Сочинение егэ русский язык структура – —

Структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку 2020 года

Изменение критериев оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку привело к кардинальным переменам в подготовке к этому обязательному экзамену. Теперь задание 27 выполняется совершенно по-другому. Чтобы Вы вовремя смогли освоить новые каноны, Многомудрый Литрекон публикует универсальную композицию для сочинения с примером.

  1. Вступление и формулировка проблемы. Многие эксперты советуют объединять эти два пункта в один абзац, чтобы ученику было легче сохранить логическую целостность работы. Самым простым вариантом начала будет вопрос по теме, который наведет выпускника на рассуждение. Потом необходимо сформулировать проблему, о которой идет речь.
    • Вот пример по тексту Долининой: Как победить в себе инстинкт собственника, который разрушает гармонию в семье? Об этом рассуждает Н. Долинина, затрагивая проблему преодоления ревности.
  2. Комментарий. Он состоит из двух примеров-иллюстраций из текста и связок между ними. Чтобы его правильно написать, нужно продумать, что именно Вы хотите сказать о тексте, и как это поможет раскрыть проблему. Простой пересказ текста лишит Вас 5 первичных баллов, так что будьте внимательны. Самый легкий выход – найти в самом тексте некую структуру, указывающую на логически обоснованное разделение.
    • Пример по тому же тексту: Автор раскрывает основные психологические мотивы ревности. Во-первых, это «неверие в себя». Человек, который ревнует, в глубине души считает себя недостойным любви своего избранника. Он не может представить себе, что достоин заботы и ласки, поэтому подсознательно ищет в них подвох, вымещая гнев на воображаемого соперника. Значит причина ревности в данном случае не реальная измена, а ее видение, возникающее в сознании из-за комплексов. Во-вторых, это недоверие по отношению к партнеру. В этом случае ревнивец сомневается в добродетели того, кого сам же и выбрал. Чтобы показать абсурдность этой неуверенности, автор приводит пример из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», когда герой убедился, что из пяти тысяч роз ему мила лишь одна. Действительно, у настоящей любви не бывает сразу двух объектов, значит, либо нет чувства, скрепляющего узы, либо нет неверности, которая так тревожит человека. В любом случае ревность бесполезна и даже губительна для отношений.
  3. Авторская позиция. Основная задача: не выдать свое мнение за авторское. Наиболее легкий вариант выполнения этого задания – это найти в тексте выражение точки зрения автора. Если же этого нет, то необходимо найти эмоционально окрашенные слова, чтобы на их основании сделать вывод.
    • Вот пример из текста: Автор считает, что именно в любви нужно искать силы на отказ от ревности, так как она наносит болезненные удары чувству.
  4. Мое мнение. Здесь нужно выразить свою позицию и обосновать ее примерами. Аргументы могут быть из любой сферы бытия: из жизни, книг, истории и СМИ. Важно не отвлекаться на абстрактные рассуждения, а писать кратко и по существу.
    • Вот пример из текста: Я не могу не согласиться с автором текста: спасение от ревности скрывается в самой любви. Именно нежное, но сильное чувство поможет вновь обрести утраченное доверие и восстановить нормальную самооценку. Многие авторы доказывали это в своих произведениях. Например, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Вера томилась от того, что видела ухаживания Григория за Мери. Однако героиня обрела истинное понимание его чувств в своем любящем сердце. Недаром Печорин признавал, что лишь одна женщина могла разгадать его переживания и заботы. Только ей были открыты тайны его души, которая тянулась к ней, но ничего не чувствовала по отношению к Мери. Так, настоящая любовь избавила Веру от приступов мучительной ревности. То же самое произошло и в романе Эмиля Золя «Радость жизни». Полина очень сильно привязалась к Лазару и не могла сдержать слезы при мысли, что он покинет ее. Но со временем всепоглощающее чувство заботы и нежности помогло героине победить желание обладать избранником помимо его воли. Она сама устроила его счастье с другой женщиной, хоть и любила его. Но ради счастья Лазара она пожертвовала собой и полностью очистила душу от ревности.
  5. Заключение. Здесь нужно обобщить все вышесказанное, сделать выводы. Главное – не поднимать других тем и не растекаться мыслью по древу.
    • Вот пример из текста: Таким образом, автор не только затронул актуальную проблему, но и сформулировал ее решение, которое помогало людям во все времена и во многих странах мира. Я надеюсь, оно и сейчас спасет всех тех, кто страдает от ревности.

litrekon.ru

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 / Блог

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

  1. Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
  2. Написать два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
  3. Написать позицию автора данного текста.
  4. Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
  5. Написать не меньше 150 слов.
  6. Не увлекать чрезмерным цитированием.

 

Максимальный балл за 27 задание – 24.

 

Но при этом сочинение не должно:

  1. Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
  2. Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

 

План сочинения

Структура (план) сочинения:

  1. Написание правильной проблемы.
  2. Первый комментарий.
  3. Второй комментарий и смысловая связь.
  4. Мнение автора, его позиция.
  5. Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение.
  6. Вывод.

 

Постановка проблемы

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

  1. Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
  2. После определения темы, задайте себе такие вопросы: «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
  3. Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.

 

Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.


Типичные клише для постановки проблемы

 

Первый, второй комментарий и связь между ними

После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

  1. Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.
  2. Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.
  3. Укажите связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого комментария, так и после второго.
  4. Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.

 

Клише для написания примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
  • Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о…

Для художественного текста

  • «Цитата» – пишет автор текста.
  • Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…

 

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Смысл данных слов заключается в следующем: …
  • Данное высказывание доказывает, что…

Для художественного текста

  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события писатель описывает для…

 

Пример иллюстрации с пояснением:

  1. «Особое внимание стоит уделить таким словам автора: «Но он боится сказать: «Стекло разбил я». Смысл данных слов заключается в следующем: иногда люди, рискующие своей жизнью ради веселья и считающие себя самыми отважными, не могут проявить мужества в простых ситуациях, таких как признание вины».
  2. «Знаешь, оказывается, что я не могу выстрелить в человека». – пишет автор. Данные слова героя доказывают, что для человека превыше всего его совесть, которую он готов оберегать любыми способами».

 

Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:

  1. Сопоставить их;
  2. Сравнить их;
  3. Выявить причинно-следственную связь;
  4. Выявить уступки.

Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

 

Клише для связи:
  1. Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
  2. Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
  3. Рассуждения автора сводятся к выводу о…

Пример: «Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии».

Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.

 

Клише для написания мнения автора:
  • Позиция автора такова: …
  • Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает, что…

Пример:

  • Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
  • Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.

 

Собственное отношение к проблеме и пояснение

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

 

Клише для собственного мнение:
  • Трудно не согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство автора по отношению к…
  • Я полностью согласен с автором и считаю, что…

Пример: «Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».

 

Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.

 

Вывод

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

 

Клише для вывода:
  • Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…

Пример: «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и
уважать свою профессию».


 

Дополнительные материалы:

 

bingoschool.ru

«Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019»

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019. План.

Как писать сочинение ЕГЭ в 2019 году? Поскольку критерии изменились, то приводим подробный план сочинения ЕГЭ.


План сочинения ЕГЭ 2019 теперь выглядит следующим образом: 
1. Вступление 
Здесь уместно будет выделить ключевое слово проблемы, чтобы подготовить читателя  к проблеме.

2. Проблема (за правильно сформулированную проблему можно получить 1 балл)
Проблему можно сформулировать  в виде вопроса или в форме Р.П.
Например: 
проблема отношения к природе (Р.П.)
Как следует относиться к природе?

3. Связка
Связка необходима обязательно, чтобы текст вашего сочинения был логичным. Например, между проблемой и комментарием можно сказать: Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста. Размышляя о данной проблеме, автор….

4. Комментарий  (максимально 5 баллов за правильно написанный комментарий)
(а) (1-й пример)
Комментарий  — это все то, о чем рассказывает, рассуждает автор до того, как приходит к своей позиции. Обращаемся к тексту и находим важные для понимания проблемы участки.

Сначала говорим о ситуации, которая происходит, либо о размышлениях автора, потом приводим цитату из текста. Чтобы комментарий не был пересказом, рекомендуем использовать частичное цитирование. 
 
(б) Пояснения к комментарию 

Ваша оценка приведенного выше комментария. Нужно объяснить, что хотел донести до нас автор этими словами.

(в) Связка  
Нужно подвести читателя ко второй части комментария, связать по смыслу 1 и 2 пример комментария.

(г) Комментарий (2-й пример) (здесь все так же, как и с 1 примером)

(д) Пояснение к комментарию (опять поясняем слова автора, ситуации, которые он описывает)

6. Связка
Переход от комментария к позиции автора. Она может быть выражена даже вводными словами. Например: Таким образом, позиция автора становится очевидной. 
Проанализировав текст, можно сделать вывод и т.д.

7. Позиция автора (1 балл)
Позиция автора — это ответ на поставленный в начале вашего сочинения вопрос. Если вопрос звучит так: «Как следует относиться к природе», то ответ на вопрос: «К природе необходимо относиться бережно». 

8. Собственная позиция (отношение к позиции автора) (1 балл)+обоснование
Ваша позиция заключается не только в согласии или несогласии с автором. Если вы согласны с автором, то скажите, в чем конкретно и почему. Например: Я полностью согласен с автором. Действительно, окружающий мир — это наш дом, поэтому к нему нужно относиться подобающим образом. Если мы будем относиться к природе плохо, то человек будет обречен на исчезновение и т.д.

Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) 
В качестве аргументов в сочинении ЕГЭ 2019 года можно приводить не только аргументы из литературы, также можно использовать известные факты из жизни общества, использовать логические доводы и т.д. 

9. Заключение
Заключение необходимо, чтобы сочинение было логически выверенным, вы можете обратиться к читателю, сделать вывод из всех своих размышлений.

Вступление и заключение не оцениваются отдельными баллами, но они необходимы, чтобы получить высший балл за речевое оформление текста (2 балла). Не забывайте выделять пункты в отдельные абзацы.

Комментарий в сочинении ЕГЭ по русскому языку 2019. 

 За комментарий в сочинении ЕГЭ 2019 года можно получить 5 баллов. Теперь это наиболее весомая часть сочинения.

Что такое комментарий?

Комментарий — это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте.

В сочинении ЕГЭ-2019 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:  примеры, которые приводят авторы в своих текстах; 
размышления автора, связанные с проблемой;
цитаты; 
описания; 
истории; 
точки зрения, которые приводит автор
средства выразительности,тропы
слова, выражения, важные для понимания проблемы.  

Структура комментария:
1)Пример-иллюстрация из текста 
2)Пояснение примера 
3)Смысловая связь между примерами. 
4)Пример-иллюстрация из текста 
5)Пояснение 

Как писать комментарий:
1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст. 

2) Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора  в вашем сочинении станет авторской позицией).В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения. 

3) В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием. 

Требования к комментарию:

1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами. 

2) Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте. 
3) Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему. 

4) Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний. 

3) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.  

4) Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов. 

Таким образом, написание комментария — это ваша попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. 

 

Примеры

Пояснения

Смысловая связь

5 б.

2 шт.

2 шт.

+

4 б.
4 б

2шт.
2шт.

1 шт.
2 шт.

+

3 б.
3 б.

2 шт.
1 шт.

1 шт.
1 шт.


2 б.

2 шт.

1 б.

1 шт.


0 баллов можно получить:

-если комментарий не написан вообще
-если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫ на текст
-если в комментарии присутствуют фактические ошибки (1 и более)
 
Слова, необходимые для того, чтобы начать комментарий и привести примеры иллюстрации.(клише для комментария) 
Автор раскрывает проблему на примере
Автор раскрывает проблему, описывая….
Автор цитирует (кого?)
Автор рассказывает (о чём?)
Автор утверждает (что?)
Автор делает акцент на том, что
Автор размышляет (о чём?)
Автор рассматривает проблему на примере
Автор подчеркивает (что?)
Автор отмечает важность (чего?)
Автор изображает (что?)
Автор обращает внимание на (что?)
Проблема раскрывается автором на примере (чего?)
Автор анализирует (что?)
Автор считает (что?)
Автор сопоставляет (что?)

multiurok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Структура сочинения на ЕГЭ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку :Требования к написанию сочинения на ЕГЭ,часть»С»

Презентация посвящена подготовке к ЕГЭ по русскому языку,часть «С»…

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ…

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.

Курс предназначен для тех, кто хочет научиться писать сочинения и получить максимальный балл на экзамене. Он содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинен…

Презентация «Сочинение на ЕГЭ на пятерку!» по тексту Л.Успенского «О фамилиях»

Презентация поможет ученикам 11 класса подготовиться к экзамен по русскому языку (сочинение), научит правильному построению работы….

Элективный курс «Как написать сочинение на ЕГЭ»

  Программа курса «Как написать сочинение на ЕГЭ» предназначена для поэтапной работы учащихся 10-11 классов над сочинением по прочитанному тексту, которое предлагается написать в час…

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести …

Структура сочинения на лингвистическую тему (9 класс)

Данный материал содержит основные требования к структуре сочинения на лингвистическую тему, а также образец сочинения. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку….

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *