Огэ по географии критерии оценивания – Баллы и оценки ОГЭ по географии 2018 год

Оценивание ОГЭ по географии

Просмотр содержимого документа
«Оценивание ОГЭ по географии»

Оценивание ОГЭ по географии:

В работе используются задания:

базового уровня сложности17 заданий

повышенного уровня сложности10 заданий

высокого уровня сложности3 задания.

Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл; задания 14, 20 – от 0 до 2 баллов.

Количество заданий – 30

Максимальный балл – 32

Минимальный балл – 12

Выполнение работы – 2 часа (120 мин)

Оценивание ОГЭ по географии:

В работе используются задания:

базового уровня сложности17 заданий

повышенного уровня сложности10 заданий

высокого уровня сложности3 задания.

Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл; задания 14, 20 – от 0 до 2 баллов.

Количество заданий – 30

Максимальный балл – 32

Минимальный балл – 12

Выполнение работы – 2 часа (120 мин)

Задания с развернутым ответом являются более сложными по сравнению с остальными заданиями.

Задание 14: проверяется умение объяснять особенности компонента природы той или иной территории, (России или мира), а также знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем;

Задание 20: проверяется умение распознавать в реальных жизненных ситуациях идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами

географии, а именно прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях.

Задания с развернутым ответом являются более сложными по сравнению с остальными заданиями.

Задание 14: проверяется умение объяснять особенности компонента природы той или иной территории, (России или мира), а также знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем;

Задание 20: проверяется умение распознавать в реальных жизненных ситуациях идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами

географии, а именно прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях.

multiurok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по географии (9 класс) на тему: Аналитический отчет ГИА по географии в Краснодарском крае

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ 2016 ГОДА

        Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

        ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии (КИМ) определяются целями основного государственного экзамена: обеспечение объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы.

        Важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ). В КИМ для ОГЭ большое внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Сформированность способностей самостоятельного творческого применения знаний и умений в практической деятельности, в повседневной жизни проверяется заданиями с развёрнутым ответом.

        Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

        Работа содержала 27 заданий с записью краткого ответа, 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.  Степень полноты и правильности ответов на задания оценивались прошедшими специальную подготовку экспертами, которые осуществляли проверку, руководствуясь определенным перечнем критериев для оценивания каждого задания. За выполнение заданий с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов.

        Экзаменационная работа по географии 2016 г. включала 17 заданий базового, 10 – повышенного и 3 задания высокого уровня сложности.

        На выполнение экзаменационной работы отводилось 120 минут.

        В каждый вариант КИМ 2016 г. были включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников.

        Выполнение заданий в зависимости от типа и трудности оценивались разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение задания с развернутым ответом (15, 20) в зависимости от полноты и правильности ответа выставлялось от 0 до 2 баллов, выполнение задания 23 оценивалось 1 баллом. Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы — 32.

        В ОГЭ по географии 2016 года принимали участие 15950 учащихся Краснодарского края, что не идет в сравнение со 157 школьниками прошлого года и всех предыдущих лет. Экзаменационную работу выполняли школьники всех 44 районов края. (Таблица 1).

Таблица 1

Общее число школьников по годам

Число школьников, принимавших участие в экзаменационной работе по годам

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2319

3218

3562

3763

4107

376

157

15950

Резкое увеличение числа сдающих экзамен связано с тем, что по положению об итоговой аттестации были введены обязательные два экзамена по выбору.  Большинство школьников выбирали географию, как наиболее легкий предмет.  

Далее в таблице представлены территории, в которых наибольшее количество школьников выполняло экзаменационную работу (Таблица 2).

 Таблица 2

Территория

Количество писавших

г. Краснодар

1989

г. Сочи

1430

г. Новороссийск

1291

г. Анапа

617

Северский район

515

Динской район

515

Кавказский район

444

Славянский район

429

Туапсинский район

423

Абинский район

404

        Результаты ОГЭ 2016 г. по географии представлены (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

          

Таблица 3.

Общие результаты выполнения экзаменационной работы по годам

оценки

ГИА-

2013г.(%)

ГИА-

2014г.(%)

ОГЭ-2015г.(%)

ОГЭ-

2016г.(%)

«2»

0,0

0,0

0,0

2,7

«3»

12,4

8,5

7,0

46,9

«4»

41,7

47,9

50,3

36,7

«5»

45,8

43,6

42,7

13,7

Средний балл

24,86

25,20

25,24

19,36

Сравнивая, общие результаты выполнения экзаменационной работы за 2014 — 2015 учебный год и 2015 — 2016 год, можно сделать вывод, что увеличились проценты  «2» на 2,7%, «3» на 39,9%, а проценты четверок и пятерок уменьшились: «4» на 13,6%; «5» на 29%. Средний балл по краю уменьшился на 5,88 баллов. Снижение общих результатов выполнения экзаменационной работы можно объяснить большим количеством писавших экзаменационную работу (около 16 тысяч девятиклассников).

(Диаграмма 2) демонстрирует степень успешности выполнения заданий школьниками.

Диаграмма 2

 

        

(Таблица 4) представляет задания, вызвавшие наибольшие затруднения у школьников.

Анализ результатов экзамена по основным разделам содержания школьной географии позволяет сформулировать ряд выводов.

Таблица 4

Задания, вызвавшие наибольшие затруднения у школьников

задания

Проверяемые элементы содержания и контролируемые виды деятельности.

Уровень сложности

Средний балл

2015г.

2016г.

23

Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов

В

0,23

0,23

30

Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений. Определение страны и региона РФ по краткому описанию

П

0,68

0,37

27

Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли

П

0,58

0,39

15

Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

В

0,73

0,45

29

Понимать географические следствия движения Земли

П

0,68

0,50

28

Уметь выявлять на основе представленных в разной форме

результатов измерений эмпирические зависимости

П

0,51

14

Уметь определять на карте географические координаты

П

0,73

0,54

16

Знать и понимать основные термины и понятия; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач

Б

0,55

18

Уметь определять по карте расстояния

Б

0,59

12

Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем

Б

0,71

0,60

25

Знать и понимать особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран

П

0,60

21

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания

В

0,62

17

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания

П

0,65

        

Раздел «Источники географической информации»

        Задания по данному разделу были сгруппированы в блоки по четыре задания № 18 – 21. Перед каждым таким блоком размещался фрагмент топографической карты.

        Результаты выполнения заданий по определению на плане местности расстояний при помощи масштаба позволяют говорить о слабом уровне сформированности выпускников данного умения: средний балл составляет всего 0,59. Умение определять направления на картах и плане местности сформировано удовлетворительно, его демонстрируют три четверти девятиклассников (средний балл 0,75).

        0,62 составляет средний балл выполнения задания № 21, что на 20 баллов ниже прошлого года,  проверяющего использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания. Для более успешного выполнения этого задания рекомендуется сначала определять на предложенных вариантах профилей высоты точек А и В, а затем сравнивать с профилем между точками на карте.  

        Полные и правильные ответы на задание высокого уровня № 20 смогли дать выпускники, набрав средний балл 0,88 (самый высокий среди заданий всей экзаменационной работы). Задание было направлено на умение распознавать в жизненных ситуациях проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Школьнику предлагалось прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях. Для успешного выполнения этого задания рекомендуется уделять внимание определению склонов северного и южного направления, а также зависимости степени прогревания земной поверхности от уклона поверхности и экспозиции.  

        Задание повышенного уровня № 14 (по определению географических координат) не смогли выполнить около половины школьников. Средний балл выполнения соответствует 0,54, что на 20 баллов ниже прошлого года.

        Раздел «Природа Земли и человек»

        В заданиях (№ 10 и 11) экзаменуемым предлагалось с использованием знаний о факторах, влияющих на погоду, интерпретировать информацию, представленную на карте погоды, подобной тем, которые ежедневно публикуются в СМИ. От выпускников требовалось указать город, находящийся под воздействием циклона (антициклона) и сделать несложный прогноз на основе анализа направления движения атмосферных фронтов. Средний балл, соответствующий этим заданиям, равен 0,76 (№10) и 0,74 (№11).

        Умение объяснять и выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений проверялось при выполнении задания высокого уровня (№15). С заданием справилась половина школьников (0,45 средних набранных балла).

        На экзамене 2016 г. также проверялось понимание географических процессов в литосфере с использованием схематической зарисовки залегания горных пород. Средний балл выполнения задания №26 соответствует 0,70.

        Только треть выпускников справились с заданием № 27 (средний балл 0,39) по анализу данных климатограммы и положению пункта на карте климатических поясов, климат которого соответствует представленной климатограмме. Многие ошибки связаны с тем, что тестируемые, читая климатограмму, учитывают только годовой ход температуры воздуха и ее абсолютные значения, игнорируя среднегодовое количество атмосферных осадков и режим их выпадения. Таким образом, они зачастую верно определяют климатический пояс, но путают климатические области. Можно отметить, что лучше, по сравнению с остальными климатическими поясами, выпускники знают климатические показатели умеренного климатического пояса; успешнее ориентируются в климатических показателях Северного полушария по сравнению Южным. С заданиями № 28 и 29, которые выполнялись с использованием приведенного ниже текста, на выявление зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта, а также определение, где раньше (позже) поднимется Солнце над горизонтом, в этом году справилась половина выпускников. Средний балл задания № 28 на выявление зависимости соответствует 0,51, а на определение где раньше (позже) поднимется Солнце над горизонтом 0,50, что на 20 баллов ниже, чем в прошлом голу.

        Раздел «Материки, океаны, народы и страны»

        Умение определять географические объекты по их признакам проверялось заданиями с географическими текстовыми описаниями регионов России или стран мира. В целом с определением географических объектов по признакам в этом году справилась треть школьников (№ 30 — средний балл 0,37). По итогам аттестации сложно установить, что является причиной такого результата, – слабое знание особенностей регионов России и стран мира или неумение вычленить ключевые признаки в тексте. 

        Раздел «Природопользование»

        В заданиях экзаменационной работы по этому разделу проверялось понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем на уровнях от локального до глобального. Также меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Средний балл выполнения задания базового уровня № 4 соответствует 0,72, а задание повышенного уровня № 12 — 0,60 баллов.

        Раздел «География России»

        Усвоение материала об особенностях хозяйства России в ОГЭ традиционно контролируется заданиями и базового, и высокого уровней сложности (с развернутым ответом). За задание № 5 по размещению крупных центров металлургии, электроэнергетики и топливной промышленности, машиностроения, сельского хозяйства и транспорта учащиеся набрали 0,81 балл. Объяснить размещение конкретных промышленных предприятий на территории России смогли в среднем треть выпускников. Эти задания выполнялись на основе использования такого источника информации, как тексты (задание № 23 средний балл равен 0,23). Результаты экзамена позволяют констатировать, что у наиболее подготовленных выпускников сформировано понимание того, что такое природно-ресурсная база, экономико-географическое положение, факторы размещения производства. Они знают технологические особенности некоторых производств, особенности географического положения и природно-ресурсной базы регионов России и умеют применить эти знания для объяснения размещения промышленных предприятий. Наиболее легко экзаменуемые объясняют особенности размещения лесной и деревообрабатывающей промышленности. Традиционно наиболее сложным оказывается объяснение размещения предприятий химической промышленности (производства азотных и калийных удобрений). Можно предположить, что учащиеся не знают, что является сырьем для этого производства. Также вероятно, что у части экзаменуемых не сформировано умение использовать карты атласа как источник информации для объяснения размещения предприятий в конкретном регионе. Особенности природы, населения и хозяйства регионов России и стран в целом можно считать усвоенными. Среди регионов России учащиеся хуже знают Дальний Восток и Калининградскую область, среди стран – страны южных материков.  

        Как отмечалось выше, почти половина заданий всей экзаменационной работы приходилась на раздел «География России». Содержание экзаменационной работы включало все основные темы данного курса – географическое положение, общие характеристики природы, населения и хозяйства России в целом и ее географических районов. В экзаменационной работе проверялась способность применять знания и умения, как в знакомой ситуации, так и в измененной или новой ситуации.

        Определение регионов России проверялось заданиями, в которых краткие описания были взяты из жизненных ситуаций (использовались рекламные слоганы туристических компаний). В целом задание № 26 соответствует среднему баллу выполнения работы — 0,70.

        Умение анализировать информацию, представленную в различных источниках для определения показателей, характеризующих социальные процессы, продемонстрировали в целом три четверти экзаменуемых. Выпускники могут вычислить показатели рождаемости, естественного и миграционного прироста (№8 — 0,82 балла). К типичным ошибкам следует отнести то, что треть выпускников считают, что миграционный прирост может иметь только положительное значение. Большая часть экзаменуемых затрудняется определить показатели, связанные с миграциями населения, если они по-разному названы в источнике информации (таблице, графике) и вопросе к этому источнику информации. Это позволяет предположить, что некоторые понятия: «эмиграция», «иммиграция», «межрегиональная миграция», «внутрирегиональная миграция», «международная миграция» – у части учащихся сформированы недостаточно хорошо.  

        Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по географии 2017 года.

Важной частью географической подготовки, зафиксированной в требованиях Стандарта географического образования, является умение использовать различные источники географической информации для решения конкретных задач. Формирование умения работать со статистическими источниками информации – статистическими таблицами, графиками и диаграммами, специально географическими климатограммами – стало еще более актуальным.

При преподавании географии следует уделять специальное внимание формированию умений работать с текстами. В работу с текстом входят: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. В школьном курсе географии используются описательные, информационные, проблемные, составные тексты. К особенностям измерительных материалов по географии можно отнести комплексность, тесную связь текста с внетекстовыми компонентами: тематическими картами, таблицами, диаграммами, схемами, иллюстрациями. Возрастает роль текстов, с помощью которых можно вырабатывать критическое отношение к информации, выделять избыточную информацию, принимать решения.

Основные проблемы в подготовке учеников в области работы с текстом связаны с умением отбирать и анализировать нужную информацию, критически относиться к информации, формировать свою точку зрения. Особо следует отметить неумение подавляющего большинства обучающихся строить развернутое высказывание, точно и ясно выражать свою мысль, свою позицию.

        На экзамене по географии в 9 классе учащимся разрешается использовать карты школьных географических атласов. Однако не у всех выпускников сформирована потребность обращаться к географическим картам для извлечения информации, необходимой для выполнения задания. Так, например, при определении региона России (города, природной зоны, страны) все признаки, упомянутые в кратком описании, могут быть проверены по картам. Карты атласов также можно использовать как источник информации при ответах на многие другие вопросы (о заповедниках, причинах размещения предприятий, причинах формирования тех или иных особенностей природы и проч.). Также представляется, что не все выпускники, которые обращаются к географическим картам при выполнении работы, способны из карт разного масштаба и содержания выбрать именно ту, которая наилучшим образом отражала бы требуемую для конкретного ответа информацию. Неправильный выбор карты приводит к ошибкам. Так, при определении географических координат для получения правильного ответа по возможности следует выбрать карту более крупного масштаба. При подготовке к ОГЭ-9 следует особое внимание уделять осознанной работе с географическими картами различного содержания и масштаба. При этом учащиеся должны иметь представление об информации, которую нужно получить.  

        Часть ошибок связана с тем, что при определении географических координат, абсолютной высоты точек по топографической карте выпускники затрудняются точно определить показатели, если точка находится не на обозначенной линии параллели, меридиана или горизонтали. При подготовке к ОГЭ следует использовать карты разных картографических проекций, чтобы отработать данное умение.  

        Некоторые трудности возникают у выпускников при определении расстояний по карте. Для отработки этого умения следует использовать карты разных масштабов. Поскольку часть ошибок связана с недостаточной сформированностью умения округлять значения до указанных величин, отработке этого метапредметного умения также следует уделить внимание.

        ОГЭ-9 выявила, что климатограммы как источник информации по-прежнему остаются трудными для чтения и анализа экзаменуемыми. Выпускникам трудно читать информацию о среднегодовом количестве и режиме выпадения атмосферных осадков. Они анализируют только график годового хода температур воздуха. Поэтому возникают ошибки при определении типа климата по климатограмме. При отработке умения читать климатограммы следует обращать особое внимание на способы отображения информации. Кроме климатограмм целесообразно использовать другие источники информации, на которых различными способами отображены разные данные.  

        Также целесообразно уделить особое внимание развитию умения извлекать информацию из таких источников информации, как графики. У выпускников IX классов вызывает некоторое затруднение необходимость определять по графикам тенденции изменения каких-либо явлений или величин, при этом просто найти нужную информацию на графике могут практически все учащиеся. Определение тенденций изменения величин по графику, таблице, географической карте, вероятно, требует специальной тренировки.  

        Для успешной подготовки к ОГЭ рекомендуется большее внимание уделить таким сложным (по результатам экзамена) темам содержания школьных курсов географии, как биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, население стран мира, связь жизни населения с окружающей средой, химическая промышленность.  

        При изучении некоторых понятий курсов школьной географии (миграционный прирост, естественный прирост) следует обращать особое внимание на проверку их понимания и осознанного применения учащимися, а также тренироваться в вычислении показателей, характеризующих эти понятия (с положительным и отрицательным значением).  

        Для подготовки к ОГЭ по географии целесообразно повторить курсы VI–VII классов, так как задания, проверяющие сформированность одинаковых требований, но основанные на материале этих курсов, оказываются сложнее, чем основанные на материале курса «География России». При подготовке к экзамену важно отрабатывать умение применять знания для объяснения пространственного распространения или сущности географических процессов и явлений.    

        Для успешного выполнения экзаменационной работы выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям. Большое количество ошибок связано с тем, что выпускники при установлении последовательности записывают ответ в обратном порядке, путаются при определении минимальных и максимальных величин.    

        В современном образовательном процессе важно постоянно уделять внимание формированию метапредметных умений и компетентностей. Их проверке отводится большое место в государственной итоговой аттестации по географии.

        Познакомиться с новыми документами ОГЭ по географии 2017 года. на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.

nsportal.ru

КИМ для подготовки к муниципальной оценке качества знаний по географии в формате ОГЭ

Диагностическая работа по географии 8 класс. Вариант1

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2 часа (120 минут).

Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр. Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Работа содержит 3 задания (15, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе или бланке. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7и 8 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Система оценивания экзаменационной работы по географии

За верное выполнение заданий 1–14, 16–19, 21, 22, 24–30 выставляется 1 балл. Задания считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, число, цифра или последовательность цифр.

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.

15.

23. В от­ве­те на­ли­чие мно­го­лет­ней мерз­ло­ты в окрест­но­стях Ма­га­да­на объ­яс­ня­ет­ся тем, что сред­няя го­до­вая тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в этом го­ро­де отрицательная.

низкими тем­пе­ра­ту­ра­ми воз­ду­ха в зим­ний пе­ри­од и боль­шой про­дол­жи­тель­но­стью зимы.

В Ма­га­да­не зимы хо­лод­ные и длинные.

Среднегодовая тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в Ма­га­да­не ниже нуля, и мерз­ло­та не успе­ва­ет растаять.

.

1.Какая из пе­ре­чис­лен­ных гор­ных пород яв­ля­ет­ся оса­доч­ной?

1) мра­мор

2) ка­мен­ная соль

3) ба­зальт

4) гра­нит

2.С какой из пе­ре­чис­лен­ных стран Рос­сия имеет су­хо­пут­ную гра­ни­цу?

1) Мол­да­вия

2) Вен­грия

3) Бе­ло­рус­сия

4) Ар­ме­ния

3.Для почв какой при­род­ной зоны Рос­сии ха­рак­те­рен наи­бо­лее мощ­ный гу­му­со­вый го­ри­зонт?

1) сме­шан­ные леса

2) степь

3) тайга

4) тунд­ра

4.Мно­го­лет­няя мерз­ло­та ока­зы­ва­ет вли­я­ние на хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность че­ло­ве­ка: раз­ра­бот­ку по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, стро­и­тель­ство зда­ний. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать по­след­ствия от­та­и­ва­ния мно­го­лет­ней мерз­ло­ты?

 

1) Ро­стов­ская об­ласть

2) За­бай­каль­ский край

3) Бел­го­род­ская об­ласть

4) Рес­пуб­ли­ка Баш­кор­то­стан

5.Какая из перечисленных территорий России расположена в пределах сейсмического пояса?

1) Полуостров Ямал;

2) Остров Сахалин;

3) Архипелаг Новая Земля;

4) Полуостров Таймыр.

6.К тра­ди­ци­он­ным за­ня­ти­ям ка­ко­го из пе­ре­чис­лен­ных на­ро­дов Рос­сии от­но­сят­ся па­шен­ное зем­ле­де­лие, вы­шив­ка, резь­ба по де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние ме­тал­ли­че­ских укра­ше­ний?

 

1) чукчи

2) ко­ря­ки

3) ненцы

4) морд­ва

7.В каком направлении понижается рельеф России?

  1. к северу 2) к югу 3) к западу 4) к востоку

Задание 8 и 9 и выполняются с использованием приведённой ниже климатограммы

Пункт А

8.Какое утверждение о климате пункта А верно?

  1. В январе и мае средняя температура воздуха в пункте А одинакова.

  2. Среднегодовое количество осадков в пункте А не превы­шает 200 мм.

  3. Месяцы с максимальным количеством атмосферных осадков в пункте А — ноябрь и август.

  4. В течение всего года температура воздуха в пункте А не опускается ниже 0 °С.

9. Определите годовую амплитуду температуры воздуха в
пункте А.

Ответ: ___________________________.

10.Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, обо­зна­чен­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия ан­ти­цик­ло­на?

 

1) Са­ле­хард

2) Омск

3) Но­во­си­бирск

4) Улан-Удэ

11.Карта по­го­ды со­став­ле­на на 20 де­каб­ря. В каком из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, обо­зна­чен­ных на карте, на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха?

 

1) Салехард

2) Орен­бург

3) Ро­стов-на-Дону

4) Санкт-Пе­тер­бург

12.При­ме­ром ра­ци­о­наль­но­го при­ро­до­поль­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся

1) стро­и­тель­ство ГЭС на рав­нин­ных реках

2) осу­ше­ние болот в вер­хо­вьях малых рек

3) ре­куль­ти­ва­ция зе­мель в рай­о­нах до­бы­чи угля

4) рас­паш­ка зе­мель вдоль скло­нов

 13. В каком из перечисленных вариантов ответа правильно указана последовательность смены зональных природных комплексов на Восточно-Европейской равнине с севера на юг?

1) арктическая пустыня, тундра, лесотундра, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыня

2) тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыня

3) лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, полупустыня, пустыня

4) тундра, лесотундра, тайга, степь, жестколистные леса и кустарники

14.Опре­де­ли­те, сто­ли­ца какой рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ имеет гео­гра­фи­че­ские ко­ор­ди­на­ты 56° с. ш. 49° в. д.

Ответ: ___________________________.

Задания 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Город Амеро был расположен у подножья высокой конусо­образной горы (5° с.ш. и 76° з.д.) в Андах. В 1985 г. из углубле­ния в центре горы стали вырываться раскалённые газы и лава. Они растопили снег и лёд на вершине. Возникший в результате поток, состоящий из воды, грязи, камней и вулканического пепла полностью разрушил город и несколько других населён­ных пунктов.

15. Почему в Андах много гор, для которых характерно из­лияние лавы на земную поверхность?

Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

 

16. Где в России есть горы, в которых в настоящее время происходят излияния магмы на земную поверхность?

  1. острова Новая Земля

  2. Курильские острова

  3. остров Сахалин

  4. Алтай

17.Рас­по­ло­жи­те пе­ре­чис­лен­ные ниже го­ро­да в по­ряд­ке уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти их на­се­ле­ния. За­пи­ши­те в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность букв.

 

A) Вол­го­град

Б) Орёл

B) Париж

18.Опре­де­ли­те по карте рас­сто­я­ние на мест­но­сти по пря­мой от ко­лод­ца до от­дель­но сто­я­ще­го де­ре­ва. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­сят­ков мет­ров. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми.

Ответ: ___________________________.

19.Опре­де­ли­те по карте, в каком на­прав­ле­нии от школы на­хо­дит­ся ко­ло­дец. 

Ответ: ___________________________.

20.Школь­ни­ки из села Лужки вы­би­ра­ют место для обу­строй­ства фут­боль­но­го поля. Оце­ни­те, какой из участ­ков, обо­зна­чен­ных на карте циф­ра­ми 1, 2 и 3, боль­ше всего под­хо­дит для этой цели. Для обос­но­ва­ния сво­е­го от­ве­та при­ве­ди­те два до­во­да.

Ответ за­пи­ши­те на от­дель­ном листе или блан­ке, ука­зав сна­ча­ла номер за­да­ния.

21.На ри­сун­ках пред­став­ле­ны ва­ри­ан­ты про­фи­ля ре­лье­фа мест­но­сти, по­стро­ен­ные на ос­но­ве карты по линии А-В раз­ны­ми уча­щи­ми­ся. Какой из про­фи­лей по­стро­ен верно?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

22.Чтобы выполнить практическую работу «Характеристика ФГП России. Сравнение с географическим положением других стран.» необходимо использовать карты атласа.

Какие карты необходимы для выполнения практической работы

 

1) Физическая карта России, политическая карта мира, физическая карта мира

2) Физическая карта России, климатическая карта России, физическая карта мира

3) Физическая карта России, политическая карта мира, почвенная карта мира

4) Физическая карта России, климатическая карта мира, почвенная карта мира

23. Го­ро­да Ма­га­дан и Санкт-Пе­тер­бург рас­по­ло­же­ны при­мер­но на оди­на­ко­вой ши­ро­те. Од­на­ко в окрест­но­стях Ма­га­да­на ши­ро­ко рас­про­стра­не­на мно­го­лет­няя мерз­ло­та. Объ­яс­ни­те, как со­хра­не­ние мно­го­лет­ней мерз­ло­ты в окрест­но­стях Ма­га­да­на свя­за­но с кли­ма­том

этого го­ро­да.

Ответ за­пи­ши­те на от­дель­ном листе или блан­ке, ука­зав сна­ча­ла номер за­да­ния.

24.Рас­по­ло­жи­те ре­ги­о­ны Рос­сии в той по­сле­до­ва­тель­но­сти, в ко­то­рой их жи­те­ли встре­ча­ют Новый год. За­пи­ши­те в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность букв.

 

А) Кур­ская об­ласть

Б) Кам­чат­ский край

В) Рес­пуб­ли­ка Тыва

25.Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.

Расположите перечисленные ниже слои горных по­род в порядке убывания их возраста (от самого ста­рого до самого молодого). Запишите в таблицу получившуюся последователь­ность букв.

А) суглинок Б)черная глина В) мел

26. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

СЛОГАН РЕГИОН

А) Здесь можно побывать в Долине 1) Ямало-Ненецкий АО

гейзеров и увидеть действующие 2) Камчатский край

вулканы! 3) Кабардино-Балкарская

Б) Окунитесь в полярную ночь, республика

прокатитесь на собачьей и оленьей упряжках 4) Свердловская область

27.Про­ана­ли­зи­руй­те кли­ма­то­грам­му и опре­де­ли­те, какой бук­вой на карте обо­зна­чен пункт, ха­рак­те­ри­сти­ки кли­ма­та ко­то­ро­го от­ра­же­ны в кли­ма­то­грам­ме.

 

1) А 2) B 3) C 4) D

Задания 28-29 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

Школьники из нескольких населенных пунктов Рос­сии обменялись данными о средних температурах воз­духа в июле и январе, полученными на местных метео­станциях в результате многолетних наблюдений.

Собранные ими данные представлены в следующей таблице

28.Какую из изу­чен­ных на уро­ках гео­гра­фии за­ко­но­мер­но­стей под­твер­жда­ют со­бран­ные дан­ные?

1) Вы­со­та Солн­ца умень­ша­ет­ся при дви­же­нии от эк­ва­то­ра к по­лю­сам.

2) В ев­ро­пей­ской части Рос­сии тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха по­вы­ша­ет­ся при дви­же­нии с се­ве­ра на юг.

3) Вы­со­та Солн­ца из­ме­ня­ет­ся в те­че­ние дня в за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни на­блю­де­ния.

4) Тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха из­ме­ня­ет­ся в те­че­ние суток.

29.В каком из пе­ре­чис­лен­ных населённых пунк­тов 1 ян­ва­ря про­дол­жи­тель­ность дня наи­боль­шая?

 

1) Во­ро­неж

2) Уфа

3) Ря­зань

4) Во­лог­да

30.Определите страну по ее краткому описанию

Это — одна из крупных по площади территории стран ми­ра, имеет выход к трём океанам. На её территории находится одна из крайних точек материка, на котором она расположена. По суше она граничит лишь с одной-единственной страной. На юге вдоль границы с этой страной сосредоточена большая часть её населения. Страна богата разнообразными полезными иско­паемыми, а также лесными, земельными, водными ресурсами.

Ответ:______________________________________

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *