Кодификатор ЕГЭ по обществознанию
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию
1 Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, её критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
1.13 Религия
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
2 Экономика
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
3 Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
4 Политика
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
5 Право
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
5.6 Субъекты гражданского права
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
socialstudies.ru
Код КЭ | ссылки | |
Раздел 1. Человек и общество | ||
1.1 | Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) | Конспект |
1.2 | Мировоззрение, его виды и формы | Конспект |
1.3 | Виды знаний | Конспект |
1.4 | Понятие истины, её критерии | Конспект |
1.5 | Мышление и деятельность | Конспект 1, Конспект 2 |
1.6 | Потребности и интересы | Конспект |
1.7 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность | Конспект |
1.8 | Системное строение общества: элементы и подсистемы | Конспект |
1.9 | Основные институты общества | Конспект |
1.10 | Понятие культуры. Формы и разновидности культуры | Конспект |
1.11 | Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки | Конспект |
1.12 | Образование, его значение для личности и общества | Конспект |
1.13 | Религия | Конспект |
1.14 | Искусство | Конспект |
1.15 | Конспект | |
1.16 | Понятие общественного прогресса | Конспект |
1.17 | Многовариантность общественного развития (типы обществ) | Конспект |
1.18 | Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) | Конспект |
Раздел 2. Экономика | ||
2.1 | Экономика и экономическая наука | Конспект |
2.2 | Факторы производства и факторные доходы | Конспект |
2.3 | Экономические системы | Конспект |
2.4 | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение | Конспект 1, Конспект 2 |
2.5 | Постоянные и переменные затраты | Конспект |
2.6 | Финансовые институты. Банковская система | Конспект 1, Конспект 2 |
2.7 | Основные источники финансирования бизнеса | Конспект |
2.8 | Ценные бумаги | Конспект |
2.9 | Рынок труда. Безработица | Конспект |
2.10 | Виды, причины и последствия инфляции | Конспект |
2.11 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП | Конспект |
2.12 | Роль государства в экономике | Конспект |
2.13 | Налоги | Конспект |
2.14 | Государственный бюджет | Конспект |
2.15 | Мировая экономика | Конспект |
2.16 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина | Конспект |
Раздел 3. Социальные отношения | ||
3.1 | Социальная стратификация и мобильность | Конспект |
3.2 | Социальные группы | Конспект |
3.3 | Молодёжь как социальная группа | Конспект |
3.4 | Этнические общности | Конспект |
3.5 | Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения | Конспект |
3.6 | Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации | Конспект |
3.7 | Социальный конфликт | Конспект |
3.8 | Виды социальных норм | Конспект |
3.9 | Социальный контроль | Конспект |
3.10 | Семья и брак | Конспект |
3.11 | Отклоняющееся поведение и его типы | Конспект |
3.12 | Социальная роль | Конспект |
3.13 | Социализация индивида | Конспект |
Раздел 4. Политика | ||
4.1 | Понятие власти | Конспект |
4.2 | Государство, его функции | Конспект |
4.3 | Политическая система | Конспект |
4.4 | Типология политических режимов | Конспект |
4.5 | Демократия, её основные ценности и признаки | Конспект |
4.6 | Гражданское общество и государство | Конспект |
4.7 | Политическая элита | Конспект |
4.8 | Политические партии и движения | Конспект |
4.9 | Средства массовой информации в политической системе | Конспект |
4.10 | Избирательная кампания в Российской Федерации | Конспект |
4.11 | Политический процесс | Конспект |
4.12 | Политическое участие | Конспект |
4.13 | Политическое лидерство | Конспект |
4.14 | Органы государственной власти Российской Федерации | Конспект |
4.15 | Федеративное устройство Российской Федерации | Конспект |
Раздел 5. Право | ||
5.1 | Право в системе социальных норм | Конспект 1, Конспект 2 |
5.2 | Система российского права. Законотворческий процесс | Конспект 1, Конспект 2 |
5.3 | Понятие и виды юридической ответственности | Конспект |
5.4 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | Конспект |
5.5 | Законодательство Российской Федерации о выборах | Конспект |
5.6 | Субъекты гражданского права. | Конспект |
5.7 | Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | Конспект |
5.8 | Имущественные и неимущественные права | Конспект |
5.9 | Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора | Конспект |
5.10 | Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака | Конспект |
5.11 | Особенности административной юрисдикции | Конспект |
5.12 | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты | Конспект |
5.13 | Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) | Конспект |
5.14 | Споры, порядок их рассмотрения | Конспект |
5.15 | Основные правила и принципы гражданского процесса | Конспект |
5.16 | Особенности уголовного процесса | Конспект |
5.17 | Гражданство Российской Федерации | Конспект |
5.18 | Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба | Конспект |
5.19 | Права и обязанности налогоплательщика | Конспект |
5.20 | Правоохранительные органы. Судебная система | Конспект |
uchitel.pro
Кодификатор ОГЭ по обществознанию
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию
1 Человек и общество
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
2 Сфера духовной культуры
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности
2.2 Наука в жизни современного общества
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
3 Экономика
3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства
4 Социальная сфера
4.1 Социальная структура общества
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
4.4 Социальные ценности и нормы
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
4.6 Социальный конфликт и пути его решения
4.7 Межнациональные отношения
5 Сфера политики и социального управления
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
5.2 Понятие и признаки государства
5.3 Разделение властей
5.4 Формы государства
5.5 Политический режим. Демократия
5.6 Местное самоуправление
5.7 Участие граждан в политической жизни
5.8 Выборы, референдум
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
5.10 Гражданское общество и правовое государство
6 Право
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт
6.3 Понятие правоотношений
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
6.6 Федеративное устройство Российской Федерации
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
socialstudies.ru
Кодификатор ЕГЭ обществознание 2019. » Социалтьюторс
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮПеречень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).
Человек и общество
Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Мировоззрение, его виды и формы
Виды знаний
Понятие истины, её критерии
Мышление и деятельность
Потребности и интересы
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Системное строение общества: элементы и подсистемы
Основные институты общества
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Образование, его значение для личности и общества
Религия
Искусство
Мораль
Понятие общественного прогресса
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Экономика
Экономика и экономическая наука
Факторы производства и факторные доходы
Экономические системы
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Постоянные и переменные затраты
Финансовые институты. Банковская система
Основные источники финансирования бизнеса
Ценные бумаги
Рынок труда. Безработица
Виды, причины и последствия инфляции
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
Роль государства в экономике
Налоги
Государственный бюджет
Мировая экономика
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Социальные отношения
Социальная стратификация и мобильность
Социальные группы
Молодёжь как социальная группа
Этнические общности
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
Социальный конфликт
Виды социальных норм
Социальный контроль
Семья и брак
Отклоняющееся поведение и его типы
Социальная роль
Социализация индивида
Политика
Понятие власти
Государство, его функции
Политическая система
Типология политических режимов
Демократия, её основные ценности и признаки
Гражданское общество и государство
Политическая элита
Политические партии и движения
Средства массовой информации в политической системе
Избирательная кампания в Российской Федерации
Политический процесс
Политическое участие
Политическое лидерство
Органы государственной власти Российской Федерации
Федеративное устройство Российской Федерации
Право
Право в системе социальных норм
Система российского права. Законотворческий процесс
Понятие и виды юридической ответственности
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Законодательство Российской Федерации о выборах
Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
Имущественные и неимущественные права
Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
Особенности административной юрисдикции
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
Споры, порядок их рассмотрения
Основные правила и принципы гражданского процесса
Особенности уголовного процесса
Гражданство Российской Федерации
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
Права и обязанности налогоплательщика
Правоохранительные органы. Судебная система
socialtutors.ru
Код элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы | ссылки |
Раздел 1. Человек и общество | ||
1.1 | Общество как форма жизнедеятельности людей | Конспект |
1.2 | Взаимодействие общества и природы | Конспект |
1.3 | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь | Конспект |
1.4 | Биологическое и социальное в человеке | Конспект |
1.5 | Личность. Особенности подросткового возраста | Конспект |
1.6 | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) | Конспект 1, Конспект 2 |
1.7 | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение | Конспект |
1.8 | Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение | Конспект |
Раздел 2. Сфера духовной культуры | ||
2.1 | Сфера духовной культуры и ее особенности | Конспект |
2.2 | Наука в жизни современного общества | Конспект |
2.3 | Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации | Конспект |
2.4 | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести | Конспект 1, Конспект 2 |
2.5 | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность | Конспект 1, Конспект 2 |
Раздел 3. Экономика | ||
3.1 | Экономика, ее роль в жизни общества | Конспект |
3.2 | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов | Конспект |
3.3 | Экономические системы и собственность | Конспект |
3.4 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация | Конспект |
3.5 | Обмен, торговля | Конспект |
3.6 | Рынок и рыночный механизм | Конспект |
3.7 | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | Конспект |
3.8 | Деньги | Конспект |
3.9 | Заработная плата и стимулирование труда | Конспект |
3.10 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки | Конспект |
3.11 | Налоги, уплачиваемые гражданами | Конспект |
3.12 | Экономические цели и функции государства | Конспект |
Раздел 4. Социальная сфера | ||
4.1 | Социальная структура общества | Конспект |
4.2 | Семья как малая группа. Отношения между поколениями | Конспект |
4.3 | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте | Конспект |
4.4 | Социальные ценности и нормы | Конспект |
4.5 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни | Конспект |
4.6 | Социальный конфликт и пути его решения | Конспект |
4.7 | Межнациональные отношения | Конспект |
Раздел 5. Сфера политики и социального управления | ||
5.1 | Власть. Роль политики в жизни общества | Конспект |
5.2 | Понятие и признаки государства | Конспект |
5.3 | Разделение властей | Конспект |
5.4 | Формы государства | Конспект |
5.5 | Политический режим. Демократия | Конспект |
5.6 | Местное самоуправление | Конспект |
5.7 | Участие граждан в политической жизни | Конспект |
5.8 | Выборы, референдум | Конспект |
5.9 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | Конспект |
5.10 | Гражданское общество и правовое государство | Конспект |
Раздел 6. Право | ||
6.1 | Право, его роль в жизни общества и государства | Конспект |
6.2 | Норма права. Нормативный правовой акт | Конспект |
6.3 | Понятие правоотношений | Конспект |
6.4 | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности | Конспект |
6.5 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | Конспект |
6.6 | Федеративное устройство Российской Федерации | Конспект |
6.7 | Органы государственной власти Российской Федерации | Конспект |
6.8 | Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Конспект |
6.9 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина | Конспект |
6.10 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних | Конспект |
6.11 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | Конспект |
6.12 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Конспект |
6.13 | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей | Конспект |
6.14 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей | Конспект |
6.15 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | Конспект |
6.16 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания | Конспект |
6.17 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Конспект |
uchitel.pro
Кодификатор егэ по обществознанию в ворде
Кодификатор по обществознанию включает:
- Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию. Основные блоки тем:
- «Человек и общество»
- «Экономика»
- «Социальные отношения»
- «Политика»
- «Право»
- Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию.
Используйте блоки кодификатора по обществознанию для повторения материала и как план подготовки к ЕГЭ.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
1. Человек и общество
- Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
- Мировоззрение, его виды и формы.
- Виды знаний.
- Понятие истины, её критерии.
- Мышление и деятельность.
- Потребности и интересы.
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
- Системное строение общества: элементы и подсистемы.
- Основные институты общества.
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
- Образование, его значение для личности и общества.
- Религия.
- Искусство.
- Мораль.
- Понятие общественного прогресса.
- Многовариантность общественного развития (типы обществ).
- Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
2. Экономика
- Экономика и экономическая наука.
- Факторы производства и факторные доходы.
- Экономические системы.
- Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
- Постоянные и переменные затраты.
- Финансовые институты. Банковская система.
- Основные источники финансирования бизнеса.
- Ценные бумаги.
- Рынок труда. Безработица.
- Виды, причины и последствия инфляции.
- Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
- Роль государства в экономике.
- Налоги.
- Государственный бюджет.
- Мировая экономика.
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
3. Социальные отношения
- Социальная стратификация и мобильность.
- Социальные группы.
- Молодёжь как социальная группа.
- Этнические общности.
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
- Социальный конфликт.
- Виды социальных норм.
- Социальный контроль.
- Семья и брак.
- Отклоняющееся поведение и его типы.
- Социальная роль.
- Социализация индивида.
4. Политика
- Понятие власти.
- Государство, его функции.
- Политическая система.
- Типология политических режимов.
- Демократия, её основные ценности и признаки.
- Гражданское общество и государство.
- Политическая элита.
- Политические партии и движения.
- Средства массовой информации в политической системе.
- Избирательная кампания в Российской Федерации.
- Политический процесс.
- Политическое участие.
- Политическое лидерство.
- Органы государственной власти Российской Федерации.
- Федеративное устройство Российской Федерации.
5. Право
- Право в системе социальных норм.
- Система российского права. Законотворческий процесс.
- Понятие и виды юридической ответственности.
- . Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Законодательство Российской Федерации о выборах.
- Субъекты гражданского права.
- Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
- Имущественные и неимущественные права.
- Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
- Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
- Особенности административной юрисдикции.
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
- Споры, порядок их рассмотрения.
- Основные правила и принципы гражданского процесса.
- Особенности уголовного процесса.
- Гражданство Российской Федерации.
- В
money-trans.ru
Кодификатор, спецификация и контрольные работы по обществознанию к учебнику Боголюбова
КОДИФИКАТОР и СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов
для проведения контрольной работы по обществознанию
«Входная диагностика», 11 класс
Назначение: контрольно-измерительные материалы представляют собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся 11 класса по обществознанию с использованием заданий стандартизированной формы, сходной по своей структуре с КИМами ЕГЭ по обществознанию.
Подходы к отбору содержания: контрольно-измерительные материалы охватывают содержание курса обществознания по курсу 10 класса (разделы «Человек в обществе», «Общество как мир культуры», «Правовое регулирование общественных отношений») и включают элементы проверки знаний фактического материала, проверки аналитических и информационно-коммуникационных умений обучающихся 11 класса, проверки умений: систематизировать обществоведческие факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, умения использовать источники информации разных типов (текст, таблица, график, диаграмма) для решения познавательных задач, аргументировать собственную позицию с привлечением обществоведческих знаний.
Структура КИМ: вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий: 8 заданий с кратким ответом и 9 с развёрнутым ответом, выявляющим и оценивающим освоение обучающимся комплексных умений.
Работа построена на основе требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию и охватывает базовые положения обществознания и правоведения.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности: в контрольную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Уровень сложности заданийКоличество заданий
Максимальный балл
Базовый
6
8
Повышенный
4
8
Высокий
6
18
Работа состоит из трех частей и включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 8 заданий с кратким ответом.
В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и запи-сывается учащимся самостоятельно в развернутой форме. Задания высокого уровня сложности нацелены на выявление учеников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Из них два задания базового уровня сложности и три задания высокого уровня сложности. В этих заданиях ответ так же формулируется и записывается учащимся самостоятельно в развернутой форме. Часть 3 предлагается для учащихся изучающих обществознание дополнительно на профильном уровне.
Коды контролируемого элемента содержания, проверяемого заданиями контрольной работы —
Коды проверяемых умений и видов деятельности, уровень сложности, примерное время выполнения заданий соответствуют спецификации и кодификатору КИМ ЕГЭ по обществознанию, опубликованным на сайте www.fipi.ru
Коды требования к уровню подготовкиУровень сложности
Максимальный балл за выполнение задания
Примерное время выполнения
1
Анализ схем и таблиц
1.1 – 1.8
Б
1
2
2
Выбор обобщающего понятия
1.1 – 1.8
Б
1
2
3
Соотнесение видовых понятий с родовыми
1.1 – 1.8
Б
1
2
4
Выбор позиций из списка (характеристика с научных позиций основных социальных объектов (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы)
2.1
П
2
3
5
Классификация путем установления соответствия (анализ актуальной информации о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; определение соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями)
2.2
П
2
3
6
Выбор позиций из списка (применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам)
2.9
П
2
3
7
Выбор позиций из списка (поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма)
2.5
Б
1
3
8
Определение терминов и понятий, соответствующих контексту (систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации)
2.5
П
2
4
9
Определение признаков, явлений и понятий по контексту (умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте)
2.1
В
3
5
10
Раскрытие теоретических положений на примерах (умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс).
2.4
В
3
5
11
Задание на задачу (анализ представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснение связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов; умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам).
2.9
В
3
5
12*
На анализ источника (выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде)
2.5
Б
2
5
13*
На анализ источника (выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в заданном контексте)
2.5
Б
2
5
14*
На анализ источника — характеристика (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания
2.3
В
3
5
15*
На анализ источника – использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное
формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста
2.3
В
3
5
16*
Составление сложного плана по заданной теме (умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.).
2.8
В
3
8
* дополнительные задания для обучающихся на профильном уровне
Общее время выполнения контрольной работы для обучающихся на базовом уровне: 40 минут.
Общее время выполнения контрольной работы для обучающихся на профильном уровне: 80 минут.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого из заданий с выбором ответа (1–1) выставляется 1 балл.
Задание с кратким ответом (4-8) считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание), правильно обозначены объекты на контурной карте и оценивается в 2 балла. Так же оцениваются и задания по анализу источника (№ 12, 13)
Задания с развернутым ответом (№ 14-16) оцениваются 3 баллами в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Входная диагностическая работа по обществознанию, 11 классВариант 1.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности,
субъекты деятельности, структура деятельности.
3. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) биологические 3) социальные 5) естественные
2) физиологические 4) органические 6) эстетические
4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая содержательная сложность 4) широкая рекламная кампания
2) демократизм 5) соответствие изысканным вкусам
3) ориентация на узкий круг ценителей 6) безграничное самовыражение автора
5. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
A) господство сельского натурального хозяйства 1) традиционное (аграрное)
Б) доминирование интенсивных технологий 2) индустриальное
B) господство общинной собственности
Г) преобладание ручных орудий труда
Д) развитие расширенного воспроизводства
6. Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Святого Писания является единственно верным.
Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 3) коммуникативная
2) компенсаторная 4) эстетическая 5) хозяйственная
7. В государстве Z правительство наметило реформу образования. Предварительно был проведен социологический опрос, включавший, в частности, такой пункт анкеты: «Что должна давать школа в первую очередь?» Полученные данные представлены в диаграмме (% от числа опрошенных).
Какие выводы можно сделать на основании приведённых данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Больше всего опрошенных, давших утвердительные ответы, относятся к группе лиц с высшим образованием.
2) Самая многочисленная группа отрицательно ответивших на вопрос имеет образование среднее общее и ниже.
3) В целом около половины опрошенных дали утвердительный ответ на поставленный вопрос.
4) Среди давших утвердительные ответы поровну представлены люди со средним общим и средним специальным образованием.
5) Среди давших отрицательные ответы больше людей с высшим образованием, чем со средним специальным.
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство — один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) культура 4) искусство 7) познание
2) группа 5) общество 8) образ
3) действительность 6) результат 9) система
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
10. Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.
Прочитайте текст и выполните задания
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно- практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (…) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.
…Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,
(И.Т. Фролов)
12. Какие сферы жизнедеятельности людей в обществе называет автор?
13. В чем автор видит роль ценностных представлений людей? Приведите два положения текста, содержащих ответы на данный вопрос.
14. Укажите, какие виды (формы) знаний о мире называет автор. Назовите любой другой вид (форму) знаний о мире, известную вам из обществоведческого курса, и проиллюстрируйте его примером.
15. Автор видит в правильном и своевременном решении социальных проблем ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы. На основе курса конкретизируйте данное суждение с помощью трех примеров политических решений, обусловленных существованием в обществе социальных групп, нуждающихся в государственной поддержке.
16. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Целостность и противоречивость современного мира».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Входная диагностическая работа по обществознанию, 11 класс
Вариант 2.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Субъект
Кто осуществляет деятельность
Объект
На что деятельность направлена
…
Идеальный образ желаемого результата
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) образность 3) фантазия 5) субъективность
2) эмоциональность 4) обоснованность 6) гипотеза
4. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию
4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения
6) возможность деградации отдельных элементов
5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А) постепенное истощение запасов 1) угроза мирового терроризма
нефти и металлов 2) угроза экологического кризиса
Б) активизация деятельности 3) проблема «Север — Юг»
экстремистских групп (захват заложников,
подготовка и проведение взрывов в местах
массового скопления людей)
В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран
Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств
6. Японское общество отличает приверженность истории, традиции. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальное традиционное общество и новые технологии, современная техника не препятствует традиции.
Найдите в приведенном перечне признаки, позволяющие утверждать, что и в современной Японии сохраняются элементы традиционного общества.
1) Японцы уважают и почитают императора (микадо), символизирующего единство нации.
2) Многие жители Японии являются приверженцами древней религии Синто, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.
3) Японцы возводят искусственные острова из мусора и возводят на них сейсмоустойчивые небоскрёбы.
4) Японцы сохраняют при
infourok.ru