Почему девятиклассники уверены, что обществознание проще всего сдать на ОГЭ
Десять лет назад я сам учился в школе. В 10 классе появился новый предмет — обществознание. Я получил учебник и полез читать главу «Об истине». Прочитал, возмутился и до конца школьных лет относился к предмету предвзято. Теперь я учитель. Да, преподаю обществознание и готовлю детей к экзаменам.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Обществознание в школе учат с 5 класса. С 11 лет ребёнок начинает узнавать всё про общество, человека. Задумывается над тем, какое место он занимает в жизни. На уроке — дух исследования. Дети могут быть самими собой, говорить о себе и о близких. Обсуждать моральные дилеммы. Каждый урок — праздник.
Потому что темы такие:
1. Человек
2. Семья
3. Образование в жизни человека
4. Труд и творчество
5. Наша Родина
В 6 классе предмет углубляется. Темы предыдущего года наполняются новыми деталями. Знакомые слова — дополнительным смыслом. Знания о русском языке находят себе применение. Дети учатся писать эссе. «Что я делал прошлым летом» — не наш выбор. Важная часть эссе — писать конкретно и не высывать из пальца. Нельзя обойтись общими фразами, когда пишешь на тему «каким был бы мир, если бы в нём не было войны». Ученик размышляет об одной из сторон темы. Некоторые доказывали, что отсутствие войн привело бы к войнам. Другие приводили примеры полезных изобретений, которые появились благодаря войне.
Уроки теперь не праздники. Но каждый — это возможность задуматься о важном. Темы года такие:
1. Человек — личность
2. Потребности человека
3. Межличностные отношения, человек в группе
4. Конфликты
5. Нравственные основы жизни
К концу 7 класса появляется убеждение, что обществознание — это про болтовню о хорошем и добром. Пункты 3 и 4 не вызывают подозрений:
1. Что значит жить по правилам
2. Защита Отечества
3. Экономика и её основные участники
4. Учимся защищать свои права
5. Охранять природу — значит охранять жизнь
Восьмой класс. Первая четверть идёт по-старому. Мы много говорим, пишем эссе. Учимся вести дебаты. Впервые серьёзно говорим о религии, экстремизме, науке, нациях. Проблемы начинаются, когда речь идёт об экономике. Всю третью и четвёртую четверть дети учат термины. Материала много, а времени мало.
В чём разница между владением, распоряжением и обладанием вещью? Чем ЗАО отличается от товарищества? В чём суть налогов? Чем косвенные отличаются от прямых? Что такое экономика?
Четырнадцать лет ребёнок живёт и думает, что это про деньги и куплю-продажу. А потом оказывается, что есть такая вещь как «экономическое благо». И есть «свободное благо». Одно прилагательное меняет смысл на противоположный. Извилины скручиваются, мозг — трещит.
Но по инерции дети сохраняют убеждение, что обществознание — это простой предмет. Вот-вот кончится экономика, и жизнь вернётся на круги своя. Но они ошибаются.
Девятый класс открывается политикой. О ней легко говорить на уровне обывателя: эти партии защищают одно, эти — другое. Республика отличается от монархии. Демократия — хорошо. Тоталитарный режим — плохо.
А что такое государство? Что такое власть? В чём сходства и различия?
Мы знакомимся с новыми понятиями. Например, гражданское общество. Каждый урок — новая идея. Результат сотен лет эволюции прессуется в 45 минут. Можно сравнить с уроками математики. От плоских фигур ученики переходят к объёмным. Добавляется целое измерение. Новое, непривычное.
Это ждёт их в будущем году.
А в сентябре–октябре инерция всё ещё сильная. Мозг отказывается верить, что обществознание — это сложно. Экзамены далеко. А память о пятом классе — близко. Так и пишут стопками заявления на сдачу ОГЭ по обществознанию. А потом видят список тем на экзамен: экономика, политика, право. Первый пласт забыт за лето, с другими надо разбираться. На всё про всё — меньше года.
И сидим тут, по субботам занимаемся.
mel.fm
как сдать ОГЭ по обществознанию
Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию
Экзамен состоит из двух частей, в сумме нужно выполнить 31 задание. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом:
– для первых двадцати заданий вам будут предложены четыре варианта ответа, из которых только один правильный
– в заданиях №21–25 ответ даётся в виде последовательности цифр.
Вторая часть содержит шесть заданий с
развёрнутым ответом. Для выполнения этих заданий нужно будет выбрать необходимую
информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из
текста со своими знаниями и опытом, а также проанализировать предложенные
ситуации, высказав своё мнение.
На выполнение работы по обществознанию вам дадут 180 минут (три часа).
Как готовиться и на что обращать внимание
Обществознание – самый популярный предмет по выбору в выпускных классах. Обычно «завалов» здесь немного, однако сдать экзамен на хорошие отметки получается не у всех. Так что если вы решили сдавать ОГЭ по обществознанию, потому что «это лёгкий предмет, да и в школе по нему всегда «четвёрки» и «пятёрки», то поспешим вас огорчить: готовиться придётся всё равно. Во-первых, потому что помимо лёгкой темы «человек и общество» вам встретятся и такие: философия, право, политика, экономика. Во-вторых, потому что лить воду, как в устных ответах на уроках, тут нельзя – нужно оперировать специальными терминами. Наконец, обществознание – это тот предмет, который постоянно меняется: то новые законы ввели, то нормы обновили. Так что сухой теории здесь мало – нужно обязательно ориентироваться в реальной жизни.
Теорию можно поделить на пять основных тем:
– Человек и общество. Духовная культура
– Экономика
– Социальная сфера
– Сфера политики и социального управления
– Право
Кстати, два последних блока чаще всего вызывают у ребят трудности: то ли потому что в школе им уделяется мало времени, то ли из-за того что они как раз завязаны на реальной жизни. Так или иначе, учить их всё равно придётся. Поможет в этом сборник Баранова – там есть вся необходимая для экзамена теория.
Для того чтобы проглотить все сложные термины, советуем прописывать теорию, кратко отмечая основные аспекты. А ещё старайтесь всегда находить реальные примеры вокруг себя: так вы и материал быстрее запомните, и составите своё мнение насчёт той или иной ситуации, которое обязательно пригодится вам во второй части экзамена. Хорошими источниками здесь будут служить такие издания, как «Российская газета» или «РИА Новости».
За что снимут баллы?
Всего за экзамен можно получить 39 первичных баллов (26 за первую часть и 13 за вторую). Снизить оценку могут в следующих случаях:
– 1 балл за за пропуск важных составляющих ответа в заданиях №26-31
– 1 балл за неверные названия пунктов плана в задании №26
– 1 балл за искажение смысла в заданиях
Опыт предыдущих участников
«Самый оптимальный вариант для подготовки – учить теорию по отдельной теме, а потом закреплять её тестом, и лучше, чтобы он был сложнее, чем в ОГЭ. За пару месяцев подготовиться к экзаменам реально – без еды, без воды, зубря теорию 24/7. Но лучше всё-таки начинать немного раньше 😉
Залог
успеха – не подглядывать в ответы, не списывать и постоянно решать сложные
варианты. Тогда на экзамене вам всё будет нипочём».
– Дарья
К., Санкт-Петербург
«К обществознанию
я почти не готовилась. У меня не было репетиторов, да и учитель в школе тоже был
так себе, если честно. Но так как я круглая отличница, я понимала, что нужно
сдать на «пятёрку». Приходилось раз в месяц решать вариант на «Решу ОГЭ». Со
второй частью, конечно, были проблемы. Однако сдать без репетитора реально, ведь
есть много отличных разборов тем на ютуб.
Обратить
внимание, мне кажется, следует на раздел экономика и на всю вторую часть. К
сожалению, в ОГЭ и ЕГЭ недостаточно показать свои знания, нужно их правильно
оформить «по шаблону». Это ужасно раздражает, но поделать тут ничего
нельзя. Так что учите клише, вот и всё.
И ещё
хочу дать такой совет: не полагайтесь на ответы в интернете и тем более не
покупайте их! Мои одноклассники повелись на это, и их, разумеется, обманули».
– Виолетта З., Озёрный, Тверская область
5uglov.ru
Легко ли сдавать информатику и обществознание в 9 классе на экзаменах? Если не легко, то какие легко сдавать? ((
сдавайте то, что лучше понимаете
Памятка учащимся 9 класса при сдаче ОГЕ по обществознанию
ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ
КЛАССА ПРИ СДАЧЕ ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
1Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
2Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием.
3Пробегись глазами по всему тесту, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
4Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
5Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
6Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
7Если не знаешь ответа на вопрос, или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
8Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
9 Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
для учащихся.
Школьное обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, правоведения.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 14
15 – 24
25 – 33
34 – 39
История, Обществознание – содержательных изменений нет.
Изменен порядок следования нескольких заданий части 1
СТРУКТУРА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Структура и содержание контрольных измерительных материалов, типы и сложность заданий экзаменационной работы соответствуют целям экзамена – обеспечить объективную оценку уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.
Варианты КИМ создаются на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит
6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объемом порядка 200–250 слов.
Советы психолога
Мысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам.
Вызывающие страх мысли
Рациональные спасительные мысли
Я должен был значительно раньше начать готовиться, теперь мне просто не хватит времени для основательной подготовки.
Мне не помогут упреки за ошибки в прошлом. За каждый день занятий я приобретаю все больше знаний. Если я не смогу восстановить пропущенное, то я пойду на экзамен с некоторыми пробелами в знаниях. Есть люди, которые, несмотря на пробелы в знаниях, выдерживают экзамен. Я сейчас же сажусь и учу, и уже это будет полезнее для дела, чем мои переживания.
Я слишком глуп, чтобы понять этот материал.
Я все же на данный момент что-то знаю. Если этот материал мне и трудно дается, то это не значит, что я глуп. Просто мне нужно немного побольше времени, чтобы хорошо это понять. Если я буду внушать себе, что я глупый, то это мне прибавит еще больше трудностей. Я немедленно сяду и буду прорабатывать необходимый материал страницу за страницей.
В мою голову ничего больше не может войти.
Мой мозг может усвоить очень много информации. Если я в данный момент ничего больше не могу усвоить, это значит, что моя голова должна отдохнуть. Поэтому я сделаю теперь перерыв и отдохну или займусь чем-нибудь другим. Если я себе внушаю, что ничего больше не могу освоить, этим я затрудняю процесс усвоения.
Я обязательно провалюсь на экзамене.
Сколько людей сдавали экзамены – и мои родители, и мои учителя, и все взрослые, кого я знаю. И все прошли через это испытание благополучно. Не я первый, не я последний. Как ни упирайся, из школы тебя все равно выпустят. Неотвратимо настанет день, когда все будет позади.
infourok.ru
Сложно ли сдавать ОГЭ (ГИА) по Литературе в 9 Классе?
Там легко. Начала готовиться только в мае перед экзаменами и сдала на 5.Если хочешь хорошо сдать, то начни с чтения, а не сразу за тесты хватайся. Самые главные произведения это»Евгений Онегин»,»Горе от ума»,»недоросль»,»Ася»,»Матренин двор»и произведения Гоголя.
<a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:1VUqXny»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Если ты собираешься дальше оставаться в школе, то такие экзамены обычно сдают все, не сложно
Вчера сдавала этот экзамен. Он не сложный, если много готовишься и набиваешь рук. Но просто так без подготовки его никогда не сдашь))) на самом деле, мне кажется, что это один из самых сложных предметов. На равне с историей, физикой.
литра сложная
touch.otvet.mail.ru
Как правильно выполнить задание 26 в ОГЭ по обществознанию 🚩 Школы
Задание №26 в ОГЭ по обществознанию – одно из самых простых и одновременно вызывающих больше всего проблем у школьников. Тем не менее выполнять его не так уж сложно: нужно только усвоить несколько простых правил.
26-е задание представляет собой краткий план представленного для разбора текста. Оценивается оно в 2 балла. Необходимо выделить все смысловые фрагменты отрывка и озаглавить каждый из них.
Задачи у этого вопроса две:
- проверить умение ученика выделять ключевые мысли текста, без которых невозможно нормально учиться в профессиональном заведении;
- оценить навыки ребёнка по составлению краткого плана ответа.
Есть и третья функция, важная уже для самого школьника: после составления «оглавления» намного проще будет отвечать на остальные вопросы письменной части.
Чтобы проще было понять, как именно называть каждый пункт, представьте, что вас попросили написать доклад на какую-то не слишком вам знакомую тему. И взять с собой на выступление разрешили лишь оглавление к этому докладу. Соответственно, каждый пункт этого оглавления должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, вы сразу вспомнили содержание всей главы.
Делать план текста можно двумя способами:
- в виде предложения назывной формы: «Функции среднего класса»;
- в виде вопроса, содержащего ключевую мысль смыслового блока: «Какие функции выполняет средний класс?»
При этом больше ценится ответ, выполненный именно в виде оглавления, а не списка основных вопросов текста.
Чаще всего смысловой блок совпадает с абзацем. Однако бывают и другие ситуации. Так, иногда в одном крупном абзаце может содержаться два фрагмента, несущих совершенно разную информацию. В этом случае каждый из них придётся выделить отдельным пунктом плана.
Бывает и наоборот: несколько абзацев раскрывают разные аспекты одного и того же вопроса, поэтому выделять каждый пункт по отдельности нельзя. Чаще всего это происходит, когда автор перечисляет функции или признаки какого-либо социального явления.
Например, текст «Средний класс» разделён на 8 абзацев; при этом в четвёртом абзаце говорится, что средний класс выполняет разные функции, а во всех последующих по очереди раскрываются каждая из этих функций. Получается, что реально смысловых блоков в этом задании лишь 4: все функции вместе с вводным предложением нужно выделить одним пунктом.
Правильный план к этому рассказу будет выглядеть так:
- Сущность среднего класса.
- Состав среднего класса.
- Критерии выделения среднего класса.
- Функции среднего класса.
Либо же, если вы предпочитаете выполнять 26-е задание в форме вопросов, можно составить оглавление таким образом:
- Что такое средний класс?
- Кого относят к среднему классу?
- По каким критериям выделяют средний класс?
- Какие функции выполняет средний класс?
Обратите внимание, что форма задания не допускает слишком длинных предложений, пунктов, состоящих из двух и более предложений, а также дополнительных подпунктов типа «1а», «1б», «1в». Не будут засчитаны пункты, содержащие слова, не несущие смысловой нагрузки, или выглядящие как вырванный из контекста кусок фразы.
При этом выписывать в оглавлении фрагменты текста, если они хорошо отражают смысл абзаца и не содержат лишних слов, не возбраняется.
Для того чтобы научиться правильно делать задание №26, нужно научиться выделять ключевые мысли текста и каждого абзаца в отдельности. Для этого попробуйте мысленно пересказать текст, ответив на вопрос: «о чём рассказывается в отрывке»? А в первом абзаце? Во втором абзаце?
Не нужно повторять фразы, которые в тексте уже есть: сократите и упростите их, передав только общий смысл. Уберите все вводные слова, эпитеты и сравнения, оставьте лишь «каркас» — несколько словосочетаний, без которых предложение или абзац потеряют смысл. Именно они и будут ключевой мыслью.
Например, во фразе «Вполне очевидно, что языковое расслоение проходит по иным линиям, нежели линии расового или государственного расслоения» есть только 5 слов, действительно имеющих значение: «языковое расслоение», «линии», «расовое» и «государственное расслоение». Все остальные слова служат лишь для связок этого предложения с предыдущим и последующим и для придания фразе «эмоциональной» окраски. Именно из этих пяти слов и нужно будет строить название пункта для задания 26.
Ключевая мысль фразы состоит в том, что линии разных типов социального расслоения различаются. Остаётся превратить повествовательную форму предложения в форму названия: «Линии социального расслоения».
Название должно быть кратким, лаконичным и полностью отражать смысл фрагмента. Не нужно ни чрезмерно конкретизировать, ни обобщать смысл высказывания. Так, вариант «социальное расслоение» для упомянутого пункта не будет засчитан. Понятно, что весь текст рассказывает именно о социальном расслоении. Но поскольку в данном абзаце речь идёт конкретно о критериях этого расслоения, то все более «обширные» названия будут неверными, поскольку не дадут представления о содержании «главы».
Девятиклассникам можно дать и ещё один совет: побольше читайте и старайтесь мысленно или вслух, пересказывать прочитанное, чтобы навык выделения ключевых мыслей постепенно становился автоматическим.
Каждый человек возрастом за восемнадцать по собственному опыту знает, что такое экзамен. Но школьный экзамен – это еще полбеды. Здесь человек учится довольно много времени, поэтому привыкает к учителям, а те, в свою очередь, — к ученикам. И, возможно, окажут на экзамене некоторое послабление или помощь. Но теперь, с приходом в нашу страну Единого Государственного Экзамена, все меняется. И вместо живого общения с человеком из комиссии мы вынуждены зарисовывать кружочки в тестах.
Инструкция
По каким-то неведомым причинам большинство учащихся считает обществознание самым легким и не заслуживающим внимания предметом. Отношение складывается таким образом, что «предмет простой – можно не готовиться – и так сдадим». На самом деле это есть самая серьезная ошибка. Вспомним философию восточных боевых искусств, когда мастера говорят: «Никогда ни стоит недооценивать своего противника». В данном случае экзамен – это противник, которого лучше переоценить, и значительно лучше подготовиться.Но, взглянув с другой стороны, понимаешь, что обществознание – такой же предмет, как и все остальные. Следовательно, ничего сверхъестественного здесь нет. Для успешной сдачи экзамена требуется лишь определенная подготовка и уверенность в своих силах.
Готовиться стоит начинать примерно за полгода или год до экзамена. Человеческий мозг устроен таким образом, что информация, воспринятая когда-то в прошлом, значительно лучше усваивается и легче извлекается, нежели та, что прочитана пару часов назад.
Как писал Джон Кехо в книге «Подсознание может все», информация, которую мозг воспринимал в течении жизни, никуда не исчезает. Даже если человек не помнит чего-то, это не значит, что этого нет. Основная часть воспринятого материала откладывается в подсознании. А в нужный момент мозг может поднять это воспоминание. Но уверенности в том, что это правильный ответ, не будет. Будет четкое понимание, что проявляются не знания, а интуиция. Но это лишь ненавязчивая работа подсознания, которая помогает найти правильный ответ в различных вопросах.
Что же касается непосредственно самого экзамена, то за день до него лучше не загружать мозг ничем лишним, а просто отдохнуть. Перегрузка информацией и волнение перед ответственным днем могут привести к стрессу, а это не самое лучшее, что может быть. Поэтому самый правильный вариант – это отдохнуть и выспаться.
Ну а если человек суеверен, можно соблюсти старую студенческую традицию: в полночь крикнуть во весь голос «ХАЛЯВА ЛОВИСЬ». И в ответственный момент удача определенно будет с вами.
www.kakprosto.ru
ОГЭ по обществознанию: не всё так просто, как кажется — Статьи коллег и пользователей сайта
ОГЭ – основной государственный экзамен, сдаваемый выпускниками неполной средней (основной) школы. Среди предметов по выбору у девятиклассников на ОГЭ особой популярностью пользуется обществознание.Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к перечню учебных предметов, из которых надо выбрать только два.
Выбирать приходится из следующего списка: 1) география, 2) биология, 3) литература, 4) физика, 5) химия, 6) иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский – на выбор ученика), 7) история, 8) обществознание, 9) информатика.
Среди этих предметов — физика и химия, которые входят в число наиболее сложных школьных дисциплин, а потому очевидно, что их выберут немногие. К ним примыкает информатика, ведь в её основе также лежит математика.
Точных знаний терминологии, закономерностей и законов природы требуют география с биологией.
Иностранный язык также невозможно изучить без серьёзной подготовки.
Из девяти остаётся тройка гуманитарных дисциплин. Однако среди них история отпугивает выпускников необходимостью владеть хронологией событий, а литература – художественными текстами, в смысл которых вникнуть многократно сложней, чем в смысл коротеньких постов и сообщений в соцсетях.
На этом фоне обществознание представляется самым лёгким вариантом, у выпускника складывается впечатление, что к ОГЭ по обществознанию 2017 года не придётся много готовиться, что на «удовлетворительно» он как-нибудь что-нибудь сообразит, «наболтает», «угадает».
В действительности не всё так просто, как кажется, и «завалов» по обществознанию на ЕГЭ и ОГЭ бывает предостаточно.
Первая ошибка, которую делают выпускники – это как раз недооценивание роли точных знаний при сдаче этого экзамена. В школе на уроках обществознания наиболее распространены устные ответы, в которых ценится умение рассуждать, аргументировать, высказывать своё мнение. Другое дело – тест по обществознанию, требующий точных ответов.
Вторая ошибка – неумение пользоваться терминологией. Действительно, многие социальные понятия можно описать «своими словами», привести «примеры из жизни». Однако для успешной сдачи экзамена необходимо оперировать терминами – не просто выучить определения, а свободно пользоваться ими в своих рассуждениях.
Третья ошибка заключается в неразборчивости использования источников для подготовки по обществознанию. Общество постоянно развивается, изменяются правовые нормы, острые вопросы социального взаимодействия могут утратить свою актуальность, и им на смену приходят другие проблемы. Эти изменения должны учитывать квалифицированные и добросовестные авторы учебных пособий, а сами пособия, используемые для подготовки, должны быть максимально новыми, чтобы обществоведческие знания в них не успели устареть.
si-sv.com