Новые школьные стандарты планируется утвердить в 2019 году — Российская газета
Зачем нужен новый стандарт? Во-первых, каждый учитель теперь будет точно знать, что он должен дать ребенку обязательно. Во-вторых, это значительно упростит подготовку к ЕГЭ и ОГЭ — именно под новый стандарт будут «заточены» все экзаменационные задания. А еще — образовательные программы, все учебники и даже примерные планы уроков…
— Каждый год в августе мы фиксируем более восьми миллионов просмотров демонстрационных вариантов ОГЭ и ЕГЭ. Появились Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, итоговое сочинение и собеседование. И по сложившейся традиции вся страна начинает к ним готовиться. В итоге складывается ситуация, когда именно оценочная процедура задает понимание того, чему учить. Это становится очень серьезным риском для развития всей системы образования, — считает директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.
По ее словам, творчество учителя вовсе не в том, чтобы решать: я сейчас буду давать механику или оптику, Толстого или Пелевина (это все будет прописано в новых стандартах). Возможности педагога в том, чтобы выбирать форму подачи материала и яркие методы так, чтобы заинтересовать ученика и найти к нему индивидуальный подход.
Итак, чему конкретно научит школа? Возьмем самые популярные предметы, которые сдают выпускники.
Русский язык
В программе не только правописание, но и практические задачи. Так, на уроках русского языка научат правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящий-висячий». Понимать смысл прочитанного текста, выделять его главную мысль. Писать сочинения-миниатюры. Плюс — интервью, репортажи, заметку, рецензию, реферат, деловые бумаги. Среди последних, что особенно любопытно: заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика. И всем этим выпускник уже девятого класса должен уверенно владеть.
Устная речь тоже попала в фокус. К примеру, любой школьник должен будет уметь вести диалог, выстраивать беседу и рассказ по широкому кругу тем.
Математика
Дроби, проценты, квадратный корень, многочлен. График функции, прогрессии и случайные величины. Плюс — векторы, абсцисса, ордината… Все это (и не только) есть в программе, и все знать обязательно. Зачем? Конечно, чтобы применять на практике. К примеру, ребенок должен уметь «решать простейшие задачи на поиск вероятностей, оценивать вероятности реальных событий, применять теорему Пифагора для вычисления длин, расстояний, вычислять расстояния на местности, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни».
Обществознание
Обществознание из года в год держит первое место в топе предметов по выбору, как на ЕГЭ, так и на ОГЭ. Но процент двоечников здесь тоже один из самых высоких. Почему? Ребята толком не готовятся, считают предмет легким. А это далеко не так. Вот, что требуют новые стандарты: ребенок должен знать, чем индивид отличается от личности, суметь описать типичные социальные роли подростка, типы семей, ресурсы и возможности экономики России, ее государственные символы. Плюс — конституционные права и нормы морали. И даже называть особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, виды правонарушений… А еще — различать полномочия президента, Госдумы и правительства, сравнивать политические партии. Кроме того, на уроках обществознания ребенка научат самостоятельно заполнять простейшие виды правовых документов: заявления, доверенности.
Физика
Здесь тоже уклон в практику. Так, школьники должны использовать знания о физических явлениях «для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами», «характеризовать физические процессы, используя закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, «золотое правило» механики». Плюс — распознавать изученные физические явления в окружающем мире: действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; устройство артезианских скважин; рычаги в теле человека. Ну и, конечно, школьнику нужно уметь проводить физические опыты.
А для всего этого придется выучить и физические величины (масса, объем, плотность вещества, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, сила трения, давление столба жидкости, момент силы, КПД, кинетическая и потенциальная энергия…) и формулы.
Ну и на «закуску» — приводить примеры вклада российских (К.Э. Циолковский, С.П. Королев, И.В. Курчатов) и зарубежных (И. Ньютон, Дж. Максвелл, Г. Герц, В. Рентген, М.Склодовская-Кюри, Э.Резерфорд) ученых-физиков в развитие науки.
Биология
На уроках биологии школьников научат сравнивать живое и неживое, описывать организм растения, животного по заданному плану, работать с микроскопом. И даже — внимание — владеть приемами оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и ухода за культурными растениями, домашними животными.
Кроме того, по итогам курса школьники будут иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение. Ребята освоят основы экологической грамотности.
Пестики и тычинки тоже никуда не денутся: в программе — водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные; покрытосеменные или цветковые. А еще — ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие…
История
Определять длительность исторических процессов, последовательность явлений, синхронизировать события истории разных стран и народов, определять современников, — все это и многое другое должен уметь школьник.
В фокусе — важнейшие даты мировой истории, важнейшие государства и имена: Древняя Греция, Рим, Средневековье, религиозные войны в Европе, война за независимость британских колоний, Французская революция и многое другое. Ну и, конечно, особое внимание — программе отечественной истории.
Итогом курса также должно стать овладение ребенком «приемами взаимодействия с людьми другой культуры на основе ценностей современного российского общества».
Литература
Несмотря на то, что ЕГЭ и ОГЭ по литературе традиционно сдают немного выпускников, стандарты именно по этому предмету вызывают больше всего споров. Как рассказала первый зампредседателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России, председатель совета «Ассоциации учителей русского языка и литературы» Людмила Дудова, плюс нового проекта стандартов в том, что и родители и дети будут знать, какие тексты нужно точно прочесть к итоговой аттестации по литературе в 11 классе.
В обязательном списке: «Слово о полку Игореве», «Гамлет», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Собачье сердце» и другие. При этом нужно знать не только произведения, но и важнейшие факты биографии писателей. Плюс — уметь «вести диалог о прочитанном, участвовать в дискуссии на литературные темы, уметь за словом видеть позицию», писать сочинение-рассуждение (не менее 250 слов).
Кстати
Впервые в стандарте появились не только конкретные требования к предметным результатам, но и к материально-техническому оснащению классов, библиотек. К примеру, «физический» класс должен быть оборудован не только мебелью, но и системой хранения учебных пособий, таблиц и плакатов, техническими и электронными средствами, лабораторным оборудованием, демонстрационными приборами.
Официально
Статс-секретарь, заместитель министра просвещения Павел Зенькович:
— Стандарт рассчитан на многие годы вперед. И здесь перед нами стоит сложная задача — мы должны пройти между Сциллой и Харибдой, между четкостью и вариативностью. После появления стандарта на его снове будет разработано несколько примерных образовательных программ, которые сможет выбрать учитель. Будет базовая программа, базовая «плюс», базовая «плюс-плюс…» Это позволит достичь вариативности, о которой мы говорим. Думаю, что уже к осени мы выйдем на подписание приказа новых стандартов. Но, конечно, реально они вступят в действие через какое-то время. И мы еще будем думать, какой должен быть переходный период.
Мнения
Сергей Федорчук, министр образования Новосибирской области:
— Когда в стандартах четко прописаны сами требования к преподаванию предмета, учителю проще готовить ребенка. И даже если на смену одному учителю придет другой, новый педагог сможет легко выяснить, что уже пройдено, а что нет. Важно, что в новых стандартах учитываются возрастные особенности детей. Кроме того, обновленные ФГОС лучше приспособлены к современным условиям. Подготовка ребенка, его школьное обучение должно соответствовать веяниям времени, потребностям рынка труда.
Ольга Олифер, директор Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
— В новом проекте ФГОС несколько снижены рамки минимального количества часов для освоения образовательной программы, что призвано снизить нагрузку на детей. Кроме того, умная стандартизация снимает стресс ребенка при переходе из одной школы в другую.
Татьяна Шевцова, директор лицея № 22, г. Орел:
— В плане обновления стандартов с учетом научно-технологического развития проделана большая работа. Но меня как директора волнует вопрос, как будет осуществляться обновление всей техники и программного обеспечения. Ведь регионы очень разные: в одних это сделать проще, в других — сложнее. Хотелось бы заострить на этом внимание. Потому что вопрос обеспечения качества образования напрямую связан с наличием современных технических возможностей. Важно, чтобы нам помогли в этом направлении на федеральном уровне.
rg.ru
Новости образования в 2019 году
Для того, что бы понять, какой будет новая школа 2018-2019 учебного года, необходимо ознакомиться с перечнем запланированных изменений и нововведений, которые будут актуальны в грядущем учебном году.Цели образования на 2019 год
Министр просвещения РФ Ольга Васильева в интервью «Российской газете» рассказала о двух приоритетных целях, которые ставят перед собой сотрудники Министерства:
Создать систему образования, достойную войти в 10 лучших в мире.
Построить систему воспитания, охватывающую подрастающее поколение от дошкольного возраста.
Приоритетными на 2019 год признаны такие направления:
интеграция новых методов обучения и воспитания;
внедрение новых образовательных технологий;
использование цифровых технологий в обучении.
Завершение разделения Минобрнауки
Процесс реформирования министерства должен полностью завершиться в 2019 году. В результате реформы вместо Минобрнауки образуют два ведомства:
№Название МинистерстваСфера деятельности1Министерство просвещенияГосударственная политика в сфере среднего и общего образования2Министерство науки и высшего образованияНаучно-техническая и инновационная деятельность
Для осуществления реформы отведен 1 календарный год и уже с первых чисел 2019 новые Министерства начнут работу в полном объеме.
Передача управления школами на региональный уровень
В 2018 году школы РФ находятся под влиянием 3-х уровней управления:
муниципалитета;
регионального министерства;
федерального министерства;
Такой формат существенно снижает эффективность управления и нуждается в реформировании. По инициативе Минобрнауки в 2018 году был запущен пилотный проект в 19 регионах России, который в реальных условиях доказал эффективность управления школ с регионального уровня.
Будет ли форсированное продолжение реформы уже в 2019 году, официальные источники пока не сообщают. Но, судя по полученным результатам, передача управления на региональный уровень все же состоится в ближайшее время.
Новости дошкольного образования
В ходе реформирования системы образования особое внимание было уделено вопросу воспитания детей дошкольного возраста. Все то новое, что мы увидим в дошкольном образовании уже в следующем 2019 году призвано повысить уровень дошкольной подготовки и создать комфортные условия для всестороннего гармоничного развития малышей.
Единая система воспитания
Взяв за основу лучшие мировые методики, сотрудники Минобрнауки разработали систему воспитания, которая является обязательной и для воспитателей дошкольных учебных заведений, и для учителей школ, гимназий или лицеев.
В помощь учителям и воспитателям выпущена методическая литература, разъясняющая новые требования и помогающая грамотно построить воспитательный процесс в детских коллективах разных возрастных групп.
Православное дошкольное образование
Образовательная программа, разработанная РПЦ МП, предлагает организовать процесс воспитания дошкольников с упором на традиционные нравственные ценности православной культуры. Хотя данная программа изначально была разработана специально для православных детских садов, ее смогут использовать и другие дошкольные учреждения России на добровольной основе.
Доступность дошкольного образования
Уже не один год во всех регионах РФ действует программа ликвидации очередей в детские сады, результаты которой уже смогли оценить миллионы семей. В 2019 году проблему нехватки мест в ДУЗах, сохранившуюся еще в нескольких регионах, будут решать такими путями, как:
создание новых детских садов;
открытие частных дошкольных учреждений;
организацию групп кратковременного пребывания при школах и детских садах.
Нововведения для школ
Учебные программы на 2019 год
На данный момент еще не утверждены стандарты на 2019 год, но скорее всего, актуальными останутся те же программы, что и в 2017-2018 учебном году, утвержденные в 2012 году (для учащихся начальной школы, 5, 6 и 7-х классов) и в 2004 году (для 8-11 классов).
Ольга Васильева заверила, что при рассмотрении нововведений обязательно примут во внимание замечания и предложения учителей. Напомним, что основной причиной для недовольства нынешним положением вещей со стороны учителей было несоответствие устаревших программ требованиям Единого Государственного Экзамена.
Единое образовательное пространство
Сегодня достаточно часто можно столкнуться с тем, что перевод ребенка из одного учебного заведения в другое (даже в рамках одного населенного пункта), создает много проблем.
Учебники существенно отличаются не только в школах, изучающих предмет на разных уровнях, но и в учебных заведениях, работающих по одинаковым программам. В результате и объем информации, получаемый учениками, и качество подготовки, тоже разные.
Создание единого образовательное пространства РФ должно решить данную проблему. Но, процесс этот довольно длительный, ведь помимо создания единого банка учебной литературы предполагает разработку новых программ и пересмотр образовательных стандартов.
Уроки в режиме online
Использование цифровых технологий не только позволяет сделать урок более интересным для детей и наполнить его интерактивными элементами. Благодаря многогранным возможностям, предоставляемым миром цифровых технологий, стало возможным обеспечить доступ к образовательному процессу для ребят, которые по каким-либо причинам не могут находиться в классе. Реализована эта возможность будет с помощью онлайн курсов и трансляций реальных уроков.
Электронные учебники
В рамках проекта «Цифровая школа» уже давно рассматривалась возможность перехода от тяжелых и быстро приходящих в негодность печатных учебников к удобным цифровым аналогам.
Преимущества электронных книг необоримы:
цена учебника;
вес портфеля, ведь вместо 5-7 книг в портфеле будет лежать один электронный гаджет;
легкий доступ к цифровой библиотеке через сайт школы.
Конечно, есть и недостатки в идее цифровых учебников. Прежде всего, далеко не каждая семья в состоянии приобрести для ребенка электронный гаджет. Во-вторых, кто будет нести ответственность за целостность и сохранность планшетов и электронных книг учащихся? И, конечно же, не стоит забывать о влиянии таких устройств на здоровье детей. Именно с этой, третьей, но самой важной позиции и решили подойти к проблеме в министерстве. Исследования о влиянии гаджетов уже проводятся.
Второй иностранный язык в школах РФ
Еще одно новое направление в образовании 2019 года – это обучение иностранным языкам. Теперь школьники будут осваивать 2 языка, один из которых (основной) будут учить уже с 1-го класса, а второй (дополнительный) – с 5-го. Конечно, возможны разные вариации распределения часов изучения языков в программе, которые будут зависеть от региона, профиля и других особенностей учебного заведения.
Платная «продленка»
Как и в предыдущем году, группы продленного дня в школах могут иметь платных и бесплатный формат, в зависимости от программы и часов работы. Стоимость услуг устанавливается руководством учебного заведения, но при этом семьи, имеющие право на социальные льготы, могут рассчитывать на снижение стоимости или даже бесплатное посещение ребенком ГПД.
Новости ЕГЭ 2019
Выпускников и родителей больше всего интересуют новости в школьном образовании, связанные с проведением и предметами ЕГЭ в 2018-2019 учебном году.
Третий обязательный предмет
Основным нововведением 2019 года может стать третий обязательный для сдачи предмет, которым, скорее всего, станет история. Выпускники школы должны хорошо знать историю своей страны, а нынешнее положение дел, по мнению Правительства и Минобрнауки, очень далеко от этого. Ученики 11-х классов, не сдающие историю на ЕГЭ очень поверхностно относятся к изучению предмета.
Перечень предметов ЕГЭ по выбору в 2019 году останется прежним.
Изменения в КИМах по предметам
За последние несколько лет ФИПИ привело практически все КИМы к оптимальному формату и можно надеяться, что уже в 2019 году новости образования не преподнесут выпускникам коварных сюрпризов.
Более подробно о нововведениях, которые возможны по каждому из сдаваемых на ЕГЭ предметов, а также о том, как правильно подойти к подготовке, читайте в соответствующих статьях на страницах нашего информационного портала.
Пересдача ЕГЭ 2019
Пересдать экзамен в 2018-2019 году смогут выпускники, которые получат неудовлетворительный результат по 1 или 2 обязательным предметам. К осенней пересдаче не будут допущены:
не сдавшие более 2-х предметов;
удаленные из кабинета по собственной вине (шпаргалки, хамское поведение, использование неразрешенных устройств и т.д.)
Новости для ВУЗов
Реформа образования коснется и высших учебных заведений России, для которых в 2019 году актуальны будут такие новости:
Увеличение численности бюджетных мест в ВУЗах
Данная новость прозвучала на декабрьском заседании коллегии Минобрнауки России. Обсуждая планирование контрольных цифр приёма на 2019-2020 учебный год, О.Ю. Васильева акцентировала внимание присутствующих на сокращении численности населения в возрасте 17-30 лет и важности сохранения подготовки специалистов по приоритетным направлениям госзаказа.
Научная аспирантура
Предложение о введении «научной» аспирантуры уже подержали Ольга Васильева и Михаил Котюков.
Аспирантура нового формата будет отличаться от нынешней в первую очередь большим количеством научной работы, меньшим количеством лекционных занятий, а также обязательной защитой научной работы, которую каждый выпускник будет защищать в конце обучения.
Целевое обучение
Ежегодно Правительство РФ устанавливает приоритетные направления и квоты на количество необходимых специалистов
В 2019 году ВУЗы, нарушающие обязательства по целевому набору студентов могут столкнуться с санкциями, законопроект о введении которых уже принят в первом чтении.
Студенты, обучающиеся по данной программе, обязуются осуществлять трудовую деятельность в строго определенной организации на протяжении срока, указанного в договоре (но не менее 3 лет).
xn--j1ahfl.xn--p1ai
С 1 сентября 2019 года в российских школах появится новый обязательный предмет – шахматы
Заметим сразу, что далеко не всегда нововведения в школьной отечественной образовательной программе выглядят малопривлекательными. В следующем году, к примеру, российские школы получат новый предмет, который можно считать очень полезным для учеников младших классов.
С 1 сентября 2019 года в подавляющем большинстве средних общеобразовательных школ России будет введен новый обязательный предмет. Теперь российские школьники будут в обязательном порядке обучаться в школах шахматам.
Как сообщили в пресс-центре Международного шахматного клуба, российское Министерство образования дало положительную оценку примера Москвы и Ханты-Манскийского автономного округа, где в некоторых учреждениях школьников уже обучают шахматам.
Так, сообщается, в частности, что данную инициативу одобрила и глава Минпросвещения Ольга Васильева. Министр подчеркнула, что уже существуют специализированные учебники, разработаны практические рабочие программы для педагогов. Обучать шахматам планируют с первого класса.
Предполагается, что в первом классе общий объем шахматного курса должен составить 33 часа, а 2, 3 и 4 классы увеличат объем курса еще на час.
Как рассказал глава Шахматной федерации ХМАО Василий Филиппенко, в его регионе эта программа реализуется довольно успешно. Филиппенко также обратил внимание на тот факт, что уроки шахматами, как показала практика, положительно сказываются на успеваемости школьников в других дисциплинах.
«Наша главная задача заключается в ознакомлении детей с шахматам. И если дети почувствуют к этой игре определенный интерес, им открыт путь в разного рода секции и кружки для получения более глубоких знаний», — рассказал функционер. По его словам, общая численность школьников, увлекающихся шахматами, в регионе постоянно растет.
informatio.ru
Что нового будет в системе образования Беларуси. Топ-5 изменений
Игорь Карпенко. Скриншот из видео телеканала ОНТМинистр образования Игорь Карпенко дал интервью программе «Контуры». В нём он рассказал об изменениях, которые произойдут в белорусской системе образования.
Коротко о том, что говорил министр, в пересказе «Еврорадио».
Топ-5 изменений
- Экзамены за 11-й класс станут похожими на вступительные. Министра не устраивает, что четыре экзамена, которые сдают выпускники 11-х классов, «проводятся в совершенно иной форме, чем вступительная кампания в вузы». Изменения ожидаются в течение 1−2 лет.
- До 1 сентября 2019 года издадут ещё 73 новых школьных учебника, «и мы завершим, фактически, издание линейки учебников для системы общего среднего образования».
- Школьных учителей, которые «не в полной мере» могут преподавать по новым программам, будут отправлять на повышение квалификации.
- Готовится переход высшего образования «на национальную рамку квалификаций», которая будет формироваться «конкретными субъектами хозяйствования под эгидой Министерства труда». Они будут определять, какие специалисты им нужны. Под эти запросы Минобразования будет «разворачивать образовательный стандарт» и «с заказчиком кадров корректировать программу под нужды конкретного предприятия».
- Вместо колледжей и лицеев в Беларуси появятся «профессиональные колледжи», оснащённые «по последнему слову техники». Там можно будет получить и среднее специальное, и профессионально-техническое образование. Их создадут в 43 «ресурсных центрах» (например, в Орше и в Дзержинском районе на базе станции «Волма») «под нужды экономики». Заниматься там смогут учащиеся из разных учреждений образования.
Видео: Телеканал ОНТ
Примечательно, что чиновник дал интервью сразу после совещания у Александра Лукашенко. Там обсуждалась как раз система образования. В ходе совещания президент заявил, что стране нужно готовить меньше математиков, а половину школьного курса биологии занимают черви.
kurjer.info
Статья на тему: Ближайшие перспективы в образовании на 2019 год
Ближайшие перспективы в образовании на 2019 год
Министр просвещения РФ Ольга Васильева в интервью «Российской газеты» рассказала о двух приоритетных целях, которые ставят перед собой сотрудники Министерства:
- Создать систему образования, достойную войти в десятку лучших в мире.
- Построить систему воспитания, охватывающую подрастающее поколение от дошкольного возраста.
Приоритетами на 2019 год признаны направления:
- интеграция новых методов общения и воспитания;
- внедрение новых образовательных технологий;
- использование цифровых технологий в обучении.
Процесс реформирования Министерства просвещения должен полностью завершиться в 2019 году. В результате реформы образуются два ведомства:
- Министерство просвещения (будет осуществлять государственную политику в сфере среднего и общего образования).
- Министерство науки и высшего образования (будет осуществлять государственную политику в научно-технической и инновационной деятельности).
Планируется передача управления школами на региональный уровень. По инициативе Минобрнауки в 2018 году был запущен пилотный проект в 19 регионах России, который в реальных условиях доказал эффективность управления школ с регионального уровня.
В ходе реформирования системы образования особое внимание было уделено вопросу воспитания детей дошкольного возраста. Сотрудники Минобрнауки разработали систему воспитания, которая является обязательной и для воспитателей дошкольных учебных заведений, и для учителей школ, гимназий и лицеев. В помощь учителям и воспитателям выпущена методическая литература, разъясняющая новые требования и помогающие грамотно построить воспитательный процесс.
Образовательная программа, разработанная РПЦ МП, предлагает организовать воспитательный процесс дошкольников с упором на традиционные нравственные ценности православной культуры.
Создание единого образовательного пространства РФ должно решить ряд наболевших проблем. Процесс довольно длительный, но он предлагает создание единого банка учебной литературы, разработку новых программ и пересмотр образовательных стандартов.
Использование цифровых технологий позволит сделать любой урок более интересным для детей и наполнить его интерактивными элементами.
В рамках проекта «Цифровая школа» рассматривается возможный переход от печатных учебников к удобным цифровым аналогам.
Ещё одно новое направление в образовании 2019 года – это обучение иностранным языкам. Теперь школьники будут осваивать 2 языка: один из которых будет основным – с первого класса, а второй – дополнительным – с 5 класса.
Планируется возвращение предмета – Астрономия. Учебники уже напечатаны, заканчивается переподготовка учителей.
Планируются факультативные занятия по предпринимательской деятельности, финансовой грамотности, кибербезопасности.
Формат продлённого дня планируется осуществлять в виде платных услуг. На социальные льготы может рассчитывать семья, состоящая на учёте.
Основным нововведением 2019 года для выпускников станет обязательный для сдачи третий предмет, которым, скорее всего, станет — История.
Ольга Васильева сообщила, что планируется ввести градации учительских должностей. Существующая сейчас в школах должность учителя будет дополнена позициями – «старшего учителя» и «ведущего учителя».
Согласно проекту Минобрнауки, новые должности будут отличаться от требуемой компетенции, степенью ответственности и сложности выполняемых задач.
Список используемой литературы:
- Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие, Омск, 2003 год
- Тригорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология, Учебное пособие, Москва, 2003 год
- Боборов В.В. Актуальные проблемы современного содержания образования. Философия образования, Москва, 2002 год
- Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании», Москва, Омега-Л, 2006год
nsportal.ru
Платное образование в школе с 2019 года
В последнее время в социальных сетях и даже некоторых не особенно добросовестных СМИ вновь разгорелся многолетний слух о школьном образовании. Якобы оно становится в России полностью платным, поэтому если родители хотят, чтобы их ребенок был грамотным и образованным, придется готовить деньги. Россияне готовы ожидать от государства чего угодно, поэтому слух упал на благодатную почву и вызывает беспокойство — мол, дыма без огня не бывает. Разбираемся, принят ли закон о платном образовании в школе с 2019 года или нет, что стоит за новой волной слухов на эту тему.
Фото: kremlin.ruПринят закон о платном школьном образовании с 2019 года или нет
Разумеется, никакого подобного закона нет. Сообщения на эту тему — обычные фейки и передергивания. Люди, которые придумали и распространяют такие “новости”, либо делают это намеренно с каким-то злым умыслом, либо нуждаются, чтобы их самих отправили в школу, хотя бы на уроки обществознания 10-11 классов.
В принципе, для того, чтобы закрыть эту тему, достаточно обратиться к российской Конституции. Во второй главе основного закона, где речь идет о правах и свободах человека и гражданина, есть статья 43. Второй ее пункт прямо указывает: “Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях”.
Четвертый пункт той же статьи Конституции РФ говорит о том, что основное общее (то есть, школьное) образование является обязательным.
Кстати, там же говорится и о бесплатности высшего образования — в государственных вузах его можно получать на конкурсной основе. Соответственно, государство обеспечивает бюджетные места в высших учебных заведениях в том числе потому, что оно обязано это делать по Конституции.
Таким образом, на уровне основного закона нашей страны прописано, что школьное образование обязательно для всех российских детей и подростков и что оно предоставляется бесплатно в государственной или муниципальной школе.
Все слухи, которые вновь и вновь утверждают обратное, так или иначе отсылают нас к документу, который был подписан еще в 2010 году.
Закон 83-ФЗ, который появился почти девять лет назад, внес ряд поправок в российское законодательство, которые были нужны для совершенствования работы государственных и муниципальных учреждений. Поправки были внесены в различные законы и кодексы, действующие в России. Но, что характерно, они никак не касались закона “Об образовании”, да и не могли касаться его действующей сегодня редакции. Хотя бы потому, что сегодняшний закон был подписан позже — в 2012 году.
На уровне Гражданского кодекса РФ закон 83-ФЗ ввел правило, по которому бюджетные учреждения имеют право заниматься деятельностью, которая приносит доходы, если это служит тем целям, для которых учреждение создано. Любая подобная деятельность должна отражаться в учредительных документах учреждения. ГК РФ закрепляет за бюджетными организациями право на распоряжение полученными таким образом доходами.
Это относится и к школам, но речь не идет о платности основного образования. Речь о дополнительных услугах, которые могут оказываться школой сверх программы.
Фото: kremlin.ruКакие услуги школы могут быть платными в 2019 году
Не первый год государство ведет борьбу с так называемыми поборами в школах. Сейчас порядка в этом отношении куда больше, чем было раньше. Хотя, конечно, кое-где поборы сохраняются, в основном из-за того, что родители сами так или иначе готовы мириться с этой системой.
Если обратиться к законодательству, то оно четко перечисляет те услуги школы, которые могут быть платными, но при этом не могут навязываться. В их число входят:
- преподавание дополнительных предметов, которые отсутствуют в программе,
- преподавание предмета, который есть в программе, на более глубоком уровне, чем предусмотрено этой программой,
- участие в различных кружках и секциях,
- репетиторские услуги школьных учителей.
Разумеется, отдельной оплаты требует школьное питание, поездки на экскурсии, покупка школьной формы, пребывание ребенка в группах продленного дня.
Нужно четко понимать, что даже такие услуги школа может предоставлять за деньги при двух важных условиях: устав школы содержит перечень платных услуг, а родители ребенка выражают свое добровольное согласие на получение этих услуг.
Оплата услуг должна поступать на лицевой счет школы. Никакой передачи наличных, тем более без квитанции, быть не может. Полученные за счет оказания дополнительных услуг деньги школа может направлять только на собственные нужды: ремонт, покупка мебели или оргтехники и т.п.
Таким образом, школьное образование остается в России бесплатным, а все платные услуги школы предоставляют только с согласия родителей и по описанному в законе порядку. В 2019 году в этом отношении ничего не меняется.
bankiclub.ru
Школьная реформа 2019 года | Свежие Новости
Каждый год перед учебой начинают расходиться слухи, что обучение будет платным. Вот и сейчас родители волнуются, что с 2019 года придется оплачивать за образование их детей.
Некоторые утверждают, что платить нужно будет только тем, у кого имеются ученики средних классов, младших такая реформа не коснется. Другие уверены, что платить придётся буквально всем.
Мамы обсуждают этот вопрос на кухнях с родными, в интернете на форумах, и встречаясь друг с другом. Что же на самом деле ожидает на школьников в 2019 году? Будет ли платным образование или это очередная порция ничем не подтвержденных слухов?
К чему приводит платное образование?
Если прибегнуть к истории, можно увидеть, что платное образование было введено перед Великой Отечественной войной в 1940 году. Тогда на платную основу были переведены старшие школы и ВУЗы. Данное решение политики объясняют следующими соображениями:
- На тот момент государство более нуждалось в простых рабочих, нежели в людях с высшим образованием.
- Мальчишки больше отправлялись в военные учебные заведения, которые оставались бесплатными.
- Укреплялась сословность в советском обществе, каждый оставался на своём месте. Дети колхозников работали на земле, а тех, кто имел высшее образование — получали престижные профессии.
Особенно в стране нужны были военные, правительство понимало, что надвигается война.
Еще одним нововведением в образовании было раздельное обучение для мальчиков и девочек. Однако данная реформа была отменена на следующий год после смерти Сталина, в 1954 году.
Если изучить данный отрывок из советской истории, то можно понять что ни к чему хорошему такая реформа в образовании не привела. Зачем нужно сейчас вводить оплату за образование трудно понять.
Быть или не быть реформе образования?
Бесплатное образование всем детям в стране гарантирует самый главный закон — Конституции РФ. Внести изменения, в которую невозможно по прихоти одного человека, здесь нужно согласие большинства членов правительства РФ.
В Конституции указано, что образование должно быть общедоступным, бесплатным и обязательным. Родители и учительский коллектив должны создать все условия для того чтобы ребёнок мог получить все надлежащие знания. Также бесплатно на конкурсной основе можно поступить в ВУЗы, техникумы, ПТУ.
Исходя из вышесказанного, можно уверенно утверждать, что каждый школьник имеет право на бесплатное образование утвержденное Конституцией РФ, и то, что школы перейдут на полностью платную основу является всего лишь слухами.
Платное образование для средней школы
Но, несмотря на гарантированное бесплатное обучение, закон об оплате за образование функционирует уже не первый год и довольно-таки успешно. В нем говорится, что школы постепенно должны переходить на самоокупаемость.
Это не значит, что родителям придется платить полностью за образование ребёнка. Суть вопроса в том чтобы главные предметы так и оставались бесплатными. Оплата будет взиматься за дополнительные занятия, факультативы, кружки и т.д.
Всем известно, что в нынешнее время стало очень трудно обучаться в школе. Об ужасных, можно сказать, мученических решениях домашних заданий начали складывать даже анекдоты. Чтобы получить достойное образование ученикам приходится оставаться на продленки и дополнительные занятия. Вот эти уроки, которые сверх школьной программы и нужно будет оплачивать.
Ходить на них или нет, будут решать сами родители. Но по прогнозам экспертов такие дополнительные занятия пользуются, и будут пользоваться большим спросом. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его дети получили глубокие знания, успешно сдали ЕГЭ и в итоге стали высокообразованными людьми.
К сожалению, без дополнительных факультативов и репетиторов получить такие знания невозможно. Кроме этого школам разрешено внедрять разносторонние кружки и проф предметы, чтобы дети с самого раннего возраста могли определиться, чем они хотят заниматься, кем стать, какую профессию в будущем выбрать, получить навыки. Некоторые из таких кружков проводятся на бесплатной основе за остальные же нужно платить.
Насчёт проф предметов существует мнение, что в школе они не нужны, так как в столь раннем возрасте ребёнок ещё не может определиться какую профессию в будущем он хотел бы выбрать.
Но всё же дополнительные знания никому не помешают. Благодаря урокам и кружкам, которые не входят в школьную программу, ученикам предоставляется возможность расширить кругозор. Например, в школе изучается английский язык, но ребёнок имеет желание обучать французский, для этого родители могут оплатить ему дополнительные уроки по французскому языку.
Кому выгодно платное обучение?
Конечно, простым гражданам Российской Федерации будет трудно оплачивать обучение детей. Особенно если в семье несколько школьников. Но есть случаи, когда ребёнок не может заниматься в коллективе, трудно сосредотачивается на общих уроках.
Тогда родителям, заботящимся о том чтобы их ребёнок имел хорошее образование, выгодно платить репетитору за дополнительные занятия. Часто нанимают учителя или отправляют ребёнка на дополнительные занятия при подготовке к ЕГЭ, так как на обычных уроках дети не успевают освоить все нужные знания.
Есть и негативная сторона в этом вопросе, некоторые учителя, желая иметь дополнительные заработки, плохо выполняет свои обязанности, не обучая как следует учеников. Такие случаи, конечно же, редкость и сразу же пресекаются со стороны руководства.
Видео-новость
svegienovosti.ru