашнее задание. Написать вступление к предложенным темам: «Что слушать: разум или сердце?», «Разум – счастливый дар человека или его проклятие?»

infourok.ru

КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

 

Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотренокритериями оценки сочинения в вузе).

 

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:

  • ключевых слов темы (цитаты),

  • общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,

  • главного вопроса темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом

Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.

Тема-вопрос

Например: «Чему человек может научиться у природы?»

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Природа и человек…

Общие рассуждения о предмете речи

Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа — мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа — мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Так чему же может научиться человек у природы?

Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.

Тема-утверждение

Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.

Здесь над подстерегает опасность — задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема — это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.

Например, к теме «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим» можно задать вопрос: «Почему нужно помнить о войне? Почему память о прошлом — это ответственность перед прошлым и будущим?»

К теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» можно поставить такие вопросы: «Почему же на войне так страшно? Какие тяжелые испытания война несет людям?»

Рассмотрим пример вступления по теме:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Война…

Общие рассуждения о предмете речи

За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям?

Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.

 

Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова

Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».

В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Родители и дети…

Общие рассуждения о предмете речи

Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

 

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о неком случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.

Варианты вступления

Примеры

Рассказ о случае, который навел на размышления по данной теме

Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.

Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом пришла война и отняла у него близких, нанесла тяжелые раны. Сегодня никто о нем не вспоминает, никому нет дело до его подвигов и горестей. Почему так случилось? Должны ли мы хранить память о прошлом и думать о тех, кто дал нам будущее?

Сегодня, перебирая вещи в шкафу, я наткнулся на шкатулку со старыми письмами, который писал мой дед с фронта. Он не вернулся домой, и эти письма да пожелтевшие фотографии – единственная память о нем. И вот я читаю письма человека, которого никогда не видел, но благодаря которому сейчас живу на свете. Перебирая ветхие листочки, я думаю о тех, кто отдал свою жизнь ради нас, о той страшной цене, которую они заплатили за наше сегодняшнее счастье.

Примечание. Каким бы путем мы ни пошли, помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

multiurok.ru

Консультация по русскому языку (9, 11 класс) на тему: Вступление к итоговому сочинению или сочинению в формате ЕГЭ

Вступление к сочинению

Вступление – очень важная часть сочинения, от него зависит впечатление от всей работы. Оно должно быть лаконичное, четкое и задавать тон всей работе. Это важный смысловой акцент. Преодолеваем страх перед чистым листом и начинаем. Я советую начинать с назывного предложения. После него стоит в двух предложениях написать ассоциации, размышления, которые рождаются в вашей голове. Это могут быть риторические вопросы. Уместно использовать яркое и необычное сравнение. От риторических вопросов переходим к мысли о том, что эти проблемы волновали многих и продолжают волновать нас сейчас. Пару слов об актуальности проблемы именно в наше время, в конкретных ситуациях. Далее, если у нас декабрьское сочинение, формулируем тезис и переходим к аргументации. Если у нас сочинение ЕГЭ – тогда сообщаем о том, что данная проблема очень волнует автора нашего текста. Он тоже размышлял над этими вопросами. Важно указать, почему мы так решили. То есть найти в тексте конкретные места, в которых автор особенно эмоционально или логично привлекает наше внимание к проблеме, заставляет нас о чем-то подумать. После этого надо сказать, что же хочет донести до нас автор. Какова его позиция? Тут можно процитировать предложение, в котором сконцентрирована суть текста. Далее соглашаемся с автором (ученики с хорошим литературным багажом могут и не согласиться). Формулируем свою точку зрения. И переходим ко второй части – аргументации.

Совесть… Это маяк, который освещает наш жизненный путь, помогает принять правильное решение, обойти коварные рифы предательства и обмана, не потерять человеческое достоинство в непростом мире. Как же услышать голос совести? Где найти силы и мужество, чтобы следовать этому голосу в экстремальных ситуациях выбора между жизнью и смертью? Можно ли идти на сделку с совестью? Есть ли оправдание бессовестным поступкам? Эти вопросы всегда волновали человечество. Остаются актуальны они для нас и сейчас, в наше непростое время, когда приходится постоянно совершать сложный нравственный выбор. (Далее – формулируем тезисы или углубляемся в авторский текст)

Цель и средства

Цель в жизни… Что может быть важнее и прекраснее! Как счастливы те, у кого в жизни есть цель, смысл, ради которых стоит жить и бороться. И как несчастны те, кто живет, не понимая, зачем и для чего, влачит свое существование бессмысленно и бесцельно. Так зачем же нужна цель в жизни? Может быть, можно обойтись без нее? И любая ли цель делает человека счастливым? Ведь бывает и так, что человек всю жизнь к чему-то стремился, а увидев результат, испытал горькое разочарование. Эти сложные вопросы волновали человечество во все времена. Остаются актуальными они и сейчас.

Цель в жизни… Это путеводная звезда, которая освещает жизненный путь, указывает направление, в котором человек двигается, не дает сбиться с верного пути. Глядя на эту звезду, можно не замечать ни колючие ветки, ни камни, которые встречаются под ногами. Жизнь, озаренная целью, становится осмысленной и счастливой….

«Цель оправдывает средства». Эта фраза стала диагнозом безнравственности и беспринципности, когда мы говорим о людях, которые готовы на все ради своей цели, на любые преступления, сделки с совестью, лишь бы достичь запланированного результата. Да, если в жизни человека есть великая цель, нужно мужество и решимость, чтобы к ней стремиться. Цель придает человеческой жизни смысл, наполняет ее содержанием и, в конечном итоге, делает человека счастливым.  Но любые ли средства допустимы при достижении этой цели? Можно ли идти против совести, закона, попирать нравственные принципы ради своей мечты? Есть ли оправдание безнравственным поступкам, совершенным во имя блага и добра? Это наиболее острые нравственные вопросы современности. Волновали они многих философов, писателей. Тургенев в одном из своих писем говорил: «Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм».

Важно после вступления не допустить логического провала и плавно перейти к блоку с аргументацией.

nsportal.ru

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе.

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе.

1.Академический, биографический

Используются данные о жизни и творчестве писателя

«Писатель родился в …, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь о ….. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в ….»

2. От «я»

Личные мысли, чувства

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…»

3. «Киношный»

Вступление-«сценарий»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

4. Дневниковый

Запись дневника

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

5. Цитатный

Использование цитаты

«Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

6.Исторический

Эпоха, в которую жил писатель

20 век – век войн и революций.

7.Аналитический

Использование литературоведческих, философских терминов

Талант  — это выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта. Талантливый человек проявляет себя сразу в нескольких видах деятельности.

8.Сравнительный

Сравнить указанных авторов, их судьбу, произведения, героев

И Н.А.Некрасов, и А.А.Блок в своих произведениях затрагивали тему судьбы русской женщины.

9.Лирический

Мои переживания и размышления

Я думаю, что …

10. «Перекличка с сегодняшним днём»

Что роднит произведение с сегодняшним временем?

Произведения Л.Н.Толстого интересны и современному читателю.

infourok.ru

Как начать сочинение? — Итоговое сочинение 11 класс — Каталог статей

Как начать сочинение?

По мнению многих школьников, самое сложное – написать вступление, начать сочинение. Существует несколько видов вступлений, знание которых поможет смело и уверенно написать любую творческую работу.

 

Виды вступлений

1. Историческое вступление непосредственно связано с характеристикой соответствующей эпохи, анализом ее социально-экономических, политических, нравственных и культурных сторон. То есть для написания такого вступления необходимо обладать твердыми знаниями в области истории, чтобы не допустить ошибок в изложении фактического материала.

Разберем конкретный пример:

Тема сочинения «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих)

Великая Отечественная война – особое историческое событие для нашей страны. С июня 1941года по май 1945 года шла героическая борьба советского народа с немецкими захватчиками, пытавшимися стать полновластными хозяевами чужой территории…

 

2. Биографическое вступление предполагает обращение к фактам из биографии поэта или писателя, помогающим раскрыть его взгляды и убеждения. Оттолкнувшись от определенных биографических сведений, можно написать правильное вступление.

Рассмотрим это на конкретном примере:

Тема сочинения «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…» (По произведениям М.Ю.Лермонтова)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, а погиб в 1841 году. Он, как и его сверстники, не был свидетелем военных событий 1812 года и участником восстания декабристов на Сенатской площади. Несмотря на это, поэт…

 

3. Аналитическое вступление включает анализ центрального понятия, ключевого слова, входящего в формулировку темы. Чтобы не ошибиться в выборе ключевого понятия, необходимо внимательно прочитать формулировку темы.

Вот конкретный пример:

Тема сочинения «Какие испытания несет человеку война?»

«Худой мир лучше доброй ссоры» — эта народная мудрость известна, пожалуй, всем. Что такое война? Война – самое страшное, что может произойти в жизни людей. Это страдания, боль, кровь, слезы. Это чудовищное испытание, проверяющее людей на прочность. Если человек ломается, то он оказывается способным на подлость и предательство.

Если он борется с обстоятельствами, то становится героем. И таких людей много.

 

 

4. Вступление-вопрос содержит несколько вопросительных предложений, помогающих зафиксировать внимание на ключевых понятиях текста, ввести в курс темы и заинтересовать того, кто читает сочинение. Умение задавить уместные вопросы – это целое искусство, овладев которым можно написать яркое вступление.

Рассмотрим конкретный пример:

Тема сочинения «Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?»

Что такое взаимопонимание? Возможно ли полное взаимопонимание между людьми? Надо ли к нему стремиться? В этом ли счастье? Можно ли считать взаимопониманием гармонию в отношениях? Существуют ли готовые рецепты, помогающие изменить людей, сделать их более терпимыми друг к другу? К сожалению, однозначных ответов на эти вопросы нет…

 

 

5. Лирическое вступление включает эмоциональное восприятие, содержит описание мыслей и чувств, возникших после прочтения произведения, выбранного для раскрытия темы сочинения. Такое вступление под силу далеко не каждому школьнику, и любая фальшивая нотка будет замечена экспертом. Тем же, кто умеет писать эмоционально, без наигранности, можно смело рекомендовать писать такое начало.

Вот конкретный пример:

Тема сочинения «Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?»

«Чудная картина» А.А.Фета. В этой классической миниатюре всего восемь строчек, но сколько бликов, оттенков и полутонов! Таинственная полная луна и бледный свет высокого зимнего неба завораживают душу. Я словно погружаюсь в величественную тишину мироздания, и сердце сжимается в груди от неподдельного восхищения поэтическим талантом.

 

Помните самое главное: любое вступление должно быть ярким, чтобы подготовить читателя (читай: учителя, эксперта) к восприятию написанного сочинения. Желаю успехов!

russian2015.ucoz.com

Как написать вступление к сочинению по литературе? С чего начать сочинение по литературе?

Написание сочинения по литературе – это непростой процесс. Выполнение такого задания требует предварительной подготовки и немалого терпения. Впрочем, это известно каждому. Ведь сочинения пишут все школьники. И не только по литературе, но и по другим предметам. Но не каждый знает, что вступление здесь является самой важной частью. От него зависит порой впечатление от всей работы. Как написать вступление к сочинению по литературе?

Для чего их пишут?

Письменные задания в школе задают детям и подросткам, дабы приобщить их к творчеству, научить формулировать собственное мнение относительно того или другого вопроса. Написание сочинения на тему художественного произведения развивает литературный взгляд и формирует социально-нравственные ориентиры.

Начинать всегда сложно

Нередко случается, что ученик, имея собственный взгляд и точно зная, что он хочет сказать в предстоящей работе, не может сформулировать начальную фразу. Сложность в написании первого абзаца терзает многих. Не только пятнадцатилетних школьников, но даже многоопытных литераторов. Как написать вступление к сочинению по литературе, чтобы у читателя возникло с первых строк благоприятное впечатление? Каков должен быть объем первого абзаца, и ответы на какие вопросы в нем можно раскрывать, а на что следует лишь намекнуть? Ответы на эти вопросы – в статье.

Почему так важно грамотно написать вступление?

Психология читателя устроена таким образом, что он прежде всего обращает внимание на первые строки текста. Эффектное и четкое вступление не только делает все сочинение по литературе более привлекательным, но даже может скрыть кое-какие недостатки основной части. Письменное задание можно выполнить всего за час, но при этом потратить на создание первого предложения столько же времени.

Каким должен быть первый абзац?

Когда и как написать вступление к сочинению по литературе? Его можно составить уже тогда, когда основная часть задания готова. Вступление и заключение создают своего рода акцент в творческом задании, а потому они должны быть тщательно продуманы. Но иногда написание первых строк принуждает автора задуматься, и именно первый абзац становится решающим в раскрытии главной темы. Поэтому, пожалуй, сочинение по литературе следует все же начинать с написания вступления. Как в первом, так и во втором случае оно должно обладать следующими качествами:

Готовые фразы для вступления

Сочинение по литературе должно быть грамотно написано. Несомненно, ошибок не должно быть не только в начале, но в основной части. Однако, как уже было сказано, читатели в первую очередь обращают внимание на вступления.

Для сочинений по литературе существует несколько клише. С помощью них можно создать первые эффектные фразы. Приведем примеры некоторых из них, а заодно и ответим отчасти на сложный вопрос о том, с чего начать сочинение по литературе.

  1. Ни для кого не секрет, что… Этой теме посвящали свои произведения великие авторы, потому как она была, есть и останется актуальной.
  2. О том, как важно… знает каждый. Об этом говорят школьные учителя. А писатели посвящают этой теме свои многотомные труда. Но, несмотря ни на что, проблема не разрешена, а ответы на насущные вопросы остаются на уровне теоретических знаний.
  3. (Идет риторический вопрос.) Этот вопрос волнует человечество на протяжении многих веков.

Эти готовые фразы частично отвечают на вопрос о том, как писать вступление к сочинению по литературе. Можно также заимствовать первые строки в сочинениях более опытных авторов. Однако следует всегда помнить, что плагиат – это дело неблагородное. А потому не только основную часть, но даже и вступление к сочинению по литературе писать лучше самостоятельно.

Цитаты

Сочинение можно начать с известной фразы писателя или исторической личности. Если творческое задание планируется писать на основе того или иного литературного произведения, то вступление можно дополнить цитатой автора. Но и в сочинениях на другие темы можно прибегать к помощи великих мастеров художественного слова, бесспорно, не забывая о кавычках. Иначе цитаты превратятся в плагиат. Но ссылки на высказывания великих авторов должны гармонично дополнять письменную работу. А уж если речь идет о вступлении или эпиграфе, то цитата в нем призвана передавать общий смысл основной части сочинения.

Замечательным источником для эпиграфов являются произведения Льва Толстого. У великого русского писателя относительно любого вопроса был готов ясный, хотя и несколько пространный ответ.

Какими должны быть предложения?

Стоит помнить, что писать сложно и непонятно имеет право лишь такой гений, как Достоевский. А удел простых смертных – простота и лаконичность. Форма должна соответствовать содержанию. Сложные предложения с множеством прилагательных вызывают лишь раздражение. Об этом следует помнить на всех этапах написания эссе, но, так как мы рассматриваем вопрос о том, как написать вступление к сочинению по литературе, стоит сказать, что длинное предложение с кучей придаточных в первом абзаце порой отбивает желание читать все творение. Несомненно, писать не следует только короткими фразами. Но длинные, если таковые рождаются, лучше чередовать с простыми предложениями.

О чем писать в первом абзаце?

Итак, как писать вступление к сочинению по литературе, более-менее понятно. Оно должно не быть отягощенным лишними словосочетаниями. Но что именно в нем стоит сказать? Вступление к сочинению по литературе – это своего рода анонс. Он выполняет важную функцию, поскольку оповещает о каком-либо событии, которое вскоре произойдет.

Вступления для сочинений по литературе можно сравнить с рекламным объявлением, которое мы слышим или видим по телевизору, потому как у них есть одна общая цель, а именно – привлечение внимания.

Аннотация

При написании первого абзаца любого творческого задания, независимо от того, какой теме оно посвящено, следует помнить, что он не только должен быть лаконичным, но и содержать информацию. При этом тема во вступлении не раскрывается, в нем есть лишь небольшой намек на содержание основной части.

Начало сочинения чем-то должно напоминать аннотацию к книге. На обложке издания читатель видит несколько фраз, которые заинтересовывают и побуждают к прочтению всего произведения. Конечно, со школьным сочинением дело состоит несколько иначе. Учитель, хочет он того или нет, прочтет творение молодого автора. Однако грамотно составленная вступительная часть может отразиться на его отношении к работе, а следовательно – на оценке.

Сочинение по художественному произведению

На уроках литературы нередко задают творческие работы по определенному произведению. В этом случае следует перечитать первоисточник особенно внимательно. Где-то автор непременно выскажет фразу, которая и может послужить вступительной частью. Например, в сочинении о герое Михаила Булгакова Понтии Пилате можно привести фразу, сказанную Иешуа. Тот перед смертью передал прокурору слова: «Трусость – это самый страшный порок». Во вступлении можно задать вопрос о том, почему среди всех человеческих грехов он считал самым страшным именно этот? А далее, в основной части, максимально раскрыть смысл последних слов Иешуа и их связь с дальнейшей судьбой Пилата.

Как написать вступление к сочинению по литературе про войну? Если оно основывается на каком-либо произведении, то делать это следует по тому же принципу, который описан выше. Но лучше в первом абзаце творческой работы, посвященной войне, указать статистические данные (число погибших и пострадавших, количество разрушенных городов). При этом информацию нужно преподносить не в сухой беспристрастной форме. Вступлению следует придать эмоциональную окраску. Особенно если речь идет о Великой Отечественной войне. Трагизм, присутствующий в словах, посвященных самым страшным годам в истории нашей страны, едва ли может быть лишним или неуместным.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *