Изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования обязательно
Образовательная программа образовательной организации разрабатывается на уровень образования и учебный план, как неотъемлемая часть образовательной программы, также составляется на уровень образования. Однако практика показывает, что ежегодно в учебном плане что-то изменяется, дополняется.
В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.
Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.
В соответствии с ФГОС ООО изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
- расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
Напомним, что на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ приводится примерный учебный план с изучением второго иностранного языка.
Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)
Необходимо отметить, что предметная область «Филология» уже не существует с декабря 2015 года, однако разработчики примерных основных образательных программ до сих пор не внесли изменения! Обратите на данный момент внимание (подробно было рассказано об этом в выпуске от 15.11.2017).
Примерный недельный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:
- состав учебных предметов;
- недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам;
- максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы;
- план комплектования классов.
Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.
Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).
В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией (уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, тренинги, погружения, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и пр.).
Напомним, что Минобрнауки России ещё в 2015 году (письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228 «О направлении рекомендаций») указывало на то, что стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.
При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе. Однако в 2016 году указанное письмо было отозвано с исполнения и дополнительных разъяснений более не направлялось. На сегодняшний день по вопросу изучения второго иностранного языка как обязательного указано в письме, с которого начиналась данная статья.
eduface.ru
Изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования обязательно
Образовательная программа образовательной организации разрабатывается на уровень образования и учебный план, как неотъемлемая часть образовательной программы, также составляется на уровень образования. Однако практика показывает, что ежегодно в учебном плане что-то изменяется, дополняется. В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.
Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.
В соответствии с ФГОС ООО изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
- расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
Напомним, что на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ приводится примерный учебный план с изучением второго иностранного языка.
Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)
Примерный недельный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:
- состав учебных предметов;
- недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам;
- максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы;
- план комплектования классов.
Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.
Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).
В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией (уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, тренинги, погружения, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и пр.).
Напомним, что Минобрнауки России ещё в 2015 году (письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228 «О направлении рекомендаций») указывало на то, что стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.
При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе. Однако в 2016 году указанное письмо было отозвано с исполнения и дополнительных разъяснений более не направлялось. На сегодняшний день по вопросу изучения второго иностранного языка как обязательного указано в письме, с которого начиналась данная статья.
school9tihvin.eduface.ru
Вопрос — ответ — Business lingua school
Второй иностранный язык по ФГОС обязателен во всех регионах и школах?
В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.
Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.
Учебный план по фгос 5-9 класс со вторым иностранным языком.
Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки. Скачать примерный учебный план. Подробнее читать здесь
С какого класса вводится второй иностранный язык по фгос?
Второй иностранный язык обязателен для изучения на уровне основного общего образования. При этом ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык, однако в федеральном перечне представлены учебники по немецкому, французскому, итальянскому, испанскому и китайскому языкам начиная с 5-го класса. Подробнее читать здесь.
Введение второго иностранного языка в школе по фгос. Приказ.
Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника. Внесите приказом изменения в основные образовательные программы. Скачать пример приказа и приложения. Подробнее читать здесь.
Методические рекомендации по введению второго иностранного языка? Какими они могут быть?
Методические рекомендации по введению второго иностранного языка разрабатывают региональные или муниципальные органы управления образованием (министерства, департаменты образования). Вам нужно обратиться к материалам, разработанным в Вашем регионе.
За счет каких часов вводится второй иностранный язык?
В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе ФГОС и с учетом примерной образовательной программы, имеющей рекомендательный характер. Таким образом, образовательное учреждение самостоятельно решает за счет какого компонента появится обязательный для преподавания предмет в учебном плане.
bls.in-texno.ru
Решение о введении второго иностранного языка принимает школа
В школах вводится второй иностранный язык, причем в обязательном порядке. Об этом на неделе сообщили краевые СМИ. В Министерстве образования и науки Алтайского края поясняют, что второй иностранный с 5 по 9 класс предполагается стандартом основного общего образования, который введен во всех школах России еще в 2015 году.
В образовательных организациях края второй язык вводится постепенно: на конец прошлого учебного года его преподавали в пятнадцати школах края (11 из них – в Барнауле). Сколько школ введет его сейчас, станет ясно только в начале сентября.
– В течение нескольких лет мы напоминаем нашим образовательным организациям, что преподавание второго иностранного языка обязательно, и в этом году рекомендуем муниципалитетам расширить перечень таких школ, – говорит начальник отдела общего образования Минобрнауки края Ирина Дроздова. – Делается это для того, чтобы муниципалитет готовил условия, то есть занимался кадровыми и материально-техническими вопросами, нарабатывал опыт и приобретал учебники.
По словам Ирины Дроздовой, в федеральном перечне сегодня есть специальные учебники для изучения второго иностранного по немецкому, французскому, испанскому и итальянскому языкам. Причем приобретать их должны только за счет бюджетных ассигнований (средства в школы приходят поквартально), покупка за счет родителей недопустима.
А вот с какого класса изучать второй иняз – с пятого или, например, с седьмого – дело самой школы. Чтобы выставить отметку в аттестат, достаточно 70 часов. При этом в Минобре подчеркивают, что изучаться он должен без фанатизма, в щадящем режиме. Если основной иностранный учат со второго по одиннадцатый класс и в гораздо больших объемах, то второй – только на уровне основного общего образования, с пятого по девятый.
В барнаульском лицее № 101 второй иностранный в пятых классах ввели в 2016 году, до этого поговорили с родителями.
– Не все в ладоши хлопали, – признает директор лицея Василий Михальчук. – Но мы обосновали, почему выбрали немецкий язык. Во-первых, английский и немецкий относятся к одной группе германских языков, у них много общего. Но если английский – язык международного общения, то немецкий – технический язык. А у нас в лицее развито это направление, процентов сорок выпускников затем поступает в политех или другие технические вузы страны.
Василий Михальчук утверждает, что ничего не пришлось принципиально менять: в пятом классе в неделю должно быть 32 урока, из них два часа – так называемый школьный компонент, то есть можно ввести какой-то предмет на усмотрение лицея, и был выбран немецкий.
www.ap22.ru
Второй иностранный. Эксперты – о введении в школе нового предмета — Пенза-пресс
Новые образовательные стандарты для средней школы, которые вводятся 1 сентября, предусматривают обязательное изучение второго иностранного языка, сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов в интервью «Российской газете».
«В целом, иностранные языки занимают достойное место в объеме школьной программы. Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка […] Но проблема в том, что у регионов есть естественное желание на чем-то сэкономить», — сказал Ливанов.
По его словам, к нововведению готовы не все школы, поэтому для адаптации к стандартам предусмотрен переходный период. На какой именно срок — министр не уточнил.
Нововведение, о котором не вспоминали уже пять лет (ФГОСы были утверждены приказом Минобрнауки в 2010 году, но вступили в силу только в этом), вызвало значительный резонанс в экспертной среде.
Первый заместитель председателя профильного комитета Госдумы РФ Владимир Бурматов в эфире радио «Говорит Москва» назвал его преждевременным из-за неготовности школ и не самого высокого качества преподавания. Профессор МГИМО Юрий Вяземский отметил в интервью «Business FM», что «когда вводится второй язык, он отвлекает от изучения языка международного общения».
ИА «Пенза-Пресс» попросило региональных экспертов в сфере образования прокомментировать, с какими еще сложностями столкнутся школы.
Введение второго иностранного языка — это требование времени, считает декан факультета повышения квалификации Пензенского института регионального развития Елена Прохорова.
«В странах Запада знание двух-трех языков — нормальное явление. Однако в наших сегодняшних условиях будет достаточно сложно обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, особенно в плане говорения и аудирования — восприятия иностранной речи», — отмечает Елена Прохорова.
По ее мнению, наиболее сложная ситуация с введением нового обязательного предмета сложится в сельских школах.
«В городских школах укомплектованность преподавателями иностранных языков полная, а в сельских этот предмет зачастую ведут неспециалисты. Какой уровень подготовки они могут обеспечить?» — продолжает собеседница.
По ее мнению, введение еще одного предмета не приведет к существенному увеличению нагрузки на школьников.
«Иностранный язык в принципе не может быть большой перегрузкой, потому что его невозможно выучить за месяц или за два, даже за один год подготовиться с репетитором не получится. Специфика знания языка такова, что им нужно системно заниматься», — поясняет Елена Прохорова.
Данное нововведение, скорее всего, потребует сокращения часов на другие предметы, считает кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Пензенского государственного университета Анастасия Дятлова.
«Важно, за счет каких компонентов будет вводиться иностранный язык, поскольку увеличивать нагрузку на детей нельзя, придется изменять нагрузку за счет других предметов. Каких именно — это очень важный вопрос», — отмечает Анастасия Дятлова.
Еще один момент, который требует уточнения — это выбор второго обязательного языка для изучения.
«Я считаю, что с точки зрения современных тенденций в политике и экономике разумнее и перспективнее вводить восточные языки: китайский, хинди, арабский. Впоследствии они дадут вчерашним школьникам конкурентное преимущество на рынке труда. Но тут одна проблема — есть ли у нас достаточное число специалистов по этим языкам?» — задается вопросов собеседница.
По ее мнению, если выбор второго языка будет делать лишь администрация учебного заведения, то, вероятнее всего, школьники станут изучать французский или немецкий.
«Каких специалистов будет хватать, такой и будет язык. Другой вопрос — с какой целью государство вводит новый предмет. Здесь все-таки важен вопрос финансирования и достаточного количества специалистов», — полагает Анастасия Дятлова.
В самом Минобрнауки об экономической подоплеке нововведения не говорят. В интервью «Российской газете» Дмитрий Ливанов провел параллели между современной школой и дореволюционной гимназией, где изучались древнегреческий и латынь, которые, по его словам, помогали развитию ребенка. О том, эффективен ли такой подход, мы узнаем не скоро — в интервью «Московскому комсомольцу» чиновники Минобрнауки подчеркнули, что переходный период займет, по меньшей мере, пять лет.
www.penza-press.ru