Пятидневка в школе плюсы и минусы – Пятидневка: плюсы и минусы? | Газета «Сельчанка»

Пятидневка: плюсы и минусы? | Газета «Сельчанка»

На образовательных порталах Алтайского края провели опрос на тему: пять или шесть дней в неделю должны учиться дети в школе. Подавляющее большинство респондентов высказалось в пользу пятидневки. Как к этому относятся в нашем районе педагоги, родители и ученики к ситуации, мы выяснили, задав два вопроса:
1. Что даст переход на пятидневную неделю?
2. Как можно уменьшить учебную нагрузку на ребенка?
А. С. Миллер, директор Долговской СОШ:
1. У нас занятия проходят 6 дней в неделю. Нагрузка равномерно распределяется с понедельника по субботу, в 7-8 классах у ребят не больше шести уроков. В старших классах у детей бывает по 7 уроков за счет учебных курсов, на которых нет домашних заданий и оценок. Если ввести пятидневку, занятия с субботы будут распределены на другие дни, что приведет к семи урокам в среднем и старших звеньях практически постоянно. Думаю, что лучше работать в тех условиях, которые есть сейчас.

2. Можно сократить объемы домашних заданий перед воскресеньем, по некоторым предметам вообще не задавать ничего учить на выходной.

В. В. Колодчук, мама двоих учеников Лобанихинской СОШ:
1. Я однозначно за пятидневку. Переход на нее позволит детям полноценно отдохнуть в субботу, не занимаясь подготовкой домашних заданий. По-моему, дополнительный выходной никому не помешает: дети смогут хорошо выспаться, побыть с семьей, заняться спортом, а не сидеть над книжками ежедневно.
2. Неплохо было бы ввести в школах, на мой взгляд, совершенно напрасно забытый продленный день. Ведь это хорошо, когда ребенок под присмотром педагога подготовится к урокам в неформальной обстановке. Пусть он задержится в школе на час-полтора, но зато потом будет полностью свободен. И работающим родителям не нужно будет тратить вечно не хватающего времени на организацию и подготовку домашних заданий.

Марина, ученица старших классов:
1. Учиться очень тяжело шесть дней в неделю. Даже мысль о том, что в субботу, когда все домашние еще спят в своих теплых постелях, тебе надо вставать и идти на уроки, удручает. Не то чтобы я не любила школу, просто сильно устала от подготовки к экзаменам, от того, что не могу хотя бы раз в неделю посвятить полностью день самой себе или своим друзьям. Иногда приходится пропускать субботние занятия, потому что родители берут меня с собой к родственникам в город, или за покупками. А потом приходится нагонять, работать усиленно.
2. Даже не знаю! Может, удлинить каникулы или отменить ЕГЭ?

Н. П. Козлова, директор Лобанихинской СОШ:
1. В нашей школе есть многолетний опыт работы в условиях пятидневной недели. И все сейчас ратуют за ее возвращение. Думаю, что свободная суббота даст возможность детям больше общаться с родственниками. Уменьшится ли нагрузка на учеников? Не уверена, ведь появятся седьмые уроки, на которых плодотворно заниматься ребенку очень тяжело. Поэтому пока не совсем понятно, потеряем мы или приобретем с переходом на пятидневку.
2. Если взять пример коллег из европейских стран, где очень гибкие графики каникул, допускается вариативность планирования, то, может, и получится сделать учебный процесс более удобным и легким для ребят.

Т. А. Кротова, заместитель директора Новичихинской СОШ по УВР:
1. Без сомнения, уменьшится нагрузка и на детей, и на педагогов, так как при пятидневной учебной неделе занятия проходят по совершенно другому учебному плану с меньшим (в отличие от шестидневки) количеством часов. Целесообразно это или нет, – будут решать родители и ученики совместно с учителями.
2. Совсем не задавать домашней работы мы не вправе. Это же касается и выходных: как не готовиться по предмету, который проходит раз в неделю? Педагоги стараются отработать по максимуму на уроках. Дома дети готовят задания дозировано: по 1-2 параграфа плюс одно упражнение. Активно применяем индивидуальный подход. Это когда ребенок может выбрать, сделать ему необходимый минимум или возможный максимум, в зависимости от того результата, который нужен ученику. На дом дети не получают задания (по усмотрению учителя) на праздники и каникулы.

Александр, ученик средних классов:
1. Я с удовольствием, думаю, как и все школьники, учился бы 5 дней в неделю. Хотя меня особо не напрягает нынешний график. Экзамен еще не в этом году, уроки готовлю быстро с помощью Интернета. Живу недалеко от школы, поэтому встаю не очень рано. В субботу проходят легкие уроки, которые я люблю: физкультура, информатика. Так что переход на пятидневку даст лично мне просто один свободный день, который, разумеется, я проведу за компьютером.
2. Не задавать на дом письменные упражнения по русскому языку и литературе.

Комментарий

Е. Ю. Левшина, председатель комитета администрации Новичихинского района по образованию:
— Переходить на пятидневную учебную неделю или нет — в компетенции образовательного учреждения. Совместно с родителями школы могут определять, как им поступить в данном случае. Самым важным здесь является взвешенность и продуманность решения, в результате которого должны быть соблюдены права всех участников образовательного процесса.

Просмотров: 2 941

selchanka.com

Выступление на методическом объединении начальных классов

Особенности организации процесса обучения младших школьников в условиях пятидневной учебной недели

Введение пятидневной учебной недели на начальном этапе обучения является одним из значительных и актуальных вопросов современной школы. В последние годы в Советском Союзе трудовой режим общества строится на пятидневной рабочей неделе. В связи с этим, естественно, возникает проблема сближения режима школы с укладом общественной жизни. Большую часть родителей устраивает нововведенная организация обучения, соответствующая ритму их труда и отдыха. Они высказывают желание усилить контакт с детьми, больше времени и внимания уделять вопросам воспитания в семье, общего развития своих детей, их культурного отдыха по субботам и воскресеньям.

В настоящее время пятидневная учебная неделя в виде опыта реализуется в начальных классах многих школ нашей страны. В основу положено совместное постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР № 108 от 22 января 1981 года «О переводе в порядке опыта учащихся начальных классов ряда общеобразовательных школ на пятидневную учебную неделю и введении обучения детей с 6-летнего возраста»

Дискуссия о достоинствах и недостатках пятидневной и шестидневной рабочей недели в учебных заведениях не нова. Это больная тема, решение которой не заключается в чьей-то политической воле и не базируется исключительно на подписанных указах. При выборе формата обучения конкретно взятого учебного заведения учитывается множество факторов: тип учебного заведения, профиль, наличие второй смены, количество учителей-предметников. И это только самые очевидные факторы, влияющие на выбор формата обучения в той или иной школе. Конечно же, большинству детей и родителей не хочется думать об этом, ведь они не сталкиваются с этими проблемами в повседневной жизни. Давайте же подробнее разберемся, какие достоинства и недостатки несут в себе два предлагаемых варианта организации учебного процесса…

Плюсы и минусы шестидневки

Хотя многие видят в рабочих субботах только недостатки, такая система имеет ряд весомых преимуществ, а именно: Сбалансированное распределение учебной нагрузки. Возможность вынести 4-5 уроков на 6-й день недели позволяет более правильно распределить предметы в остальные дни, максимально приблизившись к существующим требованиям. Возможность проводить дополнительные уроки и кружковую работу для учеников среднего звена на 7 уроке (при варианте с пятидневкой таковые часто отодвигаются на более позднее время). Оптимальная нагрузка на учителя. Да и тут тоже есть ряд нормативов. Которые сегодня очень часто нарушаются в школах и гимназиях, что несомненно приводит к снижению качества подготовки учителей к урокам и снижению результативности их работы. Начало рабочего дня чуть позже, чем в школах с 5-тидневной неделей, что дает ученикам возможность лучше выспаться, а сотрудникам школ добраться до места работы. Более широкий ассортимент кружков и секций, что обусловлено меньшей занятостью кабинетов и возможностью проводить занятия по субботам.   Прежде чем перейти к негативной стороне такого формата обучения, стоит уточнить, что далеко не все дети в школах с 6-тидневной неделей учатся по субботам. Нередко для родителей этот факт стает неприятным сюрпризом в 7-8 классе, ведь по возможности ученики 1-6 классов учатся и в таких школах 5 дней в неделю, а суббота вводится, когда количество предметов возрастает. Как правило, такая необходимость возникает в классах с профильным изучением определенных предметов, на которые выделяется зачастую в 2 раза больше часов. Из основных недостатков можно назвать: Проблемы с посещаемостью школы в «рабочий выходной». Если предмет изучается 1 раз в неделю и при этом урок выпадает на субботу, ждите неприятностей (в идеале, конечно, так в расписании быть не должно). Психологический фактор. И дети, и родители и учителя не в восторге от необходимости вставать утром, когда у других членов семьи выходной. Отсутствие официальных выходных. Так, выпадающие на субботу праздники во многих организациях автоматически переносятся на понедельник. Усталость детей ввиду большей нагрузки. И тут стоит вспомнить, что психологически неподготовленные и физически слабые ученики младшей школы, а также дети в период адаптации к переходу в среднюю школу не учатся по субботам! Пожалуй, этот фактор самый весомый на сегодняшний день. Помните, отношение ребенка к учебе и школе в целом формируется, в том числе, и проходя через призму отношения к школе самих родителей!

Плюсы и минусы пятидневки

Вне сомнения, самый важный плюс, который виден невооруженным взглядом – это два выходных подряд! Все рады и счастливы. Маме нет необходимости вставать по утрам, можно запланировать выезд за город или даже небольшое путешествие. Но, что же мы получим в результате? Вставать в школу придется как минимум на полчаса раньше. Находиться в школе ребенок будет дольше. Хотите кружок – пожалуйста, 7-8 урок к вашим услугам (если, конечно, найдутся учителя, желающие сидеть в школе до этого времени). Готовить каждый день придется, соответственно, больше домашних заданий. Как уже говорилось, вместить в 5-тидневку углубленное изучение более чем 1 предмета крайне проблематично (разве что пожертвовав преподаванием других дисциплин). Но что, если ваша цель – качественное конкурентное образование вашего ребенка? Все просто, суббота все равно будет рабочей, ведь другого времени для репетиторов и дополнительных у вас просто не останется. Не так давно представители политической силы «Справедливая Россия» вынесли на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором говорится о необходимости перехода школ на пятидневную рабочую неделю для учеников 1-9 классов. В пояснительной записке в качестве обоснования такого решения депутаты сослались на физическое и психологическое переутомление, которое все чаще диагностируют у детей школьного возраста врачи и психологи. Но, в Госдуме законопроект не набрал требуемого количества голосов и вопрос вовсе не в том, что депутаты не понимают стремления детей и их родителей выспаться в субботу и хоть на два дня забыть о школе. Причин для того, что бы отложить всеобщий переход на 5-тидневную неделю более чем достаточно. К перечисленным ранее стоит добавить и  проблему семей, в которых суббота для родителей – рабочий день, а таких в России тоже достаточно много. Улучшит ли успеваемость и здоровье молодого поколения бесконтрольное сидение перед монитором – вопрос риторический. Именно поэтому депутаты решили, что этот вопрос требует более глубокого изучения. Возможно, этот вопрос всплывет снова к началу 2018-2019 учебного года, и кто знает, каким будет решение после рассмотрения всех «За» и «Против» отказа от шестидневки.

Давайте обратимся к истории вопроса. Пятидневка появилась 14–17 лет назад в порядке эксперимента – только для детей, которые начинали учиться с 6 лет. Но постепенно этот режим работы распространился на всю школу – начальную, основную и среднюю. Были, правда, попытки Министерства образования упорядочить процесс, ввести два варианта учебных планов – для пяти– и шестидневок, но большинство школ пошло по другому пути: прежнее содержание, рассчитанное на 6 рабочих дней, вместили в укороченный режим пятидневки. Это привело к неминуемым перегрузкам: в начальной школе появилось по 5 уроков, в средней и старшей – по 7–8. А рабочий день с учетом времени на приготовление уроков растянулся у младших школьников до 7–8 часов, у старших – до 13–14. Но и это не все. В условиях переполненности – пятидневка потребовала пойти на сокращение уроков до 40 минут и перемен – до 5–7. Сократились до минимума и перерывы между сменами, а в отдельных школах они вообще отсутствуют. Подытоживая, скажем: пятидневка была достигнута исключительно за счет детей – за счет их перегрузки, ухудшения условий учебы. Как же это сказалось на состоянии здоровья школьников? Елена Леонидовна НАУМЕНКО – заведующая отделением гигиены детей и подростков Госсанэпиднадзора считает, что, сегодня, спустя 10–летие, мы констатируем: лишь 5 процентов детей, закончивших среднюю школу, можно считать здоровыми. Показатели заболеваемости резко увеличились буквально по всему спектру: по болезням нервной системы – в 2 раза, органов пищеварения – в 2,5 (в основном за счет роста в 4 раза язвенной болезни желудка и 12–перстной кишки), болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета – в 4 раза, системы кровообращения – в 2,5 раза (обратите внимание: прежде всего – за счет роста гипертонической болезни!), болезней крови и кроветворных органов (в основном за счет анемий) – в 3 раза… Такого «больного» поколения мы не получали прежде никогда. Конечно, причин тому много, но на одном из первых мест – непосильные учебные нагрузки, вызванные переходом на пятидневку. Сегодня наконец мы возвращаемся к норме. Началось это в 1997 году, когда Комитет Госсанэпиднадзора принял новые санитарные правила для школы. В них определена максимально допустимая продолжительность рабочей недели для всех категорий школьников – I, II и III ступеней обучения. Каждая из этих норм медицински выверена, за каждой – многолетняя работа нескольких научно– исследовательских институтов, заключение практических врачей. Только после этого нормы получили одобрение в Комитете Госсанэпиднадзора. Поэтому сама постановка вопроса: какая разница – 3 урока просидит 8–летний малыш в школе или 5? – неправильна. Тем более что речь идет о младшем школьном возрасте, особенно ранимом: в это время происходит формирование психики, характера, да и отношения к школе, к учебе тоже. Конечно, ребенок может и 5, и 6 уроков выдержать, и ничего с ним как будто не случится. Но чем старше он будет становиться, тем больше отклонений в здоровье проявится. А на выходе из школы мы получим те же печальные цифры, о которых говорили вначале. С точки зрения педагогов общеобразовательной школы после того как в 1997 году появились новые санитарные правила, потребовался и пересмотр прежних учебных планов: необходимо было максимальную учебную нагрузку привести в соответствие с требованиями Госсанэпиднадзора. Такая работа была проведена, и с сентября нынешнего года введен новый региональный базисный учебный план. Он предлагает школе на выбор 2 режима работы: 6 – дневный и 5 – дневный. Разница между ними в количестве рабочих часов в неделю. К примеру: в начальной школе при 5–дневной рабочей неделе максимальная нагрузка составляет 23 часа, а при 6–дневной – 26. Понятно, что вторая схема предоставляет школе больше возможностей для развития ребенка. Именно за счет этих дополнительных часов (так называемая «вариативная часть учебного плана») вводятся такие пользующиеся спросом у детей и родителей предметы, как иностранный язык, хореография, мировая художественная культура, математика и конструирование, экология и другие дисциплины развивающего плана. Предметы вариативной части как раз и отличают одну школу от другой, определяют ее лицо, специфику. В дальнейшем – в средней и старшей ступенях – за счет часов вариативной части формируется тот или иной «профиль» школы: физико – математический, гуманитарный, естественно–научный, вводятся спецкурсы, факультативы, которые помогают ребенку развивать способности, готовиться к определенной профессии. А это в интересах и детей, и родителей. Хотим особо подчеркнуть: никаких директивных документов, обязывающих школу вводить шестидневку, ни министерством, ни Главным управлением образования не издавалось. Выбор режима работы – прерогатива школы, и это закреплено в Законе «Об образовании» (ст.32). Но если уж школа выбрала 5– дневную рабочую неделю, то она не имеет права использовать учебную нагрузку, соответствующую шестидневке. Ответ на вопрос, может ли отдельно взятый класс вернуться к пятидневке, зависит от того, предусмотрена ли такая возможность в уставе школы. В Законе «Об образовании» права конкретного класса не разъяснены. При этом в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права родителей. К ним относится, например, участие в управлении школой в той форме, которая определена её уставом, а также знакомство с уставом, лицензией, учебно– программной документацией и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности. Важно, что по закону у родителей нет права устанавливать режим работы школы. То есть они могут лишь высказать пожелания руководству образовательного учреждения или обратиться к нему с просьбой о переходе на пятидневную неделю. Но при этом родители должны четко представлять, от чего они отказываются, чего лишают ребенка, в особенности на перспективу: при 5–дневной рабочей неделе их дети получат лишь минимальное, базовое образование, а предметы развития, дополнительного образования будут из учебного плана исключены.

Расписание уроков для 1 класса составляется в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.11 № 85 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883- 11 «Изменения №1 к СанПиН 2.4.2.2821-10»). Максимальная учебная нагрузка при 5-ти дневной неделе в 1 классе-21час, во 2-4 классах– 23 часа;

Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима в первом полугодии ( сентябрь-октябрь – по 3 урока в день по 35 минут каждый, ноябрь-декабрь – по 4 урока в день по 35 минут каждый, январь-май –по 4 урока в день по 40 минут каждый). Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре проведение четвертого и один раз пятого урока (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 других урока в нетрадиционной форме (4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по ИЗО, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии, 4-5 уроков -театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).

Максимально допустимая аудиторная нагрузка в течение дня составляет:

— 1 кл – не более 4 уроков;

— 2-4 кл. – не более 5 уроков;

Общий объём нагрузки в течение дня не должен превышать допустимого.

— 1 кл – не более 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— 2-4 кл. – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

Образование и воспитание подрастающего поколения — это стратегическая задача государства, только сотрудничество школы и родителей позволит создать условия для получения качественных образовательных результатов.

infourok.ru

Пятидневка: плюсы неизбежного

Еще несколько лет назад было сложно даже представить, что дети не учатся в субботу. Этот день до обеда был занят учебой, как и предыдущие пять дней, и у тогдашних родителей и детей не было даже идеи начать против этого протестовать.

Тогда школьники средней полосы проводили по первому осеннему месяцу в колхозе на «картошке, моркови и капусте». И никто не возражал.

Нынешние же родители за внедрение пятидневнки подписывают петиции, заявляя, что дети недосыпают, портят осанку, непомерно устают и формируют у себя негативное отношение к обучению вообще. К тому же получается, что у взрослых с классической рабочей неделей – два выходных, а у детей – один.

Это все, конечно, спорные моменты, однако школьная программа с того времени действительно стала сложнее и объемнее.

В настоящий момент 5-дневка или 6-дневка в школе зависят от решения конкретного учебного заведения и региона, где она находится.

У пятидневки есть свои плюсы. Практика показывает, что пятидневная учебная неделя сказывается положительно на здоровье школьников; подготовка уроков к новой неделе легче; папы и мамы несут меньше затрат на школьное питание и проезд; образуется еще один выходной день, который можно провести с пользой.

Обратной стороной медали при этом является большее количество уроков в каждом из пяти учебных дней.

Анна Васильева

Пятидневка – дело индивидуальное

С начала 2016-2017 учебного года во многих школах городского округа Клин проводились голосования по вопросу введения пятидневной учебной недели.

В основном учителя убеждали нас, учащихся склоняться к шестидневке, пугая 9-10 уроками в день и огромным количеством домашних заданий. Следовательно, ни о каких дополнительных занятиях не могло идти и речи, потому что на них ни времени, ни сил уже не оставалось бы.

Послушав учителей, многие дети и их родители голосовали за то, чтобы всё оставалось так, как было – по 6 уроков каждый день и учебная суббота. Но уже спустя пару лет – с 2018-2019 учебного года во всех школах Клина введено это новшество – пятидневка.

Поначалу было немного неудобно и странно, так как все помнили «угрожающие» рассказы учителей. Но всё оказалось не таким страшным, как могло показаться на первый взгляд. Да, не спорю, уроков в день стало больше.

Следовательно, увеличился объем домашних заданий на следующий день. Но от этого учиться намного тяжелее не стало. Наоборот, у подростков появился дополнительный выходной, больше времени на дополнительное образование, развитие физических, умственных и творческих способностей.

А также – на общение с друзьями и на отдых после тяжёлой учебной недели. Но не следует забывать об учащихся 5-6 классов. Если ученики старшей школы привыкли к большому объёму получаемой информации, то для детей младше – это целая проблема.

Они после 7-8 уроков приходят домой уставшие, затем направляются на дополнительные занятия к репетитору и только после этого начинают делать домашнее задание.

Зачастую получается так, что они заканчивают делать домашние уроки уже за полночь, и, конечно же, не успевают выспаться. Так происходит день за днём, и к концу недели сил у них не остаётся ни на что.

Поэтому однозначного ответа на вопрос «хорошо или плохо, что в школах ввели пятидневку?» дать нельзя. Это – индивидуально для каждого учащегося. Зависит от его мотивации, терпения и способностей.

Анна Глухова

ЦИФРЫ

21 школа в Московской области отказалась от пятидневки, что составляет 2 % образовательных учреждений Подмосковья. Но в них все же старшеклассники 9-11 классов по субботам не учатся.

Мнения

Марина, мама десятиклассницы:

– Пятидневку нам ввели только с этого года и, честно говоря, мы были немного в шоке. Хотя есть свои плюсы. Из минусов то, что у ребёнка сейчас частенько по 8 уроков в день, и он очень сильно устает.

Несмотря на то, что полдня учеба в субботу отнимала практически целый день, и всего один выходной ребенку этот день сильно разгружал.

Я очень хорошо понимаю и детей, и учителей – сейчас учиться стало значительно сложнее, но я думаю, что мы справимся. Современные дети очень хорошо привыкают и адаптируются.

Галина, мама троих детей:

– Мои младшие дети с первого класса учатся по пятидневной системе, и мы очень этим довольны. У всей семьи – два дня полноценных выходных, хотя старший сын учился в гимназии по шестидневке.

Но тогда и вся учеба была значительно легче. Сейчас в средней школе значительно прибавилось количество уроков, занятий по внеурочной деятельности.

Мы с этой системой справляемся, хотя знаю от родителей из других школ, что многим пятидневка не нравится. Но что же делать? Это современные реалии…

Источник фото: газета «Клинская Неделя» №46 за 2018 год

nedelka-klin.ru

Пятидневка: плюсы и минусы | 74.ru

Родители московских школьников отстояли право детей учиться пять раз в неделю. Уже 70% школ переведены на пятидневку. Но власти Челябинской области не спешат идти навстречу родителям. Главная причина – возможное снижение качества образования.

Тема школьной нагрузки будет обсуждаться на конференции всероссийского общественного движения «Народный фронт», которая будет приходить в октябре под руководством президента страны Владимира Путина. Мониторинг, проведенный в Челябинской области региональным штабом, показал – родительское возмущение растет, все больше стало обращений в министерство образования региона с требованием повсеместно установить пятидневку.

По словам председателя совета родителей Челябинской области Елены Сыркиной, мамы и папы недовольны большой нагрузкой на детей и дефицитом общения с ними.

Врачи также считают, что чрезмерная учеба негативно влияет на здоровье школьников. «На сегодняшний день 70% школьников имеют отклонения в здоровье, каждый второй нуждается в санаторном лечении, у каждого третьего есть проблемы со зрением, – приводит данные главный специалист-оториноларинголог министерства здравоохранения Челябинской области Мусос Коркмазов. – Умственные нагрузки приравниваются к физическим, там даже больше калорий теряется. Есть также проблемы с психическим восприятием информации. Школы выдают аттестат зрелости и ноль здоровья, при этом никто не думает о формировании именно личности».

На сегодняшний день большинство учебных заведений предлагает шестидневную форму обучения. По санитарным нормам пять дней в неделю могут учиться только первоклассники. В Челябинске пятидневка в начальном звене введена в 63% школ, с 5 по 9 классы – всего в 6%.

Как отметил министр образования Челябинской области Александр Кузнецов, пятидневка приведет к снижению академической нагрузки на школьников, учителей, что скажется на качестве образования.

В челябинской школе №67 пятидневка есть только в начальных классах – все остальные учатся шесть дней в неделю. По субботам у детей факультативы и уроки, не требующие повышенного внимания. «Введение пятидневки чревато куцым учебным планом и несоответствием качества образования родительским запросам, – подчеркивает директор школы №67 Светлана Веретенникова. – Если мы будем пытаться выдать положенное количество часов в течение пяти дней, то нас накажет Роспотребнадзор, потому что нельзя превышать лимит нагрузки на школьников».

В свою очередь начальник отдела охраны здоровья детей и подростков Роспотребнадзора Челябинской области Елена Мурашева считает, что при правильно составленном расписании учебную нагрузку можно распределить и на шесть дней, и на пять: «Должно быть чередование уроков, сложность которых определяется баллами, тогда все будет в порядке. Но в школах есть дефицит кадров и расписание составляется исходя из графика работы учителей-совместителей».

Директор челябинского лицея №11 Елена Киприянова тоже выступает за шестидневку: «Когда я принимаю документы на зачисление ребенка, то обязательно спрашиваю у родителей – понимают ли они, какая нагрузка ляжет на ребенка, потому что у нас углубленные программы. Если вдруг родители наших учеников выберут пятидневку, то нам придется пересмотреть 259 учебных программ и даже миссию лицея».

Но при этом ни школы, ни Роспотребнадзор не учитывает дополнительную нагрузку в виде занятий с репетиторами, посещения кружков. 

Заместитель начальника управления образования Челябинска Лариса Манекина убеждена, что выход прост: «У родителей есть право выбора, они могут отдать ребенка в школу, где есть пятидневка, а если считают нужным, то выбрать учебное заведение с шестидневкой. Это очень хорошо, что у нас есть разные школы, с разными программами».

Тем не менее по новому закону об образовании школы предлагают образовательную услугу, а заказчиками являются родители. По мнению Елены Сыркиной, родители должны активнее отстаивать интересы своих детей, читать документы и быть более подкованными.

74.ru

Школы Белгородской области переходят на пятидневку

С 1 сентября 95 % школьников Белгородской области не будут учиться по субботам, сообщила 26 августа первый заместитель начальника регионального департамента образования Ольга Медведева на традиционном августовском педсовете.

Переход на пятидневку, по мнению чиновников от образования должен сократить нагрузку на детей.

Коснулись на форуме и проблемы загруженности домашними заданиями. Зачастую они сегодня слишком объёмны. Исследования показали, что около 20 % школьников вынуждены тратить более трёх часов только на выполнение домашнего задания. В итоге, ежедневно дети «грызут» гранит науки дольше, чем их папы и мамы работают.

Врачи также считают, что чрезмерная учеба плохо влияет на здоровье школьников. 70% российских школьников имеют отклонения в здоровье, каждый второй нуждается в санаторном лечении, а у каждого третьего – проблемы со зрением.
А ведь почти повсеместно практикуется ещё и задания на выходные и каникулы, праздничные дни. Это, по мнению Медведевой, совершенно недопустимо. Кроме того, возникает вопрос: «Чем занимались дети на уроках?» Ведь дома ребята должны лишь закреплять материал.

Первый замначальника областного департамента образования предупредила руководителей и педагогов школ, что в новом учебном году снижению домашней нагрузки детей уделят особое внимание.

Всё это не может не радовать. Ведь и отдыхать ребята будут больше, и дефицит общения между мамами, папами и их чадами снизится.

Однако есть несколько моментов, которые волнуют и родителей, и их детей. Касаются они в основном старшеклассников.

Первое. За счёт чего убрали субботу? Ведь объём знаний, который должны получить ученики за год остался прежним. Не добавят ли к будним дням ещё по одному уроку? И тогда 7-8 занятий в день будут куда хуже, чем рабочая суббота.

Второй момент. Пятидневка может ударить по классам с углубленным изучением отдельных предметов. Ведь они не могут себе позволить заниматься меньше, чем занимаются сейчас.

Плюсы и минусы пятидневки

  • – Основной аргумент «против» пятидневки – неуклонное снижение качества знаний у выпускников средней школы, поскольку введение пятидневки чревато куцым учебным планом. Если же педагоги будут пытаться выдать положенное количество часов в течение пяти дней, их накажет Роспотребнадзор: нельзя превышать лимит нагрузки на школьников.

    – Уменьшение числа учебных дней вероятней всего приведёт к увеличению количества уроков в учебные дни. А значит, и к увеличению объёмов домашних заданий. Но если школьник в течении вечера готовит домашние задание не по 3-4, а по 5-6 предметам, усвояемость учебного материала неуклонно снижается.

    – Минус в том, что сокращение учебного плана, в том числе, для дополнительных занятий приведёт к тому, что родителям недостающие часы по предметам могут предложить платно, в виде элективов.

    – Суббота и воскресенье будут отданы семье. И можно поехать в другой город, на дачу, спокойно пойти в театр. То есть дефицит общения заметно снизится.

    – В субботу и в воскресенье дети могут вздохнуть, не делая домашних заданий. При шестидневной же неделе – ребёнок учится все шесть дней, а в воскресенье делал уроки на понедельник. Так что свободного времени не остаётся в принципе Больше свободного времени при пятидневке – ещё один плюс.

    – Пятидневная учебная неделя предполагает другой учебный план и по нему количество часов будет меньше. То есть нагрузка на учеников при грамотном подходе может снизится. 

  • Ещё больше интересных новостей — на портале https://gubkin.city/ 

gubkin.city

Башкирия переходит на пятидневную учебную неделю: плюсы и минусы

О новшествах в системе образования Башкирии стало известно 1 февраля.

Врио Главы Башкирии сообщил на форуме «Взлетай» о введении пятидневной системы обучения. По словам Радия Хабирова, современные дети при нынешней нагрузке «измученные» и им нужна поддержка и отдых. Он отметил, что при этом важно сохранить прежнюю заработную плату учителям. Глава регионального Минобразования Айбулат Хажин на том же мероприятии подтвердил, что школы Башкирии перейдут на «пятидневку» с 1 апреля, после весенних каникул.

— Давайте вместе задумаемся, может быть, нам в республике перейти на пятидневную учебную неделю? Мы работали над этим, аккуратно взвешивали. Что из себя сегодня представляют наши родные дети? Это довольно измотанный, издёрганный ребенок, которому шесть дней в неделю мы пытаемся дать знания. В то же время мы хотели бы, чтобы наши дети всё-таки выходили из школ здоровыми, счастливыми, нравственно красивыми людьми. Поэтому предлагаю перейти на «пятидневку». По одной субботе в месяц мы предлагаем занимать детей различными спортивными, общественными, патриотическими мероприятиями, — написал на странице в социальных сетях Радий Хабиров.

Инициатива врио Главы Башкирии пришлась по нраву и родителям, и учителям. Но вся загвоздка, по их мнению, заключается в скорости перехода. Скоро у учеников наступят весенние каникулы, после чего нужно решить вопрос: включить «пятидневку» в этом учебном году или дождаться начало следующего.

Окончательное решение о принятии «пятидневки» пока остается за учебным заведением. Именно руководителям школ придется ответить на вопросы учителей о перекраивании расписания. О возможных препятствиях перехода на пятидневку обсудили на оперативном совещании в мэрии Уфы. Так, сложнее всего придется ученикам, которые обучаются во вторую смену. Кроме того, нововведения возможно не коснутся старшеклассников, которые активно готовятся к ЕГЭ.

На данный момент, в столице Башкирии 12 образовательных учреждений совмещают шестидневный и пятидневный график, только 11 школ полностью перешли на «пятидневку». По словам начальника управления образования Администрации Уфы Елены Хаффазовой, образовательную нагрузку равномерно распределят в течение учебной недели.

— Переход на пятидневную учебную неделю – это поэтапное проведение организационных мероприятий, которые коснутся всех участников процесса. Предстоит внести изменения в режим занятий и расписание уроков, скорректировать основные образовательные программы, планы и графики. Максимальный объем нагрузки в день должен составлять: для 1 классов – не более 4 уроков и один раз в неделю не более 5, для 2-4 классов – не более 5 уроков, для 5-6 – не более 6 уроков, для 7-11 – не более 7 уроков, — отметила чиновница.

Следует отметить, что при имеющихся нюансах, новшество Радия Хабирова и Айбулат Хажина получило одобрение родителей и учителей. По обе стороны школьной скамьи считают, что детям нужно больше свободного времени вне пределов стен образовательного учреждения. Новая система даст им возможность равномерно сочетать учебу и отдых.

— Если бы вам предложили работу по пять-восемь часов в день с небольшими перерывами, плюс часть работы обязательно берётся на дом, шесть дней в неделю без оплаты, но большие отпуска в течение года, правда, тоже без содержания – вы бы согласились? А, между тем, многие родители говорят своим детям-школьникам, что учёба – их работа. Но это работа была бы тяжела даже для взрослых, а это дети, наши дети. Школьная реформа нуждается в кардинальных изменениях, чтобы наше образование по-прежнему ценилось во всём мире.. Я вижу, что загруженность учащихся любого уровня только растёт без видимого результата. Поэтому переход на пятидневную учебную неделю только приветствую. Думаю, он благотворно скажется на физическом и психическом здоровье, как школьников, так и их родителей. Правда, при условии, что предыдущие дни недели не будут забиты учебными часами ещё больше. Как этого собираются достичь, пока себе не представляю, — выразила мнение психолог Алиса Курамшина.

— Я полностью поддерживаю данное решение. Это позволило бы детям и родителям проводить больше времени вместе, организовать семейные поездки, культурные мероприятия. К тому же детям недостаточно одного выходного. Нагрузка в школе большая, еще надо выполнить домашнее задание, практически все посещают дополнительные занятия в кружках и секциях. У детей не остается времени на прогулки на свежем воздухе, на подвижные игры, да и просто на общение с друзьями. Но при всем этом, данное предложение должно быть хорошо обдуманно и доработано, чтобы у детей не было по 8-9 уроков в день. Я считаю, что «пятидневка» – это отличная идея. Это хорошо как для здоровья детей, так и для разностороннего развития, особенно, если суббота будет 6 развивающим днем, — отметила педагог уфимской школы №18 Мила Ливанова.

ufa.sm-news.ru

Пятидневка в школе: плюсы и минусы

1 сентября большинство школ Сергиево-Посадского района[3]
Х[3] Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
Читать далее… перешли на пятидневную неделю. В так называемых, статусных учебных заведениях ученики по-прежнему будут учиться шесть дней.Это — Сергиево-Посадская гимназия им. Ольбинского, Гимназия №5, Физико-математический лицей и несколько классов СОШ №11. Шестидневка осталась и в творческих учебных заведениях, например, в детской музыкальной школе №1.
РАДИО ПОСАД[1]
Х[1] Радио Посад (90,6 FM)
Адрес: Сергиев Посад, Болотная ул., 15 Сайт: posadfm.ru Телефон: +7 (496) 547-80-00 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб — выходной Вс — выходной   Радио «Посад 90.6 FM» — первая в Сергиевом Посаде…
Читать далее… заинтересовалось мнением преподавателей и родителей о 5-дневной учебной неделе.

ВАЛЕНТИНА ВАРЕНОВА[4]
Х[4] Варенова Валентина Николаевна
Родилась 5 октября 1948 года. В двадцать восемь лет вступила в КПСС, стала внештатным сотрудником идеологического отдела горкома партии. Работала за границей…
Читать далее…

Вот, что рассказала нам директор средней общеобразовательной школы №11 Валентина Варенова:
— Валентина Николаевна, почему статусные школы оставили шестидневку?
— Существует учебный план. По этому учебному плану, если мы учимся шесть дней в неделю, учебный план больше. Если мы учимся пять дней в неделю – учебный план сокращается на три часа. Причём, это не основная часть учебного плана, не базовое обучение. Основная часть обучения никогда не сокращается, не секвестируется, не убирается – нет. Это те часы, которые даются как развивающие часы. В гимназиях – это гимназический компонент. В эти часы они, к примеру, добавляют больше физики, математики, иностранного языка. Каждая школа вправе была выбрать тот режим работы, который она посчитала наиболее разумным, целесообразным.

— В школе №11 эти нововведения применили частично. С чем это связано?
— Надо сказать, мы уже 20 лет работаем по углублённому изучению отдельных программ. Углублённо изучаем математику, английский и французский языки. Поэтому, сократив учебный план, мы бы потеряли эти часы для углублённого изучения. Это точно так же как гимназический компонент.
В нашей школе мы приглашали родителей на собрания, проводили анкетирование, более того, и старшеклассники участвовали в опросе. В результате чего получился огромный перевес за то, чтобы учиться в пятидневной неделе. Пятидневку мы ввели, но в старших классах дети будут учиться по субботам.

— Связано это ли это и с тем, что в 11-й школе уроки проходит в две смены?
— По плановой наполняемости в нашей школе должно учиться 620 человек. А у нас в этом году – 1237 детей. Как вы думаете, мы можем учиться в одну смену? Нет. А пятидневная неделя подразумевает у старшеклассников два раза – шесть уроков и три раза – семь.Получается, в 8.15 начинаем, в 14.30 заканчиваем. А вторая смена? А вторая смена начинается в 14.45, а заканчивается в 20.00. Возможно это? Нет. И исходя из этих доводов, мы решили, что с первого по седьмой классы будем учиться по пять дней, а с восьмого по одиннадцатый – шесть.

— Какой плюс в пятидневной системе?
— Вы себя конечно помните, когда мама с папой спят и не идут на работу[5]
Х[5] Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района.
Читать далее…, они всё равно, или мама, или папа, или вместе встают и вас провожают в школу. И так хочется иногда по субботам поспать, а надо в школу провожать… Это, будем говорить, очень смешная причина. Но всё-таки субботу и воскресенье сегодня, когда приоритеты семьи возрастаяют… Я вижу как приоритет семьи возрастает.
Мы стали много говорить о семье, о семейном воспитании, о семейных поездках, о семейных вечерах, о семейных театрах. Суббота и воскресенье отданы семье. В субботу с семьёй вы можете уехать в театр, посетить выставку[2]
Х[2] Все выставки Сергиево-Посадского района Информация о выставках в городе и районе как проходящих, так и готовящихся к открытию. Афиши музеев, галерей и выставочных залов.
Читать далее…, можете поработать на даче с семьёй. Воскресенье остаётся, чтобы поработать тоже. А если шестидневная неделя – шесть дней ребёнок учится, а в воскресенье он делает уроки на понедельник. То свободного времени вообще не остаётся. Конечно, пятидневная неделя – это разумно. Но это разумно там, где нет второй смены.

— Почему пятидневка разумна?
— Потому что мы можем как организовать учебный процесс? Дети могут поработать до обеда, потом отправиться пообедать в школу, либо домой, посидеть в читальном зале, пообщаться с друзьями, а потом продолжить ещё два урока – шестой и седьмой. Вот это разумная была бы организация школы.
Если бы была у нас такая возможность, я бы так и сделала. У меня в Москве внук так учится до 15.30, у него большой часовой перерыв и суббота свободная. По крайней мере, в субботу и в воскресенье дети могут вздохнуть, не делая домашних заданий. Это ещё один плюс.

— А есть ли минусы пятидневной учебной недели?
— Минус в том, что сократился учебный план и для дополнительных занятий. Я глубоко уверена, что в среднем звене нужно обязательно изучать риторику и логику, а в старших классах к основному учебному плану нужно добавлять экономику и право.
Вот это те предметы, которые нам давала возможность изучать именно та часть, которую мы убрали, работая в пятидневной неделе. В нашей школе можем предложить родителям это делать платно. И у нас есть родители, которые идут на платные услуги. Но, тем не менее, при шестидневной неделе эти предметы бы остались, при пятидневной – нет. Это минус.

АЛЛА ЛЕЙКИНА
Руководитель МОУ ДПО Учебно-образовательный центр образования Алла Лейкина.
— Алла Григорьевна, какие положительные и отрицательные стороны, по вашему мнению, имеет питедневная учебная неделя?
— Положительная сторона пятидневной учебной недели в том, что дети будут отдыхать два дня в неделю, и у родителей будет возможность спланировать свой отдых в выходные вместе с детьми. В этом большой плюс.
Нагрузка на детей будет распределяться другим образом, то есть они свой отдых смогут скорректировать и будут меньше уставать. Это тоже важно, потому что, естественно, для пятидневной учебной недели другой учебный план.
Пятидневная учебная неделя предполагает другой учебный план и по этому учебному плану количество часов для пятидневной учебной недели будет меньше. То есть перегруза у учащихся не будет.
Но говорить о том, что ученики недополучат каких-то знаний, неправильно. Потому что в более старших классах, если ученик выбирает какой-то конкретный профиль – у него пойдёт углублённая работа над рядом каких-то определённых предметов. И он может посещать в рамках этой углубленной работы большее количество предметов, то есть элективных курсов, тех предметов, которые ему нужны. Вот это ещё плюс.

Для учителей это тоже важно, потому что они тоже будут отдыхать два дня в неделю, и тоже могут спланировать свою работу.
В статусных школах, где факультативная работа проводитсяна очень высоком уровне, эти школы остаются на шестидневной неделе.

Минусов в пятидневной учебной неделе лично я не вижу. Думаю, что для этого должен быть организован социологический опрос. Но насколько мне известно, такой опрос проводился в Москве, и большинство родителей высказались за пятидневку.
Может быть, есть единичные случаи, когда родители не очень хотят заниматься с детьми, они считают, что если они отправили детей в школу, то они более свободны. Может быть для таких родителей, это является минусом. Но я не вижу никаких минусов.

Задавала вопросы Татьяна Рыбакова

Источник: Радио Посад


Контекстная справка

[1]Радио Посад (90,6 FM)
Адрес: Сергиев Посад, Болотная ул., 15 Сайт: posadfm.ru Телефон: +7 (496) 547-80-00 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб — выходной Вс — выходной   Радио «Посад 90.6 FM» — первая в Сергиевом Посаде… подробнее…

[2]Все выставки Сергиево-Посадского района Информация о выставках в городе и районе как проходящих, так и готовящихся к открытию. Афиши музеев, галерей и выставочных залов. подробнее…

[3]Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее…

[4]Варенова Валентина Николаевна
Родилась 5 октября 1948 года. В двадцать восемь лет вступила в КПСС, стала внештатным сотрудником идеологического отдела горкома партии. Работала за границей… подробнее…

[5]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее…

xn—-8sbedibbx1djfkj.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *