Направления по литературе сочинения – Темы итогового сочинения по литературе 2020. Направления, примеры.

Содержание

5 направлений итогового сочинения 2018-2019 от ФИПИ / Блог

Всё об итоговом сочинении (изложении) 2018-2019

Подробно о каждом направлении: план, аргументы, список литературы, темы, цитаты и др.

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость


Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  2. обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  3. обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания 3 часа 55 минут.

  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
  • Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
  • Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
  • Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):

bingoschool.ru

Итоговое сочинение 2018-2019 направления ФИПИ: список литературы / Блог

Список произведений, который можно использовать для аргументации при написании итогового сочинения по 5 направлениям от ФИПИ.

«Отцы и дети»

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  2. А.Н. Островский «Гроза»;
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  5. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»;
  6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»;
  7. И.А. Бунин «Тёмные аллеи»;
  8. И.А. Гончаров «Обломов»;
  9. В.Г. Распутин «Уроки французского», «Последний срок»;
  10. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;
  11. А.П. Чехов «Вишневый сад»;
  12. В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
  13. А.М. Горький «Детство»;
  14. В. Тендряков «Расплата»;
  15. Б. Васильев «Завтра была война»;
  16. Л.Ф. Воронкова «Старшая сестра»;
  17. Б. Екимов «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви».

дополнительный список по направлению «Отцы и дети» смотри здесь.

«Мечта и реальность»

  1. А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»;
  2. А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  3. Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»;
  4. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Мцыри»;
  5. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева»;
  6. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  7. А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  8. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
  9. И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  10. М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  11. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  12. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Белые ночи»;
  13. А.Н. Островский «Гроза»;
  14. И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв».

дополнительный список по направлению «Мечта и реальность» смотри здесь.

«Месть и великодушие»

  1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»;
  2. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел», «Моцарт и Сальери», «Дубровский»;
  5. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»;
  6. В.П. Аксёнов «Московская сага»;
  7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;
  8. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  9. В.М. Гаршин «Трус»;
  10. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»;
  11. Дж. Роулинг «Гарри Поттер».
  12. В.Л. Кондратьев «Сашка»;
  13. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

дополнительный список по направлению «Месть и великодушие» смотри здесь.

«Искусство и ремесло»

  1. М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  2. А.П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья», «Ионыч»;
  3. Н.В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  4. М. Горький: «На дне»;
  5. А. Островский: «Лес», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»;
  6. Л.Н. Толстой: «Война и мир», «Альберт»;
  7. А. Куприн: «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «К славе», «На покое»;
  8. Б. Пастернак «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Доктор Живаго»;
  9. А.С. Пушкин «Пророк», «Моцарт и Сальери» и др;
  10. В. Маяковский «Во весь голос».

дополнительный список по направлению «Искусство и ремесло» смотри здесь.

«Доброта и жестокость»

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир», «После бала»;
  2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  4. М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  5. В.П. Астафьев, «Людочка», «Царь-рыба»;
  6. А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  7. А.П. Чехов, «Крыжовник», «Человек в футляре», «Каштанка», «Размазня», «В аптеке», «Тоска»;
  8. В.М. Шукшин, «Чудик»;
  9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  10. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»;
  11. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», «Великолепная шестерка»;
  12. А. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок»;
  13. Л. Андреев «Кусака», «Друг»;
  14. В. Распутин «Уроки французского»;
  15. В.Л. Кондратьев «Сашка»;
  16. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».

дополнительный список по направлению «Доброта и жестокость» смотри здесь.

К нескольким направлениям

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

bingoschool.ru

Литература по темам сочинения 2017

Начинается подготовка к итоговому сочинению по литературе.

В этом году мы повторим акцию «Секреты ЗАЧЕТного сочинения» и в библиотеках на выставках представим литературу по 5 тематическим направлениям итогового сочинения в 2017-2018 учебном году.


6 декабря 2017 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (7 февраля и 2 мая). Задача экзамена – оценить навыки школьника по таким направлениям: · Умение придерживаться одной темы при размышлениях. · Применение правил культуры речи. · Способность обосновать свое мнение. · Знание произведений русской и мировой литературы. В первую очередь, сочинение показывает уровень культуры речи автора, умение ясно излагать мысли, начитанность и способность анализировать произведения.

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений:


Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Список литературы к направлению «Верность и измена»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель» Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ревизор» А. Н. Островский «Гроза» Л. Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», «Анна Каренина» А. П. Чехов «Дама с собачкой», «О любви», «Попрыгунья» М. Горький «Детство» Л. Андреев «Иуда Искариот» А. И. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» А. Платонов «Возвращение» Б. Васильев «Летят мои кони» В. Быков «Сотников», «Волчья стая», «Карьер» Е. Носов «Белый гусь» В. Астафьев «Белогрудка» Ч. Айтматов «Буранный полустанок или и дольше века длится день» Е. Замятин «Мы» В. Набоков «Лолита» Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары» В. Железников «Чучело» Е. Мурашова «Класс коррекции» П. Санаев «Нулевой километр» И. Курамшина «Сыновний долг» Э.М. Ремарк «Три товарища» Дж.Оруэлл «1984» Ф. Саган «Через месяц, через год» Р.Р. Толкин «Властелин колец» Э.Э. Шмитт «Оскар и Розовая дама» Халед Хоссейни «Бегущий за ветром» Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Пиколт «Ангел для сестры» У.Спаркс «Дневник памяти»
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник»; Н. В. Гоголь «Мертвые души» Л. Н. Толстой «Война и мир» А. Н. Островский «Бедность не порок» В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе» А. П. Чехов «Вишневый сад», «Крыжовник», «Тоска», «В аптеке» Л. Н. Андреев «Кусака», рассказы М. А. Горький «Легенда о Данко» А. П. Платонов «Юшка» А. Солженицын «Матренин двор» К. Паустовский «Телеграмма», «Теплый хлеб» В. Астафьев «Царь-Рыба», «Людочка» Ф. Абрамов «Пелагея», «Алька» В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Уроки французского» Е.Носов «Акимыч (Кукла)»; А. Алексин «Сигнальщики и горнисты», «А тем временем где-то» и др Б. Екимов «Ночь исцеления» В. Железников «Чучело» Л. Улицкая «Дочь Бухары» О. Бальзак «Отец Горио» Ф. Кафка «Воздушный замок» У. Голдинг «Повелитель мух» Л. Оливер «Прежде чем я упаду» Д. Киз «Цветы для Элджернона» Т.М. Кенэлли «Список Шиндлера»
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. Список литературы к направлению «Цели и средства» А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Дубровский» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Н. В. Гоголь «Мертвые души» А. Н. Островский «Бесприданница», «Бедность не порок» Л. Н. Толстой «Война и мир» А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» М. Горький «Песня о Соколе», «Челкаш» И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Матрёнин двор» В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой» В. Астафьев «Конь с розовой гривой» Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка) Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» Ж.-Б. Мольер «Тартюф» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Ф. Саган «Здравствуй, грусть» Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» С. Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» Ч. Паланик «Бойцовский клуб» К. Воннегут «Колыбель для кошки» Э. Хэмингуэй «Старик и море» У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Список литературы к направлению «Смелость и трусость»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Выстрел» А.Н. Островский «Бедность не порок» Л. Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник» М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» В. Закруткин «Матерь человеческая» Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…» В. Быков «Сотников», «Журавлиный крик», «Обелиск» Ч. Айтматов «Плаха» Д. Рубина «Адам и Мирьям» В. Железников «Чучело» А. Алексин «Поздний ребёнок» Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Жизнь взаймы» Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан» Р.Р. Толкин «Хоббит» Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Дж.Роулинг «Гарри Поттер» Р.Ригз «Дом странных детей»
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Список книг к направлению «Человек и общество»
Г.Р. Державин «Властителям и судиям» А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» А. Н. Островский «Гроза» Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала» М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик» В. Г. Короленко «В дурном обществе» А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч» И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи» А. С. Грин «Алые паруса» А. И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «В круге первом» А. П. Платонов «Юшка» Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей» Е. Замятин «Мы» Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?) Э. М. Ремарк «Тени в раю» С. Моэм «Луна и Грош» Дж. Оруэлл «1984» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» О. Хаксли «О дивный новый мир» Т. Капоте «Завтрак у Тиффани» К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» Х. Ли «Убить пересмешника» Д. Киз «Цветы для Элджернона»
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Р.S. Если внимательно посмотреть списки, можно заметить, что некоторые книги повторяются в каждом направлении, например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н Толстой «Война и мир», Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», М. Шолохов «Судьба человека», В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского». Если эти произведения хорошо прочитать, осмыслить, почитать дополнительную литературу, можно по этим книгам писать сочинение по каждому направлению и любой теме. Приходите в библиотеки за книгами! Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. При подготовке к сочинению полезно знать следующее: ● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт». ● Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). ● Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам. ● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается. ● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут. ● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории. ● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы. ● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ. ● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru). ● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой. ● Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; качество речи; ● Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. ● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.

vokrugknig.blogspot.com

Итоговое сочинение по литературе 2018: темы, направления ФИПИ

Для всех учеников 11-х классов первым испытанием 2018 года станет итоговое сочинение, написать которое будущим выпускникам предстоит уже в начале декабря. Ученикам обычных школ, гимназий и лицеев не стоит расслабляться, так как в этом году выпускное сочинение (изложение), или как его еще иногда называют, «декабрьское сочинение», точно не отменят, хотя и кардинальных изменений Минобрнауки не анонсирует.

Всем, кто в 2017-2018 году перешел в 11 класс, предлагаем узнать:

  1. Когда будет проводиться сочинение в 2017-2018 учебном году?
  2. В каком формате проходит испытание?
  3. Как оценивается сочинение выпускника?
  4. Какими будут темы сочинений в 2018 году?
  5. Как подготовится к написанию сочинения?

Даты итогового сочинения 2018 года

Выпускникам 2017-2018 года будут предоставлены три попытки, что бы раскрыть предложенные темы и успешно написать сочинение по литературе:

  1. 6 декабря 2017 года – основной день, отведенный для написания выпускного сочинения во всех школах РФ.
  2. 7 февраля 2018 года – первая пересдача для тех, кто получит «незачет» во время первой декабрьской попытки или по каким-либо причинам не сможет принять участие в основном туре испытания.
  3. 16 мая 2018 года – резервная дата, отведенная для последней третьей попытки.

Важно! Ученики, не сдавшие итоговое сочинение, не будут допущены к ГИА и ЕГЭ, а соответственно, рискуют не получить долгожданный документ об образовании и лишиться права продолжить обучение в ВУЗе.

Для абитуриентов, которые выберут для себя филологическое направление, сочинение будет играть не только роль пропуска к ЕГЭ. Его можно подать при поступлении, получив дополнительные баллы и повысив свои шансы на бюджетное место в хорошем ВУЗе.

Хотя, бояться нечего, ведь статистика говорит о том, что в 2017 году 95% выпускников справились с задачей с первой попытки.

Формат итогового сочинения

В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.

На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.

Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.

Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на дому, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:

КритерийЧто проверяют?За что поставят «незачет»?
1Соответствие темеПроверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему.Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.

Автоматически будет «незачет» по работе в целом!

2АргументацияПроверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции.Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.

Автоматически будет «незачет» по работе в целом!

3КомпозицияПроверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами.В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.
4Качество речиПроверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком.Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.
5ГрамотностьПроверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок.Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.

Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.

Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.

Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

Узнать точные темы сочинения заблаговременно невозможно, ведь они держатся в строгом секрете и разглашаются за 15 минут до начала экзамена.  Но, для более эффективной подготовки, ученикам предложены направления, в рамках одного из которых и будет выбрана тема, по которой им предстоит писать итоговое сочинение в 2017-2018 году:

  1. «Смелость и трусость»
  2. «Равнодушие и отзывчивость»
  3. «Человек и общество»
  4. «Цели и средства»
  5. «Верность и измена»

Для каждого из приведенных направлений есть определенный список произведений, одобренный в ФИПИ, в которых раскрывается важная проблема и присутствует необходимая для написания сочинения информация.

Подготовка к итоговому сочинению

Хотя до первого испытания осталось не так много времени, качественно подготовиться к сочинению более чем реально. Для этого необходимо:

  1. Прочесть рекомендованные произведения.
  2. Провести анализ и выписать в отдельную тетрадь важные отрывки, события, имена, портреты и мысли героев, которые могут быть применены для сочинения в рамках одного из приведенных выше тематических блоков.
  3. Практиковаться в написании сочинений.

В сети не сложно найти темы, которые были предложены ученикам в 2016 и 2017 годах. Это будет хорошей практикой. Но, не стоит заблуждаться. Повторение ранее использованных тем в этом году маловероятно. Поэтому полезным также будет разработка блочной системы тез и аргументов, согласно которой ученик создает для себя базу для рассуждения на одну из глобальных тем.

Структура сочинения

Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:

1ВступлениеОколо 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части.
2Основная частьГлавный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения
2-й тезис и аргументация
3-й тезис и аргументация
3ЗаключениеПримерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др.

Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:

  1. Укажите автора и полное название произведения.
  2. Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
  3. Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
  4. Подведите промежуточный итог.

Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.

Советы педагогов

Опытные учителя, выпускники которых каждый год успешно сдают не только сочинение, но и ЕГЭ по литературе, рекомендуют:

  1. Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.
  2. Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.
  3. Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.
  4. Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.
  5. Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.

Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

К итоговому сочинению по направлению «Год литературы»

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2020
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
      • ВЫПУСКНОЕ 2020
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 — 2013. Презентации
      • 15.2 — сочинение 2018
      • 15.3 — сочинение 2018
      • 15.2 — сочинение 2017
      • 15.3 — сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
    • ОГЭ по литературе
    • ОГЭ 2020 года
  • 700 cочинений ОГЭ
    • Сочинение 2017 года
      • Сочинение 15.2 (2017)
      • Сочинение 15.3 (2017)
    • Сочинения 2016 года
      • сочинение 15.2 (2016)
      • Сочинение 15.3 (2016)
    • Сочинения 2015 года
      • задание 15.1
      • задание 15.2
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.2)
      • задание 15.3

www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Год литературы»

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2020
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
      • ВЫПУСКНОЕ 2020
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 — 2013. Презентации
      • 15.2 — сочинение 2018
      • 15.3 — сочинение 2018
      • 15.2 — сочинение 2017
      • 15.3 — сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
    • ОГЭ по литературе
    • ОГЭ 2020 года
  • 700 cочинений ОГЭ
    • Сочинение 2017 года
      • Сочинение 15.2 (2017)
      • Сочинение 15.3 (2017)
    • Сочинения 2016 года
      • сочинение 15.2 (2016)
      • Сочинение 15.3 (2016)
    • Сочинения 2015 года
      • задание 15.1
      • задание 15.2
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.2)
      • задание 15.3
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.3)
    • Сочинения 2013 года
    • Сочинения 2012 года
    • Сочинения 2011 года
  • Литература. Сочинения
    • ЕГЭ

www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе на тему: Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год

 C 2015 года для допуска к ЕГЭ выпускникам необходимо будет написать сочинение на заданную тему. Писать сочинение будут в школах. Оценка — зачёт/незачёт. Темы заранее опубликованы не будут. Публикуются лишь общие тематические направления. Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки.


1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

2. Вопросы, заданные человечеству войной

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

4. Спор поколений: вместе и врозь

5. Чем люди живы?


Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Направление тем: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Тема из предполагаемого обязательного направления «юбилей великого писателя или деятеля культуры»: подготовка к ней диктует необходимость углубленного изучения жизни и творчества упомянутой фигуры в течение первого полугодия как на занятиях по литературе (и другим предметам), так и во внеурочной деятельности, проведение школьных мероприятий и т.п. Выбор Лермонтова нами объясняется тем, что 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

  1. «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…»
  1. Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова
  1. «Лермонтов и Кавказ»,»Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ…»,» То сердце,где кровь кипела…»
  1. «А что такое счастие?» Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  1. «…Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;…
  1. Я думал: жалкий человек
  1. Согласны ли вы с утверждением Печорина: «»Один из друзей всегда раб другого…» ?
  1. «В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом             М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
  1. Что в имени тебе моём?
  1. «Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос стихотворения               М. Ю. Лермонтова «Валерик»
  1. Имя Лермонтова на карте России

Направление тем:

Вопросы, заданные человечеству войной

2014 год – год столетнего юбилея начала Первой мировой войны; грядущий, 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны – во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и задали целый ряд непростых, а иногда болезненных вопросов человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз задаться этими вопросами – вслед за русскими писателями и мыслителями XIX-ХХ века.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

  1. Между жизнью и смертью
  2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне
  3. Дети и война
  4. 891 день мужества ленинградцев
  5. Мемориал — памятник с особым значением
  6. «По ком звонит колокол»
  7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
  8. Значение войн для государства и для человека

Направление тем: Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

  1. Мир людей глазами мобильного устройства
  2. «Живая» книга или Интернет!
  3. Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)
  4. Человек и космос
  5. Плюсы и минусы бессмертия. «Бессмертная душа» Станислава Лема
  6. Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика

Выпускные сочинения школьников РФ предложено не ограничивать по объему и набору рассматриваемых литературных произведений.
         «Что касается объёма итогового сочинения, (глава Минобрнауки) Дмитрий Ливанов внёс предложение в этом году не ограничивать его жесткими рамками, а установить ориентировочный минимум слов в письменной работе, необходимый для положительного оценивания работы вкупе с другими критериями», — говорится в сообщении пресс-службы министерства.
Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

Во время экзамена, возможно, разрешат пользоваться литературой.

«Мы не должны сужать возможности для самовыражения выпускников определенным набором литературных произведений в момент написания сочинения», — сказал Дмитрий Ливанов.

         

По материалам сайта http://sochinenie11.ru/

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *