Международный координатор | Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA). |
Цель исследования | Оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации; изучить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов; выявить и проанализировать факторы, влияющие на компьютерную и информационную грамотность; способствовать разработке образовательных программ, ведущих к формированию компьютерной и информационной грамотности учащихся, и продвигать обучение в этой сфере на национальном и международном уровнях. |
Циклы исследования |
2013г., 2018 г. в исследовании от РФ принимала участие Москва |
Характеристика выборки |
43 региона страны, 206 школ (из них 12 школ Москвы), 7318 участников исследования: 2018г.: 150 школ Москвы, 5225 участников: 2680 учащихся, 2245 учителей, 150 ответственных за информатизацию в школе, 150 директоров школ |
Характеристика инструментария 2013 г. |
1. Компьютерное тестирование. Тест ICILS построен по принципу закрытой системы: учащийся осуществляет поиск и обработку информации в специально созданной среде, не имея доступа к ресурсам, находящимся за её пределами. Тест ICILS характеризуется следующими свойствами: — задания строятся на ситуациях из реального межпредметного контекста; — выполнение заданий требует комплексного применения технических и оценочных навыков; — в заданиях затрагиваются вопросы безопасности и этики использования компьютерной информации. Компьютерный тест состоит из 4 модулей: «Школьная спортивная секция», «Конкурс музыкальных групп», «Как дышит человек», «Школьная экскурсия». Каждый модуль — это система тестовых заданий, которая позволяет оценить способности учащегося решать практические задачи, взятые из его повседневной, реальной жизни, с помощью ИКТ. 2. Анкетирование учеников 8-х классов, анкетирование директоров школ, учителей, ответственных за информатизацию. Анкета для учителя состоит из 18 вопросов, которые касаются владения компьютером учителями (в школе и вне школы), профессионального обучения применению компьютеров, проблем при пользовании компьютером, отношения к использованию компьютеров в преподавательской деятельности, самооценки своей компьютерной компетентности. Анкета для директора школы состоит из 20 вопросов, которые касаются общей характеристики школы, политики применения ИКТ в школе, поддержки учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе, участия учителей в профессиональном обучении. |
Участие и позиция России | В 2013 г. Россия заняла 13 место среди 21 страны. |
25.04.2019 | 13:30 | Эффективные практики реализации преемственности Онлайн видео часть 1 Материалы вебинара | Соколов В.Ю. — «Вступительное слово»
Котельникова С.В., Романова Н.А. — «Преемственность: мифы и реальность» Косташ Н.Н. — «Фестиваль наук как форма организации работы между дошкольными группами и школой» Тарасенко Н.А. — «Реализация практики преемственности в муниципальных образовательных организациях» Абысова В.А., Мельникова С.В. — «Подходы к реализации программы преемственности со школой в работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями» Рюмина Н.Ю., Васильева Н.В. — «Взаимодействие дошкольных групп и школы в условиях единого образовательного пространства» Кондрашова Е.В., Ложкина Е.А. — ««Взрослеем вместе»: взаимодействие обучающихся социально-психолого-педагогического профиля и детей дошкольного возраста» | Дошкольное образование | |
16.04.2019 | 15:00 | ВСОКО: мониторинг качества образователь-ных результатов обучающихся с ОВЗ Онлайн видео часть 1 | Максимова Ю.Ю. — «Образовательные результаты обучающихся с ОВЗ – требования ФГОС «
Новикова О.С. — «Диагностические работы в рамках ВСОКО в начальной школе» Краузе Е.Н. — «Мониторинг эффективности освоения предметных областей обучающимися с ОВЗ (на примере реализации АООП для обучающихся с ЗПР)» Федотова О.В. — «Мониторинг качества образовательных результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (на примере слабослышащих и позднооглохших обучающихся)» Ненахова А.О. — «Проведение оценочных процедур текущего контроля для обучающихся с ОВЗ. Участие обучающихся с ОВЗ в олимпиадах» Наринян А.С. — «Оценка качества образовательных результатов обучающихся с ТНР» Рязанова Ю.А. — «Система оценки качества образования обучающихся с ОВЗ» Голованова О.В. — «Система оценки образовательных результатов обучающихся в Школе 830″ | Сопровождения процедур контроля качества предоставляемых услуг лицам с особыми образовательными потребностями | |
04.04.2019 | 13:30 | Образовательное пространство дошкольника Онлайн видео часть 1 Материалы вебинара | Соколов В.Ю. — «Вступительное слово»
Щипкова Т.Ю. — «Процесс создания единого образовательного пространства в образовательной организации» Шалакина Н.С., Абысова В.А. — ««Обучение с увлечением». Предметная среда – первый этап знакомства дошкольников с образовательным пространством» Федоренко А.В. — «Организация образовательного пространства для детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзии на уровне дошкольного образования» Кулешова И.В. — «Использование средств Информационных компьютерных технологий для образования детей с ОВЗ» Наникова О.В. — «Единое образовательное пространство – территория личностного развития дошкольника» Султанова С.Н., Кокунова Е.О. — «Образовательное пространство дошкольных групп как шаг в познании мира» | Дошкольное образование | |
21.03.2019 | 13:30 | Дошкольное образование глазами современных родителей Онлайн видео часть 1 Материалы вебинара | Соколов В.Ю. — «Вступительное слово»
Караблина О.В. — «Абонемент в страну «Дошколёнок»» Удальцова О.П., Керефова М.В. — «Партнерское сотрудничество с родителями в рамках реализации проекта «СемьЯ»» Киселева М.Ю. — «Тренинг родительских навыков: помощь семьям, воспитывающих детей с ОВЗ» Головкова Л.А. — «Современноеобразовательноепространство» | Дошкольное образование | |
19.03.2019 | 15:00 | ВСОКО: мониторинг эффективности образовательных маршрутов в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ Онлайн видео часть 1 | Максимова Ю.Ю. — «Эффективность образовательного маршрута и оценка качества системы работы с ИОМ в образовательной организации»
Егупова О.В. — «Индивидуальный образовательный маршрут: от целей и задач к измеримым результатам» Воробьева Э.Ю. — «Оценка динамики индивидуального образовательного маршрута» Маргарита Ф.П. — «ВСОКО: мониторинг эффективности образовательных маршрутов в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ» Лукьянченко Н.А. — «Мониторинг эффективности образовательного маршрута обучающегося по АООП НОО с НОДА (вариант 6.2)» | Сопровождения процедур контроля качества предоставляемых услуг лицам с особыми образовательными потребностями |
mcko.ru
МЦКО
Как развивались система педагогических измерений и банк измерительных материалов в России, совершенствовались технологии оценочных процедур в ГИА и в диагностиках, рассказал в интервью пресс-службе Московского центра качества образования начальник отдела развития инструментария оценки качества образования Московского центра качества образования Александр Олегович Татур.
Краткая справка:
Александр Олегович Татур, начальник отдела развития инструментария оценки качества образования Московского центра качества образования.
Почетный работник общего образования России, главный научный консультант и член ученого совета Федерального института педагогических измерений, награжден грамотами и благодарственными письмами московского и федерального уровня за большой вклад в развитие городской системы образования:
Имеет благодарность за активное участие и большой вклад в организацию и успешное проведение эксперимента по введению ЕГЭ в 2002 году. Награжден грамотой Департамента образования Москвы за большой вклад в развитие московской системы образования, грамотой Федерального института педагогических измерений за выдающийся вклад в развитие системы независимой оценки качества образования в России, почетной грамотой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки за большой вклад и активное участие в организации деятельности по контролю качества образования, грамотой городского экспертного совета за развитие практико-ориентированной науки в московском образовании. Присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования.
– Вы работаете в Московском центре качества образования с момента создания, свыше 10 лет. Расскажите, пожалуйста, о своем пути в МЦКО, о том, как менялся центр, направления деятельности.
– Мой путь в Московском центре качества образования начинался в 2005 году благодаря одному из замечательных деятелей московского образования – Ольги Николаевны Держицкой. В том году именно ею был создан Московский центр качества образования. До этого Ольга Николаевна много лет возглавляла одно из важнейших управлений Департамента образования Москвы. При ее активном участии в столице развивались педагогические измерения.
До перевода в МЦКО я возглавлял лабораторию аттестационных технологий (ЛАТ) Московского института открытого образования (МИОО). Эта лаборатория была создана в 1992 году Любовью Петровной Кезиной, долгое время руководившей московским департаментом образования. Диагностики, которые проводились Московским центром качества образования в школах города, начиная с 2005 года, опирались на технологические разработки ЛАТ, которые и до сих пор служат крепким фундаментом банка проверочных материалов МЦКО.
В период с 2005 по 2010 год на базе Центра проводилось большое количество исследовательских проектов, работали городские экспериментальные площадки, в которых принимали участие педагоги многих школ Москвы, формировалась концепция Московского регистра качества образования (МРКО), закладывались основы региональной системы оценки качества образования и многое другое.
С 2011 по 2015 год развитие МЦКО проходило под руководством Алексея Ивановича Рытова, который теперь является ректором Московского института открытого образования. Он большое внимание уделял Московскому регистру качества образования, ставшему одним из важнейших элементов системы образования города. При Алексее Ивановиче существенно изменилась система диагностики учебных достижений обучающихся. От репрезентативных выборок участников диагностики состоялся переход на добровольное участие школ по заявкам, которые образовательные организации подают через МРКО. За эти годы существенно возрастал интерес школ к объективной оценке учебных достижений. Так, с 36 тысяч учеников, принимавших участие в диагностиках в 2009/2010 учебном году, число участников в 2014/2015 учебном году выросло до 900 тысяч. В эти же годы в жизнь школы входили Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Много диагностических работ было проведено по оценке достижений требований ФГОС и в начальной школе, и в основной, и старшей (для тех, кто начал вводить ФГОС). Совершенно новым направлением стала оценка метапредметных умений обучающихся, которые являются одним из важнейших требований ФГОС.
В 2015 году Московский центр качества образования возглавил Павел Владимирович Кузьмин. В этом учебном году в соответствии с распоряжением Департамента образования Москвы будут продолжены основные виды диагностик. Особое внимание уделяется разработкам диагностических материалов для открывшегося в сентябре 2015 года Центра независимых диагностик, который предоставляет образовательные услуги и школам, и учащимся, и их родителям. Впервые запланированы тематические диагностики: в октябре – «Воинская слава России» («История государства Российского» – 10 класс), в январе – «Здоровый стиль жизни» (8 класс).
– Как Вы пришли в сферу образования?
– В 1968 году я закончил Московский инженерно-физический институт и работал в нем сначала на кафедре экспериментальной ядерной физики, а потом преподавал на кафедре общей физики. Педагогический труд требовал оптимизации, и поэтому в годы перестройки в некоторых вузах стали использоваться тесты. Меня это тогда тоже заинтересовало. Развивались автоматизированные формы проверки уровня подготовки студентов. К 1992 году стало ясно, что и в среднем образовании тесты помогут сделать оценивание учебных достижений объективным. Поэтому, собственно, и появилась лаборатория аттестационных технологий Московского института повышения квалификации работников образования (ныне МИОО), в которой я работал сначала заместителем заведующего, а потом и заведующим лаборатории. Региональные диагностики в Москве начались с 1993 года и с успехом продолжаются и сейчас. Формы проведения диагностик, выработанные к настоящему времени, обеспечивают действительно объективный и полноценный уровень оценки учебных достижений обучающихся.
– Вы стояли у истоков развития системы педагогических измерений в России. Расскажите об этом направлении Вашей работы подробнее.
– Вопрос об истоках педагогических измерений не такой уж простой. Можно говорить о педагогических измерениях в России в 20-е годы прошлого века и об их запрете советской властью. Долгое время слово «тест» употреблять, фактически, было запрещено. Даже в 90-е годы люди побаивались его произносить. Но все же именно в это время началась разработка настоящих тестов, без которых не может быть педагогических измерений. Оценивать уровень подготовки учеников можно и по старинке, но измерять – не получится. Много творческих людей начали осваивать в те времена это направление педагогики (были и курсы повышения квалификации, и семинары, и конференции). Тогда закладывались основы педагогических измерений в России. Министерство образования поддержало это направление и к 2001 году приняло решение о проведении эксперимента по разработке проверочных материалов для Единого государственного экзамена. Возглавил работы заместитель министра Виктор Александрович Болотов.
Первые 10 вариантов контрольных измерительных материалов (так стали называться тесты) по каждому из восьми общеобразовательных предметов (математика, русский язык, обществознание, история, география, биология, физика и химия) были переданы в Министерство образования 19 апреля 2001 года (а 21 мая – еще по пять вариантов). Разработка первых вариантов ЕГЭ проводились весной 2001 года в подмосковном санатории в Ивантеевке силами специалистов Лаборатории аттестационных технологий и специалистов предметных секций, которые победили в конкурсе, организованном Министерством образования. Специалисты предметных секций в большинстве своем были сотрудниками Российской академии образования. Методическое обеспечение разработок проводил Центр оценки качества образования, возглавляемый Галиной Сергеевной Ковалевой, которая и сейчас много делает для развития российского образования. Варианты контрольных измерительных материалов 2001 года были впервые использованы в экспериментальном режиме в трех регионах России.
Тогда появились кодификаторы элементов содержания по каждому предмету и спецификации КИМ. С этого времени, вплоть до 2009 года, проходило развитие контрольных измерительных материалов и процедур проведения ЕГЭ в экспериментальном режиме, а далее уже и в штатном режиме. Предметные секции стали предметными комиссиями разработчиков КИМ. Число предметов быстро выросло до 14 (и сейчас их столько же). В первые годы всей организационной частью работ занимались специалисты ЛАТ. В последующие годы они работали в рамках Федерального института педагогических измерений, созданного в 2003 году.
– Вы разрабатывали и совершенствовали технологии оценочных процедур в ГИА и в диагностиках. Как развивались эти направления?
– Совершенствованию и практической реализации технологии оценочных процедур уделялось большое внимание. Эта технология содержит две части. Первая – это разработка контрольных измерительных материалов. Вторая – процедуры проведения диагностики и обработки полученных данных. Обе части важны для любых оценочных процедур. Разработка КИМ обычно осуществляется специальными подразделениями организаций, которые должны подобрать авторские коллективы и экспертов, очень хорошо знающих учебный предмет и практически все учебники, по которым работают в наших школах. Разработка КИМ проводится в двух режимах: открытом, при котором формируются общедоступные материалы (демонстрационные варианты, спецификации и прочее), и в закрытом, который должен обеспечить конфиденциальность производства вариантов контрольных измерительных материалов, которые достанутся испытуемым при проведении диагностики. При разработке КИМ в закрытом режиме авторы, эксперты и организаторы производства обычно работают в специальных помещениях с особым уровнем доступа и под камерами видеорегистрации. Материалы при этом должны храниться в сейфах до завершения тестирования по разработанным вариантам КИМ.
Вторая часть технологии оценочных процедур не менее важна, чем первая. До 2014 года в ЕГЭ были недоработки именно в этой части и поэтому возникали случаи утечки конфиденциальной информации ЕГЭ, что снижало достоверность получаемых результатов. Но после большой работы с обеспечением конфиденциальности при формировании пакетов для испытуемых и обеспечением видеорегистрации в каждой аудитории достоверность результатов ЕГЭ стала высокой. При проведении независимых диагностик Московский центр качества образования тоже отслеживает конфиденциальность формирования пакетов с вариантами КИМ для школ, а видеорегистрация при тестировании дополняется работой независимого наблюдателя в каждой аудитории. Достоверность результатов также отслеживается путем анализа полученных данных при обработке результатов диагностики.
– Вы создали банк измерительных материалов. Расскажите подробнее об этом направлении.
– Мне пришлось руководить процессом создания банка измерительных материалов Московского центра качества образования, но создавался он совместными усилиями многих специалистов. Прежде всего, программистами базы контрольных измерительных материалов. Огромный труд в банк КИМ вложен авторами и экспертами практически по всем учебным предметам общего образования. База проверочных материалов МЦКО отличается от многих других: для большинства заданий в ней имеются надежные статистические характеристики, полученные на репрезентативных выборках московских школьников. Эти статистические характеристики позволяют создавать настоящие тесты, при использовании которых можно говорить именно об измерениях в педагогике, в оценке качества образования.
Банк измерительных материалов должен постоянно уточняться в соответствии с изменением образовательной практики. Основой разработки КИМ в настоящее время является Федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 года, но многие школьники Москвы уже учатся по Федеральным государственным образовательным стандартам 2009-2011 годов. Следовательно, необходимо проверять уровень подготовки обучающихся в соответствии с новыми требованиями. В 2015 году опубликована новая примерная основная образовательная программа, то есть снова необходимо корректировать контролируемые элементы содержания и требования.
Без высококвалифицированных авторов и экспертов невозможно подготовить хорошие контрольные измерительные материалы, поэтому мы работаем совместно с Ассоциациями учителей Москвы, с МИОО, с МГПУ, с Городским методическим центром, со школами и другими организациями, чьи специалисты помогают нам создавать банк измерительных материалов. И еще очень важно, чтобы с тобой работали умные, грамотные и доброжелательные люди. Хорошо, что именно из них состоит коллектив Московского центра качества образования. Взаимопомощь и поддержка, внимание и корректность помогают нам делать важное для российского образования дело. Повышая качество образования, мы можем надеяться, что жизнь наших граждан будет становиться лучше.
mcko.ru