СТАТЬЯ УСТАРЕЛА. ЧТОБЫ ПЕРЕЙТИ К СТАТЬЕ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА, НАЖМИТЕ СЮДА Начиная с учебного года 2014/15 гг. для допуска к ЕГЭ необходимо написать итоговое сочинение. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт, и писать его будут все ученики 11-ых классов 3 декабря. В случае незачёта переписать его можно будет 4 февраля и 6 мая. ● Рекомендуемое число слов — 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений: Сочинение будет оцениваться по пяти критериям: Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 250 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%. Сочинение может потребоваться при приёме в некоторые вузы; за него можно получить дополнительно до 10 баллов вдобавок к баллам по единому государственному экзамену. В этом случае используется десятибалльная система оценивания. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Ниже приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами. Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
|
xn--80aff1fya.xn--p1ai
В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение. Выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена. Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления, в рамках которых будут даны темы. В 2018/2019 учебном году даны следующие направления: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость». Данное сочинение было введено относительно недавно, поэтому многие выпускники задаются вопросом: «Как же писать это сочинение?». В данной статье мы ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2018/2019 гг. мы подробно ознакомились в этой статье. Повторяем, что для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы выпускник раскрыл предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привёл хотя бы один литературный аргумент. Если вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения, то вот она: 1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части. 2) Написать Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов. 3) Написать Заключение, которое содержит главный вывод всего сочинения. Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения, то приступаем: 1. Алгоритм работы над сочинением Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму: 2. Как работать с черновиком и планом сочинения Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз. На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос. Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли. Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет): Приведём два примера составления плана: 3. Работа над композицией сочинения Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.Традиционно выделяют три части сочинения: Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов. Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:
3.1 Как писать введение
Введение должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. 3.2 Как писать основную часть Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами: Использование литературных аргументов В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения. 3.3 Как писать заключение
Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом. 4. Типичные ошибки в сочинении Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом: Фактические ошибки Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
Речевые ошибки Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.
Грамматические ошибки Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления. При написании статьи была использована презентация. |
xn--80aff1fya.xn--p1ai
Статья по литературе (11 класс) на тему: Всё об итоговом зимнем сочинении
Итоговое зимнее сочинение
С 2014—2015 учебного года в школах будет проводится сочинение. Его называют итоговым, выпускным, зимним, декабрьским, сочинением по литературе, итоговым сочинением по литературе 2015. О том, каким будет этот экзамен, известно уже практически всё.
Всё об итоговом зимнем сочинении
Статус работы?
Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.
ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.
Зачёт — незачёт
В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.
А если незачёт?
Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.
Кто будет проверять сочинения?
Ваши учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.
Сколько времени отведено на экзамен?
Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).
Предполагаемый объём работы?
Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.
Идея сочинения: что оно проверяет
Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).
ФИПИ подчёркивает: в вашем сочинении обязательна «опора на произведения русской и(или) мировой литературы».
Что подразумевается? Требуется не просто ссылка на тот или иной художественный текст, но и «обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т. д.», то есть тема раскрывается с опорой на литературный материал.
На ваших экзаменационных листах будет размещена инструкция.
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Какими будут темы?
Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.
Важно: темы сочинений не будут соответствовать открытым тематическим направлениям, по которым формируются темы итогового сочинения в 2014-2015 учебном году. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки. Организаторы основываются на принципах: посильности, ясности и чёткости постановки проблемы. Темы позволят выпускникам выбирать литературный материал и опираться на него в своих рассуждениях.
Примеры формулировок, предложенные ФИПИ
- На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
- Почему люди пишут стихи?
- Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
Что уже точно известно? Тематические направления!
Для подготовки вы можете использовать уже опубликованные тематические направления. Для экзамена этого года тематические направления разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ:
| Комментарий | |
1 | «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) | Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. |
2 | Вопросы, заданные человечеству войной |
|
3 |
|
|
4 | Спор поколений: вместе и врозь |
|
5 | Чем люди живы? |
|
«Критерии оценивания…» для всех
Проект ФИПИ (далее цитируется)
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объёма своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.).
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
«Критерии оценивания…» для тех, кто будет поступать на гуманитарные факультеты
Проект ФИПИ (ниже цитируется)
Обратите внимание:
«Критерии оценивания…» имеют рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии, в том числе и на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объёма.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при по К1 или К2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии оценивания Баллы |
К1. Соответствие теме | |
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. | 2 |
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. | 1 |
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. | 0 |
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала | |
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имён персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) | 2 |
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. | 1 |
сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. | 0 |
К3. Композиция | |
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. | 2 |
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. | 1 |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. | 0 |
К4. Качество речи | |
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. | 2 |
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 1 |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. | 0 |
К5. Оригинальность сочинения | |
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. | 1 |
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. | 0 |
К6. Речевые нормы | |
Допущено не более 2 речевых ошибок. | 2 |
Допущены 3-4 речевые ошибки. | 1 |
Допущены 5 и более речевых ошибок. | 0 |
К7. Орфографические нормы |
|
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. | 3 |
Допущены 2-3 орфографические ошибки. | 2 |
Допущены 4-5 орфографических ошибок. | 1 |
Допущено более 5 орфографических ошибок. | 0 |
К8. Пунктуационные нормы |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. | 3 |
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. | 2 |
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. | 1 |
Допущено более 5 пунктуационных ошибок. | 0 |
К9. Грамматические нормы | |
Допущено не более 2 грамматических ошибок. | 2 |
Допущены 3-4 грамматические ошибки. | 1 |
Допущено 5 и более грамматических ошибок. | 0 |
К10. Фактическая точность в фоновом материале | |
Фактические ошибки отсутствуют. | 1 |
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). | 0 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ | 20 |
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Первичный балл | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Итак, чтобы получить 1 балл по 10-балльной шкале, нужно иметь 5 или 6 первичных баллов. Далее каждым двум первичным баллам соотвествует 1 балл по 10-балльной шкале, но, заметьте, только до 6 баллов. Потом цена каждого первичного балла возрастает. Это значит, что условия конкурса становятся жёстче, и продолжают борьбу за место в вузах только самые сильные.
Успеха всем!
nsportal.ru
Итоговое сочинение в 11-м классе: всё что нужно знать об этом
2 декабря учащиеся 11-х классов будут писать итоговое сочинение (изложение), необходимое для допуска к ЕГЭ – Единому госэкзамену государственной итоговой аттестации (ГИА). В прошлом году с этим испытанием успешно справились свыше 90% будущих выпускников школ. Писали сочинение (изложение) более 680 тысяч выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также образовательных организаций, расположенных за пределами России.
Достаточно получить «зачет»
В прошлом году сочинение снова стало обязательным испытанием, призванным выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, зрелость и умение рассуждать на избранную тему, опираясь при этом на литературный материал. Для успешного преодоления этого барьера на пути к аттестации школьникам достаточно получить «зачет». Баллы в оценке итогового сочинения не подсчитываются. Изложение вместо сочинения могут писать дети-инвалиды, ребята, находящиеся на длительном лечении и реабилитации, а также старшеклассники, проходящие обучение в учреждениях закрытого типа. Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление вместе с согласием на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до проведения испытания. А на само испытание приходят с паспортом (документом, удостоверяющим личность) и черной гелевой ручкой. Разрешается брать с собой необходимые лекарственные средства. С начала года в общеобразовательных школах одиннадцатиклассники пишут пробные сочинения на разные темы. Согласно интерактивному опросу на официальном портале ЕГЭ, в котором приняло участие около 1200 человек, пробные сочинения пишут примерно 30% учащихся, читают произведения по выбранным темам 21%, дополнительно готовятся 13% и никак не готовятся к итоговому сочинению более 36%.
Темы сочинений
Информация о том, какие именно темы будут предложены в этом году на экзамене, появится лишь за 15 минут до официального «старта», который состоится 2 декабря в 10 часов по местному времени. В этот момент конкретные темы сочинений будут доступны на федеральных образовательных интернет-ресурсах ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru) и fipi.ru (topic.fipi.ru).
Однако уже сейчас известно, что все темы привяжут к пяти крупным тематическим блокам — «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». Необходимый методический материал, актуальный в этом году, разослан родителям школьников.
Темы, в свою очередь, разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством
Критерии оценки и типичные ошибки
Главное, что необходимо соблюсти при написании текста и что будет оцениваться экспертами, — соответствие выбранной теме, адекватная аргументация с опорой на литературный материал, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность.
Рекомендуемый объем повествования – 350 слов. Чтобы получить за сочинение «зачет», нужно хорошо справиться хотя бы с тремя критериями (причем первые два критерия – обязательны) и с одним из оставшихся трех критериев.
Какие ошибки чаще всего портят «произведение» выпускника? По словам педагогов, это наивность суждений, фактические неточности и грамматические ошибки.
В реальных сочинениях выпускников 11 класса
С прицелом на ЕГЭ
Удачно написанное сочинение вполне пригодится на ЕГЭ по русскому языку при написании заключительного задания – эссе. Педагоги и эксперты, которым предстоит оценивать работы выпускников, настоятельно просят учащихся пользоваться черновиками, и лишь при полной уверенности, что текст сочинения готов, переносить его на экзаменационный бланк. Бланк сочинения состоит из регистрационной части и бланка записи текста, обе части заполняются черной гелевой ручкой. На написание отводится 3 часа 55 минут. Предваряет начало отсчета инструктаж заполнения бланка. Экзаменуемым предоставляется возможность воспользоваться орфографическим словарем. Свои результаты выпускники смогут узнать в течение недели. В случае неудовлетворительного результата, а также в случае неявки или невозможности дописать сочинение по уважительным причинам, ученики смогут написать сочинение повторно 3 февраля или 4 мая 2016 года.
riafan.ru
Учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) на тему: Критерии оценки итогового сочинения по литературе
ПРОЕКТ
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
nsportal.ru
Уроки литературы: Примеры сочинений.Критерии оценки сочинений
Ошибки в сочинениях
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Темы сочинений
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Вступление,осн.часть, заключение
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Обратите особое внимание на второй абзац. При двух из пяти «незачётах», можно получить общий «зачёт». Если у вас просто беда с грамотностью, но нормально с логикой, есть шанс сдать этот экзамен.
Обязательно нужно
3. Чтобы вашу главную мысль доказывал хотя бы один пример из художественного произведения. Произведение нужно не только упомянуть, но и проанализировать, ничего не напутать при этом в именах, датах и сюжете.
Если всё это будет изложено логично или написано не совсем безграмотно (не больше 17 любых ошибок на 350 слов) — зачёт обеспечен. Но учтите! Ровно в полночь карета превратится в тыкву. Вузы эти же сочинения будут оценивать по своим критериями, там 17 ошибок или отсутствие логики, скорее всего, уже не простят.
Опыт показывает, что как раз на первых обязательных пунктах многие и буксуют. Смотрите примеры ошибок в сочинениях на нашем форуме. Попробуйте сами написать (а не списать) сочинение и проверьте, наберёте ли вы три необходимых «зачёта». Прислать сочинение на проверку можно через специальную форму.запись семинара «Тематическое направление ОПЫТ И ОШИБКИ», 03.10.2016
запись семинара «Аргументация и вывод (практическое занятие)», 26.09.2016
запись семинара «Логика и композиция сочинения», 19.09.2016
запись семинара «Психологическая подготовка к экзамену и консультация по всем вопросам», 30.11.2015
запись семинара «Анализ сочинений по критериям ФИПИ», 23.11.2015
запись семинара «Подготовка к сочинению по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»», 20.11.2015
запись семинара «Как написать вступление и заключение», 16.11.2015
запись семинара «Тематическое направление ВРЕМЯ», 09.11.2015
запись семинара «Тематическое направление ПУТЬ», 02.11.2015
запись семинара «Тематическое направление ЛЮБОВЬ», 26.10.2015
запись семинара «Подготовка к сочинению по рассказу Бунина «Чистый понедельник»», 24.10.2015
запись семинара «Тематическое направление ДОМ», 19.10.2015
запись семинара «Аргументы для направлений 2016 года из романа М. Булгакова «Белая гвардия»», 12.10.2015
запись семинара «Аргументы для направлений 2016 года из пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад»», 05.10.2015
запись семинара «Стилистические ошибки в сочинении. Как их найти и исправить.», 28.09.2015
запись семинара «Логика сочинения. Тезисы и аргументы.», 21.09.2015
запись семинара «Структура сочинения», 14.09.2015
Честь нельзя отнять, её можно потерять
А.П. Чехов Примеры сочинений «Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и свое существование в категориях самоуважения», — Архимандрит Платон. Часто к такому понятию, как честь, приписывают второстепенные совесть, благородство, целомудрие – все, что составляет нравственную и духовную чистоту человека, его внутреннего судью и своеобразный ориентир. Однако само это понятие современными поколениями трактуется как один из пережитков прошлого, наряду с аристократизмом, что, разумеется, является ошибкой и недостатком современного воспитания. Честь рождается вместе с человеком и является его попутчиком на протяжении всей жизни, если в той не было места для лжи, предательства и бесчинств. Эта та черта характера, которую нельзя потерять с возрастом, о которой нельзя по случайности забыть, которую нельзя отнять насильно, она не пропадает под воздействием каких-то сложных жизненных ситуаций и стрессов, потому что честь — это надежная опора человеческого мировоззрения, мироощущения и мировосприятия. Это, в первую очередь, честное отношение человека к самому себе, и лишиться его можно лишь по собственному, вполне осознанному желанию. Как, например, поступил Швабрин, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он никогда не позиционировал себя как человека злого, завистливого и лицемерного – обычный дворянин, не без доли высокомерия и горделивости относящийся к окружающим. Однако в переломный и опасный для жителей крепости момент, когда под угрозой смерти от рук Пугачева находился каждый, Швабрин решился унизить собственное достоинство и перейти на сторону врага, соглашаясь на роль его подмастерья, а затем всеми своими поступками все сильнее и сильнее втаптывал в землю свою честь, лишаясь всякого права называться дворянином. Таким же образом он оклеветал, а затем и пытался обесчестить Марию, однако ни она, ни её возлюбленный Петр не дали ему такой возможности. Швабрину, как и всем, было дано понятие чести и достоинства, но его низкая натура, его трусость и безвольный характер позволили ему навсегда её потерять, и никто, кроме него самому, не являлся тому виной. Но существует и тот тип людей, которые сами для себя выводят свою личное понятие совести, свою степень честности с самим собой, что, в принципе, является приемлемым, потому как сама по себе честность зачастую регулируется заведомо индивидуально, а понятие нормы очень расплывчиво. Так герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» без угрызения совести с особенной жестокостью и циничностью обходился с судьбами людей и разбивал женские сердца. Он обесчестил черкешенку Бэлу, тем самым забрав у неё всякий шанс завести семью, очень разочаровал своей холодностью Максима Максимовича, отобрав у старика одну из немногих радостей от долгожданной встречи – однако был честен с собой во всех этих ситуациях, что отрицать сложно. Печорин никогда не делал того, о чем мог бы пожалеть позже, и во всех его действиях всегда присутствовала некая благородность и аристократичность – и потому он пожалел бы на дуэли даже наглого и беспринципного Грушницкого, если бы тот не угрожал ему смертью. Конечно, понятие человеческого достоинства для Печорина условно, однако, если проанализировать его действия, становится понятно, что герою не чужда благородность, и во всех своих действиях он был честен в первую очередь с самим собой. «Истинная честь не может терпеть неправду», — Г. Филдинг. Действительно, понятие чести является ключевым в жизни человека, ведь именно оно является своеобразным нравственным ограничителем, однако стоит понимать, что каждый по-своему расценивает свою жизнь, и у каждого из нас существует своя правда, только кто-то находит в себе силы следовать ей, а кто-то лишает себя такой возможности и прогибается под правду другого.Что правит миром — разум или чувство?
Примеры сочинений На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром — в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств? Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами — и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает. В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения. В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви. Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни — такова суть человека, существа, которое » изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся». Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.Читать далее: http://sochinenie11.ru/primeri/513-chto-pravit-mirom-razum-ili-chuvstvo.html
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ
Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.(С. И. Ожегов)
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
- вступление
- основная часть
- заключение
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
- содержаться ответ на заданный по теме вопрос
- представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»)
- содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
- сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)
Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
- пересказа литературного произведения
- изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:- короткой, но емкой
- органически связана с предыдущим изложением
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.Некоторые секреты как написать сочинение и сдать экзамен на «отлично»
- Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.
- Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.
- Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.
- Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.
- Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.
- При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.
- Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.
- Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно в половину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.
- Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.
- И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу.
zelena11.blogspot.com