примерные темы для итогового сочинения 2017/2018 в 11 классе
- 08.09.2017
Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ — Цели и средства.
- Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
- Оправдывает ли цель средства?
- Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?
- Почему важно иметь цель в жизни?
- Для чего нужна цель?
- Согласны ли вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?
- Как вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?
- Достижение какой цели приносит удовлетворение?
- Подтвердите или опровергните высказывание А. Эйнштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?
- Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?
- Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
- Что значит «великая цель»?
- Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?
- Как вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
- Может ли человек жить без цели?
- Как вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?
Можно ли добиться цели, если все против тебя?- К чему приводит отсутствие цели в жизни?
- Какая разница между истинной и ложной целью?
- Чем мечта отличается от цели?
- Чем опасно бесцельное существование?
- Как вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».
- Как достигнуть цели?
- Согласны ли вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?
- Можно ли судить о человеке по его цели?
- Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
- Как общество влияет на формирование целей?
- Согласны ли вы с утверждением А. Эйнштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?
- Существуют ли недостижимые цели?
- Как вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?
- Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?
- Согласны ли вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?
- В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?
- На что способен ли человек, потерявший цель в жизни?
- Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
- Какова цель существования человека?
- Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?
- Как вы понимаете словосочетание «идти по головам»?
- Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?
- Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?
- Как вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?
Список тем предоставлен проектом rustutors.ru
Дополнительные ссылки:
Сохранить ссылку:
Добавить комментарий
Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.
СТРУКТУРА итогового сочинения 11 класс Общий план
Описание презентации СТРУКТУРА итогового сочинения 11 класс Общий план по слайдам
СТРУКТУРА итогового сочинения 11 класс
Общий план сочинения имеет вид: I. Вступление. II. Основная часть. Тезис. 1. Первый аргумент. 2. Второй аргумент. III. Заключение.
Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение. Вступление
Общие рассуждения на тему Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» .
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части ) Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что. . . » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли. . . » и т. д.
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)? » . Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату
Тема — назывное предложение (ключевые слова) Например: «Преходящее и вечное» . В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос. Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?
Формулировка тезиса Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
Тема-вопрос Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию? » Т е з и с ы Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!. . »
Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. «Ваш выбор: книга или компьютер? » (Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер? » , «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу? » ) Время, технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным ше- лестом страниц, с её иногда пожел- тевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что кни- га — это живая свидетельница ис- тории человечества!
Способы формулировки тезиса · Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос. Тема : «Что важнее: любить или быть любимым? » Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»
Рассказ о случае из жизни. Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто отдал за нашу мирную жизнь свою во время той страшной войны 1941— 1945 годов. Нет ни одной семьи в России, которой не коснулась бы та война. В моей семье тоже свято чтят память о тех годах, потому что мои дедушки честно сражались за свою Родину. Один дед был сапёром, а другой — лётчиком-истребителем. Они не любили говорить о войне. Они считали, что это са- мое страшное, что может про- изойти в жизни людей, потому что война несёт не созидание и процветание, а боль, смерть и страдание людям
Образ-аналогия Тема : «Должен ли человек следовать за своей мечтой? » Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»
Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы). В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.
Основная часть Аргументация Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод. Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Структура аргумента Аргумент состоит из нескольких элементов и включает: 1. Обращение к литературному произведению : называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию : здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . . » и т. п.
Заключение Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует несколько способов закончить сочинение: · Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату
Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям» .
Цитата , подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.
1. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин). 2. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих). 3. «Природа — творец всех творцов» (И. В. Гёте). 4. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери) 5. «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Ци- церон). 6. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно. . . » (А. С. Пушкин). 7. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский). 8. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать. . . » (В. Г. Белинский). 9. «Человек — целый мир. . . » (Ф. М. Достоевский ).
14. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачёв). 11. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский). 12. «Нет счастья в бездействии. . . » (Ф. М. Достоевский). 13. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).
ИСТОЧНИКИ Михайлова, Екатерина Викторовна. М 69 ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом). http: //mainview. ru/wp-content/uploads/2010/0 6/ps-burn-text-01. jpg http: //предыдущая. страна-читалия. рф/upload/image/2_(1). png Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 г. Моздок РСО-Алания Погребняк Н. М.
present5.com
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Образцы итогового сочинения по литературе 11 класс
Какие герои живут по чести?
Честь и бесчестие. Два нравственных понятия, которые абсолютно противоположны друг другу. Но живущие рядом, а иногда идущие рука об руку.
Как жить по чести? Что под этим подразумевается? И действительно ли «честь дороже жизни», — как сказал известный немецкий поэт Ф. Шиллер?
Очень ярко представлен человеком чести герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — Пётр Гринёв. Вырасти бесчестным ему было практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего. Отправляя сына служить Отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь … И помни пословицу: береги платье снову, а честь — смолоду”.
И Петр берег. По дороге к месту службы он проигрался в карты, но честно отдал долг, не слушая уговоров Савельича.
Будучи честным человеком, Гринёв не мог терпеть неправду. Ложь Швабрина о семье капитана Миронова, в том числе и о Маше, которую любил Гринёв, воспринимается им как оскорбление. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Что касается Швабрина, то он в произведении — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятие “честь” вовсе не существует. Ему ничего не стоит присягнуть другому государю, оклеветать человека, и даже выстрелить в спину, в то время как Гринев и тут благороден.
Ещё один герой чести – Остап из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Два брата: Остап и Андрий… Их обоих Тарас Бульба воспитывает одинаково, в первую очередь внушая каждому, что превыше всего – любовь к Родине, к родной земле.
Для Остапа главное – не потерять своей чести, служить на благо Отчизны. В бою со шляхами он показывает неистовую храбрость, уважение к своим товарищам, верность своей Отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергают его страшным мукам, он не говорит ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умирает как верный сын своей Родины.
Для Андрия главным оказалась любовь, но не к Отечеству, а к женщине, которая толкнула его на предательство, а значит на бесчестие. Эта любовь отняла у него дом, брата, отца, и самое главное – честь. Андрий же кроме презрения вызывает ещё боль и страх, от того, что он не одинок в своих поступках, приводящих к предательству. И погибает он не на поле боя, а от руки своего отца, Тараса Бульбы. Тарас произносит крылатую фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью». Андрий сам обрёк себя на забвение, сделав себя бесчестным среди своих товарищей.
Таким образом, мы понимаем, что человек чести всегда остаётся победителем. Такие качества как честность, благородство, смелость помогают пройти все испытания с достоинством.
nsportal.ru
Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Примерные темы итогового сочинения по литературе
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВА»
- «Ум с сердцем не в ладу»
(А. С. Грибоедов)
- «Учитесь властвовать собой»
(А. С. Пушкин)
- Что важнее: мыслить или чувствовать?
- Могут ли гармонично сочетаться в человеке «ум ума» и «ум сердца»?
- Расчет или веление души? Что мы выбираем?
- «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями»
(В. Г. Белинский)
Жизнь есть комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует (Мартти Ларни)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Что делать?» Н. Г. Чернышевского
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева
- «Война и мир» Л. Н. Толстого
- «Фома Гордеев» М. Горького
- Пьесы У. Шекспира, повести О. де Бальзака, романы Дж. Голсуорси.
НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
- «Чести своей никому не отдам»
- «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.
- Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?
- «Честь – это бриллиант на руке добродетели» (Вольтер)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтова
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева
- «Война и мир» Л. Н. Толстого
- «Дуэль» А. П. Чехова
- «Поединок» А. И. Куприна
«Белая гвардия» М. А. Булгакова
НАПРАВЛЕНИЕ «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»
- «Мы за ценой не постоим».
- Согласны ли вы с поговоркой «Победителей не судят»?
- Наша победа не ради войны, а ради мира.
- «Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви»
(К. Гельвеций)
- «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- «Судьба человека» и «Тихий Дон»
М. Шолохова (нравственная победа героев над жизненными обстоятельствами)
- «Сотников», «Обелиск» В. Быкова
- «Звезда» Э. Казакевича
- «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Прокляты и убиты» В. Астафьева
- «Слепой музыкант» В. Короленко
- «Я умею прыгать через лужи»
А. Маршалла
НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»
- «И опыт, сын ошибок трудных…»
(А. С. Пушкин)
- Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений
- «Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается» (Менандр)
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (М. В. Ломоносов)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтова
- «Обломов» А. И. Гончарова
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева
- «Война и мир» Л.Н. Толстого
- «Тихий Дон» М. А. Шолохова
nsportal.ru