Обществознание ким – ЕГЭ 2019 по обществознанию — пробные и реальные тесты с ответами и решениями

Тренажёр по обществознанию (11 класс) на тему: КИМ по обществознанию, 11 класс (структура ЕГЭ)

I вариант

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

НАЗВАНИЕ

ПРИЗНАКИ

Сословие

Люди наследуют права и обязанности, перемещение из одной социальной группы в другую затруднены

Наибольшее значение имеет место, занимаемое человеком в системе хозяйства и его отношение к собственности

 

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

консерватизм, либерализм, идеология, коммунизм, социал-демократия.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «собственность». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) владение

2) легитимность

3) распоряжение

4) ответственность

5) пользование

6) эмиссия

 

4. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

5. Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.

ПОТРЕБНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения

Б) потребность в безопасности и социальном порядке

B) потребность в обеспечении управления

Г) потребность в координировании общественных процессов

Д) потребность в воспроизводстве населения

1) институт семьи и брака

2) институт государства

 

6. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развивают традиции народного вокального творчества

2) исполняют композиции собственного сочинения

3) деятельность имеет коммерческую направленность

4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5) выполняют функцию накопления культурного опыта

6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

 

7. Выберите верные суждения о потребителе в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребитель в условиях рыночной экономики заинтересован в централизованном планировании производства.

2) В условиях рыночной экономики потребитель выигрывает при устранении монополизации экономики.

3) Потребителю в условиях рыночной экономики выгодно установление ввозных пошлин.

4) Потребитель заинтересован в сохранении рыночной конкуренции.

5) В условиях рыночной экономики потребителю выгодно повышение налогов на производителя.

 

8. Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры

ФАКТОРЫ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) внедрение новых технологий

Б) переподготовка работников

В) увеличение площади предприятий

Г) увеличение численности обслуживающего персонала

Д) дополнительное капиталовложение в приобретение сырья

1) интенсивный

2) экстенсивный

 

9. Япония, где земля — достаточно дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, производит и поставляет на мировой рынок видеокамеры, автомобили и электронику. В последние годы мировой рынок всё более явно ощущает воздействие растущей индустрии электроники в Корее и США. Какие явления иллюстрирует данная ситуация? Запишите цифры, под которыми эти явления указаны.

1) инфляцию     2) конкуренцию    3) монополизацию   4) специализацию   5) информатизацию

6) дифференциацию

 

10. На графике отражена ситуация на рынке мебели для дома: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со):

1) применением технологий, удешевляющих производство мебели

2) закрытием мелких фирм — производителей мебели

3) дефицитом дерева для производства мебели

4) снижением доходов потребителей

 

11. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные конфликты могут протекать только в форме гражданских войн.

2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами.

5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства.

 

12. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье, прежде всего, нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2) Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3) Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4) Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5) Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.

 

13. Найдите в приведённом ниже списке формы государственно-территориального устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) абсолютная монархия

2) парламентская республика

3) федерация

4) унитарное государство

5) тоталитарное государство

6) конфедерация

 

14. Установите соответствие между органом власти и его полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в соответствующем порядке.

ПОЛНОМОЧИЯ

ОРГАН ВЛАСТИ

A) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ

Б) разрешает дела о соответствии договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

B) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам

Г) разрешает экономические споры между субъектами хозяйственной деятельности

Д) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти

1) Верховный Суд РФ

2) Конституционный Суд РФ

 

15. В государстве Z появилась новая политическая сила. Какие из приведённых фактов служат доказательствами того, что она является политической партией?

1) выдвижение кандидата на президентских выборах

2) издание газеты

3) использование Интернета для обеспечения массовой поддержки

4) сбор средств на благотворительные цели

5) принятие учредительных документов

6) участие в политическом ток-шоу на местном телевидении

16. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение по старости

2) право на жизнь

3) право на жилище

4) право на защиту чести и доброго имени

5) право на свободу и личную неприкосновенность

 

17. Найдите в приведённом ниже списке обязательные условия заключения брака, определённые законодательством РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов

2) добровольное согласие лиц, вступающих в брак

3) наличие жилья хотя бы у одного из будущих супругов

4) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов

5) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак

6) достижение брачного возраста

 

18. Установите соответствие между организационно-правовыми формами предприятий и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры в соответствующем порядке.

 

ПРИМЕРЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

А) Преимущественное право в принятии решений имеют участники, несущие ответственность в объеме всего своего имущества по обязательствам предприятия.

Б) Прибыль и ликвидационный остаток предприятия распределяются в связи с трудовым участием.

В) Отдельные участники предприятия несут ответственность только в размере внесенных вкладов.

Г) Собственность предприятия складывается из паев участников, работающих на нем.

Д) Все участники предприятия обладают правом вето при принятии решений.

Е) Аптека находится в муниципальной собственности, обслуживает социально-незащищенные категории населения.

1) кооператив

2) полное товарищество

3) унитарное предприятие

4) товарищество на вере

 

19. Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники экологической милиции предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Трудовое право     2) административный проступок    3) дисциплинарная ответственность

4) штраф                     5) конституционное право               6) судимость

 

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).

После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) мотив

2) деятельность

3) понятие

4) память

5) воздействие

6) ощущение

7) представление

8) суждение

9) восприятие

 

21 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

 

22 (26). Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

 

23 (27). В государстве Z глава государства и члены Законодательного Собрания избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 10 территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названные в условии задачи.

 

24 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Проблема познаваемости мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 

nsportal.ru

Ким ОГЭ обществознание 9 класс

Вариант 2.

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

1. Задание

К какой сфере жизни общества относится деятельность предприятий по производству потребительских товаров и услуг?

 

1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной

2. Задание

Для какого из видов деятельности человека обязательно наличие партнёра?

 

1) творчества 2) игры 3) труда 4) общения

3. Задание

Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как

 

1) индивида 2) личность 3) ученика 4) товарища

4. Задание

Верны ли следующие суждения об обществе?

 

А. Общество — это всё человечество в его истории, современности, перспективе.

Б. Общество возникло одновременно с природой.

 

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Задание

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

 

1) среднее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) начальное общее образование

6. Задание

Верны ли следующие суждения о культуре?

 

А. Культурным мы называем начитанного и воспитанного человека.

Б. У первобытных народов не было культурных людей.

 

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Задание

В условиях рынка цены на товары

 

1) определяются спросом и предложением

2) устанавливаются государством

3) определяются центральным банком

4) устанавливаются крупными производителями

8. Задание

Обязательные платежи, которые платят государству его граждане, а также предприятия, компании и фирмы, — это

 

1) дивиденды 2) страховые выплаты 3) зарплата 4) налоги

9. Задание

В государстве Я. господствует натуральное хозяйство, преобладает ручной труд. Это характерные черты экономической системы

 

1) государственной 2) смешанной 3) традиционной 4) рыночной

10. Задание

Верны ли суждения о товаре?

 

А. Предметы, произведённые для личного потребления, являются товарами.

Б. Любой продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность — товар.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Задание

Офицеры, учителя, горняки составляют группы

 

1) сословные 2) этнические 3) региональные 4) профессиональные

12. Задание

Считается, что люди, приехавшие в город Кызыл в Республике Тува, обязательно должны прийти к каменной стелле, расположенной в географическом центре Азии — в месте слияния двух истоков реки Енисей. В этом проявляется действие

 

1) морали 2) этикета 3) права 4) традиции

13. Задание

Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

 

1) форма правления

2) государственное устройство

3) политическая система

4) политический режим

14. Задание

Характерным признаком любого государства является

 

1) разделение властей 2) суверенитет

3) наличие единоличного главы государства 4) ответственность правительства перед народом

15. Задание

Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z —

 

1) политическая партия

2) профессиональный союз

3) гражданское общество

4) государство

16. Задание

Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

 

А. Для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества.

Б. Главным отличием правового государства является разветвлённая система законодательства.

 

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. Задание

Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?

 

1) трудовое право 2) административное право

3) уголовное право 4) гражданское право

18. Задание

Конституционной обязанностью граждан РФ является

 

1) уплата налогов

2) участие в экономической жизни государства

3) работа в органах социальной защиты

4) участие в работе парламента

19. Задание

Производитель (продавец) определённых категорий товара обязан осуществлять гарантийный ремонт в случае необходимости. Какое право потребителя защищается этими действиями?

 

1) право на возмещение причинённого вреда

2) право на безопасность

3) право на качественный товар

4) право на полную и достоверную информацию о товаре

20. Задание

Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

 

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума.

Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21. Задание

В приведённом ниже списке указаны черты сходства и черты различия между такими формами духовной культуры, как наука и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

 

1) форма познания

2) систематизированное знание об окружающем мире

3) наличие особого языка для передачи знаний

4) объективное отражение действительностии

 

Черты сходства

Черты отличия

22. Задание

Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) 30-летний Павел проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив проезд.

Б) Гражданин К. регулярно опаздывает на работу без уважительных причин.

В) В здании, которое занимает фирма «Промтовары», пожарная инспекция обнаружила нарушения правил пожарной безопасности.

Г) Елена заявила работодателю, что увольняется с занимаемой должности и прекращает исполнять свои обязанности с завтрашнего дня.

Д) При приёме на работу Виктор не подписал трудовой договор с работодателем.

 

1) административное право

2) трудовое право

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

23. Задание

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 

(А) Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. (Б) К сожалению, с возрастанием масштабов этой деятельности усиливается её отрицательное воздействие на природные процессы. (В) Человеку стоит серьёзно задуматься о том, как сберечь условия для своего существования.

 

Определите, какие положения текста:

 

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

 

 

24. Задание

Учёные страны Z провели опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какой способ поведения в межличностном конфликте вы считаете наиболее эффективным?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Большая доля 40-летних выбирает противоборство, чем уход из ситуации.

2) Противоборство выбирает меньше 40-летних, чем 18-летних.

3) Среди 18-летних сотрудничество более популярно, чем уход из ситуации.

4) Одинаковые доли опрошенных обеих групп выбирают уступку как наиболее эффективный способ поведения в конфликте.

5) Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

25. Задание

Граждан страны попросили в ходе опроса высказать свое мнение о благотворительности. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) За 10 лет выросла осведомлённость граждан о благотворительной деятельности.

2) В стране Z улучшилась система социального обеспечения.

3) В стране Z реже стали проводиться благотворительные акции.

4) В стране Z усилилось гражданское общество.

5) В стране Z вырос уровень жизни.

infourok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: КИМ по обществознанию. ЕГЭ — 2019

Вариант № 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИ

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

Экономика

Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг

Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).

 Умозаключение, формы познания, ощущение, понятие, представление.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».

 

1) социальная норма      2) санкции         3) эксперимент

4) гипотеза             5) добрый поступок         6) свободный выбор

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) приоритет коллективистских ценностей

2) рост численности рабочего класса

3) высокая социальная мобильность

4) использование информационных технологий

5) глобализация экономики и финансов

5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПЕРАЦИИ

 

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

 

1) чувственное

2) логическое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

6. Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

 

1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.

2) В политической сфере господствуют церковь и армия.

3) Экономической базой общества является промышленность.

4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.

5) Преобладает интенсивная технология.

6) В общественных отношениях господствуют право и закон.

7. Выберите верные суждения о командной (централизованной) экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Командная экономика основана на государственной собственности на основные материальные ресурсы.

2) Основные экономические ресурсы распределяются посредством централизованного планирования.

3) Командная экономика не способна обеспечить быстрых темпов экономического роста.

4) Экономические роли членов общества определяются наследственным статусом.

5) Командная (централизованная) система предполагает государственное регулирование цен на основные товары.

8. Установите соответствие между признаками и экономической системой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

A) директивное ценообразование

Б) многообразие форм собственности

B) экономическая свобода производителей

Г) производство товаров и услуг в соответствии с государственными планами

Д) гибкость производителей, их способность быстро реагировать на изменения спроса

 

1) командная экономика

2) рыночная экономика

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

9. Иван составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного ниже он может использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) привлечение кредитов

2) налоговые отчисления

3) прибыль от реализации продукции предприятия

4) средства амортизационного фонда

5) выпуск и размещение акций предприятия

6) повышение производительности труда

10. Ha графике отражена ситуация на рынке молочных продуктов (йогурты, ряженка): кривая предложения переместилась из положения S в положение S1, a затем — в положение S2 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) интенсивная реклама молочных продуктов Q

2) эпидемическое заболевание скота в фермерских хозяйствах

3) временное повышение цен на молоко, уровень которых впоследствии восстановился

4) снижение налогов c фермерских хозяйств

5) увеличение после сезонного спада закупок молочных продуктов крупными торговыми сетями

11. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Возраст является основным решающим критерием для определения молодёжи, как группы.

2) Ведущим видом деятельности молодёжи является чаще всего ценностно-ориентировочная.

3) Для молодёжи как группы характерен особый психологический склад.

4) Ведущим видом деятельности молодёжи является учебная.

5) Для молодёжи всегда характерна приверженность патриархальным ценностям.

12. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

 

Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает.

2) Опрошенные в возрасте 25−39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.

3) Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице.

4) Респонденты в возрасте 40−54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью.

5) Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений.

13. Что из перечисленного ниже относится к признакам демократического режима? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) вмешательство государства в частную жизнь граждан

2) многообразие форм собственности

3) контроль государства за деятельностью профсоюзов и творческих организаций

4) наличие развитой многопартийной системы

5) единая идеология

14.  Установите соответствие между полномочиями Совета Федерации и Государственной Думы РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

 

ОРГАН ВЛАСТИ

A) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Б) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ

B) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

Г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ

Д) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

 

1) Совет Федерации

2) Государственная Дума

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

15. В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки из перечисленных ниже позволят сделать вывод о том, что в стране Z утвердился недемократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент страны обладает широкими полномочиями.

2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий.

3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.

4) В стране действует конституция.

5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются.

6) Глава государства утверждает приговоры суда.

16. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении своим предприятием

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

17. Найдите в приведённом списке юридические факты-события. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) заключение брачного договора       2) нарушение правил дорожного движения

3) наступление страхового случая в связи с падением дерева во время урагана

4) достижение возраста совершеннолетия      5) вступление в силу завещания

18. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) штраф

Б) взыскание неустойки

В) компенсация морального вреда

Г) лишение специального права

Д) дисквалификация

Е) конфискация орудия совершения правонарушения

 

1) гражданское право

2) административное право

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

19.Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже действий Степан вправе осуществлять самостоятельно, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны

 

1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами

2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению своего места жительства при разводе родителей

3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения

4) осуществлять права автора музыкального произведения

5) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей

6) совершать мелкие бытовые сделки

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Заботы профессиональных союзов непосредственно связаны с _______ (А) той работы, которой занимаются их члены. И всё же у всех профессиональных объединений есть общие задачи.

Важнейшими из них являются улучшение _______ (Б) и обеспечение его безопасности. Заботит их и предоставление _______ (В) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим малолетних детей). Постоянная забота профсоюзов ― снижение _______ (Г) работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты _______ (Д) и нормы, обеспечивающие снижение производственного травматизма.

Но в мире экономики всё имеет свою цену. Такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для _______ (Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) условия труда     2) профессиональность    3) риск гибели    4) специальные законы

5) льготы    6) заработная плата  7) особенности   8) фирмы-покупатели    9) страхование

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

21. Что автор называет самосознанием? В чём проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.)

Человек… осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру…

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии… Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного…

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде…

Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

 

(А.Г. СпаркинД. Сорос)

22. Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? Используя текст, приведите три объяснения.

23. Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой… через свою практическую деятельность, общение».

24. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.

25. 1) раскройте смысл понятия «политическая культура».

2) привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:

— одно предложение должно содержать информацию о типах политических культур

— второе предложение должно содержать информацию об элементах политической культуры

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины.

27. В стране Z проводится реформа образования. Государство финансирует программу обеспечения образовательных учреждений компьютерным оборудованием, введена электронная регистрация на программы дополнительного образования, широко внедряется дистанционное обучение. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию. Назовите любую другую тенденцию развития современного образования.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

 

С9.1 Философия: «Люди не в состоянии изменить свою природу» (Д. Юм)

С9.2 Социальная психология: «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор)

С9.3 Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)

С9.4 Социология: «Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе — история и опыт» (лорд Г.С.-Дж. Болингброк)

С9.5 Политология: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую» (Наполеон Бонапарт)

С9.6 Правоведение: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем» (Ш. Монтескье)

nsportal.ru

КИМ обществознание | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com

Контрольная работа по разделу «Социальная сфера»
А1. Верны ли следующие суждения о девиантном поведении?
А. Девиантное поведение всегда содержит определенный вызов обществу, устоявшейся в нем системе отношений.
Б. Позитивная девиация может быть связана с особой одаренностью, талантом личности, нетривиальностью самореализации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2. Примерами социальной стратификации, характерной для традиционного общества, могу служить
1) страты и слои
2) общественные классы
3) интеллектуальные и бизнес элиты
4) касты и сословия
А3. Родители проявляют заботу о нравственном облике своих детей, объясняют им правила и нормы поведения в обществе. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?
1) социально-статусную
2) репродуктивную
3) социального контроля (воспитательную)
4) досуговую (рекреационную)
А4. В обществе возникают конфликты на разных уровнях взаимодействия между людьми и их группами. Какой пример среди приведенных ситуаций иллюстрирует межличностный конфликт?
1) супруги после ссоры решили разъехаться и какое-то время пожить порознь.
2) между учащимися профильного юридического класса и обычного класса школы возник конфликт, приведший к ссоре
3)учителя и администрация школы разошлись с представителями попечительского совета по вопросу о распределении внебюджетных средств
4) между коллективами предприятий возник конфликт о принадлежности спорного имущества
А5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Социальный контроль проявляется как в воздействии общества на личность, так и в воздействии внутренних поведенческих мотивов и установок самой личности.
Б. Формирование механизмов самоконтроля возможно в отрыве от взаимодействия личности с обществом, и не связано с социализацией.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А6. Каждый человек в обществе обладает рядом статусных ролей. Часть из них носит достигаемый характер, часть – предписанный. Предписанным статусом личности является статус
1) коммерсант
2) аристократ
3) гуманитарий
4) стихотворец
А7. Процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте, называется
1) миграцией
2) адаптацией
3) дифференциацией
4) ассимиляцией
А8. К функциям социальных норм ученые относят
1) регулирование общего хода процесса социализации
2) систематизацию объективных знаний о действительности
3) заботу общества о престарелых и малолетних
4) создание благоприятного психологического климата
А9. Верны ли следующие суждения о социальных санкциях?
А. Во многих жизненных ситуациях социальные санкции носят неформальный характер, к пр

univerfiles.com

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (10, 11 класс) на тему: КИМы ЕГЭ по обществознанию

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Передовая, ведущая часть общества
Выборный представитель в органах власти
Выбор гражданства при передаче территории одним государством другому
Распространение каких-либо идей, учений, знаний, взглядов
Рискованные беспринципные поступки ради достижения легкого успеха
Расположение служебных чинов, должностей в порядке их подчинения
Склонность видеть во всем хорошие стороны, вера в будущее
Человек, совершенно несведущий в какой-либо области, науке
Государство, совершившее вооруженное нападение на другое государство
Въезд граждан одного государства в другую страну на постоянное жительство
Человек, произносящий речь
Утверждение высшим органом государственной власти международного договора
Бескорыстная забота о благе других
Продвижение по служебной лестнице
Философское учение, отождествляющее бога с природой
Человек, учитывающий в своей деятельности условия существующей действительности
Состояние полного безразличия и равнодушия
Степень и уровень профессиональной подготовленности к виду труда
Торжественный смотр войск
Совокупность духовных представлений, основанных на вере в бога
Незанятая должность в учреждении, учебном заведении
Лицо, пользующееся услугами магазина, фирмы, учреждения
Равенство, одинаковое положение, равноправие сторон
Человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников
Ребенок с исключительными способностями
Специалист, дающий советы по вопросам своей специальности
Высший представительный орган власти во многих странах
Человек, отвечающий на вопросы анкеты
Высшая степень творческой одаренности
Человек-приспособленец
Предмет любви и страсти
Восстановление старого, свергнутого революцией строя
Отличительный знак государства, города
Призыв, в краткой форме выражающий идею, призыв, задачу
Человек, любящий свое отечество, преданный своему народу
Противник прогресса, человек с отсталыми взглядами
Человек, совершивший подвиг
Деклассированные слои населения в обществе
Город-государство в античном мире
Преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни
Торжественная песня, являющаяся символом государства
Внешние формы поведения человека
Искусство управления государством
Страсть к жестокостям, наслаждение чужими страданиями
Международный документ рекомендательного характера
Царь, император, король, султан
Учение, считающее истинным то, что дает практически полезные результаты
Верхняя палата парламента в США
Выборный уполномоченный представитель коллектива на конференцию, съезд
Невмешательство в борьбу между странами, неучастие в войне
Преобразовательная и созидательная деятельность людей, творчески осваивающих мир
Политико-правовое положение человека в обществе
Наука о народонаселении
Человек, отрицательно относящийся ко всему общепризнанному
Независимость государства от др. государств во внутренних и внешних делах
Социальный слой людей, выделяемый по общему признаку в обществе
Массовое шествие с выражением общественных требований
Лицо, выступающее с критикой доклада, реферата, противник в споре
Человек, принявший новую веру
Изображение идеального общественного строя
Насильственное переселение отдельных групп народа
Политика соглашательства и приспособленчества
Совокупность психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении

Авангард
Депутат
Оптация
Пропаганда
Авантюризм
Иерархия
Оптимизм
Профан
Агрессор
Иммиграция
Оратор
Ратификация
Альтруизм
Карьера
Пантеизм
Реалист
Апатия
Квалификация
Парад
Религия
Вакансия
Клиент
Паритет
Ренегат
Вундеркинд
Консультант
Парламент
Респондент
Гений
Конформист
Пассия
Реставрация
Герб
Лозунг
Патриот
Ретроград
Герой
Люмпены
Полис
Реформа
Гимн
Манеры
Политика
Садизм
Декларация
Монарх
Прагматизм
Сенат
Делегат
Нейтралитет
Практика
Статус
Демография
Нигилист
Суверенитет
Страта
Демонстрация
Оппонент
Прозелит
Утопия
Депортация
Оппортунизм
Характер

nsportal.ru

Контрольно-измерительный материал по обществознанию, ФГОС

Педагогический измерительный материал по обществознанию

  1. Назначение — данная работа была создана для тестирование обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу основного общего образования по обществознанию, в ходе проведения аккредитационных экспертиз деятельности образовательных учреждений для установления выполнения требований государственных образовательных стандартов по обществознанию.

    В связи с тем, что работы постоянно обновляются, и данная работа устарела (срок ее использования по прямому назначению вышел), отправляю ее для ознакомления.

    1.3. План педагогических измерительных материалов

    № зада-

    ний

    Блок содержания

    Объект оценивания

    Уровень сложности

    Тип задания

    Примерное время выполнения (мин)

    Максимальный балл за выполнение

    Вариант 1 и 2

    1

    Человек и общество

    Общество как форма жизнедеятельности людеи. (умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    2

    Человек и общество

    Личность (умение распознавать социальные понятия через обращение к социальным реалиям)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    3

    Сфера духовной культуры

    Духовная сфера и ее элементы. Религия. Наука. (знание характерных признаков социальных понятий)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    4

    Экономика

    Экономические системы и собственность (умение распознавать существенные признаки понятий)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    5

    Экономика

    Налоги, уплачиваемые гражданами (знание характерных черт социального понятия через анализ двух суждений)

    П

    ВО

    2 — 4

    1

    6

    Социальная сфера

    Социальная структура общества (умение узнавать понятия по предложенной характеристике)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    7

    Социальная сфера

    Семья как малая группа (распознавание характерных черт социального объекта)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    8

    Сфера политики и социального управления

    Власть (умение распознавать элементы описания понятия)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    9

    Право

    Конституция РФ, органы государственной власти РФ (знание содержания Конституции РФ через анализ двух суждений)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    10

    Право

    Понятие и признаки государства (умение

    описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    11

    Право

    Отрасли права (умение распознавать элементы описакния социального понятия)

    Б

    ВО

    1 — 2

    1

    12

    Сфера политики и социального управления

    Политические режимы (умение сравнивать объекты, выявлять их общие черты и различия)

    П

    ВО

    2 — 4

    1

    13

    Человек и общество

    Биологическое и социальное в человеке (знание социальных свойств человека)

    П

    ВО

    3 — 5

    1

    14

    Экономика

    Умение различать в социальной информации факты и мнения

    П

    ВО

    2 — 4

    1

    15

    Право

    Умение анализировать, интерпретировать социальную информацию

    П

    ВО

    4 — 6

    1

    Варианты педагогических измерительных материалов

      Вариант 1

      Учебный предмет — обществознание

      Норматив времени — 40

      Инстукция по проведению работы:

      На выполнение ̆ работы по обществознанию дается 40 минут. Работа состоит 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

      Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

      Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

      1.   1.Ученые — обществоведы определяют общество как

        1) совокупность природных и социальных явлений

        2) многообразие форм и проявлений природы

        3) весь окружающий человека мир

        4) обособившуюся от природы часть мира

        2. Борис — студент медицинского института. Учебные занятия он старается сочетать с активным отдыхом — водным туризмом, а также стремится помогать в учебе младшему брату. Все это характеризует Бориса как

          1) профессионала

          2) личность

          3) индивида

          4) студента

          3. Что является отличительным признаком науки?

            1) отражение представлений о добре и зле

            2) открытие объективных законов развития природы

            3) эмоциональное воздействие на человека

            4) обращение к сверхъестественным силам

            4. Фирма производит высококачественное автомобильное топливо и машинные масла. Работники фирмы являются собственниками предприятия, получая по итогам года прибыль в форме дивидентов. Какую форму собственности представляет данное предприятие?

              1) акционерную

              2) государственную

              3) кооперативную

              4) муниципальную

              5. Верны ли следующие утверждения?

              А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ

              Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства

              1) верно А.

              2) верно Б.

              3) верны оба суждения.

              4) оба суждения неверны.

                6. Согласно переписи населения 1897 года население России распределялось по следующим сословиям: дворяне — 1,5 % населения, духовенство — 0,5 %, купцы — 0,3 %, крестьяне — 77.1 %. Какую структуру общества отражают эти данные?

                1) национальную

                2) политическую

                3) религиозную

                4) социальную

                7. В семье С. есть хорошая традиция: каждое воскресение родители ходят со своими детьми в музей или театр. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?

                  1) обеспечение материального достатка

                  2) распределение домашних обязанностей

                  3) духовное развитие детей

                  4) совместное ведение домашнего хозяйства

                  8. Что относится к действиям политической власти?

                  1) разработка проекта государственного закона

                  2) ведение археологических раскопок

                  3) распоряжение директора школы

                  4) организация международного кинофестиваля

                  9. Выбери верное суждение об органах государственной власти РФ:

                  1) Исполнительную власть в РФ осуществляет Государственная Дума

                  2) Федеральные законы принимаются Правительством РФ

                  3) Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой исполнительной власти

                  4) Законодательная власть в РФ осуществляется Федеральным Собранием

                  10. Признаком суверенитета государства является:

                    1) право на отчуждение земель соседей

                    2) доминирование на международной арене

                    3) верховенство государственной власти внутри страны

                    4) право на вмешательство во внутренние дела других госудасртв

                    11. Гражданин Т. приобрел путевку в туристическом агенстве. Его взаимодействие с агенством регулируется нормами права:

                      1) гражданского

                      2) административного

                      3) конституционного

                      4) трудового

                      12. В государстве S установлен демократический политический режим, а в государстве Z — тоталитарный. Сравните эти два политических режима, выделив черты отличия и сходства. Определите, какая черта относится к сходствам.

                      1) наличие органов исполнительной власти

                      2) свободные выборы на альтернативной основе

                      3) репрессии против оппозиционных партий и движений

                      4) культ личности вождя

                      13. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в:

                        а) самореализации

                        б) приспособлении к окружающему миру

                        в) общении

                        г) в воде и пище

                        д) самосохранении

                        Укажите верный ответ:

                        1) аб

                        2) ав

                        3) гд

                        4) бв

                          14. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано и выражает факты или мнения. Определите, какое положение текста отражает факт.

                            1) Экономисты определяют предпринимательство как инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и направленную на получение прибыли.

                            2) Вряд ли нужно сочувствовать всем разорившимся предпринимателям.

                            3) Их необоснованный риск не может вызывать одобрение.

                            15. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание.

                              Учащиеся 9 «а» и 9 «б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учебы время. Может ли он заключить трудовой договор?»

                              Результаты выполнения задачи (в % от числа отвечавших) приведены в таблице

                              Варианты ответа

                              % отвечавших

                              9 «а»

                              9 «б»

                              Да, лица, достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договро для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

                              40

                              45

                              Да, но только с согласия одного из родителей (попечителя) и органов опеки и попечительства

                              10

                              10

                              Нет, так как заключение трудового договра допускается только с лицами, достигшими 16-летнего возраста

                              45

                              40

                              Нет, так как работа будет мешать процессу обучения

                              5

                              5

                              Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

                              а) ученики 9 «б» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «а», обосновав свой ответ тем, что это должен быть легкий труд, не причиняющий вреда их здоровью

                              б)лишь каждый десятый ученик из учащихся обоих классов правильно обосновал свой ответ.

                              в) В 9 «б» правильный ответ дали больше учащихся, чем в 9 «а»

                              г) ученики 9 «а» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «б», указав, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

                              д) Наименьшая доля учеников в каждом из классов выбрали правильный ответ.

                              Укажите верный ответ:

                              1) аб

                              2) вг

                              3) ав

                              4) гд

                                Вариант 2

                                Учебный предмет — обществознание

                                Норматив времени — 40

                                Инстукция по проведению работы:

                                На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 40 минут. Работа состоит 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

                                Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

                                Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

                                1. Общество в широком смысле – это

                                  1) взаимодействия людей в повседневной жизни

                                  2) группа людей, объединенных языком и культурой

                                  3) весь окружающий мир

                                  4) человечество в прошлом, настоящем и будущем

                                  2. Анатолий работает на заводе на заводе. Он — хороший отец и друг. Его хобби — футбол: он регулярно посещает футбольные матчи. Все это характеризует Анатолия как

                                    1) спортсмена

                                    2) индивида

                                    3) личность

                                    4) работника

                                    3. Религия, в отличие от других форм культуры, предполагает

                                      1) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами

                                      2) отражение мира в художественных образах

                                      3) особую значимость субективного восприятия мира

                                      4) доказательность теоретических положений

                                      4. В стране N признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос, К какому типу экономических систем можно отнести экономику страны N?

                                      1) рыночному

                                      2) командному

                                      3) традиционному

                                      4) плановому

                                      5. Верны ли следующие утверждения о налогах?

                                      А. Налоги формируют доходы государственного бюджета

                                      Б. Налоги призваны перераспределять часть доходов граждан и прибыли фирм.

                                      1) верно А.

                                      2) верно Б.

                                      3) верны оба суждения.

                                      4) оба суждения неверны.

                                        6. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная групп выделена по профессиональному признаку?

                                        1) девушки

                                        2) врачи

                                        3) рязанцы

                                        4) пассажиры

                                        7. Семья в отличие от других малых социальных групп характеризуется

                                        1) реальными контактами между членами

                                        2) кровно-родственными отношениями

                                        3) устойчивыми связями

                                        4) общими традициями

                                          8. Политическую власть осуществляет:

                                          1) глава крупного банка

                                          2) ректор университета

                                          3) совет акционеров

                                          4) министр правительства

                                          9. В РФ установлен следующий порядок: все нормативыные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?

                                            1) высшая юридическая сила

                                            2) особый порядок принятия

                                            3) прямое действие

                                            4) особая охрана

                                            10. К признакам любого государства относится:

                                            1) верховенство закона

                                            2) наличие парламента

                                            3) унитарное государство

                                            4) наличие публичной власти

                                            11. Гражданка К. была оштрафована контролером за безбилетный проезд в автобусе.

                                              Подумайте, за нарушение нормы какой отрасли права гражданка К. Была привлечена к ответственности?

                                              1) уголовное право

                                              2) административное право

                                              3) гражданское право

                                              4) конституционное право.

                                              12. Учитель на уроке объяснил своим ученикам признаки демократического и тоталитарного режимов.

                                              Определите черты сходства между демократическим режимом и государством тоталитарного типа, а также черты отличия между ними. Выберите, какая черта относится к различиям.

                                              1) наличие правоохранительных органов

                                              2) многообразие политических взглядов

                                              3) пресечение нарушений общественного порядка

                                              4) разработка и принятие законов

                                              13. Найдите в приведенном списке отличительные характеристики человека, имеющие биологическую природу.

                                              а) способность к совместной преобразовательной деятельности

                                              б) стремление к самореализации

                                              в) умение приспосабливаться к природным условиям

                                              г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

                                              д) потребность в воде, пище, отдыхе

                                              Укажите верный ответ:

                                              1) аб

                                              2) вг

                                              3) ад

                                              4) вд

                                                14. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано и выражает факты или мнения. Определите, какое положение текста отражает мнение.

                                                1) Заработная плата — это денежное вознаграждение, получаемое работником за свой труд.

                                                2)Ее размер определяется законодательством и трудовым договором.

                                                3)Скорее всего, работник будет доволен своей зарплатой только тогда, когда она позволит удовлетворять все его потребности.

                                                15. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание.

                                                  Учащиеся 9 «а» и 9 «б» классов решали обществоведческую задачу: «Трое 14-летних подростков украли компьютер из школьного кабинета информатики, чтобы затем

                                                  продать его. Преступление было раскрыто по горячим следам: кольников задержали на выходе из школы. Будут ли школьники привлечены к уголовной ответственности?

                                                  Результаты выполнения задачи (в % от числа опрошенных) приведены в таблице

                                                  Варианты ответа

                                                  % отвечавших

                                                  9 «а»

                                                  9 «б»

                                                  Да, будут, потому что лица, достигшие 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за кражу.

                                                  40

                                                  45

                                                  Да, будут, потому что они совершили преступление в составе группы лиц по предварительному сговору

                                                  10

                                                  10

                                                  Нет, так как уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста

                                                  45

                                                  40

                                                  Нет, так как школьники не успели до конца осуществить свой план.

                                                  5

                                                  5

                                                  Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

                                                  а) ученики 9 «б» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «а» квалифицировав деяние подростков как кражу

                                                  б) лишь каждый десятый из учащихся обоих классов правильно обосновал свой ответ.

                                                  в) Наименьшее количество учащихся в каждом классе связало ответственность с завершенностью деяния

                                                  г) ученики 9 «а» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «б» , указав, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста

                                                  д) больше половины учеников в каждом из классов выбрали правильный ответ.

                                                  Укажите верный ответ:

                                                  1) аб

                                                  2) вг

                                                  3) ав

                                                  4) гд

                                                    1. Ответы на задания вариантов педагогических измерительных материалов по обществознанию.

                                                      Учебный предмет — обществознание

                                                      Вариант 1

                                                      Вариант 2

                                                      № задания

                                                      ответы

                                                      Количество баллов

                                                      № задания

                                                      ответы

                                                      Количество баллов

                                                      1

                                                      4

                                                      1

                                                      1

                                                      4

                                                      1

                                                      2

                                                      2

                                                      1

                                                      2

                                                      3

                                                      1

                                                      3

                                                      2

                                                      1

                                                      3

                                                      1

                                                      1

                                                      4

                                                      1

                                                      1

                                                      4

                                                      1

                                                      1

                                                      5

                                                      2

                                                      1

                                                      5

                                                      3

                                                      1

                                                      6

                                                      4

                                                      1

                                                      6

                                                      2

                                                      1

                                                      7

                                                      3

                                                      1

                                                      7

                                                      2

                                                      1

                                                      8

                                                      1

                                                      1

                                                      8

                                                      4

                                                      1

                                                      9

                                                      4

                                                      1

                                                      9

                                                      1

                                                      1

                                                      10

                                                      3

                                                      1

                                                      10

                                                      4

                                                      1

                                                      11

                                                      1

                                                      1

                                                      11

                                                      2

                                                      1

                                                      12

                                                      1

                                                      1

                                                      12

                                                      2

                                                      1

                                                      13

                                                      2

                                                      1

                                                      13

                                                      4

                                                      1

                                                      14

                                                      1

                                                      1

                                                      14

                                                      3

                                                      1

                                                      15

                                                      3

                                                      1

                                                      15

                                                      3

                                                      1

                                                      Максимальное количество баллов — 15.

                                                      Рекомендации к оцениванию:

                                                      Базовый уровень (общеобразовательные учреждения)

                                                      15 — 13 — «5» (100 — 85 %)

                                                      12 — 10 — «4» (84 — 65 %)

                                                      9 — 8 — «3» (64 — 50 %)

                                                      7 и менее баллов — «2» (менее 50%)

                                                      Повышенный уровень (инновационные общеобразовательные учреждения)

                                                      15 — 14 — «5» (100 — 90 %)

                                                      13 — 11 — «4» (89 — 73 %)

                                                      10 — 9 — «3» (72 — 60 %)

                                                      8 и менее баллов — «2» (менее 60 %)

                                                      В соответствии с этими показателями определяется уровень усвоения учебной программы: от 100% до 80% — оптимальный уровень, от 79% до 50% — допустимый уровень, 49% и ниже — критический уровень.

                                                      xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                                      Спецификация КИМ по обществознанию

                                                      1. Назначение КИМ для ОГЭ — оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

                                                      ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

                                                      2. Документы, определяющие содержание КИМ

                                                      Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

                                                      3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

                                                      Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

                                                      Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

                                                      Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

                                                      Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

                                                      4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

                                                      Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

                                                      Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

                                                      5. Характеристика структуры КИМ

                                                      Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

                                                      К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

                                                      В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

                                                      Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

                                                      xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                                      Добавить комментарий

                                                      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *