Сколько аргументов должно быть в декабрьском сочинении – Сколько аргументов нужно привести в итоговом сочинении?

Содержание

План (структура) итогового сочинения 2019-2020 / Блог

Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:

  1. Как писать итоговое сочинение?
  2. Какой алгоритм написания сочинения?
  3. Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?

Структура итогового сочинения

Любое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 3

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд

III. Заключение (60-70 слов)

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.


I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
  • тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого абзаца написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

bingoschool.ru

7 грехов итогового сочинения. И как их не совершить

До итогового сочинения осталось всего две недели. Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ LUDI рассказывают о семи смертных грехах — основных ошибках, из-за которых ученики получают «незачёт» и отправляются в ад пересдач.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Чревоугодие: пересказ вместо аргументации

Подмена аргумента пересказом — одна из самых популярных ошибок школьников.

Итоговое сочинение — это рассуждение, поэтому примеры, которые вы приводите, должны подкреплять ваш тезис или развивать мысль. Вы не соревнуетесь в способности запоминать произведения школьной программы. Нужно показать, что вы умеете анализировать прочитанное, встраивать его в свой опыт и своё высказывание.

Тем не менее часто встречаются тексты, где примеры из литературы оторваны от тезиса и выводов. «Ага, про что-то такое я читал у Чехова», — думает ученик и начинает подробно пересказывать всё, что помнит об этом. Никакого анализа. Никаких комментариев. Формально всё в порядке: вот вступление, за ним основная часть с аргументами и заключение. Отсутствие какой-то содержательной связи спрятано за речевыми клише, которые искусственно соединяют абзацы друг с другом.

Кажется, никто не заметит подмены. Но проверяющий видит, что в сочинении больше пересказа, чем рассуждения, и никакой связи между тезисом и примером нет. Выглядит это так же комично, как бургер на картинке. За лишними деталями теряется мысль, и без склеивающих текст комментариев всё рассыпается на части.


2. Зависть: чужие мысли вместо своих

«Зачем учиться писать тексты, когда в интернете уже есть готовые? Всё равно у меня не получится так сформулировать мысль». Кажется, именно так думают школьники — судя по тому, насколько востребованы публикации с сочинениями, банками аргументов и заготовками к тематическим направлениям.

Проблема в том, что конкретные темы вы получите на самом экзамене, и чтобы ваш текст соответствовал им, любые заготовки придётся дополнять и перерабатывать. Но вместо этого кто-то вразброс соединяет фрагменты чужих сочинений, а кто-то пытается передать то же содержание своими словами. Ничего хорошего из этого не выходит.

Во-первых, проверяющие обнаруживают даже частично списанный текст. Соединение фрагментов разных сочинений не поможет: если чужих мыслей больше, чем ваших собственных, поставят «незачёт» за всю работу.

Во-вторых, публикующиеся заготовки слишком общие, так как ориентируются на открытое направление в целом. Их использование приводит к значительным отклонениям от темы. Если вас просят порассуждать о том, нужно ли стремиться к победе любой ценой, бессмысленно рассказывать, что такое победа сама по себе. Это уводит вас от ответа на вопрос, и вы рискуете получить «незачёт» по первому критерию.

В-третьих, обращение к банку литературных аргументов может обернуться множеством фактическим ошибок. В попытке перефразировать чужой пример, ученики путают персонажей, выбирают неточные понятия и искажают смысл. Поэтому не стоит писать о текстах, которые вы сами не читали. Не нравятся объёмные произведения — воспользуйтесь нашим списком коротких рассказов и повестей.


3. Уныние: несвязный и запутанный текст

Несвязный и запутанный текст — проблема, свойственная большинству сочинений. Чтобы избежать этого, нужно сначала составить подробный план будущего рассуждения: наметить главную мысль и способы её доказательства, продумать структуру и содержание. К сожалению, школьники редко начинают работу таким образом.

Вместо этого при написании они опираются на композиционный «скелет» текста: вступление, основная часть, заключение. Чтобы как-то начать текст, вспоминают шаблоны из интернета. Для аргументов набрасывают примеры, которые пришли на ум и вроде бы связаны с темой. На чистовике всё это собирается вместе и склеивается с помощью общих фраз.

При таком подходе возникают логические ошибки. Ученики выдвигают несколько противоречащих друг другу тезисов, перескакивают с одной мысли на другую, а к заключению вообще забывают, о чём говорили в начале. Создается ощущение, что это обрывки разных текстов, которые случайно перепутали между собой.

«Незачёт» за композицию не так страшен: это не влияет на зачёт работы в целом. Однако проблемы с логикой могут привести к значительному отклонению от темы — и это уже критично. Соответствие теме — основной критерий. Сочинение должно быть развёрнутым ответом на поставленный вопрос, и если вы, запутавшись в своих мыслях, забудете дать на него ответ, не зачтут всю работу.


4. Словоблудие: клише и повторы

Если подготовка сводится к заучиванию шаблонов и клише, на выходе получается псевдотекст — компиляция общих и потому бессмысленных фраз.

  • »… — важный элемент нашей жизни. Без этого трудно представить современный мир»;
  • «Проблема … очень актуальна для меня как для современного человека»;
  • «В … заложен глубокий смысл».

О чём речь? Догадаться сложно. Вместо многоточия можно поставить любое слово: «дружба», «чувства», «победа», «поражение».

Использовать клише плохо не только с точки зрения качества речи. Этот критерий всё равно не влияет на зачёт всей работы. Проблема в том, что бедность речи часто связана с бедностью мысли.

Когда абзацы соединяются только с помощью заготовленных общих фраз, возникают логические ошибки. Это «незачёт» за композицию. Когда вместо раскрытия тезиса ученик просто повторяет его другими словами, рассуждения не получается. Это «незачёт» по первому и основному критерию.

Представьте, что вы в комиссии по проверке сочинений. Открываете очередную работу и в сотый раз видите, как что-то «играет огромную роль в жизни людей» и потому «каждый хотя бы раз в жизни задумывался об этом». Как вы отнесётесь к такому тексту?


5. Алчность: некачественные аргументы

Многие считают, что зачёт ставят только за два примера из литературы. Это миф. Школьники путают итоговое сочинение с сочинением на ЕГЭ и смешивают критерии оценивания этих работ.

В действительности гораздо важнее продемонстрировать глубину раскрытия темы. Для этого достаточно обратиться к одному произведению: проанализировать его и в сочинении показать, как на разных уровнях доказывается обозначенный тезис. Если используется ещё один текст, примеры стоит сопоставить. Это не всем под силу — обычно аргументы существуют отдельно друг от друга, не углубляют и не развивают мысль.

Погоня за количеством сказывается на качестве. За отведённое время сложно осмыслить несколько произведений в ракурсе выбранной темы. Поэтому часто школьники просто пересказывают отдельные эпизоды и добавляют общие фразы. За это можно получить зачет, но десять баллов при поступлении вы не наберёте.

Бывает и так, что ученики, стремясь впечатлить своим литературным кругозором, ограничиваются упоминанием различных произведений. Однако перечисления авторов и названий книг недостаточно. Чтобы аргумент засчитали, нужен полноценный анализ.


6. Гордыня: невнимательная проверка

Писать сочинение утомительно: приходится бороться со страхом чистого листа, выбирать формулировки, искать аргументы. И школьники так гордятся результатом этого непростого труда, что не уделяют достаточно внимания проверке. «Лучше уже не будет», — думают они и сдают текст с описками, повторами, пропущенными запятыми и другими ошибками.

Так происходит ещё и потому, что за несколько часов работы создаётся ощущение знания текста. Кажется, что вы уже всё видели и проверили. Это не так. Не зря даже опытные авторы устраивают небольшой перерыв перед тем, как садятся редактировать написанное.

Но вместо того, чтобы немного отдохнуть и перепроверить свою работу, ученики стремятся скорее сдать её и покинуть аудиторию. А потом расстраиваются: обидно терять баллы из-за нелепых ошибок.


7. Гнев: обвинения вместо действий

Последний в нашем списке грех — гнев. Эту ошибку ученики допускают ещё на этапе подготовки.

В школе сочинению уделяется мало времени. Некогда. Показать, как писать слова с «не», быстрее и проще, чем научить грамотно выражать свою позицию. Эссе дают реже, чем диктанты и проверочные, а в работе над ошибками только задания на грамотность.

И когда наступает время писать итоговое сочинение, школьники злятся. С них спрашивают то, чему не учили. Поэтому они ждут, пока им расскажут о критериях и покажут, как и о чём писать; откладывают подготовку вместо того, чтобы готовиться самостоятельно. И в плохом результате обвиняют всех, кроме себя.

Не злитесь: это не конструктивно. Перекладывая на школу ответственность за свой успех, вы теряете контроль и начинаете плыть по течению. Но оно не принесёт вас к берегу хороших баллов, и вы только впустую потратите время.

7 популярных ошибок на итоговом сочинении

1. Пересказывать примеры из литературы, никак не комментируя их.

2. Использовать заготовки к открытым тематическим направлениям.

3. Приступать к написанию текста, не составив план. Нет, вступление-основная часть и заключение — это не план.

4. Строить сочинение с опорой на шаблоны и клише.

5. Ориентироваться на количество аргументов, а не их качество.

6. Довольствоваться беглой проверкой текста.

7. Перекладывать ответственность за результат на школу.

Сочинение — это не только допуск к экзаменам, но и возможность получить дополнительные баллы при поступлении. Не упускайте её.

О том, как избежать популярных ошибок, мы расскажем на бесплатном мастер-классе. Его проведёт Наталья Мусина — преподаватель с 12-летним стажем и действующий член комиссии по проверке итогового сочинения. Чтобы поучаствовать, регистрируйтесь и приходите на встречу в это воскресенье,

26 ноября.

mel.fm

Подготовка к итоговому сочинению в выпускном классе

  • Чем отличается сочинение в ЕГЭ по русскому языку от итогового сочинения?
  • Выпускное декабрьское сочинение отличается от сочинения, которое пишется в рамках ЕГЭ по русскому языку, целым рядом особенностей, начиная с количества абзацев, как говорят сами выпускники (всего 5!). К тому же итоговое сочинение проверяется школьными учителями и оценивается по системе «зачет» — «незачет».

    Работа с итоговым сочинением дает возможность подвести определенные итоги в школьном речевом обучении, являясь своеобразным диагностическим показателем успешности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. 

    Итоговое сочинение должно показать начитанность его автора – выпускника, умения уйти от шаблонов и «тестового» мышления, обращаться к литературному материалу, выбирая наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (или произведения) для раскрытия темы. Сочинение в формате ЕГЭ – это анализ темы, проблемы предложенного текста, определение позиции автора и последующие рассуждения выпускника о согласии или несогласии с автором, приведение двух аргументов из различных источников, включая публицистику и научную литературу.

    Задача выпускника, пишущего сочинение в декабре определяется так: в рамках выбранной темы  сформулировать свой тезис, свою позицию и привести убедительные аргументы.

    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

    Два сочинения (итоговое и на ЕГЭ) отличаются и критериями, по которым оцениваются работы:

    Критерии оценивания итогового сочинения

    Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо

    получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3 — №5).

    При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

    Критерий №1. «Соответствие теме»

    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

    «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

    Критерий №2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»

    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

    «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения

    литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

    Критерий №3. «Композиция»

    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

    Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

    Критерий №4. «Качество речи»

    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно
    затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

    Критерий №5. «Грамотность»

    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

    «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  • С какими трудностями сталкиваются школьники при написании итогового сочинения?

    Для сочинения, которое может получить дополнительные баллы при поступлении выпускника в вуз, необходимо прежде всего знание определений тех понятий, что будут названы в теме, их глубокое понимание.

  • Стоит ли писать сочинение по шаблону или в итоговом сочинении выпускник может себе позволить проявить индивидуальность? В какой степени ученику позволено выражать собственное мнение в сочинении?

    Вряд ли стоит говорит о каких-либо шаблонах, если цель работы – уйти от шаблонного мышления. А вот самостоятельность, доказательность суждений, логичность доводов не только приветствуются, но и требуются!

  • Список самопроверки для сочинения: какие элементы композиции обязательно должны присутствовать в сочинении?

    5 абзацев сочинения – это 5 элементов композиции: толкование понятий, собственная позиция, два аргумента и вывод. Обязательное условие: между первыми абзацами и выводом можно поставить слово «значит».

  • Что подразумевается под понятием “коммуникативный замысел сочинения”, и какие существуют способы его выражения?

    Это позиция выпускника, которую требуется доказать.

  • Как не «уйти в сторону» от темы сочинения и построить убедительное рассуждение?

    Всегда следует помнить о признаках текста: каждое предложение объединено с темой по смыслу и грамматически. Если в теме звучит, например, понятие «верность слову», то все, что пишет выпускник, должно быть о верности слову, а не верности вообще!

  • Как подготовить аргументы по темам не начитанному ученику? Какие короткие произведения можете посоветовать прочесть для аргументации по темам «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

    Считаю весьма разумным два пути: или прекрасно знать текст двух произведений, уметь рассматривать подготовленные аргументы в рамках всех направлений, или подготовить два  «базовых» сочинения по двум близким направлениям (например, таким как «Цель и средства» — «Отзывчивость и равнодушие», «Смелость и трусость»).

    «Универсальными» произведениями можно считать «Бесприданницу» А.Н.Островского, повесть В.Быкова «Сотников», «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, «Белую гвардию» М.Булгакова.

  • www.specialist.ru

    Почему в сочинении по русскому стоит (и можно) использовать аргументы из сериалов

    По школам ходит легенда, что аргументировать свою позицию можно только примерами из художественной литературы. Это неправда. Основатели курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ LUDI разобрались, как и когда на экзамене можно использовать свою любовь к сериалам.

    Рассылка «Мела»

    Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

    Учителя любят запугивать выпускников неадекватностью экспертов и говорят, что за аргументы не из литературных произведений баллов не дают. Некоторые заходят ещё дальше: якобы засчитываются только классические русские тексты: Пушкин, Лермонтов, Достоевский. Ну, вы поняли — никаких тебе Пелевиных, Кингов и уж тем более сериалов.

    Обесценивается и личный опыт ученика: события из его жизни, просмотренные фильмы, знания о мире. По мнению учителей, у выпускников не хватает жизненного опыта, чтобы приводить такие примеры. Поэтому в школе заставляют писать сочинения, где оба аргумента опираются на художественную литературу.

    Наверное, так мотивируют читать произведения из школьной программы. А ещё ограждают учеников от придумывания нелепых историй в попытке хоть чем-то аргументировать свою точку зрения — такое часто встречается на экзамене. Типичный случай: в сочинении про отношение человека к природе ученик иллюстрирует свою позицию словами «в детстве я часто гулял в парках, мне это нравилось, поэтому природу надо беречь». Звучит неубедительно и наивно — аргумент не засчитывают.

    Не верьте, если вам говорят, что в качестве аргументов можно использовать только классическую художественную литературу. Это миф

    К чему приводит этот миф

    Если вы любите читать книги, анализируете их и хорошо запоминаете сюжет и имена персонажей, то легко найдёте два аргумента из литературных произведений. Но такое встречается нечасто. Обычно из головы вылетают детали, школьники начинают путаться. Так появляются ляпы, которые быстро распространяются в сети.

    Допустим, вы ошиблись в имени автора или жанре произведения — при этом аргументы соответствуют проблеме и больше в них ошибок нет. Аргументы засчитают, но могут снизить максимальный балл (поставить не три, а два балла по этому критерию). Ещё один балл вы потеряете за фактическую ошибку.

    Если не помните имя автора и напишете только фамилию, сохраните баллы за аргументы и фактическую точность (при отсутствии других ошибок, конечно), но можете потерять балл за этику.

    Другой вариант — вы только примерно помните сюжет произведения. Или вовсе его не читали: обратились к кратким содержаниям, банкам аргументов или сочинениям в интернете. В этом случае аргумент обычно сильно искажает смысл произошедшего в произведении. За такое вы можете получить 0 баллов вместо четырёх (три за аргументы, один за фактическую точность).

    Будьте осторожны: не пишите о том, чего не читали сами и знаете плохо. Банки литературных аргументов — это обман, чтобы набрать классы! Баллы это вам набрать не поможет

    Какие аргументы можно использовать

    В задании к сочинению на ЕГЭ говорится, что вы должны опираться в первую очередь на свой читательский опыт. Нет ни слова о том, что использовать можно только русские классические произведения. Не сказано и о художественной литературе. Это значит, что если один из двух аргументов будет из текстов (художественных, публицистических или даже научных), то вы получите максимальный балл — три. Это подтверждают критерии оценивания.

    Сериалы редко опираются на текст, а потому примеры из них — это аргументы из жизненных наблюдений. За два аргумента из сериалов вы получите два балла из возможных трёх, зато не потеряете балла за фактические ошибки. Сравните:

    Верьте угрозам школьных учителей, только если сильно любите рисковать

    В качестве аргументов из жизненных наблюдений подойдут также просмотренные фильмы и истории из жизни (необязательно вашей).

    Эксперты оценивают сочинение по специальным критериям, и в них нет ни слова о том, что вы должны использовать в качестве аргументов только литературный материал. Впрочем, один аргумент из прочитанного ценится выше примеров из жизненного опыта (если в нём нет ошибок, конечно).

    Как быть с итоговым сочинением

    В требованиях к итоговому сочинению указано, что вы должны привести как минимум один аргумент из литературного материала. Этот критерий является одним из основных: если нет примера из литературы, вы получите незачёт.

    Здесь поможет «Игра престолов» (смотрели её, кстати?). Можете приводить в пример события до третьего сезона включительно. Идеально — события первого сезона: они практически идентичны тому, что происходит в книгах. Только помните, что это не одна книга, а цикл романов. И не «Игра престолов», а «Песнь льда и огня».

    Аргументы на любой вкус. Спасибо, Джордж!

    В итоговом сочинении хотя бы один аргумент должен быть из литературы, но необязательно художественной — статьи, научные публикации, мемуары тоже подойдут. Если же вы совсем не любите читать, выбирайте фильмы и сериалы, которые достоверно передают описанное в книге. Скажем сразу: найти такое не так уж и просто. Легче и быстрее начать читать.

    Вот вы мне скажете, что можно, а я за это 0 баллов получу

    Бояться, что что-то пойдет не так, совершенно нормально. Результат экзамена влияет на поступление — а значит, и на ваше будущее. Вот какие есть варианты в этом случае.

    1. Вы привели оба аргумента из сериалов, а по этому критерию всё равно получили ноль баллов. Подумайте, насколько корректно использованы примеры. Не ошиблись ли вы в имени персонажей? Соответствуют ли аргументы проблеме текста? Если вы уверены, что всё было в порядке, то смело подавайте на апелляцию.

    2. Вам вообще не хочется связываться с апелляционной комиссией. Тогда начинайте читать тексты уже сейчас. Не доверяйте банкам литературных аргументов и кратким содержаниям: это быстро забудется, и на экзамене вам нечего будет сказать. Если нет времени читать большие произведения, обратитесь к рассказам. Чтобы сделать подготовку эффективной, воспользуйтесь нашим шаблоном для конспектирования прочитанного. Так вы научитесь выделять в текстах то, что потребуется на ЕГЭ, и лучше запомните персонажей.

    3. Ну, вы помните. «Игра престолов».

    Какие бы аргументы вы ни приводили, делайте это грамотно. Тогда шанс получить высокий балл будет гораздо выше. В помощь — наша памятка.

    Как правильно приводить аргументы
    • Подбирайте сильные примеры. Представьте, что вам нужно переубедить человека с противоположной позицией. Если он считает, что природой надо пользоваться, а не беречь её, ваши воспоминания о прогулках по паркам в детстве не помогут ему сменить точку зрения (в другом месте погуляете).
    • Используйте только те аргументы, в которых уверены. Если вместо книги прочли краткое содержание, лучше приведите аргумент из сериала, фильма или собственного опыта.
    • Не пересказывайте весь сюжет. Описывайте только то, что важно для подтверждения вашей позиции по этой проблеме. Для перепроверки задавайте себе вопрос: «Что именно в этом примере может убедить другого согласиться с моей позицией?».
    • Конспектируйте прочитанное (и просмотренное), чтобы не потерять балл за фактические ошибки и сделать подготовку более эффективной. Не забывайте писать полное имя автора (или хотя бы инициалы) и правильно определять жанр произведения.

    mel.fm

    Аргумент в зачете « Год Литературы 2018

    Как за два месяца подготовиться к итоговому сочинению

    Текст: Наталья Лебедева/РГ
    Фото: studio-mix.info

    6 декабря одиннадцатиклассники напишут обязательное итоговое сочинение. От этой творческой работы зависит многое, а именно допуск к ЕГЭ. Поэтому к сочинению придется подготовиться, а не рассчитывать на то, что «зачет» получить легче, чем высокую оценку. В чем особенность итогового сочинения? Как правильно к нему готовиться? Почему можно и нужно использовать произведения не из школьной программы? Об этом «Году Литературы» рассказала учитель русского языка и литературы школы № 171 Анна Чайникова.

    Когда только вернули обязательное сочинение в школу, учителя схватились за голову — как за несколько месяцев научить детей писать сочинение, если раньше их никто этому не учил. За пару недель невозможно научить человека рассуждать, ясно излагать свои мысли, да еще и в письменном виде.

    Анна Чайникова: Нашей школе повезло, наверное. У нас никогда не прекращали учить писать сочинение. Подготовка начинается с младших классов, где дети пишут мини-сочинения, отвечают письменно на вопросы, учатся размышлять. Но вы правы, в некоторых школах уроки литературы проходят по-другому. Где-то вообще просто вслух читают тексты.


    А к сочинению готовятся по двум-трем произведениям вроде несчастной «Капитанской дочки», где есть ответы почти на все вопросы.


    Или ограничиваются «Войной и миром» и «Обломовым»…
    Анна Чайникова: С «Войной и миром» вообще отдельная история. Мне кажется, в массе своей дети не читают все четыре тома целиком. В лучшем случае отдельные главы, которые задают к уроку, а в худшем вообще брифли. Коллеги часто жалуются, что дети ничего не читают, приходят неподготовленными, а урок превращается в театр одного актера. Меня это несколько удивляет, потому что в нашей школе к каждому уроку литературы дети готовят задания по тексту: найти фрагмент, сделать закладки, выписать какие-то цитаты, прокомментировать высказывания литературоведов и критиков. Мы постоянно работаем с текстом.

    Я общаюсь с вузовскими преподавателями, которые по долгу службы читают абитуриентские сочинения. Так вот они рассказывают, что из сочинения в сочинение дети пишут об одних и тех же произведениях, используя одни и те же аргументы. Это ужасно скучно. Поэтому когда встречают работу, хоть немного выбивающуюся из общей массы неожиданным аргументом или позицией автора сочинения, отношение к ней совсем другое. Советую это взять на заметку тем, кто планирует поступать на гуманитарные факультеты.

    Как у вас в школе готовятся к итоговому сочинению?
    Анна Чайникова: Первый урок литературы в 11-м классе мы посвящаем разбору предложенных тематических направлений. Вместе с ребятами стараемся представить, какие могут быть темы, о чем можно писать и какие лучше подобрать произведения.

    Потом подробно разбираем каждое направление в отдельности: изучаем рекомендации ФИПИ, смотрим, какие темы были в прошлые годы и как они были сформулированы. Темы не ограничены конкретными авторами и произведениями, временем создания, это не обязательно должна быть русская литература. Дети могут раскрыть тему и на примере современной зарубежной литературы. Порой я слышу от учеников, что кому-то из их знакомых учителя запретили писать по их любимому Брэдбери или Кизу. Наверное, учителя стараются как-то направить детей, сориентировав их на русскую классику, но на самом деле


    никаких ограничений в выборе литературного материала нет, в этом легко убедиться, открыв критерии оценки итогового сочинения.

    Самое трудное в декабрьском сочинении то, что темы неизвестны заранее, даже если бы это был список из ста тем, дети чувствовали бы себя увереннее. Мы знаем только, что из пяти тем обычно одна это цитата. Другая формулируется в виде конкретного вопроса, на который нужно будет ответить в сочинении. Пытаемся придумать что-то похожее и тренируемся.

    Но согласитесь, что для детей, которые видят себя в будущем программистами и физиками-ядерщиками, литература непрофильный предмет. Им всего-то нужно получить «зачет» и начать готовиться к ЕГЭ по математике и физике. Нужно ли им так глубоко погружаться в материал?
    Анна Чайникова: Литература для всех профильный предмет, хотя бы потому, что сдавать ЕГЭ по русскому языку придется всем. А одна из его частей — сочинение, в котором нужно привести аргументы из литературы. Конечно, можно приводить примеры и из жизни. Но такие аргументы оцениваются меньшим количеством баллов. А если выпускники хотят получить 90 баллов и выше, то придется серьезнее отнестись к литературе.

    Но я понимаю педагогов, которые от безысходности, когда ученик вообще не в состоянии ничего сам написать, подстраховываются и надиктовывают ему пять видов сочинений, которые он заучит и выдаст.

    Современному одиннадцатикласснику непросто, ему нужно написать минимум два обязательных сочинения (итоговое и на ЕГЭ по русскому языку), а то и больше, если он выберет еще и ЕГЭ по литературе. И насколько я знаю, требования и критерии оценки везде разные. Путаницы не возникает?
    Анна Чайникова: Да, сочинения все разные. Подготовку к сочинению в формате ЕГЭ мы начинаем в десятом классе. К началу одиннадцатого дети уже знакомы со структурой этой работы. Дело в том, что сочинение из ЕГЭ по русскому языку имеет очень жесткую структуру. Первый абзац должен быть посвящен проблеме, поднимаемой в тексте автором. Во втором дается к ней комментарий. Третий — авторская позиция. Четвертый — собственная позиция автора сочинения. Пятый и шестой — два аргумента, подтверждающие позицию автора сочинения. И последний абзац — заключение. Чтобы не было путаницы, до декабря мы концентрируемся на отработке тестовой части ЕГЭ. А уже после итогового сочинения тренируемся писать хорошие сочинения в формате ЕГЭ. Детям, которые умеют писать сочинение, довольно сложно втиснуться в эти рамки. Зато тем, кто не умеет, четкий план помогает. Они понимают, здесь вот так надо сказать, а здесь эти клише употребить.

    К декабрьскому сочинению мы начинаем готовиться, как только объявят тематические направления. Итоговое сочинение, как и сочинение на ЕГЭ по литературе, имеют классическую структуру: вступление, основная часть, заключение. Выпускники привыкли к жестким требованиям и схемам написания работ, в которые надо втиснуть свои мысли.


    И когда говоришь детям, что они свободны и могут писать без всех этих «проблем» и «позиций автора», смотрят на тебя с подозрением, спрашивают, в чем подвох.


    Единственное отличие этих трех видов сочинений в критериях оценки. В сочинении на ЕГЭ по литературе есть свои тонкости, например, обязательно должны использоваться литературоведческие термины, ученик должен владеть приемами анализа текста, уметь выявлять основания для сопоставления произведений, не допускать фактических ошибок.

    Учителя часто жалуются, что дети не умеют выражать свои мысли. На вопросы отвечают односложно…
    Анна Чайникова: Такая проблема действительно существует. Когда получаю односложный ответ, всегда прошу: поясни, приведи пример.

    Во время итогового сочинения, кстати, тоже предполагается, что ребенок выскажет свою позицию по вопросу, заявленному в теме, а потом подтвердит ее аргументами из художественного произведения. В работе должен быть слышен голос ребенка, его мнение, отношение к тому, о чем он пишет. Но многие дети вместо того, чтобы попробовать сформулировать свое мнение, сразу переходят к разбору литературных произведений. Но это же не литературоведческое сочинение!

    А когда ставят «зачет» за итоговое сочинение, количество орфографических ошибок учитывается?
    Анна Чайникова: Учитываются все ошибки: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, фактические и даже этические. Вот вам пример. Один молодой человек, комментируя высказывание Чернышевского о любви, написал в сочинении: «Чернышевский был или полный дурак, или бесконечный романтик». За «дурака» сняли балл — этическая ошибка.


    Или если назвать «происшествием» самоубийство Катерины в «Грозе» Островского, это тоже будет считаться этической ошибкой.


    Дети не всегда видят такие ошибки. Поэтому я взяла за правило после каждого сочинения выписывать все подобные ошибки, анонимно, конечно, на отдельный листок и разбирать их вместе с детьми. Они смеются, стесняются, если узнают свою ошибку, некоторые хвастаются. Но метод действенный — дети начинают видеть ошибки и больше их не допускают.

    Как вы думаете, готовы наши школьники к тому, чтобы получать за итоговое сочинение не просто «зачет-незачет», а оценку?
    Анна Чайникова: Думаю, нет. В тех школах, откуда сочинение и «не уходило», особых проблем возникнуть не должно. Мы как учили писать сочинения, так и учим. И продолжим учить, даже если итоговое сочинение отменят. Мне бы не хотелось, чтобы эта работа проверялась сторонними экспертами и чтобы за нее выставлялась оценка. Хотя, на мой взгляд, критерии грамотности письменной речи можно и ужесточить. 5 ошибок на 100 слов — это смешно (учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические), если вся работа составляет 300–400.

    Убеждена, что писать сочинения в школе надо, и не только в первую среду декабря, но постоянно. Дети должны уметь излагать мысли, владеть родным языком, красивой и грамотной письменной речью. Не уверена, что школьникам нужно сочинение, на которое три месяца натаскивают и про которое потом благополучно забывают. Вузовские преподаватели говорят, что несколько лет назад, когда сочинение только ввели, работы читать было гораздо интереснее. Тогда не было еще всех этих методических рекомендаций, пособий и натаскивания, дети писали, как могли, и сочинения были более живые.

    КСТАТИ
    Какие книги помогут подготовиться к сочинению?

    • Русская литература для всех. Классное чтение! От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова. Игорь Сухих
    • Современная русская литература. Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий
    • «Родная речь» Петра Вайля и Александра Гениса
    • «Русская литература XIX—XX веков. Пособие для поступающих в вузы» или просто «Шурики» Б. С. Бугрова и М. М. Голубкова

    Ссылки по теме:
    Сочинение-2017: Работа над ошибками — 27.12.2016
    Что прочитать и как раскрыть тему сочинения? — 05.12.2016
    Как получить «зачет» за итоговое сочинение: 10 советов — 19.09.2016

    20.10.2017

    Просмотры: 0

    godliteratury.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *