Сочинение допуск 11 класс – 9 главных вопросов про итоговое сочинение в 11 классе

Содержание

Итоговое сочинение по литературе 11 класс в 2018 году

В 2017–2018 учебном году учащиеся 11 класса должны будут написать итоговое сочинение – своеобразный допуск к ЕГЭ. Пишется эта работа в декабре. Основных тематических направлений будет пять. О том, какие это направления, станет известно в августе – сентябре 2017 года. Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам большое внимание надо уделить чтению художественной литературы, из которой будут браться аргументы как на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2017, так и летом 2018 года на ЕГЭ по русскому языку и литературе.


СОДЕРЖАНИЕ


Темы прошлых лет

Конкретные формулировки тем итогового сочинения учащиеся узнают лишь на самом экзамене.

Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:

  • Время.
  • Дом.
  • Любовь.
  • Путь.
  • Год литературы в России.

А в 2016 году разработчики экзамена составили темы, включающие в себя два противоположных понятия:

  • Разум и чувство.
  • Опыт и ошибки.
  • Честь и бесчестие.
  • Победа и поражение.
  • Дружба и вражда.

Зачем понадобилось итоговое сочинение?

Начиная с 2014 года, одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Возникает вопрос: зачем ввели данный вид экзамена?

  • Чтобы воспитать личность школьника.
  • Расширить границы выпускника в изучении русского языка и литературы, научить грамотно формулировать и излагать свои мысли.
  • Позволить будущему абитуриенту подать результаты декабрьского сочинения в вуз и получить добавочные баллы к остальным, полученным на ЕГЭ.

Как грамотно написать сочинение?

Необходимо знать порядок написания частей сочинения.

Композиция итогового сочинения:

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  1. Вступление вводит в сочинение. Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме.
  2. После вступления все, о чем говорилось в первой части, нужно раскрыть во второй, основной части работы. Основная часть – это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.

В основной части важно сохранять грамотные переходы между абзацами. Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. То есть каждое высказывание, каждый факт необходимо аргументировать.

Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.
Желательно цитировать, можно приблизительно с использованием косвенной речи.

Важно не перескакивать на пересказ текста. Нужно не пересказывать, а анализировать!

Как можно меньше «лить воды»

Не нужно писать шаблонными фразами, сложными оборотами. Например, не надо говорить: «это имеет большое значение». Если эта тема поднята в сочинении, то и так понятна ее важность. Или похвала писателю: «Пушкин – великий писатель». Естественно, великий. Это знают все, в том числе и экзаменаторы. Соответственно, не нужно об этом говорить.

Третья часть – заключение. Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.

Самая короткая часть – это заключение.

Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.

Как выбрать тему?

Ученикам 11 класса предлагается 5 тем. Как выбрать нужную? Часто выпускники пугаются и думают, что ничего не знают. В этот момент необходимо собраться и посмотреть:

  • какое художественное произведение запомнилось лучше всего;
  • какую критическую литературу и о каком произведении вы знаете;
  • формулировка темы должна быть понятна;
  • сделать выбор в пользу какой-либо темы.
Порядок работы

Сочинение сначала пишется на черновике. Также необходимо составить план. Это главное в написании данного вида работы. В плане нужно полностью прописать вступление и заключение. Основную часть можно подробно не прописывать – важно написать тезис и доказательства, основные фразы сочинения.

Основная часть времени, заложенная на сочинение, должна быть потрачена на черновик.

После надо переписать набело, избегая ошибок и клише.

Обращать внимание на то, чтобы фразы были простые. Чем проще сочинение, тем его легче читать и тем меньше ошибок будет в работе.

По окончании работы надо несколько раз перечитать сочинение. Написал – сдал. Так не надо делать! Обязательно проверять минимум 2 раза:

  1. Первый раз полностью прочитать и задать себе вопрос: раскрыта ли заданная тема? Когда пишется сочинение, надо постоянно сверяться с темой, задавать себе вопрос: а точно ли я говорю именно об этом, даю ответы на нужные вопросы?
  2. Второй раз проверять на грамотность, пользуясь разрешенным на экзамене орфографическим словарем.

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям:

1Соответствие теме
2Аргументация с привлечением литературного материала
3Композиция и логика
4Качество письменной речи (речь, стиль)
5Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика)

Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.

Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.

О времени и результатах экзамена

На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).

Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:

Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!

god2018.su

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (11 класс) на тему: Как написать сочинение по литературе (11 класс допуск к ЕГЭ)

Памятка выпускнику по написанию выпускного сочинения

Требования к сочинению

1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

 «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения:

  -во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

    -первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

     -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе  панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250слов.  Рекомендуемое количество слов – 350.

 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебного года

Направление 1. Время

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Примерные темы сочинений

  1. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов) (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Как время и социальные условия влияют на судьбу человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. «Только с пользой прожитая жизнь долга» (Леонардо да Винчи). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» (пословица). (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. Человек и время. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Личность и общество: возможна ли гармония. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  9. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  10. Согласны ли Вы с утверждением Гесиода: «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!» (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 2. Дом

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Примерные темы сочинений

  1. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  3. «Тихая моя родина» (Н. Рубцов). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  4. Как Вы понимаете утверждение Горация: «Добродетель родителей – большое приданое»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  5. Родители и дети в жизни и в литературе. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  6. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  7. Какую роль в становлении личности может играть семья? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  8. Чем может быть для детей ценен опыт отцов? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Что может мешать отцам и детям понять друг друга? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10.  Роль родительского наставления в жизни человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 3. Любовь

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Примерные темы сочинений

  1. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»  (Антуан де Сент-Экзюпери). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. С любовью о родной природе (с опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  3. «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М.Горький). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. Согласны ли Вы с утверждением А. Блока: «…только влюблённый имеет право на звание человека»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Человек и «братья наши меньшие» в литературе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  8. Что важнее любить или быть любимым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Всегда ли любовь делает человека счастливым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10.  Произведение о любви, которое Вас взволновало? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 4. Путь

Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Примерные темы сочинений

  1. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Зачем живёт человек, каково его предназначение? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. Нужен ли человеку идеал? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. Ради чего стоит жить человеку? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. В поисках смысла жизни. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Духовные искания человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» (Г. Гессе). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Почему человек решается идти наперекор судьбе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10. Как противостоять ударам судьбы? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  11. Размышление о выборе жизненного пути. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 5. Год литературы

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Примерные темы сочинений

  1.  «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло…» (Л.М. Леонов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Как Вы понимаете высказывание А.И. Герцена: «Книга – это духовое завещание одного поколения другому»? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. Круг моего чтения. (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. Роль книги в моей семье. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  5. Моя золотая полка. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  6. Мои любимые литературные герои. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Книга, которая может изменить человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Какое произведение русской или зарубежной литературы Вам бы хотелось обсудить с автором?
  9. Какие проблемы, поднятые в литературе, наиболее интересны для Вас? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10. Какое произведение, юбиляр 2015 года, соответствует утверждению А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?

nsportal.ru

Сочинение-допуск обучающихся 11 класса: анализ результатов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тубинская средняя общеобразовательная школа»

Анализ

результатов проведения итогового сочинения за 2017 – 2018 учебный год обучающихся 11 класса

06 декабря 2017 года в соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации было организовано проведение итогового сочинения для учеников 11 класса, являющегося допуском к ЕГЭ. В классе 5 обучающихся, итоговое сочинение выполняли все.

Выбор обучающимися тем и использование ими литературных текстов в качестве аргумента отражены в таблице:

Результаты оценки работ по критериям следующие:

100%

100%

80%

80%

60%

40%

80%

60% недопустимый

Уровень выполнения работы: 60%

требование 1-100%

требование 2-100%

Все пять критериев не отработал ни один обучающийся.

Проблематика:

-2 человека (40%) не получили зачет. Из анализа работ выявлены основные недочеты:

-несоответствие тезиса представленной теме;

-несоответствие аргументов заявленному тезису;

-нарушение композиции сочинения.

Отдельно по каждой работе, получившей незачет:

Горохова Луиза- непонимание темы с последовавшим затем неправильно сформулированным тезисом. Вместе с тем к сформулированному тезису необоснованно добавлен второй тезис, располагающий к противоречию и антонимичной аргументации. Таким образом, сформулированный тезис самой же обучающейся был тут же опровергнут. Соответственно, аргументация пошла невнятная. Основная проблема, которая мешает обучающейся писать сочинение-многословие, неумение четко определить границы собственной мысли. В одной фразе она пытается сразу раскрыть несколько позиций. В результате общий смысл ясен, но четкости и последовательности нет. Горохова Л. отличается нестандартным мышлением, наполненностью образов. Она пишет рассказы, повести с запутанным сюжетом. Но создать краткий художественно оформленный документ для нее представляет неимоверную трудность. Она с трудом сосредотачивается на осмыслении собственноручно написанных текстов, предпочитая отдаться на волю случая и фантазии. Единственное решение, уместное в данной ситуации: постоянное психологическое сопровождение авторства и убеждение в необходимости следовать четкому плану. Луиза самокритична и ответственна, но эмоционально неустойчива. Поэтому главный стимул для нее- это уверенность в необходимости сделать так, как требуется.

Лапшин Даниил— до окончания 9 класса-классический «троечник», безответственно относящийся к учебе, но вместе с тем обладающий достаточно хорошими способностями. В 10-ом классе продемонстрировал резкое изменение в отношении к учебной деятельности, связанное с мотивацией к дальнейшему самоопределению. Вместе с тем имеются большие пробелы в умениях, связанных с формулированием письменного высказывания. Отсутствует способность логически осмысливать тему, формулировать тезис. Даниил склонен к следованию шаблону. При работе с выбранной темой ориентировался в первую очередь на направление; в дальнейшем уже не задумывался над раскрытием заданной темы, стремясь просто показать знания в области данного направления.

Трое обучающихся не справились с К5, который позволяет оценить грамотность. Во-первых, не было продемонстрировано богатство лексики, использовались однотипные конструкции, допущены моменты избыточных усложнений фразы, речевых штампов. Также наличие грамматических и орфографических ошибок превысило допустимый уровень — более 5 ошибок на 100 слов.

Решение:

— при подготовке обучающихся Гороховой Л., Лапшина Д.. детально проработать каждый критерий, провести усиленные тренинги по корректировке умения строить логически продуманное аргументированное высказывание;

— с остальными обучающимися провести детальный анализ ошибок, с учетом малой накопляемости класса выстроить индивидуальную систему работы по подготовке к итоговой аттестации.

10.12.2017 Учитель русского языка и литературы Байден С.О.

infourok.ru

Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ!

Внимание!!! Школьная форма!!!

График получения школьной формы от Почепской швейной фабрики «Надежда».

15.06.2019

Объявление о наборе в 10 класс

МБОУ «Гимназия №4» объявляет набор в 10-е классы с профильным обучением по индивидуальным учебным планам (ИУП). Для составления ИУП можно выбрать следующие учебные предметы, изучаемые на углубленном уровне: русский язык, английский язык, право, экономика, история, математика, физика, информатика и ИКТ, биология, химия.

01.06.2019

Номера телефонов «горячих линий» по вопросам проведения ГИА

Уважаемые выпускники, родители! Напоминаем, что по всем вопросам, связанным с проведением государственной итоговой аттестации (ГИА), вы можете обращаться по следующим телефонам:

20.05.2019

Родители, учите ребенка соблюдать правила дорожного движения!

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях предупреждения гибели, травматизма, несчастных случаев детей обращает внимание родителей на то, что зачастую дорожные происшествия с детьми происходят по их собственной неосторожности:

16.05.2019

О правилах безопасности детей на воде в летний период

Вот и наступили теплые дни, еще немного и начнутся долгожданные летние каникулы! Однако жаркая погода, большое количество свободного времени, отсутствие родительского контроля представляют повышенную опасность для детей.

16.05.2019

Траектория развития и образования!

Вниманию жителей гимназии!

Не за горами окончание этого учебного года и начало нового! А еще впереди лето, а значит, много свободного времени.

26.04.2019

Летняя оздоровительная кампания — 2019

Уважаемые родители!

Обращаем ваше внимание, что прием заявлений в загородные оздоровительные лагеря и лагеря санаторного типа Брянской области на летний период 2019 года будет организован в МФЦ по месту учебы детей с 17 апреля 2019 года:

26.03.2019

Рособрнадзор продолжает публикации видеорекомендаций по подготовке к ЕГЭ-2019

Серию рекомендаций по подготовке к единому государственному экзамену, подготовленную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным инстутутом педагогических измерений (ФИПИ), завершают видеоролики по биологии и географии.

09.02.2019

Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина

Уважаемые гимназисты!

Всероссийский музей А.С. Пушкина приглашает вас принять участие в акции ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. Мероприятие приурочено к 220-летию со дня рождения поэта.

18.04.2019

Расписание ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ

Утверждены расписания единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) на 2019 год.

20.03.2019

Уважаемые ученики и их родители!

Bы можете оценить качество условий получения образования в 2019 году через заполнение анкеты на сайте «Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями образования Брянской области»

11.05.2018

gymnasium4br.ru

Статья по теме: Сочинение на литературную тему как допуск к ЕГЭ в 11 классе

МБОУ «Агибаловская СОШ»

Сочинение по литературе как допуск к ЕГЭ в 11 классе

Серегина Ольга Егоровна

2015 г.

Начиная с учебного года 2014/15 гг. для допуска к ЕГЭ необходимо написать итоговое сочинение. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт, и писать его будут все ученики 11-ых классов 3 декабря. В случае незачёта переписать его можно будет 4 февраля и 6 мая.

● Рекомендуемое число слов — 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается

● На всю работу отводится 3 часа 55 минут.

● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии.

● Темы сочинений будут отличаться в зависимости от часового пояса, а узнают их выпускники только во время экзамена.

● 20 ноября в не менее 30% школ будет проводиться пробное сочинение.

● Школьное итоговое сочинение в дальнейшем может быть учтено при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.

● За 15 минут до проведения сочинения темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).

● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.

Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений:

1. Творчество М.Ю. Лермонтова (к 200-летнему юбилею писателя).

Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфика художественной картины мира, характерные черты лермонтовского героя и т.п. Особое внимание уделить стихотворению «Бородино».

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

Причины войны, влияние войны на судьбу человека и страны, нравственный выбор человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

Эстетические, экологические, социальные и другие проблемы взаимодействия человека и природы.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

Семейные ценности, различные грани проблемы взаимоотношений между поколениями: психологическая, социальная, нравственная

и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Чем живы люди.

Ценностные ориентиры человека и человечества, этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:

1. Соответствие теме.

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

2. Аргументация и привлечение литературного материала.

Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

3. Композиция и логика рассуждения.

Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

4. Качество письменной речи.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

5. Грамотность.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 250 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.

Сочинение может потребоваться при приёме в некоторые вузы; за него можно получить дополнительно до 10 баллов вдобавок к баллам по единому государственному экзамену. В этом случае используется десятибалльная система оценивания. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Ниже приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 Критерии оценивания        Баллы

 К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.        2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.         1

Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.        0

 К2. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)          2

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.         1

Сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.         0

 К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.         2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается.          1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.         0

 К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.         2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.         1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.         0

 К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.         1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.         0

 К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.         2

Допущены 3-4 речевые ошибки.         1

Допущены 5 и более речевых ошибок.         0

 К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.         3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.         2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.         1

Допущено более 5 орфографических ошибок.         0

 К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.         3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.         2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.         1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.         0

 К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.         2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.         1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.         0

 К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.         1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).         0

 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ        20

 Отметка по десятибалльной системе         0        1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

 Первичный балл         0-4        5-6        7-8        9-10        11-12        13-14        15-16        17        18        19

 

Композиция сочинения на тему        «На какие общечеловеческие вопросы может дать ответ литература?».

Берем наш вопрос и перефразируем его, немного подсластим парочкой синонимичных предложений и вуаля получаем ответ: «Литература отвечает практически на все общечеловеческие вопросы: тема любви, проблема взаимоотношения разных поколений, вопросы смысла жизни, его поиска, также экологические проблемы и т.д. Это сквозные темы, и к ним обращались всегда, в разные эпохи. Что-то меняется, но каждое поколение стремится дать на них свой ответ».

Такое получилось вступление. Нам здесь важно закинуть, что называется, удочку: показать проверяющему, что мы поняли суть нашего вопроса. А для этого важно его перефразировать, или произнести ключевые слова – «общечеловеческие вопросы». Когда они есть, то становится понятно, что человек понял задание! Или хотя бы пытается следовать теме.

Еще во введении мы как бы коротко говорим, о чем подробно будем рассказывать в основной части. Я перечислил общечеловеческие вопросы, о которых и буду дальше рассуждать.

Итак, вторая часть:

Еще задолго до Рождества Христова Платон жаловался своим друзьям на нынешнее поколение, всячески порицая его. Он не видел в молодёжи ничего доброго, светлого. Ему казалось, что настоящих людей уже не будет… Вспомним Д. И. Фонвизина, который вывел нам образ Митрофанушки. А еще почти через век Лермонтов написал: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно,.. В бездействии состарится оно». А теперь вспомните своих родителей и учителей, которые непременно произносили нечто подобное. Ничего не меняется! Проблема взаимоотношения разных поколений никогда не умрёт. Она лишь будет подаваться под разным углом, другими лицами, но сама суть не изменится.

Говорят, у человека как минимум два главных дня в жизни: когда родился, и когда понял зачем. Вопрос смысла жизни. Кто им не задавался? Кто не думал – чем ему заняться, чтоб это приносило удовольствие, а потом и деньги? Герой М. Ю. Лермонтова Григорий Печорин задаётся этим же вопросом: «Зачем я жил?.. Для какой цели я родился?..». Со стопроцентной уверенностью большинство из нас не ответит на него. Кто знает, возможно, нам вовсе не дано постигнуть смысл жизни, и все попытки добраться до него изначально обречены? А сейчас, когда мы полны сил и энергии, должно казаться, что вот-вот, еще попробую это, второе, третье, а потом еще и еще – и только тогда, наконец, найду то самое, что так долго и давно искал! Пишу сейчас эти строки и думаю: «А вдруг, писательство – это моё?..».

 

Ладно, пожалуй, остановлюсь, а то многие не любят так много читать. Как вы поняли, в следующем абзаце я бы начал рассуждать на тему любви, а потом, в том случае, если бы не набралось нужное количество слов, написал бы еще и про экологические проблемы.

Каждый абзац – это отдельная микротема. Выделяйте их обязательно!

А закончить можно просто – перекладываем наше вступление, повторяем ключевые слова и ставим точку: «Литература вбирает в себя весь человеческий опыт. Она помогает людям хотя бы немного приблизиться к разрешению вневременных вопросов, которыми задавались предыдущие поколения. Но эти вопросы также будут волновать умы и тех, кому предстоит жить после нас».

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *